Текущий год могут проверить заодно с тремя предыдущими? — все о налогах

Период проверки: вечность не предлагать | Экономическая газета

Многие проблемы, осложняющие жизнь налогоплательщикам, можно устранить довольно быстро и без особых затруднений.

Государству достаточно отказаться от попыток установить тотальный контроль над любыми процессами и не размениваться по мелочам.

Отчасти решить эти задачи может проект указа «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц».

В настоящее время налоговые проверки можно проводить за весь период деятельности субъектов хозяйствования и физлиц без ограничения сроков. Обычно проверки проводятся с момента окончания предыдущей проверки и до момента назначения следующей либо с момента госрегистрации компании, если она раньше не проверялась. На практике этот срок может составлять 10 лет и более.

В силу норм Указа № 510 субъекты хозяйствования ранжированы по группам риска, для каждой из которых установлена периодичность плановых проверок.

Если субъект хозяйствования считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не замечен в нарушениях законодательства, то плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Соответственно, документы, которые могут понадобиться контролерам, приходится хранить все время в ожидании проверки, а потом еще 3 года после ее проведения. Между тем меняются руководители и бухгалтеры, место нахождения компании и законодательство.

С каждым годом все труднее выкапывать из архива документы, вспоминать подробности былых сделок и нюансы их налогообложения. Это существенно затрудняет работу самих проверяющих, не говоря уже о стрессах, которые испытывают их «клиенты». В придачу старые грехи обрастают с момента нарушения до конца проверки таким грузом пеней, который может утопить кого угодно.

ТЕПЕРЬ предлагается ограничить период проверки соблюдения налогового законодательства 5 календарными годами, предшествующими году, в котором принято решение о назначении проверки, плюс истекший период текущего календарного года.

Эта норма будет распространяться на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и физических лиц. Такой же срок принят в странах ОЭСР. Правда, в России ограничились 3 годами.

Видимо, наши законодатели стремятся к более совершенным эталонам, хотя было бы логично унифицировать подходы с партнерами по ЕАЭС.

Ограничения сроков не коснутся сферы декларирования физическими лицами доходов и имущества. Здесь контроль, в т.ч. за соответствием доходов и расходов, осуществляется за 10 календарных лет.

Кроме того, предлагается вообще не проводить налоговые проверки при ликвидации (прекращении деятельности) юрлиц и ИП, у которых нет движения денежных средств по текущим (расчетным) счетам в течение 36 месяцев подряд. Это должно существенно облегчить работу инспекций МНС.

На очереди на ликвидацию «зависли» на 1 октября т.г. свыше 130 тыс. субъектов хозяйствования. Это огромная цифра: по данным Белстата, в республике всего-то числится около 142,5 тыс. юрлиц и 250,7 тыс. «ипэшников».

Проверить в положенные 30 дней всех, желающих самоликвидироваться, и лиц, не работающих более 12 месяцев, для ликвидации в упрощенном порядке налоговики не успевают. К тому же толку от таких проверок мало.

За давностью лет с момента принятия регистрирующим органом решения о ликвидации в компаниях часто обнаруживается нехватка документов.

Проверять их приходится расчетным методом, что обычно влечет начисление огромных пеней и штрафов, а если сумма доначисленных налогов составит крупный или особо крупный размер – направление материалов в правоохранительные органы. В результате массовость применения ст. 243 УК может обрести угрожающий размер, особенно если будет принят законопроект об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов путем непредставления необходимых документов.

Сам субъект хозяйствования доначисленные налоги не погасит, т.к. у него нет имущества. Значит, речь пойдет о банкротстве с возложением субсидиарной ответственности на учредителей и руководителей.

Тратить на это время и силы работников налоговых и правоохранительных органов, платить вознаграждение управляющим в делах о банкротстве бессмысленно: для бюджета они не окупятся.

Гораздо целесообразнее сосредоточиться на более серьезных проверках реальных налоговых уклонистов, борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью и теневым рынком, что может принести казне ощутимую пользу.

Это не означает, что ликвидируемым компаниям, у которых в течение 3 лет не было движения денег по счетам, позволят безболезненно исчезнуть. В этом случае налоговый орган просто направит в регистрирующий орган справки и сведения на основании имеющейся у него информации о деятельности таких субъектов хозяйствования.

Наверное, процесс ликвидации можно было бы облегчить еще больше, ограничив сферу применения субсидиарной ответственности. Одновременно не мешало бы несколько ужесточить порядок регистрации нового бизнеса, чтобы затруднить возможность создания «однодневок» и лжепредпринимательских структур. Конечно, это повлияет на позиции страны в рейтинге Doing Business, но повысит правовую и налоговую дисциплину.

НОВЫЙ порядок может появиться в правилах определения сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом за календарный год. Предлагается определять налог в целом за год с учетом сумм, уплаченных по отчетным периодам этого года независимо от истечения 3-летнего срока со дня уплаты.

То есть если по результатам проверки плательщику, скажем, за I квартал доначислен налог, а за III квартал его сумма на столько же уменьшена, то за налоговый период задолженности к уплате фактически нет.

Поэтому устанавливается, что, если в отношении налога, исчисляемого нарастающим итогом, в отчетных периодах налогового периода будут установлены факты излишне уплаченной суммы налога и его неуплаты и со дня окончания отчетных периодов истекло 3 года, налог, подлежащий уплате, должен исчисляться по итогам данного налогового периода. Такой подход должен применяться как по результатам проверок, так и в случае самостоятельного обнаружения плательщиком ошибок прошлых лет и представления уточненных налоговых деклараций. При этом пени будут начисляться с учетом сроков уплаты налога, установленных налоговым законодательством, а также фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога в пределах данного налогового периода. Бюджет при этом фактически ничего не теряет, зато плательщики избавятся от лишних санкций.

ЕЩЕ ОДНА новация: налоги, сборы (пошлины), которые выставляются физическим лицам налоговыми органами, согласно проекту указа можно будет начислять не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором производится исчисление.

Речь идет о налогах на недвижимость, на землю и сборе на финансирование государственных расходов, которые начисляются инспекциями МНС на основании сведений о плательщиках и объектах налогообложения, имеющихся либо ежегодно поступающих в налоговый орган.

Действующее законодательство предусматривает обязанность уплаты физлицами таких платежей за весь период наличия объекта налогообложения, независимо от того, когда налоговики их начислят.

Если проект будет принят, гражданам не придется отвечать за ошибки налоговых органов: предлагается установить пресекательный срок, по истечении которого подобные платежи не предъявляются к уплате.

Остается надеяться, что все перечисленные новшества станут реальностью в ближайшее время. Это позволит существенно облегчить положение бизнеса и граждан в сфере налогообложения.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/period-proverki—vechnost-ne-predlagat

ДНИ.РУ — Чем грозит налоговая проверка

В налоговых инспекциях существуют отделы предпроверочного анализа (ППА). Задачей этих отделов является отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и сбор доказательственной базы. Что делать, если вашей компанией заинтересовались в ППА?

Случай из практики

Александр – собственник компании, поставляющей запасные части для транспортной организации. В его компанию поступило не совсем обычное уведомление из налоговой инспекции о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в инспекцию для дачи пояснений.

Что интересно, в этом уведомлении не были указаны ни дата, ни время, установленные для явки налогоплательщика для дачи пояснений, но запрашивались документы (вне рамок проведения камеральной или выездной проверок о всей хозяйственной деятельности компании) за предыдущие 3 года по 12 пунктам, и был предложен срок для представления документов – 10 дней. 

Инспекция в своем уведомлении при истребовании документов вне рамок проверок ссылалась на подпункт 4 пункта 1 статьи 31 и пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Эти нормы позволяют налоговому органу вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в рамках проведения налогового контроля.

Но запрос документов, (а не вызов налогоплательщика для дачи пояснений), должен осуществляться по требованию о предоставлении документов определенной формы, установленной приказом ФНС.

Сразу  стало ясно: компанией Александра заинтересовался отдел предпроверочного анализа (ППА) налоговой инспекции, который начал собирать информацию по компании Александра еще до проведения проверки.

Что такое ППА

В налоговых инспекциях существуют отделы предпроверочного анализа (ППА). Задачей этих отделов является отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и  сбор доказательственной базы. Он осуществляется фактически еще до начала выездной налоговой проверки (ВНП), чтобы выездные проверки были результативнее.

Связано это с тем, что налоговые органы не могут проверить  сразу всех налогоплательщиков. Например, на учете у одной территориальной инспекции в Москве стоит около 70-100 тыс. компаний, при этом в план на один квартал в среднем попадает примерно 15-25 компаний.

Отделы предпроверочного анализа, камеральные отделы и выездные отделы активно обмениваются между собой информацией, собранной на конкретного налогоплательщика.

И для решении своих задач отдел ППА активно использует закрытые для налогоплательщика информационные программные ресурсы, в которых аккумулируется  вся попадающая в различные структуры ФНС  информация о конкретных юридических лицах, физических лицах, ИП – например, различные базы, рейтинги.

Согласно действующему налоговому законодательству отделы ППА, в отличие от выездных  и камеральных отделов инспекции,  имеют неограниченный срок  для проведения аналитических  мероприятий. Это дает возможность  проводить глубокий и качественный анализ деятельности заинтересовавшего налоговый орган налогоплательщика.

Кто может заинтересовать аналитиков отдела ППА

Налоговую инспекцию интересуют компании с имуществом, с активами – то есть те компании,  которым можно не только доначислить налоги, но и взыскать их за счет имущества, если денежных средств на счетах будет недостаточно для погашения недоимки по налогам.

Также последняя практика показывает, что налоговый орган интересуют компании, имеющие холдинговый критерий, оффшоры.

Есть еще ряд причин, по которым компания может привлечь к себе внимание отдел ППА:

– сотрудничает с недобросовестными  контрагентами (так называемыми «техническими компаниями», «фирмами-однодневками»),

– имеет низкую налоговую нагрузку, например: для компаний розничной торговли такая нагрузка в 2015 году составляла  3,7%, для оптовой торговли – 2,4%,

– отражает в налоговой отчетности убытки на протяжении двух и более лет,

– заявляет в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов  по НДС,

– опережает темп роста расходов над темпом роста доходов по данным налоговой отчетности,

– выплачивает заработную плату ниже среднеотраслевого уровня в регионе,

– неоднократно приближается к предельному значению установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы,

– строит свою финансово-хозяйственной деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических  причин,

– не представляет пояснений на уведомления налогового органа,

– частые вызовы на комиссии в налоговую инспекцию.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Наличие одного или нескольких из перечисленных оснований  не означает, что компанию в обязательном порядке посетят представители налоговой инспекции с проверкой, но вероятность такого визита при наличии у компании этих оснований увеличивается, и чем их больше, тем выше шанс попасть в план выездных проверок.

По каким признакам можно определить, что  компанией интересуется отдел ППА

Если в отношении организации проводится  предпроверочный анализ, то его признаками являются:

Направление налоговым органом запросов  в банк, истребование расширенных выписок по счетам за последние 2-3 года. Если с банком поддерживаются хорошие взаимоотношения, то об этом может поступить  информация из банка.

Компания получает требования о предоставлении документов (информации), при этом глубина запроса сведений и информации —  2-3 года. Или инспекцией запрашивается информация по конкретным сделкам.

Участились вызовы руководителя или главного бухгалтера компании  на комиссии в налоговый орган:  «по легализации налоговой базы», «убыточные комиссии», «зарплатные комиссии» и др.

Контрагенты компании получают требования о предоставлении документов и пояснений по взаимоотношениям с компанией. Если глубина запроса сведений 2-3 года, то скорее всего такой запрос связан с  предпроверочным анализом.

Руководителя, главного бухгалтера компании вызывают на допрос в инспекцию для получения информации по конкретным сделкам.

Компания получает уведомления из инспекции о выявлении несоответствий данных в книгах покупок и книгах продаж налогоплательщика с информацией, полученной  от его контрагентов.

В организацию приходят уведомления из инспекции о  вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в инспекцию для дачи пояснений, которым запрашиваются документы за три года.

Читайте также:  Что регистрировать в книге продаж при несоставлении счетов-фактур покупателям - «физикам» - все о налогах

В компанию поступают запросы из правоохранительных органов, связанные с выявлением и расследованием преступлений, предусмотренных статьями 159,199 УК РФ и другими статьями экономической направленности. Например, запрос из МВД о предоставлении информации по сделкам с контрагентом.

Если вы отмечаете у себя хотя бы два пункта из списка, стоит обратиться юристам по налоговому праву – и чем раньше, тем лучше.

К сведению

В 2015-2016 годах вслед за кризисными явлениями в экономике и  недостаточности бюджетных средств,  последовало усиление налогового контроля. Налоговые инспекции стремятся к более результативным проверкам.

Исходя из своего опыта, мы можем сказать:  если ранее – в 2013-2014 годах минимальные суммы доначислений по результатам выездных налоговых проверок в московском регионе были в среднем на уровне 5 млн. рублей, то в 2015-2016 гг.

  минимальный уровень доначислений по итогам выездных проверок в г.Москве  повысился, и составил  в среднем 10-15 млн. рублей.

В 2017 году минимальные доначисления  по результатам выездной налоговой проверки в г.Москве  предполагаем будут еще больше — на уровне 20 млн. руб. То есть, если в московскую компанию придет выездная налоговая проверка в этом году, то без доначислений на сумму 20 млн. рублей она  не уйдет.

Увеличилось и количество проведенных проверок.

По информации, которой мы располагаем исходя из нашей личной практики: если ранее – год назад,  один сотрудник отдела выездных проверок вел  по 3-4 проверки в квартал, то сейчас тот же проверяющий  в среднем ведет 6 выездных проверок одновременно. То есть общее количество выездных проверок налогоплательщиков, например, в Москве увеличилось в два раза.

Материал подготовлен совместно с ведущим юрисконсультом Департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп Н. Жуковой.

Источник: https://www.dni.ru/economy/2017/3/20/364441.html

Налоги и налогообложение Тесты с ответами Тема 1-4

 Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 1

Имеется ли различие между налогом и сбором согласно НК РФ?

+различие в том, что налог представляет собой обязательный, безвозмездный платеж, а сбор – обязательный взнос, взимаемый за совершение юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов

налог и сбор – идентичные понятия

различие в том, что поступившие в бюджет налоги могут быть использованы на любые государственные (муниципальные) нужды, а сборы могут использоваться на строго определенные цели

Кем является покупатель товара, то есть конечный потребитель, на которого переложен налог?

источником налога

+носителем налога

субъектом налога

налоговым окладом

объектом налога

Какие функции выполняют налоги?

фискальная и политическая

фискальная и социальная

экономическая и политическая

+фискальная и экономическая

Какой из перечисленных налогов полностью поступает в федеральный бюджет?

акцизы

налог на имущество организаций

+НДС

налог на прибыль организаций    

Укажите виды ставок налогов (дать более полный ответ):

твердые, пропорциональные и прогрессивные

+твердые, адвалорные и комбинированные

пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

Какие налоги называют прямыми?

налоги, взимаемые при совершении определенных действий

налоги на потребление

+налоги на доходы и имущество

налоги на отдельные товары и услуги

налоги, по которым плательщику точно известна налоговая база

Какие налоги называют косвенными?

налоги, уменьшающие величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

товаров или тариф за услугу

налоги на доходы и имущество

+налоги на товары и услуги, включаемые в качестве самостоятельного элемента в цену

налоги на переход собственности от одного лица к другому

Назовите принципы налогообложения

политические, экономические и юридические

политические, юридические и организационные

+экономические, юридические и организационные

Тема 2

Какие из перечисленных структур входят в систему налоговых органов РФ?

таможенные органы и их территориальные подразделения

органы государственных внебюджетных фондов

+ФНС РФ и его территориальные подразделения

органы внутренних дел     

Когда прекращается обязанность по уплате налога?

при получении инвестиционного налогового кредита

при получении отсрочки, рассрочки по уплате платежа

+при уплате налога

при банкротстве предприятия

Кто принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок?

финансовые органы

+налоговые органы

судебные органы     

правительство или администрация соответствующего уровня

В каких случаях приостанавливаются операции по счетам налогоплательщиков в банке?

в случае отказа налогоплательщика представить налоговую декларацию

при неуплате пени

в случае отказа допустить налоговый орган к проведению инвентаризации имущества налогоплательщика

+при неуплате налогов в установленный срок

В течение скольких лет налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов?

пяти лет

+четырех лет

трех лет

В какой срок банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счета налогоплательщику?

10 дней

+5 дней

15 дней

30 дней

Дайте определение налоговой системы

налоги и налоговые органы образуют в совокупности налоговую систему

налоговую систему РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения

+совокупность налогов, действующих на территории страны, правовых форм, методов и принципов их взимания образуют налоговую систему

Укажите, какой из перечисленных способов не применяется для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

пеня   

приостановление операций по счетам налогоплательщика

поручительство

арест имущества

залог имущества

+гарантия

Тема 3

Где могут быть обжалованы акты налоговых органов и действия их должностных лиц?

в вышестоящем налоговом органе

в суде

+в вышестоящем налоговом органе или в суде

Как часто может проводиться выездная налоговая проверка по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период?

не чаще 1 раза в 2 года

не чаще 1 раза в 3 года

+не чаще 1 раза за 1 календарный год

Какова максимальная продолжительность выездной налоговой проверки организации?

не более двух месяцев

3 месяца

4 месяца

+6 месяцев

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период:

+не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

пять календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

не превышающий два календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Подлежит ли уменьшению размер штрафа при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность?

нет     

да, размер штрафа уменьшается на 50 %

+да, размер штрафа уменьшается не менее, чем в 2 раза

Имеют ли право налоговые органы при проведении налоговых проверок производить выемку копий документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях?

нет

да, с санкции прокурора

да, в случае, когда есть основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены

+да

Подлежит ли увеличению размер штрафа при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность?

нет

+да, размер штрафа увеличивается на 100 %.

да, размер штрафа увеличивается на 50 %

Тема 4

Определите сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если стоимость реализованных товаров по ценам без НДС – 120 000 руб. Стоимость приобретенных и оплаченных товарно-материальных ценностей по ценам с учетом НДС – 236 000 руб. Ставка налога 18%.

21 600 руб

14 040 руб

+14 400 руб

20 880 руб

Будут ли облагаться НДС суммы, полученные в виде авансов в счет предстоящих поставок товаров?

да, при условии, что получатель осуществляет совместную деятельность с организацией, передавшей этот аванс

да, по формуле НДС = НБ* СТ

+да, по формуле НДС = НБ*СТ: (100 + СТ)

нет

По каким ставкам исчисляется НДС по продовольственным товарам первой необходимости?

по ставке 20%

по основной ставке

+по ставке 10%

по ставке 18%

Какие операции не признаются объектом обложения НДС?

+выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти

ввоз товаров на таможенную территорию РФ

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ

Кто составляет декларацию по НДС?

покупатель

+налогоплательщик

налоговый орган

Определите сумму НДС к уплате в бюджетную систему, если цена товара с НДС 346 000 руб. Ставка налога 18%.

52 000 руб

+52 780 руб

62 280 руб

Налоговый период по НДС

месяц

+квартал

месяц , квартал

год

Источник: http://test-for-you.ru/index.php/extensions/immif-1/item/401-nalogi1

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.

Общие положения о налоговых проверках

В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.

Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).

По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт. Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения.

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб.

По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст.

89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года.

Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.

По этому же принципу определяются проверочные периоды при:

  • проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
  • проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.

Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.

К таким исключениям относится:

  1. Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  2. Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  3. Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.

***

Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.

Читайте также:  Форма 6-ндфл - компенсация за неиспользованный отпуск - все о налогах

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakoj-period-mozhet-byt-okhvachen-nalogovoj-proverkoj.html

Налоговые проверки

1

Существует три вида контроля:

  1. Камеральные налоговые проверки;
  2. Выездные налоговые проверки;
  3. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Потенциально под проверки могут попасть все налогоплательщики налогов и сборов и налоговые агенты.

Это могут быть:

  1. юридические лица любой организационно-правовой формы;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. физические лица.

2

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком.

При камеральной проверке анализируются и другие документы, которыми располагает налоговый орган: движение денежных средств по расчетным счетам; информация, полученная из других внешних источников по налогоплательщику и по его контрагентам.

В случае проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением 4-х случаев:

  1. представление декларации позднее 1 июля года, следующего за годом проведения мониторинга;
  2. представление деклараций по НДС и акцизам с заявленной суммой налогов к возмещению;
  3. представление уточненной декларации на уменьшение налога к уплате или на увеличение убытка по сравнению с ранее представленной;
  4. досрочное прекращение мониторинга.

3

Камеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проверки 3 месяца со дня представления декларации.

Если налогоплательщик не сдал декларацию в срок, то должностное лицо налогового органа имеет право провести камеральную проверку по документам, имеющимся у налогового органа, а также на основании информации об аналогичных налогоплательщиках.

Если до окончания такой проверки налогоплательщик представит декларацию, то предыдущая проверка прекращается и с момента представления декларации начинается отсчитываться срок 3 месяца проведения новой проверки.

Если в ходе камеральной проверки выявлены расхождения, несоответствия, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней пояснения или внести исправления в этот же срок. При проведении камеральной проверки уточненной декларации на уменьшение налогов, а также декларации, в которой заявлен убыток, налоговый орган вправе истребовать в течение 5 дней пояснения уменьшения налоговых обязательств и наличия убытка.

Если налоговый орган, рассмотрев представленные пояснения налогоплательщика, установит нарушение налогового законодательства, то должностное лицо должно составить Акт камеральной проверки в течение 10 дней после окончания камеральной проверки.

4

Акт камеральной проверки подписывается должностным лицом, проводившим проверку и лицом, в отношении которого проводилась проверка (директором, ИП, или их законным представителем). Если налогоплательщик отказывается подписывать Акт, то об этом делается соответствующая запись в Акте.

Если налогоплательщик уклоняется от получения Акта, то Акт направляется в адрес налогоплательщика почтой заказным письмом. Датой вручения Акта считается 6-ой день со дня отправки.

В случае несогласия с выводами налогового органа налогоплательщик имеет право представить письменные возражения в течение в течение одного месяца со дня получения Акта. В течение 10 дней после истечения срока для представления возражений налоговым органом должно быть вынесено Решение.

Для этого налогоплательщик письменно приглашается на рассмотрение материалов проверки. Рассмотрение материалов проверки может быть продлено, но не более чем на месяц. В ходе рассмотрения материалов проверки составляется Протокол.

Руководитель (или заместитель) налогового органа всесторонне исследует все имеющиеся материалы проверки (Акт, возражения), доказательства налогового правонарушения и может вынести Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, не превышающий один месяц.

По итогам рассмотрения может быть вынесено одно из двух решений:

  1. О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае несогласия с вынесенным Решением налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящем налоговом органе и в суде. Апелляционная жалоба в вышестоящий орган подается через налоговый орган, чье решение обжалуется в течение 1 месяца с момента получения решения. Соответственно, требование на уплату налогов по обжалуемому решению налоговый орган не выставляет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами вышестоящего налогового органа, то он может обжаловать решение налогового органа в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав.

5

Углубленные камеральные проверки – это проверки, которые проводятся с истребованием документов и пояснений у самого налогоплательщика и его контрагентов, анализом движения денежных средств по его расчетным счетам.
Такие проверки проводятся в отношении:

  1. заявленных льгот в декларации;
  2. возмещение налога по НДС;
  3. по уточненным декларациям на уменьшение налога или увеличение убытка по истечении двух лет со дня установленного срока подачи декларации;
  4. при заявленной ставке 0 % при экспорте;
  5. при применении пониженной ставки налога, а также при ставке 0% для ИП на УСН и Патенте.

6

Выездные налоговые проверки (далее ВНП) проводятся у тех налогоплательщиков, которые попали в зону риска: низкая налоговая нагрузка, высокий удельный вес вычетов по НДС, темпы роста расходов превышают темпы роста доходов и т.д.

Прежде чем запланировать ВНП налоговый орган накапливает информацию по материалам камеральных проверок, проводит предпроверочный анализ, чтобы точечно выйти на нарушителя налогового законодательства. А предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в бюджет.

7

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика нет возможности предоставить рабочие места для проверяющих, то по заявлению налогоплательщика проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Проверки могут быть:

  1. тематические: по одному или нескольким налогам;
  2. комплексные: по всем налогам

Началом проверки считается дата вынесения Решения на проверку. Окончанием проверки считается день составления справки о проведенной проверке. Проверяемый период не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено Решение о проведении проверки.

Если в ходе проведения ВНП представлена уточненная налоговая декларация, то проверяется период, за который она представлена. За один и тот же период по одним и тем же налогам налоговый орган имеет право провести только одну проверку.

В течение календарного года в отношении одного налогоплательщика налоговый орган может проводить не более двух проверок.

ВНП не проводятся за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

  1. проведение ВНП вышестоящим налоговым органом;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации на уменьшение налога к уплате в ходе проведения мониторинга.

Продолжительность ВНП не должна быть более 2-х месяцев, данный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. При проведении налоговым органом самостоятельно проверки одного филиала или представительства, срок ее проведения не должен быть более 1 месяца. ВНП может быть приостановлена: для истребования документов (п. 1 ст.93.

1 НК РФ), проведения экспертиз, получения информации от иностранных государственных органов, перевода документов с иностранного на русский язык. Срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев.

 Во время приостановления налоговому органу нельзя истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и проводить действия на его территории в рамках указанной проверки.

ВНП при ликвидации или реорганизации налогоплательщика проводится за три предшествующих календарных года.

8

В ходе ВНП должностным лицом, проводящим проверку, могут быть истребованы документы в соответствии со ст.93 НК РФ. Ознакомление с подлинниками документов производится на территории налогоплательщика или на территории инспекции, если по просьбе налогоплательщика проверка проходит в здании инспекции.
При необходимости проводится:

  1. инвентаризация имущества налогоплательщика;
  2. осмотр помещений, документов, предметов;
  3. выемка документов и предметов;
  4. экспертиза.

Также в качестве формирования доказательной базы предполагаемого нарушения налогового законодательства проводятся допросы свидетелей, привлекаются специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, а также переводчики.
Осмотр и выемка документов проводятся в присутствии понятых.

Если налогоплательщик не представляет документы, истребованные налоговым органом, то расчет налогов, подлежащих к уплате, может быть произведен в соответствии с пп.7) п.1 ст. 31 НК расчетным путем по имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках.

9

Процедура реализации Акта ВНП аналогична Акту камеральной налоговой проверки. Только разница в сроках составления самого Акта. По результатам ВНП в течение 2-х месяцев со дня составления справки об окончании выездной проверки должен быть составлен Акт ВНП по установленной форме.

После вынесения Решения о привлечении к ответственности или об отказе к привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право принять обеспечительные меры. Чаще всего такое решение принимается по результатам ВНП, хотя может применяться и после камеральной налоговой проверки.

Обеспечительные меры принимаются в том случае, если добровольная уплата налогоплательщиком доначисленных сумм ставится под сомнение.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа в следующей последовательности – недвижимое имущество, транспорт, ценные бумаги, иное имущество, готовая продукция, сырье и материалы;
  2. приостановление операций по счетам в банке.

Обеспечительные меры по просьбе налогоплательщика могут быть заменены или отменены в случае уплаты недоимки.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик не уплатил причитающиеся суммы налогов, размеры которых подпадают под признаки преступления, то налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по стст. 198-199.2 УК РФ.

10

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов процедуры проведения ВНП, реализации материалов данной проверки, установленных НК РФ, может послужить основанием для отмены Решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Одним из существенных условий соблюдения процедуры является возможность предоставления налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и возможность представить объяснения.

Так, нарушением процедуры может быть вручение налогоплательщику акта ВНП без приложений, рассмотрение материалов ранее, чем истечет срок для представления возражений и т.д.

11

Под налоговым мониторингом следует понимать особую доверительную форму контроля со стороны налоговых органов при добровольном согласии налогоплательщика.

Если организация находится на налоговом мониторинге, то у нее не проводятся ни камеральные, ни выездные налоговые проверки за исключением случаев, которые описаны выше.

Налоговый мониторинг (далее НМ) проводится налоговым органом на основании Решения о проведении налогового мониторинга по заявлению организации.

Мониторингу подлежат только те организации, у которых одновременно выполняются следующие условия:

  1. Совокупная сумма налогов за календарный год составляет не менее 300 млн.руб.;
  2. Суммарный объем за календарный год составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря календарного года, предшествующему году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Заявление о проведении НМ представляется в налоговый орган по месту учета организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится НМ.

К заявлению прикладывается: регламент взаимодействия, информация об учредителях, учетная политика для целей налогообложения.

Проведение НМ начинается с 1 января года, за который проводится НМ, и оканчивается 1 октября следующего года.

Результатом НМ является Мотивированное мнение налогового органа (далее Мотивированное мнение). Оно отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Налоговый орган составляет Мотивированное мнение или по собственной инициативе или по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае неправильного исчисления налогов, неполной или несвоевременной уплате налогов.

Срок его составления не позднее трех месяцев до окончания срока проведения НМ. Организация обязана отреагировать на Мотивированное мнение путем подачи уточненных деклараций.

В случае несогласия с Мотивированным мнением организация представляет разногласия, которые рассматриваются и регулируются взаимосогласительной процедурой.

Сервисы для ИП, ООО и бухгалтеров

Проверка контрагентов онлайн

Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса

Регистрация ИП и ООО. Подготовка документов

Нашли ошибку в статье, или хотите дополнить свежей информацией?
Напишите нам, мы обязательно поправим

Источник: https://nalogovaya.ru/article/nalogooblozhenie/nalogovye-proverki

Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

В статье расскажем о критериях, по которым налоговики выбирают компанию для предпроверочного анализа перед выездной проверкой. О том, как проводится такой анализ, что делать, если компания стала объектом интереса инспекторов и как избежать проверки.

Предпроверочный анализ и выездная проверка грозят всем

Обострившийся экономический кризис в 2015–2016 годов повлек за собой дефицит бюджета, вследствие этого усилился налоговый контроль. Анализируя деятельность выездных налоговых проверок в период с 2013 года по 2016 год, мы наблюдаем рост уровня доначислений и повышение эффективности процесса сбора налогов.

Читайте также:  [усн]: как учесть коммунальные расходы? - все о налогах

Исходя из сложившейся экономической ситуации, думаем, что 2017 год станет еще более результативным для налоговых органов.

Приведем статистику, основанную исключительно на нашем практическом опыте ведения налоговых споров в Москве: если ранее, в 2012 году, минимальные суммы доначислений в среднем составляли 3 млн руб., в 2013–2014 годах они были равны уже 5 млн руб., то в 2015–2016 годах доначисления составляли уже около 10–15 млн рублей (см. рисунок 1).

В 2017 году, учитывая приведенную динамику, ожидаем, что минимальные доначисления  по результатам выездных налоговых проверок (ВНП) в Москве будут еще больше – примерно на уровне 20 млн руб.

Поэтому, мы предполагаем, что если в этом году компанию, стоящую на учете в московской территориальной инспекции, посетит инспекция с выездной налоговой проверкой, то она не оставит компанию без доначислений на сумму минимум 20 млн руб.

В Москве увеличились не только суммы начисленных недоимок по результатам выездных проверок, но и количество таких проверок. Так, сейчас нагрузка на одного инспектора отдела выездных проверок московской инспекции зачастую достигает 6 выездных проверок одновременно. Ранее, еще год назад, у того же инспектора было 3, максимум 4 проверки в квартал.

Как оспорить невыгодную налоговую реконструкцию

Рисунок 1 . Суммы доначислений по результатам выездных проверок

ВИДЕО: Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки

Об основных критериях назначения проверки рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Чем занимается отдел предпроверочного анализа

Территориальные налоговые инспекции физически не могут проверить всех налогоплательщиков одновременно, стоящих у них на учете. В план по выездным налоговым проверкам обычно попадает 15–20 компаний, при этом в каждой инспекции зарегистрированы примерно около 75-100 тысяч юридических лиц.

Задачи отдела предпроверочного анализа: 

  • тщательный предпроверочный анализ налогоплательщиков на предмет интереса их для выездной налоговой проверки;
  • отбор нескольких компаний из всего массива, стоящих на учете, для проверки;
  • сбор доказательственной базы (который осуществляется по факту еще до начала выездной проверки).

Отдел анализа обладает неограниченным количеством времени для мониторинга деятельности налогоплательщика (законодательством не предусмотрены сроки для предпроверочного анализа), поэтому этот отдел может проводить основательный анализ заинтересовавшего его юридического лица.

Источники предпроверочного анализа

Информационную базу для аналитиков отдела ППА составляют различные источники (см. рисунок 2).

Рисунок 2 . Источники предпроверочного анализа

Рассмотрим все эти источники поподробнее.

Информация, накопленная в налоговых органах

Налогоплательщики регулярно сдают по месту своего учета налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность. В последнее время такая отчетность поступает в инспекцию в электронном виде и сохраняется в информационной базе налоговой инспекции,  становится доступной всем отделам, в том числе отделу предпроверочного анализа.

Сотрудники ППА активно пользуются такими информационными системами как: «АСК НДС -2», «СУР АСК НДС-2», «АИС-Налог». Эти системы автоматически выявляют в цепочке контрагентов недобросовестную компанию (техническую фирму-однодневку) – звено, в котором не был уплачен НДС в бюджет. Затем инспектор выявляет конкретного выгодоприобретателя.

«СУР АСК НДС-2» делит налогоплательщиков на 3 типа рисков, раскрашивает их в разные цвета: красный – высокий, желтый – средний, зеленый – низкий.

Налоговый орган приходит с проверкой не в техническую компанию (в фирму-однодневку), а к выявленному выгодоприобретателю, в ту компанию, у которой есть что проверять и за счет чего взыскивать начисленную недоимку.

Вместе с электронной системой АСК НДС-2, сотрудник отдела ППА использует в своей работе такие информационные комплексы как:

  • «ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные);
  • «Схемы»;
  • «Однодневки»;
  • «Росфиннадзор» и другие.

Таких информационных комплексов более 20, они помогают инспектору при анализе и отборе и позволяют частично автоматизировать предпроверочный анализ. Все они объедены в одну – «АИС-Налог».

Цель этой системы – полная автоматизации процессов сбора информации, анализа и отбора компаний для выездных проверок. Через «АИС-Налог» осуществляется электронный обмен информацией с банками, например, получение выписок по расчетным счетам.

Система позволяет запрашивать сведения из ГИБДД, Таможни. В 2017 году планируется загрузить информационную базу ЗАГСов.

Таким образом, в настоящее время налоговым органам становятся известны практически все действия налогоплательщика.

Вся информация о деятельности налогоплательщиков, собранная в рамках налогового контроля и администрирования, хранится в двух больших Центрах обработки данных (ЦОД). Один ЦОД был построен в г.

Дубна, другой – в г. Городец. ФНС планирует построить третий (резервный) ЦОД под г. Волгоградом.

Ввод в действие трех Центров обработки данных осуществляется для централизации налоговой информации по любому налогоплательщику независимо от его территориального нахождения. Сокращаются сроки для получения необходимой аналитикам информации.

Единая информационная база обеспечивает «прозрачность» налогоплательщика, дает возможность контролирующим органам определять консолидированные группы, вычислять схемы оптимизации налогообложения (смотрите также рейтинг безопасности налоговых схем), рассчитывать суммы потенциальной недоимки еще до контрольных мероприятий, «увидеть» налоги по всей группе налогоплательщиков и другие возможности.

Информация из других государственных органов

Из Федеральной таможенной службы поступают сведения о внешнеэкономической деятельности (данные ГТД), от органов ГИБДД и Росимущества – сведения о зарегистрированном имуществе, от органов МВД – сведения о противоправных действиях налогоплательщиков, контрагентов.

Коммерческие банки

Из банков в налоговую инспекцию приходит информация о счетах налогоплательщиков, сведения о движении денежных средств, выписки за любой период.

Информация от иностранных государственных органов и банков

Согласно нормам заключенных международных соглашений в инспекцию поступает информация о зарубежных счетах, сведения об иностранных участниках или контрагентах.

Юридические и физические лица

Иногда компании-конкуренты или физические лица, например, бывшие сотрудники, сообщают в инспекцию информацию о нарушениях налогового законодательства, которую налоговики редко оставляют без внимания.

Информация из интернета

При проведении предпроверочного анализа инспекторы ищут информацию о заинтересовавшем их налогоплательщике, в том числе и в сети Интернет. Например, на сайте арбитр.ру о количестве просуженных дел у налогоплательщика; программа СПАРК сама отстраивает всю цепочку взаимозависимых юридических и физических лиц компании (схемы владения, схемы взаимозависимости).

Какие компании налоговики выбирают для предпроверочного анализа

Чтобы обеспечить минимальные доначисления, о которых шла речь в самом начале, налоговые органы обращают внимание в первую очередь на налогоплательщиков с приличными оборотами по счетам. Если говорить о московских компаниях, из нашей практики мы видим, что налоговиков чаще интересуют организации с оборотами минимум 100–150 млн рублей в год.

Интерес вызывают компании с активами, имуществом не только принадлежащими проверяемым компаниям, но и их бенефициарам, за счет имущества которых также стало возможно взыскивать начисленные суммы недоимок по результатам выездных проверок.

В последнее время мы отмечаем, что интерес у налогового органа вызывают группы компаний, например, если приходят в одну компанию группы, то в ближайшее время могут прийти и в другую компанию этой же группы, бывает, что выездные налоговые проверки проводятся одновременно в разных компаниях, принадлежащих одной группе, разными территориальными инспекциями.

Наш практический опыт показывает, что налоговую инспекцию интересуют компании, имеющие оффшоры в качестве участников или контрагентов (см. также Что следует знать про офшоры в 2017 году).

Кто еще может стать объектом предпроверочного анализа налогоплательшиков

Есть ряд критериев, несоблюдение которых могут повлечь за собой внимание предпроверочного анализа налоговой инспекции. Например, инспекцию интересуют компании, которые:

  • имеют в цепочке поставщиков «разрывы»;
  • налоговую нагрузку, которая ниже установленного минимума по отрасли;
  • заявляют убытки в течение двух и более лет;
  • отражают значительные суммы налоговых вычетов по НДС;
  • платят низкую зарплату (среднеотраслевой уровень заработных плат содержится на сайте Федеральной службы статистики www/gks.ru).

Налоговый орган негативно относится к организациям, которые не представляют документы по требованиям, не дают пояснений по уведомлениям.

Так, если компания игнорирует вызовы на комиссии в налоговый орган , например, на так называемые комиссии по «разрывам» или «по превышению налоговых вычетов по НДС», «комиссии по убыткам», «зарплатные комиссии», или не представляет сведения по выявленным налоговым органом «противоречиям», то вероятность попадания в план выездных налоговых проверок у такой компании увеличивается. Частые вызовы на комиссии в налоговую инспекцию тоже свидетельствуют о скором возможном попадании в план проверок.

Пристальное внимание налоговиков привлекают компании, которые часто мигрируют из инспекции в инспекцию , компании, которые приближаются к предельным показателям, установленным для спецрежимов .

Например, допустимый уровень дохода для организаций, которые применяют УСН с января 2017 года составляет 150 млн руб.).

В последнее время инспекция доначисляет налоги после выявления фиктивного дробления компаний группы.

Более подробно критерии, вызывающие интерес налоговых органов, расписаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Концепцией предусмотрено 12 оснований для проведения выездных налоговых проверок.

Чем больше в компании присутствуют перечисленные в Концепции критерии, тем больше у компании существует вероятность попадания в план по выездным проверкам.

Как понять, что по вашей компанией заинтересовался отдел проедпроверочного анализа

О том, что вашей компанией возможно заинтересовался отдел предпроверочного анализа, могут указывать следующие обстоятельства:

  • банк сообщает об интересе налогового органа и запросе сведений о движениях по счетам за 2 или 3 года,
  • в последнее время в компанию начали поступать требования (особенно основанные на п.2 ст. 93.1 НК РФ), или уведомления для дачи пояснений, которыми запрашиваются документы и информация о деятельности компании за 2 или 3 года;
  • частые вызовы руководства компании  на различные комиссии в инспекцию.

Контрагенты могут сообщить об усиленном интересе налогового органа к конкретным сделкам с компанией и получении ими соответствующих требований, уведомлений из инспекции, либо руководство компании вызывается в инспекцию для дачи пояснений по конкретным сделкам.

ВИДЕО: Признаки приближения выездной проверки

Кроме формальной оценки своих рисков по критериям, рекомендованным ФНС, есть признаки, которые позволят налогоплательщику распознать приближение налоговой проверки. На видео о них рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Как подготовиться к выездной проверке: пошаговый алгоритм

  1. Проведите аудит своей хозяйственной деятельности, проанализируйте весь свой бизнес, чтобы выявить все «слабые» места до прихода представителей контролирующих органов. Обращайтесь к профессионалам: аудиторам, налоговым консультантам, налоговым юристам – они вам помогут выявить «слабые» места еще до прихода представителей контролирующих органов.

  2. Проверьте своих контрагентов на наличие у них признаков фирм-однодевок. 
  3. Проверьте наличие комплекта документов, подтверждающих должную осмотрительность при выборе контрагентов.
  4. Подготовьте доводы, обосновывающие экономическую целесообразность проведения той или иной хозяйственной операции.

  5. Подготовьте документы, подтверждающие реальность ваших сделок.
  6. Проверьте правильность и полноту оформления первичных документов.
  7. Подготовьте документы, продумайте пояснения, обосновывающие рыночность цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

  8. Проинструктируйте сотрудников: как им следует вести себя с представителями  контролирующих органов.
  9. Подготовьте персонал к возможным вызовам на допросы в налоговый орган.
  10.  Рекомендуем назначить одного-двух лиц из числа сотрудников компании, которые будут общаться с представителями налоговой инспекции.

  11. Проверьте, какие документы, предметы находятся у вас в офисе и легитимность их нахождения.
  12. Пригласите юриста для консультаций и помощи в сопровождении налоговых проверок.

Как предотвратить налоговую проверку

Разумеется, лучше предотвратить выездную налоговую проверку, чем устранять ее последствия. Предотвратить – это значит добросовестно вести свой бизнес, исчислять и уплачивать налоги с каждой налогооблагаемой хозяйственной операции по правилам, установленным российским налоговым законодательством и международными соглашениями.

Компания не интересна налоговой инспекции и не станет объектом предпроверочного анализа перед выездной проверкой, если она:

  • платит налоги вовремя и в пределах приемлемой налоговой нагрузки;
  • сдает в срок отчетность;
  • всегда отвечает на требования и уведомления налогового органа;
  • не замечена налоговым органом в схемах;
  • не ведет деятельность с фирмами-однодевками;
  • в ее цепочке контрагентов нет «технических организаций» и нет разрывов;
  • при камеральных проверках у нее не выявляются противоречия, а если выявляются, то компания всегда дает исчерпывающие пояснения на все выявленные противоречия.

ВИДЕО: Профилактические меры, которые помогут избежать выездной проверки

Об обсновных методах профилактики рассказывает Татьяна Круглова, руководитель практики налоговый консалтинг юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры. Структурный и налоговый консалтинг».

Итог: нужно четко соблюдать налоговое законодательство и критерии, установленные в том числе «Концепцией планирования выездных налоговых проверок», и тогда вероятность встречи с представителями налогового органа именно в рамках выездной налоговой проверки будет минимальной.

Источник: https://fd.ru/articles/158572-predproverochnyy-analiz-qqq-17-m4

Ссылка на основную публикацию