Платежи за «коммуналку» не являются доходом управляющей компании на УСН, только если она имеет статус посредника
Управляющая организация применяет УСН. Каким образом она должна учитывать поступающие от собственников жилья платежи за жилищно-коммунальные услуги в целях налогообложения?
Ответ зависит не только от выбранного компаний объекта обложения: «доходы» или «доходы минус расходы», но и от того, занимается ли компания посреднической деятельностью в отношениях между жильцами и коммунальными службами.
Объект «доходы»
В этом случае суммы платежи за коммунальные услуги (плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.), поступающие на счет управляющей компании, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы.
Обусловлено это тем, что согласно п. 1 ст. 346.15, ст. 248, 249 НК РФ плательщики на УСН учитывают в доходах
выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Объект «доходы минус расходы»
В таком случае платежи за коммунальные услуги управляющая компания должна одновременно отражать у себя как в доходах, так и в расходах, поскольку они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если управляющая компания – посредник
В случае, когда предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом этой организации будет являться только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Основание: пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. В нем сказано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
Тоже самое касается поступлений в счет возмещения затрат комиссионера, агента или иного поверенного, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение к таким доходам не относится.
Источник: https://www.v2b.ru/reviews/platezhi-za-kommunalku-ne-yavlyautsya-dohodom-upravlyauschey-kompanii/
Компенсация коммунальных услуг при УСН включается в доход
Тема: УСН
Компенсационные выплаты полученные за коммунальные услуги должны учитываться в качестве доходов
Суммы денежных средств, а также иные компенсационные выплаты или возмещения в любой форме — денежной, натуральной или какой-то другой, которые получены за коммунальные услуги, должны учитываться в качестве доходов при определении налогооблагаемой базы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Свою позицию по этому вопросу изложили специалисты Министерства финансов РФ, отвечая на поступающие к ним обращения налогоплательщиков и юристов. Подготовлено и опубликовано специальное информационно-разъяснительное письмо, которое 10 мая 2016 года подписал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.
Такого же мнения относительно к компенсации коммунальных услуг и их учета при расчете сумм налогов придерживаются Федеральная налоговая служба и Президиум Высшего арбитражного суда РФ.
Эксперты перечисленных служб и ведомств сходятся в едином мнении при толковании положений статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В ней содержится исчерпывающий перечень источников дохода, которые не учитываются в качестве таковых при расчете налогооблагаемой базы налогоплательщиков, находящихся на УСН. Компенсация оплаты коммунальных услуг в этом перечне отсутствует.
И это означает, считают в Минфине и других ведомствах, что такие выплаты должны считаться доходом при расчете сумм налогов.
Подобного рода ситуация возникает, например, когда компенсация коммунальных услуг осуществляется арендатором, который совершает денежные или иные компенсационные выплаты в пользу владельца объекта недвижимости — за электроэнергию, воду, газоснабжение, вывоз мусора и т.п.
Порядок определения и учета доходов в целях налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся на УСН, определен законодателем в статьях 248, 249 и 250 Налогового кодекса РФ, указывается в письме департамента Минфина.
https://www.youtube.com/watch?v=4ElbIB4Po0s
В документе особо отмечено, что информационное письмо департамента Минфина не следует считать нормативно-директивным или правовым актом.
В нем нет обязательных к исполнению предписаний и оно содержит лишь позицию ведомства и его разъяснения.
Это означает, что налогоплательщик, кому осуществляется компенсация коммунальных услуг, имеет возможность толковать законодательные нормы самостоятельно, без привязки к трактовкам, изложенным в письме.
При этом, однако, налогоплательщик несет всю полноту ответственности за неверное исполнение законодательных предписаний в части, касающейся исчисления сумм налогов и их уплаты.
Источник информации: письмо минфина от 10 мая 2016 N 03-11-11/26639
Источник: https://villton-group.ru/novosti/kompensatsiya-kommunalnyih-uslug.html
Разъяснения Минфина: какие платежи не признаются доходами ТСЖ на УСН
Минфин РФ в письме от 27.01.2017 №03-11-11/4260 дал разъяснения об определении объекта налогообложения в ТСЖ на УСН
Ведение учета в ТСЖ на УСН сопряжено с одним нюансом, который чаще всего вызывает вопросы у бухгалтеров. Связан этот нюанс с определением доходов, подлежащих учету при налогообложении в целях применения упрощенки.
ТСЖ создают сами собственники недвижимости, это некоммерческая организация, главной задачей которой является регулирование жизнеобеспечения многоквартирного дома. Такое определение дано в статье 135 ЖК РФ.
А значит, поскольку деятельность некоммерческая, то в ней возможно поступление целевых средств, не облагаемых единым налогом по упрощенной системе (ст. 346.15 и ст. 251 НК РФ).
Попробуйте программу «Бухсофт: Коммунальные платежи» для учета постоянных и расчетных начислений, периодических и разовых, и ведения учета в ТСЖ!
Министерство финансов РФ в своем недавнем письме от 27.01.2017 №03-11-11/4260 дало подробные разъяснения об определении объекта налогообложения в ТСЖ на упрощенке.
Какие платежи не относятся к доходам ТСЖ на УСН?
Согласно положениям письма финансистов, ТСЖ на УСН не должны брать в расчет взносы (вступительные, паевые и членские) и доходы в формате безвозмездно оказанных работ и услуг, произведенных в рамках договорных отношений. Не являются доходами пожертвования, оцениваемые как таковые в Гражданском кодексе РФ.
Не берутся в расчет при определении объекта по упрощенному налогу средства, внесенные членами ТСЖ, в целях формирования резервных источников на ремонт в порядке, обозначенном статьей 324 НК РФ. Не признается доходом и бюджетное финансирование на капремонт в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ и ЖК РФ.
Эти доходы являются: целевыми поступлениями на содержание и обеспечение уставной деятельности НКО. Значит учитывать их в доходах на упрощенке не нужно.
Что признается доходами ТСЖ на УСН?
При этом иные зачисленные на расчетный счет ТСЖ платежи обязательного порядка должны быть учтены в составе доходов при определении объекта налогообложения по единому налогу в целях применения упрощенной системы. К таким обязательным платежам относятся внесенные собственниками недвижимости средства на оплату услуг ЖКХ, причем неважно имеют ли эти собственники членство в ТСЖ или нет.
Чиновники министерства акцентировали внимание в обсуждаемом письме на предпринимательскую деятельность ТСЖ, связанную с оказанием на договорной основе посреднических услуг по приобретению ЖКУ по поручению собственников жилья.
В этом случае доходом ТСЖ будет считаться полученное им вознаграждение, будь оно комиссионным, агентским или иным аналогичным.
Стоит напомнить, что определяя объект налогообложения по УСН, налогоплательщики должны учитывать как доходы от реализации, так и внереализационные доходы (п. 1-2 ст. 248 НК РФ). А вот доходы, приведенные в пунктах статьи 251 НК РФ (п. 1-1.1 ст. 346.15 НК РФ) не подлежат учету при определении объекта налогообложения в целях применения упрощенного режима.
Важный момент!
Доходы, вырученные от целевого финансирования, не признаются только в том случае, если ТСЖ на упрощенке ведет раздельный учет доходов и расходов.
Если компания не осуществляет раздельный учет, то все целевые поступления следует учитывать в общем порядке.
ТСЖ самостоятельно разрабатывает порядок формирования раздельного учета, закрепляя его положения в своей учетной политике в целях налогообложения. При формировании регистра учета поступлений целевого характера можно воспользоваться приведенными в Рекомендациях МНС РФ примерами.
В Книге учета доходов и расходов НКО на УСН не следует указывать те доходы и расходы, которые не берутся при расчете упрощенного налога.
Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/708-razyasneniya-minfina-kakie-plateji-ne-priznayutsya-dohodami-tsj-na-usn
Как ТСЖ на «упрощенке» вести учет доходов и расходов (Журавлева В.В.)
Дата размещения статьи: 21.05.2015
Больше всего сложностей у бухгалтеров, ведущих учет в ТСЖ, возникает при определении доходов, которые нужно учитывать при налогообложении по «упрощенке».
Ведь, с одной стороны, товарищество создается собственниками жилья как некоммерческая организация и существует с целью управления многоквартирным домом и общим имуществом (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). То есть деятельность вроде как некоммерческая.
И может получать целевые средства, не облагаемые «упрощенным» налогом (ст. ст. 346.15 и 251 НК РФ).
С другой стороны, под налогообложение обязательно подпадет выручка от предпринимательской деятельности, вести которую можно в соответствии со ст. 152 ЖК РФ. Кроме того, при определенных условиях налогооблагаемым доходом являются суммы коммунальных платежей, которые поступают к вам от владельцев квартир.
Поэтому Налоговый кодекс содержит требование вести раздельный учет как доходов, так и расходов, произведенных в рамках целевых поступлений (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Если же раздельного учета нет, все получаемые средства нужно будет включить в налоговую базу по УСН.
Как видите, проблем немало, и в данной статье на конкретных примерах мы разберем, как организовать бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ.
Если у вас «упрощенка» с объектом «доходы». Поскольку вы не отражаете расходы в налоговом учете, вам особенно внимательно нужно прочитать эту статью, чтобы разобраться, как организовать учет, чтобы не пришлось платить лишних налогов с доходов.
Целевые поступления. Какие полученные суммы не учитываются при расчете «упрощенного» налога
Финансовые средства ТСЖ формируются из вступительных и членских взносов его участников, а также доходов от коммерческой деятельности, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме и прочих поступлений (ст. 151 ЖК РФ).
Как мы упомянули выше, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности в налогооблагаемые доходы не включаются, при условии, что вы ведете раздельный учет (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Конкретный перечень доходов, которые ТСЖ не должно учитывать при налогообложении, мы привели в таблице.
Таблица
Средства целевого финансирования,
которые не нужно учитывать в доходах по УСН
N п/п | Целевые поступления, не учитываемые в доходах по УСН при наличии раздельного учета |
1 | Деньги от собственников квартир (независимо от членства в ТСЖ), полученные для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества (абз. 21 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Полный список общего имущества содержится в п. 1 ст. 36 ЖК РФ (например, лестничные площадки, лифты, коридоры, чердаки) |
2 | Средства, полученные ТСЖ из бюджета на проведение капитального ремонта дома и общего имущества (абз. 5 и 6 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) |
3 | Вступительные, членские и паевые взносы (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) |
4 | Пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, ст. 582 ГК РФ) |
5 | Безвозмездно выполненные любой другой организацией (предпринимателем) работы или услуги (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) |
6 | Отчисления в специальный резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, полученные от членов ТСЖ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) |
Как Минфин рекомендует организовать раздельный учет целевых поступлений
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4978
Отражение коммунальных платежей по аренде, на УСН
Компания находится на УСН доходы. Сдает в аренду помещение. Кроме аренды за помещение, арендаторы возмещают расходы за электроэнергию.
Поскольку организация на УСН доходы, то в отчете не отражаются суммы уплаченные за электроэнергию энергосбытовой компании, тк являются расходами.
При этом взносы арендаторов за компенсацию электроэнергии попадают в доходы и с них нужно ещё и налог будет заплатить. Есть ли какой-либо способ, чтобы взносы по электроэнергии не попадали в доходы при УСН доходы?
Возможны 2 варианта:
1. Арендатор заключит договор с коммунальной организацией.
В отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам).
То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору).
А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).
2. Заключить посреднический договор
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента».
Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ).
Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).
Обоснование
Из рекомендации
Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет специальный налоговый режим
УСН
Отражение операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, при расчете единого налога зависит от объекта налогообложения, который применяет организация, и выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:*
Включить в состав налогооблагаемых доходов необходимо стоимость коммунальных услуг, полученных в составе арендной платы (п. 1 ст. 346.15, п. 4 ст. 250, ст. 249 НК РФ). Подробнее о налогообложении доходов арендодателя см.
Как арендодателю отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет специальный налоговый режим.
Данное правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, уплачивающих этот налог с разницы между доходами и расходами.
Все суммы доходов при уплате единого налога по упрощенке с доходов учтите в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
При этом, если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, всю стоимость полученных и оплаченных поставщикам коммунальных услуг учтите в материальных расходах (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, подп. 5 п. 1 ст.
254 НК РФ). Учтите, что по условиям договора аренды именно на арендодателя должна быть возложена обязанность по несению затрат на коммунальные услуги (письма Минфина России от 10 июня 2015 г. № 03-11-09/33555, от 7 февраля 2011 г. № 03-11-11/33).
Пример отражения арендодателем в бухучете и при расчете единого налога при упрощенке расходов по коммунальным услугам. Стоимость коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Организация платит налог с разницы между доходами и расходами*
ООО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ему здании. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации.
В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей в составе арендной платы.
В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.) (эту сумму арендатор компенсирует в составе арендной платы).
Арендная плата с учетом стоимости коммунальных услуг за февраль составила 23 300 руб.
Коммунальные услуги в сумме 12 000 руб. были оплачены поставщику в феврале.
Арендная плата в сумме 23 300 руб. поступила от арендатора в марте.
В бухучете организации сделаны следующие записи.
В феврале:
Дебет 26 Кредит 60
– 8700 руб. (12 000 руб. – 3300 руб.) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;
Дебет 91-2 Кредит 76
– 3300 руб. – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендатора;
Дебет 76 Кредит 90-1
– 23 300 руб. – начислена арендная плата за февраль;
Дебет 60 Кредит 51
– 12 000 руб. – оплачены коммунальные услуги.
В марте:
Дебет 51 Кредит 76
– 23 300 руб. – получена арендная плата от арендатора.
В книге учета доходов и расходов за I квартал бухгалтер «Альфы» отразил: – в феврале – стоимость коммунальных услуг в сумме 12 000 руб. в составе расходов;
– в марте – арендную плату, полученную от арендатора в сумме 23 300 руб., в составе доходов.
Если организация платит единый налог с доходов, учесть стоимость коммунальных расходов (приходящихся как на арендатора, так и на арендодателя) при определении налоговой базы по единому налогу нельзя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Ситуация: как арендодателю учесть при расчете единого налога операции, связанные с получением компенсации в возмещение коммунальных расходов по отдельному счету. Организация применяет упрощенку*
Сумму компенсации, поступившую на счет арендодателя, учтите в доходах. Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то стоимость коммунальных услуг, компенсированную арендатором, включите в состав материальных затрат.
По общему правилу все деньги, поступающие на счет арендодателя в возмещение коммунальных расходов, считаются его доходом.
Данный порядок действует в отношении всех организаций на упрощенке, независимо от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы»). Такой вывод следует из пункта 1 статьи 346.15, статьи 250,пункта 1 статьи 346.
17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22068 и от 18 июля 2012 г. № 03-11-11/210.
Если организация платит единый налог с доходов, то стоимость коммунальных услуг, оплаченная поставщикам этих услуг и компенсированная арендатором, в состав расходов не включается, поскольку при этом объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость коммунальных услуг, оплаченную поставщикам этих услуг и компенсированную арендатором, включите в состав материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Такой вывод позволяет сделать, например, письмо ФНС России от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216.
При заключении посреднического договора арендодатель будет выступать посредником, а арендатор – заказчиком. В таком случае расчеты по коммунальным платежам учитывайте так же, как и по посредническим операциям по продаже (покупке) товаров (работ, услуг).*
Из рекомендации
Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг
Да, может.
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента».
Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ).
Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).*
Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545, 548 ГК РФ).
Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).
Источник: https://www.26-2.ru/qa/246157-otrajenie-kommunalnyh-platejey-po-arende-na-usn
Учет возвращенных из бюджета сумм переплаты по налогам в составе доходов
Экспертиза статьи: М.А. Молоканова, ведущий специалист юридического отдела ИФНС России, референт государственной гражданской службы РФ II класса
Итак, по мнению Минфина России (1) , компании, уплачивающие единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, должны учитывать возвращенные из бюджета суммы переплаты по налогам в составе доходов.
В качестве единственного аргумента чиновники приводят отсутствие такого вида «дохода» в установленном Налоговым кодексом перечне доходов(2) , не учитываемых при определении налоговой базы (Об изменениях в Налоговом кодексе в Главе «УСН» читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 12, 2008).
Указанные разъяснения даны как ответ на вопрос, который непосредственно в тексте самого письма сформулирован так: «О включении сумм переплаты по налогам, возвращенных из бюджета, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН».
Налогоплательщик может сделать вывод, что необходимость признавать доходом поступившие из бюджета суммы налога для «упрощенцев» связана с тем, что для таких компаний установлено признание доходов (расходов) в размере фактически уплаченных сумм (кассовый метод) (3).
Причем в том числе и для учета затрат на оплату налогов и сборов (4). (Отметим, что в таком же порядке расходы на оплату налогов и сборов учитывают и организации, которые находятся на общей системе налогообложения и используют кассовый метод (5)).
Например, компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, в предыдущем налоговом периоде уменьшила налоговую базу по единому налогу на сумму фактически уплаченного (в т. ч. с учетом переплаты) транспортного налога.
А в текущем налоговом периоде получила из бюджета суммы этой переплаты на свой расчетный счет. Можно предположить, что в обсуждаемом письме финансисты как раз в такой ситуации и предлагают считать возвращенные суммы налога доходом.
Рассматриваемая проблема не должна касаться тех налогов, которые не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу (например, налогу на прибыль или уплачиваемому при УСН) либо если компания применяет общую систему налогообложения по методу начисления, при которой налоги включаются в состав расходов в размере начисленных сумм независимо от факта их уплаты в бюджет.
Однако запрос чиновникам был сделан не в отношении тех налогов, которые учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы (6). Речь в нем шла о переплате по налогу на прибыль и НДС за предыдущие годы.
Таким образом, принимая во внимание приведенную в разъяснениях формулировку вопроса, выводы финансового ведомства, по всей видимости, носят более общий характер.
Тем более что они базируются на применении только норм главы 25 Налогового кодекса.
По нашему мнению, изложенная в письме(7) позиция достаточно спорна для того, чтобы компании, да и налоговые органы, могли безоговорочно применять эти рекомендации Минфина России на практике. Объясним почему.
Прежде всего, предложенный финансовым ведомством подход противоречит принципам определения доходов, приведенным в первой части Налогового кодекса. Возврат излишне уплаченных налогов не приносит компании какой-либо экономической выгоды. (Кстати, аналогичное мнение Минфин России высказывал по этому вопросу ранее(8) ).
В ситуации, когда по данным учета плательщика налога и налоговой инспекции имеется задолженность бюджета перед фирмой, возврат излишне уплаченных налогов происходит в установленном порядке (9).
Возвращенные налоговиками денежные средства фактически представляют собой погашение задолженности бюджета перед фирмой, а не получение последней дохода.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 41
В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
Хотя суммы переплаты по налогам не указаны в статье 251 главного налогового документа, одного этого аргумента явно недостаточно для того, чтобы компаниям стало понятно, на каком основании рассматриваемые средства должны признаваться налогооблагаемым доходом.Фирмы, применяющие УСН, включают в объект налогообложения единым налогом доходы от реализации и внереализационные доходы(10) , которые определяются соответственно положениями статей 249 и 250 Налогового кодекса.
Но суммы возвращенной переплаты перечисленными нормами не поименованы, из чего, например, московские налоговики сделали вывод (11), что их нельзя считать доходами, которые должны учитываться при расчете налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, необходимо обратить внимание на причину переплаты налогов. Одно дело, когда это просто техническая ошибка, связанная с перечислением налога (например, при подготовке платежного поручения и т. п.). Тогда нужно делать сверку расчетов и возвращать налог.
Другое дело, если переплата по налогу образовалась в результате неправильного исчисления налоговой базы или налога. Здесь уже нужно решать вопрос о необходимости сдачи в инспекцию уточненной налоговой декларации (12).
Напомним, что для компаний, признающих расходы на уплату налогов в размере фактически уплаченных сумм, при наличии задолженности по уплате налогов и сборов затраты на ее погашение учитываются(13) :- в пределах фактически погашенной задолженности;
— в те отчетные (налоговые) периоды, когда компания погашает указанную задолженность.
Из приведенных норм следует, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения или находящиеся на общем режиме и использующие кассовый метод, в составе расходов признают налоги в размере фактически уплаченных сумм, но эти суммы должны быть направлены на погашение начисленной задолженности по налогам, а не являться переплатой.
Поэтому, по нашему мнению, суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, не должны учитываться в составе доходов, так как являются погашением задолженности бюджета перед компанией. И если переплата по налогам связана с допущенными организацией ошибками, она вправе пересчитать налоговые обязательства и сдать уточненные налоговые декларации.
Именно таким образом будет показана образовавшаяся задолженность бюджета перед компанией.
Более того, фирма в этой ситуации должна сдать уточненную декларацию по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения (налогу на прибыль при кассовом методе). Ведь она занизила налогооблагаемую базу по этому налогу, признав в расходах налоги в размере фактически уплаченных сумм, которые превышают начисленные суммы налогов.
Источник: https://delovoymir.biz/uchet-vozvraschennyh-iz-byudzheta-summ-pereplaty-po-nalogam-v-sostave-dohodov.html
УСН: коммунальные расходы арендаторов — упрощенцев
В наше время свое помещение для многих организаций — недоступная роскошь. Вот и прибегают они к аренде. Кроме арендной платы, арендатор, как правило, оплачивает еще и коммунальные услуги.
В статье речь пойдет о том, что нужно сделать упрощенцу-арендатору (естественно, с объектом «доходы минус расходы»), чтобы учет коммунальных платежей в расходах не обернулся налоговыми проблемами.
Арендатор может оплачивать коммунальные услуги по-разному. Все зависит от того, как оформлены его отношения с арендодателем.
Основные варианты, примерные формулировки, которые можно использовать в договорах, а также виды налоговых расходов, которые появятся в каждом случае, приведены в таблице. Отдельный столбец посвящен документам (помимо платежных (Пункт 2 ст. 346.
17 НК РФ)), которыми можно будет подтвердить обоснованность учета коммунальных платежей в расходах (Пункт 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Вариант оплаты коммунальныхуслуг |
Примерные записи об оплате коммунальных
услуг в договорах
Вид расходов, в составе которых учитываются затраты на коммунальные
услуги
Документы
———————————
Объем потребленных арендатором услуг может определяться по отдельным счетчикам, пропорционально арендуемой площади, в процентных долях расходов на коммунальные услуги (например, 40% расходов на электроэнергию).
Источник: https://www.pnalog.ru/material/usn-kommunalnye-rashody-arendatorov
Возмещение наймодателю коммунальных расходов и налог при УСН
5 (252). Организация сдает внаем жилые помещения. Она применяет УСН с уплатой НДС и ведет бухгалтерский учет. Отчетным периодом для исчисления и уплаты налога при УСН признается календарный месяц. По договору наниматель возмещает наймодателю стоимость коммунальных услуг, которые не включены в плату за наем. В июле 2016 г. поступила сумма возмещения коммунальных расходов за июнь 2016 г.
В каком отчетном периоде учитывать возмещение стоимости коммунальных услуг при исчислении налога при УСН?
В июле 2016 г.
Валовой выручкой для исчисления налога при УСН признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов |*| (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
* Информация о том, какие особенности нужно учитывать при работе с УСН
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается организациями, ведущими бухгалтерский учет и отчетность, на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке:
– установленном законодательством;
– и (или) закрепленном в учетной политике организации (далее – принцип начисления) (п. 4 ст. 288 НК).
В выручку для целей определения налоговой базы и валовой выручки включают при сдаче имущества в аренду:
– сумму арендной платы;
– сумму возмещаемых расходов, которые не включены в арендную плату.
Справочно: данное положение распространяется также на случаи сдачи имущества в аренду с привлечением комиссионера (поверенного) и иного лица, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.
Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату, независимо от даты их фактического осуществления плательщиком налога при УСН учитывают в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату:
– либо поступления возмещения этих расходов;
– либо иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц.
Указанное правило применяют также при сдаче организациями внаем жилых помещений (в отношении сумм платы за пользование жилым помещением и расходов, не включенных в состав такой платы) (п. 2 ст. 288 НК).
Таким образом, при получении в июле 2016 г. суммы возмещения коммунальных расходов за июнь 2016 г. ее учитывают при исчислении налога при УСН за июль 2016 г., несмотря на то что плательщик определяет выручку по принципу начисления.
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/vozmeshchenie-naimodatelyu-kommunalnykh
Упрощенная система налогообложения и возврат денег из бюджета
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Являются ли ее доходом для расчета единого налога средства, которые организации перечислил бюджет в связи с возвратом излишне уплаченных налогов?
Ответ:
Напомним, что в соответствии со статьей 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Возврат излишне уплаченного налога из бюджета производится по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ. Пунктом 7 данной статьи определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Это важно! Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Таким образом, возврат сумм налога, излишне уплаченного налогоплательщиком в бюджет, не относится к хозяйственной деятельности налогоплательщика — организации или предпринимателя.
Это перечисление бюджетных средств не связано с заключением хозяйственных договоров на поставку товаров или оказание услуг бюджетным учреждениям.
Фактически это — средства, на которые налогоплательщик кредитовал бюджет сверх сумм своих обязательных платежей.
А следовательно, в случае переплаты налога в бюджет выгодоприобретателем является бюджет. Налогоплательщик же отвлек на определенный срок свои собственные средства, и возврат их из бюджета — это подтверждение права налогоплательщика на их использование.
Кроме того, из бюджета возвращается излишне уплаченная сумма налога. Если включить данную сумму в налоговую базу как доходы, получится, что на сумму данных платежей придется снова начислить налог, а это приведет к двойному налогообложению.
Кроме того, напомним, что в соответствии с п.1 статьи 346.15 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176 и 203 Кодекса из бюджета (внебюджетного фонда).
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2004/28/07
Облагается ли субсидия налогом усн
Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»
Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.
Безвозмездная помощь
Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
– цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Учитываем субсидии
Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
– текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.
Субсидии на покупку основных средств
Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – отражены расходы на покупку основного средства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – введены в эксплуатацию основные средства;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – отражено целевое использование бюджетных средств;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – начислена амортизация.
Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.
Субсидии на текущие расходы При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – приобретены материалы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – отражена субсидия в составе прочих доходов.
Учет субсидий при расчете единого налога
Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ).
В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.
Источник: https://yur-zakon.ru/oblagaetsya-li-subsidiya-nalogom-usn.html
Как можно уменьшить налог ИП на УСН?
Как уменьшить налог ИП УСН? Эта тема будет интересна многим бизнесменам.
Налоги платить необходимо, но жалко расставаться с деньгами любому предпринимателю, потому некоторые стараются придумать теневые схемы, чтобы оставить весь доход в своем кармане.
Но этот ход часто чреват наказаниями, и в итоге можно потерять много. Если же внимательно ознакомиться с законами, то можно узнать, что есть много способов законно уменьшить налог ИП на УСН.
Как уменьшить сумму налога ИП при упрощенной системе
Для основной части предпринимателей самой любимой является упрощенная система налогообложения. Ею пользуются представители как малого, так и среднего бизнеса, так как взносы здесь относительно небольшие, составление отчетов и ведение всей предпринимательской деятельности не занимают слишком много времени.
Как же грамотно заплатить по упрощенной системе, чтобы уменьшить сумму. Вносятся деньги в течение всего года, не обращая внимание на месяцы и кварталы. И что очень удобно, любыми размерами — определенные сроки не установлены.
Во все фонды необходимо внести фиксированные суммы — до конца текущего года, но если прибыль составляет более 300 тысяч рублей — срок дается еще 3 месяца, то есть, до 1 апреля следующего года.
Но если деньги вносить равномерными частями, когда закончился отчетный период, то произойдет уменьшение налога. Потому ИП стараются посещать налоговую ежеквартально, чтобы вычет в течение года был ниже.
Если задействована налоговая ставка, которая предполагает такой вариант, как упрощенная система «доходы», то равна она 6%. Отсюда понятно, что уменьшить налог ИП на УСН 6 возможно. При заработке в 100 000 рублей требуемый вычет — это 6 000 рублей. Но с этого года разрешено снизить налоговую ставку на такой вид — «доходы» — даже до 1%.
Если берется такой вариант, как доходы минус расходы, то взносы составляют до 15%, однако многие местные руководители разрешают бизнесменам, если производство помогает в экономическом процветании региона или с целью привлечь выгодные инвестиции, снизить до 5% ставку. Если это предложение заинтересует предпринимателя, то можно обратиться в налоговый орган, который находится по месту регистрации.
Как уменьшить налог ИП УСН? Если индивидуальный предприниматель первый раз был зарегистрирован по упрощенной системе, он имеет право на налоговые каникулы. Это значит, что ему разрешена нулевая ставка, если, конечно, такой закон работает в данном регионе.
Многие предприниматели хотят знать — есть ли система, позволяющая вычислить, будет ли сумма вычета на УСН «доходы» равняться сумме «доходы минус расходы». Это можно узнать: доходы 6% будут равны разности доходов и расходов, а затем полученный результат умножается на 15% (доходы 6% = (доходы — расходы) х 15).
Опираясь на такие математические действия, можно узнать, что суммы вычетов УСН равняются в том случае, когда расходы — 60% от доходов. И чем больше могут вырастать расходы, тем меньше будет причитаемый вычет. Значит, имея одинаковые доходы, оптимальным является вариант «доходы-расходы».
Но в такой подсчет не входят важные компоненты, от которых может в корне измениться сумма выплаты.
Чем лучше работает предприниматель, тем выше его заработок, но доход увеличит и сумму выплат. Однако нельзя утверждать, что увеличение расчетного счета, который стал больше за счет:
- личных вложений;
- возвращения долгов;
- денег, взятых в кредит;
- всевозможных и не всегда выгодных займов;
- является доходной в этих случаях суммой. Эти поступления не регистрируются в книге по учету доходов и расходов и расчете по упрощенной системе.
На каждый расход необходим документ об оплате. Расходы не всегда учитываются и необходимо документальное подтверждение оплаты товаров.
Источник: https://moeip.ru/nalog/usn/kak-umenshit-nalog-ip
Применяющая УСН с объектом «доходы» организация не учитывает суммы компенсаций сособственниками оплаты коммунальных услуг в отношении объекта, находящего в долевой собственности
02.11.2012
Российский налоговый портал
Автор: КонсультантПлюс, Кудинова Ольга
При этом сособственники компенсируют указанному юрлицу понесенные эксплуатационные расходы пропорционально своим долям.
ФАС Центрального округа пришел к выводу, что суммы указанных компенсаций организация вправе не учитывать при исчислении базы по единому налогу, уплачиваемому в рамках применения УСН.
Организация, применяющая УСН с объектом «доходы», совместно с двумя другими юрлицами имеет недвижимое имущество в общей долевой собственности. Согласно заключенному договору расходы по оплате коммунальных платежей распределяются между собственниками пропорционально их долям.
Указанная организация уплачивала эксплуатационные платежи по объекту в целом, а сособственники компенсировали ей часть расходов, приходящуюся на их долю. По итогам проведенной выездной проверки инспекция доначислила организации налог, уплачиваемый в рамках применения УСН, а также начислила пени и штрафы.
Основанием для доначисления послужил вывод налогового органа о неправомерном невключении в базу по единому налогу сумм указанных компенсаций. Налогоплательщик оспорил такое решение в суде.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию организации, аргументировав свое решение следующим образом. Применяющие УСН налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации в соответствии со ст.
249 НК РФ, а также внереализационные доходы согласно ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Реализацией товаров (работ, услуг) является передача на возмездной или в определенных случаях на безвозмездной основе права собственности на товары или результаты выполненных работ (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» (ст. 41 НК РФ). Согласно п. п. 1 и 2 ст.
249 НК РФ доходом от реализации является выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права.
Таким образом, сумма поступивших компенсаций не подпадает ни под определение реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, ни под определение дохода. Следовательно, налогоплательщик правомерно не включил суммы возмещения оплаты коммунальных услуг, которые перечисляли сособственники недвижимого имущества, в базу по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-281371-primenyayuschaya_usn_s_obyektom_dohodyi_organizatsiya_ne_uchityivaet_summyi_kompensatsiy_sosobstvennikami_oplatyi_kommunalnyih_uslug_v_otnoshenii_obyekta_nahodyaschego_v_dolevoy_sobstvennosti