Раздельный учет НДС — что это такое и когда внедрять?
Раздельный учет НДС в обязательном порядке ведут предприятия, сочетающие операции, подлежащие налогообложению с льготами. Разделять «входной» налог между видами финансово-хозяйственной деятельности должны и организации, совмещающие ЕНВД с общей системой.
Раздельный учет: правила ведения и особенности
Методика применяется налогоплательщиком тогда, когда он в процессе своей деятельности совместно с операциями, облагающимися налогом, осуществляет действия, на которые вычеты не предусмотрены.
Принципы ведения отдельного учета по налогу на ДС.
1 | Один вид финансово-хозяйственной деятельности. | При приобретении услуг, продукции, которые полностью задействуются в процессе, облагаемом налогом, затруднений у налогоплательщиков с отражением их в бухгалтерском учете не появляется. Ведь исчисленный поставщиком налог покупатель принимает полностью к вычету на основании ст. 170 НК РФ п. 4 и ст. 172 п. 1.Если купленная продукция будет применяться в деятельности, по которой предусмотрен льготный режим налогообложения, то НДС полностью направляется на повышение их стоимости. |
2 | Отдельные виды хозяйственно-финансовой деятельности. | Когда купленные товары, ОС, нематериальные активы, услуги, имущественные права либо различные работы будут применяться как в льготном, так и в налогооблагаемом процессе, разделение ДНС при отдельном учете будет особенным. Тогда часть исчисленной поставщиком суммы налога может использоваться в качестве вычета, а вторая половина – направлена на повышение стоимости приобретенных товаров.Чтобы высчитать, какая часть НДС будет считаться вычетом, а какая отнесена на увеличение основной стоимости, потребуется рассчитать пропорцию (ст. 170 п.4 абз. 4)* |
*Налогоплательщик вносит отметку в книгу затрат о поступившем счете-фактуре только в той части, которая будет направлена на положенный вычет.
Когда требуется вести раздельный учет по налогу на ДС?
По операциям, подлежащим налогообложению необходимо внести НДС в казну государства (НК РФ с. 146). С другого вида деятельности, освобожденного от налога, НДС выделять не требуется (ст. 149). То есть нужно определить ту прибыль, на которую предусмотрена льгота. Но при этом, надо выделить «входной» НДС, приходящийся на операции подобного рода, который к вычету не принимается.
По деятельности, освобожденной от налогов, во «входной» обязательный НДС входит стоимость купленных товаров. При отсутствии ведения раздельного учета, во время проверки инспекторами ФНС будет восстановлен «входной» обязательный НДС по товарам, приобретенным для применения в необлагаемых и облагаемых операциях. А также и по общехозяйственным затратам.
То есть, образуется недоимка по налогу, на который сотрудники налоговой службы могут наложить штрафные санкции и начислить пени. Помимо этого восстановленные вычеты предприятие не сможет внести в затраты, учитываемые при определении налога на полученные доходы (НК РФ ст. 170 п.4 абзац 6).
Читайте также! Бухгалтерское обслуживание ООО и нюансы проведения
Когда отельный учет вести не требуется?
Соблюдать подобное правило не требуется тогда, когда за отчетный квартал величина затрат на покупку, производство или/и продажу продукции (имущественных прав, различных услуг, работ), освобожденных от налогообложения, не превышает 5-ти процентов общих затрат на покупку, производство или/и продажу работ (различных услуг, товаров и других имущественных прав). Тогда «входной» налог, предъявляемый официальными поставщиками в данном отчетном квартале, допустимо принять в качестве вычета (НК ст.170 п. 4 абзац 7).
Стоит взять на заметку! Порядок расчета общих затрат в целях налогообложения законодательством РФ не предусмотрено, поэтому предприятие может рассчитать совокупные затраты по сведениям бухгалтерского учета.
К примеру, учитывать все расходы (косвенные, прямые, общехозяйственные, общепроизводственные и другие), связанные с осуществлением деятельности, освобожденной от налога.
Определенных способов осуществления отдельного учета не предусмотрено (НК РФ гл. 21). Поэтому может использовать различный порядок, дающий возможность отделить льготные операции от основной деятельности, подлежащей налогообложению.
Освобожденные от НДС и облагаемые налогом операции следует вести на различных субсчетах, открытых с основным счетам бухгалтерского учета. Предпочтительный порядок исчисления налога, подлежащего к уплате, должен быть закреплен в учетной политике предприятия.
Если организация фактически применяет особую методику исчисления налога, но в учетной политике это не отражено, тогда есть возможность полностью оспорить возможный отказ уполномоченных органов на предоставление вычета в судебных инстанциях. В данном случае нужно представить необходимые доказательства, что подобное разграничение по НДС имеет место.
Стоит отметить! Но известны случаи и отрицательной судебной практики для плательщиков налогов, которым не удалось доказать, что раздельное исчисление ведется.
Правило «5-ти %»: особенности
При наличии как необлагаемой налогом на ДС экспортной деятельности, так и других облагаемых данным типом налога операций нужно осуществлять раздельное исчисление по НДС.
Основная цель при этом – разделение «входного» обязательного налога для принятия его к законному вычету.
Экспортерам также требуется вести отдельное исчисление налога на ДС по деятельности, по который предусмотрена льгота. Но имеют ли они право на использование 5-ти процентного порога при вычислении соотношения разделения расходов, как при продаже, так и при других операциях за пределами Российской Федерации? Чиновники, отвечают на это однозначно, что нет.
Читайте также! Как получить налоговый вычет — перечисляем все способы
Простые примеры раздельного учета налога
Расчет всех показателей следует отразить в бухгалтерской справке. Как определить сумму налога к вычету по общим финансово-хозяйственным затратам.
Пример
Основная деятельность ООО «Стрела» – реализация товаров в розницу. Помимо этого, предприятие иногда продает продукцию «оптовикам». По реализации товаров в розницу компания уплачивает ЕНВД, по оптовым поставкам она использует основой режим налогообложения.
Расчет:
- Во втором квартале доходы от продажи продукции в розницу составили 12 000 000 рублей, оптом – 3 540 000 (в т.ч. налог – 540 000 рублей).
- Каждый месяц предприятие вносит арендную плату и платит за коммунальные услуги 177 000 рублей, плюс налог на ДС – 27 000 рублей.
- В конце июня главный бухгалтер определили долю полученной выручки от продажи продукции, подлежащей налогообложению: 3 000 000 рублей (12 000 000 плюс 3 000 000) * 100% = 20%.
- Исчисленная сумма налога на ДС и расходы, направленные на оплату обязательных коммунальных платежей, которая принимается к вычету каждый месяц, равна следующей величине: 27 тысяч рублей х 20% = 5 400 рублей.
Сумма основного платежа, который можно на законных основаниях отнести на затраты, составила: 27 тысяч рублей – 5 400 рублей = 21 600 рублей.
То есть данная сумма не подлежит налогообложению, поэтому предприятие согласно законодательству РФ не подлежит уплате.
Немного в заключении
Обязанность осуществления отдельного исчисления, предъявляемого всеми поставщиками НДС, появляется тогда, когда плательщик налогов производит и необлагаемую и облагаемую данным видом налога хозяйственно-финансовую деятельность. Принципы, условия осуществления подобного учета отражены в НК РФ ст. 170 п. 4.1 и 4.
Если компании покупает различные материалы, услуги либо товары, которые за тем будет применяться для обоих типов коммерческой деятельности, то, прежде всего, стоит рассчитать пропорцию, на основании которой будет распределяться «входной» НДС.
Но при этом часть налога будет использована в форме вычета при учете определенных операций, подлежащих налогообложению, а остальная часть – пойдет на повышение стоимости существующих активов, которые были задействованы при ведении деятельности, не облагаемых НДС.
Источник: https://vesbiz.ru/buxuchet/razdelnyj-uchet-nds.html
Как определить место реализации при исчислении НДС и не допустить ошибок?
Ситуация 1. Со стоимости обучения работников в Германии НДС не уплачивают
Организация направила своих сотрудников на обучение в Германию. Со стоимости обучения исчислен и уплачен НДС по ставке 20 %.
Суть нарушения
Организации не следовало исчислять и уплачивать НДС в бюджет.
Обоснование
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные услуги. Эти организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21, 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Местом реализации услуг в сфере обучения (образования) признают территорию Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 33 НК).
Поскольку услуги в сфере обучения (образования) иностранная организация оказала за пределами Республики Беларусь, то у белорусской организации не возникает обязательства по исчислению и уплате НДС.
Как исправить ошибку
На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:
Д-т 18 – К-т 68
– методом «красное сторно» отражается сумма НДС, необоснованно исчисленная при оплате услуг в сфере обучения (образования) резиденту Германии.
Исправления в налоговом учете производят в соответствии с нормами ст. 63 НК. Корректировке подлежат показатели, отраженные в стр. 13 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (далее – декларация).
Справочно: при обнаружении в декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в декларацию.
Декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляют в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения и (или) дополнения.
Если в отношении налога, исчисляемого нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражают в декларации за прошлый налоговый период. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражают в декларации, представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода (п. 8 ст. 63 НК).
Ситуация 2. При оказании консультационных услуг резиденту РФ НДС не исчисляют
Белорусская организация оказала организации – резиденту РФ консультационные услуги по экономическим вопросам. Со стоимости услуг исчислен и уплачен НДС.
Суть нарушения
Белорусской организации не следовало производить исчисление НДС при реализации таких услуг.
Обоснование
Во взаимоотношениях с резидентами РФ кроме норм п. 1 ст. 92 НК (см. обоснование в ситуации 1) следует учитывать положения Протокола.
Так, местом реализации услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает консультационные услуги (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
Справочно: консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом (ст. 1 Протокола).
Документами, подтверждающими место реализации услуг, являются:
– договор (контракт) на оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов Таможенного союза;
– документы, подтверждающие факт оказания услуг;
– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола).
Поскольку покупателем консультационных услуг является резидент РФ, то местом реализации этих услуг является территория Российской Федерации.
Следовательно, белорусская организация не должна производить исчисление и уплату НДС при реализации таких услуг российской организации.
Как исправить ошибку
На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:
Д-т 90 – К-т 68
– методом «красное сторно» отражается сумма НДС, необоснованно исчисленная при реализации услуг резиденту РФ.
Корректировке (уменьшению) подлежат показатели, отраженные в стр. 1 разд. I части I декларации.
Ситуация 3. При сдаче в аренду грузовых контейнеров резиденту РФ на территории Республики Беларусь следует исчислить НДС
Белорусская организация на территории Республики Беларусь сдала в аренду принадлежащие ей грузовые контейнеры резиденту РФ. Со стоимости арендных платежей за сдачу в аренду контейнеров организация не уплатила НДС.
Суть нарушения
Белорусская организация необоснованно не исчислила и не уплатила в бюджет НДС со стоимости арендных платежей.
Обоснование
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
При определении места реализации услуг с резидентом РФ в целях исчисления НДС следует применять нормы Протокола.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола).
Справочно: для целей Протокола используются термины:
«движимое имущество» – вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам;
«транспортные средства» – морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река – море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст. 1 Протокола).
Следует учитывать также и другие нормы Протокола в отношении определения места реализации. Так, местом реализации услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 14 п. 1 ст. 5 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).
При этом положения подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола применяют также при аренде и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Таким образом, в соответствии с нормами Протокола грузовые контейнеры относятся к транспортным средствам и в рассматриваемой ситуации местом реализации услуг, связанных с транспортными средствами (включая аренду), является Республика Беларусь.
Следовательно, обороты по реализации услуг при предоставлении грузовых контейнеров в аренду облагают НДС в общеустановленном порядке.
Как исправить ошибку
На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:
Д-т 91 – К-т 68
– отражается причитающаяся к оплате организацией сумма НДС.
Корректировке (увеличению) подлежат показатели, отраженные в стр. 1 разд. I части I декларации.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (БВ).
Ситуация 4. При ремонте автомобиля для российской организации на территории Республики Беларусь следует исчислить НДС
Белорусская организация занимается ремонтом автотранспортных средств. Она выполнила работы по ремонту автомобиля, принадлежащего российской организации и ввезенного на территорию Республики Беларусь. После ремонта автомобиль вывезен в Российскую Федерацию. Белорусская организация не исчислила НДС со стоимости выполненных работ.
Суть нарушения
Белорусская организация ошибочно не исчислила НДС.
Обоснование
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства).
Налоговая база, ставки налога, порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола).
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола).
Для целей налогообложения местом реализации работ по ремонту ввезенного на территорию Республики Беларусь транспортного средства признают территорию Республики Беларусь. Поэтому при реализации таких работ, услуг для российского заказчика белорусская организация должна применить ставку НДС в размере 20 %. Применить нулевую ставку организация не может.
Объясняется это тем, что нулевую ставку НДС применяют при реализации работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
При этом НК не предусмотрено применение нулевой ставки НДС по ремонту автотранспортных средств.
Как исправить ошибку
На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:
Д-т 90 – К-т 68
– отражается причитающаяся к оплате организацией сумма НДС.
Корректировке (увеличению) подлежат показатели, отраженные в стр. 1 разд. I части I декларации.
Меры ответственности
Меры ответственности изложены в ситуации 3.
Ситуация 5. При приобретении организацией инжиниринговых услуг у резидента Польши следует исчислить НДС
Белорусская организация, выпускающая полимерную пленку, оплатила услуги польской организации по техническому испытанию пленки на прочность на территории Польши. Исчисление НДС по оплаченным услугам белорусская организация не произвела.
Суть нарушения
Организация необоснованно не исчислила НДС.
Обоснование
Местом реализации услуг признают территорию Республики Беларусь, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Указанную норму применяют также в отношении оказания инжиниринговых услуг.
Справочно: для целей НК инжиниринговые услуги – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов) (п. 3 ст. 33 НК).
Таким образом, технические испытания пленки относят к инжиниринговым услугам.
Следовательно, местом реализации этой услуги является территория Республики Беларусь и организация – резидент РБ должна исчислить НДС при ее приобретении.
Как исправить ошибку
На основании бухгалтерской справки-расчета организации необходимо сделать запись:
Д-т 18 – К-т 68
– отражается сумма НДС, исчисленная при оплате за приобретенные услуги у иностранной организации.
Корректировке (увеличению) подлежат показатели, отраженные в стр. 13 разд. I части I декларации.
Меры ответственности
Меры ответственности изложены в ситуации 3.
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/kak-opredelit-mesto-realizatsii-pri-isch
Место реализации услуг в системе исчисления НДС
Международные подходы и законодательные новации
В мире существуют две модели взимания НДС: европейская и канадская. Европейская модель используется подавляющим большинством стран мира, тогда как канадская (ее еще иногда называют новозеландской) действует лишь в отдельных государствах.
Кроме Канады и Новой Зеландии ее применяют в Сингапуре, Австралии, Южной Корее и ЮАР.
Европейская модель взимания НДС предусматривает определение места оказания услуг в зависимости от характера оказываемой услуги.
По одним услугам это может быть место нахождения заказчика или поставщика, по другим — физического предоставления услуги.
Канадская модель
Канадская модель взимания НДС построена на иных принципах. Положения законодательства об НДС стран, использующих эту модель, менее детализированы по сравнению с аналогичными положениями 112-й Директивы Европейского сообщества. Но надо помнить о том, что Канада имеет федеративное устройство.
В тех провинциях Канады, в которых используется только федеральный налог на добавленную стоимость, он называется налогом на товары и услуги (НТУ), в остальных провинциях НТУ слился с ранее существовавшим там региональным налогом с продаж и получил наименование гармонизированного налога с продаж (ГНП).
В этой стране услуга подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, если она оказана на ее территории. Решающее значение имеет резидентство поставщика услуги. Реализация услуг, совершенная на территории Канады нерезидентом, признается совершенной вне Канады, кроме тех случае, когда:
- услуги оказываются для целей бизнеса, расположенного в Канаде;
- лицо, предоставляющее услуги, зарегистрировано для целей НТУ/ГНП или
- реализация связана с оказанием услуг по проведению какого-либо мероприятия, семинара или другого события.
Для резидентов страны установлены правила определения места реализации услуг, согласно которым реализация нематериального имущества считается осуществленной в Канаде, если:
- это имущество может быть целиком или частично использовано в Канаде или
- это имущество связано с недвижимостью, расположенной в Канаде, материальным имуществом, большую часть времени там находящимся, или с услугой, подлежащей предоставлению в Канаде.
В случае оказания услуг, связанных с недвижимым имуществом, расположенным в Канаде, местом реализации признается эта страна. Местом реализации любых иных услуг считается Канада, если услуги оказываются или могут быть оказаны полностью или частично на ее территории (см. схему 1).
Порядок определения места реализации услуг для целей НТУ/ГНП в Канаде
Схема 1
Сингапур
Согласно законам Сингапура налогом на товары и услуги (НТУ) облагаются реализация товаров и услуг на территории Сингапура и операции по ввозу товаров на его территорию из других стран. Термин «реализация» охватывает все формы реализации, кроме осуществляемых на иных условиях, чем за вознаграждение.
Место реализации услуг определяется по месту нахождения поставщика (см. схему 2). Если поставщик находится в Сингапуре, то и местом реализации его услуг признается Сингапур. Если поставщик из другой страны, то последняя и считается местом оказания его услуг.
Порядок определения места реализации услуг для целей НТУ в Сингапуре
Схема 2
Место нахождения поставщика в Сингапуре определяется исходя из следующих параметров:
а) поставщик имеет постоянное представительство в этой стране и ни в какой другой стране такого представительства не имеет;
б) поставщик не имеет постоянного представительства ни в одной стране, но его основное место осуществления деятельности находится в Сингапуре;
в) у поставщика нет основного места осуществления деятельности или постоянного представительства в Сингапуре, но он проживает там большую часть времени.
Если поставщик имеет основное место осуществления деятельности и постоянные представительства более чем в одной стране, то место его нахождения определяется по месту осуществления деятельности (месту нахождения постоянного представительства), наиболее тесно связанному с данной операцией.
В отношении услуг, полученных из других стран, налогообложение осуществляется по получателю. Оно относится к услугам:
а) оказываемым лицом, которое принадлежит к иной, чем Сингапур, стране;
б) полученным лицом, принадлежащим Сингапуру для деловых целей (бизнеса).
Принадлежность получателя услуг к Сингапуру определяется исходя из следующих моментов.
Если услуга предоставляется физическому лицу и получена им не для использования в целях бизнеса, то физическое лицо считается принадлежащим к той стране, которая является обычным местом его нахождения.
Обычное место нахождения физического лица должно обладать следующими атрибутами: физическое лицо пребывает в этой стране добровольно, с определенной целью (учеба, трудовая деятельностью и т.п.) и пребывание это имеет некоторую непрерывность помимо временных отлучек.
Постоянный адрес физического лица может считаться его обычным местом нахождения.
Когда услуга предоставляется юридическому или физическому лицу в целях бизнеса, то местом ее реализации считается Сингапур, если получатель услуг:
а) имеет постоянное представительство только в этой стране или нигде не имеет представительства, но его основное место осуществления деятельности находится в Сингапуре или
б) имеет представительства как в этой, так и в других странах и те представительства, в которых либо для нужд которых используются прямым образом услуги, находится в Сингапуре.
Лицо, ведущее деятельность в целях бизнеса через агента или представительство, рассматривается как имеющее там деловое представительство.
Новая Зеландия
Законом об НДС местом реализации товаров и услуг признается Новая Зеландия, если поставщик является резидентом страны. При этом имеются исключения. Товары и услуги считаются реализованными в Новой Зеландии, несмотря на то что поставщик не является резидентом этой страны, если:
- товары находятся в Новой Зеландии на момент их поставки или
- услуги предоставляются в физической форме в Новой Зеландии любым лицом, которое там находится на момент предоставления услуг, и покупатель услуг является их конечным потребителем.
Европейская модель
В законодательстве государств — членов Европейского сообщества по вопросу определения места реализации услуг при трансграничных сделках для целей НДС с 1 января 2010 г. действуют новые правила, которые призваны:
- модернизировать и упростить порядок определения места реализации услуг, оказываемых зарубежным клиентам;
- усовершенствовать процедуры возврата НДС по услугам, реализованным в других странах Евросоюза;
- помочь в борьбе с мошенничеством;
- сократить число нарушений правил конкуренции между государствами.
В целом эти изменения преследуют цель обеспечить обложение трансграничных услуг в Европейском союзе в месте их потребления.
Такой подход, надо признать, больше соответствует сущности НДС как налога на потребление.
В этом случае, как правило, исчезнет заинтересованность в учреждении предприятия в государстве — члене ЕС, в котором действует более низкая ставка НДС, например в Люксембурге или на Мадейре (Португалия).
Возьмем в качестве примера законодательство Великобритании, которое является одним из наиболее детально разработанных в Европе. В соответствии с Законом о НДС с 01.01.
2010 в Великобритании действуют два общих правила определения места реализации услуг для целей НДС: одно в отношении услуг между компаниями — B2B (в этом случае место реализации определяется по месту нахождения получателя услуг), другое — в отношении услуг, предоставляемых конечному потребителю, — B2C (местом оказания этих услуг признается место нахождения поставщика).
Наряду с общими правилами в этой стране установлены так называемые специальные правила (исключения), учитывающие особые условия определения места оказания услуг по каждому их виду из законодательно установленного перечня. Помимо общих и специальных правил действуют также дополнительные правила, которые вступают в силу при определенных условиях в отношении установленного перечня услуг (см. схему 3).
Порядок определения места реализации услуг для целей НДС в Великобритании
Схема 3
Часть законодательных новаций вступила в силу с 01.01.2011. Дальнейшие коррективы предусмотрены в отношении аренды транспортных средств (с начала 2013 г.) и телекоммуникационных и широковещательных услуг, оказываемых бизнесом конечному потребителю (с начала 2015 г.).
В соответствии с новым порядком услуги в сегменте B2B облагаются налогом в той стране, в которой зарегистрирован покупатель.
Конечно, это существенно снизит поступления от НДС, уплачиваемого предприятиями — поставщиками услуг на территории своей страны.
Но в большинстве случаев данное нововведение облегчит денежные переводы, а также снизит административную нагрузку, порождаемую возвратом НДС в иностранном государстве.
Новые правила определения места реализации услуг предусматривают значительное расширение сферы применения механизма обратного начисления НДС, который используется при получении налогоплательщиком услуг от иностранного поставщика. Механизм обратного начисления применяется:
- к услугам сегмента B2B, подпадающим под общее правило, при условии, что они получены от иностранного поставщика;
- к иным услугам, оказываемым в сегменте B2B предприятиям, зарегистрированным в качестве плательщиков НДС в Соединенном Королевстве, при условии, что услуги оказаны на территории Великобритании, а поставщик услуг находится за пределами ЕС. Это относится к услугам в отношении земли и объектов недвижимости; услугам, признаваемым оказанными по месту предоставления; услугам по перевозке пассажиров и, наконец, услугам, на которые распространяются дополнительные правила.
Более широкое применение механизма обратного начисления НДС способствует снижению расходов, связанных с движением денежных средств в отношении сделок между компаниями (B2B), хотя в целом не избежать и дополнительных расходов, в частности, в связи с изменением системы учета, обучением персонала и обеспечением достоверности данных о продажах (внутри ЕС).
Что касается поставщиков отдельных видов услуг, например транспортных компаний, агентов и посредников, которые раньше блуждали в лабиринтах законодательной базы, то для них новые правила существенно упрощают исчисление НДС.
https://www.youtube.com/watch?v=qJKWq7k_8Oo
В Российской Федерации, как известно, порядок определения места оказания услуг для целей НДС, установленный НК РФ, в основном аналогичен правилам, действовавшим в странах ЕС до 2010 г.
Полагаем, что в настоящее время России не следует отказываться от действующего механизма определения места оказания услуг.
В Европе новый порядок только начал применяться, не все предусмотренные изменения вступили в силу, уже сегодня в ряде случаев выявляются негативные последствия нововведений и отдельные их недоработки.
Считаем целесообразным при сохранении в РФ действующего механизма определения места оказания услуг все-таки внести в налоговое законодательство ряд дополнений и разъяснений. В частности:
- расширить содержание гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, включив в нее определения наиболее важных терминов, используемых при применении норм о месте реализации работ (услуг) для целей НДС. На законодательном уровне необходимо дать определение телекоммуникационных и консультационных услуг, услуг радио- и телевещания, услуг, оказываемых в электронной форме;
- установить для телекоммуникационных услуг особый (отличный от общего) порядок определения места реализации услуг. Это позволит устранить несоответствие между различными статьями НК РФ, возникающее в случае оказания российским оператором сотовой связи услуг иностранному покупателю;
- исключить из состава работ (услуг) в области космической деятельности услуги, выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве. Под эти работы подпадают услуги связи, в частности телекоммуникационные услуги, предоставляемые зачастую исключительно в коммерческих целях, не связанных с развитием космоса. На них не должна распространяться льгота в форме ставки НДС в размере 0 процентов;
- в случаях, когда работы (услуги) реализуются российскими налогоплательщиками на территории иностранных государств, принимать к вычету суммы НДС, уплаченные за товары (работы, услуги), приобретенные для оказания услуг (работ) на территории других государств. Такой порядок возмещения НДС, кстати сказать, действует в странах — членах Евросоюза, он представляет несомненный интерес в связи с созданием Таможенного союза между Россией, Беларусью, Казахстаном и формированием единого экономического пространства трех государств;
- отказаться от используемого в НК РФ понятия «налоговый агент» и ввести понятие «механизм обратного начисления» или «механизм перехода ответственности по начислению налога». Употребление понятия налогового агента с особым порядком исчисления налоговой базы, на наш взгляд, неоправданно, так как создает впечатление появления какого-то третьего лица, а ведь речь идет о покупателе.
Октябрь 2012 г.
Источник: https://www.pnalog.ru/material/mesto-realizacii-uslug-nds
Как изменится НДС с 1 октября 2014 года
Поправка. Уточнено содержание статьи 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)».
Суть изменений.
Реализация работ или услуг облагается НДС, если совершается на территории РФ. В этих целях налоговым законодательством закреплены принципы определения места реализации. Так, место реализации работ (услуг), в зависимости от их вида, может определяться, в частности (подп. 4-5 п. 1 ст. 148 НК РФ):
- по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает);
- по месту нахождения покупателя этих работ (услуг).
Местом реализации работ и услуг может являться место деятельности организации или ИП, которые оказывают эти услуги либо выполняют работы (за исключением перечисленных в подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Это место определяется, в общем случае, по данным государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ).
С 1 октября 2014 года уточняется порядок установления места реализации услуг (работ), которые оказываются (выполняются) филиалом или представительством организации.
В таких случаях местом реализации работ (услуг) будет считаться место, указанное в учредительных документах.
То есть, если, например, в уставе компании закреплено, что филиал (представительство) находится за границей, то приобретение услуг или работ у этого филиала (представительства) за пределами РФ, не будет признаваться объектом обложения НДС.
В пояснительной записке к Закону № 238-ФЗ отмечается: поправка в статью 148 НК РФ направлена на уточнение порядка определения места реализации работ (услуг) в случае, когда такие работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе такого иностранного государства. В целях исключения двойного налогообложения таких операций предлагается не признавать их местом реализации территорию РФ.
Аналогичный порядок с 1 октября 2014 года будет применяться и к определению места нахождения филиала или представительства организации-покупателя некоторых видов работ или услуг (например, по разработке программ для ЭВМ, консультационных, юридических, бухгалтерских) — подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Определение налоговой базы при реализации недвижимости
Поправка. Уточнено содержание пункта 16 статьи 167 НК РФ «Момент определения налоговой базы».
Суть изменений.
Напомним, что момент определения налоговой базы — это, фактически, дата, на которую налоговая база считается сформированной и с неё можно исчислить НДС. По общему правилу налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из двух дат (пункт 1 ст. 167 НК РФ): 1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
https://www.youtube.com/watch?v=RjjE97trYwE
Законом № 238-ФЗ уточнено, что с 1 октября 2014 года при реализации недвижимого имущества датой отгрузки следует считать день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (пункт 16 ст. 167 НК РФ).
Сейчас применятся другое правило: моментом определения базы по НДС является день передачи недвижимости. При такой формулировке получается, что общее правило про более раннюю из дат не действует, и дата поступления оплаты на возникновение налоговой базы не влияет.
Иногда это приводит к спорам, следует ли рассчитывать НДС и перечислять его в бюджет, например, по факту получения аванса.
Внесенные поправки эту неопределенность устраняют: при реализации недвижимости применяются общие правила определения налоговой базы, поэтому положения об исчислении НДС при получении аванса должны применяться.
Вычеты НДС
Поправки. Изложены в новой редакции: — абзац 3 подпункта 3 статьи 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»;
— пункт 6 статьи 172 НК РФ «Порядок применения налоговых вычетов».
Суть изменений.
Новшества затрагивают порядок принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в ситуациях, когда расчеты осуществляются по предоплате (полной или частичной). Поясним на примерах.
Предположим, что продавец получил предоплату за товар. Позднее продавец отгрузил товар (или же выполнил работы, оказал услуги или передал имущественные права), стоимость которого оказалась меньше полученного уже аванса.
Если так, то покупатель обязан восстановить НДС только в той сумме, которая фактически указана в счете-фактуре на отгрузку товара. Проще говоря, сумма к восстановлению будет равна величине НДС, предъявленного продавцом.
Такая позиция, кстати, высказывалась и прежде (например, письмо Минфина РФ от 15.06.10 № 03-07-11/251).
При этом новая редакция уточняет: если договором предусмотрено, что предоплата засчитывается в счет платежей за отдельные партии товаров (работы, услуги, имущественные права) в определенном размере, то НДС восстанавливается в сумме, приходящейся на часть аванса, который учитывается при расчетах.
Если продавец получает аванс, то он обязан рассчитать НДС и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 154 НК РФ). С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав) продавец может принять сумму НДС с аванса к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Новой редакцией пункта 6 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Проще говоря, НДС с аванса, принятый к вычету, восстанавливается в сумме, которая начислена не со всего аванса, а именно с аванса, который зачтен в счет оплаты за приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права).
Кто сможет не выставлять счета-фактуры
Поправка. Изложен в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура».
Суть изменений.
С 1 октября 2014 года налогоплательщик освобождается от обязанности по составлению счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг или имущественных прав) контрагентам, не являющимся плательщиками НДС или налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога. Но только по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Сейчас по общему правилу налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. Исключение — совершение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Поправки. Изложен в новой редакции пункт 3.1 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура». Уточнено содержание пунктов 5, 5.1 и 5.2 статьи 174 НК РФ. Поправки начнут действовать с 1 января 2015 года.
Суть изменений.
Напомним, что с 1 января 2015 года из НК РФ исключаются положения, обязывающие плательщиков НДС вести журналы учета полученных и выставленных счетов фактур. А сам журнал учета не нужно будет предоставлять при подтверждении права на освобождение от НДС (п. 6 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 20.04.
14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Однако для некоторых лиц такие обязанности все же сохранятся.
Так, налогоплательщики, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС и лица, которые, в принципе, не являются налогоплательщиками НДС, обязаны будут вести журналы учета, если они являются посредниками (по договорам комиссии или агентским договорам) или же если выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. При этом счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в журналах можно будет не регистрировать (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Также названные выше лица будут обязаны:
- представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в электронной форме через оператора электронного документооборота;
- включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур;
- представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета в электронной форме через оператора ЭДО журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Соответствующие уточнения внесены в пункты 5, 5,1 и 5.2 статьи 174 НК РФ, и начнут действовать с 1 января 2015 года.
*Название закона — «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Источник: https://bishelp.ru/business/buhuchet-nalogi/kak-izmenitsya-nds-s-1-oktyabrya-2014-goda
Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, в том числе в положения, регулирующие порядок уплаты НДС, налога на прибыль организаций и другие налоги
Основная часть изменений коснулась положений главы 21 «Налог на добавленную стоимость».
Так, в частности, скорректированы и дополнены нормы, предусматривающие порядок определения места реализации работ (услуг) для целей взимания НДС.
Расширен перечень операций, освобождаемых от налогообложения (в т.ч. включены работы и услуги, связанные с сохранением объектов культурного наследия, услуги по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков).
Уточнен перечень работ (услуг) на железнодорожном транспорте, а также определен перечень товаров для официального использования международными организациями, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке ноль процентов.
Скорректирован перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на применение ставки НДС ноль процентов (исключена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки, определен перечень документов для услуг, включенных в статью 164 НК РФ).
Предусмотрена возможность выставления корректировочного счета-фактуры при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен порядок восстановления сумм налога для указанных случаев, а также для случаев получения налогоплательщиком субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
Изложены в новой редакции нормы, регулирующие применение налоговых вычетов по НДС, в том числе:
— в отношении объектов недвижимости при их строительстве, модернизации (реконструкции);
— при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав);
— в случаях, когда обязательство об оплате предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Установлен срок для представления в налоговый орган банковской гарантии для целей применения заявительного порядка возмещения НДС (не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации).
Помимо этого, в частности, внесены следующие изменения в главу 25 НК РФ:
— к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены затраты на добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
— установлен порядок признания в налоговом учете средств государственной поддержки организаций кинематографии, российских образовательных учреждений.
Признаны утратившими силу отдельные нормы законодательства о налогах и сборах.
Дата публикации на сайте: 20.07.2011
Поделиться ссылкой:
Источник: https://www.Consultant.ru/law/hotdocs/14035.html/
Ндс — налог на добавленную стоимость
Что такое НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) — это взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.
НДС был придуман в Европе для:
-
фискальных целей (т.е. — наполение бюджета);
-
возврата при экспорте товаров (работ, услуг).
Возврат налога по мысли создателей, должен был стимулировать экспорт тех видов продукции, в которых больше добавленной стоимости, то есть технологический прогресс и рост конкурентоспобности обрабатывающей промышленности.
По простому — НДС облагается именно то, что прибавляется к цене купленного товара. Например, если организация закупила партию товара по 100 рублей за единицу, а продает (с учетом НДС) — по 150 рублей за единицу, то НДС будет уплачиваться с 50 рублей.
НДС является косвенным налогом, так как включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). В связи с этим при уплате НДС юридический и фактический плательщики налога не совпадают.
Юридическими плательщиками (т.е. лицами, на которых НК возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги). Но фактическими плательщиками являются потребители — те лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог «из своего кармана» в составе цены.
Налог взимается независимо от того, будет ли реализована продукция, — авансом.
Налогоплательщики НДС
Налогоплательщики делятся на три группы, для которых принципиальным образом различается порядок налогообложения НДС:
-
организации, которые совершают налогооблагаемые операции;
-
индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;
-
лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (для них порядок уплаты НДС устанавливается Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза).
Налогоплательщики НДС подлежат постановке на налоговый учет в этом качестве.
По общему правилу плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и ИП, применяющие общую систему налогообложения, но в некоторых случаях плательщиками налога могут быть и лица, применяющие любую другую систему налогообложения (к примеру, когда упрощенцем по каким-то причинам выставлена счет-фактура с НДС, то он обязан его возместить в бюджет Родины).
Для первой и второй группы налогоплательщиков статьей 145 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрена льгота по НДС в виде освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
Объектом налогообложения являются перечисленные в статье 146 Налогового кодекса РФ операции, совершаемые на территории Российской Федерации:
-
Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг.
Передача на безвозмездной основе признается реализацией;
-
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
-
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
-
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Операции, не облагаемые НДС (пункт 2 cтатьи 146 НК):
-
Операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК:
-
операции, связанные с обращением российской и иностранной валют;
-
передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;
-
передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности;
-
передача имущества, которая носит инвестиционный характер;
-
передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению;
-
передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозобщества или товарищества;
-
передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) , договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
-
передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;
-
изъятие имущества при конфискации, наследовании, обращение в собственность бесхозных вещей;
-
передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета. (пункт действует до 01.01.2017).
-
- Передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям);
- Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
- Выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти местного самоуправления, в рамках выполнения исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения установлена законодательством;
- Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
- Операции по реализации земельных участков (долей в них).
- Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
- Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном ФЗ N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; 8.1. передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) ФЗ N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
- Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (пункт действует до 1 января 2017 года ) .
- Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
- Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ
- Операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
4.1. выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
4.2.
оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является РФ, кроме услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;
Место реализации
Одним из ключевых моментов для начисления НДС является место реализации товаров, работ, услуг, т.к. по правилам статьи 146 НК НДС начисляется только при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:
-
товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется
-
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:
-
работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
-
работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
-
услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
-
покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
-
деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.
Налоговая база по НДС
Налоговая база по НДС определяется в соответствии со статьей 153 НК и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.
Так, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК, с учетом акцизов — для подакцизных товаров — и без включения в цену НДС (статья 154 НК).
Налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты НДС
Налоговым периодом считается квартал.
Ставка налога (по общему правилу) при реализации ими товаров (работ, услуг) во всех случаях составляет 18%.
С 01.01.2019 ставка ндс составляет 20% (федеральный закон от 03.08.2018 № 303-фз)
Для некоторых операций НК устанавливает льготные (пониженные) ставки — 10% и 0%.
Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС самостоятельно. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов.
Как менять цены договоров в связи с изменением НДС с 01.01.2019
С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%. В связи с этим возникает вопрос о том, как перейти на новую ставку, не нарушая ни условия договоров, ни налоговое законодательство.
Казалось бы, все должно быть достаточно просто — изменение ставки НДС должно естественным образом привести к увеличению сумм, выставляемых продавцами товаров (работ, услуг), причем вне зависимости от того, какая формула определения стоимости описана в договоре. Есть и судебная практика по схожей тематике:
-
если НДС про формировании сметы не учитывался, то он выставляется заказчику сверху, даже если цена работ указана в договоре в качестве твердой и не подлежащей изменению (п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51);
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nds.html