Ст. 101 тк рф: вопросы и ответы — все о налогах

Задолженность работников по имущественным налогам и НДФЛ будут взыскивать через работодателей: что должен делать бухгалтер

ФНС России в недавно обнародованных письмах от 21.10.15 № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@ поручила налоговым инспекциям привлекать работодателей к процедуре взыскания с физических лиц долгов по имущественным налогам, а также «личной» задолженности по НДФЛ.

В частности, работодателям будут рассылаться списки работников, у которых есть долги по налогам. Если признанная судом недоимка работника не превысит 25 000 рублей, то работодателя могут обязать удерживать сумму долга из зарплаты сотрудника.

О привлечении работодателей к взысканию инспекторы будут ежеквартально докладывать руководству. Это позволяет предположить, что в ближайшее время работодатели начнут получать исполнительные документы на удержание налоговой задолженности из зарплаты работников.

Обязательно ли исполнять такие документы? Какую сумму и из каких выплат можно удерживать? Нужно ли отчитываться перед инспекцией об удержанных суммах? Давайте разбираться.

Как известно, физлица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в отношении некоторых видов доходов физические лица должны сами рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ. Это требование касается граждан, которые получают доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы в виде выигрыша в лотерею и другие виды доходов (ст. 228 НК РФ).

За несвоевременную уплату налогов инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ), а также выписать штраф (ст. 122 НК РФ). Чтобы повысить собираемость налогов с физлиц, ФНС рекомендовала налоговикам на местах использовать различные меры воздействия на должников, в том числе привлекать работодателей для погашения недоимки работников. Рассмотрим эти меры.

Работодателям сообщат о долгах работников по имущественным налогам

Напомним, что обязанность физлиц по уплате имущественных налогов возникает после получения «единого» налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В нем приводятся расчеты сразу по трех налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц (форма «единого» уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.12.14 № ММВ-7-11/673).

Если физлицо не заплатит налоги в срок, указанный в уведомлении, инспекторы сначала проверят, есть ли у него переплата по соответствующему виду налогов, которую можно зачесть в счет погашения недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Если такой переплаты нет, налоговики выставят требование об уплате (приложение № 3 к приказу ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@).

Срок выставления требования зависит от суммы задолженности — чем она больше, тем быстрее налоговики составят этот документ. Так, если недоимка превышает 3 000 рублей, то требование об уплате должны направить налогоплательщику в течение 10 календарных дней с момента ее выявления.

Что касается срока исполнения требования, то ФНС предписывает устанавливать его в пределах от 30 до 45 календарных дней (п. 4 письма № ГД-4-8/18401@).

Если работник проигнорирует требование об уплате, то инспекторы сообщат о недоимке его работодателю. Согласно пункту 6 письма № ГД-4-8/18401@, такое извещение налоговики должны направить не позднее одного месяца после истечения срока исполнения требования. Для этого ФНС разработала специальную форму (приложение № 1 к письму № ГД-4-8/18401@).

Как видим, в форме указываются фамилии и инициалов работников-должников, сведения о наличии у них долгов по имущественным налогам (без обозначения объекта налогообложения) и контактные данные налогового органа. Отметим, что в письме № ГД-4-8/18401@ не ограничивается сумма долга работника, о которой налоговики должны сообщить работодателю.

Что касается действий работодателя, получившего список должников, то ему лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности.

В письме № ГД-4-8/18401@ не сообщается, каким образом это следует сделать. Видимо, работодатель должен сам выбрать способ такого информирования.

Заметим также, что работодатель не обязан отчитываться перед инспекцией о том, что он известил работников о наличии у них долгов по имущественным налогам.

Обратите внимание: работодатель не вправе удерживать из зарплаты сотрудников какие-либо суммы на основании списка работников-должников, поскольку этот документ не является основанием для удержания.

Однако налоговики помимо списка должников могут прислать исполнительный документ, на основании которого работодателю придется вычитать из зарплаты работников их долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ.

О том, что должен делать бухгалтер при получении такого исполнительного документа, мы расскажем чуть ниже.

Когда работодатели должны удерживать налоговую задолженность работников из их зарплаты

Налоговый кодекс позволяет налоговикам в случае неисполнения физлицом требований об уплате налогов, пеней и штрафов обратиться в суд за взысканием долга за счет имущества должника, в том числе денежных средств (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу, заявление в суд может быть подано после того, как общая сумма задолженности гражданина превысит 3 000 рублей. Обратиться в суд за взысканием меньшей суммы инспекторы могут только по долгам, накопленным за три года (п. 2 ст. 48 НК РФ, также см.

«Повышен предел налоговой задолженности физлиц, взыскиваемой в судебном порядке»).

В случае положительного решения суда инспекция получит исполнительный документ (исполнительный лист или судебный приказ).

Если подтвержденная судом задолженность физлица не превысит 25 000 рублей, то налоговики, следуя комментируемым письмам ФНС, должны будут направить исполнительный документ напрямую работодателю, у которого трудится должник.

Сделать это предписано в течение 10 календарных дней после получения из суда исполнительного документа, вступившего в законную силу (п. 9 письма № ГД-4-8/18401@ и п.10 письма № ГД-4-8/18402@).

Но перед тем как направить исполнительный документ по месту работы должника, налоговики обратятся в Пенсионный фонд, чтобы выяснить информацию о работодателе (для поиска такой информации чиновники воспользуются сведениями о перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Заметим, что страхователями по ОПС являются как организации, так и индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Иными словами, документы о взыскании налоговой задолженности могут получить не только  работодатели-организации, но и работодатели-ИП.

Более того, согласно комментируемым письмам ФНС, налоговики будут рассылать исполнительные документы также лицам, которые выплачивают должникам пенсии, стипендии и иные периодические платежи.

Должен ли бухгалтер выполнить предписание, которое содержится в исполнительном документе, полученном от ИФНС? Законно ли удерживать из заработка работника долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ? Давайте рассмотрим эти вопросы.

По общему правилу, принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Об этом сказано в части 1 статьи 5 Федеральный закон от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ).

Однако статья 9 этого закона разрешает взыскателю направить исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей, в организацию или иному лицу, которое выплачивает должнику заработную плату (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Помимо оригинала исполнительного документа взыскатель должен выслать по месту работы должника заявление, в котором, в частности, указываются реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, если признанная судом сумма налоговых долгов работника не превышает 25 000 рублей, то инспекция как взыскатель по таким долгам вправе обратиться напрямую к работодателю, минуя службу судебных приставов.

Следовательно, бухгалтер на основании исполнительного документа, полученного от налоговиков, будет обязан удерживать из зарплаты работника его налоговую задолженность. В связи с этим напомним некоторые особенности удержания сумм по исполнительным документам (также см.

«Как правильно производить удержания из заработной платы»).

Особенности удержания работодателем налоговой задолженности работников

По закону работодатель должен начать выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения  (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Из каких выплат производить удержания

Налоговую задолженность можно удерживать из заработной платы и иных выплат в пользу работника, например, отпускных или пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо учитывать положение части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ.

В нем перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

К ним, в частности, относятся суммы компенсаций командировочных расходов; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; «детские» пособия и др.

Ограничение размера удержания

Размер удержания средств по исполнительному документу при каждой выплате работнику не должен превышать 50 процентов от суммы, полагающейся к выплате (то есть от суммы, из которой налоговый агент уже удержал НДФЛ) (ч. 1 и 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Иными словами, с работника-должника может быть удержано не более 50 процентов зарплаты, которую он должен был поручить на руки.

Сроки удержания и перечисления

Налоговую задолженность следует удержать из ближайшей выплаты, полагающейся работнику, а удержанную сумму перечислить по реквизитам налоговой инспекции в течение трех дней (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Если зарплата работника не позволяет за один раз погасить всю сумму долга (с учетом 50-процентного ограничения по размеру удержания), то бухгалтер должен будет удерживать задолженность из последующих выплат работнику, вплоть до полного погашения недоимки.

Очередность удержания

В отношении одного и того же работника может поступить сразу несколько исполнительных документов. Например, помимо налоговой задолженности, работник может иметь задолженность по алиментам и задолженность по банковским платежам. В таком случае бухгалтер должен учесть очередность удержания средств по исполнительным листам из заработка работника (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • первая очередь — алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью (либо возмещением ущерба лицам, потерявшим кормильца), а также требования о возмещении морального вреда;
  • вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);
  • четвертая очередь — все остальные требования.

Информирование работника об удержании

В законодательстве нет нормы, обязывающей работодателя сообщать работнику о поступлении исполнительных документов на удержание задолженности из его зарплаты. Однако Роструд все же рекомендует это делать (письмо от 19.12.07 № 5204-6-0). Кроме того, информацию об удержанных суммах работник сможет узнать из своего расчетного листка (ст. 136 ТК РФ).

Сообщение об увольнении работника

Если работник-должник уволился, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом в налоговую инспекцию и вернуть исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях. Такого требование части 4 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Данную отметку, на наш взгляд, можно сделать на обратной стороне исполнительного листа.

Отчетность перед инспекцией

Отметим, что законодательство не обязывает работодателей отчитываться перед инспекцией о суммах, удержанных с работников на основании исполнительных документов. Также работодатели не должны возвращать налоговикам исполнительные документы, по которым удержание произведено в полном объеме.

Ответственность работодателя за невыполнение исполнительного документа

За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечен к ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ.

В частности, санкции предусмотрены за невыполнение требований исполнительного документа, за утерю исполнительного документа, а также за несвоевременное отправление этого документа (например, за несвоевременный возврат документа в случае увольнения работника-должника). Штрафы могут составить:

  • в отношении организаций — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • в отношении работодателей, которые являются ИП, а также должностных лиц (например, руководителя или главного бухгалтера) — от 15 000 до 20 000 рублей.
Читайте также:  С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест - все о налогах

Отметим, что налагать штрафы по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ вправе только служба судебных приставов (ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ). Однако обнаружить нарушения и сообщить о них приставам может налоговая инспекция.

На основании пункта 11 письма № ГД-4-8/18402@ налоговики будут информировать судебных приставов о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения налоговой задолженности работников свыше двух месяцев. Данное обстоятельство будет расценено как невыполнение требований исполнительного документа. Таким образом, вероятность привлечения работодателей к административной ответственности довольно высокая.

Какие еще меры предпримут налоговики в отношении должников-физлиц

Кроме рекомендаций по информированию работодателей о долгах работников и удержанию недоимки из зарплаты работников, в комментируемых письмах содержатся и другие инициативы ФНС по взысканию долгов с физлиц. Эти инициативы не касаются напрямую работодателей, однако бухгалтеру имеет смысл знать и об этих мерах воздействия, чтобы предупредить работников. Приведем некоторые из этих мер.

Информирование должников по телефону

Если гражданин проигнорировал требование об уплате, а общая сумма налогового долга превышает 10 000 рублей (50 000 рублей — для г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга), налоговики позвонят ему в рабочий день (с 8.00 до 20.00), чтобы сообщить о долге и о последствиях непогашения недоимки (п. 5 письма № ГД-4-8/18401@).

Отражение задолженности в квитанциях

Подтвержденная судебным актом задолженность по имущественным налогам будет включена в качестве справочной информации в Единый платежный документ (то есть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) (п. 8 письма № ГД-4-8/18401@).

Ограничение на выезд из РФ

Если подтвержденная судом сумма задолженности физлица превышает 10 000 рублей, то налоговики направят судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из России (ст. 67 Закона № 229-ФЗ, п. 3 письма № ГД-4-8/18402@).

Арест имущества должника

Если сумма задолженности физлица превышает 3 000 рублей, то вместе со вступившим в силу судебным актом о взыскании инспекция передаст в службу судебных приставов ходатайство об аресте имущества должника.

Если в течение двух месяцев приставы не вынесут постановление о наложении ареста на имущество, налоговики направят им уведомление о наличии у физлица имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество либо вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п. 2, 5 письма № ГД-4-8/18402@). На особый контроль будут взяты меры по аресту и дальнейшей реализации имущества «крупных» должников (то есть тех, кто задолжал по имущественным налогам более 50 000 рублей, а по НДФЛ — более 250 000 рублей) (п. 6-8 письма № ГД-4-8/18402@).

Проведение рейдов в общественных местах

Кроме этого, налоговики намерены совместно со службой судебных приставов и ГИБДД проводить рейды по взысканию с физлиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т д.). Об этом говорится в пункте 15 письма № ГД-4-8/18402@, однако никаких подробностей этого мероприятия ФНС не раскрывает.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2015/11/10486

Из ИФНС пришли документы на удержание с работника долга по «личным» налогам: как быть?

Главная → Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 24 января 2014 г.

Содержание журнала № 3 за 2014 г.

На бухгалтерских форумах нередко встречаются подобные вопросы. И настораживают комментарии отдельных пользователей к этим вопросам: «это самодеятельность налоговой», «у них нет такого права», «обычный “развод”», «таким бумагам место в мусорном ведре» и все в таком духе.

А на самом деле все совсем не так.

Инспекция вправе сама взыскать с гражданина его недоимку

По результатам рассмотрения этого заявления судья выносит судебный приказ, который одновременно является и исполнительным документомстатьи 121, 122 ГПК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ).

И если признанная судом сумма недоимки, а также штрафов и пеней в общей сумме не превышает 25 тыс. руб., инспекция имеет полное право сама выступить в роли взыскателя, не привлекая к этому службу судебных приставовч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ.

Что ИФНС направляет работодателю должника

По месту работы гражданина инспекция отправляет следующие документы:

  • заявление, в котором должны присутствовать наименование и адрес налогового органа, его ИНН и ОГРН, место регистрации и реквизиты его банковского счетач. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ;
  • оригинал судебного приказа. В нем должны быть указаны номер судебного дела, дата вынесения приказа, закон, на основании которого удовлетворено требование, наименование суда, ф. и. о. судьи, ф. и. о. и место жительства должника, сумма долга к взысканию, а также наименование, адрес и банковские реквизиты инспекции-взыскателяч. 1 ст. 127 ГПК РФ.

Со дня получения этих документов от ИФНС у работодателя появляется обязанность удерживать недоимку из доходов работника-должникач. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Если же в послании от инспекции будут находиться не оригиналы, а копии названных документов либо эти бумаги будут как-то иначе называться (например, вместо судебного приказа пришло судебное постановление), организация имеет полное право оставить их без внимания. При этом лучше вернуть полученные документы в налоговую инспекцию, оставив себе копию и указав в сопроводительном письме причину их неисполнения.

Правила удержания и перечисления долга

При удержании с работника и перечислении налоговой задолженности нужно помнить следующее.

ПРАВИЛО 1. Недоимка удерживается из зарплаты и иных доходов работника, включая выплаты по больничному и отпускные. Но из некоторых сумм, которые работодатель выплачивает работнику, удержание по исполнительным документам производить нельзяч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

О том, какие суммы должны либо могут удерживаться из зарплаты работника, в какой очередности и каков максимум удержания в каждом конкретном случае, можно прочитать: 2013, № 22, с.

 85

  • компенсация расходов в связи с командировкой;
  • пособия, возмещаемые за счет средств ФСС (кроме пособия по временной нетрудоспособности);
  • выплаты от организации в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

Отметим, что бухгалтерия не обязана уведомлять работника о том, что на него пришел исполнительный документ и с его зарплаты будут удерживаться какие-то суммы. Всю информацию о произведенных удержаниях он узнает из своего расчетного листкаст. 136 ТК РФ.

ПРАВИЛО 2. Максимальный размер удержания при каждой выплате не должен превышать 50% от суммы, причитающейся работнику на руки (то есть за минусом НДФЛ)ч. 1, 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ.

Если на кону небольшие суммы, то со взысканием задолженности с гражданина налоговики могут справиться и сами

ПРАВИЛО 3. Налоговая недоимка удерживается с работника, только еслич. 3 ст. 99, ч. 1—3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ:

  • отсутствуют непогашенные требования по исполнительным документам:

— о взыскании алиментов;

— о возмещении вреда, причиненного здоровью, либо о возмещении вреда в связи со смертью кормильца;

— о возмещении ущерба, причиненного преступлением;

— о компенсации морального вреда;

  • удержания по перечисленным выше исполнительным документам составили меньше половины заработка этого работника.

ПРАВИЛО 4. Долг (в пределах 50%-го лимита) нужно удержать с ближайшей же выплаты в пользу работника и перечислить по реквизитам инспекции в 3-днев­ный срок со дня удержания. При этом комиссия банка за перечисление денег, если таковая будет, также удерживается с работникач. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Кстати, после того как вся сумма недоимки будет удержана, вам не нужно возвращать в инспекцию судебный приказ. Оставьте его в бухгалтерии организации и храните как минимум годп. 416 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 № 558.

ПРАВИЛО 5. Если до полного погашения задолженности работник-должник вдруг уволится, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом факте взыскателю, то есть инспекции, и в самый кратчайший срок вернуть ей судебный приказ с отметкой о датах и суммах произведенных удержаний недоимкич. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Такую отметку можно сделать от руки на оборотной стороне приказа, заверив ее печатью организации.

Если пренебречь этой обязанностью, то инспекция может пожаловаться в службу судебных приставов на то, что работодатель должника нарушил требование о своевременной отправке взыскателю исполнительного документа. А у приставов, в свою очередь, есть год на то, чтобы оштрафоватьч. 1 ст. 4.5, ч. 3 ст. 17.14, ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ:

  • организацию — на 50—100 тыс. руб.;
  • ее руководителя (предпринимателя) — на 15—20 тыс. руб.

Кстати, аналогичная ответственность предусмотрена и за утрату работодателем полученного судебного приказа.

***

А в заключение отметим такой любопытный момент. Если ваша компания проигнорирует заявление ИФНС и не станет удерживать с работника-должника недоимку, то никакие санкции за это не грозят. А все потому, что штраф предусмотрен лишь за неисполнение требований судебных приставов-исполнителей, а не взыскателейч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

        Источник: http://GlavKniga.ru/elver/2014/3/1354-ifns_prishli_dokumenti_na_uderzhanie_rabotnika_dolga_po_lichnim_nalogam_biti.html

        Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки

        1. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

        В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

        По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

        2. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

        Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

        Читайте также:  Если органы пфр и фсс рф истребовали у вас документы - все о налогах

        3. В акте налоговой проверки указываются:

        1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

        2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

        3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

        4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

        5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

        6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

        7) период, за который проведена проверка;

        8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

        9) даты начала и окончания налоговой проверки;

        10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

        11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

        12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

        13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

        3.1. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

        При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

        Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

        4. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

        5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

        В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

        При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

        Акт налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.

        6 статьи 83 настоящего Кодекса), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

        Датой вручения этого акта считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

        6.

        Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

        Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

        При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

        Источник: http://SudAct.ru/law/nk-rf-chast1/razdel-v/glava-14/statia-100/

        11. Проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса

        ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 17-03-2003 71 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ СВЯЗАННЫХ С… Актуально в 2018 году

        Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью сумм налоговых санкций на основании решения, вынесенного в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 101 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки.

        Общество требование не признало, сославшись на то, что ранее по материалам той же проверки заявителем в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи Кодекса было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Тем самым налоговый орган реализовал свои полномочия на принятие одного из трех возможных решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 НК РФ.

        Кроме того, решение, положенное в основу заявления, вынесено за пределами срока, установленного пунктом 6 статьи 100 Кодекса.

        В ходе разрешения данного дела судом установлено следующее.

        Руководитель налогового органа (заявителя) в соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ рассмотрел в присутствии налогоплательщика (ответчика) материалы налоговой проверки и представленные налогоплательщиком возражения к акту проверки.

        По результатам рассмотрения указанных материалов руководитель из трех возможных решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 Кодекса, принял решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (подпункт 3 пункта 2 статьи 101). Данное решение было принято в срок, установленный пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

        В ходе дополнительных мероприятий должностные лица налогового органа исследовали документы, поступившие от третьих лиц и касающиеся деятельности ответчика, допросили свидетелей, назначили экспертизу. На основании полученных данных было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности (подпункт 1 пункта 2 статьи 101 Кодекса).

        По мнению заявителя, вынесение по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не противоречит положениям НК РФ, в том числе его статьи 101. Срок вынесения подобного решения Кодексом не установлен.

        Изучив материалы дела, суд отказал в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

        Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки, руководитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт проверки и представленные налогоплательщиком материалы.

        Порядок рассмотрения указанных материалов и принятия по ним решения регламентирован пунктами 1 и 2 статьи 101 Кодекса.

        В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит одно из трех возможных решений:

        — о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

        — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

        — о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

        Принятие заявителем первоначально решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений ответчика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности.

        Следует учитывать, что Кодекс не устанавливает специального срока, в течение которого должны быть проведены указанные мероприятия и принято окончательное решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. С этой точки зрения доводы заявителя являются правильными.

        В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговых санкций).

        Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 НК РФ.

        Как видно из материалов дела, налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с общества штрафа спустя 7 месяцев после составления акта выездной налоговой проверки.

        Читайте также:  Анализ состава и структуры основных средств предприятия - все о налогах

        Учитывая пропуск заявителем пресекательного срока, установленного пунктом 1 статьи 115 Кодекса, его требование не подлежит удовлетворению.

        Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/284913

        Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ

        Процедура привлечения к налоговой ответственности происходит в соответствии с определенным порядком. Согласно ст. 100.1 НК РФ допускаются два различных порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

        — дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;

        — дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

        Таким образом, можно выделить составы налоговых правонарушений, которые могут быть обнаружены исключительно в результате налоговых проверок и производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:

        — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ;

        — неуплата или неполная уплата налога (сбора) — ст. 122 НК РФ;

        — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов — ст. 123 НК РФ.

        Производство по всем иным составам налоговых правонарушений возможно как в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, так и в порядке ст. 101 НК РФ. В законе данный вопрос не очень четко урегулирован, что не может считаться правильным.

        Порядок производства по делу будет определяться видом контрольных мероприятий, при проведении которых выявлены признаки правонарушения (налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля).

        Как справедливо отмечает А.Н. Борисов, при привлечении к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ «не имеет значения, является лицо, совершившее налоговое правонарушение, налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет».

        Таким образом, привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица. Нужно лишь отметить, что лица, которые обладают иным статусом, привлекаются к налоговой ответственности исключительно в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

        Это, в частности, специалисты, эксперты, свидетели, переводчики. Разумеется, это правило действует, если указанные лица привлекаются к ответственности за правонарушения, предусмотренные в отношении свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков.

        По мнению авторского коллектива под руководством профессора А.А. Ялбулганова, процедуры производства, установленные в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.

        Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ, как правило, происходит тогда, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии признаков следующих правонарушений:

        — нарушение срока постановки на учет в налоговом органе — ст. 116 НК РФ;

        — уклонение от постановки на учет в налоговом органе — ст. 117 НК РФ;

        — нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — ст. 118 НК РФ;

        — несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, — ст. 125 НК РФ;

        — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, — ст. 126 НК РФ;

        — нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса — ст. 129.2 НК РФ.

        Кроме того, в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, акт составляется налоговым органом по правонарушениям, которые допущены специальными субъектами в рамках налоговых отношений:

        — ответственность свидетеля — ст. 128 НК РФ;

        — ответственность эксперта, переводчика и специалиста — ст. 129 НК РФ;

        — ответственность банка — гл. 18 НК РФ.

        Привлечение к ответственности банков, как специальных субъектов, возможно и в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, если соответствующие правонарушения выявлены в результате налоговых проверок банков.

        Статьи 101 и 101.4 НК РФ устанавливают процедуру рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении с нарушением установленного порядка станет самостоятельным основанием для признания принятого решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным.

        «Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что производство по делу о налоговом правонарушении, выразившемся в непредставлении в установленный в требовании срок документов, необходимых для проведения камеральной проверки, должно осуществляться в порядке ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а не в порядке ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

        При этом суд кассационной инстанции считает правильным мнение суда апелляционной инстанции о том, что допущенное налоговым органом процессуальное нарушение является основанием для признания оспариваемого решения недействительным.

        Пунктом 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

        Из материалов дела следует, что налоговый орган в порядке ст. 101.

        4 Налогового кодекса Российской Федерации принял оспариваемое решение через четыре месяца после события налогового правонарушения — истечения указанного в требованиях срока для предоставления документов.

        При этом в материалах дела отсутствуют доказательства проведения иных мероприятий налогового контроля, позволяющих применить ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе которых Инспекцией были обнаружены факты о совершении налогового правонарушения.

        Кроме того, в нарушение п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не обеспечил возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения».

        Статья 101 НК РФ более детально регулирует порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, обнаруженных налоговым органом в процессе выездной (камеральной) налоговой проверки. При производстве в порядке ст. 101.4 НК РФ налоговые органы лишены некоторых полномочий по сравнению с полномочиями, указанными в ст. 101 НК РФ:

        — ст. 101.4 НК РФ не позволяет налоговому органу назначить дополнительные мероприятия налогового контроля;

        — ст. 101.4 НК РФ не предусматривает права налогового органа отложить рассмотрение акта о совершении налогового правонарушения и приобщенных материалов и документов;

        — ст. 101.4 НК РФ не содержит права налоговой службы применить обеспечительные меры для исполнения принятого решения о привлечении к налоговой ответственности.

        Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении признаков налогового правонарушения должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

        Налогоплательщик вправе отказаться подписывать составленный акт. Составление акта о налоговом правонарушении знаменует начало привлечения к налоговой ответственности. Следует различать акт, составленный в соответствии с правилами ст. 101.4 НК РФ, и акт налоговой проверки, составляемый в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ.

        Факт совершения налогового правонарушения устанавливается руководителем (заместителем) налогового органа в процессе рассмотрения акта, иных материалов и документов по правилам ст. 101.4 НК РФ.

        «В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

        1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

        2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

        3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

        4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения», — п. 7 ст. 101.4 НК РФ.

        Выявление признаков любого налогового правонарушения происходит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля, которые являются формой реализации налогового контроля. В соответствии с п. 1 ст.

        82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

        Анализ п. 1 ст. 101.4 НК РФ и п. 1 ст. 82 НК РФ позволяет сделать следующие выводы:

        — обнаружение признаков совершения налогового правонарушения возможно лишь в рамках проведения налоговой службой мероприятий налогового контроля;

        — обнаружить признаки налогового правонарушения вправе непосредственно сотрудники налоговой службы, проводящие контрольные мероприятия, которые и обязаны составить акт.

        Нарушение данных требований станет основанием для признания в суде решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным. Нужно обратить внимание, что решение, принятое в порядке ст. 101.4 НК РФ, не подлежит апелляционному обжалованию, т.е. возможно сразу обращаться в суд.

        «…основанием для применения ст. 101.4 Кодекса является самостоятельное выявление налоговым органом фактов совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений и фиксация его в акте.

        Источник: http://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-otvetstvennost-statya-101-nk-rf

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector