Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете — все о налогах

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Автор статьи А. Гусев

В статье рассмотрены общие принципы оценки имущества и обязательств в целях формирования учетной политики АУ, приведены порядки определения стоимости отдельных видов нефинансовых активов при их приобретении, изготовлении, безвозмездном получении, а также выявленных в результате инвентаризации неучтенных материальных ценностей, к тому же рассмотрены методы оценки материальных запасов, применяемые в бухгалтерском и налоговом учете при выбытии, и иных видов имущества (реализуемых товаров, готовой продукции, работ, услуг).

Автономное учреждение, как и любая другая организация, руководствуясь законодательными, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, обязано самостоятельно формировать учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ[1], п. 6 Инструкции №157н[2]). Одним из требований к содержанию учетной политики учреждения, установленных в п. 3 ст. 6 Федерального закона №129-ФЗ, является указание методов оценки видов имущества и обязательств.

Общие положения

Общие принципы, применяемые к оценке имущества и обязательств, содержатся в ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ. К таким принципам относятся следующие:

  • оценка имущества и обязательств должна производиться автономным учреждением для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
  • оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
  • оценка имущества, полученного безвозмездно, производится по рыночной стоимости на дату оприходования имущества;
  • оценка имущества, произведенного автономным учреждением, осуществляется по стоимости его изготовления;
  • начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности учреждения в отчетном периоде;
  • бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

С учетом вышеизложенного в данном разделе учетной политики необходимо отразить следующую информацию.

Оценка отдельных видов нефинансовых активов

В соответствии с п. 23 Инструкции №157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ).

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для справки

В сумму фактических вложений автономного учреждения на приобретение объектов нефинансовых активов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта нефинансовых активов (п. 47, 62, 72, 105 Инструкции №157н).

В связи с тем, что Инструкция №157н не содержит определения понятия «общехозяйственные расходы», по мнению автора, можно обратиться к нормам Приказа Минфина РФ от 31.10.

2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», даже несмотря на то что этот документ уже не действует в отношении автономных учреждений.

Так, согласно разделу III данного приказа к общехозяйственным относятся расходы для нужд управления, непосредственно не связанные с производственным процессом.

То есть это затраты, обеспечивающие функционирование учреждения как целостного хозяйствующего субъекта, не связанные с выполнением производственных функций, осуществляемых в структурных подразделениях основного и вспомогательного производств.

В частности, к общехозяйственным расходам можно отнести:

  • административно-управленческие расходы;
  • содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
  • амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

На основании сказанного автономному учреждению в своей учетной политике необходимо определить расходы, которые будут относиться к общехозяйственным.

Стоимость нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Согласно п.

24 Инструкции №157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

Примером вышеуказанных сделок является заключение договора мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК РФ).

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, должна устанавливаться исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах оно обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы.

Вместе с тем во избежание возможных негативных последствий, возникающих при проверке учреждения как налоговыми, так и другими контролирующими органами, по мнению автора, под стоимостью указанных нефинансовых активов следует понимать их текущую рыночную стоимость, определяемую в порядке, предусмотренном для объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно (по договору дарения).

Стоимость материальных запасов при их изготовлении собственными силами. Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (п. 104 Инструкции №157н).

Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляется учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции (порядок определения себестоимости готовой продукции, работ, услуг рассмотрен ниже).

Стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества. В соответствии с п.

106 Инструкции №157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. В этом случае необходимо указать порядок определения текущей рыночной стоимости данных объектов.

Имущество, полученное безвозмездно и выявленное по результатам проведения инвентаризации (неучтенное). Как мы уже отмечали, объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно (по договору дарения), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции №157н).

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества.

Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, используются:

  • анные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции №157н).

Стоимость ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Согласно п. 337 Инструкции №157н автономному учреждению предоставлено право учитывать бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 не только в условной оценке один бланк – 1руб., но и по стоимости приобретения бланков.

Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Причем, по мнению автора, учреждение может закрепить выбранный способ как в отношении только каких-либо определенных групп бланков строгой отчетности (например, трудовых книжек), так и в отношении всех бланков строгой отчетности, используемых в учреждении.

[1]Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Источник: https://www.reghelp.ru/article/metodi_otsenki_otdelnih.shtml

Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете

Оценка активов и обязательств организаций при их отражениив бухучёте и бухгалтерской отчетности проводится в денежном выражении. Методы такой оценки оказывают значительное влияние на формирование доходов, расходов, финансовых результатов деятельности организации и в связи с этим составляют основу учетной политики.

Порядок оценки предусматривается документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В Федеральном законе ʼʼО бухгалтерском учетеʼʼ указано, что оценка:

· активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на покупку;

· активов, полученных безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;

· активов, произведенных в самой организации, — по стоимости изготовления.

Значительную часть активов составляют внеоборотные активы, включающие нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Организация учета нематериальных активов регламентируется ПБУ 14/2000 ʼʼУчёт нематериальных активовʼʼ. В бухгалтерском учете различают первоначальную и остаточную стоимость нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по соисполнительским договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.п.), за исключением налога на добавленную стоимость, иных возмещаемых налогов.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Читайте также:  Сертификат ключа проверки электронной подписи облагается ндс - все о налогах

Организация учета базовых средств регламентируется ПБУ 6/01 ʼʼУчёт базовых средствʼʼ. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, изменение которой допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов базовых средств.

Организация вправе не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты базовых средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Стоимость объектов базовых средств погашается путем начисления амортизации. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации составляет остаточную стоимость базовых средств.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая включает сумму фактических затрат организации на их приобретение.

Для целœей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: объекты, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и объекты, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей их оценкой включается в состав операционных доходов или расходов в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаютсяв бухучёте и бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости.

Обесценением финансовых вложений признается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях деятельности.

Организация расчетным путем определяет стоимость финансовых вложений, равную разнице между их стоимостью, по которой они отраженыв бухучёте (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.

При снижении стоимости финансовых вложений организация за счёт финансовых результатов образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной и расчетной стоимостью.

В состав оборотных активов включаются материально-производственные запасы, готовая продукция, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, изготовления.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценивают одним из следующих методов:

· по себестоимости каждой единицы;

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

С 1 января 2008 ᴦ. метод оценки запасов по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) не применяется в практике официального финансового учета организаций.

Материалы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости этих материальных ценностей. Резерв образуется на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материалов, в случае если последняя выше текущей рыночной стоимости, и включается в состав операционных расходов организации.

Незавершенное производство в бухгалтерском балансе может оцениваться по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства базовых средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в ее бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Организация вправе создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями за продукцию, товары, работы, услуги. Суммы резервов относятся на финансовый результат деятельности организации и включаются в состав операционных расходов.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, не погашенная в срок, установленный договором. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу исходя из платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга.

Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в отчетном бухгалтерском балансе уменьшается на сумму сформированных резервов.

Кредиты и займы, полученные организацией, оцениваются с учетом причитающихся к уплате процентов по кредитным договорам и договорам займа.

Согласно принципу соответствия в отчетном периоде должны быть показаны расходы, способствующие получению доходов данного периода.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией в течение периода, к которому они относятся.

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает включение в расходы будущих периодов затрат, связанных с горно-подготовительными работами, подготовительными работами к производству в связи с их сезонным характером, затрат на освоение новых производств, установок и агрегатов, рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий, затрат на неравномерно производимый в течение года ремонт базовых средств (когда организация не создает соответствующий резерв) и др.

Доходы, относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как доходы будущих периодови в последующем относятся организацией на финансовые результаты деятельности.

В состав доходов будущих периодов включаются арендная и квартирная плата͵ оплата коммунальных услуг, абонементная плата за пользование средствами связи, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы, разница между суммами, подлежащими взысканию с виновных лиц, и учетной стоимостью недостающих ценностей. В состав доходов будущих периодов также включается стоимость активов, полученных безвозмездно, и государственная помощь, предоставленная в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (при освобождении организации от возврата полученных ресурсов).

При выявлении недостач организация взыскивает с виновника рыночную стоимость недостающего имущества. При этом разница между взыскиваемой и учетной стоимостью включается в состав доходов будущих периодов. Выявленные в отчетном периоде суммы недостач прошлых лет, признанные виновными лицами или присужденные к взысканию с них судебными органами, также включаются в доходы.

  • — Методы оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете

    Оценка активов и обязательств организаций при их отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности проводится в денежном выражении. Методы такой оценки оказывают значительное влияние на формирование доходов, расходов, финансовых результатов деятельности… [читать подробнее].

  • Источник: https://referatwork.ru/category/finansy/view/514617_metody_ocenki_aktivov_i_obyazatel_stv_v_buhgalterskom_uchete

    Составление бухгалтерской учетной политики управляющей организации

    Общие требования к учетной политике

    В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Этим же приказом утверждаются следующие обязательные элементы учетной политики:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета (составляется на основе Плана счетов с учетом специфики деятельности компании, учитывает наличие необходимых синтетических и аналитических счетов, например для учета доходов и расходов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым НДС, а также отдельно по услугам и работам);

    формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности (традиционно документы составляются по унифицированным формам; если они не предусмотрены, следует заранее разработать необходимый бланк, ознакомить с ним лиц, ответственных за соответствующую хозяйственную операцию; при этом все первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете);

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (необходимо утвердить лишь порядок и сроки проведения инвентаризации, когда она не обязательна, поскольку в силу закона в определенных случаях инвентаризация проводится в обязательном порядке — п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете; например, может быть установлено, что внезапная инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в квартал);

    способы оценки активов и обязательств (например, следует сделать выбор: учитывать МПЗ по фактическим или учетным ценам при принятии к учету и по средней себестоимости, себестоимости каждой единицы или методом ФИФО — при отпуске в производство);

    правила документооборота и технология обработки учетной информации (от того, насколько четко прописаны правила документооборота (состав документов, перечень ответственных лиц, сроки передачи документов в бухгалтерию), во многом зависит достоверность показателей бухгалтерского учета и отчетности, поскольку Закон требует отражать операции в учете непосредственно в момент их совершения или сразу по окончании; также следует оговорить, кто и в каком виде хранит экземпляры первичных документов, кто и как их обрабатывает — например, при автоматизированной обработке информации данные могут как автоматически выгружаться из приложений в программный комплекс, так и вручную вноситься на основании письменных документов; в случае заключения договора о начислении и учете платы собственников помещений со специализированной организацией (расчетным центром) в учетной политике целесообразно оговорить также формы и сроки представления отчетов в бухгалтерию организации, согласованные в договоре об оказании услуг);

    порядок контроля за хозяйственными операциями (Законом предусмотрена необходимость визы руководителя и главного бухгалтера организации на всех документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, — п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете; приказом руководителя назначается состав инвентаризационной комиссии, комиссий, санкционирующих списание тех или иных активов и обязательств, и пр.);

    — другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Наряду с указанными сведениями в учетную политику, принимаемую для целей бухгалтерского учета, необходимо включать следующую информацию:

    — выбранный способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Как правило, соответствующее указание содержится в том или ином бухгалтерском стандарте;

    — способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, разработанный в отсутствие установленного бухгалтерскими стандартами способа организацией самостоятельно на основании положений по бухгалтерском учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Напомним, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов.

    Заметим, что к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности (то есть имущества, обязательств и хозяйственных операций), погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

    Читайте также:  10 августа – срок сдачи сзв-м за июль - все о налогах

    Отдельные положения учетной политики управляющей организации

    В рамках данной статьи мы не будем перечислять все вопросы, по которым бухгалтерское законодательство предлагает несколько альтернативных способов ведения бухгалтерского учета.

    Остановимся лишь на некоторых моментах, являющихся специфическими для управляющей организации, большая часть из которых прямо не урегулирована бухгалтерскими стандартами и требует особого закрепления в учетной политике.

    Учет доходов

    Если управляющая организация позиционирует себя как посредника в части предоставления коммунальных услуг гражданам, в учетной политике имеет смысл указать следующее: «Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации услуг по управлению многоквартирным домом, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества».

    Если же управляющая организация отражает в учете реализацию коммунальных услуг, соответствующий вид деятельности следует оговорить в учетной политике и конкретизировать порядок учета соответствующих доходов.

    Существенное влияние на способы ведения бухгалтерского учета оказывает порядок организации учета расчетов с потребителями — в подавляющем большинстве случаев они выносятся за рамки бухгалтерского учета (осуществляются абонентским отделом в отдельной программе с регулярной выгрузкой данных либо сторонней компанией по договору). Поэтому размер платы, начисленной собственникам помещений в том или ином отчетном периоде, не всегда влияет на размер доходов, признаваемых в бухгалтерском учете по причине проведения регулярных корректировок размера платы в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

    Помимо объемов потребления на размер выручки от реализации коммунальных услуг оказывают влияние и применяемые тарифы, цены. Так, в учетной политике целесообразно указать, что выручка признается исходя из регулируемых тарифов, установленных для потребителей с учетом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, предусмотренных в определенном законом порядке.

    Немаловажно также оговорить порядок признания выручки при предоставлении коммунальных услуг, оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества льготным категориям граждан (в законодательстве нет норм, четко регулирующих данную ситуацию): в размере, предъявленном к оплате гражданину, или исходя из полной стоимости предоставленных услуг и выполненных работ (в соответствии с утвержденными тарифами или размером платы за содержание и ремонт, установленным договором управления).

    Учет расходов

    Следуя предписанию п. 20 ПБУ 10/99 «Расходы организации», организация должна раскрыть в учетной политике порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

    Так, управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут включаться в себестоимость услуг и работ (списываться на счет 20) либо относиться напрямую на себестоимость продаж отчетного периода, в котором они возникли (ежемесячно списываться в дебет счета 90).

    При принятии решения о судьбе общехозяйственных затрат целесообразно исходить из задач, которые могут быть решены в рамках бухгалтерского учета. Так, чаще всего необходимость распределения общехозяйственных затрат обусловлена требованиями калькуляции (полной) себестоимости услуг, работ, например в целях ценообразования.

    Кроме того, при формировании полной себестоимости отдельных видов работ, услуг пользователю отчетности будет наглядно предоставлена информация о прибыльности (убыточности) того или иного вида деятельности.

    Важно, что распределение общехозяйственных затрат производится на основании одного критерия, установленного в учетной политике (методика распределения также прописывается).

    Иначе говоря, бухгалтер управляющей организации не вправе включить в учетную политику условие о том, что общехозяйственные затраты распределяются на все виды деятельности кроме реализации коммунальных услуг.

    Согласитесь, что в связи с деятельностью по управлению многоквартирным домом в целом и в частности в связи с реализацией коммунальных услуг управляющая организация осуществляет такие расходы, как, например, затраты на расчетно-кассовое обслуживание, начисление и взыскание платы с потребителей, ведение договорной и претензионной работы, содержание аварийно-диспетчерской службы. То есть объективно такой вид деятельности, как реализация коммунальных услуг, «оттягивает» на себя часть общехозяйственных затрат. Вместе с тем распределение таких затрат на основании универсального критерия (как правило, это прямые затраты по видам деятельности) вряд ли даст пользователям отчетности базу для принятия какого-либо управленческого решения. Дело в том, что управляющая организация не вправе изменять тарифы на коммунальные услуги, включая в них часть своих затрат. Все общехозяйственные затраты покрываются за счет доходов от реализации услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и (или) услуг по управлению многоквартирным домом. Предоставление коммунальных услуг в силу положений закона осуществляется либо с нулевой рентабельностью, либо с убытком (при приведении размера платы в соответствие предельным индексам и предоставлении услуг льготным категориям граждан при условии, что выручка отражается исходя из предъявленных потребителям сумм). Отнесение на данный вид деятельности части общехозяйственных затрат лишь сформирует (увеличит) убыток от реализации коммунальных услуг, который на самом деле должен быть профинансирован за счет доходов по другому виду деятельности — содержанию и ремонту общего имущества. Поэтому, вероятно, управляющей организации следует отказаться от распределения управленческих расходов и включить в учетную политику такое условие: «Общехозяйственные затраты, собранные на счете 26, в качестве условно-постоянных относятся в дебет счета 90 в том отчетном периоде, в котором они возникли».

    Учет бюджетных субсидий

    Говоря о бюджетных субсидиях, прежде всего следует упомянуть о субсидиях, право на получение которых возникает в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей.

    Субсидии, которые поступают управляющей организации по причине приведения платы потребителей за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами в бухгалтерском учете, следует квалифицировать как прочие доходы.

    Однако момент их признания в законодательстве не определен — руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» в данной ситуации нельзя, поскольку данный бухгалтерский стандарт не распространяется на экономическую выгоду, связанную с государственным регулированием цен.

    В то же время зачастую при принятии бухгалтерской учетной политики организации стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, поэтому определяющим фактором может стать порядок признания соответствующего дохода в налоговом учете, который в настоящее время остается дискуссионным (в момент получения денежных средств или в момент реализации услуг).

    Если учетной политикой установлено, что управляющая организация отражает выручку от реализации коммунальных услуг без учета льготы, предоставляемой отдельным категориям граждан, вопрос признания дохода в виде бюджетной субсидии не стоит. В противном случае (выручка определяется в суммах, предъявленных к оплате потребителю) следует руководствоваться п. 10 ПБУ 13/2000 и признавать прочий доход в момент предоставления бюджетных средств.

    Особого внимания требует разработка способа бухгалтерского учета, а именно порядка применения бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций, связанных с проведением ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

    Если управляющая организация расценивает бюджетные субсидии как один из источников оплаты реализованных ремонтных работ (наряду с платежами собственников помещений), в учетной политике (в разделе, посвященном учету доходов) следует прописать, что выручка от реализации работ по капитальному ремонту признается исходя из сметной стоимости ремонта. Если же управляющая организация считает участие в такой программе реализацией работ льготным категориям граждан (предоставляется льгота в виде оплаты только части ремонта — не менее 5%), порядок отражения доходов и бюджетных субсидий в учете аналогичен порядку отражения операций по предоставлению коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества льготным категориям граждан. Но здесь следует учитывать специальные положения п. п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 о том, что списание бюджетных средств, полученных на финансирование будущих расходов, осуществляется по мере признания соответствующих расходов. Бухгалтерский стандарт предусматривает одномоментное (при принятии расходов к учету) составление двух проводок: Дебет 86 Кредит 98, Дебет 98 Кредит 91. Возможны и другие трактовки деятельности по ремонту общего имущества за счет средств Фонда, обусловливающие иной порядок учета, что должно найти подробное описание и обоснование в учетной политике.

    Изменение учетной политики

    ПБУ 1/2008 называет только три причины изменения принятой учетной политики организации:

    — изменение законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

    — разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    — существенное изменение условий хозяйствования.

    Поподробнее хотелось бы рассмотреть вторую причину — разработку новых способов ведения бухгалтерского учета.

    Пункт 10 ПБУ 1/2008 гласит, что применение такого нового способа должно обеспечивать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

    В качестве примера можно привести изменение порядка отражения в учете хозяйственных операций, связанных с проведением капитального ремонта за счет средств Фонда. Допустим, что организация отражала в учете выручку в размере сметной стоимости ремонтных работ, но в дальнейшем решила, что данная операция тождественна реализации работ с учетом льгот отдельным категориям граждан.

    Организация представила в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС и в суде отстояла свое право на возмещение налога. В этой ситуации более достоверное представление хозяйственных операций будет обеспечивать иной порядок учета доходов от реализации — в размере платы, внесенной собственниками помещений.

    Поэтому вполне возможно изменение учетной политики в отношении данного конкретного вопроса. При этом п. 15 ПБУ 1/2008 обязывает ретроспективно отразить подобные изменения учетной политики, если последствия таких изменений оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств (критерий существенности устанавливается самостоятельно).

    Разработку новых способов учета, которые обеспечивают более достоверное отражение операций в учете, следует отличать от ошибок, под которыми понимается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности, которое может быть обусловлено, в частности, неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). В рассмотренной выше ситуации квалификация и оценка факта хозяйственной деятельности основана на профессиональном суждении специалистов, поскольку законодательство не содержит норм, однозначно регламентирующих соответствующий вопрос. Следовательно, нельзя считать, что ранее была допущена ошибка, а теперь организация должна ее исправить. Правильнее говорить, что исходя из сегодняшних обстоятельств стало очевидно, что новый способ ведения учета даст пользователям отчетности более достоверную информацию.

    Читайте также:  Как изменить или добавить основной вид деятельности ооо? - все о налогах

    Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/sostavlenie-buhgalterskaya-uchetnaya-politika

    1.3 Особенности отражения в бухгалтерском учёте организации отложенных налоговых активов и обязательств

    Одна из первоочередных задач, стоящих перед бухгалтером, который приступает к работе с ПБУ 18/02,— правильно организовать аналитику в бухгалтерском учете, так как грамотно построенный аналитический учет значительно облегчит труд бухгалтера.

    Организациям дано право самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитический учет при отражении отложенных налоговых активов и обязательств.

    Выбранный способ следует закрепить в учетной политике.

    Это могут быть регистры бухгалтерского учета, аналитическая справка бухгалтера или субсчета соответствующих счетов учета активов и обязательств, в оценке которых возникли временные и постоянные разницы.

    Аналитический учет отложенных налоговых активов и обязательств следует построить таким образом, чтобы можно было определить, вследствие чего возникла вычитаемая временная разница.

    На практике организации разрабатывают собственный аналитический регистр учета временных и постоянных разниц отчетного периода [3].

    Отражение информации в отдельном регистре упрощает выявление, определение и учет как постоянных, так и временных разниц отчетного периода.

    Образец формы аналитического регистра, который может использоваться для отражения информации о возникающих постоянных и временных разницах в учете организации, приведен в таблице 2.

    Таблица 2 — Аналитический регистр для отражения информации о возникающих временных разницах в учете организации, руб.

    Счет учета Вид дохода (расхода) Сумма в бухгалтерском учете Сумма в налоговом учете  Временные разницы
    вычитаемая  налогооблагаемая
    20 Амортизация основных средств  500 1 000  500
    91 Убыток от продажи основных средств  100 000 100 000
    Итого 100 500 1 000  100 000 500
    По итогам отчетного периода ОНА = 2000 (100 000 Ч 20%) ОНО = 100 (500 Ч 20%) 

    Данный регистр можно вести по всем разницам, возникающим между бухгалтерским и налоговым учетом за отчетный период. Если разниц много, то для крупных групп расходов и доходов целесообразно установить отдельные аналитические регистры.

    Согласно нормам ПБУ 18/02 организация может вообще отказаться от детального аналитического учета отложенных налоговых активов, если для нее не составляет особого труда отслеживать движение этих сумм на основе имеющейся аналитики вычитаемых временных разниц.

    Для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств Типовым планом счетов бухгалтерского учета, установленным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г.

    № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предусмотрены счет 09 «Отложенные налоговые активы» и счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» [4].

    Отложенные налоговые активы формируются в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы.

    Организации отражают в бухгалтерском учете ОНА на счете 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»:

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — начислен отложенный налоговый актив.

    По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы [5].

    Сумма погашения отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09 — погашен отложенный налоговый актив.

    Если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность того, что она возникнет в последующих отчетных периодах, то суммы отложенного налогового актива остаются без изменения до такого отчетного периода, когда в организации возникнет налогооблагаемая прибыль.

    Если объект учета, в связи с которым был начислен ОНА, выбывает, остаток непогашенного отложенного налогового актива списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:

    Дебет 99 Кредит 09 — списан отложенный налоговый актив.

    Возникновение налогооблагаемых временных разниц приводит к формированию отложенных налоговых обязательств (ОНО).

    В бухгалтерском учете ОНО отражаются проводкой:

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 — начислено отложенное налоговое обязательство.

    Организация может не начислять отложенные налоговые обязательства по каждой возникшей временной разнице и не отражать их подетально в бухучете, а определить их величину по итоговым данным о размере налогооблагаемых временных разниц, сформированных за отчетный период.

    По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства.

    Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде ОНО, отражаются в бухгалтерском учете проводкой:

    Дебет 77 Кредит 68 — погашено отложенное налоговое обязательство.

    Если объект учета, в связи с которым было начислено отложенное налоговое обязательство, выбывает, сумма не полностью погашенного ОНО списывается в кредит счета 99 «Прибыли и убытки»:

    Дебет 77 Кредит 99 — списано отложенное налоговое обязательство.

    Если законодательством предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при формировании отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

    Таким образом, корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учёте отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств представлена в таблице 3.

    Таблица 3 — Корреспонденция счетов по отражению ОНА и ОНО

    Содержание операции Дебет Кредит
    Начислен отложенный налоговый актив 09 68
    Погашение (списание) отложенного налогового актива по мере уменьшения вычитаемых временных разниц 68 09
    Списание отложенного налогового актива при выбытии актива или погашении обязательства, в связи с которым отложенный налоговый актив был начислен 99 09
    Начислено отложенное налоговое обязательство 68 77
    Погашение (списание) отложенного налогового обязательства по мере уменьшения налогооблагаемых временных разниц 77 68
    Списание отложенного налогового обязательства при выбытии актива или погашении обязательства, в связи с которым отложенное налоговое обязательство было начислено 77 99

    Таким образом, в процессе хозяйственной деятельности величина временной разницы претерпевает изменения: увеличение и уменьшение. Изменять величину разницы могут две взаимообратных операции: начисление и погашение.

    Начисление увеличивает сальдо счета, на котором учитывается отложенный налог (дебетует 09 счет при начислении ОНА или кредитует 77 при начислении ОНО) в корреспонденции со счетом задолженности по налогу на прибыль (68). Погашение приводит к регистрации обратной проводки.

    При выбытии актива временная разница и связанный с ней отложенный налог должны быть списаны. С точки зрения учета операция списания отлична от операции погашения счетом, который корреспондирует со счетом учета ОНА или ОНО.

    Погашение разницы изменяет величину налога к уплате (68-й счет), а списание разницы происходит на 99 счет, с тем чтобы в будущих периодах сумма налога к уплате не изменилась. Иногда операция списания разницы называется операцией переквалификацией разницы из временной в постоянную.

    Источник: https://buh.bobrodobro.ru/29061

    Оценка отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (Покровская Н.В., Антонец Е.А.)

    Дата размещения статьи: 30.06.2015

    Предмет/тема.

    При проведении оценки стоимости компании в рамках затратного подхода оценщик отталкивается от данных бухгалтерской отчетности и производит корректировку активов и обязательств в соответствии с их рыночной стоимостью. При этом отложенные налоговые активы и обязательства чаще всего включаются в расчет по балансовой стоимости, что может исказить результаты оценки.

    Цели/задачи.

    Статья посвящена исследованию влияния отложенных налогов, сформированных в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, на стоимость бизнеса, охватывая следующие ключевые вопросы: отложенные налоги в отчетности предприятия как отражение налоговой политики; различия между балансовой и рыночной оценками отложенных налогов; определение рыночной стоимости отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

    Методология.

    В статье с помощью методов критического и сравнительного анализа проиллюстрированы основные парадоксы использования балансовых оценок отложенных налоговых активов и обязательств при определении стоимости бизнеса затратным подходом. Для обоснования предложений по определению рыночной цены отложенных налоговых активов и обязательств применяются аналитические методы реализации концепции наиболее эффективного использования.

    Результаты. При определении стоимости предприятия логика переоценки статей отложенных налоговых активов и обязательств различается. Отложенные налоговые активы следует скорректировать соответственно приведенной к настоящему моменту будущей экономии по налогу на прибыль.

    Решение об исключении из состава заемных средств отложенных налоговых обязательств или о переоценке их соответственно приведенной стоимости будущего увеличения налога на прибыль принимается оценщиком на основании анализа типичности ситуации возникновения соответствующих обязательств.

    Выводы/значимость. Переоценка статей отложенных налоговых активов и обязательств, в соответствии с перспективой будущей уплаты налога на прибыль, в контексте наиболее эффективного использования повысит точность определения стоимости бизнеса компании в соответствии с ожиданиями ее потенциальных покупателей.

    Введение 

    Информационные границы возможностей бухгалтерской отчетности усложняют объективный анализ получаемой информации . Существует проблема совместимости сведений, представленных в отчетности, и потребностей отдельных ее пользователей.

    В процессе оценки бизнеса зачастую возникает необходимость не только дополнительного включения факторов, влияющих на стоимость компании, но не отраженных в отчетности (например, интеллектуального капитала [11, с. 25], предполагающего обоснованный выбор модели оценки [5, с.

    334 — 335]), но и адекватной трактовки, а также уточнения стоимости отдельных отраженных в ней факторов.

    ———————————

    См. подробнее в работе [15]. 

    Последнее в полной мере справедливо для отложенных налогов, занимающих существенную долю активов и обязательств многих российских компаний.

    Использование балансовых оценок отложенных налоговых активов и обязательств искажает стоимость бизнеса, т.е. может привести к неверным выводам заинтересованных лиц и создать неадекватные стимулы при управлении стоимостью.

    Поэтому важно определить порядок переоценки отложенных налогов соответственно ожиданиям потенциальных покупателей бизнеса.

    Стоимость бизнеса отражает ресурсы компании и решения менеджмента по управлению ими; это характеристика прошлого и настоящего фирмы, а также обусловленных ими перспектив [16, с. 111]. Бухгалтерская отчетность является базовой информацией для определения рыночной стоимости предприятия затратным подходом.

    При использовании этого способа рассматривается стоимость предприятия с учетом понесенных издержек, иными словами, предполагается, что разумный инвестор не заплатит за предприятие больше, чем составляет стоимость замещения его активов и обязательств.

    Рыночная стоимость действующего предприятия затратным подходом определяется как рыночная стоимость всех активов компании за вычетом ее долговых обязательств (в том числе с учетом стоимости денег во времени), т.е. методом чистых активов .

    ———————————

    Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5985

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]