В «сомнительном» резерве учитывают только реализационные долги — все о налогах

Сомнительный долг в бухгалтерском учете: учет и налогообложение (Парасоцкая Н.Н., Манджиева Г.С.)

Дата размещения статьи: 19.07.2015

В статье рассмотрены особенности учета сомнительных и безнадежных долгов. Основываясь на нормативно-правовой базе, даны основные понятия и порядок проведения бухгалтерского учета на предприятии по отношению к сомнительным долгам. Рассмотрен порядок действия сторон в возникающих случаях выявления сомнительных долгов согласно законодательным актам.

Сомнительный долг в бухгалтерском учете

Дебиторская задолженность, не погашенная в определенные сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, призвана называться сомнительным долгом. Правилами применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрены:- отражение дебиторской задолженности на сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;- обеспечение покупателям и заказчикам возможности получения нужных данных по расчетным документам, для которых не наступило время оплаты, и по не оплаченным в срок расчетным документам.В соответствии с указанными правилами бухгалтер выставляет счет на оплату товаров по дебету сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Срок оплаты данного счета компанией составляет 7 дней с момента выставления расчетных документов. На восьмой день, если оплата не была произведена, ее можно считать сомнительной (просроченной). В этом случае бухгалтер открывает субсчет к сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который показывает задолженность компании. Все это делается для того, чтобы правильно вести аналитический учет.

Что касается вопроса установления гарантий, то в Гражданском кодексе Российской Федерации установлено лишь понятие «банковская гарантия», что является одним из способов выполнения обязательств. В данном случае понятие гарантии достаточно неоднозначно и каждая организация устанавливает его значение самостоятельно.

Некоторые компании в виде гарантии используют письменный договор как поручительство стороннего лица или же как вариант гарантии может использоваться устное заверение директора организации-должника. Поэтому в некотором смысле компания имеет своего рода свободу в возможности определения сомнительного долга.

Теперь, когда у организации имеется сомнительный долг, следует оценить вероятность его возврата. Если контрагент считается безответственным и возврата долга не ожидается, можно сразу признать расход на сумму данной задолженности. В этом и заключается основная суть резервирования.

Формирование резерва по сомнительным долгам

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10655

Резервы по сомнительным долгам: Бухгалтерский и налоговый учет

РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ:

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Т. Б. ЧИХИРЕВА, налоговый консультант АКГ«Интерком-Аудит»

Бухгалтерский учет

Формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг — дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервирование — один из методов оценки активов и имущества организации [8].

Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то необходимо отметить следующее.

С одной стороны, нормы п. 70, а также п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.

1998 № 34н (далее — Положение), позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике.

В противном случае организация может не формировать такие резервы.

С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [9].

По мнению Минфина России, нормы п.

70 Положения устанавливают возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности.

Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 мес. после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности,

не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т. е. не рассматривать его как сомнительный долг [19].

Следует напомнить, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскомуучету [9].

Из разъяснений Минфина России можно сделать вывод о том, что наличие или отсутствие записи в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам значения не имеет.

Если у организации имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв нужно создавать.

Если же в учетной политике имеется запись о том, что организация не создает резерва по сомнительным долгам, то это означает, что организацией в бухгалтерском учете не будет соблюдено требование осмотрительности.

При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rezervy-po-somnitelnym-dolgam-buhgalterskiy-i-nalogovyy-uchet

Резерв по сомнительным долгам

Создавая коммерческое предприятие, его учредитель должен понимать, что детище может быть подвергнуто риску в результате неисполнения обязательств со стороны партнеров или потребителей продукции.

В этом случае предприниматель должен позаботиться о компании и заблаговременно «подстелить соломки». И лучшее решение данной проблемы – создать резерв по сомнительным долгам.

Что он собой представляет, и кто должен заниматься его формированием? Ответы на все вопросы найдутся в этой статье.

Создание резерва в бухучете – прерогатива бухгалтера предприятия. Эта процедура должна способствовать созданию комфортного материального климата фирмы, а также привести к правильному распределению доходов, расходов, что со временем положительно отразится на оплате задолженностей: дебиторских, сомнительных и даже безнадежных. Но что подразумевается под этими понятиями?

Дебиторская задолженность – это совокупность долгов клиентов или партнеров компании, которые должны возместиться предприятию в течение конкретного периода времени. Так как в «дебиторку» входит сумма авансов подрядчиков, ее можно считать частью оборотного актива учреждения.

Если клиент вовремя не погашает собственные долги, дебиторская задолженность превращается в сомнительную, а в худшем случае – в безнадежную задолженность.

Сомнительные долги представляют собой те денежные средства, которые компания должна была получить от своих клиентов в конкретный срок, но так и не получила их, и не имеют официального документального подтверждения, залога либо гарантии от контрагента.

Безнадежной задолженностью можно считать ту, установленный срок погашения которой истек, а компания-должник была ликвидирована в рамках установленных государством законов.

Ввиду этого для благополучной работы учреждения составляется резерв по сомнительным задолженностям для ведения бухучета. Однако тот факт, что данный запас плотно переплетается с налоговыми расходами, предполагает создание резервного запаса и для налоговиков.

Резервный запас по сомнительным долгам плотно переплетается с налоговыми расходами, поэтому предполагается создание резервного запаса и для налоговиков.

Отличия бухучета от налогового заключаются в нескольких нюансах:

  1. Бухгалтерский учет предполагает формирование резерва по признаваемым предприятием сомнительным дебиторским невыплатам (согласно Положению о ведении бухотчетности и учета, п. 70), в то время как в налоговом протоколе создаются лишь резервы по долгам клиентов за услуги и продукцию (согласно ст. 266, п. 1, НК РФ).
  2. Создание бухгалтерского протокола по формированию резервного запаса является неизбежным при наличии сомнительной задолженности (согласно Положению о ведении бухучета и отчетности, п. 70), а составление резерва по долгам, вызвавшим сомнение, в налоговом учете происходит по усмотрению бухгалтера (НК РФ, ст. 266, п. 3).
  3. Сумма резервного запаса в бухучете определяется бухгалтером самостоятельно, с учетом материального положения клиента и возможных рисков его неплатежеспособности, в то время как в налоговом учете размер резерва установлен законом (НК РФ, ст. 266, п. 4).
  4. Задолженностью под сомнением в бухгалтерии могут считаться как долг, срок погашения которого уже наступил, так и невыплаты с еще не наступившим сроком погашения (Положение о ведении бухучета, п. 70, абз. 2). В налоговом учете сомнительной задолженность считается только по факту наступления срока погашения (НК РФ, ст. 266, п. 1).
Читайте также:  Пример заполнения рсв за 1 квартал 2018 года - все о налогах

Ведение бухгалтерского протокола

Так как сумма резервных сбережений определяется по каждой сомнительной невыплате индивидуально, она является определяющим фактором (Приказ МФ России «Об изменении оценочных значений»).

При создании запаса необходимо обратить внимание на несколько моментов:

  1. Расчет резерва. Выбранный метод расчета сбережений обязательно должен быть закреплен в учетной бухгалтерской политике предприятия (к примеру, посредством указания определенных критериев расчета оценки долга либо установления процентных отчислений в резерв).
  2. Условия формирования резерва. Резерв формируется бухгалтером только после инвентаризации «дебиторки» предприятия. Она состоит только из невыплат потребителей, поэтому размеры авансов поставщиков не учитываются (согласно письму Минфина РФ № 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации»).
  3. Инвентаризация. Главные правила инвентаризации резерва сомнительных долгов прописаны в Приказе Минфина РФ № 49, п. 3.54. Проводить мониторинг «дебиторки» необходимо той датой, когда была составлена бухотчетность. На протяжении 5-ти лет после списания безнадежного долга предприятие должно следить за изменением материального положения дебитора и возможностью взыскания задолженности.
  4. Указание резерва в отчетности. Резерв указывается за вычетом уже сформированного сбережения, а подробные данные о нем – в ремарках к балансу бухгалтерии (Приказ МФ России № 43н, п. 35).

После образования долгового резерва ответственные за него лица обязаны наблюдать за графиком движения задолженностей, о которых в нем говорится.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Выделение материальных средств в резервный запас влияет на трансформацию оценочного значения (ПБУ «Об изменении оценочных значений», п. 4), поэтому должны быть зафиксированы в учете, в конкретном отчетном периоде (№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 15).

Сомнительные невыплаты, оказавшиеся безнадежными, проводятся в бухгалтерии по дебету 63 со счетом 62 (если проводятся расчеты с потребителями) или 76 (если к подсчетам причастны кредиторы и дебиторы).

Долг, оказавшийся больше суммы сбережений, списывается по категории «Прочие расходы и доходы», имеет счет 91 и отражается на внебалансовом счете 007.

Сумма резервного запаса может быть восстановлена при поступлении платежа по «дебиторке». В этом случае финансы необходимо отразить в документации по дебету счета 63 в корреспонденции со счетом 91.

Ведение налогового учета

Резерв создается с учетом задолженности, которую можно отнести к сомнительной на законных основаниях. А значит, она должна отвечать следующим критериям:

  • Связь с реализацией услуг и товаров.
  • Отсутствие залога и других гарантий, которые обеспечили бы обязательные выплаты задолженностей.
  • Отсутствие оплаты долга в срок, установленный контрактом.

Размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете высчитывают после инвентаризации «дебиторки», которая проводится в последний день отчетного периода. Данная сумма определяется с учетом просроченного периода.

Если такой период длился менее полутора месяцев, отчисления в резерв составляют 0%. Просроченный период длительностью в три месяца влечет за собой отчисления в резерв, равные 50%, а более 3-х месяцев – все 100%.

Законом предусмотрено ограничение на максимально допустимый размер резервных сбережений в виде 10-ти и менее процентов от выручки того периода, когда создавался запас.

Списание долга должно проводиться в том отчетном квартале, когда срок его погашения по факту истек.

Для расчета предельной суммы отчислений следует воспользоваться формулой:

В х 10%.

Где В – выручка с продукции, по факту полученная по истечении отчетного налогового периода.

Процент может быть и меньше 10-ти, если для предприятия такой выбор окажется целесообразнее.

Полученная сумма должна фиксироваться в учетной политике налогообложения в обязательном порядке.

В итоге

Резерв по сомнительным долгам – отличная возможность отследить движение финансовых средств на предприятии.

Кроме того, его использование поможет предпринимателю адекватно оценить материальное состояние организации и избежать банкротства.

А при возникновении судебных разбирательств между предприятием и дебитором резерв может стать отличным законным основанием невиновности предпринимателя и его непричастности к мошенническим действиям.

Источник: https://zhazhda.biz/base/rezerv-po-somnitelnym-dolgam

Налоговый учет резервов по сомнительным долгам. Сомнительный долг – это дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные. — презентация

1 Налоговый учет резервов по сомнительным долгам<\p>

2 Сомнительный долг – это дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. — это один из методов оценки активов и имущества организации. Резервирование<\p>

3 При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от N /316 «О сомнительном долге организации»). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков); резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации; величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.<\p>

4 Для анализа финансового состояния организаций существуют общепринятые методики в частности, расчет коэффициентов коэффициент автономии (финансовой независимости); коэффициент соотношения заемных и собственных средств коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования и др. Однако не всегда необходимая информация может быть доступна организации – кредитору. Следовательно, не всегда можно достоверно определить финансовое состояние (платежеспособность) должника. Что касается оценки вероятности погашения долга, то данная процедура в нормативных документах не прописана.<\p>

5 Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент оценка вероятности погашения долга зависит от профессиональном суждении главного бухгалтера (носит субъективный характер); от организации системы расчетов с покупателями продукции, заказчиками работ и услуг. Например, если организация работает с покупателями исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, то необходимости в создании резерва по сомнительным долгам не возникнет вообще.<\p>

6 Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике. Например, в учетной политике может быть предусмотрено, что резерв формируется в размере величины возможных потерь (убытков) вследствие неоплаты дебиторской задолженности на отчетную дату. При таком подходе сумма резерва равна сумме неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.<\p>

7 Мнение контролирующих органов По мнению контролирующих органов, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть предусмотрен учетной политикой и не может изменяться в течение года (налогового периода). Кроме того, формирование резерва по сомнительным долгам по итогам отчетного периода Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Следует отметить, что позиция контролирующих органов не является однозначной. В Письме от N /1/597, Минфин РФ разъясняет, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода.<\p>

8 Порядок формирования резерва по сомнительным долгам прописан в ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает следующие этапы 1) поведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, в котором принято решение о создании резерва; 2) определение долгов, по которым может быть создан резерв; 3) расчет суммы отчислений в резерв; 4) использование резерва. В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете используются данные инвентаризации, проводимой в установленном порядке<\p>

9 При расчете резерва принимаются долги только долги, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При расчете резерва не принимаются долги задолженность по выплате штрафных санкций; задолженность по займам. Дебиторская задолженность учитывается в размере, предъявленном продавцом покупателям, в том числе с учетом НДС.<\p>

10 Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения Срок возникновения сомнительной задолженности Сумма, в которой задолженность включается в резерв Более 90 дней 100% От 45 до 90 дней 50% Менее 45 дней Не увеличивает сумму резерва Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности. При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.<\p>

11 Периодичность создания резерва ежеквартально; ежемесячно. Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, установленного для исчисления и уплаты налога на прибыль: месяц или квартал.<\p>

12 Использование резерва Учет безнадежных долгов Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Если налогоплательщик формирует в налоговом учете резервы по сомнительным долгам, то в случае, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они списываются за счет резерва, а не признаются убытками, принимаемыми для целей налогообложения<\p>

13 Использование резерва Учет резерва, использованного не полностью Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианты действий налогоплательщика в случае, если в отчетном (налоговом) периоде резерв использован не полностью (конкретный порядок следует прописать в учетной политике). Данный вывод основан на нормах пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик сумму резерва, не полностью использованную на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносит на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода 1 вариант<\p>

14 1) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. 2) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. 2 вариант Налогоплательщик не переносит остаток неиспользованного резерва на следующие отчетные (налоговые) периоды. В этом случае на конец отчетного (налогового) периода сумма неиспользованного резерва восстанавливается и отражается в составе внереализационных доходов на основании пункта 7 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Сумма вновь создаваемого резерва не корректируется.<\p>

15 Обратите внимание, что до настоящего момента нет полной ясности и в вопросе, следует ли подвергать ограничению (10% от выручки) суммы резерва, которые переносятся на следующий отчетный период (1 вариант). Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода. Как разъясняется в Письме от /2/245, совокупная сумма перенесенного и вновь созданного резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.<\p>

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1000832/

Создание резерва по сомнительным долгам — обязанность или право?

Дебиторская или кредиторская задолженность – это обыкновенное явление, с которым в ходе хозяйственной деятельности сталкивается каждая организация. В зону риска вынужденных заемщиков нередко включаются именно те хозяйствующие субъекты, которые первыми отгрузили товар, выполнили услугу или определенные работы.

Если после проведения таких действий на расчетный счет продавца сразу же не поступает оплата, образуется задолженность. Когда долг не погашен за определенное время, он переходит в категорию сомнительной задолженности. О том, зачем нужен резерв по сомнительным долгам, мы и поговорим в этой статье.

Сомнительная задолженность — это

Сомнительная задолженность – это долг, который не погашен в сроки, установленные оформленным в письменным виде договором, и при этом не обеспечен соответствующими гарантиями. Сомнительная задолженность вычисляется через инвентаризацию расчетов. Инвентаризации подлежат не только долги за проданные товары, выполненные работы и услуги, но и долги поставщиков по выданным авансам.

Поскольку в бухгалтерском балансе отчетность должна быть достоверной, специалисты формируют резерв по сомнительным долгам для отражения его в балансе.

Законодательная база

Законодательно сомнительная задолженность определяется и регулируется письмом Минфина РФ от 15.10. 2003 г. № 160014-316 «О сомнительном долге организации». Налоговый учет по сомнительному долгу ведется согласно статье 266 Налогового кодекса РФ.

Специалистам также рекомендуется изучить приказ Министерства финансов РФ от 24.12.2010 №186 и положение по ведению бухгалтерского учета в РФ №34.

Особенности создания

Процесс создания резерва сомнительного долга закрепляется в учетной политике предприятия. Размер отчислений устанавливается в зависимости от платежеспособности задолжавшей стороны и от степени вероятности погашения задолженности.

Порядок оформления резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не закреплен законодательством, поэтому компания разрабатывает способ его формирования самостоятельно.

Часто бухгалтер организации включает всю сумму выявленного долга в резерв. А вот составить резерв по сомнительным долгам можно в соответствии с предложенным в статье 266 Налогового кодекса вариантом.

Пункт 70 положения по бухгалтерскому учету гласит, что величина резерва вычисляется отдельно по каждому конкретному сомнительному долгу в зависимости от показателей платежеспособности должника. Если организация в совокупности выявила несколько категорий долга, то требуется фиксировать каждую из них отдельно.

Особенности налогового и бухгалтерского учета

Финансовый учет резерва по сомнительным долгам обязателен для предприятия и ведется на основании внутренней политики компании, при этом величина его не лимитирована. В то же время ведение налогового учета — не обязанность, а право организации, несмотря на то, что его размер оговаривается нормами НК РФ.

Полученное в приведенных видах учета значение станет отличаться по причине разного подхода при определении сроков просрочки и из-за расхождения алгоритмов расчета резерва.

Условия формирования

Создать резерв можно при условии проведения инвентаризации. При его составлении организация может опираться не только на финансовую отчетность текущего года, но и на результаты за месяц или квартал. При этом периодичность его формирования в обязательном порядке всегда указывается в учетной политике.

При составлении соблюдаются следующие условия:

  • создается по расчетам с другими организациями;
  • формируется на основе результатов выполненной инвентаризации;
  • величина фиксируется отдельно по каждому сомнительному долгу.

Приказ о создании оформляется руководителем организации, а рассчитать резерв может бухгалтер или финансовый директор.

Отражение в бухгалтерском учете

В финансовом учете резервы отражаются специфическими проводками — записью по дебетовому счету 91 через субсчет «Прочие расходы» и счету по кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание долгов фиксируется по дебету счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расходов.

Списание не является аннулированием задолженности, она будет отражается за балансом во вкладке 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» еще пять лет с момента списания.

Право налогового учета

В процессе формирования или восстановления резерва статья 266 Налогового кодекса РФ и выделяет следующие шаги:

  • выполнение инвентаризации в конце отчетного периода;
  • определение долгов;
  • расчет суммы отчислений.

Размер резерва будет зависеть от сроков возникновения долга, однако общая сумма отчислений не может быть выше 10% выручки от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, сомнительная задолженность подразумевает долги, которые не были выплачены в срок. Организация обязана создавать и сравнивать резерв по сомнительным долгам – он составляется ежеквартально или ежемесячно, а его периодичность зависит от выбранного отчетного периода.

Источник: https://dolg-faq.ru/zadolzhennost/rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

2.2 Создание резервов по сомнительным долгам

Формирование резерва по сомнительным долгам является правом организации, а не обязанностью. Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

В Письме Минфина России от 15 октября 2003 г.

N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации» указано, что у организации-покупателя, перечислившей в соответствии с договором предварительную оплату за товар, обязательства поставщика по отгрузке продукции не могут рассматриваться задолженностью, по которой образуется резерв по сомнительным долгам. То есть, по мнению Минфина России, задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва, иными словами, резерв создается в бухгалтерском учете только под задолженность покупателей.

Резерв можно создавать в конце любого отчетного периода по налогу на прибыль, а так же в конце года. Для этого необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Просроченную задолженность можно включать в резерв, в зависимости от срока ее возникновения (п. 4 ст. 266 НК РФ):

— если срок более 90 календарных дней, то включаем в резерв всю сумму задолженности;

— если срок от 45 — 90 календарных дней, то в резерв надо включить 50% от суммы задолженности;

— если срок менее 45 календарных дней, то задолженность в резерв не включается.

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв не может быть больше 10 процентов от выручки за тот же отчетный или налоговый период.

На основании п. 11 ПБУ 10/99 отчисления в резервы по сомнительным долгам, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, являются для организации прочими расходами.

На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным Долгам».

Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:

Дебет 51 Кредит 62 — получены денежные средства;

Дебет 63 Кредит 91-1 — отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам.

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В бухгалтерском учете присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 91-1 — списаны неиспользованные суммы.

Источник: https://buh.bobrodobro.ru/10597

Создать резерв по сомнительным долгам

04.04.2018

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Сомневаетесь в — должниках? Создавайте резерв

Если задолженность, по которой создавался резерв, должник полностью или частично погасил, то в течение квартала резерв восстанавливать необязательно ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете. Погашение долга будет учтено при определении суммы резерва, создаваемого по итогам этого квартал а п. 5 ст. 266 НК РФ; пп. 3, 4 ПБУ 21/2008 .

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

По состоянию на конец III квартала организация вправе увеличить размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете до 100 процентов от суммы задолженности (срок задолженности – более 90 дней). Максимальный размер резерва на конец III квартала не должен превышать 2 500 000 руб. (25 000 000 руб. × 10%). Сумма резерва составила 1 200 000 руб. (600 000 руб. + 600 000 руб.).

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.

  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.

  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.

  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Рекомендуем прочесть:  Нечем платить кредит что делать

Резерв по сомнительным долгам: проводки

Активы и обязательства организации должны корректироваться с учетом оценочных значений. В дебиторской задолженности таким показателем является резерв сомнительных долгов — в балансе сумма ДЗ показывается за вычетом созданных накоплений. Это позволяет избежать завышения активов.

С 2011 года формирование резерва по сомнительным долгам — обязанность организации (согласно п. 70 ПБУ РФ № 34н). Хотя в НК РФ данная операция прописана как право компаний. Но если учесть, что эта сумма должна включаться в налоговые расходы, то многие предприятия пользуются правом создавать резервы.

О том, как это правильно осуществить, какие проводки должны быть сформированы и как данная операция отображается в «Бухгалтерия 1С», вы узнаете из данной статьи.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2018 проводки

Долг перед компанией, возникший в связи с реализацией товаров, либо в результате оказания работ и услуг, вероятность погашения которого очень низкая считается сомнительным. В статье расскажем про создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки, дадим примеры расчета.

Резервы по сомнительным долгам

Источник: https://onejurist.ru/nalogi/sozdat-rezerv-po-somnitelnym-dolgam

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]