Налоговые проверки: виды, сроки, что проверяют
Налоговые проверки: к чему нужно быть готовым, как вести себя и как опротестовать результаты. Ответы на эти вопросы и комментарии экспертов читайте в статье.
Несоблюдение налогового законодательства является весьма серьезным прегрешением для налогоплательщиков во всем мире. Поэтому неудивительно, что налоговики стараются как можно строже следить как за компаниями, так и за физлицами. О том, как компании подготовиться к налоговой проверке и что от нее ожидать, расскажем далее.
Скачайте полезные документы:
Чек-лист: готова ли ваша компания к налоговой проверке
Критерии, вызывающие интерес налоговых органов
Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности
Виды налоговых проверок
Для начала стоит разобраться, какие проверки бывают и как они проводятся. Первый вид проверок – с ним сталкиваются все организации – камеральные. Они проводится, так сказать, в гостях, то есть «по месту жительства» налоговой инспекции. Но есть и еще один вид налоговой проверки – выездная.
Его приходится «пережить» тем фирмам, которые привлекли особое внимание налоговиков. В этом случае специалисты приезжают «на дом» к вызвавшей у них подозрение в уклонении от уплаты налогов фирме. Этот вид проверки является более подробным и, как правило, позволяет обнаружить больше нарушений.
Рассмотрим подробнее оба вида проверок.
В целом основные особенности этих двух видов проверок представлены в таблице.
Таблица. Камеральная и выездная налоговая проверка
Особенности | Камеральная проверка | Выездная проверка |
Необходимо специальное решение ФНС? | нет | да |
Срок | 3 месяца | 2 месяца, может быть продлен макс. до 6 месяцев |
Место проведения | налоговый орган | офис фирмы |
Количество проверок в год | Столько, сколько раз подана декларация | не более двух проверок одних и тех же налогов за один и тот же период |
Документ после проверки | акт | справка+акт |
ВИДЕО: Отличия выездных и камеральных проверок
О том, чем отличаются камеральные и выездные проверки, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»
Поговорим об этом подробнее.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции. Для этого налогоплательщики должны предоставить проверяющему органу необходимые документы, прежде всего декларацию, либо лично явившись с их бумажными вариантами, либо направив их по почте, либо, что удобно и экономит время – в электронном виде
Сроки камеральной проверки
Итак, в чем же состоят тонкости камеральной проверки? Один из важных моментов, который нельзя упускать из виду – это сроки. Законодательство выделяет на «камералку» три месяца, причем срок начинается с момента получения декларации (а не пояснений к ней, как иногда ошибочно считают).
Как отмечают эксперты, ограничение в три месяца для камеральной проверки соблюдается далеко не всегда.
Иногда компании, не без оснований заподозрив, что проверка затянулась, пытаются пожаловаться на действия налоговиков. Это, впрочем, не так легко сделать, отмечают эксперты.
Если дело доходит до обращения вышестоящий орган или в суд, то «податель жалобы должен обосновать нарушение своих прав в результате затягивания сроков проверки.
Кроме того, если неправомерным затягиванием сроков налогоплательщику были причинены убытки, то в соответствии со ст.
35 НК РФ можно претендовать на их возмещение и на привлечение работников налогового органа к ответственности за допущенные нарушения.
В данном случае необходимо обосновать и причинно-следственную связь между нарушением и причиненным убытком. К сожалению, случаи удовлетворения подобного рода требований редки.
Что проверяют контроллеры
Инспекторов интересует, прежде всего, выручка компании, ее прибыль, подлежащие уплате или уже уплаченные налоги.
Немаловажный момент – сопоставление этих сведений со средними цифрами компаний с аналогичным видом коммерческой деятельности. Показатели выручки и т.п. сравниваются с ранее представленными данные за предыдущие годы.
Кроме того, проверяющие выясняют, почему вдруг налоговая база снизилась, если такое произошло.
Какие документы нужны налоговикам во время камералки
Впрочем, бухгалтерии проверяемой организации нужно быть готовой к тому, что ей придется предоставить не только декларацию. Согласно ст.
93 НК инспекторы имеют право запросить у компании или ее контрагента дополнительные документы – например, по конкретной сделке.
Непросто придется и инвестиционным товариществам – им придется сообщить об участниках товарищества, а также о том, какая доля имущества и прибыли кому из них принадлежит.
Камералка по НДС
Недавно (в 2015 году) в Налоговый кодекс были ужесточающие изменения касательно декларирования НДС (см. также Опасные и безопасные схемы оптимизации НДС).
Теперь, чтобы проверить, правильно ли компания указывает этот налог или занижает цифры, обоснованно ли рассчитывает на льготы, у нее могут потребовать «первичку» и счета-фактуры (могут и у контрагентов запросить: не напрямую, а через их налоговые органы).
Разумеется, это происходит не каждый раз, а в тех случаях, когда налоговики обнаруживают какие-то противоречия данных.
Это малоприятно, поскольку в декларациях нередко встречаются погрешности: при переносе данных из счета указали не те цифры (по невнимательности или из-за опечатки) – и вот, расхождение декларации с этим документами налицо. Впрочем, в этом случае какие-либо кары компании не грозят: бухгалтеру нужно просто представить обновленную декларацию в течение пяти рабочих дней. То же срок применим и к пояснениям, которые могут запросить налоговики.
Возмещение НДС из бюджета
Еще сложнее пройти «камералку», если компания претендует на возмещение НДС из бюджета. Это логично, ведь государство не готово просто так возвращать деньги направо и налево, поэтому будет максимально придираться.
И вот тут фирме придется ждать (незваных) гостей: налоговики на основе постановления, заверенного их руководителем, теперь имеют право осмотреть офисы и склады компании и все, что в них находится (включая, само собой, документы). Раньше такие меры дозволялись лишь при проведении выездных проверок.
Такой же малоприятный визит может ждать и тех, кто указал слишком низкую сумму НДС.
Надо также помнить, что налоговое ведомство может учитывать не только «свежеподанные» декларации и иные документы, но те, которые компания предоставила раньше. Кроме того, проверяющие могут также запросить сведения различных госреестрах. При необходимости они имеют право пригласить эксперта или переводчика, а также допросить свидетеля.
Скачайте полезный документ:
Инструкция о порядке обжалования решений налоговой инспекции
Есть ли жизнь после камеральной проверки
Итак, проверка завершена. Что же дальше ждет компанию? Если нарушения не выявлены – то ничего: главбух и финдиректор могут более-менее расслабиться – до следующей проверки.
Гораздо хуже, если нарушения все же обнаружены. Об этом фирма-налогоплательщик узнает из акта, который составляется в течение 10 рабочих дней после того, как проверка закончилась.
Затем в течение пяти дней данный акт передают компании, у которой есть месяц, чтобы опровергнуть результаты проверки.
Руководство проверяющего органа обязано изучить возражения за десять рабочих дней и принять решение: либо налогоплательщик будет наказан, либо его аргументы вполне весомы и его оправдывают.
Впрочем, с 2016 года наказания стали несколько либеральнее: впервые проштрафившиеся малые и средние компании штраф платить не будут, им «погрозят пальчиком», т.е. вынесут предупреждение (КоАП, Статья 4.1.1).
Если вы не согласны с результатами
Если руководство фирмы не согласно с результатами проверки, оно может обжаловать их либо в налоговом органе более высокого уровня, либо в суде. Впрочем сначала имеет смысл подать возражения в ту самую налоговую, которая и проводила проверку.
Специальная форма для их подачи отсутствует. «Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки»,- отметил г-н Нагиев.
А вот если налоговая настаивает на своей правоте, тогда стоит обращаться в более высокие инстанции.
«Решение налогового органа может быть опротестовано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе», — предупреждает г-н Нагиев. Для апелляции в вышестоящем органе у налогоплательщика есть месяц.
Впрочем, по словам г-на Голикова, «если этот срок пропущен, уже вступившее в законную силу решение можно обжаловать там же в течение года», а уже затем при необходимости идти в суд. Правда, пока суд да дело в прямом или переносном смысле, исполнить решение налоговиков все же придется.
м
Избежать этого можно лишь одним способом: предоставить банковскую гарантию (статья 138 НК).
ВИДЕО: Как оспорить акт проверки
О том, как получить и оспорить акт проверки, смотрите на видео. Советует Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»
Вы нас не ждали…а мы приехали с выездной проверкой
В тех случаях, когда в декларации обнаружены нарушения/несоответствия, которые компания не может разумно объяснить или исправить, к ней «в гости» могут прийти налоговики. Это и называется выездной проверкой.
Фактически это означает, что проверяющие свалятся как снег на голову: в законодательстве не указано, что они обязаны предупреждать налогоплательщика о начале проверки. Для ее старта достаточно решения налоговой инспекции по местонахождению «подозреваемого» за подписью руководителя или его заместителя.
Сотрудники налогового органа могут попасть на территорию проверяемой организации, предъявив охране свои удостоверения и это решение.
Сроки выездной проверки
Впрочем, нервировать сотрудников в офисе налоговики могут только в течение четко установленного срока: два месяца. Срок в два месяца (он начинается с даты решения о ее проведении) определен для всей компании, если же речь идет об одном филиале или представительстве, то его можно проверять не дольше одного месяца.
В отдельных случаях, однако, выездная проверка может затянуться на четыре месяца и даже на полгода (рекомендовано использовать целые месяцы). Такие длительные сроки грозят:
- Крупнейшим налогоплательщикам
- Тем, кто вовремя не предоставил необходимые документы, поэтому сроки выездной проверки увеличились.
- Тем, на чьей территории случился форс-мажор: пожар, потоп и т.п.
- Налогоплательщикам, в отношении которых «всплыли» дополнительные факты о нарушениях, которые необходимо изучить.
- Фирмам с несколькими обособленными подразделениями.
В общем, как видно из вышесказанного, компания напрямую заинтересована в том, чтобы без проволочек предоставить все нужные документы и побыстрее расстаться с проверяющими.
Приостановка выездной проверки
Впрочем, иногда налоговые органы вынуждены приостановить выездную проверку (не больше, чем на шесть месяцев). Обычно это происходит из-за нехватки документов: их нужно затребовать у контрагента или у зарубежных госорганов.
Такая задержка может быть вызвана и необходимостью проведения экспертизы.
По словам г-жи Чариковой, «налоговые органы часто используют механизм приостановления проверки, в результате с момента начала до окончания выездной проверки может пройти более года».
Выемка документов
Помимо истребования документов налоговики могут при необходимости провести также их выемку. В этом случае компании лучше пойти навстречу налоговым экспертам, ибо чинение препятствий строго карается: согласно статье 19.4.1.
КоАП, если в результате таких действий проверка будет невозможна, то фирме придется заплатить немалый штраф: от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Изымать могут не только бумаги, но и компьютеры, аудиодиски, флешки и иные носители информации.
Чего не стоит делать во время выездной проверки
Самые обычные ухищрения (впрочем, бесполезные), на которые идут фирмы: директор ссылается на то, что он уехал (заболел), поэтому часть документов не может быть представлена, утаивают документы и различные носители информации, уговаривают свидетелей не давать показания и т.д. Это помогает мало, ибо дотошная проверяющая комиссия и свидетелей разыщет, и при необходимости кабинет или шкаф вскроет (см. также Способы защиты информации в компании).
Поэтому гендиректору, финансовому директору и бухгалтеру стоит задуматься, что же для них выгоднее: скопировать требуемые сведения из компьютера или лишиться крайне нужной в работе техники на неопределенный срок.
Кроме того, известно, что самая маленькая ложь рождает большие подозрения, поэтому если станет известно, что директор не был в больнице, а просто скрывался от проверки, то проверяющие будут еще подозрительнее и строже.
Впрочем, это не значит, что нужно соглашаться со всеми требованиями комиссии (в первую очередь выходящими за рамки закона).
Дополнительные мероприятия
В ряде случаев органы могут привлечь к проверке эксперта, который при обнаружении неожиданных фактов, может отразить их в своем заключении. При необходимости может быть назначен и переводчик, а в некоторых случаях прибегают и к допросу свидетелей. Возможно также проведение инвентаризации.
ВИДЕО: Допрос свидетелей
О том, что делать, если сотрудников компании вызывают на допрос, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры».
Участие сотрудников внутренних дел
Согласно письму ФНС от 25.07.
2013 с рекомендациями о проведении проверок налоговики могут также привлечь сотрудников органов внутренних дел, если обнаружены факты схем злостного уклонения от уплаты налогов, например, использование фирм-однодневок, фиктивное банкротство, смена учредителей либо руководства компании, реорганизация либо даже ликвидации фирмы. Сотрудники ОВД сотрудничают с налоговиками также в том случае, если фирма незаконно требует возмещения НДС. В таких случаях может быть проведена повторная проверка.
Возникает вопрос: а в какое время сотрудники налоговой службы могут находиться на территории фирмы, проводить осмотр, делать выемку?
Что проверяют
Проверяющие на выезде могут изучать правильность начисления как одного, так и нескольких налогов (это указывается в решении). И только у консолидированной группы налогоплательщиков проверяют налог на прибыль.
Проверке подлежит период в три года (до года, в котором принято решение о ее проведении). ФНС не разрешается проводить две или более выездные проверки в отношении одних и тех же налогов за один и тот же период. При этом одного налогоплательщика нельзя проверять больше двух раз год (кроме исключительных случаев).
Оформление результатов налоговой проверки
После окончания выездной проверки, в последний ее день составляется справка о ее проведении (для этого существует специальная форма, разработанная ФНС).
Таким образом, срок, который для нее потребовался, письменно фиксируется (что не происходит в случае камеральной проверки!) Затем, в течение двух месяцев проверяющие составляют акт о ее проведении.
Получив акт, недовольная компания, как и в случае с камеральной проверкой, может обратиться сначала в вышестоящую налоговую организацию, а если не повезет и там – то уже в суд.
Итак, оба вида налоговых проверок, камеральная и выездная, имеют, несмотря на все различия, немало общего. Самое важное, о чем стоит помнить руководству компаний-налогоплательщиков: оптимальный вариант взаимодействия с проверяющими: вежливая и спокойная готовность к сотрудничеству.
Это располагает, и сразу возникает меньше вопросов. Попытка что-то утаить может обернуться дополнительными мерами и крайне пристальным вниманием к документам и иным носителям информации.
Впрочем, нужно быть готовым к тому, что сами налоговые органы могут по своей инициативе затянуть проверку.
Источник: https://fd.ru/articles/158561-nalogovye-proverki-kak-proyti-qqq-17-m4
Когда продлевать срок выездной налоговой проверки выгодно компании
В конце декабря 2012 года налоговики приняли решение о проведении выездной проверки компании за 2009–2011 годы.
Но поскольку контролеры дважды ее приостанавливали, производили продление срока выездной налоговой проверки до шести месяцев, меняли состав проверяющих, включая в него сотрудников МВД, то справку об окончании проверки они составили лишь через год — в декабре 2013 года. По ее результатам инспекторы отказали компании в вычетах НДС на 82 млн руб. на основании нереальности сделок с несколькими контрагентами.
Организация обратилась в суд и выиграла дело, поскольку налоговики допустили множество нарушений. Во-первых, опросы свидетелей, на которых основывались претензии контролеров, провели сотрудники полиции. Такие доказательства не являются допустимыми.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем (определение КС РФ от 04.02.99 № 18-О). Инспекторы этого не сделали.
Тем более что опрошенные лица не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Срок проведения выездной налоговой проверки нельзя продлевать без существенных оснований
Допускается приостановление проверки для истребования документов у третьих лиц для получения информации о налогоплательщике (ст. 93.1 НК РФ).
Но по факту одно из приостановлений срока проведения выездной налоговой проверки было связано с запросом документов у контрагентов второго-третьего звена, которые в принципе не могли располагать информацией о деятельности проверяемого лица.
Следовательно, такое приостановление было незаконным. Другая задержка была неоправданно затянута более чем на два месяца.
Наконец, продлять проверку до четырех или шести месяцев можно в случае получения сведений, которые свидетельствуют о наличии у компании налоговых нарушений и требуют дополнительной проверки (подп. 2 п. 4 Оснований, утв. приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@).
В письмах налоговикам правоохранители сообщали, что компания подозревается в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. По имеющимся сведениям все комплектующие нелегально поставлялись из Китая, в результате чего занижалась налоговая база. Но инспекторы не доказали получение самой информации, которая требовала бы проверки.
Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки продлевался незаконно.
И еще. Истребование документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в периоде проведения в отношении него налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Документы, затребованные после окончания этих сроков, инспекция не может учитывать.
В рассматриваемом деле фактически все доказательства контролеры получили в рамках незаконного затягивания проверки.
В итоге суды пришли к выводу о допущении инспекцией существенных нарушений при проведении проверки и сборе доказательств. Тем более что суд рассмотрел претензии по существу и счел, что контролеры не доказали нереальность операций компании.По этим основаниям доначисления были отменены.
Выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями). Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства – в течение 1 месяца.
Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев, если: • Компания имеет статус крупнейшего налогоплательщика; • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки; • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия; • у компании несколько обособленных подразделений; • компания не представила в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
• имеются иные обстоятельства.
Что говорят про срок выездной налоговой проверки другие суды
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3894-kogda-prodlevat-srok-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-vygodno-kompanii
Выездная налоговая проверка в 2016-2017 году: порядок и сроки проведения, план, что проверяют
Налоговая служба осуществляет контроль уплаты налогов, применяя различные формы, среди которых выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ) имеет ведущее значение. Как правило, это мероприятие осуществляется на территории проверяемого предприятия, но в случае отсутствия условий для проведения ревизии, в виде исключения она осуществляется в налоговой администрации.
Какие субъекты предпринимательской деятельности подлежат выездным проверкам
Любой руководитель всегда приходит в состояние крайнего волнения за судьбу предприятия, когда находится в ожидании выездной проверки. Многие бизнесмены задаются вопросом, можно ли получить информацию заранее о предстоящей проверке.
В соответствии с действующим законодательством, план проверок все еще остаётся тайным, федеральная НС не уведомляет предприятия о предстоящих выездных ревизиях.
Хотя в свете последних изменений, вероятность попадания отдельных компаний в перечень проверяемых становится более предсказуемым.
Предприниматель может просчитать действия налоговиков, к примеру, по тому, была ли проведена камеральная налоговая проверка и каковы её результаты. Если будут обнаружены многочисленные вычеты, свидетельствующие о невыплате налогов, значит, пора готовиться к выездной проверке.
В 2016 году ревизии с выездом подвержены предприятия, имеющие следующие характерные признаки:
- Слишком часто корректируют НДС, после внесения изменений не проводят уточнение данных в декларации.
- Недочёты и нарушения, выявленные налоговыми агентами в ходе камеральной проверки-2016, списываются, объясняя тем, что они допущены по вине контрагента.
- Невыполнение требований по налогу на добавленную стоимость.
- Масштабы финансового нарушения более 10 млн. руб.
Если все перечисленное выше имеет место на конкретном предприятии, вероятность выездной проверки достаточно высока. Такие мероприятия обычно влекут за собой риски не только оказаться в числе штрафников, но и подвергнуться более радикальным мерам воздействия: арестом имущества или приостановка работы компании.
Схема работы налоговой проверки
Претендентами на попадание в список выездных аудитов в 2016 году могут также стать компании, которые допускают следующие вольности:
- Руководство компании игнорирует требования ФНС в плане представления отчётов о начислении налогов.
- Демонстрация «нулевого баланса».
- Большое количество нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки.
- Предприятие находится в состоянии предстоящей ликвидации.
- Наличие множества нарушений по итогам анализа деятельности.
Наиболее крупные субъекты-плательщики налогов также наверняка подвергнутся ВНП в 2016 г.
Вынесение решения налоговой инспекции
Решения о проведении ВНП носят различный характер. Некоторые из них касаются проверок крупных компаний. При принятии такого решения ФНС руководствуется ст.83 НК РФ. В этом случае его принимает орган, поставивший данное предприятие на учёт в качестве крупного плательщика налогов.
При подготовке к ВНП субъекта со статусом участника проекта по коммерциализации результатов исследований выносит орган, который ставил его на учёт в ФНС.
Самостоятельная ревизия с выездом организовывается на основе решения территориального отделения контролирующего органа. Данное решение содержит следующую информацию:
- Подробное и краткое наименование предприятия либо ФИО ИП.
- Цель ревизии — соответствие действительности расчётов и своевременность уплаты налогов.
- Период, который планируется охватить проверкой.
- ФИО и должности инспекторов ФНС.
Форма документа утверждается представителем федеральной исполнительной власти по вопросам контроля уплаты налогов.
Образец решения о ВНП
Стандартная форма для заполнения
Суть выездной ревизии: что проверяют, зачем проводится
Как указано в документе об осуществлении предстоящей выездной ревизии, её предметом является выявление возможных нарушений относительно правильности расчёта размера налогов и соблюдения сроков их уплаты.
Законом разрешается проверять деятельность компании за период не более трёх календарных лет. Если плательщик использовал уточнение налоговой декларации, проверке подлежит период, за который производилась корректировка (п.4 ст.89 НК РФ).
Осуществлять две или более выездных ревизий на одном и том же предприятии по одним и тем же видам налогов и за тот же период запрещается (п.5 ст.89 НК РФ).
По одному субъекту нельзя осуществлять более двух выездных ревизии за один год. Исключением является специальное решение со стороны представителя федеральной исполнительной власти по надзору за соблюдением законности по уплате налогов.
На количество ВНП не влияет проведение самостоятельных ревизий филиалов и прочих структурных подразделений данной компании.
Налоговый мониторинг и проведение выездной налоговой проверки
Налоговики не имеют права осуществлять рассматриваемый вид проверки за период, когда проводился налоговый мониторинг, кроме таких моментов:
- Осуществление ВНП вышестоящим налоговым органом с целью контроля за работой налоговиков, проводивших мониторинг.
- При преждевременном завершении мониторинга.
- Игнорирование со стороны плательщика мнения контролирующего органа.
- Если плательщик налогов подал откорректированную декларацию за период, совпавший с проведением мониторинга, и при этом размер налога уменьшился по сравнению с представленным ранее.
Процедура, порядок и сроки осуществления ВНП
Ревизия проводится по любой из названных выше причин, но в независимости от этого, она делится на две части: анализ представленных документов и подведение итогов ревизии.
Первый этап начинается с уведомления руководителя компании о ревизии, предъявлении удостоверений личности и документа, дающего право на осуществление проверки. После подписания данного документа руководителем компании налоговики получают полное право доступа к хозяйственной деятельности:
- Истребование документации для проверки, объяснений касательно их оформления. Руководитель компании или бухгалтер не менее чем через пять дней должен предоставить копии всех необходимых бумаг. Уже за несвоевременную подачу требуемых документов можно получить штрафные санкции.
- Доступ к территориям, задействованным в бизнесе для получения дохода. Инспектора ФНС свободно передвигаются по производственным и складским помещениям, что позволяет убедиться воочию, насколько реальная ситуация совпадает с отражённой на бумаге.
- Выемка «первички» об уплате налогов и других финансовых бумаг происходит в присутствии уполномоченных представителей компании и понятых. Процедура осуществляется в рабочее время.
Если руководитель будет производить любые действия, чтобы не выполнить требования ФНС, проверяющие вправе обратиться в правоохранительные органы. Так, с помощью инспекторов полиции налоговики легче справятся с поставленной перед ними задачей.
Налоговая проверка — может быть как выездная, так и камеральная:
Выездная или камеральная — прямое сравнение
С текущего года срок осуществления проверки с выездом налоговиков ограничен двумя месяцами. Однако ревизия продлевается до 4 — 6 месяцев в следующих ситуациях:
- Если подлежит ревизии крупная корпорация.
- Форс-мажорные обстоятельства (аварии, ЧС).
- Проведение встречных проверок, уточнение информации о компании.
- Непредвиденные ситуации.
Оформление результатов ревизии
ВНП осуществляются для достижения следующих целей:
- Глубокое изучение специфических особенностей проводимой компанией хозяйственной деятельности.
- Выявление ошибок, неточностей, заниженных начислений налогов и их анализ, нарушений в составлении налогооблагаемой базы.
- Начисление налоговых платежей, которые не были уплачены и давно просрочены.
- Определение взыскания за допущенные нарушения: штрафы или привлечение представителя компании к ответственности.
- Разработка рекомендаций для исправления допущенных ошибок, устранения недостатков, чтобы направить деятельность предприятия в правовое поле.
Последним, завершающим шагом выездной проверки является составление полного отчёта. Он начинается с подробного описания компании, её характерных особенностей, специфики деятельности. Проводится сравнительный анализ и составляется акт о допущенных нарушениях. Аналитические материалы, расчёты являются приложением к отчёту.
Образец акта проверки:
Форма заполнения ММВ-7–2
Причины для проведения повторной ревизии
Как выражаются бухгалтера, хуже ВНП может быть только повторная проверка.
Несмотря на запреты повторных ревизий, существуют причины, позволяющие их проводить:
- Осуществление ВНП вышестоящим контролирующим органом ФНС с целью проверить работу налоговых инспекторов регионального уровня.
- Внесение коррективов в декларацию за период, подлежащий ВНП, когда размер налога уменьшается.
Образец акта повторной проверки:
Форма САЗ-3–06
Как подготовиться к ВНП в этом году?
Практически все налоговые проверки завершаются доначислениями налоговых платежей и предъявлением штрафных санкций. Например, в 2015 г. В Москве после проведённых за три квартала около 2,5 тысяч проверок, в 98% случаев доначислено налоговых платежей в бюджет на сумму свыше 45 миллионов рублей.
Не стоит рассчитывать на нулевые результаты, ведь попасть в 2% законопослушных налогоплательщиков очень сложно.
Налоговые органы, готовясь к ВНП, «планируют доначисления», прикладывают максимум усилий, используя все формы и методы, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу.
Из практики известно, что даже если представитель проверяемой стороны выполняет правильно все требования налоговиков, это не оградит его от выявления нарушений, тем более повлиять на размер доначисленных сумм.
м
Очень разумно будет подготовиться к худшему, и в случае несогласия, принять соответствующие меры, чтобы оспорить результаты проверки.
Не согласен — возражай
Акт, подготовленный на основе инструкций и правил, утверждённых соответствующим министерством, составляется по унифицированной форме. Он является основным документом о результатах деятельности предприятия — плательщика налогов.
Не все плательщики станут безропотно выполнять предписания, многие набираются терпения и обращаются в ФНС в течение двух недель после получения акта, заявив о своём несогласии с результатами проведённой ревизии с выездом. В письменном виде подаётся документ с мотивами отказа. Это может быть протокол разногласий или объяснение. К ним можно приложить бухгалтерские документы, судебные акты по рассмотрению подобных дел.
Образец возражения:
Форма составления — индивидуальная
Налоговая служба назначает время и место рассмотрения спорного вопроса, о чём заранее уведомляется податель возражения.
ФНС может вынести одно из следующих решений:
- Привлечь субъекта к налоговой ответственности, считая его правонарушителем.
- Отказаться от привлечения плательщика за нарушение налоговой дисциплины.
- Назначить дополнительные мероприятия, чтобы устранить недоразумения.
После принятия первого решения налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд.
Кстати, можно одновременно обращаться в налоговые и судебные органы и заявлять о признании недействительными результаты ревизии. К жалобе прилагается документация в таком составе:
- Копия решения, подлежащего обжалованию.
- Акт проверки налоговиков.
- Подтверждающие первичные документы.
- Прочие документы, содержащие сведения, касающиеся предъявленной жалобы.
Данная жалоба должна рассматривается налоговой инспекцией на протяжении одного месяца.
Если заявителю не удалось доказать неправомерность решения контролирующего органа, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Обращение за помощью к юристам поможет избежать многих негативных моментов и правовых коллизий. Кстати, адвокаты советуют не торопиться с уплатой доначисленных сумм, ведь проверяющие могут расценить это не в пользу компании.
Это может вызвать подозрение о том, что не все в порядке с бухгалтерией и могут провести повторную ревизию. Лучше не пожалеть средств на судебное разбирательство и оспорить свои права.
Тогда в момент повторной проверки представители контролирующего органа будут иметь ограничения в виде решения суда.
Главное — при любой налоговой проверке — наличие документов обо всех сделках на предприятии, соответствие товарных запасов на складе документам бухгалтерского учёта, а также правильная и своевременная уплата налога на добавленную стоимость бюджет. При учёте всех этих факторов налоговая проверка пройдёт для вас быстро и безболезненно.
Источник: https://ideamaniya.ru/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2016-2017-godu.html
Выездная налоговая проверка
Как говорится в одной латинской поговорке, «хочешь мира – готовься к войне». Так и к тому, что внезапно могут провести выездную налоговую проверку всегда следует быть готовым, для ее проведения.
Итак, правильную «оборону», чтобы победить выездную налоговую проверку, следует начать с того, что в организации должен быть сотрудник, ответственный за проведения подобного рода выездных налоговых проверок.
Также, должны быть даны соответствующие инструкции остальным сотрудникам, на случай наступления срока, когда будет выполняться выездная налоговая проверка, для ее успешного проведения. Ответственным за выездную налоговую проверку лучше всего назначать бухгалтера или юриста организации, т.к.
сотрудники налоговой инспекции, в те сроки, когда производится выездная налоговая проверка, могут запрашивать документы из различных отделов и, как правило, все документы оседают именно в бухгалтерии или в юридическом отделе.
Сотрудникам других отделов, перед наступлением сроков будет производится выездная налоговая проверка (отдела продаж, рекламы, безопасности и т.д. и т.п.
), должно быть разъяснено о необходимости своевременной сдачи документации в юридический отдел или в бухгалтерию точно в срок, который требует соблюдать выездная налоговая проверка.
Кроме того, сотрудники канцелярии, если будет проводится выездная налоговая проверка, должны быть проинформированы о том, что все документы, поступающие из налоговой инспекции, должны передаваться именно юристу или бухгалтеру, чтобы по наступлению сроков когда, будет выездная налоговая проверка, все документы были собраны.
Получив на руки решение на проведение выездной налоговой проверки, будет не лишним подстраховаться и, позвонив в органы инспекции, уточнить действительно ли срок совпадает.
В решении о проведении и какой срок назначен выездной налоговой проверки, а так же основания для ее проведения, перечень конкретных налогов и сборов (или по всем налогам и сборам), а также лица, которым было поручена выездная налоговая проверка.
Проверяющим, которыми производится выездная налоговая проверка, предоставлены следующие полномочия:
- Истребование налогового документа у налогоплательщика во время сроков проведения;
- Опрос свидетелей, для выездной налоговой проверки;
- Выемки налогового документа;
- Не может проверить выездная налоговая проверка территорию, помещения, предметы;
- Истребование пояснение у налогоплательщика;
- Привлечение налоговых органов, специалистов и переводчиков.
Права выездной налоговой проверки
Список прав проверяющих выездной налоговой проверки не закреплен не в одной статье Налогового кодекса, а «раскидан» по всему кодексу. Дело в том, что объем полномочий выездных налоговых проверок ограничиваются объемом сроки проверки. Вследствие этого нужно внимательно следить за тем, чтобы проверяющие налогового органа выездной налоговой проверки не превысили объем своих полномочий.
Налоговый орган выездной налоговой проверки имеет право приостановить налоговую проверку. Автоматически это влечет за собою и приостановление истребований документов у налогоплательщика, сделанными налоговыми или другими органами в ходе данной выездной налоговой проверки.
Например, в ходе выездной налоговой проверки у налогоплательщика были истребованы документы, но на следующий день, после предъявления данного требования, налоговая проверка была приостановлена на несколько месяцев.
Налогоплательщик документы не представил, и налоговая инспекция привлекла его к административной ответственности. На налогоплательщика был наложен штраф в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ, общий размер штрафа превысил миллион рублей.
В судебном порядке налогоплательщик сумел доказать неправомерность наложения данного штрафа после выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка — сроки проведения фиксируем
Напоследок посоветуем Вам вести журнал учета посетителей для выездной налоговой проверки, что поможет Вам точно знать сколько уже длится проверка, не превышает ли она срок длительности выездной налоговой проверки, и когда у Вас находились инспекторы (если проверка была приостановлена, то находится на Вашей территории инспекторы не имеют права); ведите журнал учета документов для выездной налоговой проверки, затребованных налоговым органом; фиксируйте каждой движение выездных налоговых проверок на Вашей территории – на сегодняшний день сделать это достаточно легко, т.к. многие офисы снабжаются системами видеонаблюдения.
Также советуем Вам обратиться к помощи квалифицированных юристов для того, чтобы проанализировать результаты выездной налоговой проверки на предмет их законности и обоснованности.
Оформление итогов выездной налоговой проверки в срок
Процедура выездной налоговой проверки регулируется законом нашей страны, в котором отмечено, как правильно необходимо осуществлять оформление, чтобы не возникало ошибок.
Кроме того, что сотрудники налоговой службы должны выявить факты нарушения в сфере налогообложения, они еще должны верно составить документ по имеющемуся делу.
После исхода шестидесяти дней с момента, когда была проведена выездная налоговая проверка, нужно по форме сделать справку об этой выездной налоговой проверки ответственными лицами. Акт выездной налоговой проверки необходимо составлять в строгой форме и точно в срок, иначе документ не будет считаться действительным.
По итогам выездной налоговой проверки консолидированной организации налогоплательщиков акт необходимо изготовить в течение девяноста дней с даты составления справки о проведение выездной налоговой проверки.
Акт выездной налоговой проверки – это есть итоговые моменты по проведенным проверочным действиям, он должен быть обязательно оформлен вне зависимости от того, были ли обнаружены нарушения в ходе сроки проверки или же нет. Содержание документа выездной налоговой проверки.
Акт выездной налоговой проверки обладает юридической силой, он закреплен в законодательстве нашей страны, где указана правильная форма его составления
Сегодня известны следующие главные требования к написанию акта выездной налоговой проверки:
- 1. Акт выездной налоговой проверки составляется в письменном виде, на официальном языке страны, каждая страница должна иметь свой номер.
В документе выездной налоговой проверки не должно быть никаких исправлений, кроме тех, о которых заранее знали участники выезной налоговой проверки, их следует заверить и подтвердить подписями обеих сторон. Если в акте выездной налоговой проверки предусмотрено частое применение сокращений или аббревиатур, то при первом упоминании словосочетания, которое подвергнется сокращению, необходимо написать полностью, а в скобке указать ту самую аббревиатуру, которая в дальнейшем будет применяться в тексте.
- 2. Части акта выездной налоговой проверки:
— полное логическое систематическое изложение фактов, имеющих документальное подтверждение, касающихся нарушения закона РФ о налогах и сборах, которые были обнаружены в ходе выездных налоговых проверок; либо описание отсутствия подобного рода фактов; выводы по конкретной ситуации, рекомендационная информация, касающаяся найденных нарушений, ссылки на статьи законодательства, в котором отмечены последствия, ложащиеся на плечи наказанного лица. — в актах выездной налоговой проверки не допускается субъективных размышлений и предположений лица, уполномоченного по данному делу, все обязательно будет основано на выявленных фактах.
- 3. Акт всегда имеет одинаковую структуру: введение, описательная часть, итог.
Подписание акта — выездная налоговая проверка
После составления акта, касающегося выездной налоговой проверки, его должны будут подписать обе стороны: те, кто проводил проверку, и те, кто ее проходил.
Если же подобная проверка осуществлялась в отношении целой организации налогоплательщиков, то акт выездной налоговой проверки предстоит подписать лицам, которые ее организовывали, и один ответственный представитель стороны, которая подвергалась проверке.
Предоставление акта выездной налоговой проверки
Документ выездной налоговой проверки, который полностью составлен и имеет необходимые подписи, предоставляется на руки лицу, проходившему данную выездную налоговую проверку.
Как только акт выездной налоговой проверки будет полностью готов, ему следует передать лицу, проходившему проверку, не позднее истечения пяти суток, лично, отдан представителю стороны под расписку, отдан каким-то другим способом, в котором будет отмечено время проведения и передачи акта результатов выездной налоговой проверки.
Подписанный и составленный документ, в котором отмечены результаты, сроки проверки специальной службы в области налогообложения в отношении организации налогоплательщиков, требуется вручить ответственному представителю этой группы в течение десяти суток. Обычно налоговые органы не передают акт лично в руки, а пользуются услугами почтового отделения.
Действия налогоплательщика, который получил акт выездной налоговой проверки
Что должен сделать налогоплательщик после того, как получил акт результатов проверки, также зафиксировано в НК нашей страны.
В случае если содержание акта выездной налоговой проверки не удовлетворяет лицо, проходившую подобного рода проверку, он не согласен с предоставленными выводами и конкретными рекомендационными предложениями уполномоченными, которые проводили данную выездную налоговую проверку, оно имеет право в течение двух недель с момента получение документа передать в соответствующую инстанцию свои возражения в письменном виде, касающиеся полученного акта выездной налоговой проверки в целом или отдельных его заключений. Налогоплательщик может вместе с письменным несогласием с актом в конкретный срок предоставить пакет документов в налоговую службу, указывающий на обоснованность высказанных им несогласий. Письменное несогласие с выводами, изложенными в акте, касающиеся организации налогоплательщиков, требуется передать в специальную службу конкретным лицом в течение последующего месяца с даты получения документа. К письменным возражениям ответственный член организации налогоплательщиков может передать пакет документов в налоговую службу, подтверждающий факт обоснованности указанного несогласия, в заранее обговоренный срок.
Как принимается окончательное решение по итогам проведенной налоговой проверки и предоставленного пакета документов
После периода рассмотрения предоставленных материалов руководитель налоговой инспекции озвучивает два решения выдвинутые выездной налоговой проверкой:
- 1. Нарушитель привлекается к ответственности за свое несоблюдение закона. Если речь идет об организации налогоплательщиков, то могут быть наказаны один или несколько лиц данной группы.
- 2. Выносится решение о невиновности налогоплательщика. Факты акта проверки считаются недействительными и не имеют никакой законной силы.
Во втором случае налогоплательщику не придется выплачивать штраф, то вероятность того, что будут начислены налоги, очень велика.
Окончательное решение относительно предоставленных итогов выездной налоговой проверки и возражений, предоставленных лицом, проходившим эту проверку, обязан подписать тот руководитель налоговой службы, который и занимался рассмотрением предоставленных ему материалов по данному делу.
Обращайтесь в нашу компанию, и выездные налоговые проверки мы возьмем на себя!
Смотрите так же:
- юристы в Москве
- смена юридического адреса
- возмещение ндс
Источник: https://lawtax.ru/vyezdnaya-nalogovaya-proverka
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Зачастую к нам обращаются клиенты, у которых возникают вопросы следующего характера
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно четко понимать возможные сроки проведения и продления выездных проверок.
В целом, сроки проведения выездных проверок исчисляются следующим образом:
Выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев.
Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев – это установлено в пункте 6 статьи 89 НК РФ.
При этом основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться несколько причин:
- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; При этом под крупнейшим налогоплательщиком понимается то,что суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей, а для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей; или суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; или активы превышают 20 миллиардов рублей.
- получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика, нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений
- непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
- иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т.д.
При этом в срок проведения проверок не засчитывается время, в течение которого проверка приостановлена, а именно:
- истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого лица Такое приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Таким образом, мы встречаемся с ситуациями, когда налоговый орган начинает заканчивает проверку через 10-12 месяцев, после ее начала, пользуясь своими правами на ее приостановление или продление.
При этом случаются ситуации, когда налоговый орган все-таки нарушает сроки проведения проверки.
К сожалению, в таких случаях суд не признает решение налогового органа по результатам проверки незаконным только по этому основанию.
Обычно суды мотивируют это следующим образом (см. Информационное письмо ВАС от 17 марта 2003 г. N 71):
м
Согласно абзацу второму статьи 88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Вместе с тем налогоплательщик всегда вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на бездействие налогового органа.
Мы знаем, какие именно доводы могут заставить налоговый орган соблюдать сроки проверки, поэтому если у Вас остались какие-то вопросы, свяжитесь с нами. Мы ответим на них.
Другие виды налоговых проверок:
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/field-tax-audit-periods/
Выездная налоговая проверка: сроки проведения
Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: «И сколько же это продлится?» Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.
Процедура и сроки проведения выездной проверки
Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа.
Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.
———————————
Даже если вы представите возражения ранее отведенного для этого срока, материалы проверки все равно должны быть рассмотрены не ранее чем истекут 15 рабочих дней с даты вручения вам акта.
Если вы согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, то можете просто не приходить в ИФНС — материалы ВНП рассмотрят без вас.При идеальном раскладе вся процедура проведения ВНП не должна превысить 4 месяцев и 35 рабочих дней. Но из любого правила есть исключения. Бывает, эта процедура длится меньше, но чаще всего, к сожалению, больше. Посмотрим, из-за чего срок проверки может быть увеличен. ———————————
Пункт 15 ст. 89 НК РФ. Пункты 6, 8 ст. 89 НК РФ. Пункт 1 ст. 100 НК РФ. Пункт 5 ст. 100 НК РФ. Пункт 6 ст. 100 НК РФ. Пункт 1 ст. 101 НК РФ.
Пункт 9 ст. 101 НК РФ.
Приостановление проверки
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующими решениями руководителя инспекции (его заместителями), с которыми налоговики должны вас ознакомить (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). ВНП может быть приостановлена, если:
(или) проверяющим необходимо получить документы у ваших контрагентов, то есть провести встречную проверку. Причем, чтобы несколько раз приостановить проверку по этому основанию, нужно каждый раз документы истребовать у разных контрагентов. Кстати, это самое распространенное основание для приостановления ВНП. Хотя чаще всего это лишь прикрытие.
Истинной же причиной приостановки может быть отпуск проверяющего или его болезнь. А иногда бывает и так: проверяющий не находит у вас нарушений, но уйти с пустыми руками не может.
Поэтому он начинает требовать у вас копии практически всех документов, чтобы забрать их с собой в инспекцию, потом направляет поручение на проведение встречной проверки, и на этом основании руководитель инспекции приостанавливает ВНП. Результаты встречной проверки в данном случае не важны, нужен лишь повод для приостановления. Что же проверяющий делает в это время? Ответ прост.
Показывает ваши документы более опытным коллегам: а вдруг тем придет в голову какая-то светлая мысль. То есть, если проверяющий истребует у вас документы и забирает их копии с собой, скорее всего, проверка затянется;
(или) проверяющим нужно провести экспертизу (Статья 95 НК РФ). Например, иногда налоговики привлекают эксперта для оценки рыночной стоимости имущества организации или же для проведения почерковедческой экспертизы;
(или) вы представили документы на иностранном языке, и проверяющим требуется их перевод;
(или) проверяющим нужно получить информацию от иностранных госорганов.
При этом проверка может приостанавливаться несколько раз в период ее проведения (без ограничения количества раз), но максимальный общий срок приостановки составляет 6 месяцев. Правда, если проверка приостановлена в связи с получением информации от иностранных госорганов и в течение 6 месяцев эта информация не получена, период приостановки может увеличиться до 9 месяцев.Продление проверки
Источник: https://www.pnalog.ru/material/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-sroki-provedeniya