В каком случае налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации — все о налогах

Правомерен ли отказ в приеме декларации ИФНС?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ) и может быть передана налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в приеме налоговой декларации, перечислены в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденном приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее — Административный регламент).

Так, одной из причин отказа, в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС, согласно пп. 5 п. 133 Административного регламента является отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика, уполномоченного представителя налогоплательщика.

Отказ в принятии декларации последует, в частности, также и в случаях:

– отсутствия документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы (пп. 2 п. 133 Административного регламента);

– представления налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке (пп. 3 п. 133 Административного регламента).

При наличии оснований, предусмотренных п. 133 Административного регламента, налоговый орган информирует налогоплательщика соответствующим уведомлением о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины (п. 134 Административного регламента).

Конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результате их приема при представлении отчетности по ТКС является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России (пп. 3 п. 135 Административного регламента).

В соответствии с п. 2.10.

Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.

2009 N ММ-7-6/[email protected] (далее – Методические рекомендации), при получении налогоплательщиком (представителем) от налогового органа уведомления об отказе в приеме декларация считается непредставленной.

При этом налогоплательщик (представитель) должен устранить ошибки и повторно представить налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).

Отметим, что ранее, до вступления в силу настоящих Методических рекомендаций, налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считалась представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП Оператора (п. 6.10 приказа МНС России от 10.

12.2002 N БГ-3-32/[email protected]). То есть, отослав декларацию с подобными нарушениями, при получении от спецоператора подтверждения об отправке декларация считалась представленной, даже несмотря на отказ инспекции в приеме такой декларации.

Поэтому ранее вопрос об ответственности по ст. 119 НК РФ, в случае наличия у организации подтверждения об отправке от спецоператора и отказа инспекции в приеме декларации, был спорным.

При этом судьи нередко вставали на сторону налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 11500/08).

Таким образом, вероятность того, что налоговый орган предъявит организации штрафные санкции по ст. 119 НК РФ, достаточно велика.

Источник: http://ppt.ru/question/?id=65158

В каких случаях налоговики не вправе отказать в приеме отчетности

Недостаточно сдать в ИФНС налоговую декларацию и расчет по страховым взносам. Нужно еще добиться того, чтобы инспекция приняла отчетность. Ведь иначе можно получить требование о пересдаче декларации, решение о наложении штрафа, оказаться перед фактом блокировки счета или не получить ожидаемый вычет по НДС.

В последнее время вопрос стал более актуальным, поскольку налоговые органы изобрели несколько новых поводов для того, чтобы не принимать отчетность. Скажем сразу, что многие из них противоречат НК РФ. Одни из самых злободневных – это показания номинального гендиректора на допросе в инспекции и признаки фирмы-однодневки у организации.

В данной подборке материалов на основе правовых норм рассказано, при каких условиях отчетность, отправленная в налоговую, считается представленной, а в каких нет.

Приведены примеры конкретных ситуаций, когда инспекция не имеет права считать отчетность непредставленной и накладывать за это штраф или блокировать счет, невзирая на допущенные при ее сдаче ошибки.

В последнее время участились отказы налоговиков в приеме налоговых деклараций.

Для организации это может обернуться целым ворохом проблем, в частности:

  •  штрафом за непредставление отчетности (от 1 000 рублей до 30 процентов от суммы налога, ч. 1 ст. 119 НК РФ);
  •  блокировкой счета (если декларация не подана по истечении срока плюс 10 дней, пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  •  задержкой в возврате НДС, поскольку пока вопрос решается, камеральная проверка декларации не проводится.

Поэтому чтобы противостоять незаконному отказу инспекции в признании декларации представленной, важно понимать, когда в соответствии с законодательством отчетность считается представленной, а когда нет.

Налоговое законодательство на этот счет содержит разные правила для налоговых деклараций и отчета по страховым взносам отчетности.

Налоговые декларации

Для них разграничены понятия представления их компаниями и приема их инспекциями.

Представляется, что законодатели сделали это напрасно, поскольку возникает путаница.

Так, с точки зрения НК РФ, если декларация представлена компанией в ИФНС в срок и по установленной форме, то ни штраф, ни блокировка счета ей уже не грозят. Камеральная проверка с этого момента тоже должна стартовать, поскольку ее началом является именно день представления декларации, а вовсе не день приема ее ИФНС (ч. 2 ст. 88 НК РФ).

Дальше в Кодексе буквально сказано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленной форме (формату) и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии декларации отметку о ее принятии.

Таким образом, по НК РФ представление и прием декларации – это одно и то же. Факт представления декларации по действующей форме и ее прием инспекцией в Кодексе отождествляются. Он дает понять, что представленная декларация не может быть не принята.

Кроме НК РФ данный вопрос регулирует еще и административный регламент, посвященный, в частности, приему деклараций. Он утвержден приказом Минфина РФ и зарегистрирован в Минюсте РФ. Поэтому налоговики обязаны им руководствоваться. В этом регламенте содержится список оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, которым инспекторы пользуются.

В результате возникает противоречие между НК РФ и административным регламентом, правом организаций считать декларацию представленной и обязанностью инспекторов ее не принимать и не проверять, пока компания не подаст исправленный вариант.

Справедливости ради заметим, что далеко не все отказы инспекций мотивированы ссылкой на обозначенный регламент. Зачастую налоговики попросту сочиняют основания для того, чтобы отказаться считать декларацию представленной.

Дело доходит до абсурда. Например, в ИФНС все чаще стали заявлять, что не примут отчетность, пока не увидят воочию у себя в кабинете подписавшего ее гендиректора компании.

Или что имеющиеся у организации признаки фиктивности автоматически превращают и поданную декларацию в фиктивную, а значит, в ненастоящую, то есть в непредставленную.

Или что не примут декларацию по НДС с вычетами, поскольку «зеркальную» отчетность по этому налогу не подал контрагент, и пока он не соизволит сдать свой вариант и заплатить налог в бюджет, бланк компании к проверке не примут.

Все это не имеет ничего общего с положениями НК РФ, в которых описаны основания считать декларацию непредставленной. Поэтому обозначенные действия налоговиков прямо противоречат Кодексу и являются незаконными. Называя вещи своими именами – это попросту чиновничий произвол.

Вместе с тем доказать, что это так, порой удается только в суде. Примеры судебных решений читайте в обзорах судебной практики, которая приведена далее.

Расчет по страховым взносам

2. Для расчета по страховым взносам в этом смысле все несколько проще.

Законодательство о страховых взносах не делит понятие представления на две составляющие. Расчет считается представленным, то есть поданным и принятым, если компания не допустила ни одной ошибки из специального списка в НК РФ.

Вместе с тем и здесь бывают перегибы со стороны прежде внебюджетных фондов, а ныне налоговых инспекций. Благо доказать несостоятельность отказов в принятии расчетов по взносам также вполне возможно.

Для наглядности приводим описанные правила сдачи-приема обоих видов отчетности в таблице.

ТАБЛИЦА: «Условия подачи и приема налоговой декларации и расчета по страховым взносам»

Что сдаем Представление Прием
1. Налоговую декларацию Датой представления считается:— при сдаче лично – дата подачи;— при отправке по почте – дата отправки почтового отправления с описью вложения;— при передаче по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика – дата ее отправки.Основание: абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ Основания для отказа в приеме от юрлица:— подана не в тот налоговый орган;— подана не по той форме или формату;— не подписана живой/электронной подписью;— не приложена доверенность представителя.Основание: п. 28 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н
2. Расчет по страховым взносам Считается представленным не просто когда отправлен, а при условии, что в нем верно указаны:1) совокупная сумма страховых взносов, совпадающая с суммой взносов по каждому сотруднику;2) данные всех сотрудников в подразделе 3.1: Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, дата рождения, серия и номер паспорта и другие сведения;3) сведения в следующих графах подраздела 3.2:210 – сумма выплат и иных вознаграждений за каждый из последних трех месяцев отчетного (расчетного) периода;220 – база для исчисления пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;240 – сумма исчисленных пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;250 – итоги по графам 210, 220 и 240;280 – база для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;290 – сумма исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы;300 – итоги по графам 280, 290.Основание: п. 7 ст. 431 НК РФ Отдельные основания для отказа в приеме расчета по страховым взносам не установлены.Поэтому если от налоговой инспекции поступает уведомление об отказе в приеме, то под этим может иметься в виду только та или иная ошибка в заполнении расчета из числа указанных слева
Если организация допустила ошибку из числа названных в п. 7 ст. 431 НК РФ, то расчет по страховым взносам автоматически не будет считаться непредставленным. У компании будет возможность исправиться.Для этого инспекция на следующий день после получения расчета должна сообщить фирме о неточностях, и последняя в течение 5 дней обязана представить расчет с достоверными данными.Если компания это сделает, то датой подачи расчета будет считаться дата его первоначального представления. В противном случае расчет будет считаться непредставленным
Читайте также:  Расчет коэффициента задолженности - формула по балансу - все о налогах

СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера»

Фирма обратилась в суд с требованием признать незаконным приостановление операций по счетам.

Поводом для блокировки послужила якобы не представленная компанией в срок декларация.

В суде стали разбираться и вытащили на свет следующую логику в действиях налоговиков.

Под непредставленной декларацией они имели в виду декларацию, поданную с нарушением ст. 80 НК РФ.

Под декларацией, поданной с нарушением ст. 80 НК РФ, они понимали декларацию, поданную не по форме.

Под декларацией, поданной не по форме, инспекция подразумевала декларацию, не подписанную директором.

Под декларацией, не подписанной директором, инспекторы мнили декларацию, от факта подписания которой гендиректор фирмы открестился у них на допросе.

Дополнительный аргумент: сама фирма имеет признаки организации, не ведущей реальную хозяйственную деятельность, так как она не располагается по юрадресу, не производит перечислений на выплату зарплаты, уплату налогов, аренду помещения и общехозяйственные нужды.

Суд признал эту логику не основанной на положениях НК РФ.

Нормы Кодекса гласят, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, ИФНС вправе отказать в принятии налоговой декларации только в случае, когда ее форма не соответствует установленным требованиям.

При этом налоговым законодательством для целей принятия налоговым органом поданной ему отчетности не установлены такие полномочия, как оценка достоверности подписи лица на декларации, установление реальности исполнения своих обязанностей руководителем юрлица или иного лица, подписавшего декларацию.

В данном случае декларация была подана на действующем бланке. Претензий к нему у инспекции не возникло.

Следовательно, ИФНС обязана была признать декларацию представленной и не имела оснований приостанавливать операции, – резюмировал суд и обязал разблокировать счет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 23.09.2013 № А40-5705/13-116-16

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

совсем недавно, а именно 15 февраля 2018 года, ФНС РФ похвалилась на своем сайте, что Арбитражный суд Томской области в аналогичной ситуации поддержал налоговую инспекцию, которая отказала компании в принятии декларации со ссылкой на показания директора компании, отрицавшего своего участие в управлении компанией (https://www.nalog.ru/rn70/news/activities_fts/7266705/).

Однако это решение не было обжаловано компанией даже в апелляции.

Изложенное выше постановление – акт кассационной инстанции с противоположной правовой позицией в пользу налогоплательщика в аналогичной ситуации.

Предприятие потребовало обязать ИФНС вернуть НДС в размере около 35 млн рублей.

Эта сумма была заявлена в декларации как налог к возмещению, но инспекция отказалась признавать отчетность представленной.

Суд отказал компании, указав на две ее ошибки.

1. В подтверждение факта своевременного направления декларации компания показала судьям копию описи вложений в ценное письмо, на которой имелись оттиск почтового штемпеля и дата отправки.

Однако почтовая квитанция об отправке корреспонденции представлена не была.

В связи с этим судьи сделали вывод, что одна только опись вложения не является достаточным доказательством отправки адресату почтовой корреспонденции. Нужна квитанция. Именно она является основным документом, подтверждающим оплату услуг органа почтовой связи и передачу регистрируемого ценного письма на отправку.

Так сказано в правилах оказания услуг почтовой связи (Приказ Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234).

Кроме того, почтамт в ответ на запрос инспекции сообщил, что письмо с указанным в описи номером в почтовое отделение не сдавалось.

2. К декларации не приложена доверенность представителя компании, подписавшего декларацию.

Это выяснилось в ходе проверки декларации в инспекции (то есть отчетность все-таки была получена ИФНС).

Отсутствие доверенности подтверждалось той самой описью – сведения о направлении вместе с декларацией доверенности в описи отсутствовали.

В силу же п. 5 ст. 80 НК РФ в таких случаях доверенность должна прилагаться.

Иначе выходит, что на декларации стоит подпись неустановленного лица, что не может свидетельствовать об указании конкретным налогоплательщиком в такой декларации достоверных сведений. Следовательно, инспекция не может принять к проверке указанные в декларации данные.

Таким образом, инспекция имела право считать спорную декларацию непредставленной. Соответственно, основания для ее проверки и принятия решения о возмещении или отказе в возмещении заявленного в ней НДС в силу ст. 88, 101, 176 НК РФ отсутствовали, равно как и для возврата налога судом по требованию налогоплательщика, – сделал вывод суд.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2015 № Ф05-6301/2015

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

решение суда кажется мотивированным, но оно очень спорное.

Во-первых, инспекция и суд признали, что декларация была получена налоговым органом. Следовательно, она была представлена. Отсутствие почтовой квитанции в таком случае уже не имеет никакого правового значения.

Ведь вся опасность правонарушения в виде непредставления декларации состоит в невозможности налогового органа проверить правильность расчета компанией налога.

А когда декларация у инспекторов на руках, с этим нет никаких трудностей.

Во-вторых, п. 5 ст.

80 НК РФ хотя и требует прикладывать к декларации доверенность, но не содержит указания о том, что в случае отсутствия доверенности отчетность считается непредставленной, в то время как п.

4 этой статьи содержит такую оговорку в отношении формы. Таким образом, если доверенность не приложена, это, конечно, нарушение Кодекса, но оно не влечет признания декларации непредставленной.

Вообще к доверенностям у налоговиков пристальное внимание.

Например, в другом деле они заявили: невзирая на то, что компания направила им декларации по налогам на имущество и на прибыль организаций в электронном виде, представить таким же образом доверенность она не могла (компания направила ее в инспекцию за несколько дней до сдачи деклараций), а должна была либо сдать ее лично, либо направить по обычной почте.

Поэтому компании было направлено уведомление об отказе в приеме деклараций на следующем основании:

  •  неправильное указание (отсутствие) сведений о доверенности (код 0100500000);
  •  отсутствие сведений о доверенности в налоговом органе (код 0100500001).

Суд признал эти претензии незаконными.

При представлении декларации в электронной форме копия доверенности может быть также представлена в электронной форме. Об этом сказано в последнем абзаце п. 5 ст. 80 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2016 № Ф07-5975/2016).

Источник: http://www.v2b.ru/articles/v-kakih-sluchayah-nalogoviki-ne-vprave-otkazat-v-prieme-otchetnosti/

Основания для отказа в приеме налоговой декларации (Никитина А.)

Дата размещения статьи: 24.03.2013

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (формату). Однако на практике налогоплательщик может получить, что называется, от ворот поворот, даже если представит отчетность по утвержденной уполномоченным на то органом форме.

Причем проблема может возникнуть даже на этапе заверения сведений, содержащихся в декларации.Пунктом 3 ст. 80 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется в ИФНС по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. При соблюдении налогоплательщиком данного требования в силу п. 4 ст.

80 Кодекса налоговые инспекторы не вправе отказать в приеме декларации, из чего можно заключить, что нарушение налогоплательщиком формы или формата отчетности такое право им предоставляет.Согласно п. 7 ст.

80 НК формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином. Иными словами, на сегодняшний день соответствующие полномочия принадлежат Федеральной налоговой службе. Но в приведенной редакции п. 7 ст.

80 Налогового кодекса действует лишь со 2 сентября 2010 г. (ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ). Ранее утверждение форм налоговой отчетности и порядка их заполнения относилось к компетенции Министерства финансов непосредственно. И некоторые из действующих на сегодняшний день форм деклараций утверждены еще Минфином.

Но и они, и формы, разработанные уже специалистами Федеральной налоговой службы, обязательно предусматривают место для оттиска печати организации-налогоплательщика в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю».

В свою очередь, Порядок заполнения декларации, как правило, устанавливает, что подпись налогоплательщика в отчетности должна быть заверена печатью компании. Например, об этом сказано в абз. 4 п. 31 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, или в пп. 2 п. 3.

3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@.Исходя из этого можно заключить, что отсутствие оттиска печати в декларации вполне можно расценивать как нарушение порядка ее оформления, а значит, в принятии такой отчетности налоговики вполне вправе отказать. Собственно говоря, пп. 4 п.

28 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н, и предусмотрено, что отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, печати организации — одно из оснований для отказа в ее приеме.

С другой стороны, непосредственно Налоговым кодексом установлено, что налогоплательщик или его представитель лишь подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений (абз. 2 п. 5 ст. 80 НК). О проставлении печати в нем не сказано ни слова.

При этом Кодекс, безусловно, имеет приоритет над изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами вроде Порядка заполнения декларации или Административного регламента. Но достаточно ли этого, чтобы признать незаконным отказ инспекторов принять отчетность в связи с отсутствием в ней оттиска печати?Без печати декларацию не примутВ Письме от 1 февраля 2013 г.

N 03-02-07/1/2031 представители Минфина России рассмотрели вопрос о необходимости заверять подпись налогоплательщика печатью в декларации по НДС. Как посчитали чиновники, указание в ее форме места для печати, кроме подписи лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности, никоим образом не противоречит ст.

80 Налогового кодекса, в том числе положениям, предусмотренным п. 5 этой статьи. Оттиск печати организации, подчеркнули они, необходим для заверения подлинности подписи уполномоченного лица. Сославшись при этом на уже упомянутый Административный регламент ФНС, финансисты, по сути, подтвердили, что отказ налоговиков принять декларацию, в которой не проставлена печать, вполне правомерен.

Впрочем, Министерство финансов в данном случае, что называется, лицо заинтересованное. В конце концов и Порядок заполнения декларации по НДС, и Административный регламент утверждены именно им. Однако представители Высшего Арбитражного Суда РФ в Решении от 9 апреля 2012 г.

N 2111/12 высказали аналогичную точку зрения в отношении ранее действовавших формы декларации по ЕНВД и Порядка ее заполнения (утв. Приказом Минфина России от 8 декабря 2008 г. N 137н). Требование о проставлении печати, которое содержалось в Порядке заполнения «вмененной» отчетности, судьи посчитали никоим образом не противоречащим положениям Налогового кодекса.

Напротив, указали они, оно направлено на защиту прав самого налогоплательщика, поскольку подтверждает полномочия лица, подавшего декларацию от его имени, а также достоверность и полноту указанных в ней сведений.Но штрафа за «просрочку» можно избежатьПо большому счету, сам по себе отказ в приеме налоговой декларации ничем налогоплательщику не грозит.

В рассматриваемом случае достаточно лишь внести исправления, проставить печать, и заново представить отчетность. Другое дело, если при этом компания уже не укладывается в сроки, установленные законодательством для сдачи отчетности.

Напомним, что за несвоевременное представление налоговой декларации статьей предусмотрены штрафные санкции в размере 5 процентов от налога, подлежащего уплате (доплате) на ее основании, за каждый полный или неполный месяц «просрочки». При этом сумма штрафа не может быть менее 1000 руб. и более 30 процентов от указанной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК).

Читайте также:  Два банка остались без лицензий - все о налогах

В данном случае следует иметь в виду, что, во-первых, те же представители ВАС РФ в Решении от 9 апреля 2012 г. N 2111/12 подчеркнули, что налогоплательщик, у которого не приняли декларацию из-за отсутствия печати, в результате чего были нарушены его права и законные интересы, может обжаловать такой отказ в установленном порядке.

При этом в арбитражной практике есть пример решения, когда судьи признали неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса, поскольку просрочка была связана с тем, что первоначально в приеме декларации налогоплательщику было отказано.

Так, в последний день срока представления налоговой декларации таковая была направлена налогоплательщиком в ИФНС по почте без подписи руководителя организации, в связи с чем инспекцией в адрес заявителя спустя более двух недель было направлено уведомление о непринятии отчетности.

При этом на следующий за крайним сроком представления декларации день обществом (также по почте) была отправлена «уточненка», на что спустя более месяца налоговики письмом сообщили об оставлении ее без исполнения в связи с непредставлением заявителем первичной налоговой декларации.

Наконец еще через три месяца налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи была направлена в ИФНС декларация с показателями, идентичными указанным в сданной ранее «уточненке».В таких обстоятельствах решение налоговой инспекции о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса представители ФАС Московского округа в Постановлении от 9 декабря 2009 г.

N КА-А40/13367-09 признали недействительным. Как указали судьи, сдача декларации без подписи (а значит, и без печати) не отменяет самого факта ее представления в инспекцию в установленный срок. Между тем подача отчетности с недостатками не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.

Тем не менее необходимо учесть следующее: чтобы использовать такие аргументы в суде, еще нужно, во-первых, подтвердить сам факт, что декларация представлялась ранее, но в ее приеме было отказано. Иными словами, при сдаче отчетности лично в случае отказа в ее принятии следует потребовать, чтобы этот факт оформили в письменном виде.

Во-вторых, необходимо, чтобы после отказа налогоплательщиком была представлена в инспекцию декларация с идентичными показателями.Факсимильная подпись в налоговой отчетностиКак уже упоминалось, согласно п. 5 ст. 80 Налогового кодекса налоговая декларация (расчет) должна быть подписана налогоплательщиком в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, в ней указанных. При этом никаких требований к такой подписи Кодекс не выдвигает. Тем самым возникает вопрос: допустимо ли подписывать налоговую отчетность с помощью факсимиле?В свое время в Письме от 26 октября 2005 г. N 03-01-10/8-404 представители Минфина России ответили на данный вопрос отрицательно.К сведению! В Постановлении от 27 сентября 2011 г. N 4134/11 Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что положения ст. 169 Налогового кодекса не предусматривают возможности использовать факсимиле при оформлении счета-фактуры. Следовательно, в таких обстоятельствах счет-фактура не сможет служить основанием для принятия к вычету НДС.Согласно п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса, указали они, использование факсимильного воспроизведения подписи при совершении сделок с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Между тем в силу ст. 2 Налогового кодекса отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, основаны на властном подчинении одной стороны другой. Кроме того, на основании ст. 2 ГК — по умолчанию (то есть если прямо не предусмотрено, что иное гражданское законодательство к ним не применяется). В свою очередь, налоговым законодательством допускается возможность представления налоговых деклараций в электронном виде с использованием электронной подписи, но не иных аналогов собственноручной подписи.

Если исходить из арбитражной практики, то судьи проставление подписи на декларации с помощью факсимиле также признают неправомерным. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2011 г.

N А56-66090/2010 и ФАС Волго-Вятского округа от 11 апреля 2008 N А11-2499/2007-К2-24/126, в пересмотре которого в порядке надзора Определением ВАС РФ от 2 июня 2008 г. N 6600/08 было отказано.

Другое дело, что в обоих рассмотренных арбитрами случаях по факту налоговая отчетность, подписанная с помощью факсимиле, инспекторами была принята.

При этом в первом из них судьи признали недействительным решение налоговиков, вынесенное по итогам проверки декларации, поскольку посчитали, что у них отсутствовала обязанность по ее приему и ревизии. А во втором — поддержали решение инспекторов об отказе в возмещении НДС на основе факсимильно подписанной декларации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1441

Может ли налоговый орган отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации?

1) может при очевидно неверном исчислении налога в декларации;

2) не может при условии представления декларации по установленной форме;

3) не может ни при каких обстоятельствах.

82. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган:

1) только лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность;

2) лично, а в случае невозможности личного представления — по почте, через представителя, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;

3) по выбору налогоплательщика: лично, по почте, через представителя, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика.

83. Налогоплательщик решил представить налоговую декларацию по почте. В соответствии с НК РФ ему следует направить декларацию в виде:

1) обычного почтового отправления;

2) почтового отправления с описью вложения;

3) почтового отправления с описью вложения и уведомлением о доставке.

84. В соответствии с НК РФ плательщики сборов:

1) имеют те же права, что и налогоплательщики;

2) имеют те же обязанности, что и налогоплательщики;

3) имеют те же права и обязанности, что и налогоплательщики.

85. В соответствии с НК РФ налоговыми агентами признаются:

1) лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ;

2) физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;

3) организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

86. Налоговые агенты по НК РФ обязаны:

1) исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджетную систему налоги;

2) уплачивать в бюджетную систему налоги за налогоплательщика;

3) принимать от налогоплательщика денежные средства в уплату налогов и перечислять их в бюджетную систему.

87. Если налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика, то налоговый агент обязан:

1) уплатить налог из собственных средств;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) истребовать налог у налогоплательщика, а в случае отказа — обратиться в суд с иском к налогоплательщику, взыскать с него налог и перечислить его в бюджетную систему.

88. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, в соответствии с НК РФ обязаны:

1) требовать при регистрации брака справку из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате поимущественных налогов;

2) сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения;

3) сообщать о фактах вступления в брак (расторжения брака) физических лиц в органы ФМС по месту своего нахождения.

89. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с НК РФ обязаны:

1) до регистрации данных сделок требовать уплаты налога на имущество с лиц, совершающих сделки;

2) сообщать сведения в налоговые органы о всех лицах, уклоняющихся от уплаты налога на имущество на подведомственной этим органам территории;

3) сообщать сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

90. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, в соответствии с НК РФ обязаны:

1) требовать уплаты транспортного налога со всех лиц, регистрирующих транспортные средства, до их регистрации;

2) сообщать сведения в налоговые органы о всех лицах, уклоняющихся от уплаты транспортного налога на подведомственной этим органам территории;

3) сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

91. Банки в соответствии с НК РФ по общему правилу обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ:

Читайте также:  Книга продаж 2017 - все о налогах

1) в течение одного календарного дня, следующего за днем получения такого поручения;

2) в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения;

3) в течение операционного дня, в котором получено такое поручение.

92. НК РФ предусматривает, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ в очередности, установленной:

1) гражданским законодательством РФ;

2) налоговым законодательством РФ;

3) решением налогового органа применительно к конкретному банку.

93. Банки, исполняя поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ:

1) взимают плату за обслуживание по указанной операции в соответствии с тарифами, установленными самим банком;

2) взимают плату за обслуживание по указанной операции в соответствии с тарифами, установленными ЦБ РФ;

3) не взимают плату за обслуживание по указанной операции.

94. Налоговые органы в соответствии с НК РФ имеют право проводить:

1) проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

2) проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) выездные и камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

95. В соответствии с НК РФ налоговые органы имеют право:

1) в порядке, установленном НК РФ, арестовывать и реализовывать имущество налогоплательщика в погашение задолженности по налогам (пеням, штрафам);

2) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены в НК РФ;

3) при отсутствии у налогоплательщика денежных средств передавать материалы для решения вопроса о возбуждения уголовного дела в следственные органы.

96. Налоговые органы в соответствии с НК РФ обязаны:

1) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов;

2) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов осуществлять государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) принимать решения о возможности применения налогоплательщиком налоговых льгот.

97. Органы внутренних дел в соответствии с НК РФ:

1) проводят документальные налоговые проверки; взыскивают недоимки, а также пени, проценты и штрафы;

2) по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках;

3) руководствуются письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

98. Путем принятия индивидуального акта налоговый орган:

1) может породить правоотношение по уплате налога в специально указанных в законодательстве случаях; изменить или прекратить данное правоотношение налоговый орган не может;

2) не может ни породить, ни изменить, ни прекратить правоотношение по уплате налога;

3) может изменить или прекратить правоотношение по уплате налога в специально указанных в законодательстве случаях; породить данное правоотношение налоговый орган не может.

Источник: https://megalektsii.ru/s27555t8.html

Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации по НДС: как действовать?

Представлять декларации по НДС с 2017 года можно только в электронном виде через ТКС с помощью специального оператора по документообороту. Если декларация была представлена по установленных форме и формату, отказ в приеме такого документа будет неправомерным со стороны налоговой службы. Квитанцию о приеме декларации вы получите также в электронном виде.

Методические рекомендации по организации электронного документооборота свидетельствуют о том, что в отношении сдачи декларации по НДС электронно, при дальнейшем получении от инспекции ФНС уведомления об отказе в приеме, отчетность считается несданной. В этом случае, представителю декларации необходимо ликвидировать ошибки и сдать ее с тем же признаком вида документа (уточненная, первичная и т. д.).

Отказ в приеме декларации может быть по нескольким причинам, перечисленным в Административном регламенте ФНС по информированию налогоплательщиков. Среди них:

  • отсутствие электронной цифровой подписи или несоответствие подписи руководителя, представляющего интересы организации;
  • отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия доверенного представителя декларации, в отношении ее сдачи и подтверждения достоверности и полноты ее сведений;
  • отказ уполномоченного представителя декларации предъявить вышеуказанные документы;
  • представление декларации не в установленной форме и формате.

Отказ от налоговой службы – сложная административная процедура, конечным результатом которой является исправление допущенных ошибок организацией, повторное представление декларации, индивидуальное информирование в виде квитанции, подписанной ЭЦП уполномоченного представителя ИНФС в электронной форме, о положительном результате приема в налоговой службе.

По большому счету, отказ в приеме декларации ничем не грозит. Достаточно только внести исправления, заверить печатью и подписью уполномоченного лица, и заново отправить в инспекцию. Но что, если организация уже не укладывается в срок?

Напомним, что за несвоевременную сдачу декларации организация будет привлечена к ответственности и обязана будет уплатить штраф в размере 5% от налога, неуплаченного в срок, который налагается по каждому месяцу просрочки.

Пример

Важно понимать, что для того, чтобы суд признал ваши действия правомерными, следует подтвердить факт того, что декларация была представлена ранее, но в ее приеме было отказано. Для этого нужно сохранить подтверждение, оформленное специальным оператором в день сдачи декларации, а также после отказа представить в инспекцию отчетность с идентичными показателями.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

Источник: http://zakonguru.com/nalogi-2/nds/declaracia/otkaz-v-prieme.html

Не примем декларации у «нищебродов»…

Инспекция отказала в приеме декларации, сославшись на ошибки, которых нет… Точнее, ошибки есть: они в мозгах… сотрудников налоговых органов.

К чему это я? А к тому, что появилась тенденция, когда от репутации компании зависит судьба ее деклараций.

В идеале, чтобы налогоплательщик был богат, как на работников, так и на имущество, был щедр в уплате налогов, и, конечно же, грамотен. А вот нищенское состояние – это отличный повод послать…

Итак, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.08.2018 года по делу №А67-7436/2017.

Ситуация: компания отправила в инспекцию электронную декларацию по НДС, а инспекция отказала в приеме документа со ссылкой на п.28 Административного регламента ФНС России.

Якобы «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

Декларация подписана директором, статус которого подтвержден в ЕГРЮЛ, документ содержит все необходимые реквизиты, соответствует установленному формату, с усиленной электронной подписью тоже все в порядке…

Краткая справочка по п.28 Административного регламента ФНС России или «6 причин для отказа в приеме декларации»:

При этом инспектор обязан четко указать, в чем именно ошибся налогоплательщик. И никакой отсебятины: данный перечень из шести пунктов не может расширяться по усмотрению проверяющего.

Кроме этого, налоговый орган должен не позднее четырех часов с момента получения электронной декларации проверить ее на соответствие многочисленным требованиям, которые описаны в Приложении №1 Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@. И, в случае обнаружения ошибок, сформировать сообщение об ошибке. Но это «как надо»: в реальности все наоборот…

Вот и в нашем деле, что-то пошло не так… Инспекция не указала «конкретных пунктов раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым проводилась проверка соответствующим программным обеспечением, а также конкретных оснований, указанных в пунктах 28, 194 Административного регламента». Типа, есть ошибки, предусмотренные нашим «личным законодательством», у нас более высокие планки для приема деклараций.

Собственно, в чем заключались эти «особые» требования? Я бы назвала их «ты нам не нравишься, ты нищеброд, хотя и грамотный. Именно поэтому мы не примем у тебя декларацию». Ну, а теперь перейдем к деталям. Отказали, потому что налогоплательщик обладает признаками транзитной организации. А именно:

  • Нет движимого и недвижимого имущества;
  • Нет работников;
  • Не находится по юридическому адресу;
  • Нет платежей по ведению хозяйственной деятельности;
  • Взаимодействие с другими организациями и участие в цепочке сомнительных операций;
  • Доля вычетов в сумме налога, исчисленного с налогооблагаемых операций, составляет 100%.

Суды не согласились с таким подходом.

Есть закон – соблюдай, что написано, а не интерпретируй по-своему:  «По убеждению суда, обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Мнение налогового органа о том, что, исходя из положений статьи 80 НК РФ, достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, признается судом ошибочным, противоречащим пункту 4 статьи 80 НК РФ, основанным на расширительном толковании норм НК РФ, что не допустимо в сфере публичных правоотношений» (из решения суда первой инстанции).

Аналогичная ситуация произошла и в Постановлении АС Западного-Сибирского округа от 25.07.2018 года по делу №А67-9224/2017. Налогоплательщик, конечно же, выиграл:

Кстати, теперь ФНС предложила «узаконить» такой подход к приему деклараций: Письмо ФНС России №ЕД-4-15/13247@ от 10 июля 2018 года.

Компаниям, которые обладают признаками неблагонадежности, налоговики имеют право отказать в приеме деклараций… Только вот под многие из этих критериев подойдут порядочные, но малообеспеченные налогоплательщики… Например, «проживание ответственных за заполнение декларации лиц не по месту регистрации… Или «отправка «нулевых» отчетов в течение нескольких налоговых периодов»… Или «среднесписочная численность сотрудников – 1 человек либо персонал отсутствует совсем».

Наталья Брылева

Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:

    Вообще письма ФНС являются разъясняющими документами и могут устанавливать норму права, но фактически данное письмо вводит еще одно основание для проведения мероприятий налогового контроля.

    Если раньше налогоплательщики знали, что допросы, экспертизы, различные запросы проводятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки, то теперь это может быть осуществлено в целях проверки налогоплательщика для последующего признания сданной декларации аннулированной. При этом, под признаки недобросовестности подпадают субъекты малого предпринимательства.

    А как же тенденция по поддержке малого бизнеса? Т.е., теперь, чтобы мою декларацию приняли, я должна нанимать штат сотрудников, даже когда они мне не приносят ценного конечного продукта???

    В итоге радует одно, что сотрудники нашей судебной системы – высококвалифицированные специалисты и могут рекомендации отличить от существующей или несуществующей нормы права. Они сдерживают произвол налоговиков.

    Такое письмо также можно рассмотреть в ракурсе увеличения поступлений в бюджет.

    Как? Очень просто: всем известно, что наше законодательство о налогах не отличается простотой изложения, что влечет непонимание со стороны налогоплательщиков, и допуск различных непреднамеренных ошибок в уплате налогов, а как следствие штрафов и пеней.

    А пока по новому подходу налогоплательщик будет доказывать налоговым органам, что он честный и хочет задекларировать доходы, у него уже набегут пени, и казна государства пополнится.

    Поэтому мониторим практику судов по данному вопросу, которая пока в пользу налогоплательщиков, и защищаем свои права.

Вот такое «что хочу, то и делаю», «как хочу, так и трактую закон», «читаю между строк или додумываю»… Впрочем, поделитесь своими историями: а ваши ИФНС строго следуют НК РФ или тоже страдают «инакомыслием»?

Ссылки на нормативную базу:

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.08.2018 года по делу №А67-7436/2017

Постановлении АС Западного-Сибирского округа от 25.07.2018 года по делу №А67-9224/2017

Источник: https://turov.pro/ne-primem-deklaratsii-u-nishhebrodov-c/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector