Основные изменения налогового законодательства в 2017 году
Уплата и взыскание налогов и взносов, налоговые проверки,
привлечение к налоговой ответственности
(часть первая НК РФ)
С 1 января 2017 года
С 1 января 2017 года
Взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется в НК РФ
С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы в рамках камеральных и выездных проверок. Однако, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы на травматизм, правильно ли выплачены пособия, как и прежде, проверяет ФСС.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ
С 1 января 2017 года
Противоречия в электронной декларации по НДС нельзя пояснять в бумажном документе
Если при камеральной проверке налоговый орган запросил пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направить их можно только в электронной форме по ТКС (полномочиями устанавливать формат наделена ФНС). Пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Такие положения отражены в абз. 4, которым дополнен п. 3 ст. 88 НК РФ.
До 2017 года требования к форме пояснений не были установлены. ФНС разъясняла, что их допустимо представить в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ
С 1 октября 2017 года
С 1 октября 2017 года
При длительной просрочке уплаты недоимки начисляется больше пеней
Правила расчета пеней, установленные в п. 4 ст. 75 НК РФ, для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года.
Если у организации просрочка превысит 30 календарных дней, пени потребуется рассчитывать следующим образом:
— исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
— исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней или меньше юрлицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Напомним, по действующим правилам длительность просрочки роли не играет; процентная ставка пеней всегда принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования — она равна ключевой ставке.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
С 1 января 2017 года
С 1 января 2017 года
Минимальный срок банковской гарантии для ускоренного возмещения НДС увеличен на два месяца
Для возмещения НДС в заявительном порядке может потребоваться банковская гарантия. По правилам, которые вступили в силу с 2017 года, срок ее действия должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению (по старым правилам — не ранее чем через 8 месяцев). Изменения будут внесены в пп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ.
Как и прежде, возместить налог можно и без банковской гарантии, если совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за три календарных года, предшествующих году, в котором подано заявление о возмещении НДС в заявительном порядке, составляет не менее 7 млрд руб. При этом налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, в расчет не берутся.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 июля 2017 года
С 1 июля 2017 года
Получателям региональных и местных субсидий придется восстанавливать НДС
Новшество касается субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которую включен НДС. Даже если такая субсидия получена из регионального или местного бюджета, потребуется восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Сейчас принятый к вычету НДС нужно восстанавливать только в случае, когда субсидия получена из федерального бюджета. Этот вывод подтверждают ВС РФ, ФНС и Минфин.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
С 1 января 2017 года
С 1 января 2017 года
На стоимость независимой оценки квалификации работника НДФЛ не начисляется
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Одно из них заключается в том, что плата за независимую оценку квалификации работника не облагается НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ
С 1 января 2017 года
Введен социальный вычет для физлиц, которые оплатили независимую оценку своей квалификации
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Так, если физлицо оплатило независимую оценку своей квалификации, оно может получить социальный вычет по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Размер вычета равен сумме фактических расходов на прохождение независимой оценки квалификации. При этом величина данного вычета и вычетов, предусмотренных пп. 2 — 5 п. 1 ст.
219 НК РФ (за исключением указанных в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ расходов на обучение детей налогоплательщика и названных в пп. 3 п. 1 ст.
м
219 НК РФ расходов на дорогостоящее лечение) в совокупности не должна превышать 120 тыс. руб. в год.
Возможность через налогового агента получить вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, не предусмотрена. Значит, его следует заявлять в декларации по НДФЛ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ
Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
С 1 января 2017 года
С 1 января 2017 года
Юрлица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем прежде
С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой вариативности не существовало: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ
С 1 января 2017 года
Сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства
Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).
До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом.
На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности.
После этого ФНС направила обзор судебной практики, куда был включен данный вывод суда, а Минфин разъяснил, что налоговые органы должны руководствоваться позицией ВАС РФ при решении неоднозначных вопросов.
Теперь в НК РФ появились изменения, фиксирующие точку зрения, противоположную подходу Президиума ВАС РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Размер переносимого убытка по налогу на прибыль временно ограничен
В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций — участников региональных инвестиционных проектов.
Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет
Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%
В 2017 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Ситуаций, когда задолженность признается контролируемой, стало больше
Правила тонкой капитализации теперь касаются, к примеру, следующей ситуации. Есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ).
На квалификацию задолженности в приведенной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания — заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается.
Источник: https://dalurist.ru/novosti/36-osnovnye-izmeneniya-nalogovogo-zakonodatelstva-v-2017-godu.html
Налог на прибыль организаций: 10 ключевых изменений в 2017 году | Блог для бухгалтера
Начало года охарактеризовано «временем перемен». По состоянию на I квартал 2017 года экспертам в области налогового законодательства известно о 10 поправках, внесенных в 25 Главу НК РФ, посвященную налогу на прибыль организаций.
О некоторых из них Законодатель сигнализировал еще конце прошлого года, когда стали появляться новости о перераспределении выплат в пользу регионального и федерального бюджетов.
Естественно, дело этим не ограничилось, ведь мы говорим о налоге, который является формообразующим для бюджета регионов и страны в целом, а значит – об одном из ключевых.
Далее мы в общих чертах опишем суть этих поправок.
- Резервы по сомнительным долгам:
Пожалуй, данное изменение можно признать положительным. Так, с 2017 года юридические лица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на большую сумму, чем прежде.
Если раньше речь шла о 10% от суммы выручки за предыдущий отчетный период, то отныне налоговые агенты имеют право создавать резерв из 10% от выручки текущего отчетного периода, что следует из абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ.
Поправка в НК РФ регулируется Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ
Применение данной поправки позволит увеличить резерв по сомнительным долгам в случае, если прибыль в текущем отчетном периоде превысила показатели предыдущего.
- Размер встречного обязательства по сомнительному долгу:
Согласно данной поправке, организация, имеющая встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, может считать сомнительным долгом лишь сумму, что превышает размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ)
Стоит отметить, что до 2017 года соответствующего уточнения в законодательной базе не было. Имели место прецеденты, когда налоговые органы настаивали на уменьшении суммы долга по отношению к встречному обязательству. С инициативой закрепить данное требование на законодательном уровне выступила ФНС еще в 2013 году на основании позиций Высших судов на то время
- Размер переносимого убытка
Изменение также регламентируется Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ. Исходя из отредактированного текста п. 2.1 ст. 283 НК РФ следует, что в отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50%
- Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет
Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше. Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Более подробно с текстом документа можно ознакомиться в п.2 ст. 283 НК РФ.
- Зачисления в пользу федерального и регионального бюджетов
Окончательно вступила в силу поправка, согласно которой зачисления в пользу федерального и регионального бюджетов будут исчисляться по-новому. Так, с I квартала 2017 года налог на прибыль организаций будет распределяться в соотношении не 18% и 2%, как это было ранее, а 17% и 3%, исходя из текста федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Фактически, суммарная налоговая ставка в размере 20% остается неизменной, что можно признать позитивной новостью для налогоплательщиков.
При этом стоит отметить, что для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта.
По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%. (п. 4 ст. 283 НК РФ).
- Контролируемая задолженность и взаимозависимые лица
Из предыдущей редакции п. 2 ст. 269 НК РФ следует, что, если иностранная компания — заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается. Текущая версия документа подразумевает задолженность в данном случае контролируемой, при этом здесь важен вопрос о взаимозависимых лицах.
Законодатель формулирует эту информацию следующим образом: «Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица, признаются взаимозависимыми для целей налогообложения».
Предположим, что перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ).
- Контролируемая задолженность и совокупность займов
Еще одна положительная поправка, связанная с контролируемой задолженностью.
Согласно последнему решению Законодателя, рассчитать контролируемую задолженность можно исходя из совокупности займов, если таковые носят соответствующий признак, о чем гласит п. 3 ст. 269 НК РФ.
Более подробно о решении внести соответствующие изменения в НК РФ можно ознакомиться в тексте Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ.
- Пересчитывать процент по контролируемой задолженности теперь нельзя
Данное решение отныне зафиксировано в п. 4 ст. 269 НК РФ. Ранее ФНС регламентировало это правило на практике, исходя из постановлений Высших судов. Практика показала, что, не имея достаточной законодательной базы, налоговые органы часто оперируют позициями вышестоящих органов с дальнейшими попытками лоббировать их в Государственной Думе. В большинстве случае, позиции становятся законом.
- Затраты на оценку квалификации работников
Наравне с многочисленными изменениями в области налогообложения, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Государство заинтересовано в том, чтобы стимулировать работодателей привлекать своих сотрудников к данному мероприятию.
Однако, на деле у бухгалтерии возникает необходимость определить, куда будут «записаны» связанные с этим расходы. Законодатель предлагает учитывать стоимость оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). На первый взгляд, предложение неплохое.
Как на практике будет применяться это решение – покажет грядущий отчетный период.
- Классификация основных средств по амортизационным группам
Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640. Здесь необходимо подчеркнуть важную деталь – поправки касаются только новых ОС, зачисленных на баланс с 1 января 2017 года, а также нововведения предусматривают и обновленный Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). На основании этого, автоматически изменена классификация ОС по амортизационным группам.
Подведем итоги
Вполне очевидно, что многие поправки в налоговом законодательстве можно признать ожидаемыми. В большинстве случаев то, что использовалось в качестве рекомендаций ФНС в адрес налогоплательщиков, обрело под собой юридическую силу. Так или иначе, фискальные органы не имеют намерений выходить за рамки правового поля, и на лицо «редактура» Налогового кодекса «под себя».
Насколько это можно признать положительным – вопрос щепетильный.
В любом случае, имея на своей стороне закон, юридическому лицу должно быть легче доказать обоснованность операций в своей хозяйственной деятельности, к примеру, в окружном арбитражном суде, нежели «искать правду» в вышестоящих организациях в случае возникновения налоговых споров. А это сэкономленные силы, время и, конечно, нервы. Получается, что для нас сделали еще и лучше? Что ж, с этим мы сталкиваемся не впервые.
Источник: https://scloud.kz/blog/nalog_na_pribyl_organizatsiy_10_klyuchevykh_izmeneniy_v_2017_godu/
Статья 269 НК РФ. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.
По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.
По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.
1.1. По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:
м
признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;
признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.
При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса.
1.2. В целях пункта 1.1 настоящей статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:
1) по долговым обязательствам, оформленным в рублях:
по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 настоящего Кодекса, — от 0 до 180 процентов (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в абзаце втором настоящего подпункта, — от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
2) по долговому обязательству, оформленному в евро, — от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
3) по долговому обязательству, оформленному в китайских юанях, — от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
4) по долговому обязательству, оформленному в фунтах стерлингов, — от ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов;
5) по долговому обязательству, оформленному в швейцарских франках или японских йенах, — от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
6) по долговому обязательству, оформленному в иных валютах, не указанных в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, — от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.
1.3. В целях применения пункта 1.2 настоящей статьи:
1) в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства;
2) в отношении долговых обязательств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с настоящей главой;
3) в отношении интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленных подпунктами 2 — 6 пункта 1.2 настоящей статьи, принимается ставка ЛИБОР (ставка EURIBOR, ставка SHIBOR) на срок, в наибольшей степени соответствующий сроку долгового обязательства, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи.
2. В целях настоящей статьи контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика (если иное не предусмотрено настоящей статьей):
1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика — российской организации в соответствии с подпунктом 1, 2 или 9 пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в налогоплательщике — российской организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта;
2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи;
3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 настоящего пункта, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика — российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 настоящей статьи.
3.
В случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика (далее в настоящей статье — собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 — 6 настоящей статьи. При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика в целях настоящей статьи учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в совокупности.
В целях настоящей статьи организацией, занимающейся лизинговой деятельностью, признается организация, у которой в отчетном (налоговом) периоде, на последнее число которого определяется предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, доходы от осуществления лизинговой деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой за указанный отчетный (налоговый) период.
4.
Предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.
Коэффициент капитализации в целях настоящей статьи определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).
При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
5. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности в размере, не превышающем предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, исчисленного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.
м
При этом правила, установленные пунктом 4 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность по соответствующему долговому обязательству не является контролируемой.
6. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и облагается налогом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 224 или пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.
7. Непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается для налогоплательщика — российской организации контролируемой задолженностью, если исчисление и удержание суммы налога с процентных доходов иностранной организации, выплачиваемых по такому долговому обязательству, не производятся налоговым агентом в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 310 настоящего Кодекса.
8. Непогашенная задолженность, указанная в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не признается для налогоплательщика — российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий (с учетом особенностей, установленных пунктом 11 настоящей статьи):
1) долговое обязательство возникло перед российской организацией или физическом лицом, являющимися в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации в течение всего отчетного (налогового) периода и признаваемыми взаимозависимыми лицами иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, на основании подпункта 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса;
2) российская организация или физическое лицо, перед которыми возникло долговое обязательство, в течение отчетного (налогового) периода не имеет непогашенной задолженности по сопоставимым долговым обязательствам перед иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи.
9. Непогашенная задолженность, указанная в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, не признается для налогоплательщика — российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:
1) долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств) или банком развития — государственной корпорацией, не признаваемыми взаимозависимыми лицами как с налогоплательщиком — российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;
2) с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранным лицом, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и (или) его взаимозависимым лицом, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение указанного долгового обязательства.
10. Непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается контролируемой задолженностью по основаниям, установленным пунктами 8 и 9 настоящей статьи, при условии письменного подтверждения выполнения условий, установленных указанными пунктами, предоставленного кредитором по долговому обязательству налогоплательщика — российской организации.
11. Определение сопоставимости долговых обязательств в целях подпункта 2 пункта 8 настоящей статьи производится с учетом следующих особенностей:
1) для определения сопоставимости долговых обязательств учитываются общая сумма этих обязательств и срок, на который они предоставлены;
2) при наличии нескольких долговых обязательств по сделкам, заключенным с иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи, для определения общей суммы долговых обязательств в целях подпункта 1 настоящего пункта суммы таких обязательств суммируются;
3) если валюта долгового обязательства перед иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи, отличается от валюты долгового обязательства, с которым производится сопоставление, долговые обязательства приводятся к единой валюте по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения долгового обязательства перед кредитором;
4) в случае, если срок, на который предоставлено долговое обязательство налогоплательщику — российской организации, не превышает срок, на который возникла непогашенная задолженность по долговому обязательству перед иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи, такие сроки считаются сопоставимыми.
12.
В случае невыполнения условия, установленного подпунктом 2 пункта 8 настоящей статьи, непогашенная задолженность, указанная в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, признается для налогоплательщика — российской организации контролируемой задолженностью в размере, не превышающем размера непогашенной задолженности по сопоставимому долговому обязательству, указанному в подпункте 2 пункта 8 настоящей статьи.
13. Суд может признать контролируемой задолженностью непогашенную задолженность налогоплательщика — российской организации по долговым обязательствам, не указанным в пункте 2 настоящей статьи, если будет установлено, что конечной целью выплат по таким долговым обязательствам являются выплаты организациям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи.
Действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ приостановлено с 1 января по 30 июня 2010 года включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года.
Об определении предельной величины процентов, признаваемых расходом, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, указано в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ.
Источник: https://RuLaws.ru/nk-rf-chast-2/Razdel-VIII/Glava-25/Statya-269/
Работаем по-новому: изменения в НК РФ, вступившие в силу в 2017 году
24.01.2017Автор: Кочерженко Анна Евгеньевна, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
Взносы
С 1 января контроль над расчетом и уплатой страховых взносов становится епархией налоговой инспекции. Пожалуй, это наиболее существенное изменение НК РФ.
Контроль над соблюдением страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы теперь будут осуществлять в рамках камеральных и выездных проверок. При этом корректность расчета и перечисления взносов на травматизм и пособий по-прежнему будет проверять ФСС.
С 2017 г. вместо формы РСВ-1 и 4-ФСС необходимо сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423 НК РФ).
Обратите внимание! Новый расчет по страховым взносам необходимо сдавать ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). За I квартал 2017 года такая форма представляется не позднее 2 мая.
Расчет по форме 4-ФСС страхователи с этого года представляют в ФСС только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Данные персонифицированного учета в составе нового расчета подаваться в налоговую инспекцию не будут. Их необходимо направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Информация о величине дохода, облагаемого взносами на обязательное пенсионное страхование, теперь предоставляется в налоговую инспекцию ежеквартально.
И поскольку в связи с нововведениями главным администратором доходов бюджета по страховым взносам становится ФНС, изменятся КБК для перечисления взносов.
НДС
С 1 января пояснения по электронной декларации по НДС нужно представлять исключительно в электронном виде. Такие положения отражены в абзаце 4, которым дополняется п. 3 ст. 88 НК РФ. Ранее подобные требования не были установлены, и представление пояснений допускалось в бумажном виде.
Одним из наиболее значимых изменений в порядке обложения НДС по праву можно считать закрепление с 2017 г. в гл. 21 НК РФ специального механизма налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями. Цель этих поправок заключается в обеспечении равных условий для российских и иностранных организаций, реализующих потребителям услуги через Интернет.
Полный перечень электронных услуг, подпадающих под действие данного механизма, определен в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Так как оказывать электронные услуги могут как российские исполнители, так и иностранные, то по понятным причинам внесены соответствующие поправки в ст. 148 НК РФ. В соответствии с ними налогоплательщики определяют место реализации своих услуг.
м
По ряду работ (услуг) место их реализации определяется по месту осуществления деятельности их покупателя, на что указывает пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
И если еще в 2016 году нормы пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применялись в том числе при оказании услуг по обработке информации, то с этого года они будут выделены в отдельный блок – электронные услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Место реализации электронных услуг, состав которых поименован в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, теперь также определяется по месту деятельности покупателя. Если покупателем электронных услуг является компания или ИП, то по общему правилу место деятельности определяют на основе государственной регистрации.
Особенностью при оказании электронных услуг является определение места их реализации, если покупателем выступает физическое лицо, не являющееся коммерсантом. Как указано в новой редакции пп. 4 п. 1 ст.
148 НК РФ, в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего электронные услуги, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных условий:
- местом жительства покупателя является РФ;
- банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, находится на территории РФ;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
- международным кодом страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, является код РФ.
На основании п. 5 ст.
148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, электронных услуг, будут выступать реестры операций с указанием информации о выполнении любого из названных условий, на основании которого местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, а также с указанием стоимости указанных услуг.
Предполагается, что вся сумма денежных средств, полученная иностранным исполнителем электронных услуг от физических лиц, проживающих в России, будет облагаться российским НДС по ставке 15,25%.
Исчислить налог иностранный исполнитель или же посредник (налоговый агент) должен в последний день квартала, в котором получена оплата услуг от российского покупателя.
При этом стоимость услуг в иностранной валюте необходимо будет пересчитать в рубли по курсу Банка России, установленному на эту дату.
Прибыль
Новый классификатор ОС. С 2017 года вступает в силу новый классификатор ОК 013–2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Благодаря новому ОКОФ не только начнут применяться новые коды классификации, но и изменятся амортизационные группы для некоторых основных средств.
Это, в свою очередь, повлечет за собой изменение срока их полезного использования.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-387057-rabotaem_po_novomu_izmeneniya_v_nk_rf_vstupivshie_v_silu_v_2017_godu