В ближайшие три года налоги не увеличатся — все о налогах

Налоги не растут, их просто становится больше

В предстоящую пятницу, 24 ноября, проект федерального бюджета на 2018 — 2020 годы преодолеет в Государственной думе третье чтение. В том, что это случится быстро и без особых трудов, нечего сомневаться.

Цены на нефть недавно подросли, отечественная экономика очнулась от глубокого обморока 2014 — 2015 годов и кое-как приноровилась жить под санкциями — всё это позволило прописать в будущем бюджете, хоть и скромные, но все же положительные показатели.

Предполагается, что в ближайшие три года доходы бюджета в номинальном выражении будут увеличиваться, а значит, появится возможность направить по несколько дополнительных миллиардов рублей на здравоохранение, развитие культуры и туризма, образование, на повышение оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих… И дефицит бюджета сократится с 1,3 процента в 2018 году до 0,79 процента в 2020-м — о таком даже самые преуспевающие страны могут только мечтать.

Ну, а какими будут доходы и дефициты бюджета у нас, граждан России?

К сожалению, большинству из нас, включая военнослужащих и чиновников низшего и среднего звена, в обозримом будущем не приходится рассчитывать на заметное улучшение жизни.

И дело не в ценах на энергоносители, и не в западных санкциях, и даже не в том, что начавшиеся, наконец, попытки слезть с нефтяной иглы — лишь начало очень трудного и долгого пути (как показывает опыт других стран, на это уходит 15 — 20 лет).

Дело в том, что налоговое бремя, которое в последние годы давит на нас всё сильнее, не уменьшится, оно станет еще больше.

Помните, как Остап Бендер жаловался Адаму Козлевичу: «На каждого гражданина давит столб воздуха силою 214 кило. И мне это стало с недавнего времени тяжело. Вы только подумайте! 214 кило! Давит круглые сутки, в особенности по ночам. Я плохо сплю». Бедный товарищ Бендер! Как мы его понимаем, ведь на нас вдобавок давит такой налоговой пресс, который мы и подсчитать-измерить не в силах…

Только очень наивный человек может думать, будто он, будучи россиянином, платит всего один-единственный да к тому же самый низкий в цивилизованном мире 13-процентный налог.

Если вспомнить, что в других странах с рыночной экономикой люди платят от 50 с лишним до 70 — 80 процентов, то нетрудно догадаться, что наше государство, с его далеко не самым качественным чиновничьим менеджментом, при 13 процентах налога давным-давно бы обанкротилось.

В действительности налоговая нагрузка у нас одна из самых высоких. 13-процентный налог — это лишь крохотная верхушка огромного айсберга.

К ней надо прежде всего приплюсовать 30 процентов страховых взносов — пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Общепринято, что эти взносы платит за своих работников работодатель, но это ведь не совсем так: часть нужной суммы он снимает с нас, недоплачивая нам зарплату, а остальное вешает на покупателя производимой нами продукции.

Кстати, покупателями зачастую оказываемся и мы сами. Вообще, всё, на чем несет расходы бизнес, в конечном счете оплачивает конечный покупатель. А уж нагрузка на бизнес — просто запредельная.

Это и налог на добавленную стоимость (НДС), составляющий 18 процентов, и таможенные сборы (если товар поступил из-за рубежа), и акцизы, и высокие банковские ставки кредитов, и лицензии, и аренда помещения, которое предоставляет местная власть… Сюда же приплюсуйте амортизацию основных фондов, водный налог и т.д.

Всё-всё заложено в цену товара, которую способна укоротить только конкуренция, но она у нас в большинстве случаев невысока, а то и вовсе отсутствует.

Отдельный разговор — о государственных монополиях: естественных, противоестественных и сверхъестественных — от ЖКХ до электриков, нефтяников и транспортников.

Вот у них, как правило, нет никакой конкуренции, а значит, нет и стимулов снижать издержки, главное — договориться с соответствующим ведомством или инстанцией о тарифах, что при наличии высокооплачиваемых специалистов и непрозрачности переговоров чаще всего не такая уж сложная задача. Монополиям мы платим чаще, чем может показаться.

Не только садясь в поезд или в метро, но и приобретая, скажем, обычную шоколадку, ведь она изготовлена тоже при участии монополистов — коммунальщиков, поставщиков электроэнергии, тепла, арендодателей…

А ведь есть еще земельный налог, государственные пошлины, налоги на недвижимость, на дарение, даже на более или менее крупный выигрыш в лотерею.

Особый вид дойной коровы — владельцы автомобилей. Эти оплачивают акцизы на бензин и дизельное топливо, аренду земли, на которой находится автозаправка, налог на дороги (для владельцев большегрузов он, по «Платону», еще выше), ну и, конечно, всё, что заложено в стоимость самого железного коня.

К тому же виду относятся пациенты поликлиник и больниц. Заплатив за медицинскую страховку, они зачастую вынуждены платить и за те или иные анализы, и за лечение, и за то, чтобы то и другое ускорить…

«Нелегко живется рядовому налогоплательщику. Не веселы их лица. В следующем году придется еще туже затянуть свои пояса» — говорил нам когда-то про американцев политический обозреватель советского телевидения Валентин Зорин. А вышло, про нас нынешних.

Объем неявных и скрытых налогов продолжает увеличиваться. Федеральные и местные чиновники изобретают для граждан всё новые обязательные платежи в казну. Вот всего три таких «подарка».

1. В следующем году внепланово возрастет на 1 рубль акциз на бензин. Эта «радость» касается не только автомобилистов, но и всех «безлошадных», ведь что бы мы ни покупали, почти всё это привозят на машинах.

2. Министерство финансов намерено собрать 60 миллиардов рублей с россиян, делающих покупки в зарубежных интернет-магазинах.

За счет чего? А за счет снижения лимита беспошлинного ввоза товаров в РФ с 1000 евро до 20 — в 50 (!) раз. Решение об этом еще не принято, но его не миновать.

Хотя бы потому, что эти доходы уже внесены в проект госбюджета, и вряд ли найдется такая сила, которая их оттуда вычеркнет.

3. Предполагается также повысить ставки утилизационного сбора на разные виды техники на 15 процентов и расширить шкалы акцизов на легковые автомобили (удовольствие сидеть за рулем станет еще дороже).

Думаю, не ошибусь, если предположу, что уже в будущем году повысятся акцизы на алкоголь и на сигареты, включая электронные. Тут уж, как говорится, и к гадалке не ходи.

…А теперь — о главном. Вы удивитесь: что же может быть главнее всего этого бесчисленного множества разорительных налогов?! Экономисты вам ответят: их пагубность.

Широкая практика внедрения большинства неявных и скрытых налогов не менее опасна, чем сырьевая зависимость. Привычка покрывать нехватку средств новыми поборами с граждан развращает чиновников. Зачем стараться работать эффективно, если в случае чего всегда можно залезть в чужой карман? Это — во-первых.

Во-вторых, карман у людей не бездонный, и терпение тоже. Другими словами, экономическая проблема переходит в социальную плоскость, а, следовательно, проблем прибавляется, и они становятся еще острее.

В-третьих, неявные и скрытые налоги — это то, что невозможно посчитать и что непонятно откуда взялось, зачем и на что предназначено. А раз так, люди всеми правдами и неправдами стараются избежать любого налогообложения. Непрозрачность налогов вызывает в человеке нехорошие чувства — от подозрений, что на нем пытаются ездить, до ожесточения.

Простите за высокопарный слог, но налоги — это наш гражданский долг. А налоги, больше смахивающие на поборы, — это искоренение гражданских чувств.

Сергей АЧИЛЬДИЕВ,

публицист,

специально для интернет-журнала «Интересант»

Источник: http://www.interessant.ru/economics/naloghi-nie-rastut-ikh-pro

Россиян ждет налоговый капкан: 13% НДФЛ покажутся раем — МК

Правительство намерено увеличить налог на доходы физических лиц

22.02.2017 в 14:20, просмотров: 90269

НДФЛ, налог на доходы физических лиц, который сейчас составляет 13% процентов, в правительстве собираются повысить до 15%. О проработке такого варианта СМИ рассказали источники в российском Белом доме. Мы поговорили с экспертами о реальности подобной перспективы.

Не слишком утешительный бюджетный прогноз на ближайшие 3 года озвучен Минфином. При планируемых доходах дыра в бюджете может оказаться на 60% больше целевого дефицита.

В процессе поиска новых способов восполнения недостающих триллионов эксперты вернулись к старым идеям, а именно повышению налоговых сборов. На этот раз обсуждается вариант повышения единой ставки НДФЛ до 15%.

Если верить источникам, Минфин рассматривает эту меру вкупе со снижением страховых взносов, которые платят работодатели (сейчас это 30%, предполагается снизить планку до 21).

Министерство экономического развития соглашается с увеличением НДФЛ до 15%, при этом в Минэкономразвития говорят о параллельном введении «понятия» минимального дохода, который вообще не будет облагаться налогом.А еще — о повышении НДС на 3% (подробнее об этом читайте в материале «Правительство собралось «ограбить» россиян за счет повышения НДС»).

Насколько реальны эти планы, «МК» поинтересовался у экспертов.

Михаил Беляев, руководитель банковской секции общероссийской организации потребителей ФинПотребСоюз: «Минфин уже давно продумывал эту идею, которая является всего лишь свидетельством того, что данное ведомство практикует не государственный, а бухгалтерский подход к балансированию бюджета.

На мой взгляд, это просто дополнительное нагромождение мероприятий, которые никогда не будут до конца справедливыми, это химерическая схема, которая в наших условиях не сработает.

Люди очень чувствительны к изменениям в налогообложении. Помните, когда власти отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам, из сферы официальной занятости ушли более 5 миллионов пенсионеров. Будем надеяться, что очередная инициатива Минфина — только информация к размышлению».

Вячеслав Шинкарев, эксперт компании «СКБ Контур»: «На самом деле сложно давать оценку каких-то не оформленных пока в законодательные акты намерений чиновников. Дьявол традиционно кроется в мелочах. В конечном счете, все будет зависеть от того, как эта инициатива будет отражена в законе.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Само по себе повышение ставки НДФЛ с 13 до 15%, особенно если это произойдет вместе с предполагаемым снижением страховых взносов, не представляется чем-то из ряда вон выходящим, скорее даже это положительное  явление для бизнеса.

Однако существуют разные нюансы, которые при практической реализации таких изменений могут заметно осложнить ситуацию.

Например, озвучивается прогрессивность налога (введение некоторой необлагаемой суммы).

На практике это может обернуться сложностями корректного расчета НДФЛ для тех организаций, у которых есть обособленные подразделения, и работник в течении месяца мог поработать в нескольких из них. В такой ситуации НДФЛ надо рассчитать отдельно по обособленному подразделению. Как в этом случае применять «необлагаемую» сумму, совершенно не ясно.

На самом деле, хотелось бы, чтобы кроме повышения ставки налога инициаторы изменений подумали над упрощением правил исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет налоговыми агентами, по примеру тех же страховых взносов.

Ни для кого не секрет, что 2016 год был очень сложным годом для бухгалтеров компаний — именно из-за НДФЛ (относительно новая отчетность по форме 6-НДФЛ). Да и сейчас выполнить все требования Налогового кодекса по НДФЛ довольно проблематично».

На практике, если НДФЛ будет повышен, пострадают прежде всего простые граждане — подсчитайте, на сколько уменьшится ваш доход. Каковы бы ни были нюансы правительственных планов по увеличению налогового бремени на россиян, без сомнения, их общий вектор не изменится.

Читайте также:  Как отдыхаем на 9 мая 2018 года? - все о налогах

Источник: https://www.mk.ru/economics/2017/02/22/rossiyan-zhdet-nalogovyy-kapkan-13-ndfl-pokazhutsya-raem.html

Четвертый срок и застой. Почему Путин поднимет налоги после выборов 2018 года | Капитал страны

Повышение налогов в России, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, пока «невозможно обсуждать», в Минфине в частности никаких указаний на этот счет не видели, но дискуссия в правительстве идет, сообщает Wall Street Journal. Почему налоги могут поднять после 2018 года? Что это будет означать для экономики и кошельков простых граждан?

Привычные для россиян ставки подоходного налога (13%) и налога на добавленную стоимость (18%), которые входят в негласный договор с властью, скорее всего, изменятся после выборов 2018 года, когда старый новый президент формально избавится от обязательства не повышать налоги. Очередной повод говорить о грядущем пересмотре налогообложения предоставили утечки из правительственных кругов, но сама тема за два года кризиса поднималась довольно часто – видимо, чтобы население привыкло к ней и смирилось.

Осенью главный казначей страны – глава Минфина Антон Силуанов – предупреждал: увеличение налоговой нагрузки в ближайшие два-три года неизбежно.

В свою очередь, бывший казначей Алексей Кудрин, которому президент поручил заниматься программой реформ к выборам 2018 года, называл пересмотр налогов в сторону повышения «быстрым решением» в отсутствии структурных преобразований.

Когда делалось это заявление, он входил в небольшое число оптимистично настроенных экономистов, которые считали, что низкие цены на нефть заставят правительство и президента взяться за реформы. Но всерьез за них браться до сих пор никто не собирается; государственная мысль проста – повысим налоги в будущем и решим проблему дефицита бюджета.

Действительно, в потрепанном кризисом контракте между властью и населением есть одно базовое условие сохранения статус-кво: цены на нефть должны держаться на относительно высоком уровне.

Таким образом, они в числе прочего выступают залогом налоговой стабильности и, как отмечал экономист Александр Аузан, внушают россиянам ложную уверенность, будто государство живет за счет нефти и газа, а они «к этому государству не имеют никакого отношения».

Главный ресурс – люди, а не сырье

На самом же деле, по словам Аузана, гражданин платит в бюджет не 13%, как многие думают, а с учетом скрытых и косвенных налогов – 48% реального дохода.

Это подтверждают данные консалтинговой компании PwC о том, что российский бизнес отчисляет государству 35,6% общих трудовых налогов и взносов, 8,9% налогов от прибыли и 2,5% – в качестве прочих платежей.

Подсчеты недвусмысленно говорят – в России одни из самых высоких налогов.

Однако падение цен на нефть способно сделать их еще выше – за счет нефти и газа государство больше выживать не может. Безусловно, если бы Россия более эффективно управляла рентой – нефтедолларами и сверхдоходами 2000-х, – то страна могла бы в определенный период снизить налоги и стимулировать тем самым развитие. Но налоги, как мы видим, все время нефтяного изобилия оставались высокими.

В январе-апреле поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизились на 26% по сравнению с тем же периодом 2015 года, а сборы НДС, которые поступают в федеральный бюджет, напротив, выросли и превысили нефтяные доходы – 986 против 582 млрд руб.

В том числе за счет этого консолидированный бюджет получил на 3% больше, чем годом ранее, а федеральный – на 5%. Федеральная налоговая служба поспешила отметить рост доходов от НДС и НДФЛ, что лишь подчеркнуло перераспределение бюджетных доходов в пользу людей, а не сырья.

Тем не менее, текущий бюджет сверстан исходя из цены на нефть в 50 долларов за баррель. И даже при благоприятной цене запланированный дефицит составит 3% ВВП. Между тем, в первом квартале он превысил целевой ориентир и достиг 3,6%.

Пока правительство спасает Резервный фонд, но как раз к 2018 году в нем ничего не останется.

Естественно, в сложившейся ситуации уже сейчас требуется «мобилизация ресурсов», как говорят в Минфине.

Государство превращается в хищника: то у нефтяных компаний «девальвационную надбавку» изымает, то поменяет методику расчета экспортной пошлины, то третий год подряд замораживает накопительную часть пенсии граждан, фактически конфискуя частные средства в пользу бюджета, то думает повысить акцизы и пенсионный возраст. Затем появляются экзотические идеи новых налогов – на тунеядство, к примеру. И уже на следующем шаге заходит речь о повышении налогов в принципе.

Реформы vs налоги

Есть ли альтернативный способ сбалансировать доходы и расходы государства? По словам Силуанова, в 2018 году правительству придется либо повышать налоги, либо сокращать социальные расходы. Почему под нож должны пойти вложения в человеческий капитал, а не траты на оборону или безопасность, на содержание государственного машины, министр не пояснил.

Но назвал выбор «непростым» для следующего президента. Реформатор Кудрин зашел с другого края: по его мнению, развилка выглядит иначе – либо повышать пенсионный возраст, либо поднимать налоги.

«Фактически этого не избежать», – говорил он осенью 2015 года о пересмотре налогов и сетовал, что для финансирования дефицита Пенсионного фонда «источники уже все исчерпаны».

Наблюдатели давно отмечают, что обсуждение экономического развития России постепенно ушло в сторону и сфокусировалось на разговорах о бюджете.

Сбалансированный и по возможности бездефицитный бюджет позволяет властям говорить о макроэкономической стабильности и низком госдолге – особый фетиш президента.

Поэтому правительство не спешит покрывать дефицит за счет внутренних и внешних займов (причем внешние заимствования и без того существенно ограничены политикой санкций).

Свой вклад в стабильность делает и Центробанк, который достаточно жесткой монетарной политикой добивается низкой инфляции и отказывается от денежного стимулирования роста. Однако без реформы правоохранительной и судебной систем риски ведения бизнеса в России остаются высокими. По сути, к этому добавляется еще один фактор неопределенности – политика властей в отношении налогов.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

В 2000-2001 годах налоговая реформа заменила прогрессивную шкалу на плоскую.

Единая ставка подоходного налога – 13% – уже в первый год позволила повысить собираемость налогов в реальном выражении на 26%; частично удалось легализовать серые зарплаты «в конвертах» и решить проблему дефицита бюджета, которая казалась не решаемой на протяжении 90-х. Более того, единая ставка налога способствовала экономическому росту и прибавила порядка 1% к ВВП.

Теперь же в правительстве обсуждают увеличение НДФЛ до 20%. По идее, налог, поступающий в региональные бюджеты, должен помочь в первую очередь терпящим бедствие регионам, но вряд ли придется по душе населению, чьи доходы сегодня упали ниже средних зарплат китайцев.

Другой вариант – введение прогрессивной шкалы, которая некоторым представителям экономического блока кажется более приемлемой в социальном плане, однако встречает критику со стороны отдельных депутатов Госдумы, пугающих тем, что собираемость налогов при введении прогрессивного налога на богатых резко упадет.

Также правительство рассматривает возможность повысить НДС (сейчас 18%), который, по сути, платит покупатель, но взимается он с продавца и поступает в федеральный бюджет.

И в первом, и во втором случае нагрузка вырастет как на население, так и на бизнес. Во-первых, НДФЛ выплачивают работодатели, и при увеличении ставки налога расходы на оплату труда у компаний резко вырастут.

Во-вторых, доходы россиян сокращаются, снижается их покупательская способность, в целом падает платежеспособный спрос.

Уменьшение доходов через увеличение НДФЛ или еще большее ограничение покупательской способности путем повышения НДС, а то и обе меры разом будут сильным ударом по экономике и бизнесу. Россия еще глубже увязнет в закручивающейся спирали рецессии и экономической депрессии.

Но в правительстве, похоже, не считают, чем-то недопустимым брать больше с тех, кто стал зарабатывать меньше, но никак не могут взять больше с тех, кто заработал существенную прибыль – речь о доходах госкорпораций, не желающих выплачивать больше дивидендов в бюджет.

Очевидно, что увеличение налогов должен сопровождать экономический рост, а не падение его темпов, стагнация и рецессия, как сегодня в России. Отвечать на внешний шок (падение цен на нефть) внутренним шоком (повышение налогов) – не очень правильная идея, и отдельные чиновники ее не поддерживают.

Но вопрос перед властями стоит так: стагнация или кардинальные реформы. Пока берет свое инерция, отсутствие политической воли к переменам, а значит, для поддержания «новой нормальности» – темпов роста около нуля и текущих бюджетных расходов – рано или поздно потребуется поднять налоги.

Выручить президента может только резкий рост цен на нефть. Но даже согласно оптимистичному прогнозу Минэнерго США, вырастет она не скоро – к 2020 году до 77 долларов за баррель.

Поэтому россияне могут либо верить в способность властей провести нужные для экономического роста реформы, либо приготовиться к повышению налогов.

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/vybor_putina2018_pochemu_nalogi_v_rossii_vyrastut_posle_prezidentskih_vybor/

Силуанов пообещал не менять налоги 6 лет

Правительство не будет повышать налоговую нагрузку, заявил первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, выступая на ПМЭФ. Для ускорения роста экономики до уровня не менее 3% в год необходимо привлечение инвестиций, а государство должно создать для этого условия, подчеркнул он.

«В первую очередь, это налоги. В течение 6-летнего цикла мы не будем менять налоги. Нас спрашивают: «А что будет меняться?» Безусловно, определенная настройка произойдет», — заявил Силуанов.

По его словам, государство будет уменьшать те налоги, которые негативно влияют на бизнес. Эти шаги направлены на выведение из тени малого бизнеса и самозанятых. «Мы сейчас создаем такой механизм, который позволил бы заинтересовать этих предпринимателей работать вбелую, уплачивая налоги и, как говорится, спать спокойно», — отметил Силуанов.

Поручение проработать «донастройку» налоговой системы президент РФ Владимир Путин дал еще в конце 2016 года. СМИ сообщали, что в рамках этой программы обсуждались такие меры, как введение налога с продаж, повышение НДФЛ с 13% до 15%, а также снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% с одновременным увеличением НДС до 22%.

7 мая Путин подписал так называемый новый майский указ, который содержит национальные приоритеты на ближайшие 6 лет.

Выступая на следующий день в Госдуме, президент РФ отметил, что в новом майском указе поставлены масштабные и амбициозные цели, среди которых улучшение демографических показателей, снижение уровня бедности, вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а также увеличение объема экспорта.

Позже Силуанов заявил, что Минфин в скором времени представит предложения по настройке налоговой системы, которые обеспечат перенос части нагрузки на бизнес с прямых на косвенные налоги.

Правительство должно разработать меры, которые позволят добиться поставленных задач по каждому из направлений. Согласно ранее озвученным премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым оценкам, минимальные затраты на исполнение задач нового майского указа составят 8 трлн. руб. При этом реализация всех поставленных задач потребует втрое большей суммы (25 трлн. руб.).

Как отмечают эксперты, источники финансирования амбициозной программы крайне ограничены. Среди них рост ненефтегазовых доходов, оптимизация и рост собираемости налогов и использование средств Фонда национального благосостояния.

Читайте также:  Как уплатить налог с продажи недвижимости ип, применяющему «доходно-расходную» усн - все о налогах

Кроме того, по их мнению, возможна реализация бюджетного маневра, предложенного Центром стратегических разработок (ЦСР), который предполагает перераспределение ряда госрасходов в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры.

Отметим, что в конце марта эксперты заговорили о возможном росте налоговой нагрузки. Поводом для подобных предположений стала обещанная президентом справедливая и стимулирующая налоговая система.

Заплатить за обещания главы государства, который ранее анонсировал увеличение расходной части бюджета, возможно, придется населению, отмечали экономисты.

Как сообщили источники в правительственных кругах, власти вернулись к обсуждению идей по повышению НДФЛ, введению налога с продаж, а также по отмене льгот по НДС для соцтоваров и повышению НДС при снижении страховых социальных взносов.

Итоги прошедшего совещания источники трактуют по разному: одни говорят о принятии решений, другие – о продолжающемся обсуждении.

Источник: https://wek.ru/siluanov-poobeshhal-ne-menyat-nalogi-6-let

Почему в России не надо повышать налоги? Экономический обозреватель Борис Грозовский отвечает заместителю главреда «Медузы» Александру Поливанову

Почему налоги надо повышать — реплика заместителя главного редактора «Медузы» Александра Поливанова

Meduza

  1. Когда мы повышаем налоги, мы снижаем зависимость бюджета от нефти.
  2. Менять налоговую систему — нормальный процесс.
  3. России нужна более радикальная налоговая реформа, чем повышение НДС на 2%.

Электоральный цикл действует не только в демократиях, но и в автократиях типа российской, где выборы имеют характер имитации. Поэтому после выборов президент Владимир Путин решил «разменять» часть своего рейтинга на непопулярные меры, которые правительство считает необходимыми. Одна из них — повышение НДС с 18 до 20%. 

В 2017 году НДС с товаров и услуг, производимых в России, принес федеральному бюджету 3,07 триллиона рублей. Еще 2,07 триллиона НДС собрали с импортируемых в страну товаров.

При ставке в 20% бюджет получил бы от НДС в прошлом году не 5,14 триллиона, а около 5,71. Поэтому Минфин оценил дополнительные доходы от этой меры примерно в 600 миллиардов рублей. Это 4% доходов федерального бюджета.

Вроде бы немного, но эта сумма почти решает проблему финансирования нового майского указа Путина. 

Правительство выбрало этот вариант, отвергнув другие (еще большее повышение НДС с параллельным снижением взносов с оплаты труда; повышение ; возвращение налога с продаж). Одновременно чиновники активизируют усилия по «выведению» теневых личных доходов в налогооблагаемое пространство. В частности, приступают к собиранию налогов с самозанятых (но этот шаг много денег не даст). 

Почему сейчас не время повышать налоги

Путин у власти 19-й год. Его первая девятилетка (2000–2008) была очень удачной: среднегодовой темп роста ВВП достигал 7%, а суммарный — 83,2% (быстрее, чем у развитых стран, Индии, Турции, Бразилии и т. д.).

В это время мы догоняли (хоть и не догнали) Португалию и приближались к другим европейским странам после экономического провала 1990-х.

Российский подушевой ВВП в 2000-м был ниже уровня Германии, Великобритании и Франции в 12–15 раз, а в 2008-м — менее чем в четыре раза. Расстояние сокращалось.

Тогдашний успех был обеспечен тем, что население и компании пережили шок переходного периода и научились действовать в условиях рынка, конкуренции. В страну валом шли иностранные инвестиции, мы активно перенимали технологии передовых стран.

Также росту способствовало снижение налогов и резкое сокращение их числа в начале путинского срока, ослабление валютного контроля, макроэкономическая стабилизация (снижение инфляции, госдолга и дефицита бюджетов, рост предсказуемости курса рубля), но главное — реформы 1990-х, заложившие базу для капиталистического способа хозяйствования.

Вторая девятилетка по своим результатам отличается от первой, как земля от неба. Суммарный рост ВВП за 2009–2017-й — 5,9%: меньше, чем за один год первой девятилетки. Среднегодовой — жалкие 0,7%. Подушевой ВВП (в долларах) в 2017-м был ниже уровня 2008-го на 18%.

Наше отставание от развитых стран за эти годы драматически не увеличилось, поскольку они сами были в рецессии. Но вот Китай, Индия, Турция не испытали обвального замедления темпов роста. И если в 2008 году Китай еще отставал от нас по размеру ВВП на душу населения в 3,5 раза, то сейчас — всего на 17%.

Значит, и по этому показателю Китай скоро обгонит Россию. 

В первой половине 2018 года экономика не ожила, и никаких шагов к этому предпринято не было.

Потерянное для экономики десятилетие 2009–2018 — плата за усиление роли государства, госкомпаний и госбанков, за снижение конкуренции на всех уровнях (от добычи нефти до поставки лекарств медучреждениям), за безответственную геополитику, многократно повысившую российские риски. Десятилетняя стагнация — это непростительный для развивающейся страны результат.

При чем тут налоги? Да очень просто. Товары и услуги производят люди и фирмы, а не государство.

Поэтому во время стагнации правительства стараются снизить налоги и процентные ставки и увеличить госрасходы (ценой роста госдолга), чтобы подстегнуть потребительский спрос.

А во время энергичного роста поступают наоборот. Это контрциклическая (направленная против динамики экономического цикла) политика. 

Почему Россия вполне могла бы, наоборот, снизить налоги

Конечно, возможность проводить такую политику (снижать налоги и повышать госрасходы) есть не всегда.

Если высокий госдолг и дефицит бюджета вызывают у инвесторов опасения за кредитоспособность страны, то ей и в тяжелое для экономики время приходится повышать налоги и снижать госрасходы.

Не сумели в хорошие времена удержать госфинансы под контролем — расплачивайтесь в плохие. Многим европейским странам во время последней рецессии пришлось сокращать расходы, а некоторым — еще и повышать налоги. 

Но это совсем не наш случай: на начало 2018 года внешний госдолг России составлял 4,1% ВВП, а если прибавить к нему обязательства госбанков и госкомпаний — то 14,8% ВВП. Госдолг находится на ничтожном уровне.

Он позволяет профинансировать еще сотню майских указов без повышения налогов.

Другое дело, что для этого нужно отказаться от агрессивной геополитики, которая превращает российский госдолг в глазах инвесторов в токсичную субстанцию, на которую могут быть наложены санкции.

Наоборот, повышение налогов во время экономической стагнации еще более затруднит выход из нее.

К трудностям, связанным с очень высокой неопределенностью (инвесторы вынуждены закладывать в оценку рисков события типа отключения России от глобальных платежных систем), добавляются еще и повышенные налоги.

Стагнация — и так плохое время для инвесторов: они не могут полагаться на рост спроса. А если налоги растут, спрос снижается и далее. Какие в таких условиях инвестиции?

Почему повышение налогов — плохой способ снизить зависимость от нефти

Повышение налогов не приведет к диверсификации российской экономики. В 2017 году нефтегазовые доходы обеспечили федеральному бюджету 39,6% средств.

На самом деле зависимость бюджета от нефти и газа намного выше: в этой цифре учтены и экспортные пошлины, а есть еще налог на прибыль, налоги с зарплат сотрудникам нефтегазовых компаний, акцизы и другие.

Так что зависимость бюджета от нефтегазовых денег действительно очень высока. Повышение НДС, который платят поставщики реализуемых в России товаров и услуг (при экспорте НДС возмещается), немного уменьшит долю нефтегазовых доходов в бюджете.

Бюджет станет чуть более диверсифицирован по источникам доходов. НДС платят все, но при экспорте он возмещается, поэтому нефтегазовой отрасли рост налогового бремени коснется меньше, чем других отраслей.

Но станет ли более диверсифицированной экономика? Нет, ровно наоборот! Если вы повышаете налоги на отрасли, не связанные с нефтегазом, а на нефтегазовые — снижаете (нефтяной «налоговый маневр»), то производство в отраслях, где налоги выросли, будет расти медленнее.

Конечно, диверсификация экономики зависит не только от налоговой политики. Но если перед нами стоит цель снизить долю нефтегазовой отрасли в экономике, то нужно (при прочих равных) повышать налоги на нее и снижать нагрузку на остальные отрасли.

Повышение НДС, увы, работает в противоположном направлении. 

Почему повышение налогов не повысит в России уровень демократии

В России довольно низкий (13%) подоходный налог, как и налог на имущество. Прочие налоги платятся другими налоговыми агентами. И большинство граждан не осознают, что они лично финансируют государство, что государство содержится на их средства, собранные с производимых и потребляемых ими товаров и услуг.

Соответственно, они не предъявляют государству больших требований и вообще не воспринимают чиновников как нанятых народом администраторов, деятельность которых должна быть подотчетна людям — и ими же контролироваться.

Если повысить налоги, надеются некоторые сторонники демократии, субъектность народа в отношении к государству вырастет: в обмен на свои налоги люди повысят требования к государству.

Думаю, эти надежды тщетны. Для решения такой задачи категорически не подходит НДС, который не платят ни граждане, ни малый бизнес. Тут надо было бы увеличивать нагрузку на доходы людей, делая ставку резко прогрессивной.

Тогда налог имел бы, например, следующую конструкцию: самые богатые платят НДФЛ по ставке, скажем, 65%; люди с доходами пониже — 50%; с ежемесячных зарплат в районе 100–200 тысяч рублей платите 40%, а с доходов в 50–100 тысяч — 20%.

Если же доходы не превышают 15–20 тысяч рублей в месяц (или 180–240 тысяч в год), подоходный налог не платится совсем.

Вовсе бедным (у кого в расчете на члена семьи не набирается и шести-восьми тысяч в месяц) можно в этом сценарии доплачивать из госбюджета до нижнего порога доходов. Такая схема базового дохода активно обсуждается в разных странах в последние годы.

Представим себе, что завтра российский НДФЛ реформирован примерно таким образом. Вырастет ли у россиян стремление к демократии и желание контролировать деятельность чиновников? Нет! Недовольны будут богатые и (небольшой) средний класс.

Полицейским, военным, чиновникам, нефтяникам, газовикам и прочим рост налоговой нагрузки компенсируют их работодатели.

Большая же часть людей будет благодарить родное правительство за то, что оно наконец занялось перераспределением: отбирает деньги у богатых, снижает налоги на большинство, а еще и борется с бедностью. Налоги на личные доходы и имущество у нас в стране «плоские», без прогрессии.

Изменения в этих налогах могут быть связаны с ростом стремления к перераспределению: отнять у богатых (ельцинских олигархов, путинских друзей-бизнесменов) и раздать бедным. Недовольными в такой ситуации будут богатые, но их заведомо меньше, чем бедных, которым эта схема понравится.

А если повысить личные налоги более равномерно — не на богатых, а на всех? Это заведомо непопулярная мера. На нее любое правительство идет, когда исчерпаны остальные ресурсы. Нам до этого состояния очень далеко. Но представим себе, что почему-то правительство оказалось вынуждено повысить вдвое плоскую ставку НДФЛ.

Это будет восприниматься как несправедливое увеличение оброка, барщины, дани. В прошлом в такой ситуации народ бунтовал, царских сатрапов начинали вешать на столбах; на расписных челнах выезжал народный спаситель в лице Робина Гуда, Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Как максимум это заканчивалось тем, что место царя, творившего налоговые бесчинства, занимал новый, «добрый».

В либеральных демократиях этот механизм работает иначе. Когда там повышаются налоги, люди задают больше вопросов. Качество государства и предоставляемых им услуг в скандинавских странах, где налоги высоки, тоже очень высокое.

Некоторые демократии даже предоставляют налогоплательщикам возможность решать, как будет потрачена часть уплачиваемого ими налога: на благотворительность, поддержку местной школы, ремонт дороги или содержание местной больницы.

Естественно, возможность выбирать направление расходования уплачиваемых средств увеличивает заинтересованность людей, их участие в управлении городом, регионом и страной.

Но наша власть не собирается предоставлять налогоплательщикам таких прав — это не в ее интересах (мизерные налоговые вычеты по НДФЛ при расходах на благотворительность не в счет). 

Получается, чтобы повышение налогов начало работать на рост демократических настроений, страна уже должна быть демократией.

А когда налоги повышает царь, это может привести к росту недовольства царем и его окружением (если растут налоги на бедных) или, наоборот, к росту поддержки царя (если тяжелее становится богатым).

Но никак не к росту спроса на демократию и участия в управлении государством.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/06/26/pochemu-v-rossii-ne-nado-povyshat-nalogi

Налоговая реформа: ближайшие три года налоги будут только повышаться

ВСЕ ФОТО

Через две недели, 14 февраля, правительство будет утверждать план налоговой реформы на три года вперед. Статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов рассказал, что период ежегодного снижения налогов окончательно завершен. В следующие три года нагрузка на некоторых налогоплательщиков может даже увеличиться, сообщает «Время новостей».

Для повышения налогов нашелся новый серьезный повод — мировой финансовый кризис. «Мы не видим возможности для снижения налогов в нынешней ситуации, когда российская экономика все более чувствительна к потрясениям на мировых рынках», — заявил замминистра финансов 29 января.

Первым на очереди стоит «Газпром», который заставят поделиться прибылью, полученной в результате повышения цен на газ.

«Доходы от нефти и газа, которые сегодня составляют очень существенную часть доходов бюджета, в среднесрочной перспективе будут снижаться, и этот факт необходимо учитывать в налоговой политике», – приводит мнение Шаталова «Независимая газета».

По его словам, в правительстве пока нет расчетов по налогообложению разработки новых месторождений на шельфе или эксплуатации освоенных месторождений.

Однако необходимость «налоговых каникул» или понижающих налоговых коэффициентов для них особых споров не вызывает.

Повышения налогов могут ожидать также владельцы дорогой недвижимости. Новый налог на недвижимость, на принятие которого Минфин рассчитывает к 2011 году, увеличит налоговое бремя для ряда квартировладельцев в несколько раз.

Серьезно может измениться и сам подход фискалов к рассмотрению отчетности по НДС.

Читайте также:  Какая ответственность предусмотрена за неуплату ндфл? - все о налогах

Сейчас, как пояснил замминистра, налоговым органам в случае несогласия с заявлением налогоплательщика о возмещении части НДС приходится отклонять всю декларацию.

Минфин работает над созданием единых правил заполнения декларации по НДС. Они дадут возможность фискалам частично удовлетворять заявления плательщиков о возмещении налога, не забраковывая весь документ.

Впрочем, Минфин готов поддержать работодателей, заботящихся о безбедной старости своих сотрудников.

«Государство готово софинансировать дополнительное пенсионное страхование граждан, и работодатели готовы присоединиться к этому, но считают, что эти взносы должны быть освобождены от ЕСН и НДФЛ», цитирует Шаталова РБК daily. Подробнее о реакции газет на фискальные новации Минфина на сайте Заголовки.ру.

Министерство финансов готово повысить вычет на детей из подоходного налога с 600 до 800 руб., а также увеличить лимит зарплаты, до достижения которого применяется вычет на детей. Сейчас он составляет 20 тыс. рублей, но вполне возможно, вскоре вырастет до 40 тысяч рублей.

Источник: https://www.newsru.com/finance/30jan2008/nalog.html

Налоги решено оставить

media.gazprom-neft.ru

Добычное производство нефти, ЯНАО, 2013 год

Антон Силуанов заявил, что в России в течение ближайших 6 лет налогового повышения не будет

Новый кабинет министров принял решение не менять налоги в стране. Текущий налоговый режим сохранится на ближайшие шесть лет. 

С таким заявлением выступил в четверг на ПМЭФ-2018 первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Казалось бы, новость позитивная для нашего бизнеса, но не всё так просто.

По его словам, в стране должны быть стабильные условия для уверенной работы бизнеса. Речь, прежде всего, идёт о налоговой политике государства. 

При этом Силуанов не стал уточнять, что именно будет меняться — общий уровень налогообложения или же количество конкретных налогов. Создаётся впечатление, что новый кабмин хочет оставить экономическую систему без изменений, сохранив тот объём небольшого экономического роста, который есть сейчас.

News.ru/Руслан Исхаков

Антон Силуанов

Глава Минфина не исключил, что налоговую систему ждёт донастройка. Так, будут упрощены взаимоотношения с малым бизнесом, а также с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми.

Не секрет, что большинство бизнесменов этих категорий работает с применением «серых» схем. Поэтому правительство заинтересовано в том, чтобы сделать работу бизнеса прозрачной и убрать мешающие его развитию барьеры.

Если данный механизм реально заработает и принесёт свои плоды, то это будет весомый вклад в ВВП России.

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев сообщил корреспонденту News.

ru, что в стране растут только сборы, а в заявлении Силуанова мало надежд на то, чтобы его словам суждено было сбыться.

 По его мнению, пока кардинальных изменений ждать не стоит: Минфин совсем не спешит внести неналоговые сборы в Налоговый кодекс РФ, хотя именно это необходимо, чтобы сдержать рост нагрузки.

«Серьёзно воспринимать заявления о неповышении налогов сейчас невозможно. Такое все слышали уже не раз, однако, вопреки словам, налоговая нагрузка стабильно растёт», — пояснил эксперт.

Он заявил, что сейчас правительство может повышать сборы без каких-либо ограничений. В таком виде говорить о развитии экономики не приходится. Необходимы реальные меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес. Нужно стимулировать передовые разработки и модернизацию предприятий.

«В прежнем виде правительство может повышать сборы без всяких проблем и обсуждений. Но и сдерживания роста налогов на самом деле недостаточно для развития экономики. Необходимо снижать налоговую нагрузку, создавать стимулы для передовых разработок и модернизации предприятий, выводить бизнес из тени», — сказал он News.ru.

Отметим, что Силуанов в прежнем составе кабмина наоборот выступал за повышение налоговой нагрузки на бизнес и физлиц. С чем же связан столь резкий разворот? В настоящее время ситуация в нашей экономике относительно стабильная. Пропала турбулентность и излишняя волатильность.

Нефть, хоть и слегка откатилась от заветной отметки $80, но всё же не перестаёт радовать. При этом бюджет свёрстан исходя из совершенно других данных по стоимости нефти.

Создаётся впечатление, что Минфин планирует компенсировать выпадающие поступления в бюджет в случае неповышения налогов высокими ценами на нефть. 

ТАСС/Артём Геодакян

Работа сотрудников ФНС РФ

Однако все мы видим, что нефть всё же не так стабильна, и на рынке могут быть изменения как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Например, нынешний глава Счётной палаты Алексей Кудрин не исключает, что нефть упадёт в цене в ближайшие пару лет до $50.

Однако его прогноз можно считать всё же пессимистичным, так как эксперты ожидают, что нефти удастся закрепиться на $80 и двигаться дальше, вплоть до $100.

Между тем российский бизнес считает, что высокие налоги мешают его работе. Так, по данным ВЦИОМ, основными факторами, сдерживающими развитие компаний, являются неопределённость экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и снижающийся спрос на внутреннем рынке. 63% опрошенных руководителей отмечают, что положение их компании ухудшилось из-за текущей экономической ситуации. 

В качестве приоритетных мер возобновления экономического роста бизнес называет повышение уровня и качества жизни людей; налоговую реформу, стимулирующую экономический рост; ограничение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и снижение тарифов.

При этом правительство оправдывается тем, что повышаются якобы не сами налоги, а неналоговые сборы (наиболее яркой является система «Платон»), которые формально налогами не являются, но совершенно неотличимы по своей сути. Нагрузка на бизнес неуклонно растёт.

Задача есть

Нужно помнить, что президент Владимир Путин поставил задачу выполнить свой новый майский указ, а его реализация потребует крупных бюджетных расходов.

А как достичь показателей, благодаря которым Россия войдёт в топ-5 мировых экономик? Для этого потребуются новые источники доходов.

И, например, повышение налогов — как раз беспроигрышный план, который может быть для правительства пока «планом Б», оставленным про запас. Конечно же, экономический рост в России не станет источником повышения доходов в бюджет.

Ведь даже согласно самым смелым прогнозам он не превысит 2% в ближайшие годы, а по мнению иностранных аналитических компаний, темпы роста экономики в РФ только снизятся. Поэтому повышение налогов и ужесточение их администрирования для повышения собираемости выглядят более чем очевидными.

А что с экономическими реформами и решением социальных проблем? Без изменений налоговой политики тут не обойтись. Правительству налоги придётся понижать, вводить новые меры налогового стимулирования для обеспечения экономического роста. Иначе мы так и будем топтаться на одном месте.

— Текущие экономические условия, и особенно «подарок для бюджета» в виде высоких цен на нефть, позволяют на какое-то обозримое время сохранять действующий налоговый режим, без увеличения налоговой нагрузки. Сохранение состава налоговых платежей и налоговых ставок дадут возможность субъектам экономической деятельности более реально планировать развитие бизнеса.

А идея упрощения налоговых взаимоотношений с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами, работающими в «сером» секторе, позволит повысить прозрачность этой сферы и увеличить вклад в ВВП страны.

Заявление, сделанное вице-премьером, безусловно, будет позитивно воспринято как резидентами, так и внешними стратегическими инвесторами.

— Думаю, слова Антона Силуанова удивили многих, так как ранее, до президентских выборов и своего нового назначения, министр то и дело поднимал тему повышения налоговой нагрузки. В частности, он настаивал на завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли.

Теперь мнение первого вице-премьера поменялось, в связи с этим возникает вопрос: за счёт каких поступлений Минфин планирует увеличить поступления в бюджет, если даже акцизы на бензин вместо повышения будут снижать? Мы выражаем сомнение в том, что Антон Силуанов сдержит своё обещание, и предполагаем, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране правительство пойдёт на увеличение ряда налогов.

— Очередная дилемма государственного управления. На этот раз в отношении налогообложения. Заявление Антона Силуанова, что РФ не будет в течение шести лет менять налоги, требует пояснения. Что не будет меняться? Общий уровень налогообложения, количество и назначение конкретных налогов или система администрирования.

Скорее всего, Антону Германовичу не удастся сдержать своё слово, потому что реальные задачи, стоящие перед страной, не обойдутся без вмешательства в механизмы государственного регулирования экономики, в том числе в налогообложение. Чего хочет правительство? Оставить экономическую систему без изменений.

Законсервировать нынешнее состояние экономики — при минимальном экономическом росте, дожать ключевую ставку до 6% и наслаждаться «стабильностью», больше ничего не меняя? Тогда, возможно, Силуанову и удастся выполнить своё обещание.

Но выполнение майского указа по стратегическим задачам развития страны потребует значительных бюджетных расходов, так как все социально-экономические реформы будут проводиться за счёт бюджета. И без радикального увеличения доходов бюджета не обойтись.

А экономический рост не будет источником повышения бюджетных доходов, так как по прогнозам он не превысит 2% в ближайшие три года. Придётся повышать налоги и ужесточать их администрирование для повышения собираемости.

Но если правительство озабочено реальными экономическими реформами, переходом к инновационной модели роста, решением социальных проблем, прежде всего радикальной пенсионной реформой, изменением инвестиционного климата и привлечением инвестиций, то без радикальной налоговой реформы не обойтись. Налоги придётся снижать, изменять их структуру в региональном аспекте.

— В новом правительстве Антон Силуанов получил новые полномочия — кроме сохранения кресла министра финансов, он стал ещё первым вице-премьером. Но макроэкономическая ситуация мало зависит от полномочий чиновника.

Обещания оставить налоговую систему без изменений — это позитивная новость, так как, по многолетним наблюдениям, ничто так не способствует экономическому развитию нашей страны, как стабильность. Бизнес и граждане приспосабливаются к уровню налогообложения и методам администрирования и начинают зарабатывать и накапливать.

И наоборот, изменения в налогообложении, нормативах, законах приводят к росту затрат, разорению и банкротствам. Стабилизация курса рубля, снижение ключевой ставки и небольшой экономический рост — явления для нашей экономики, скорее, временные.

На горизонте — новые санкции, возможное снижение цены на нефть и даже в перспективе двух лет — циклический спад глобальной экономики.

Кроме того, даже если этого не произойдёт, то амбициозные задачи социальной политики и ускорения экономического развития страны потребуют значительного увеличения доходов бюджета, так как предполагается, что это государственные задачи и должны решаться за государственный счёт.

Модель экономического роста — капитализация нефтегазовых доходов — пока не претерпевает изменений. И ещё, как-то ничего из обещаний членов правительства, которые были выполнены за последние годы, не приходит в голову. Обычно если говорят «делать не будем» — значит, сделают, и наоборот: «обязательно сделаем» — значит, останется всё как есть. Последний пример — многолетняя дискуссия о повышении пенсионного возраста. В голове так и сидит фраза Станиславского: «Не верю!»

— Пообещав не менять налоги в течение ближайшего шестилетнего цикла, первый вице-премьер Антон Силуанов отметил, что обсуждается «настройка» налоговой системы для создания стабильных условий, позитивно влияющих на развитие бизнеса.

Она будет заключаться в улучшении работы по администрированию налоговой системы для увеличения собираемости налогов. Правительство рассчитывает упростить налоговые взаимоотношения с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, которые пока работают в «сером» секторе экономики.

Сейчас создаётся механизм, который позволил бы заинтересовать бизнес открыться, работать вбелую.

Источник: https://news.ru/den-gi/nalogi-resheno-ostavit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector