Инспекция просрочила акт по проверке: это продлит срок на взыскание? — все о налогах

Каков срок исковой давности для налоговой проверки?

Срок исковой давности для налоговой проверки — период, в течение которого налоговые органы вправе взыскивать налоги, а также привлекать к ответственности виновных в выявленных нарушениях. О сроках применения санкций расскажет предлагаемая нами статья. 

Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?

Срок давности по налоговым проверкам

Сроки взыскания налогов

Сроки для привлечения к ответственности 

Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?

Согласно статье 195 ГК РФ, исковая давность определяется как срок, в течение которого субъект, чьи права нарушены, имеет право обратиться за их защитой. Пропуск данного срока без уважительных причин приводит к ситуации, когда защита своего нарушенного права становится фактически невозможной при заявлении об этом другой стороны (статья 199 ГК).

Стандартный срок для защиты своих прав составляет 3 года, согласно статье 196 ГК РФ. При этом статья 197 ГК указывает на возможность применения более коротких или продолжительных сроков защиты своих прав, а статья 208 перечисляет исключительные случаи, на которые подобный срок вообще не распространяется.

Следует помнить, что понятие «исковая давность» исключительно гражданско-правовое, поэтому не может применяться к административным правоотношениям, что вытекает из части 1 статьи 1 ГК РФ. Аналогичную трактовку данного вопроса предлагает и НК РФ, который не содержит термина «исковая давность».

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Однако же отсутствие исковой давности по взысканию налоговой задолженности не означает, что налоговая инспекция вправе взыскивать налоги в любое время и за любой период. Нормы статей 46, 47, 48, 89, 113 и 115 НК РФ содержат ряд ограничений по взысканию налогов, штрафов, пеней, а также привлечению к ответственности за налоговые нарушения.

Срок давности по налоговым проверкам

Согласно положениям статьи 87 НК РФ, существует 2 вида проверок:

Камеральная проверка, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ, проводится исключительно на основании документов (декларации, отчетов), которые представлены налогоплательщиком. При этом пункт 7 статьи 88 НК указывает, что у проверяемого лица допускает требовать только те документы, которые необходимо представить совместно с текущей отчетностью.

Пункт 1 статьи 55 НК РФ определяет, что продолжительность налогового периода, за который необходимо отчитываться субъекту хозяйственной деятельности, составляет 1 год (если только по отдельным видам налогов не определено иное). Таким образом, максимальный период, который может быть охвачен камеральной проверкой, — 1 календарный год, отчетность за который и направляется в налоговую инспекцию.

При выездной проверке, в отличие от камеральной, налоговые органы, согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ, не вправе проверять отчетность и помещения налогоплательщика за период свыше 3 лет.

При этом данный срок исчисляется начиная с 1 января года, в котором было принято решение о проведении проверки.

То есть, к примеру, если решение о проведении проверки было принято 5 сентября 2017 года, налоговый орган вправе требовать отчетность за период с 1 января 2014 года до момента окончания процедуры, максимальный срок которой может составлять 6 месяцев.

Таким образом, максимальный период проведения проверок ограничивается 3 календарными годами, предшествующими принятию решения о проведении проверки.

Сроки взыскания налогов

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.

Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.

Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке).

На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов.

Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.

В том случае, если на счетах организации недостаточно средств, взыскание, согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ, обращается на иное имущество плательщика.

В этом случае действует аналогичный административный или судебный порядок — с той лишь разницей, что на принятие решения налоговым органам отводится 12 месяцев, на возможность обращения в суд — 2 года, которые исчисляются с момента окончания периода, указанного в требовании об уплате налогов.

Давность взыскания налогов с граждан

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, с граждан неуплаченные налоги взыскиваются только в судебном порядке. При этом для обращения в суд необходимо, чтобы общая сумма задолженности превышала 3 тыс. руб. На подачу заявления налоговой инспекции отводится 6 месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Если сумма задолженности менее 3 тыс. руб., то пунктом 2 статьи 48 определен следующий срок для обращения взыскания:

  • при достижении общего размера задолженности в течение 3 лет суммы более 3 тыс. руб. срок обращения в суд ограничивается 6 месяцами со дня накопления 3 тыс. руб.;
  • если в течение 3 лет сумма задолженности не превысила 3 тыс. руб., то 6 месяцев для обращения в суд начнут отсчитываться по истечении 3 лет с момента первой неуплаты.

Практикам необходимо помнить, что налог на недвижимость и транспортные средства в силу требований пункта 2 статьи 52 НК РФ исчисляется только за 3 последних налоговых периода. Исчислить налог и направить уведомление о его уплате за более ранние периоды налоговая инспекция не вправе.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ.

По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности.

На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года.

Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.

1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Давность привлечения к иной ответственности

Практикам следует помнить, что помимо применения налоговых санкций виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности при наличии признаков соответствующих правонарушений. В этом случае должны применяться нормы о давности привлечения к ответственности, установленные КоАП и УК РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административному правонарушению в области бухгалтерского учета и сфере налогов и сборов может быть вынесено в течение 2 лет со дня его совершения.

В УК РФ порядок исчисления сроков давности за совершение налоговых преступлений определяется частью 1 статьи 78 и зависит от тяжести деяний. При этом срок исчисляется с момента совершения преступления до момента вступления в силу судебного приговора.

Таким образом, НК РФ установлен целый ряд сроков давности: для проведения проверок, взыскания налогов и привлечения к ответственности. В предложенной нами статье приведено их подробное описание и разграничение, что будет удобно для практических работников.

Источник: https://nsovetnik.ru/nalogovye_proverki/kakov_srok_iskovoj_davnosti_dlya_nalogovoj_proverki/

Уплата штрафов в налоговые органы

Налоговый штраф – это разновидность ответственности, выраженная в виде наложения на налогоплательщика санкций в денежном эквиваленте ввиду нарушений, допущенных с его стороны. Это единственный способ наложения санкционных мер. Их размер устанавливается уполномоченными налоговыми органами в соответствии с законами РФ.

В тех случаях, когда имеются смягчающие обстоятельства, налог уменьшается в 2 раза в зависимости от изначально установленного размера.

Санкция может быть и увеличена на 100% при наличии отягчающего обстоятельства. Например, если плательщик уже привлекался за такое правонарушение. При наличии двух и более штрафов по разным нарушениям оплата производится отдельно по каждому, а сумма наибольшей санкции не поглощает меньшую.

Начисление санкций такого рода происходит по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений нормативных или законодательных актов.

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 122 НК РФ ответственность за неуплату или частичное погашение задолженности по оплате налога возникает только в том случае, если было установлено нарушение, допущенное в процессе исчисления налога. Например, искажена информация о размере облагаемой базы или других нарушающих законодательство РФ действий.

Такие нарушения выявляются путем проведения проверки. В пункте 19 Постановления Пленума ФАС РФ от 30.07.13 №57 сказано, что бездействие налогоплательщика, выраженное исключительно в отсутствии денежных средств на оплату сбора, не является правонарушением, поэтому штрафные санкции к нему не применяются. Каждый день за это начисляются пени.

Основания для привлечения к ответственности

  1. Санкции, связанные с неуплатой или просрочкой платежа по сбору. В соответствии со ст.129 НК РФ размер штрафа составит 20% от суммы неуплаты. Если будет выявлен факт умышленного нарушения, то сумма будет равна 40% от суммы исчисленного налога и пени по нему.
  2. Если налогоплательщик не предоставил декларацию в указанные сроки.

    Устанавливается в размере 5% за каждый месяц неуплаты сбора, но не более 30% от суммы взыскания и не менее 1000 рублей. За нарушение срока подачи расчета финансового результата инвестиционного товарищества предусмотрен штраф – 1000 рублей за каждый просроченный месяц.

    Если информация в документе была искажена, то накладывается дополнительный штраф в 40 000 рублей, а в случае умышленного нарушения – 80 000 рублей. Несоблюдение порядка подачи декларации в электронном виде влечет санкции в размере 200 рублей.

  3. Санкции за снижение размера налоговой базы, выявленное в процессе проведения проверки.

    Размер санкции составит 10% от суммы недоимки за каждый день в период нарушения, но она не должна быть более 50% от этой суммы.

  4. При обнаружении ошибок методологического или арифметического характера в процессе исчисления налога.

    В случае если нарушение не было устранено самостоятельно путем подачи уточненной декларации, штраф составит 20% от суммы сбора.

  5. Санкции за отчуждение активов, которые находятся в залоге налогового характера. Размер взыскиваемой суммы будет равен сумме проданного актива.

  6. Сбыт товара в процессе продажи или отчуждения без начисления и уплаты налога.
  7. За непредоставление запрашиваемых сведений при камеральной проверке накладывается штраф в размере 5000 рублей, а в случае повторения нарушения в течение календарного года нужно будет оплатить 20 000 рублей.

  8. Штраф с граждан, не сообщивших в налоговую инспекцию об имеющемся имуществе, в тех случаях, если им не пришло извещение о начисленном налоге. Взыскание равняется 20% от суммы неуплаченного сбора.
  9. Санкции за занижение стоимости сделки. В соответствии со ст. 129.3 НК РФ размер штрафа составит 40% от размера неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.

Порядок оплаты

  1. Оплата установленного штрафа производится разовым платежом, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. Перечисление средств должно осуществляться налогоплательщиком в указанный срок без задержек.

  3. В соответствии с НК РФ платежи могут уплачиваться в течение налогового периода авансовыми платежами. Исполненной она признается по аналогии с оплатой налоговых обязательств. В случае просрочки платежей начисляются пени.

    Нарушение по оплате авансовых платежей не может послужить причиной для привлечения к ответственности.

  4. Расчеты по штрафным санкциям производятся путем перечисления средств наличным или безналичным путем.

    При отсутствии возможности оплаты через банк физические лица могут произвести оплату через кассу местной инспекции или в отделении почтовой связи.

В таких случаях организация, проводящая платеж, обязана:

  1. Произвести прием денег для оплаты штрафа, перевести их правильно и в корректный срок на индивидуальный для каждого налогоплательщика или агента счет федерального казначейства бюджетной системы РФ. Плата за операцию не предусмотрена.
  2. Вести запись таких платежей нужно в соответствии с законами РФ.
  3. Проводить выдачу платежного документа, подтверждающего внесение средств на необходимый счет (квитанцию). Его форма выдается местным административным органом и утверждается органом исполнительной власти федерального значения, занимающегося контролем и надзором в области налогообложения.
  4. Выдавать по запросу ИФНС информацию, подтверждающую факт оплаты налога, штрафа или иного сбора в бюджетную систему РФ.
  5. Перечисление средств, внесение которых было произведено в наличной форме, должно произойти в течение 5 рабочих дней с момента принятия их от налогоплательщика.
  6. В случае наступления ЧС, стихийного бедствия или других непреодолимых обстоятельств срок зачисления увеличивается до их устранения.
  7. За нарушение правил или неисполнение обязательств местная администрация или отделение почтовой связи несет ответственность.
  8. Несение наказания не освобождает от обязанностей по перечислению средств на счет казначейства.

Порядок по оплате штрафа в федеральный орган устанавливается в соответствии с НК РФ. Санкции, уплачиваемые в бюджет субъекта, подчиняются порядку, установленному законодательными актами местного управления, которые должны соответствовать законодательству РФ.

Срок взыскания

Срок уплаты штрафа составляет не более одного месяца со дня получения извещения, если иное не прописано в соответствующем уведомлении.

Обычно взыскание штрафных санкций происходит во внесудебном порядке, однако в соответствие со статьями 45-47 НК РФ в некоторых случаях назначение штрафа возможно только по вынесенному решению судебного органа.

Причины могут быть следующими:

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, необходимо производить взыскание штрафа в судебном порядке в следующих случаях:

  1. Если у компании имеется открытый счет.
  2. При недоимке сроком более 3 месяцев с организаций:
  • зависимых обществ (дочерних);
  • основных предприятий, на счета которых поступают средства за реализацию товара дочерних предприятий;
  • основных предприятий, которым перечисляются деньги от дочерних организаций за реализацию товаров основной компании.

Взыскание штрафа также производится в судебном порядке, если ИП изменил юридический статус сделки или характер деятельности. Также обязанность уплаты штрафа предпринимателем возникает в процессе проверки налоговым органом сделок между лицами, которые зависят друг от друга.

Если был пропущен срок на взыскание штрафа, то период, когда можно осуществить это через суд, определяется следующим образом:

  • в денежном эквиваленте с банковского счета организации – 6 месяцев;
  • за счет имущества на балансе предприятия – 2 года.

В ситуации, когда срок взыскания штрафа был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить путем обращения в суд.

Уклонение по оплате могут быть рассмотрены как административные или уголовные нарушения.

Появление одной ответственности не исключает возникновение другой. Например, на саму организацию может быть наложен штраф, а руководителей и ответственных лиц могут привлечь к ответственности согласно УК РФ.

Кто может быть привлечен:

  • юридические лица;
  • ИП;
  • физические лица.

По строгости наказания нет разделения на физические и юридические лица. Характер и степень тяжести определяется размером суммы недоимки.

Помимо штрафных санкций за неуплату налогового сбора может последовать уголовная ответственность. Она возникает при непредставлении декларации в налоговый орган или подаче ложных сведений с умыслом скрыть размер налоговой базы или характер деятельности организации.

За такое нарушение уполномоченные должностные лица несут ответственность в разной степени в зависимости от своих обязанностей.

Такого рода нарушения признаются уголовными только в том случае, если неуплата имела крупный или особо крупный размер.

Санкции:

  1. При уклонении от уплаты налога ИП и квалификации суммы как крупной, грозит штраф в размере не более 300 000 руб. или лишение свободы на 1 год.
  2. При особо крупной сумме штраф увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения — до 3 лет.
  3. Если нарушение допустила организация, то на ответственное лицо накладывается штраф до 300 000 руб., могут лишить свободы до 2 лет. К тому же могут запретить вести определенную деятельность или занимать должность.
  4. В случае неуплаты в особо крупном размере или из-за сговора группы лиц сумма взыскания увеличивается до 500 000 руб. Возможный срок заключения — до 3 лет.

Характер санкций определяет суд. На его решение влияет размер недоимки, наличие смягчающих или отягощающих факторов и степень вины подзащитного.

Если организация или ИП не могут в срок оплатить штрафные санкции, то они имеют право на рассрочку платежа на 1 или 3 месяца.

Когда это возможно:

  1. Административный арест, лишение специального права, выдворение за границу РФ иностранца или лица без гражданства.
  2. В случае тяжелого материального положения организации или физического лица может быть предоставлена рассрочка на 3 месяца.
  3. При принятии решения о рассрочке или отсрочке устанавливается срок начала действия принятого постановления.

Отсрочка или рассрочка не предоставляется:

  1. Лицам без гражданства или иностранцам, административное выдворение которых было произведено одновременно с наложением штрафных санкций.
  2. При совершении административных нарушений по ст. 11.26 и 11.29 КоАП РФ с использованием транспорта иностранного перевозчика.

Если срок оплаты штрафа или предоставляемой рассрочки (отсрочки) истек, то его могут взыскать в принудительном характере.

  1. ИП или физическое лицо. В установленном законом порядке высылается постановление о требовании погасить задолженность по оплате штрафа, после чего денежные средства списываются со счета. Взыскание может быть произведено с любого источника дохода: счета в банке, заработной платы, стипендии и прочего. Если у должника не имеется дохода, то органы надзора направляют штрафное постановление судебному приставу с цель изъятия имущества на погашение задолженности.
  2. Для взыскания средств с юридического лица проверяющий орган направляет постановление о штрафе судебному исполнителю, который отправляет его в банк для снятия исчисленной суммы со счета организации, в принудительном порядке руководствуясь законодательством РФ. В случаях, если денег на счетах нет, происходит изъятие имущества и других активов компании в счет уплаты долга.
  3. Размер самого взыскания в случае его неуплаты в срок увеличивается в два раза. После того как штраф был уплачен, документ, подтверждающий внесение средств, должен быть предоставлен в ИФНС по месту регистрации организации, которая выносила постановление о наложении санкций. В течение 1 года после окончания исполнения оплаты штрафа организация считается подвергнутой взысканию.
  4. Физическое лицо, правонарушитель, не заплатившее штраф подвергается увеличению его размера в два раза, но не менее 1000 рублей. Его могут заключить под стражу на 15 суток или привлечь к общественным работам на 50 часов.

Заключение

Если налоговые органы произвели начисление штрафных санкции, то следует внимательно изучить все претензии и основания для его взимания. Например, если организация не допускала нарушений, а просто не произвела оплату налогового сбора в срок, то привлекать ее к ответственности нельзя. Для таких случаев предусмотрено начисление пени.

Штрафы назначаются только при выявлении нарушений НК РФ в ходе проверки. Первое, что нужно сделать – проверить правомерность наложенных санкций. Если они неверные, то можно начинать судебное разбирательство. Конечно, это будет хлопотно, но в случае выигрыша с организации будут сняты требования и не придется нести ответственность целый год.

Не следует забывать, что есть причины для освобождения лица от ответственности, факторы, снижающие размер санкции, и возможность рассрочки или отсрочки платежа.

Обстоятельства, исключающие вину правонарушителя:

  1. Нарушение сроков уплаты налога произошло из-за стихийного бедствия, ЧС или силы непреодолимого препятствия.
  2. По причине болезни при условии документального подтверждения.
  3. Плательщик действовал в соответствии с указаниями, пояснениями и помощью налоговых или иных уполномоченных органов, что привело к уклонению от уплаты налога.

К смягчающим обстоятельствам можно отнести и тяжелое жизненное положение налогового плательщика, а также если нарушение было допущено ввиду насильственного принуждения. В таких случаях можно рассчитывать на снижение штрафа в два раза.

Повторное нарушение может увеличить размер взыскания на 100%. Организации и ИП имеют право обратиться в арбитражный судебный орган, другие физические лица могут подавать иск в обычный суд.

В налоговые органы высшего порядка нужно обращаться при помощи письменной жалобы. К ней необходимо приложить все доказывающие правоту документы. Срок ее предоставления – не позднее чем через 3 месяца после обнаружения несоблюдения прав налогоплательщика.

Если срок уплаты был пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить. Для этого нужно обратиться с заявлением и документами, подтверждающим обстоятельства, в ИФНС по месту регистрации. Решение выносится в течение месяца.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/uplata-shtrafov.html

Возражение на акт налоговой проверки. Образец 2018 года

Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк возражения на акт налоговой проверки .docСкачать образец возражения на акт налоговой проверки .doc

Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

В течение каких сроков возражать

Для подачи возражения существуют установленный срок, одинаковый при проведении камеральной и выездной налоговой проверки – он равен одному месяцу с момента получения акта.

Если этот период будет нарушен, организации вряд ли удастся оспорить акт (скорее всего только через судебную инстанцию).

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Источник: https://assistentus.ru/forma/vozrazhenie-na-akt-nalogovoj-proverki/

Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки — Сообщество «Mercedes G-class Club» на DRIVE2

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности.

Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

Срок давности выявления налоговой недоимки налогоплательщика Налоговым кодексом действительно не установлен. Об этом недавно еще раз напомнил Минфин РФ в своем письме от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-5.Общий срок давности (три года), который оговаривается ст. 196 Гражданского кодекса, к налоговым отношениям также неприменим. Согласно п.

3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки.

Однако, в НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:— срока на направление требования об уплате недоимки налогоплательщику;— срока на добровольное исполнение требования;— шестимесячного срока для обращения налоговых органов в суд.

В общей сложности с момента выявления недоимки до подачи заявления в суд о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика у налоговиков есть примерно девять месяцев, а если взыскание недоимки производится за счет имущества налогоплательщика, максимальный срок для судебного взыскания – составляет два года с со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.Следовательно, от момента выявления налоговой недоимки зависят начало течения сроков ее взыскания и сама возможность взыскать с налогоплательщика сумму выявленной недоимки.Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), то моментом выявления и началом отсчета сроков на взыскание будет день вступления в силу решения по ее результатам.Но недоимка может быть выявлена не только в результате камеральной или выездной проверки, но и в результате проведения иных мероприятий налогового контроля.

Так, некоторые налоги за налогоплательщиков исчисляет инспекция (например, транспортный налог).

В этом случае недоимка может быть выявляется при сравнении начисленных сумм налога с платежами, поступившими от налогоплательщика.

Также инспекция может выявить недоимку вне процедуры налоговой проверки путем сравнения суммы налога, указанной в декларации налогоплательщика, с данными об уплате, поступившими из Федерального казначейства.

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.

2011 N 3147/11, где указано следующее.Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.

Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.

Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод.

Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.

При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.Про момент извещения:ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

А это из судебного решения:Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом неоднократно по последнему известному суду адресу.

Доказательства того, что данный адрес не является адресом постоянного места жительства ответчика на момент рассмотрения дела в материалах гражданского дела отсутствуют, также отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительные причины не получения (невозможности получения) судебной корреспонденции по адресу постоянной регистрации ответчика (последнему известному адресу ответчика).В силу ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.

2011 года № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными.

Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств дела. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутых в ней случаях извещенным вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Источник: https://www.drive2.ru/c/2769046/

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— предмет проверки;

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

Возражаю!

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде.

Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Налоговые споры, Налоговые проверки, Выездная проверка

Источник: https://www.pnalog.ru/material/akt-nalogovoy-proverki-reshenie-apellyaciya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]