Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки — все о налогах

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2018 году

Аттестация рабочих мест по условиям труда - порядок и сроки - все о налогах

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки.

Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку.

И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи.

В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sroki-provedeniya-attestatsii-rabochih-mest.html

С какой периодичностью и в какие сроки проводится аттестация рабочих мест?

Сроки проведения АРМ устанавливает работодатель на основании того, что все рабочие места должны проходить аттестацию один раз в пять лет.

Это требование отражено в пункте 8 Приказа, согласно которому сроки очередной аттестации отсчитываются от даты окончания предыдущей, которая указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии.

Датой начала проведения новой аттестации считается дата издания работодателем приказа о проведении АРМ на предприятии. В приказе утверждается график проведения работ по аттестации и состав аттестационной комиссии. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Крупные компании могут составить предварительный план-график о сроках проведения аттестации с распределением работ на месяцы, кварталы и текущий календарный год. Благодаря этому, значительно уменьшается финансовая нагрузка на бюджет компании. Хотя, наиболее дальновидные компании заранее закладывают затраты на аттестацию в финансовый план.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с момента ввода их в эксплуатацию.

Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект изменений, касающихся этого пункта. Мы предлагаем ознакомиться с ними в материале: «Изменения в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н».

С какой периодичностью нужно проводить в организации аттестацию рабочих мест?

При помощи проведения АРМ выявляются вредные и опасные факторы, способствующие развитию профессиональных заболеваний и возникновению несчастных случаев.

Требованиями Приказа определена следующая периодичность проведения в организации аттестации: каждое рабочее место должно проходить аттестацию один раз в пять лет. Срок отсчитывается с момента завершения предыдущей аттестации. Обычно дата указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии.

Официальным сроком проведения очередной аттестации для рабочего места считается дата издания приказа о начале проведения АРМ в организации.

При вводе в организацию рабочего процесса новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, при вводе новых инструментов, приспособлений и оборудования, аттестация должна проводиться в течение 60 рабочих дней после ввода в производственный процесс. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Непроведение аттестации является нарушением трудового законодательства. Подробнее о санкциях и штрафах, Вы можете узнать в материале: «Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/s-kakoy-periodichnostyu-i-v-kakie-sroki-provoditsya-attestatsiya-rabochikh-mest

Изменения и правила аттестации для рабочих мест 2018

Порядок аттестации мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2018 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих опасных и вредных факторов.

Это дает возможность разработать мероприятия по совершенствованию условий труда, или позволяет узаконенно назначить определенные виды доступных компенсаций и льгот.

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2018 году специальную проверку условий труда нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Периодичность проведения аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения аттестации, даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии вредных и опасных условий труда, потребуется повторная процедура.

Читайте также!  Должностная инструкция менеджера по персоналу — образец

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2018 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;
  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Читайте также!  Классификация опасных и вредных производственных факторов

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Читайте также:  Рекламную раздачу товаров нельзя учесть для прибыли? - все о налогах

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Источник: http://vesbiz.ru/personal/attestaciya-rabochix-mest.html

Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы

Большинство компаний и предпринимателей, в штате которых есть хотя бы один сотрудник, обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. На практике аттестация вызывает много вопросов.

Нужно ли аттестовать рабочие места офисных работников и надомников? Можно ли провести аттестацию своими силами без привлечения сторонних специалистов, получивших соответствующую аккредитацию? Что будет, если отказаться от аттестации? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в настоящем материале.

Аттестация — это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят, чтобы выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Об этом говорится в статье 209 Трудового кодекса РФ.

Обязанность работодателей проводить аттестацию закреплена в статье 212 ТК РФ. Все детали и подробности изложены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее — Порядок).

Результаты аттестации используются, в числе прочего, при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники ФСС определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для страхователя (подробнее об этом читайте в материале «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестацию необходимо проводить на местах, где заняты сотрудники, которые по роду деятельности связаны с оборудованием, механизмами, машинами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами.

Также обязательной аттестации подлежат рабочие места сотрудников, которые работают с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие.

Наконец, аттестовать нужно рабочие места специалистов, использующих электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент.

Непростая ситуация сложилась с рабочими местами офисного персонала. В действующей редакции Порядка (утв. приказом Минтруда России от 12.12.12 № 590н) сказано, что места, работа на которых связана исключительно с компьютерами, ксероксами и сканерами, а также иной офисной и бытовой техникой, аттестации не подлежат.

Однако, чиновники из Минтруда в письме от 08.04.13 № 15-1-859 разъяснили, что приведенная выше норма распространяется только на специалистов, которые проводят за компьютером половину рабочего времени или меньше. Если же сотрудник находится за монитором более половины рабочего времени, его рабочее место нужно аттестовать (см.

«Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»).

Как часто проводить аттестацию

В первый раз аттестацию следует провести сразу после того, как вновь созданная компания или вновь зарегистрированный ИП организует рабочие места для сотрудников.

Также «первичная» аттестация нужна в случае, когда сданы новые производственные объекты или техника, либо внедрены новые технологии, влияющие на показатели трудового процесса.

Наконец, «первичная» аттестация необходима, если компания переехала в новый офис или заняла новые помещения в прежнем офисе.

Повторная аттестация проводится на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные или опасные условия труда. Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо.

Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения обязательного медицинского осмотра работников (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н).

Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.

Аттестация для предпринимателей без персонала

Индивидуальный предприниматель, не нанявший ни одного работника, не должен проводить аттестацию. Ведь, как уже говорилось выше, аттестовать рабочие места должны работодатели, а ИП без персонала работодателем не является.

Правда, были случаи, когда Прокуратура рассылала предпринимателям требования предоставить сведения об аттестации, а при невыполнении этого требования обращалась в суд.

Тем, кто попал в подобную ситуацию, следует написать аргументированное письмо и направить его в Прокуратуру, а при необходимости и в суд.

В письме нужно объяснить, что выполнить требование нет возможности, так как ИП не состоит сам с собой в трудовых отношениях, и поэтому не должен руководствоваться требованиями ТК РФ об аттестации рабочих мест. На наш взгляд, шансы отстоять свою правоту у предпринимателей очень высоки.

Если же впоследствии ИП примет на работу хотя бы одного сотрудника, ему придется аттестовать вновь созданное рабочее место на общих основаниях.

Рабочие места надомников

Сейчас во многих компаниях есть так называемые надомники, то есть сотрудники, которые выполняют свои служебные обязанности, не выходя из квартиры. Возникает вопрос: нужно ли аттестовать рабочее место надомника?

На первый взгляд, может показаться, что аттестация рабочего места в квартире работника выглядит несколько странно. И тем не менее, проводить ее нужно.

Дело в том, что на надомников распространяется действие трудового законодательства (ст. 310 ТК РФ), в том числе и норма о необходимости аттестации рабочего места.

Что касается самого рабочего места надомника, то формально оно ничем не отличается от рабочего места офисного работника.

На практике Прокуратура нередко подает судебные иски к компаниям, отказавшимся аттестовать рабочие места надомников. Как правило, судьи решают такие дела не в пользу организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.06.11 № 2-1914/11).

Начало аттестации

Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией.

В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.

Аттестующая организация — это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.

Обратите внимание: нельзя провести аттестацию своими силами, то есть без участия аттестующей организации.

Также не допускается привлекать вместо аккредитованной аттестационной организации любую компанию по выбору работодателя. На это указано в определении апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 28.03.

13 № АПЛ13-103 (см. «Верховный суд отказался признать недействующим существующий порядок проведения аттестации рабочих мест»).

После подписания договора на оказание услуг, аттестационная организация запросит перечень документов.

Среди них приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест; перечень профессий и должностей, по которым работники получают компенсацию за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; ксерокопии паспортов техосмотра; инструкции по технике безопасности; журнал учета вводного инструктажа и проч. Как только бумаги будут подготовлены, специалисты аттестационной организации приедут на место и начнут аттестацию.

Завершение аттестации и оформление результатов

В ходе аттестации оценивается, насколько условия труда соответствуют гигиеническим нормативам, насколько травмоопасным является каждое рабочее место и насколько каждый сотрудник обеспечен средствами индивидуальной защиты. Помимо этого осуществляется комплексная оценка условий труда на рабочих местах.

Специалисты аттестующей организации проводят замеры при помощи инструментов и приборов, и результаты фиксируют в протоколах. Данные из протоколов переносятся в карты, составленные для каждого рабочего места.

По окончании всех исследований, аттестационная комиссия оформляет отчет, и к нему прикладывает карты, сводную ведомость результатов аттестации, сводную таблицу классов условий труда и некоторые другие документы.

Затем работодатель утверждает отчет и издает приказ об окончании аттестации, после чего знакомит каждого сотрудника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Далее в течение 10 календарных дней работодателю нужно направить в трудовую инспекцию сводную ведомость и сведения об аттестующей организации.

Чем грозит отказ от аттестации

Наличие результатов аттестации могут проверить сразу несколько контролирующих органов: Трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Прокуратура.

Если контролеры обнаружат, что аттестация рабочих мест не проводилась, данный факт стает основанием для применения статьи 5.27 КоАП РФ. Размер санкции составляет для должностных лиц и ИП — от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Предусмотрен и более суровый вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов аттестации рабочих мест может служить доказательством вины работодателя. И если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.

Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев; либо исправительные работы на срок до двух лет; либо лишение свободы на срок до одного года.

А в случае смерти сотрудника руководитель лишится свободы на срок до трех лет.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/6/7457

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2017 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ.

Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда.

Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. О ней мы поговорим далее. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки.

Данное требование впервые будет предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд.

Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива.

Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны.

Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Читайте также:  Пересчитывать ли налог по усн при продаже ос, приобретенных до перехода на упрощенку? - все о налогах

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности.

Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима.

До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.

Но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости.

Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки.

По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены.

Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы.

Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор.

Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель.

В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Источник: http://ZnayDelo.ru/buhgalteriya/attestaciya-rabochix-mest.html

Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест

Аттестацию рабочих мест каждый работодатель обязан проводить каждые пять лет. С 2011 года работодатели при проведении аттестации руководствуются новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н (далее – Приказ). Новый Приказ имеет ряд существенных отличий от ранее действовавшего Приказа №569.

И так, для чего проводят аттестацию, кому поручить проведение аттестации, какая ответственность ждет работодателя за уклонение от проведения аттестации рабочих мест?

Аттестация рабочих мест

Согласно ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка состояния рабочих мест, условий труда для выявления опасных факторов, влияющих на здоровье работников и осуществления необходимых мероприятий для приведения рабочих мест в соответствие с нормативами.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию должны все работодатели, независимо от вида деятельности организации или ИП, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. При этом, аттестацию необходимо провести в отношении каждого рабочего места.

Аттестующие организации

Аттестацию могут проводить юридические лица, аккредитованные аттестующими организациями в установленном порядке. Такие компании включены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Для того, чтобы провести аттестацию рабочих мест, работодатель заключает гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. Необходимо отметить, что организация, которой поручается проведение аттестации, должна быть независимой по отношению к работодателю.

Работодатель, должен оказывать содействие аттестующей организации, предоставлять необходимые документы, давать в устной и письменной форме необходимые разъяснения.

Аттестующая организация

  • На основе действующих нормативов определяет метод проведения оценок и измерений, состав специалистов, осуществляющих необходимые процедуры;
  • Проверяет наличие и полноту документации по обеспечению охраны труда у работодателя; 
  • Запрашивает у работодателя разъяснения по всем возникающим вопросам;
  • В случае отказа работодателя в предоставлении документов и разъяснений отказывает в проведении аттестации.

Периодичность аттестации

Аттестацию по каждому рабочему месту работодатели, согласно п.8 Порядка, должны проводить раз в пять лет.
В соответствии с п.п.47 и 48 Порядка, проводится внеплановая аттестация в следующих случаях:

  • организация новых рабочих мест – до истечения 60-ти рабочих дней после их ввода;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • изменение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • проведение государственной экспертизы условий труда, которая была осуществлена для оценки качества ранее проведенной аттестации;
  • осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • проведение мероприятий по улучшению условий труда.

Аттестационная комиссия

Работодатель приказом утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения работ. В состав комиссии входят:

  • Представитель работодателя;
  • Специалист по охране труда;
  • Представитель выборного профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • Представитель аттестующей организации.

В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:

  • Контроль за проведением аттестации на всех этапах ее проведения;
  • Собирает и изучает пакет необходимых нормативных документов, организационные, распорядительные и методические акты, необходимые для проведения;
  • Составляет перечень, подлежащих аттестации, рабочих мест, в котором указывает факторы трудового процесса, факторы производственной среды, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ;
  • Проверяет и формирует предложения по приведению в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименований профессий и должностей, принятых в аттестуемой организации;
  • Каждому рабочему месту присваивает порядковый номер;
  • Заполняет карты аттестации и надлежащим образом их подписывает;
  • В случае необходимости в письменном виде представляет предложения об изменении или дополнении трудовых договоров касательно обязанностей работодателя и защиты интересов работника;
  • По окончании мероприятий по проведению аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с установленными нормами и требованиями охраны труда. При этом указываются источники финансирования и сроки их выполнения.

В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:

  • Соответствия условий труда гигиеническим нормам;
  • Травмоопасности рабочих мест;
  • Обеспеченности каждого работника средствами индивидуальной защиты;
  • Комплексная оценка условий труда.

Результаты аттестации

По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.
Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.

Работодателю отводится десять рабочих дней для подписания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета и представляет для ознакомления каждому работнику результаты аттестации его рабочего места. Работники подтверждают ознакомление с результатами аттестации своей подписью.

В течение десяти календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, работодатель направляет в инспекцию труда сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации.

Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены. Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков.

Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:

  • Обоснование решений об административном наказании в виде приостановления деятельности организации;
  • Рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий, машин, оборудования, осуществлении некоторых видов работ вследствие угрозы жизни и здоровью работников;
  • Решение вопроса о мерах ответственности применяемых в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.
Читайте также:  Сразу три банка остались без лицензий - все о налогах

Ответственность

За непроведение аттестации ответственность, согласно ст.212 ТК РФ, несет работодатель. Ответственность установлена ст. 5.27 КОАП РФ.

Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда

ответчик санкции
Должностное лицо 1 раз 1000-5000 (руб.)
Должностное лицо, ранее совершившее аналогичное правонарушение Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Индивидуальный предприниматель 1000-5000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Юридическое лицо 30 000 – 50 000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Источник: https://paruscbp.ru/trebovaniya-nalogovix-organov/vse-rabotodateli-dolzhny-provodit-attestatsiyu-rabochikh-mest.html

Аттестация рабочих мест проводится по новым правилам

23.11.2011
Журнал «Учет в сельском хозяйстве»Автор: Л.В. Коваль, аудитор

Когда необходима аттестация

Каждое предприятие обязано проводить аттестацию рабочих мест для оценки условий труда и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ).

Требования нового Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н  (далее – Порядок), распространяются на работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Итак, аттестации подлежат все рабочие места.

Отметим, что если условия труда на рабочих местах угрожают безопасности персонала либо членов аттестационной комиссии, то они сразу могут быть признаны опасными (п. 5 Порядка).

Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации (п. 8 Порядка).

Датой начала очередной аттестации считается день, когда будет издан соответствующий приказ работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проверочных мероприятий.

Датой завершения аттестации считается день подписания соответствующего приказа и утверждения отчета об аттестации.

Обратите внимание, что в некоторых случаях работодатель обязан проводить внеплановую аттестацию.

Это необходимо делать:

– при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

– по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации;

– при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

– при замене производственного оборудования;

– при изменении технологического процесса или средств коллективной защиты.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).

Особенности аттестации устанавливают в локальном нормативном акте предприятия. Документ согласуют с профсоюзом или иным представительным органом работников (п. 43 Порядка).

Этапы проведения аттестации

Аттестация рабочих мест состоит из трех этапов. Рассмотрим их.

Подготовительный этап

На первом этапе сельхозпредприятие должно заключить договор с аккредитованной аттестующей компанией. Причем данная компания должна быть независимой по отношению к предприятию.

Заметьте: для аттестации разрешено привлекать несколько таких компаний. Работа может быть распределена между ними по количеству рабочих мест и по ее видам (п. 6 Порядка).

Далее предприятие создает аттестационную комиссию и утверждает приказом ее состав, а также график проведения работ (п. 9, 11 Порядка).

Возглавляет комиссию представитель сельхозпредприятия. В ее состав помимо работников предприятия должны быть включены представители аттестующей компании, профсоюза или иного представительного органа работников. Участие в комиссии специалиста по охране труда обязательно.

Аттестационная комиссия на подготовительном этапе выполняет следующие действия:

– формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, а также организационно-распорядительных и методических документов и изучает их;

– готовит перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов, которые необходимо измерять и оценивать, и мест проведения измерений;.

– готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Данные документы утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787;

– нумерует рабочие места (п. 12 Порядка).

Оценка

На втором этапе оценивается соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. В частности, соответствие гигиеническим нормативам определяют в ходе инструментальных измерений. По каждому оцениваемому фактору составляют протоколы.

Для оценки травмоопасности проверяют соответствующее производственное оборудование, приспособления и инструменты. Также в данном случае выясняется, насколько хорошо работники знакомы с вопросами и требованиями охраны труда (п. 21, 22 Порядка). По результатам тоже оформляют протокол (образец – в приложении № 4 к Порядку).

В ходе аттестации проверяется и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. То есть сопоставляются номенклатуры фактически выданных средств с типовыми нормами.

Проверяется наличие сертификатов или деклараций соответствия на переданные работникам средства. Может быть проверено и соответствие выдаваемых средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 30, 31 Порядка).

(По результатам составляют протокол, образец которого приведен в приложении № 5 к Порядку. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ).

По итогам мероприятий по оценке оформляют карты аттестации рабочих мест (образец – в приложении № 2 к Порядку).

При проверке наличия вредных и опасных производственных факторов можно оценивать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям не по каждому рабочему месту, а по их группам. Так называемым аналогичным рабочим местам.

Но при этом данные группы должны обладать следующими совокупными признаками:

– профессии или должности одного на-именования;

– одинаковые обязанности, режим работы, условия труда (например, помещения, освещение, отопление, системы вентиляции и кондиционирования);

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– однотипный технологический процесс, оборудование, инструменты и т. п.;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты и т. п.

Заключение о соответствии делают на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов аналогичных рабочих мест от общего их числа (но не менее двух).

И если при проверке выявлено хотя бы одно место, не отвечающее признакам аналогичности, смотрят все 100 процентов. После этой оценки определяют новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка).

На аналогичные места заполняют одну карту аттестации рабочего места по условиям труда.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного из числа 20 процентов аналогичных мест, едины для них всех.

Если рабочее место соответствует гигиеническим требованиям, прошло проверку на травмоопасность, а защитные средства выдаются работникам в соответствии с установленными правилами и нормативами, то ему ставится комплексная оценка «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

В противном случае рабочее место считается аттестованным с оценкой «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 36–38 Порядка).

При отнесении условий труда к опасным сельхозпредприятие должно разработать и реализовать комплекс мер, которые направлены на снижение уровня воздействия опасных факторов либо на уменьшение времени их действия (п. 39 Порядка).

Все протоколы подписывают проводившие оценку специалисты и ответственные должностные лица аттестующей организации с проставлением ее печати.

Оформление результатов проведенной аттестации

Результаты комиссия оформляет в виде отчета об аттестации, к которому нужно приложить (п. 44 Порядка):

– приказ о создании комиссии и утверждении графика аттестации;

– перечень подлежащих аттестации рабочих мест;

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок;

– сводную ведомость результатов аттестации (образец – в приложении № 6 к Порядку  );

– сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо установить работникам (образец – в приложении № 7 к Порядку);

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (в нем в обязательном порядке указывают источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнителей и устраняемые вредные или опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам). (Образец плана приведен в приложении № 8 к .Порядку. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ.)

– итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации (образец – в приложении № 9 к Порядку);

– сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок (образец – в приложении № 10 к Порядку);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о нарушении Порядка (при наличии).

Комиссия рассматривает отчет в течение 10 календарных дней со дня его поступления, подписывает итоговый протокол по результатам аттестации и передает их работодателю.

Предприятие в течение 10 рабочих дней с даты получения этих документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. А также знакомит работников с результатами аттестации их рабочих мест под роспись (п. 44 Порядка).

Кроме того, в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета необходимо направить сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда. Сделать это нужно в бумажном и электронном виде.

Эти же документы на электронном носителе аттестующая организация передает в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (п. 45, 46 Порядка).

Порядок признания расходов на проведение аттестации

Затраты на аттестацию сельскохозяйственная организация может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Как затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Расходы на проведение аттестации можно включить в расчет единого налога при упрощенной системе налогообложения согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Поскольку они направлены на подтверждение соответствия процессов производства, эксплуатации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Но только при их соответствии пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Предприятия, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, могут уменьшить налогооблагаемые доходы на затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда. В составе расходов на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

За нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная ответственность согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Должностных лиц сельхозпредприятия могут оштрафовать на сумму от 1000 до 5000 руб.

А если они ранее уже были наказаны за аналогичное правонарушение, возможна их дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для самого юридического лица предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

или приостановление его деятельности на срок до 90 суток.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-165908-attestatsiya_rabochih_mest_provoditsya_po_novyim_pravilam

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector