Камеральная налоговая проверка по НДС в 2017–2018 годах
Камеральная проверка по НДС: что нового за последние годы
Проверка НДС при возмещении
Возражение на акт налоговой проверки по НДС
Что еще учесть, чтобы проверка прошла гладко
Камеральная проверка по НДС: что нового за последние годы
Изменений здесь достаточно много. Некоторые из них влияют на проведение проверки лишь отчасти. Например, изменение срока сдачи декларации, введение практически всеобщего электронного способа ее представления и усиление ответственности за его несоблюдение.
Подробнее см. здесь.
Другие изменения имеют самое непосредственное отношение к процедуре камеральной налоговой проверки (далее — КНП). Это, в частности, нововведения в истребовании документов, проведении осмотра и др.
Обо всем, что поменялось в части КНП по НДС в последнее время, вы можете узнать из этой статьи.
Отдельные материалы рубрики расскажут вам о том, как с недавних пор нужно действовать при получении требований из ИФНС:
- «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы»;
- «Что ответить на требование инспекции о пояснениях к НДС-декларации?».
Из другого материала вы узнаете об одном неудобном нюансе мероприятия под названием осмотр, который с недавних пор может иметь место и в рамках КНП.
О нем читайте здесь.
Проверка НДС при возмещении
При возмещении НДС разницу между вычетами и исчисленным налогом вы получаете из бюджета в виде возврата реальных денег на счет или возможности уменьшить налоговую нагрузку путем зачета.
Соответственно, декларация с налогом к возмещению вызовет более пристальное внимание со стороны контролеров.
А значит, вам стоит глубже погрузиться в вопрос о том, как проходят проверки таких деклараций.
В этом вам поможет наша подробная статья.
Наличие в декларации суммы НДС к возмещению дает контролерам безусловное право истребовать у вас документы по вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Как правило, без этого не проходит ни одна «возместительная» проверка. Причем зачастую налоговики злоупотребляют этим правом. Поэтому при возмещении стоит четко понимать, какие документы вы представлять обязаны, а какие нет.
Более подробные материалы по истребованию документов ищите в рубрике «Документы для налоговой проверки».
Возражение на акт налоговой проверки по НДС
К сожалению, НДС — один из самых спорных налогов. При любом удобном случае и по любому поводу проверяющие стараются «снять» вычеты и заставить вас заплатить в бюджет больше, чем вы того хотели. Такие проверки заканчиваются составлением акта.
О нем читайте здесь.
Получив акт, вам нужно решить, согласны ли вы с налоговиками или будете отстаивать свою позицию. В последнем случае вам стоит начать с возражений на акт КНП.
Составить их вам поможет наша статья и размещенный в ней образец «возразительного» документа.
Все последующие стадии обжалования рассмотрены в другой рубрике сайта — «Порядок оформления результатов налоговой проверки».
Что еще учесть, чтобы проверка прошла гладко
Прежде всего, нужно верно заполнить НДС-декларацию. На нашем сайте вы найдете подробные разъяснения о том, как проверить отчет перед отправкой в ИФНС и как его потом там будут проверять.
Самостоятельно выявить ошибки поможет эта статья.
Также не стоит пренебрегать пояснениями, если вдруг их потребовали проверяющие. Часто их бывает достаточно, чтобы снять разногласия.
О пояснительной записке по НДС читайте здесь.
Тем, кто применяет освобождение от НДС, будет нелишним знать ответ на вопрос, могут ли налоговики требовать к декларации документы, подтверждающие право на освобождение.
Ищите его в данной публикации.
Материалы о других нюансах КНП по НДС уже есть или скоро появятся в этой рубрике сайта.
Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/nalogovaya_proverka_nds/
Камеральная проверка: что это и как работают налоговики?
До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают нормы НК РФ о камеральных проверках . Вот что он нам рассказал:
«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть больше похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку.
Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности.
Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».
Российским налоговым законодательством установлены несколько типов контроля за налогоплательщиками: камеральная проверка (КП) – основной тип, дополнительные – выездная и встречная.
Зачем они нужны?
К сожалению, налоговое законодательство России чересчур перегружено нормами и положениями, индекс простоты уплаты налогов всё еще далек от идеала. Это вызывает многочисленные ошибки в учете и расчетах налогов, ведь не везде трудятся высококлассные бухгалтера.
Необходимость уплаты налогов ни у кого не вызывает сомнений, однако ежегодно бюджет страны недополучает миллиарды рублей из-за «оптимизации» налоговой нагрузки компаниями, не всегда законных манипуляций с отчетностью, вывоза доходов за рубеж, «серых схем».
Пресечь такие явления – главная задача ФНС, а инструментом являются проверки.
Камеральная проверка: определение термина
Не нужно пугаться, но слово «камеральная» ‒ однокоренное со словом «камера». Это всего лишь означает, что налоговики будут работать у себя в офисе ИФНС, что закреплено в ст. 88 НК РФ. Термин «камеральная проверка» охватывает все действия инспекции по контролю за правильностью исчисления и своевременной уплате в бюджет причитающихся налогов от хозяйственной деятельности.
Важно понимать, что налоговики не должны превышать свою компетенцию и не касаться целесообразности ведения субъектом хозяйствования тех или иных товарных или финансовых операций: сам бизнес не должен являться зоной интересов для камеральной налоговой проверки, это недопустимо.
Что следует считать началом проверки? Сроки проверки
Для старта вовсе не нужно специального распоряжения руководства налоговой инспекции, как это бывает в случае выездной. Документы, (налоговые декларации и другие сведения на бумажных либо электронных носителях, отчетность), поступают к исполнителям в рабочем порядке и подвергаются проверке в течение трёх месяцев, начиная от даты поступления декларации в налоговую.
Если же подается уточненная декларация, проверочный период обнуляется и стартует заново, от новой даты подачи.
Проскочить не получится: тщательному анализу подлежат все без исключения поданные декларации. На контроль каждой поданной декларации отводится ровно 3 месяца.
С 13 июля 2017 года для КП по НДС установлен двухмесячный срок (Письмо ФНС № ММВ-2-15/112@). Сокращение сроков произошло благодаря внедрению программного комплекса АСК НДС-2.
Важно: старайтесь соблюдать сроки подачи деклараций по отдельным налогам! При задержке на 10 дней налоговая может предпринять действия по блокировке вашего банковского счета.
Порядок проведения камеральной проверки пошагово
В Российской Федерации внедрены автоматические системы проверки деклараций, такие как АИС «Налог» или АСК «НДС-2», но даже самые продвинутые алгоритмы и программы требуют личного вмешательства специалистов по налоговому учету.
Как всё работает на практике?
- Ввод в автоматизированную систему (АИС) всех деклараций вне зависимости от того, в каком виде они поступили – в бумажном или электронном.
- АИС обрабатывает информацию по своим алгоритмам, анализируя взаимосвязи между разными показателями, заодно сопоставляя «свежие» данные с данными за прошедший налоговый период (предыдущие декларации). По результатам машинного арифметического анализа автоматически формируется протокол разногласий.
- Анализ протокола разногласий – обязанность сотрудников ФНС. Тщательный разбор данных сразу же выявляет арифметические ошибки и расхождения, за которыми нередко прячутся серьезные нарушения законодательства. Инспектора и сотрудники ФМС дотошно сравнивают данные из поданной декларации с прочей отчетностью, устанавливают законность оснований для применения льготного налогообложения.
- Если выявлены существенные нарушения, это может послужить основанием для углубленной камеральной налоговой проверки (КНП). Поскольку возможности налоговиков при «камералке» ограничены законом, сведения о возможных криминальных схемах ухода от налогов могут быть внесены в специальные информационные ресурсы, которые формируют рейтинг рисков для компаний. Это обычно влечет за собой выездную проверку с обширными полномочиями, которая не заставит себя долго ждать.
- ФНС вправе затребовать пояснения или предоставить дополнительную отчетность, документацию.
- Составляется итоговый Акт.
В ходе КП с большой вероятностью вскрываются нарушения, иногда – незначительные, иногда – существенные и серьезные.
Какие типы нарушений обнаруживаются в большинстве случаев?
- Обычные опечатки и заурядные арифметические ошибки. Злого умысла здесь нет, причина ‒ человеческий фактор.
- Занижение налогооблагаемой базы либо искусственное завышение расходов может сигнализировать о попытке ухода от налогов, что может повлечь за собой весьма серьёзные последствия, начиная от штрафов и заканчивая уголовным делом.
- Нестыковки между декларируемой выручкой и налогом на прибыль и расчетом НДС.
- Пользование необоснованными льготами, например, по налогу на имущество.
- Необоснованное заявление к возмещению НДС из бюджета.
Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат
Основным документом является Акт, форма и составление которого регламентируются ст. 88 и 100 НК РФ. Он состоит из трёх частей:
- Кого и что именно проверяли.
- Описательная часть: выявленные нарушения с отсылками на соответствующие статьи налогового законодательства.
- Выводы и предложения по устранению, предупреждения о последствиях, сведения об установленных правонарушениях.
К Акту обычно прилагаются приложения: расчеты, справки, дополнения и другие документы: они служат доказательной базой тех нарушений и нестыковок, которые изложены в Акте.
Акт оформляется в 2 экземплярах, подписывается как руководством ИФНС, так и руководителем проверяемой компании в офисе у налоговиков. Если руководитель или уполномоченный представитель компании отказывается подписать Акт, документы направляются заказным письмом по адресу фактического местонахождения проверяемого.
Когда завершается проверка?
Моментом окончания КНП считается принятие решения по ней, а формально решение отражено в Акте. Следовательно, дата Акта является датой окончания работы ФНС по конкретной декларации.
Что происходит после проверки?
Что бывает, если умная автоматика и высококвалифицированные налоговики не обнаружили ни единой ошибки или нарушения? Не происходит ровным счетом ничего, даже простого извещения, что «всё в порядке» налогоплательщику не направляют.
Если нарушения в ходе камеральной налоговой проверки всё же обнаружены, происходит следующее:
- В течение 10 дней составляется Акт.
- В последующие 5 дней от даты составления он должен быть вручен налогоплательщику.
- Если налогоплательщику нечего возразить, у него остается два пути. В некоторых случаях можно всё пересчитать заново и подать уточненную декларацию. Второй путь – добровольно уплатить в бюджет все доначисленные налоги и пени.
- Если проверяемый не согласен с актом, он подает возражения в ФНС, на это законом отводится один месяц. Возражения рассматриваются, принимаются либо отклоняются налоговой.
Как оспорить результат камеральной проверки?
Нужно в месячный срок составить возражения и направить их ИФНС. Следует избегать неточных, отвлеченных формулировок, обязательно подкрепляя свои аргументы ссылками на законодательство, приложить дополнительные документы, отчетность, справки, сведения от банков или контрагентов.
Как последний шанс доказать свою правоту налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий орган ФМС. Если даже там справедливости добиться не удалось, нужно подавать в арбитражный суд. Обычно неуплаченные налоги и пени всё равно взыскиваются налоговиками в бесспорном порядке, но зато остается шанс вернуть ошибочно уплаченные суммы, пусть и со значительной задержкой.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Выездная проверка обычно случается, если организация каким-то образом «засветилась», вызывала подозрение у налоговиков и попала в их пресловутый «план».
Основания для КНП – только лишь факт подачи декларации. Она же (декларация) имеет четко очерченные временные рамки, которые ограничивают проверяемый налоговый период.
При выездной же «трясут» компанию за истекших три года перед годом проверки, причем проверяющие могут «копать» достаточно глубоко. Нагрянуть к проверяемому с выездной проверкой можно два раза в год, а при «камералке» так сделать не получится: сколько деклараций, столько и проверок.
Конечно же, основное и всем известное отличие КНП от выездной – место проведения. Выездная – в гостях у налогоплательщика по фактическому адресу, «камералка» — в офисе ИФНС.
Сроки КП и выездной также не совпадают: в первом случае 2 месяца, во втором – 3.
Знаете ли вы? В 2017 году число камеральных проверок в России составило 41 миллион, из них в Москве – 5,38 млн.
Существенные различия содержаться в методике проведения выездной проверки и КП.
«На выезде» арсенал средств исключительно велик: это и допрос, экспертизы, осмотры, выемка документов, запросы сведений в банках и у контрагентов.
Камеральная проверка – тихий и скучный анализ представленной декларации, о проведении которого налогоплательщик может и не знать – уведомление налоговые органы посылать не обязаны.
Камеральная налоговая проверка проводится регулярно и давно стала рутинной процедурой. Чтобы избежать проблем, нужно не только соблюдать действующее законодательство РФ, но и уделять больше внимания заполнению деклараций, проверять правильность бухгалтерских расчетов, периодически проводить внутренний любо внешний аудит.
Ну и в качестве вывода:
Порядок и основания проведения КНП установлены в ст. 88 НК РФ
Проводится она по месту нахождения налогового органа, т.е. соответствующего территориального подразделения ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Исключения имеются только для категории крупнейших налогоплательщиков, камеральная проверка по которым может проводиться по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По месту нахождения налогоплательщика КП проводиться не может. Это законом не допускается.
Что проверяют?
Налоговый орган согласно п. 1 ст. 88 НК РФ осуществляет исследование на предмет соответствия налоговому законодательству налоговых деклараций и налоговых расчетов, а так же других документов о деятельности налогоплательщика.
При проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правда, есть три исключения, которые указаны в п. 6 ст. 88 НК РФ – при использовании налогоплательщиком налоговых льгот, п. 8 ст. 88 НК РФ – при предоставлении декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, п. 9 ст. 88 НК РФ – по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Решение о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Налогоплательщик может и не знать, что в отношении него ведется налоговый контроль в форме камеральной проверки.
В качестве примера могу привести постановление ФАС ВСО от 27.09.
2005 года № А33-5200/05ФО2-4213/05-С1, которым налогоплательщику было разъяснено, что проведение КНП без уведомления последнего не нарушает его законных прав и интересов.
Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-nalogovaya-proverka/
Камеральная проверка по НДС в 2018 году
Налог на добавленную стоимость считается одним из самых эффективных фискальных сборов в государственной бюджетной системе страны.
Наличие НДС в системе налогообложения — одно из требований для вхождения в ВТО и ЕС, что говорит о финансовой значимости налога.
С точки зрения администрирования и требования к отчетности НДС — самый сложный налог для любого бизнес-субъекта как в России, так и за рубежом. С другой стороны, предприятия и ИП могут отказаться от спецрежимов, существенно облегчающих налогообложение, ради НДС — работы с контрагентами по механизму вычета входящего НДС.
НДС официально признается косвенным налогом. На практике многие экономисты относят его к прямым и заявляют о многократном налогообложении конечного потребителя из-за НДС.
Система вычетов входного налога сводит эту проблему к возможному минимуму, тогда как при действии налога с оборота происходило постоянное обложение одного и того же товара на всех ступенях производства и продажи.
В случае с НДС такого не происходит, но происходит налообложение как доходов, так и расходов потребителя.
В поисках новых объектов для взимания налогов в двадцатом веке был изобретен НДС. Его создателем считается Морис Лоре — французский министр по экономике. После Франции налог быстро распространился по странам Европы.
Среди экономически развитых стран только США не ввели НДС в свою систему, они используют налог с продаж.
В России после распада СССР налог с оборота был аннулирован, вместо него в 1992 году стал действовать НДС по обособленному Федеральному закону №2813-1.
Затем налоговую систему России законодатели кодифицировали в Налоговый кодекс РФ, и во второй части этого сборника, действующего с 2001 года, глава 21 посвящена НДС.
Камеральная проверка — это один из видов налогового контроля и, наряду с выездной проверкой, непосредственная и эффективнейшая возможность ФНС контактировать с налогоплательщиком и его деятельностью.
Правовой источник камеральной проверки — статья 88 НК РФ.
Отличие этой формы контроля от выездной в:
- постоянстве — камеральная проверка проводится сплошным методом, т. е. анализу подвергается каждая поступившая в инспекцию декларация;
- месте работы — инспекторы занимаются исследованием на территории инспекции;
- основаниях — не требуется каких-либо специальных причин для проведения и издания решения начальника инспекции, как и оповещения налогоплательщика о начале проверки (если в итоге инспектор не выявит нарушения, субъекту не направляется результат, так как он даже не оформляется);
- объекте — проверяются только документы.
Если инспектор обнаруживает ошибки, он просит представителя декларации дать пояснения и внести корректировки в документ дистанционно. В редких случаях налогоплательщика вызывают в здание инспекции.
Однако, несмотря на общие правила, инспектор вправе провести осмотр помещений заявителя — это право введено с 1 января 2015 года.
Что представляет проверка по НДС
Предметом контроля по НДС является декларация.
Последняя форма декларации определена в Приказе ФНС России №ММВ-7-3/558@. Бланк налоговой декларации по налоговой стоимости, акт камеральной налоговой проверки и бланк возражения по акту налоговой проверки можно скачать по ссылке ниже.
Детальнее ознакомиться с приложениями к документу можно на официальном сайте ФНС по ссылке. Все официальные документы, касающиеся налога на добавленную стоимость в 2018 году, доступны по ссылке.
В новом бланке добавлены разделы, в которых требуется обозначить сведения из журнала счетов-фактур и книг продаж и покупок. Такие изменения в порядке заполнения дали налоговым инспекторам возможность сверять суммы по товарам и услугам между контрагентами — покупателями и продавцами. Такая сверка позволяет находить несоответствия и неправомерное заявление на вычеты.
В 2018 году декларация сдается только в электронном виде. Подача декларации в бумажной форме ведет к наложению штрафной санкции — не только за нарушения способа представления.
В 2014 году были приняты положения, согласно которым такая декларация не признается поданной, а значит, имеет место нарушение в виде непредставления декларации — дополнительный штраф.
Также просрочка подачи декларации на 10 дней после последнего дня для представления может повлечь замораживание счетов и электронных денег налогоплательщика.
В целях налогового контроля используются «Контрольные соотношения декларации по НДС», приведенные в Письме ФНС России 2015 года. Эти соотношения разрабатывало структурное подразделение ФНС — Управление налогообложением.
Документ содержит подробную таблицу для проверки сведений декларации по НДС с указанием каждого контрольного соотношения, нарушенного пункта законодательства при отклонении и последствиях этого.
Пример
- Контрольное соотношение: сумма строки 200 раздела 9 = сумме строки 260 раздела 9.
- Нарушение: статьи 153 и 173 НК РФ, пункт 8 раздела 2 приложения 5 Постановления №1137.
- Название нарушения: потенциальное занижение суммы налога к уплате.
Действия проверяющего в этом случае следующие:
- В случае обнаружения в процессе камеральной проверки ошибок в декларации или расчете по НДС либо несоответствия данных, указанных в поданных документах либо документах, имеющихся у налоговой инспекции, либо противоречия в отчетности, необходимо сообщить налогоплательщику об этом и потребовать предоставления пояснений в течение 5 дней либо внесения корректировок.
- Если строка 050 раздела 1 декларации заполнена, необходимо отправить налогоплательщику требование о предоставлении документов, удостоверяющих основания применения вычетов по НДС согласно статье 172 НК РФ.
- В случае выявления нарушения налогового законодательства необходимо сформировать акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.
Ознакомиться подробнее с контрольными соглашениями к налоговым декларациям можно на официальном сайте ФНС по ссылке.
Таким образом, детальному контролю подвергается каждое указанное лицом значение.
Среди частых ошибок в заполнении декларации:
- неправильные коды видов операций — с июля 2016 года вступили в силу новые коды;
- неполный вычет НДС по счет-фактуре — требуется предъявление полных сумм товаров, работ, услуг;
- неправильные реквизиты счет-фактуры — счета-фактуры покупателей и продавцов должны быть идентичны во всем, иначе программное обеспечение налогового органа отменит несоответствие;
- возвращение товара;
- исправления в журнале счетов-фактур.
Сроки и период
Плательщики НДС отчитываются о своем хозяйствовании по завершении каждого налогового периода, которым признан квартал.
С началом 2015 года этим лицам позволено подавать декларацию на 5 дней позже, чем было прежде. Теперь декларация подается каждое 25 число месяца, идущего после квартала — 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января соответственно.
Со дня приема документа отдел камеральных проверок в срок до трех месяцев осуществляет проверку заявления — статья 88 НК РФ.
3 месяца — это предельный период для контроля. Он может быть и сокращен в некоторых случаях, как разъяснил Минфин в Письме №03-07-14/37233 в 2016 году. Минфин указал, что камеральная проверка может быть завершена досрочно, если подана декларация на возмещение НДС и налоговая инспекция не имеет по ней вопросов к налогоплательщику.
Обнаружение ошибок
Статья 88 НК РФ указывает, что выявление противоречий, несоответствий и ошибок в декларации и прочих документах по проверяемому налоговому периоду влечет следующие действия проверяющего инспектора:
- направление субъекту хозяйствования требования дать пояснения (например, дополнительные документы);
- направление субъекту хозяйствования требования внести изменения.
Развитие технологий ведет к уменьшению живых контактов между сторонами налоговых отношений для удобства. Поэтому требования высылаются налогоплательщику электронно.
Плательщик НДС обязан наладить телекоммуникационную связь с налоговым органом. Для этого ему требуется получить электронную подпись, заключить договор с оператором электронного документооборота либо пользоваться сервисом «Личный кабинет» на сайте ФНС.
В ответ на полученное электронное требование лицо обязательно высылает отчет о получении документа — квитанцию, не позднее 6 дней с даты отправки инспекцией требования. Нарушение срока также угрожает налогоплательщику блокированием банковских счетов и онлайн-кошельков.
Дача пояснений осуществляется в письменном виде тоже по электронному каналу с электронной подписью, почтовым письмом либо личным визитом. В любом случае требование необходимо исполнить не позднее 5 рабочих дней после его получения.
Внесение поправок подразумевает подачу декларации повторно — уточненной, с номером корректировки 1, 2 и т.д.
Раньше список обстоятельств, когда налоговая инспекция требовала для проверки первичные документы, счета-фактуры и иные отчеты, касающиеся НДС, был узко ограниченный. В 2015 году ФНС получила более широкие возможности для истребования.
Новые основания для этого:
- несоответствие между сведениями по одной и той же операции, сообщенными двумя налогоплательщиками;
- несоответствие данных декларации в счетах-фактурах;
- противоречия в декларации.
Проверка территории
Важнейшим новшеством порядка камеральных проверок является введенное с 2015 года полномочие осматривать территорию хозяйствования, помещения налогоплательщика, его имущества и территории контрагентов. Регламентация этого процесса приведена в статье 92 НК РФ.
Камеральная проверка перестала крепиться исключительно к зданию налогового органа.
Статья 88 НК РФ перечисляет обстоятельства, при которых допускается осмотр:
- ошибки, несоответствия и противоречия в отчетности, за которыми, возможно, скрывается попытка незаконного уменьшения налоговой базы;
- в декларации заявлено возмещение НДС.
Для осмотра проверяющий инспектор формирует постановление, содержащее:
- обоснование, мотивацию;
- подпись начальника инспекции либо его заместителя.
Для непосредственного начала осмотра инспекторы проверяющей группы обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление.
Дополнительные действия
Проверяющий инспектор имеет право и на другие контрольные мероприятия:
- допрос свидетелей;
- проведение экспертизы;
- привлечение переводчиков, специалистов.
Налоговый мониторинг
Еще одним новшеством последних лет является форма налогового контроля в виде мониторинга, введенная тоже в 2015 году.
Этому контролю подвергаются, как и налоговым проверкам, правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в государственную казну. К этим налогам относится и НДС.
Суть мониторинга — проверка документов организации в электронном режиме по добровольному заявлению.
Во время налогового мониторинга по данному предмету не могут производиться другие проверки — как камеральные, так и выездные. Исключения:
- подача декларации с возмещением НДС;
- подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате;
- выявление нарушения налогового законодательства в процессе мониторинга.
Организации сами направляют документацию для контроля. Этим правом наделены только лица, имеющие большие обороты бизнеса: не меньше 3 миллиарда рублей доходов, 3 миллиарда рублей стоимости активов, общая сумма уплачиваемых налогов не меньше 300 миллионов рублей.
Результаты камеральной проверки
Если инспекция не находит нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка автоматически закрывается. По ее итогам не составляются какие-либо акты.
В случае выявления нарушений инспектор формирует акт камеральной проверки до истечения 10 дней со дня завершения проверки и направляет субъекту контроля не позднее 5 рабочих дней с даты его составления.
Лицо — ИП или организация — знакомятся с содержанием акта и вправе представить возражения по его положениям на протяжении месяца со дня получения.
По прохождении этого срока начальник инспекции в течение 10 рабочих дней организует рассмотрение деталей проведенной проверки, представленных возражений.
Обязательно осведомление заинтересованного лица о дне и месте проведения рассмотрения, так как налогоплательщик вправе присутствовать при этом.
По результатам изучения начальник принимает решения о привлечении плательщика НДС к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности.
Обычно возврат налога производится после камеральной проверки.
Приняты 3 варианта возврата:
- зачет для погашения имеющихся у лица недоимки, пени, штрафов — по всем федеральным налогам и сборам;
- учет для будущих налоговых сумм;
- перечисление средств на счет налогоплательщика.
Статья 176 НК РФ в пункте 2 указывает, что получение возмещения исполняется после окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлена сумма к вычету.
Пункт 8 допускает непосредственное возмещение в ситуации заявительной процедуры.
Таким образом, возмещение происходит по двум схемам:
- Подача декларации, камеральная проверка в течение 3 месяцев + период рассмотрения материалов дела, если обнаружены ошибки, возврат.
- Подача одновременно декларации, гарантии банка и заявления о возмещении НДС, выполнение возврата в течение 12 дней, затем — камеральная проверка по декларации и другим документам. Если инспектор обнаружит ошибки и аннулирующие основания для вычета, будет организована процедура восстановления НДС.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/control/proverki/kameralnaya.html
Изменение порядка проведения налоговых проверок в 2018 году
Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ.
Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа.
Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения установлен 89 Налогового кодекса РФ.
Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции.
Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г.
№ 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.
Изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок в 2018 году
Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ.
Согласно налоговому законодательству РФ все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать и представлять налоговую отчетность.
Соблюдение указанных норм предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС по месту регистрации (налогового учета) налогоплательщика. В свою очередь, все документы, поступившие в инспекцию от налогоплательщиков, подлежат проверке отделом камеральных проверок.
В 2018 году в статью 88 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части проведения камеральных налоговых проверок. Теперь срок проведения камеральных проверок ограничен одним месяцем (см. Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/112@ «Об ускоренном возмещении НДС добросовестными налогоплательщиками»).
Решение о возмещении НДС в отношении налогоплательщиков, которым был присвоен низкий или средний уровень риска, налоговые инспекторы будут принимать в течение двух месяцев.
Напомним, что ранее, до внесения указанных изменений в статью 88 Налогового кодекса РФ, максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составлял три месяца.
Источник: https://apgmag.com/izmenenie-poriadka-provedeniya-nalogovih-proverok-v-2018-godu/
Камеральная налоговая проверка 2018: сроки проведения, как проходит
ИФНС проводит камеральные налоговые проверки после каждой отчетности. Иногда даже компания не знает, что в отношении нее проводится ревизия . Посмотрите, что такое камеральная налоговая проверка, ее этапы и сроки, какие документы могут потребовать налоговики при ее проведении, как оформляются результаты ее проведения, а также какие особенности проверок в 2018 году.
Камеральные проверки проводят в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. Ключевой особенностью всех камеральных проверок в 2018 году является то, что они проходят в инспекции без выезда в компанию.
Главные особенности:
- Проверяют любые сданные налогоплательщиком декларации и расчета;
- Проверяют без специального решения начальника налоговой инспекции;
- Начинают после подачи декларации и расчета;
- Налогоплательщик не получает уведомление о начале проверки;
- Налоговая уведомляет налогоплательщика только об обнаруженных нарушениях или недочетах в представленных налоговых декларациях. Если претензий со стороны налоговой нет – никаких писем вы не получите.
Что такое камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка – это обязательная проверка всех сданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без присутствия представителей налогоплательщика.
Начинается камеральная налоговая проверка автоматически без издания приказа или решения начальника налоговой службы и проводится одним из специалистов соответствующего налогового отдела.
Налогоплательщика известят о ревизии, только если найдут нарушения в сданной декларации – в этом случае ему направят акт. Подробнее об этом документе читайте ниже.
Этапы камеральной налоговой проверки
Условно можно выделить три этапа камеральной налоговой проверки, которые между собой никак не отделяются, а следуют друг за другом:
- Подача налоговой декларации – основание для начала проверки;
- Непосредственно сама камеральная проверка;
- Завершение камеральной налоговой проверки.
По факту завершения камеральной налоговой проверки акт проверки могут не составлять. В каких случаях он все-таки будет читайте ниже.
Сроки проведения камералки в 2018 году
В отличии от выездных налоговых проверок, которые налоговики могут продлевать, прерывать, возобновлять и т.д., сроки камеральных налоговых проверок строго регламентированы.
В общем случае камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации или расчета.
Одним исключением из этого правила являются налоговые декларации по НДС иностранных организаций, которые предоставляют гражданам услуги в электронной форме. В этом случае камеральная налоговая проверки может идти в течение 6 месяцев.
Обратите внимание, если компания сдаст новую декларацию (например, уточненную) камеральная проверка прекратиться и начнется новая. При этом срок новой ревизии также начнется заново.
Выемка документов при «камералке»: миф или реальность
Опасно препятствовать выемке документов на «камералке». В Налоговом кодексе правила этого допмероприятия нечетко прописаны, и многие уверены, что выемка возможна только на выездной ревизии. На практике же это не так.
Есть пять правил, которых безопаснее придерживаться при выемке документов. Они помогут верно реагировать на действия проверяющих и обезопасят вас от штрафов. Подробнее>>>
Документы при камеральной проверке 2018
Главными документами для камеральной проверки являются налоговая декларация или расчет и документы, которые служат приложением к ним. Именно на основании этих материалов налоговики проводят камеральную проверку.
Общение между налоговиками и налогоплательщиками в процессе камеральной налоговой проверки возникнет только, если инспекторам нужны будут какие-то пояснения или утончения.
По общей практики это произойдет в следующих случаях:
- Налоговая инспекция выявила ошибку в декларации или расчете;
- Налоговая обнаружила противоречия в сведениях в представленных документах или ранее представленной информации;
- Налоговая нашла сведений, представленных налогоплательщиком, и сведений, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа, которые получены ими в ходе налогового контроля (например, прошлой камеральной проверке или выездной налоговой проверке).
Для того, чтобы получить пояснения ИФГС направит вам требование о представлении пояснений или о внесении изменений в документы. Компания обязана ответить на такое требование или внести изменения в декларацию в течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения от налоговиков.
Ответ на требование можно составить в произвольной форме. Однако, для того, чтобы ваш ответ налоговой не потерялся, рекомендуем указать такую информацию:
- Наименование компании
- ИНН/КПП
- Юридический адрес компании
- ОГРН
Посмотрите ниже пример пояснений на требование налогового органа.
Скачать пример пояснений на требование налогового органа >>>
Обратите внимание, что это не универсальный пример и ваш ответ на требование будет зависеть от претензий инспекторов.
Документы, которые могут потребовать налоговики во время ревизии
Налоговики вправе запросить документы или сведения при проведении камеральной проверки в случае:
- Применения льготы;
- Заявления к возмещению НДС;
- Декларация по прибыли или НДФЛ сдана участником договора простого товарищества;
- Сдана уточенная налоговая декларация по истечению 2-х лет после срока сдачи и в ней уменьшена сумма налога;
- Сдана декларация по НДС иностранной фирмой, которая оказывает физикам услуги в электронном виде;
- Сдана отчетность, связанная с использованием природных ресурсов.
- Подана отчетность, связанная с использованием природных ресурсов.
Документы, которыми оформят результаты камеральной налоговой проверки
По итогам камеральной налоговой проверки возможно два варианта действий налоговиков.
Если претензий к налоговой декларации у налоговой инспекции нет, то камеральная проверка завершается автоматически. И в этом случае акт камеральной налоговой проверки компании не отправят.
Иными словами, если после подачи декларации в течение трех месяцев вы не получили каких-либо требований или актов от инспекции – значит вы успешно прошли камеральную налоговую проверку.
Что такое акт камеральной налоговой проверки? Акт камеральной налоговой проверки составляется инспекцией, если выявлены какие-либо нарушения в течение 10 дней со дня окончания проверки. Данный документ вручают налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Если компания не согласна с фактами, изложенными в акте, нужно направить в налоговую свои возражения, в течение месяца с даты получения.
Все возражения, полученные от налогоплательщиков налоговая обязана рассмотреть в течение 10 рабочих дней.
Источник: https://www.RNK.ru/article/215908-kameralnaya-nalogovaya-proverka-osobennosti-provedeniya-2018
Правила камеральныхпроверок ндс 2018
- Консультация юрста
- Статьи
Срок для представления возражений – 1 месяц. Ответы на распространенные вопросы Вопрос №1.
Бухгалтерские и юридические услуги
НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ). Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки. Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием.
Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ.
Камеральная проверка по ндс к возмещению в 2018 году
- счета-фактуры на входные налоги;
- документ на покупку и оприходование продукции, работ и услуг.
Вычеты не зависят от реализации в отчетных периодах. А значит, фирма не имеет обязательства по предоставлению счетов-фактур на продажу.
Не может также предъявить Книгу по продажам, главные книги, журнал-ордер, аналитический регистр (счет 60). Информация об оприходовании есть в первичной документации. Такие данные отражены в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2011 № А33-739/2011.
Иные суды также не становятся на сторону налоговой инстанции, если решается спор по поводу необоснованности требования предоставить документы.
Камеральная проверка по ндс в 2017 году
Внимание
В таком случае налогоплательщик должен очень внимательно проанализировать список запрошенных документов. Ведь в соответствии с НК РФ запрашивать можно только документы, непосредственно относящиеся к предмету проверки. Если налогоплательщик считает, что часть документов запрошена неправомерно, правильным будет отправить в ИФНС пояснения о причинах непредставления некоторых документов.
Документы должны быть отправлены в формах и форматах, утвержденных ФНС. При этом необходимо помнить, что штраф за непредставление каждого правомерно запрошенного ИФНС документа составляет 200 рублей. При большом объеме запрошенных документов можно обратиться в ИФНС с ходатайством о продлении срока представления документов.
Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам.
Ндс: камеральная проверка по-новому
С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/[email protected]).
Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий: • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);• отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Порядок проведения камеральной проверки ндс в 2018 году
С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).
В тоже время с 01.01.
2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.
Камеральная проверка ндс: что нужно знать бухгалтеру
Налоговая структура может предъявлять требование предоставить документацию по отношениям организации с контрагентом, то есть осуществляется встречная камеральная проверка по НДС.
В налоговом законодательстве определения такой проверки нет. Но в Законе от 27 июля 2006 № 137-ФЗ, который ввел статью 93.
1 НК, есть указание об истребовании документации о плательщике, налоговых агентах, сведений о конкретной сделке.
Такие истребования возможны при проведении камеральной или встречной проверке. Проводятся дополнительные мероприятия. Сколько длится проверка (период)? Период определяется согласно ст. 163 Налогового кодекса. Камеральная проверка длится 3 месяца и начинается отсчет такого времени с момента, когда подан о декларацию.
О сроках камеральной проверки говорится в п. 2 ст. 88 Налогового кодекса.
Ифнс при камеральной проверке ндс «копает вглубь» на 12 лет
Если в поданной декларации выявлены противоречия. Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.
У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ). То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.
Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст.
ФНС — Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю, которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н.
Его основная функция — собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя. Как новая служба проводит проверку К задачам нового подразделения ФНС относятся:
- обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
- выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
- выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет.
Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает.
Источник: https://vip-real-estate.ru/2018/05/06/pravila-kameralnyhproverok-nds-2018/
За какой период может быть проведена налоговая проверка
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).
Камеральная проверка
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.
При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).
Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.
В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).
Выездная проверка
В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.
По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:
Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:
- первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
- повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
- выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
- выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
- выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
Периоды, охватываемые выездной проверкой
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?
Ответ: да, может.
Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.
Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).
Проверка текущего года может затрагивать:
- налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
- налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).
Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.
Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.
Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.
№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.
№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).
Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.
Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.
75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.
№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.
№ Ф09-11127/10-С2).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.
Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.
№ Ф09-1805/09-С3).
Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?
Ответ: да, может.
В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.
Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.
Когда проводятся повторные налоговые проверки.
Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.
, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.
№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).
Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?
Ответ: да, может.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.
Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.
Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.
Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.
Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).
В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).
Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.
Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.
Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.
В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).
Проверка правопреемника
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?
Ответ: да, может.
В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.
Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.
Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).
Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288