Стороны социального партнерства в сфере труда — все о налогах

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Стороны социального партнерства в сфере труда - все о налогах

Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.

Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.

Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html

Социальное партнерство в сфере труда — Все о кадрах

Сотрудничество между работниками и работодателями в рамках социального партнерства является одним из механизмов снижения социального напряжения в обществе и служит достижению компромисса, выработке комфортной для сторон партнерства политики в области труда, его безопасности и иных связанных с трудовыми отношений. Действующая в России система социального партнерства основывается на Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда.

Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 (N 98);

Рекомендация о коллективных договорах, 1952 г. (N 91);

Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между работодателями и работниками на уровне предприятия, 1952 (N 94);

Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе, 1960 (N 113);

Рекомендация об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии, 1975 (N 149);

Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, 1976 (N 144);

Рекомендация о процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм к национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда, 1976 г. (N 152);

Рекомендация о трудящихся-мигрантах, 1978 г. (N 151);

Рекомендация о процедурах определения условий занятости на государственной службе,1978 г. (N 159);

Конвенция о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 154);

Рекомендация о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 163).

В указанных выше документах даются определения понятиям, применяемым в действующем трудовом законодательстве, которое конкретизирует только суть социального партнерства в сфере труда, но не дает понятия коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений. Вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются вторым разделом Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство в сфере труда (ст.

 23 ТК) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сотрудничество между работниками и работодателями выражается как непосредственно в коллективных переговорах разного уровня, так и в различного рода консультациях, проводимых за пределами системы и процедуры коллективных переговоров как с помощью не урегулированных законом процедур, так и в рамках законных механизмов и органов, например, в рамках производственных советов, профсоюзных организаций предприятий и т. д. Итогом первых являются коллективные соглашения разного уровня, второго — решения объединений работодателей, изменения в политике разного уровня и т. д.

В Конвенции МОТ N 154 коллективные переговоры определены как «все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях:

A) определения условий труда и занятости; и/или

B) регулирования отношений между работодателями и работниками; и/или

C) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников».

В Рекомендации МОТ N 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или — при отсутствии таких организаций — представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны».

Система социального партнерства

Формами социального партнерства являются:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство строится на принципах:

— равноправия сторон;

— уважения и учета интересов сторон;

— заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;

— содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочности представителей сторон;

— свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольности принятия сторонами на себя обязательств; реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Органы социального партнерства могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.

Уровнями системы социального партнерства являются:

— Федеральный (генеральное и отраслевые соглашения)

— Межрегиональный

— Региональный

— Территориальный

— Локальный (коллективный договор).

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трёхсторонними, постоянно действующими, созданными для разработки и принятия соглашений в сфере социального партнерства (трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, отраслевые трёхсторонние комиссии), и двусторонние, временные, созданные, как правило, на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, договоров и контроля за их исполнением, а также по вопросам коллективных трудовых споров на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.

Комиссии формируются и руководствуются в своей деятельности принципом трипартизма и равенства представительства сторон. Комиссию возглавляют, как правило, три сопредседателя, секретариат комиссии, её рабочие группы, иные органы также формируются из равного числа представителей каждой из сторон социального партнерства.

Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства, участвующими в коллективных переговорах, являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Представителями работников являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Интересы работников в вопросах, связанных с заключением коллективного договора, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Источник: https://info-personal.ru/zakon/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/

Понятие социального партнерства в сфере труда

Правоотношения социального партнерства в России регулируются трудовым законодательством, основанным на международных нормативных документах. Цель сотрудничества – поиск компромиссов, выработка правил и норм, комфортных для сотрудников и нанимателей, устранение социальной напряженности, связанной с ущемлением законных интересов сторон.

Субъекты социального партнерства в сфере труда – это:

  • наемные специалисты;
  • компании-наниматели;
  • структуры муниципального управления;
  • представители государственной власти.

Сотрудники и наниматели могут действовать как самостоятельно, так и силами своих законных представителей. Последние не являются самостоятельным участником правоотношений, потому что отстаивают позиции и интересы третьих лиц.

Органы федеральной и муниципальной власти играют в возникающих правоотношениях двойную роль. С одной стороны, они призваны отстаивать интересы государства (города, района) как самостоятельной единицы. С другой – выполняют функцию нанимателей для отдельных категорий работников.

Государство в правоотношениях социального партнерства играет роль «третейского судьи». Оно устанавливает правила, которых обязаны придерживаться другие субъекты, но не является самостоятельным участником партнерства.

Понятие социального партнерства в сфере труда подразумевает, что субъекты в ходе взаимодействий приходят к общему знаменателю и формулируют принятые решения в виде коллективных соглашений, правил внутреннего распорядка компаний и т.д. На откуп государству остаются наиболее важные и сложные в урегулировании вопросы: обеспечение гарантий занятости и безопасности на производстве, создание системы страхования, установление пособий по безработице и т.д.

Читайте также:  Курортный сбор в крыму 2018 - сумма - все о налогах

В каких формах существует трудовое партнерство?

Выделяется четыре формы проявления социального партнерства:

Это переговоры, проводимые между работодателями или их объединениями и сотрудниками или их объединениями. В ходе диалога решаются вопросы относительно условий труда на предприятии (или отрасли в целом).

Для начала диалога персонал должен быть подробно ознакомлен с существующей системой оплаты труда, механизмом управления в компании, порядком разрешения споров, техникой безопасности и другими значимыми моментами. Итог диалога – подписание коллективного соглашения, в котором фиксируются достигнутые договоренности.

  1. Взаимное консультирование

Это диалог, открываемый между представителями сотрудников и фирм-нанимателей относительно спорных моментов взаимодействия: уровня вознаграждения персоналу, гарантий, вопросов безопасности и т.д. Например, профсоюз может обсудить с администрацией предприятия увольнение наемного специалиста, если оно кажется ему незаконным.

  1. Привлечение сотрудников и их объединений к руководящей деятельности

Профсоюзы имеют право обращаться к законотворцам с предложениями по совершенствованию существующих правоотношений, участвовать в разработке государственных программ. Нормативно-правовые акты, непосредственно касающиеся трудовой сферы, проходят экспертную оценку профсоюзов. При несогласии с их мнением законодатели должны предоставить мотивированный отказ.

  1. Совместное решение трудовых споров

Споры могут быть индивидуальными и коллективными. Первые возникают при несогласии одного работника с решениями или политикой фирмы-нанимателя. Они рассматриваются в судах и трудовых комиссиях, создаваемых по инициативе администрации компании или персонала. В состав комиссии включается равное число представителей обеих сторон.

Коллективные споры возникают при несогласии персонала с существующими условиями труда (включая размер окладов на предприятии), при невыполнении администрацией положений заключенных ранее соглашений и т.

д. Для урегулирования возникшей ситуации собирается примирительная комиссия. Ее действия помогают достигнуть консенсуса без обращения к крайним мерам «аргументации»: забастовкам, массовым увольнениям.

Законодательно оговаривается, что список форм взаимодействия сторон признается открытым. Это означает, что субъекты взаимоотношений вольны разрабатывать собственные модели и механизмы и применять их на практике.

На каких принципах базируется партнерский диалог?

Выделяются следующие принципы социального партнерства в сфере труда:

  • Равные права субъектов – любой из них может инициировать диалог, поднять вопрос на обсуждение.
  • Уважение законных интересов всех участников правоотношений – переговоры нацелены на поиск решения, комфортного для каждого субъекта.
  • Участие государства – оно закрепляет основы партнерства законодательно, способствует созданию структур-координаторов.
  • Заинтересованность сторон в переговорах – законодательство устанавливает рамки взаимоотношений, детали обговариваются на встречах сотрудников и нанимателей.
  • Соблюдение участниками положений нормативных актов – они обязаны следовать нормам законодательства и подписанных ими коллективных соглашений, локальных актов.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda.html

Стороны социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Содержание

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Читайте также:  Бухгалтерский учет и ндфл (нюансы) - все о налогах

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Понятие социального партнерства в сфере труда

Для установления общественно-правовых, политических и экономико-финансовых взаимоотношений среди участников трудового договора существует определенный механизм стабилизации, оговоренный законодательством о труде. Такая система, как социальное партнерство в сфере труда обеспечивает согласованность интересов обеих сторон, регулирует рабочие аспекты и иные, тесно сопряженные с ними.

Участники

Трудовые договора заключаются между двумя сторонами – нанимателем рабочей силы и трудящимися.

Но для разрешения спорных моментов не всегда достаточно данного документа, поэтому в Трудовом законодательстве существует понятие социального партнерства в сфере труда.

Системный механизм направлен на становление справедливости на социальном уровне, улучшение производительности и увеличение материального благосостояния. Чтобы найти решение спорным моментам иногда в спор привлекается третья сторона. Участниками системы выступают:

  • Наниматели рабочей силы или их уполномоченные;
  • служащие или лица, представляющие их интересы;
  • государственные структуры федерального значения либо структуры органов местного самоуправления (в зависимости от уровня системы).

Правовые обязательства каждого участника споров отличаются.

Работодатели, как субъекты социального партнерства в сфере труда обязаны составлять и утверждать коллдоговора, формировать социально-партнерские взаимоотношения.

При возникновении неразрешимых споров урегулированием занимается комиссия, сформированная из трех партнеров, где в качестве третьей стороны привлекаются представители Государственной структуры.

Государство, как участник решения производственных споров, берет на себя ответственность по решению более значимых моментов, предлагает больший диапазон для урегулирования рабочих взаимоотношений и иных, прямо сопряженных с ними. Социальное партнерство, как тип социально трудовых отношений реализуется на основе законодательных аспектов, утвержденных федеральными, региональными или местными властями, в зависимости от уровня системы.

Задачи

Задача системы направлена на:

  • экономию времени для урегулирования проблем на производстве;
  • увеличение производительности труда и материального благосостояния;
  • достижение стабильности совершенствования компании;
  • конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество участников договора.

С целью реализовать вышеперечисленные задачи формируется комиссия, которая на законодательном уровне приходит к единому решению спорных вопросов в сфере социально-трудовых взаимоотношений.

Стоит отметить, что понятие социально-трудовых и трудовых отношений имеют отличия.

Так, социально-трудовые охватывают более широкий диапазон обязательств и полномочий – это социально-правовое обеспечение интересов участников, бытовое обслуживание, трудовые обязательства и т.д.

Принципы

Основные принципы социального партнерства в сфере труда регламентируются статьей 24 ТК РФ. Это:

  1. Осуществление хозяйствования субъектами в рамках законодательства.
  2. Документальное подтверждение уполномоченных лиц участников трудового соглашения.
  3. Равноправие сторон, как в вопросах заключения договоров, так и в вопросах контроля выполнения обязательств.
  4. Учет и признание интересов участников.
  5. Заинтересованность обеих сторон договора.
  6. Свобода в обсуждении споров и оглашении выводов.
  7. Добровольное соглашение на урегулирование спорных вопросов. То есть одна сторона, предложившая решение, не вправе оказывать давление на вторую сторону для принятия ею этого решения.
  8. Способность исполнения обязательств по рабочему договору. Участники должны брать на себя полномочия, которые реально способны исполнить.
  9. Обязанность и ответственность исполнения условий коллдоговора.
  10. Контроль исполнения полномочий, оговоренных условиями коллдоговора.

Функции социального партнерства

Функциональные обязанности системного механизма по защите и гарантии социальной справедливости определяются тремя сторонами. Это представительство и обеспечение интересов:

  • государственных органов;
  • нанимателей рабочей силы;
  • наемных работников.

Прямая функциональная обязанность системы направлена на обеспечение мира в общественной и производственной деятельности. Косвенная задача партнерства – это оказание воздействия на становление гражданско-правового общества, совершенствование экономической выгоды, усиление социально-экономической защиты.

Система социального партнерства, разработанная на законодательном уровне, способна урегулировать многие спорные моменты, образующиеся в результате социально-производственных отношений. Но исключить основное противоречие между экономикой, рабочей силой и частной собственностью она не в состоянии.

Источник: https://LawCount.ru/otchet/sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/

Механизм социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерствопредставляет собой отношения между работ­никами (представителями работников), работодателями (представи­телями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленные на обеспечение согласования интересов указанных выше сторон по вопросам регулирования трудо­вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства в сфере труда являются работ­ники и работодатели в лице их уполномоченных представителей.

ТК РФ определяет работникакак физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, работодателякак физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Основные права и обязанности работника и работодателя определены ст. 21 и 22 ТК РФ, при этом права работодателя соответствуют обязан­ностям работника, а обязанности работодателя — правам работника.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения,иные профсоюзные ор­ганизации или иные представители, избираемые работниками.

Представителями работодателя в социальном партнерстве выступа­ют руководитель организации,работодатель — индивидуальный пред­приниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

При проведении коллективных переговоров, разрешении коллективных трудовых спо­ров интересы работодателей представляют соответствующие объеди­нения работодателейнекоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления. Представителями работодателей — государственных и муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствую­щих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, разреше­нии коллективных трудовых споров являются соответствующие госу­дарственные органы и органы местного самоуправления.

Основной формой социального партнерства в сфере трудав настоя­щее время является разработка, заключение и контроль за реализацией коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения на уровне отдельных организаций, отраслей и регионов. Предметами договоров и соглашений могут являться вопро­сы оплаты труда, занятости, социального обеспечения и социальных гарантий, рабочего времени, условий труда и быта работников, трудо­вой дисциплины, охраны труда и пр.

Коллективный договор— это локальный нормативно-правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у ра­ботодателя — физического лица и заключаемый работниками и рабо­тодателем в лице их представителей. Условия и нормы коллективного договора обязательны для организации, в которой он заключен, одна­ко если они ухудшают положение работников по сравнению с законода­тельством, то признаются недействительными.

Порядок разработки и заключения коллективных договоров в РФ регулируется гл. 7 ТК РФ.

Сторонами коллективного договора являются работники в лице их представителей (чаще всего — профсоюзного органа) и работодатель, представляемый, как правило, руководителем организации.

Действующее законодательство предусматривает обязательную про­цедуру разработки и заключения коллективных договоров.

Начальной стадией этой процедуры являются коллективные перего­воры, инициировать которые вправе любая из сторон.

Сторона — ини­циатор коллективных переговоров направляет письменное уведомле­ние о начале переговоров другой стороне, которая в семидневный срок со дня получения уведомления обязана вступить в переговоры, напра­вив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указа­нием представителей от своей стороны. Днем начала коллективных пе­реговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Для ведения переговоров и выработки проекта коллективного дого­вора стороны на паритетной основе образуют комиссию.

Возникшие в ходе переговоров разногласия между сторонами фик­сируются в протоколе разногласий.

В течение трех дней после состав­ления протокола стороны проводят консультации и формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении со­гласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон, или в трудовой арбитраж.

Если сторонами принципиально со­гласованы основные условия коллективного договора и предметом разногласий являются лишь его отдельные положения, то стороны должны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях с од­новременным составлением протокола разногласий. Момент подписа­ния коллективного договора (даже с протоколом разногласий) является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллек­тивного договора.

Содержание коллективного договора образуют согласованные сто­ронами условия, регулирующие социально-трудовые отношения в ор­ганизации (например, установление дополнительных отпусков, над­бавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию, иных дополнительных льгот и компенсаций; форма, система и размер оплаты труда; посо­бия, компенсации и доплаты; механизм индексации заработной пла­ты, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха и др.).

Читайте также:  В какой срок работодатель должен выдать 2-ндфл по требованию работника? - все о налогах

Срок действия коллективного договора составляет не более трех лет (ст. 43 ТК РФ). Стороны имеют право продлить действие коллективно­го договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работ­ников организации, ее филиалов, представительств и иных обособлен­ных структурных подразделений. Коллективный договор сохраняет. свое действие также в случае изменения наименования организации или расторжения трудового договора с ее руководителем.

При реорга­низации или ликвидации организации коллективный договор сохра­няет свое действие в течение всего срока реорганизации (ликвидации). При смене формы собственности организации коллективный договор действует в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

В течение всего срока действия коллективного договора стороны мо­гут вносить в его содержание изменения и дополнения.

Коллективное соглашение— это локальный нормативно-правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливаю­щий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями ра­ботников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых от­ношений заключаются генеральные (на уровне РФ), региональные (на уровне субъекта РФ), отраслевые (межотраслевые), территориаль­ные (на уровне муниципального образования) и иные соглашения.

Содержание и структура коллективного соглашения определяются сторонами по взаимной договоренности. Обычно коллективное согла­шение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития соци­ального партнерства.

Порядок разработки и заключения коллективного соглашения опре­делен ст. 47 ТК РФ и во многом аналогичен процедуре разработки и заключения коллективного договора.

При этом заключение и измене­ние коллективных соглашений, требующих бюджетного финансиро­вания, по общему правилу осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Срок действия коллективного соглаше­ния определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Сто­роны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие коллективного соглашения распространяется на работни­ков и работодателей, которые уполномочили соответствующих пред­ставителей на разработку и заключение соглашения от их имени, на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодате­лей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Ра­ботодатель, вступивший в объединение работодателей в период дей­ствия соглашения, также обязан выполнять обязательства, предусмо­тренные этим соглашением.

В течение семи дней со дня подписания сторонами коллективного договора (соглашения) последний направляется представителем ра­ботодателя на уведомительную регистрациюв территориальный го­сударственный орган по труду. При этом вступление коллективного договора (соглашения) в силу не зависит от факта его регистрации.

Ре­гистрация необходима лишь для выявления государственным органом по труду условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. При выявлении таких условий они объявляются недействительными и применению не подлежат.

О данных условиях территориальный государственный орган по труду информирует сто­роны коллективного договора (соглашения) и соответствующую госу­дарственную инспекцию труда.

Реализация коллективных договорови соглашений,т. е. соблюде­ние сторонами согласованных ими условий, призвана создать правовой климат для существования социально-партнерских отношений между работодателями и работниками, сгладить угрозу социальных конфлик­тов и обеспечить благоприятную атмосферу в сфере труда.

Отношения социального партнерства не всегда содействуют повы­шению производительности труда, так как гармония между социаль­ными задачами и изменением в лучшую сторону некоторых экономи­ческих показателей труднодостижима. Но с социальной точки зрения и с точки зрения повышения мотивационного эффекта работников раз­витие отношений социального партнерства в компании весьма пер­спективно.

Источник: https://cyberpedia.su/6xe42a.html

Социальное партнерство в сфере труда. Задачи и основные принципы

Социальное партнерство регулирует отношения только в сфере труда. И представляет систему отношений между государством, работодателями, представителями работников

Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (с изменениями по состоянию на 21.07.2015 г.)

Глава 29. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Статья 258. Задачи социального партнерства

Социальное партнерство в Республике Казахстан направлено на решение следующих задач:

— создание эффективного механизма регулирования социальных, трудовых и связанных с ними экономических отношений; — содействие обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества; — содействие в обеспечении гарантий прав работников в сфере труда, осуществление их социальной защиты; — содействие процессу консультаций и переговоров между сторонами социального партнерства на всех уровнях; — содействие разрешению коллективных трудовых споров;

— выработка предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений.

КОММЕНТАРИЙ                                                                    

Под социальным партнерством в ТК РК имеется в виду система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредствен- но связанных с ними отношений (пп. 7) п. 1 ст. 1 ТК РК).

Социальное партнерство регулирует взаимоотношения только в сфере труда. Такое уточнение необходимо, т.к. нередко термин «социальное партнерство» употребляется в иных контекстах, например, когда идет речь о диалоге некоммерческих организаций и органов власти, взаимном консультировании и обсуждении ими различных вопросов.

Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между государством, работодателями и пред- ставителями работников, в которых в рамках социального мира обеспе- чивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения (бипартизм) между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий, так и трехстороннее взаимодействие (трипартизм) между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на национальном, отраслевом, региональном уровнях.

Другими словами, это совместная деятельность субъектов трудовых отношений, предусматривающая проведение коллективных переговоров, консультаций и сотрудничество между наемными работниками и работодателями, в том числе при участии государства в целях обеспечения согласования их интересов.

Статья 258 ТК РК конкретизирует перечень задач, на решение которых направлена система социального партнерства. Они многообразны, и каждая из них направлена на достижение тех или иных целей, стоящих перед социальным партнерством.

Статья 259. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

— полномочность представителей сторон; — равноправие сторон; — свобода выбора обсуждаемых вопросов; — добровольность принятия обязательств; — уважение интересов сторон;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых обязательств по соглашению;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;
— гласность принимаемых решений.

КОММЕНТАРИЙ                                                                    

Принципы социального партнерства призваны регламентировать процедуру участия сторон в системе социального партнерства и кол- лективных переговоров.

Принципы социального партнерства – это объективные, правовые, научно обоснованные положения, отражающие действие эко- номических законов и выражающих сущность и основной смысл социально-партнерских отношений. В ТК РК заложены принципы социального партнерства, которые соответствуют принципам, выра- ботанным Международной организацией труда (МОТ). К основным принципам относятся:

полномочность представителей сторон

Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства в современных условиях приобретает большое практи- ческое значение, поскольку нельзя признать юридически значимым договорной акт, заключенный представителем, не обладающим соот- ветствующими полномочиями.

Содержание данного принципа таково: представители субъектов социального партнерства должны обладать полномочиями принимать обязательства, имеющие  юридическую силу и для себя самих и для представляемых лиц.

Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры.

Каждый из партнеров должен обладать правом представления интересов той или иной стороны социального партнерства. Рекомендация МОТ № 163, 1981 г. «О коллективных переговорах» предполагает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов.

Объединения работодателей и трудящихся должны быть достаточно представительными, чтобы рассматриваться как законные партнеры, быть способными принимать на себя обязательства и обеспечивать их выполнение.

Принципиально важным является и то обстоятельство, что стороны социального партнерства должны принимать решения только в рамках представленных им полномочий.

равноправие сторон

Эффективное функционирование системы социального партнерства обеспечивается наличием одинаковых равных прав сторон, поскольку баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны.

На практике это означает создание на равноправной основе (из равного числа представителей) комиссий для ведения коллективных переговоров и для разрешения трудового спора, а также равенство возможностей в инициировании предложений о заключении, изменении и дополнении соответствующего соглашения или коллективного договора.

Источник: https://kadry.mcfr.kz/article/994-qqq-08-m2-04-02-2008-sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda-zadachi-i-osnovnye-printsipy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]