Новые правила взимания экологического сбора с 4 сентября 2018
С 4 сентября установлен новый порядок взимания и исчисления экологического сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм сбора. Эти правила взимания и исчисления экологического сбора установлены в Постановлении Правительства от 23 августа 2018 года №986.
Данный документ вносит изменения в ранее действовавшее постановление Правительства от 8 октября 2015 г. N 1073 «О порядке взимания экологического сбора».
Напоминаем, что в этом месяце Минфин подготовил новый законопроект, который предполагает новый налог — экологический налог. Он по сути заменит действующие платежи за
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,
- за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение. Об этом читайте в нашей предыдущей публикации
Материал актуален для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:
Экологический сбор для производителей и импортёров товаров в упаковке
Пункт второй данных уточняет порядок исчисления и уплаты экологического сбора за упаковку и товары в упаковке. Согласно поправкам, экологический сбор должны выплачивать производители товаров и импортёры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Уплата экологического сбора производится по следующим правилам:
- по каждой группе товаров
- по каждой группе упаковки товаров
Кто должен платить экологический сбор за упаковку?
Его должны уплачивать либо сами производители упаковки, либо поставщики, которые ввозят на территорию России эту упаковку.
Если речь идет о группе товаров в упаковке, которые сами по себе не готовы к употреблению, то здесь уплачивается экологический сбор только за упаковку.
За какие товары и упаковку нужно выплачивать экологический сбор?
Для определения этих групп товаров и упаковок необходимо опираться на распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.
Утилизационный сбор за колёсные транспортные средства и экологический сбор
Правила вносят уточнение в отношении поставщиков товаров для производителей колесных транспортных средств и прицепов к ним. Эти поставщики (производители) уплачивают экологический сбор лишь в отношении упаковки этих товаров.
Куда назначать уплату экологического сбора?
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:
- плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
- плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе,
- плательщиками, которые одновременно являются производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
Порядок расчёта экологического сбора
Чтобы рассчитать экологический сбор, нужно умножить ставку экологического сбора
- на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, который реализован для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, то есть на количество единиц товара в зависимости от вида товара,
- либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду,
и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Ставка экологического сбора*масса товара (упаковки)*норматив утилизации
Если нормативы утилизации отходов от использования товаров не достигнуты, то экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Кто и как будет контролировать правильность и своевременность уплаты экологического сбора?
Администратором экологического сбора являются:
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика.
Администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения с учетом информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки или противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, то тогда администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения. Форма акта проведения контроля утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Что указывается в Акте контроля?
В акте контроля указываются:
а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;
б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;
в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;
г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта.
Сам Акт направляется по средствам телекоммуникационных сетей или на бумажном носителе с уведомлением (взависимости от того, в какой форме предоставляется отчетность плательщиком) в течение 3 рабочих дней после подписания.
Несогласие с Актом контроля
В случае несогласия с требованием, указанным в акте контроля, плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования направляет администратору экологического сбора копии документов, подтверждающих обоснованность расчета суммы экологического сбора, уплату экологического сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.
Спор об уплате экологического сбора может решить суд
Если администратор не удовлетворён пояснениями от плательщика, то он вправе обратиться в суд для взыскания экологического сбора.
Также администратор направляет дело в суд в случае невнесения или внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки.
Скачать постановление Правительства от 23 августа 2018 года №986 «О внесении изменений в правила взимания экологического сбора»
Читайте также
Источник: https://www.snta.ru/press-center/novye-pravila-vzimaniya-ekologicheskogo-sbora-s-4-sentyabrya-2018/
Экологический сбор станет налогом: что поменяется для бизнеса
Минфин представил законопроект, который переведет экологический сбор в раздел налоговых платежей. Сделать это ведомство намерено с 2020 года.
Принципиально новых платежей для бизнеса не возникнет, но теперь их станет администрировать ФНС, у которой больше инструментов для выявления уклонистов и взыскания задолженностей.
Сейчас существуют платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Минфин отмечает, что платеж имеет «квазиналоговый характер» и отсутствие такого сбора в Налоговом кодексе приводит к отсутствию единообразия применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования.
Поэтому ведомство Силуанова предлагает написать новую главу Налогового кодекса и создать вместо таких платежей экологический налог. Его должны платить организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, если их хозяйственная деятельность негативно воздействует на окружающую среду или если в итоге образовались отходы.
Сейчас эти платежи администрирует Росприроднадзор, Минфин признает — взыскивать задолженности по платежам можно в судебном порядке, но «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют».
«Росприроднадзор — никудышный администратор обязательных платежей, но это не его вина. Он изначально предназначен для надзора за пользованием природными ресурсами, а не для сбора фискальных платежей. Это заметно и по сравнению собираемости утилизационного и экологического сборов. Первый администрирует ФНС, второй — Росприроднадзор.
Кроме того, у него нет того арсенала средств для взыскания, который есть у налоговой службы. Поэтому он ходит по судам с исками, не имея возможности взыскать даже пени и существенные штрафы. После Определения КС РФ от 10.12.
2002 № 284-О плата за загрязнение осиротела: ее передавали то одному ведомству, то другому, но никто не хотел иметь с ней дело по-настоящему», — объясняет глава аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
— Реклама —
Теперь проблему решать будут с помощью ФНС — ранее переход под администрирование налоговой в разы увеличил сборы в страховые фонды (переход перешел в 2017 году).
Налогоплательщики будут вставать на учет по месту нахождения объекта, который негативное воздействие оказывает в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет.
Налоговую базу плательщик будет определять самостоятельно по каждому объекту, для этого в законе прописана таблица на сотни наименований и стоимость на каждую тонну загрязняемых объектов.
Например, тонна, загрязненная этанолом «стоит» 73 553 руб., а свинцом — 99 172 руб.
Оплата такого налога будет проходить авансовыми платежами в размере одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.
«С введением экологического налога режим взимания будет такой же, как у других налогов, поэтому собираемость значительно повысится. Поскольку собираемость повысится, фактическая нагрузка на бизнес тоже повысится, хотя номинально она останется прежней», — резюмирует Зарипов.
Источник: https://news.ecoindustry.ru/2018/08/ekologicheskij-sbor-stanet/
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Действующее природоохранное законодательство обязывает корпоративных владельцев источников выбросов загрязняющих веществ в воздух и в водные объекты, а также осуществляющих хранение или захоронение отходов предприятия платить своего рода компенсацию за причиняемый экологии ущерб. Ставки определяются правительством России и дифференцируются в зависимости от вредности выбросов, соблюдения нормативов, предпринимаемых мер по снижению опасности и т. д. Учет плательщиков и поступающих взносов возлагается на органы Росприроднадзора.
В Минфине убеждены в неэффективности существующей системы. В частности, взыскание задолженности по экологическим взносам возможно только в судебном порядке, а за сокрытие платежей даже в особо крупном размере на нарушителя может налагаться только административный штраф.
Опять уголовная ответственность
Для решения такой проблемы существующий платеж предлагается заменить экологическим налогом. Его администрирование делегируется Федеральной налоговой службе, уполномоченной взыскивать задолженность в бесспорном порядке, как это уже было сделано со страховыми взносами. Кроме того, сокрытие налога и иные проступки будут квалифицироваться в том числе как преступления.
Соответствующую главу планируется внести в Налоговый кодекс РФ.
По уверению чиновников, проводимая реформа позволит при сохранении действующего уровня нагрузки на плательщиков увеличить доходы бюджета за счет улучшения качества администрирования. В первую очередь — ускоренного взыскания образовавшейся недоимки и привлечения нарушителей к уголовной ответственности.
В финансовом ведомстве убеждены, что сборы экологического налога существенно превысят поступления от платы за загрязнение окружающей среды. Это позволит в том числе сократить софинансирование государственных экологических программ за счет федерального и региональных бюджетов. Однако эксперты неоднозначно оценивают новую модификацию налогового законодательства.
«Опыт подобных предыдущих реформ показывает, что бизнесу от них лучше не становится, — констатирует президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий Анатолий Симонов.
— После того как администрирование страховых взносов передали налоговой службе, объем отчетности увеличился, а со многих компаний недоимку взыскали дважды.
Не исключено, что то же самое может повториться и с введением экологического налога».
Все сохранится
«Для добросовестных организаций, которые ранее регулярно вносили платеж, изменений практически не будет, — полагает ведущий инженер–эколог группы компаний «Серконс» Юлия Круглякова. — В новом законе льготные условия устанавливаются для полностью финансируемых из бюджета организаций и предприятий, утилизирующих или размещающих отходы на специальных объектах».
По данным Министерства финансов РФ, в 2017 году за негативное воздействие на окружающую среду все российские вредные производства заплатили в бюджет 14,2 млрд рублей.
В 2018 году планируется собрать 11,6 млрд рублей, в 2019–2020 годах — по 10,3 млрд рублей.
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2018/09/10/Sbor_zamenjajut_nalogom
Водители заплатят за экологию
Глава Минтранса прокомментировал идею замены транспортного налога
———————————————
В Минтрансе обсуждают возможность замены траспортного налога на экологический сбор, подтвердили в пресс-службе Минтранса. Однако в ведомстве подчеркнули, что позиция министерства по данному вопросу пока не сформирована, поэтому говорить о сроках ее реализации преждевременно.
Информацию о дискуссии в ведомстве вокруг транспортного налога также подтвердил и министр транспорта РФ Максим Соколов в разговоре с РИА «Новости». По его словам, министерство пока не предлагало другим профильным ведомствам рассмотреть данный вопрос.
Ранее о ведущемся в Минтрансе обсуждении идеи замены транспортного налога экологическим сбором сообщали «Известия» со ссылкой на источники в министерстве. По данным издания, ведомство планирует до конца года представить обоснование целесообразности такой замены.
Для расчета сбора автовладельцам достаточно будет предоставить эти данные.
Сегодня собственники транспортных средств уплачивают транспортный налог, размер которого определяется сразу по нескольким параметрам — марке и модели автомобиля, мощности его двигателя, году выпуска, времени владения транспортным средством, а также региональной ставкой.
Таким образом, размер уплачиваемого налога в различных регионах не одинаков. В связи с этим сегодня часть автовладельцев, в частности юридических лиц, специально регистрирует автомобили в регионах с пониженной налоговой ставкой, чтобы снизить размер уплачиваемого налога.
Сообщается, что работа над инициативой замены транспортного налога экологическим сбором проводится в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года, которая предусматривает снижение энергоемкости транспортных средств и более широкое применение экономичного транспорта.
Впрочем, как именно планируется контролировать соблюдение автомобилистами этих правил, пока не уточняется.
Напомним, что это уже не первое предложение по изменению налогов для автомобилистов. Так, в середине июля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила отменить транспортный налог, повысив при этом акцизы на топливо. Такой подход она назвала более справедливый для незащищенных слоев населения.
По мнению спикера Совета Федерации, сегодня транспортный налог в полном объеме взимается в частности и с тех, кто мало пользуется автомобилем, например, с пенсионеров. Матвиенко предложила вместе продвигать эту идею и призвала коллег готовить соответствующие законопроекты.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, комментируя данное предложение, отмечал, что вопрос об отмене транспортного налога и увеличении вместо этого акцизов на топливо уже неоднократно поднимался ранее и действительно требует решения.
Источник: https://txapela.ru/blogs/atck/voditeli-zaplatyat-za-ekologiyu/
Обзор: «С 4 сентября экологический сбор будут взимать по-новому» — ГорЭко
Горэко Компания №1 по разработке паспорта отхода, проекта ПДВ, проекта ПНООЛР и Санитарно-защитной зоны по всей РоссииГлавная Статьи Обзор: «С 4 сентября экологический сбор будут взимать по-новому»
Правительство внесло изменения в Правила взимания экологического сбора. Многие поправки имеют технический характер, но есть и существенные. Расскажем о них.
✅ Уточнили, когда платить сбор с упаковки
Плательщиками сбора в отношении упаковки товаров являются производители или импортеры этих товаров. Если товары не готовы к употреблению, то сбор платят только в отношении упаковки.
Точно так же — в отношении упаковки — уплачивают сбор при реализации товаров лицам, которые производят колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Это связано с тем, что для данной продукции предусмотрен утилизационный сбор.
✅ Закрепили порядок уплаты
Производители товара перечисляют сбор на счет территориального органа Росприроднадзора, импортеры — на счет центрального аппарата ведомства. Если плательщик является и производителем, и импортером, ему следует руководствоваться правилами, установленными для импортеров.
По сути, в законе закрепили существующую практику. Коды и реквизиты платежей можно посмотреть на сайте Росприроднадзора по адресу: https://rpn.gov.ru/node/836.
✅ Детализировали процедуру проверки
Контролирующий орган составит акт, если при проверке: — выявит ошибки или противоречия в расчете сбора; — найдет несоответствие между сведениями, которые есть в его распоряжении и которые представил плательщик;
— установит факт невнесения, а также неполного или несвоевременного внесения сбора.
Правительство определило содержание акта, а также срок его направления плательщику (три рабочих дня после подписания). Акт должен быть направлен тем же способом, каким представлен расчет.
Плательщик, если он не согласен с актом, вправе документально подтвердить правильность своего расчета либо направить пояснения. На это ему отводится 10 рабочих дней.
Если представленные пояснения и документы не устроят проверяющих либо плательщик не внесет исправления в расчет или не уплатит сбор, проверяющие начнут процедуру взыскания сбора в судебном порядке.
При проверке может быть установлена излишняя уплата сбора. В этом случае плательщику будет предложено провести зачет переплаты в счет будущих платежей. Однако он имеет право и на возврат.
✅ Увеличили перечень оснований для отказа в возврате сбора
Сумму излишне уплаченного или взысканного сбора вернут только после проведения сверки расчетов. Поэтому плательщику могут отказать в возврате, если отсутствует акт сверки. Отказ по-прежнему возможен и в случае, когда в заявлении нет необходимых сведений или не представлены документы.
✅ Сократили срок для добровольной уплаты сбора
Для исполнения требования об уплате сбора отвели 15 календарных дней. Сейчас этот срок составляет 30 календарных дней. Если плательщик не внесет плату вовремя, взыскание будут проводить в судебном порядке.
Источник: https://goreco.ru/articles/obzor-s-4-sentyabrya/
Ответственность авансом: предприятия будут платить сбор за утиль
С 2017 года предприятия начинают платить утилизационный сбор
1 января страна вступила в Год экологии.
С этой же даты начинается отсчет экологического сбора за утилизацию упаковки и утративших потребительские свойства вещей, который отныне должны платить производители и импортеры товаров.
Утилизационный сбор, по замыслу авторов инициативы, должен послужить одним из источников средств для создания в стране и регионах новой инфраструктуры обращения с отходами.
Время на моральную подготовку к введению нового вида отчислений в казну у производителей было: изменения в закон «Об отходах потребления и производства» были внесены еще в декабре 2014-го; в сентябре 2015 г.
был утвержден перечень из 36 групп товаров, на производителей которых распространяется новая норма, тогда же были утверждены и нормативы утилизации упаковки для предприятий (в 2015-м они были нулевыми для всех; в 2016-м составляют от 0 до 15% от общего объема использованной в производстве товаров упаковки; нормативы на 2017 г. составляют уже от 5 до 20%).
В апреле прошлого года ставки были окончательно утверждены, и с принятием подзаконного акта у будущих плательщиков появилась возможность рассчитать окончательную сумму сбора, подлежащую уплате за 2016 год.
Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины, нефтепродукты, компьютеры, электронную и бытовую технику и т. д. В общей сложности, как мы уже сказали, 36 групповых позиций. Кроме того, обязанность по уплате нового сбора легла на тех, кто пакует свои товары в бумагу, пластик и стекло.
Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины и т.д. Фото tatneft.ru
Сбор либо ответственность
Ставки утилизационного платежа, рассчитанные исходя из средних затрат на сбор, перевозку и утилизацию отжившей свое продукции, а также из предполагаемых затрат на создание объектов необходимой для этого инфраструктуры, достаточно серьезные.
Самая высокая финансовая нагрузка в этой части ляжет на производителей аккумуляторных батарей — они обязаны платить по 33476 рублей за тонну. 26469 рублей за утилизацию своей продукции обязаны заплатить производители электронной техники.
Утилизация бумажной упаковки стоит 2378 рублей за тонну, пластиковой — 3844 рубля, стеклянной — 2564 рубля.
У производителей, впрочем, есть выбор, причем довольно богатый.
Предприятие может отказаться от уплаты экосбора, взяв на себя так называемую расширенную ответственность производителя, в рамках которой должна быть организована самостоятельная утилизация товаров и упаковки.
Еще один вариант — организация вместе с другими компаниями своего рода «профсоюза», от имени которого и будут заключаться договоры на утилизацию утративших потребительские свойства товаров и упаковки с региональным оператором.
Министерство природных ресурсов и экологии, выступившее (кстати, в период действия моратория на введение новых налогов; формально, впрочем, экологический сбор налогом не является) инициатором введения нового вида отчислений, предсказывает, что по итогам 2016 г.
сумма соответствующих поступлений в бюджет составит 2—3 млрд рублей, хотя реализация одной только татарстанской территориальной схемы обращения с отходами потребует инвестиций на уровне 25 млрд рулей. В каком объеме будут собраны средства, станет ясно после 15 апреля — это крайняя дата внесения платежа за 2016 г.
(декларацию о количестве произведенной продукции и использованной упаковки компании должны предоставить в ведомство до 1 апреля).
Похоже, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают и сами производители.
К примеру, в АО «Татспиртпром» — одном из крупнейших плательщиков экологического сбора, использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, «Реальному времени» сообщили, что «в настоящее время идут подсчеты на производственных филиалах, и сумма в настоящее время названа быть не может», однако уточнили, что «речь может идти о миллионах рублей».
В АО «Татспиртпром», использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают. Фото alcoexpert.ru
Росприроднадзор, которому поручено администрирование нового платежа, от прогнозов также воздерживается.
— В прошлом году отчеты и декларации о количестве произведенной продукции и использованной производителями упаковки к нам поступали, но, поскольку нормативы утилизации были нулевыми, соответственно, нулевыми были и сборы, и объемы утилизации, — поясняет начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора РФ по РТ Елена Попова. — На то, чтобы наладить систему утилизации, у производителей был целый год. Полагаю, реальные нормативы послужили стимулом к тому, чтобы передавать свою продукцию и упаковку на утилизацию в течение года.
Скоро станет известно, какое количество предприятий подпадает под действие новой нормы в части утилизации товаров.
В настоящее время создана и заполняется (как на уровне федерации, так и на уровне регионов) единая государственная информационная система, содержащая в себе сведения о предприятиях, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При регистрации в системе компании обязаны указать, что и в каком количестве согласно кодам ОКВЭД они производят. На сайте Росприроднадзора указано, что к настоящему времени на регистрацию в системе подано более 337 тысяч заявлений, выдано соответствующих свидетельств почти 88 тысяч.
По информации Елены Поповой, от Татарстана на регистрацию в системе поступило 3437 заявок от предприятий федерального надзора (2024 из них зарегистрировано) и 4900 заявок от компаний регионального надзора (поставлено на учет 1322).
С упаковкой не все так однозначно — реестра предприятий, пакующих свою продукцию в стекло, пластик или бумагу, не ведется.
Все вернется?
По итогам 2015 года компании в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду внесли экологических платежей на 843 млн рублей (итоговая сумма за 2016 год также будет известна только к 1 апреля, однако в качестве аванса компании региона уже заплатили 596 млн рублей). Эти деньги распределяются следующим образом: 55% сборов уходит в муниципальные бюджеты, 40% — в республиканский, и только 5% — в федеральный бюджет.
С новым сбором все иначе — в полном объеме он будет направляться в федеральный бюджет.
И уже оттуда он вернется в регионы в виде субсидий на создание инфраструктуры обращения с отходами, получателями которых станут региональные операторы (татарстанской схемой, напомним, предполагается создание двух операторов, за одним из которых закрепят обслуживание Западной зоны республики, за другим — Восточной).
Вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране. Фото newslab.ru
Именно это обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, ставит под большой вопрос достижение цели, ради которой новый сбор и вводился — создание инфраструктуры по обращению с отходами и, как следствие, коренное улучшение экологической ситуации в стране.
— Российское бюджетное законодательство не предусматривает «окраску» денег, — говорит директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Сафонов.
— Это значит, что нет абсолютно никаких гарантий того, что собранные с предприятий средства будут направлены именно на декларируемые цели.
Все российские целевые фонды были ликвидированы в начале нулевых, а между тем именно целевой сбор и последующая целевая трата денег могли бы обеспечить самое эффективное использование собранных с природопользователей средств.
Напомним, собственный экологический фонд был и у Татарстана. Экофонд РТ был создан в 1991 году, просуществовал 9 лет, за которые суммарный доход фонда составил 2 млрд рублей.
На эти деньги было профинансировано более 3,5 тысячи природоохранных мероприятий; сумма предотвращенного ущерба природе оценивается в 4,5 млрд рублей. Все это — по ценам тех лет.
Экофонд РТ собирал пятую часть всех поступлений в экологические фонды РФ.
Сафонов уверен, что принятая схема полна и коррупционных рисков:
— Чем больше денег поступит в бюджет, тем больше будет соблазнов у того, кто занимается их распределением, — поясняет представитель ВШЭ.
— Даже если номинально эти деньги действительно будут направлены на создание объектов «мусорной» инфраструктуры, еще большой вопрос, как эта инфраструктура будет работать.
Хрестоматийный пример по этой части – строительство сортировочных линий на полигоне ТБО в Волгограде, в которое было вложено порядка 2 миллионов рублей казенных денег. В результате эти линии «работают» только тогда, когда на полигон приезжает кто-то из отраслевых чиновников.
И хотя в законе четко прописано, на какие цели могут быть израсходованы средства экологического сбора, вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране, поскольку целью был поставлен сбор средств, а не защита от окружающей среды от негативного воздействия.
Внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом. Фото kazanfirst.ru
Лучше деньгами
Судя по всему, внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом исполнить свои новые обязанности перед государством и потомками.
В «Татспиртпроме» заявляют, что даже такой крупной компании проще заплатить экологический сбор, так как «создание инфраструктуры по утилизации упаковки в соответствии с утвержденными правительством нормативами — дело, требующее больших капиталовложений. Данный вопрос находится в компетенции Совета директоров компании, должен быть включен в план инвестиционной политики. На сегодняшний день …других возможностей самостоятельной утилизации упаковки у АО «Татспиртпром» нет».
Директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова, в свою очередь, полагает, что создание предприятиями собственной инфраструктуры по утилизации и переработки товаров и упаковки — вопрос как минимум двух-трех лет:
— Принцип расширенной ответственности компаний за дальнейшую судьбу своей продукции и используемой при ее выпуске упаковки, успешно реализуется во множестве стран (в частности, на опыт Европы, где, к примеру, плата утилизационный сбор за бумажную упаковку взимается с производителей в размере 39 евро за тонну, за стеклянную — 45 евро за тонну, — прим. ред.). Вторичное обращение пластика и стекла выгодно и с экономической точки зрения, и с точки зрения экологии, поскольку снижается отрицательное воздействие на окружающую среду. Для компаний, использующих в производстве большое количество стеклотары может быть весьма выгодным организация ее сбора и последующего оборота. Те, кто использует в качестве тары ПЭТ-бутылки, могут организовать производство гранул. Но в любом случае, на первом этапе и крупные предприятия, и небольшие компании поначалу предпочтут внесение платежей, чтобы понять, какая дополнительная нагрузка на них ложится, и имеет ли экономический смысл вкладываться в развитие инфраструктуры, — резюмирует эксперт.
Как следует из пояснительной записке к Постановлению Правительства РФ, регламентирующего размер ставок экологического платежа, разработчики документа ссылались, в частности, на опыт Армении и Молдовы.
«Например, в Армении в целом экологическим налогом охвачено 29 видов импортируемых товаров и 26 видов продукции, производимой внутри страны, — значится в записке.
— Ставки налогов определяются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров (от 0,5% до 3%, за исключением импорта поддержанных автомобилей — до 20%); для продукции, произведенной внутри страны, установлен тот же процентный уровень, но от товарооборота.
Налог установлен для широкого перечня продукции: нефть и нефтепродукты (за исключением бензина и дизельного топлива, которые облагаются акцизами), аккумуляторные батареи, асбестосодержащие материалы, детергенты, пластиковые упаковочные материалы, шины, озоноразрушающие вещества и т.д.
В Молдове экологические налоги установлены для 16 категорий продукции, с дифференциацией ставок для бензина (по содержанию свинца), мазута (по содержанию серы), пестицидов и аккумуляторных батарей (по химическому составу).
Кроме того, в Молдове есть налог на пластиковую упаковку для напитков (кроме молочных продуктов), установленный фиксированным значением между 0,05 и 0,2 евро за единицу. Доходы от экологических налогов поступают в государственный бюджет в Армении и в Национальный экологический фонд в Молдове. Так, например, в 2011 г.
налоги на экологически вредную продукцию составили 86% поступлений в Национальный экологический фонд Молдовы».
ЭкономикаБюджетБизнес
Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/53818
Экологический налог: новые правила регулирования
22 августа 2018 г.ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.
ru
Минфин России разработал и опубликовал на официальном портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предусматривающий дополнение Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) главой «Экологический налог». Предполагается, что данный налог заменит существующий в настоящее время неналоговый платеж – плату за негативное воздействие на окружающую среду[1].
Перевод неналогового платежа в ранг налога при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки Минфин России объясняет возможностью увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования.
Если законопроект будет принят, налог будет введен с 1 января 2020 года.
Кто является налогоплательщиком?
Организации и физические лица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, в ходе которой происходит: (1) выброс загрязняющих веществ в воздух или (2) сброс их в водные объекты, а также (3) размещение и захоронение отходов. Это, например, добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, сельскохозяйственные компании, а также полигоны твердых бытовых отходов[2].
По-прежнему не будут являться налогоплательщиками организации и физические лица, в том числе ИП:
1. осуществляющие деятельность на объектах IV категории, к которым относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении данной категории свидетельством о постановке объекта на учет;
2. в результате осуществления деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.
Объектом обложения экологическим налогом является негативное воздействие на окружающую среду в трех упомянутых проявлениях. При этом не будет признаваться объектом налогообложения:
— негативное воздействие на окружающую среду в рамках осуществления финансируемой из бюджета деятельности;
— размещение отходов, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду;
— накопление отходов, которые будут утилизированы в течение 11 месяцев со дня их образования.
Налоговая база, ставки, период и сроки уплаты
Законопроектом конкретизирована налоговая база для каждого объекта налогообложения.
Налоговые ставки не изменятся по сравнению с существующим в настоящее время размером платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Налоговым периодом будет установлен календарный год. Срок уплаты налога – не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом. При этом налогоплательщикам так же, как и сейчас, необходимо будет вносить ежеквартальные авансовые платежи в размере ¼ части суммы, уплаченной за предыдущий год.
На сегодняшний день добросовестные компании и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, платят соответствующий платеж. В связи с этим, по существу, перевод неналогового платежа в статус налога напрямую может «ударить по карманам» лишь недобросовестных представителей современного бизнеса.
К ним станет возможным применение мер не только административной ответственности, но и налоговой, а также уголовной.
Кроме того, передача платежа под администрирование налоговых органов позволит применять к недобросовестным предпринимателям способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также механизм бесспорного взыскания налога, что в рамках действующего регулирования невозможно.
Источник: https://www.lp.ru/Ecological_tax
Экологический сбор может стать налогом
Фискальная нагрузка на бизнес при этом не увеличится.
В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову. Новый налог призван заменить существующий экологический сбор.
При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет. Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».
Экологический сбор может быть переведен в налог.
При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор.
— Реклама —
Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили в пресс-службе министерства. О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову.
В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.
Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.
Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.
Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.
Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.
Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.
Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.
По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу.
Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил, что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату.
Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.
В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.
Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.
После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.
Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.
Источник: https://news.solidwaste.ru/2018/08/ekologicheskij-sbor-stanet-nalogom/
Экологический сбор станет налогом
В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову («Известия» ознакомились с документом).
Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет.
Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».
Экологический сбор может быть переведен в налог. При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.
О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.
Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.
Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.
Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.
Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.
Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.
Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.
По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе с «Известиями» глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу. Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил «Известиям», что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.
В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды «Известиям» сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.
Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.
После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.
Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.
Инна ГРИГОРЬЕВА
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10590591