Налоговые льготы по НДС. Освобождение от НДС
По закону, в некоторых случаях, индивидуальные предприниматели и компании, работающие по общему режиму налогообложения и, соответственно, обязанные применять НДС, могут рассчитывать на определенные льготы или освобождение от уплаты данного налога.
Что такое налоговая льгота
В законодательстве РФ нет четкой трактовки понятия «налоговая льгота». Поэтому чаще всего под этим термином понимается либо возможность оплачивать налог в меньшем размере, либо возможность не оплачивать его вовсе. При этом, налогоплательщик может отказаться от такой льготы или на какой-то период перестать ею пользоваться.
Если говорить конкретно по НДС, то в Налоговом кодексе РФ нет однозначного списка послаблений и льгот, к нему применяемом. Но некоторые общие моменты все же существуют. Рассмотрим их ниже.
Льготы по НДС
Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:
- право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
- возможность применять амортизационные премии;
- при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.
Но вопреки сложившейся практике, строго говоря, перечисленные здесь пункты в полной мере отнести ко льготам по НДС нельзя, поскольку на них имеют право и другие налогоплательщики. Поэтому главной льготой НДС является только возможность освобождения от его уплаты.
Кто может претендовать на освобождение от НДС
Как говорит статья 145 НК РФ, для освобождения от выплаты НДС ИП и предприятия должны соответствовать следующим критериям:
- со времени постановки на государственный учет прошло не меньше 3 месяцев;
- без НДС за 3 месяца прибыль компании составила не больше 2 миллионов рублей;
- в продажах не используются товары, подпадающие под акциз или при работе с ними ведется раздельный учет по подакцизным и неподакцизным категориям.
Внимание! Следует учесть, что Министерство финансов считает, что рассчитывать окончательный размер выручки нужно при полном учете продаж товаров как акцизных так и неподакцизных, а также операций, не признаваемых объектами по НДС и не облагаемых данным видом налога.
Кто не может быть освобожден от оплаты НДС
В некоторых случаях даже при соблюдении вышеприведенных условий, некоторые организации и ИП не могут освобождаться от НДС. Например, это те ситуации, когда компания:
- выполняет функции налогового агента, то есть занимается продажей товаров покупателям из других стран, а также имеет отношение к аренде муниципального и государственного имущества;
- занимается ввозом на территорию России различных товаров.
С чего начинать освобождение от ндс
После того, как бухгалтерия предприятия убеждается в том, что никаких препятствий для избавления от уплаты НДС нет, нужно произвести предварительную подготовку, а именно – восстановить принятый ранее к вычету НДС по:
- основным средствам;
- материальным активам;
- нематериальным активам.
Сделать это надо непосредственно перед тем, как приступить к процедуре по освобождению от НДС, то есть в последнем налоговом периоде.
При этом следует учесть, что:
- если основные средства «недоамортизированы», то восстанавливать НДС нужно с их остаточной стоимости;
- если НДС выплачен с авансов, которые сделали покупатели, то его можно оформить к возврату, но только, при условии, что покупатели не возражают против того, чтобы:
- или разорвать договорные отношения и вернуть аванс в полном размере;
- или внести в договор пункт об изменении цены – в этом случае можно вернуть именно авансовый НДС.
Если же покупатель не имеет желания по каким-то своим причинам вносить в договор изменения, то при отгрузке товара ему нужно выставить счет-фактуру с НДС.
И всегда надо помнить о том, что как только наступает период освобождения от НДС, применять к вычету НДС, оплаченный с ранее произведенных авансов, будет уже нельзя.
Какие документы нужны для освобождения от уплаты НДС
От ИП и организаций, которые хотят избавить себя от выплат НДС, налоговики требуют:
- уведомление в письменной форме по строго определенному формату;
- журнал контроля за движением счетов-фактур и его копию;
- выписки: из бухгалтерского баланса – от ООО, из книги учета доходов и расходов — от ИП, и выписку из книги учета продаж и покупок от тех и других.
Передать все вышеназванные документы в территориальную налоговую службу нужно не позже 20 числа месяца, с которого индивидуальный предприниматели или организация уже не хотят платить НДС.
К сведению! Важной особенностью освобождения от НДС является тот факт, что получить его можно в любое время, а не только в начала нового налогового периода.
Как только претендующее на освобождение от оплаты НДС предприятие или ИП получает его, он может в течение одного года спать спокойно – период освобождения фиксирован 12 месяцами последовательно. Входной НДС в это время нужно учитывать в стоимости работ, услуг и товаров.
Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.
Как продлить освобождение от НДС
Ближе к концу 12-месячного периода освобождения от НДС, налогоплательщик должен определиться с дальнейшими планами.
Если он хочет продлить его, то нужно действовать по старой схеме, то есть вовремя обратиться в налоговую службу с тем же необходимым пакетом документов.
В числе прочего, налоговые специалисты проведут проверку на предмет того, не было ли за предыдущие налоговые периоды превышений по условиям освобождения от НДС.
Как вернуться к выплатам по НДС
Если по каким-то причинам возникла необходимость вернуться к выплатам НДС, то надо снова обратиться в местную налоговую службу, чтобы подать туда заявление об отказе от освобождения от НДС. Причем сделать это добровольно раньше истечения годового периода, на который оно было получено, невозможно.
То есть, даже если ИП или организация начнет выставлять клиентам счета-фактуры с выделением НДС, принять к вычету входной НДС будет нельзя.
Когда теряется право на избавление от уплаты НДС
В некоторых случаях, налогоплательщик, уже получивший право не платить НДС, может его потерять. Это происходит в тех случаях, когда:
- прибыль ИП или предприятия выше 2 миллионов рублей за три месяца подряд;
- появляются продажи подакцизных товаров.
Важно! При оценке размеров выручки, налоговые специалисты смотрят и на те периоды, которые выходят за границы периода освобождения.
Внимание! Те ИП и ООО, которые во время освобождения от уплаты НДС перешли на ЕНВД или УСН, в дальнейшем могут уже не подавать документы для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС.
Процедура по избавлению от НДС является делом не самым сложным, он требующим внимательного подхода.
Поэтому при возникновении неуверенности в целесообразности его использования, например, по причине планов на развитие бизнеса и наращиванию оборотов, разумнее будет просто перейти на другую налоговую систему, например, УСН.
Впрочем, в тех случаях, когда переход на иные налоговые режимы невозможен, освобождения от НДС – прекрасный способ снизить нагрузку на предприятие по налоговому учету и отчетности, а также выплате налогов.
Источник: https://assistentus.ru/nds/nalogovye-lgoty/
Налоговые льготы по НДС в 2018
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный вид налога, способ взимания доли стоимости товара, услуги или работы, осуществляемый на каждом этапе процесса их изготовления.
Обычная ставка НДС в РФ — 18%, она действует по умолчанию, если не сказано, что налог будет начислен по ставкам 10% или 0%. Налоговые льготы по НДС — применяемая заниженная ставка или отсутствие налога вовсе.
Список необлагаемых операций является закрытым.
Перечень налоговых льгот
Для удобства можно поделить существующие льготы по НДС на группы:
Применяемые при продаже некоторых товаров, осуществлении услуг и работ | Применяемые особыми группами компаний и ИП | Применяемые при проведении некоторых операций |
— продажа марок;— продажа произведений народных худ. промыслов, объявленных ценными;— продажа медикаментов (перечень закрытый);— продажа монет из драг.металлов, не имеющих ценности для нумизматов;— ремонт в рамках гарантийного срока использования;— реставрация, ремонт, консервация исторических и культурных памятников и построек;— научные исследования, опытно-конструкторские мероприятия, спонсируемые из бюджета;— продажа драг.металлов/камней, руд с примесью драг.металлов, нешлифованных алмазов, их обломков;— приготовление пищи для образовательных и медучреждений, детсадов;— мед. услуги;— транспортировка людей по городу и пригороду;— тушение лесных пожаров;— ремонт воздушных судов (в т. ч. аэронавигационное обслуживание) на аэродромах и в воздухе;— лоцманская проводка и обсл. морских судов и судов внутр. плавания при нахождении в порту;— сдача в аренду спортинвентаря для спортивно-зрелищных событий;— продажа жилья целиком и долями;— передача долей в правах на общее имущество в многоквартирном доме при продаже квартир;— продажа эксклюзивных прав и прав на эксплуатацию новшеств, изобретений, софта для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, БД, промышленных образцов;— продажа лома и отходов ч. и цвет. металлов;— отчуждение товара ради рекламы, лимит себестоимости до 100 тысяч рублей за ед. | — учебные курсы;— продажи в точках, где нет пошлины;— мероприятия в области искусства и культурные мероприятия, продажа входных билетов учреждениями физкультуры и спорта;— съемки фильмов, признанных национальными;— продажа товаров, услуг и работ обществами людей с ограниченными возможностями;— продажа сельскохозяйственной продукции;— Ритуальные услуги;— услуги архивов;— Услуги страховщиков;— Пенсионное страхование муниципальными учреждениями;— Операции в отделениях банков;— Операции с банковскими картами;— Платежи за детсад, занятия для развития детей;— Уход за больными, пожилыми и людьми с ограниченными возможностями в гос. и муниципальных организациях соцзащиты;— Адвокатская деятельность (в т. ч. адв. бюро);— отчуждение товаров в пользу уголовно-исполнительных учреждений;— продажа товаров, услуг и работ гос. унитарными организациями (и «уголовными» мастерскими лечебных исправительных колоний) при предприятиях соцзащиты и соцреабилитации населения, противотуберкулезных, психо- и психоневрологических организациях;— продажа предметов религии и печатной продукции;— Услуги санаторных, курортных, лагерных предприятий России для детей, пребывание в которых основывается на выдаче путевки или курсовки;— казино;— производство медикаментов, ремонт оптики, слуховых аппаратов и протезно-ортопедической продукции;— услуги, за которые население уплачивает госпошлину. | — сдача в аренду площадей для иностранцев и зарубежных предприятий, прошедшим аккредитацию в РФ;— предоставление заемных средств;— работы по организации постройки жилья для военнослужащих;— организация государственных лотерей;— передача во временное пользование жилплощадей;— осуществление работ в портовой ОЭЗ жителями данной зоны;— перекупка кредитных продуктов и займов;— благотворительная передача чего-либо;— научные исследования и опытно-конструкторские работы, спонсируемые гос. бюджетом и направленные на изобретение новых продуктов и технологий;— продажа долей предприятий, паев в инвест. фондах и фондах кооперативов, акций, инструментов срочных сделок. |
НК РФ не содержит информации о наказании предприятий, без права на то применяющих льготы по НДС, но налоговая, заметив это, непременно принудит перечислить в бюджет неуплаченный ранее налог, выплатить штраф в размере 20% этой суммы и пени. Читайте также статью: → «Пояснения по декларации НДС в налоговую в 2018»
Налоговые льготы по НДС для организаций, сбывающих макулатуру, медицинскую, племенную продукцию и занимающихся перевозкой людей ж/д транспортом
Для торговли «племенной» продукцией. Ставка НДС на сегодняшний день — 0%. До 1.10.2016г. данный вид деятельности облагался по сниженной ставке в 10%. Льгота действует на основании свидетельства на происхождение и некоторые качества животных, их семени или эмбриона. Сюда относятся:
- продажа племенного скота,
- домашних пернатых,
- семени животных,
- яиц,
- эмбрионов.
Источник: https://online-buhuchet.ru/nalogovye-lgoty-po-nds/
Налог на добавленную стоимость. Продолжатся ли споры о налоговых льготах?
Источник: https://www.klerk.ru/buh/
Споры о том, что такое льгота, нередко велись в увязке с вопросом о полномочиях налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Подводя итог этим спорам применительно к НДС, Пленум ВАС РФ напомнил, что при использовании указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», содержащегося в п. 1 ст.
56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст.
149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Например, в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ установлена налоговая льгота для столовых образовательных и медицинских организаций, в п.п. 1 п. 3 ст. 149 — для религиозных организаций, в п.п. 2 п. 3 ст. 149 — для общественных организаций инвалидов, в п.п. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ — для коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
Вместе с тем на основании п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, которые не являются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаются от налогообложения согласно ст.
149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление преимуществ определенной категории лиц перед другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г.
№ 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», далее — Постановление № 33).
Иными словами, если в соответствии со ст.149 НК РФ какая-либо операция освобождается от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то такое освобождение не является льготой, и это очень важный момент. Самым очевидным примером изложенного можно назвать освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и ценными бумагами (п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В Постановлении № 33 также важным было косвенное указание на то, что сам факт отражения в разделе 7 налоговой декларации по НДС каких-либо операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем в соответствии со ст.
149 НК РФ (например, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст.
146 НК РФ), не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность такого «необложения» в установленном для подтверждения льгот порядке.
Напомним, что в разделе 7 декларации по НДС должны показываться не все не облагаемые НДС доходы, например, суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг (векселей и облигаций), а лишь доходы от тех операций, которые названы в наименовании данного раздела.
В связи с тем что Пленум ВАС РФ особо указал на необходимость руководствоваться ст. 56 НК РФ, следует обратить внимание на то, что согласно п. 2 этой статьи важным признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от ее использования либо приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Без учета условия «если» может показаться, что все освобождения, предоставленные п. 2 ст. 149 НК РФ, не являются льготой, поскольку от них нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Однако это не так, и приводимые Пленумом ВАС РФ примеры льгот, предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, абсолютно правомерны, поскольку невозможность отказа от льготы установлена, как и предписано п. 2 ст.
56 НК РФ, в самом НК РФ.
Позиция налоговых органов
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/63643-nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-prodolzhatsya-li-spory-o-nalogovyh-l-gotah.html
Приобрели медтехнику, как платить НДС?
Вопрос:
Наша организация приобрела медицинскую технику без НДС, так как по закону она не облагается НДС. Но нам нужно продать эту продукцию с НДС, так как наша учетная политика не позволяет работать без НДС.
Как быть в данной ситуации? Если мы перепродадим медицинскую технику с НДС 18%, будут ли у нас проблемы перед законом? В перечень же товаров подлежащих налогообложению НДС 18% — медицинская техника не входит.
Какими статьями закона можно руководствоваться?
Ивашин И.М.
Ответ:
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Налогового Кодекса РФ.
Так, на основании пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
- важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Часть реализуемой медтехники входит в «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 №19, при этом реализация на территории РФ такой медтехники освобождается от налогообложения, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.
Основанием для освобождения от уплаты НДС при реализации медицинской техники или для применения льготной ставки НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения является код ОКП продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.
Фактически единственным документом, подтверждающим код ОКП при реализации продукции, является сертификат соответствия.
Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. №19, подлежат налогообложению по ставке 18% вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.
По вышеуказанным правилам, не смотря на то, что вы являетесь плательщиком налога на добавленную стоимость, если ваш вид медицинской техники подлежащий реализации подпадает в утвержденный «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» такой вид медтехники освобождается от налогообложения НДС, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.
При ведении не облагаемых НДС операций счет-фактура должен выставляться без выделения НДС, в соответствии с п.5 ст.168 Налогового Кодекса РФ.
Однако если вы все же предъявили НДС покупателю, то его нужно заплатить в бюджет, в соответствии с п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ.
А вот применение в такой ситуации вычета входного НДС однозначно повлечет проблемы с налоговыми органами у покупателя.
Источник: https://profbuh1c.ru/ndsotvet/150-ndsmedicament
Льготы по НДС при ввозе и реализации медицинских товаров
Можно выделить две группы медицинских товаров, реализация которых подпадает под льготное налогообложение: необлагаемые и облагаемые НДС по льготной 10%-ной ставке. Медицинская техника относится к товарам, освобожденным от налогообложения.
Как показывает практика, при ввозе и реализации медицинской техники возникает больше всего разногласий между налогоплательщиками и инспекторами. Рассмотрим основные нюансы данных споров.
Изделия медицинского назначения и медицинская техника
«Изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» имеют разные льготы по НДС. Согласно п.2 ст.
164 НК РФ реализация изделий медицинского назначения облагается НДС по ставке 10%, а реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст.
149 НК РФ полностью освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. Поэтому для продавцов медицинских товаров важно правильно идентифицировать приобретаемые и реализуемые медицинские товары.
При применении данной льготы следует учитывать Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 (далее Перечень № 19).
Принадлежность отечественной реализуемой медтехники к медицинской технике, перечисленной в Перечне N 19, определяется налогоплательщиком самостоятельно сопоставлением кодов, указанных в Перечне N 19, с кодами по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. На это указано в примечаниях, приведенных к Перечню N 19. Кстати, там же определено, что медицинская техника отечественного и импортного производства должна иметь соответствующее регистрационное удостоверение, выданное Минздравом России в порядке, описанном в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 736) . К регистрационному удостоверению, как правило, прилагается перечень регистрируемых медицинских изделий с указанием их названий. Срок действия всех регистрационных удостоверений неограничен.
Если импортируемый товар — изделие медицинской техники, что подтверждено регистрационным удостоверением Минздрава и он включен в Перечень № 19, то ввоз такого товара на территорию РФ в силу пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению НДС.
С другой стороны, в Перечень товаров, не облагаемых НДС, входит несколько десятков наименований, большинство из которых так или иначе связано с медицинскими инструментами и приборами, оборудованием для кабинетов и палат, лабораторий и аптек. Отнесении отдельных товаров медицинского назначения к медицинской технике не всегда очевидно. Для решения возникшего налогового спора налогоплательщикам приходилось прибегать к помощи арбитров, например:
- хирургический шовный материал (Постановление ФАС СЗО от 18.03.2010 N А56-56449/2009);
Источник: https://www.buhday.ru/articles/nalogi/lgoty-po-nds-pri-vvoze-i-realizatsii-meditsinskikh-tovarov/
Налоговая льгота по НДС: конец ли спорам?
Автор: Рабинович А.М., к.и.н., главный методолог группы компаний Энерджи консалтинг, HLB Russian Group
Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.
Действие второе – промежуточные итоги
Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст.
56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст.
149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п.
3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст.
146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.
2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой по НДС. И это важный аспект.
Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд.
7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст. 149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.
Тут уместно напомнить, что в разд. 7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.
А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст. 56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст. 149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом. Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.
И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.
Действие третье – завуалированное несогласие.
Источник: https://www.audar-press.ru/lgota-po-nds
Об освобождении от НДС (применении ставки НДС 10%) при ввозе в РФ медизделий (медтехники)
Регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия действительны до 1 января 2021 года
Минфин России разъяснил вопросы освобождения от уплаты НДС (применения налоговой ставки НДС 10%) при ввозе в Российскую Федерацию медицинских изделий (медицинской техники).
Сообщается, что налоговая льгота применяется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).
На основании Федерального закона от 7 марта 2017 г.
N 25-ФЗ с 1 июля 2017 года представляется регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
При этом обращено внимание на то, что предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца продлен до 1 января 2021 года.
Вопрос:
О ставке НДС при ввозе в РФ медицинских изделий, зарегистрированных в качестве изделий медицинского назначения (медицинской техники).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2017 г. N 03-07-03/32110
В связи с письмом по вопросу применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (налоговой ставки в размере 10 процентов) при ввозе в Российскую Федерацию медицинских изделий, зарегистрированных в качестве изделий медицинского назначения (медицинской техники), сообщаем.
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и абзацу третьему подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость (применение налоговой ставки в размере 10 процентов) осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).
На основании Федерального закона от 7 марта 2017 г.
N 25-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступающего в силу с 1 июля 2017 года, освобождение от налога на добавленную стоимость (применение ставки налога в размере 10 процентов) в отношении медицинских изделий (медицинской техники) применяется при представлении в налоговые и таможенные органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В то же время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 160 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416» предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 1 января 2021 года.
Таким образом, регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, являются действительными до 1 января 2021 года.
Учитывая изложенное, с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года включительно при ввозе в Российскую Федерацию медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется освобождение от налога на добавленную стоимость (ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН
Источник: КонсультантПлюс
Источник публикации: audit-it.ru
Источник: https://news.advokat-cherepovec.ru/zakonodatelstvo/ob-osvobojdenii-ot-nds-primenenii-stavki-nds-10-pri-vvoze-v-rf-medizdelii-medtehniki.html
Глава 21. Льготы по налогу на добавленную стоимость
Статья 71. Освобождение от налога на добавленную стоимость
В части реализации товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию;
2) операции по выдаче и передаче ссуд;
3) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг, а также оборот средств накопительной пенсионной системы;
4) операции, касающиеся обращения иностранной валюты и денег, являющихся законными платежными средствами, за исключением тех, которые используются в нумизматических целях;
5) операции, касающиеся обращения ценных бумаг, за исключением операций по их изготовлению и хранению;
6) действия, выполняемые специально на то уполномоченными органами, за которые взимаются государственная пошлина, сборы;
7) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми;
8) ритуальные услуги похоронных бюро и кладбищ;
9) патентные пошлины, регистрационные сборы и лицензионные платежи за приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
10) продукция предприятий, специализированных на производстве протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов и оказании услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, продукция лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях;
11) исключен
12) продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;
13) услуги организаций связи по выплате пенсий и пособий;
14) научно-исследовательские и инновационные работы, выполняемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
15) услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси, в том числе маршрутного), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного);
16) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги (кроме коммунальных услуг по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению), оказываемые населению;
17) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, а также плата за обучение в высших и средних специальных, профессиональных учебных заведениях;
18) обороты по реализации драгоценных металлов уполномоченному государственному органу по хранению;
19) услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями;
20) санаторно-курортные и оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической культуры и спорта по основной (профильной) деятельности, детских лагерей отдыха;
21) стоимость приватизируемого государственного имущества;
22) гидрометеорологические и аэрологические работы;
23) геологические и топографические работы;
24) продукция и услуги по основной деятельности издательств, редакций газет и журналов, предприятий полиграфии и книжной торговли, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, предприятий и организаций, входящих в ее состав, Национального информационного агентства Узбекистана;
25) услуги по экологической экспертизе, проводимой уполномоченными государственными организациями;
26) услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке;
27) исключен
28) услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров;
29) производимые товары, выполненные работы и оказанные услуги юридическими лицами (за исключением торговых, посреднических, снабженческо-сбытовых и заготовительных), находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов;
30) услуги подразделений охраны при органах внутренних дел;
31) гастрольно-концертная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, имеющими лицензию на право занятия этим видом деятельности;
32) оптовая реализация книжной продукции, школьных учебных принадлежностей и наглядных пособий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
33) лизинговые платежи за сдачу имущества в лизинг;
34) земельно-кадастровые, землеустроительные, почвенные и геоботанические работы, выполняемые за счет средств государственного бюджета;
35) медицинские (ветеринарные) услуги (за исключением косметологических услуг), обороты по реализации лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе реализуемых производителями этих средств и изделий;
36) обороты по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В части импорта товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) товары, импортируемые физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;
2) товары, ввозимые на территорию Республики Узбекистан для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
3) оборудование, материалы (работы и услуги), ввозимые юридическими лицами, включая нерезидентов Республики Узбекистан, за счет займов и грантов, предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми и экономическими организациями по договорам (соглашениям), заключенным Республикой Узбекистан;
4) исключен
5) лекарственные средства (ветеринарные препараты) и изделия медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырье, ввозимое для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения;
6) технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан:
для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов под гарантию правительства;
для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного потребления;
иностранными инвесторами в качестве их вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями;
в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами на создание новых, а также модернизацию и техническое перевооружение действующих производств при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
для передачи в лизинг при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
для приватизируемых предприятий в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора;
7) сырье, материалы и заготовки для использования в собственном производстве, ввозимые предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви;
8) работы (услуги), указанные в пунктах 1-9, 13, 14, 17, 19, 20,22-24, 26,28,33 части первой настоящей статьи.
Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, не распространяются на потребительские товары, ввозимые юридическими лицами, за исключением товаров, предусмотренных в пунктах 2, 3, 5, 6 и 7 части второй настоящей статьи. Отнесение товаров к потребительским осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 72. Обложение по нулевой ставке
По нулевой ставке облагаются:
экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, а также выполняемых (оказываемых) вне территории Республики Узбекистан работ (услуг), включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан;
товары (работы, услуги), реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан и не проживают в республике постоянно, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности;
работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», выполняемые (оказываемые) за свободно конвертируемую валюту;
услуги по перевозке иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки);
коммунальные услуги, оказываемые населению по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению.
Источник: https://taxpravo.ru/law/99283-glava_21_lgoty_po_nalogu_na_dobavlennuju_stoimost
Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС
Налоговые льготы — инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков.
Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).
ДЕТАЛЬНО
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОТКАЗ ОТ НИХ
Льготы по налогам и сборам — предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем такие преимущества не могут носить индивидуальный характер.
Плательщик может воспользоваться налоговой льготой при наличии определенных оснований, установленных законодательством (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Также налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (п.
2 ст. 56 НК РФ).
В определенных случаях плательщик не вправе отказаться от использования льготы ранее определенного срока.
Так, льготой, полученной по статье 145 НК РФ (освобождение от НДС налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 млн. руб. в год) компания должна пользоваться не менее 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст.
145 НК РФ). Однако это ограничение снимается, если плательщик превысил лимит по выручке (п. 5 ст. 145 НК РФ).
А вот от освобождения от уплаты НДС по пунктам 1 и 2 статьи 149 НК РФ отказаться в принципе нельзя, так как в этой статье прописана специальная норма, позволяющая налогоплательщику отказаться лишь от льгот, установленных пунктом 3 этой статьи.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Георгий АГАДЖАНЯН, начальник отдела бухучета и налогового консультирования «АКГ АРНИ Polaris International»:
— Компании вовсе не обязательно окончательно расставаться с положенной льготой, можно попросту приостановить ее действие на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Кроме того, отказавшись официально от своих преимуществ, вернуть переплаченную сумму налога будет невозможно.
Но если документально оформленный отказ отсутствует, а компания не применяла льготу, то есть шанс все переиграть: можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее и произвести перерасчет налога в уточненных декларациях (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ п. 16 от 11.06.99 № 41/9).
«ОТКАЗНИКАМ» — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
Чиновники ФНС России неоднократно обращали внимание региональных инспекторов на то, что за отказом компании от льготы по НДС может стоять схема уклонения от уплаты налога.
Так, отказ поставщика компании-экспортера от льгот по статьям 145, 149 НК РФ считается одним из признаков недобросовестности самого экспортера (внутренняя методичка ФНС по проверкам экспортеров*).
А отказ от льготы организацией, продающей металлолом, прямо назван ФНС «признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС».
Причем опасения инспекторов зачастую небезосновательны. Так, один из сотрудников налоговых органов Приволжского федерального округа поделился с «ПНП» следующей экзотической схемой минимизации НДС, выявленной при проверке (см. схему «Проценты с НДС»).
* Подробнее о проверках экспортеров по НДС читайте в статье «Экспортный НДС: параметры обязательной налоговой проверки» в «ПНП» № 9, 2007, стр. 25.
Проверяемая «белая» компания постоянно привлекала заемные средства у различных организаций на возмездной основе. Процентная ставка находилась в разумных пределах, однако, помимо процентов, компания платила своим кредиторам еще и НДС.
Оказалось, что все заимодавцы проверяемой компании (обладающие признаками «однодневок») написали заявление в налоговый орган об отказе от льготы, предоставленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (операции по предоставлению займов в денежной форме).
После чего на законном основании выставляли счета-фактуры на сумму процентов по займу с выделением НДС. Заемщик уплачивал НДС, после чего ставил его к вычету, а заимодавцы налогов не платили и исчезали.
По словам налоговика, компанию обвинили в недобросовестности и организации схемы незаконного возмещения НДС. Ей был доначислен НДС и налог на прибыль. Так как налоги, штраф и пени были уплачены компанией в добровольном порядке, никаких иных последствий дело не имело.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ, заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
— Анализ причин отказа от отдельных налоговых льгот позволяет сформулировать две ситуации, когда отказ от налоговых льгот преследует противоправные интересы:
— трудность доказывания правомерности применения льготы и реальный риск уплаты налога за счет собственных средств.
Такие трудности могут возникать при введении товара в легальный оборот из сферы «теневой» экономики, где возмещение НДС на практике не представляется возможным (статья 149 НК РФ);
— отказник фактически является не самостоятельным налогоплательщиком, а лицом, который заведомо не исполнит свои налоговые обязательства и используется с целью уклонения от налогообложения и (или) мошенничества с целью незаконного получения денежных средств из бюджета (статьи 145 и 149 НК РФ).
Именно поэтому отказ от налоговых льгот представляет интерес для налоговых органов как сигнал о возможном нарушении законодательства.
Однако и те компании, которые пользуются некоторыми из льгот (например, «инвалидными»), также находятся под пристальным вниманием налоговиков.
Получается, что ни использование льгот, ни отказ от них фактически не снижают налоговый риск, который возникает уже по факту ведения льготируемой деятельности.
Поэтому, раз уж от налогового риска уйти не удается, рассмотрим ситуации, когда отказ от льгот может принести компании налоговую выгоду. И как в таком случае можно снизить риск предъявления налоговых претензий.
ЛЬГОТЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТКАЗАТЬСЯ
Наиболее спорными в плане целесообразности их применения являются льготы по НДС, предоставляемые по пункту 3 статьи 149 НК РФ. Например, освобождение от НДС реализации изделий художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции, лома и отходов цветных и черных металлов или продукции, изготовленной инвалидами, а также раздача товаров в рекламных целях.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена БРЕГИНА, аудитор ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ»:
— Компании не обязательно отказываться одновременно от всех льгот по НДС, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ может быть заявлен лишь по одному из подпунктов (письмо Минфина России от 08.08.06 № ШТ-6-03/784).
Применение таких льгот либо дает весьма незначительный эффект (например, при освобождении от НДС передачи товаров в рекламных целях), либо невыгодно из-за перспективы потери контрагента-плательщика НДС (как в случае с металлоломом или сельхозпродукцией) или перспективы восстановления НДС. Кроме того, применение льгот влечет обязанность вести раздельный учет по льготируемым и нельготируемым операциям, что зачастую увеличивает управленческие расходы компании и повышает риск совершения ошибки в налоговом учете.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ, заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
— Существует проблема адекватной оценки и сравнения различных режимов налогообложения. Например, оценим выгоды отношений с поставщиками, освобожденными от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ). Действительно, при равных суммах, предъявленных к оплате за поставляемый товар, в том случае, если поставщик — плательщик НДС, часть цены принимается к вычету по НДС, а остаток ставится в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если поставщик — неплательщик НДС, то при равных уплаченных суммах к вычету по НДС предъявлять нечего, но возрастает сумма расходов по налогу на прибыль. Этот рост не может скомпенсировать отсутствие сумм НДС к вычету. Отсюда делается вывод о невыгодности при равных условиях отношений с неплательщиком НДС.
Однако уровень цен у различных категорий поставщиков не может рассматриваться с бытовой точки зрения — цена при поставке товара неплательщиком НДС обычно равна цене товара без НДС у поставщика – плательщика НДС.
Таким образом, достигается равная налоговая нагрузка — база по налогу на прибыль у неплательщика такая же, как и у плательщика.
Следовательно, плательщик НДС будет согласен приобрести товар у неплательщика только если цена товара будет ниже на сумму НДС по сравнению с ценой у плательщика НДС.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Екатерина ЮЗЧИШИНА, главный бухгалтер ООО «ТС Комус»:
— Если организация на общем режиме налогообложения и платит НДС без использования льгот, ей невыгодно работать с поставщиками-«льготниками», в том числе с «упрощенцами». Если, конечно, нет договоренности о снижении цены поставщика на товар (работы, услуги) на сумму НДС, что далеко не всегда возможно.
Рассмотрим конкретные случаи, когда отказ от льготы по НДС выгоден компании. p
Необходимость восстановления ндс
Одна из наиболее весомых причин отказаться от применения льготы — необходимость восстановить НДС по товарам (работам, услугам), используемым в не облагаемых НДС операциях (подп. 3 п. 2 статьи 170 НК РФ).
То есть если компания воспользовалась какой-либо из льгот по НДС, установленных статьей 149 НК РФ, принятый ранее к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в этой деятельности, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Но только если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет более 5 процентов общей величины расходов на производство реализуемой продукции (п. 4 ст. 170 НК РФ). Впрочем, это не такой уж и редкий случай.
Ведь, к примеру, к операциям, освобожденным от обложения НДС, относятся услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — проценты по займам НДС не облагаются) и реализация прав требования (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). А подобные расходы (особенно у компаний, входящих в холдинг) могут существенно превышать 5 процентов.
ДЕТАЛЬНО
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЬГОТЫ ПО МЕТАЛЛОЛОМУ НЕВОЗМОЖНО
Отказ от льготы по реализации отходов и лома цветных и черных металлов (до 2008 года — подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 2008 года — подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) в 2006-2007 годах был наиболее рискованным в плане налоговых претензий. Введением этой льготы законодатели попытались прикрыть схему, при которой металлургические компании покупали лом у фирм-«однодневок» с выделением сумм НДС и ставили эти суммы к вычету, а уплаченный налог в бюджет так и не поступал. Кроме того, льгота соответствовала интересам многочисленных фирм, занимающихся сбором металлолома у населения с последующей перепродажей. Ведь таким компаниям очень невыгодно быть плательщиками НДС — суммы входного налога у них минимальны.
А вот металлургическим компаниям оказалось невыгодно работать с поставщиками, применяющими эту льготу. Ведь для металлургов металлолом — это сырье, используемое в производстве. Таким образом, входной НДС с этого сырья будет потерян. Недовольны оказались и экспортеры — они не могут возместить НДС, полученный от поставщиков лома из бюджета.
Поэтому многие компании отказывались от применения льготы. И вот Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ была внесена поправка в Налоговый кодекс, переносящая льготу по лому цветных и черных металлов из пункта 3 в пункт 2 статьи 149.
Так как налогоплательщик может отказаться лишь от льгот, перечисленных в пункте 3, отказ от льготы по металлолому с 2008 года стал невозможен.
Контрагент сам пользуется льготой
Очевидно, что не имеет смысла применять любые виды освобождений от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), когда основные покупатели компании имеют возможность применять льготную ставку НДС (10 или 0%). Ведь в таком случае для компании-покупателя значительно снижается эффект от применения этой льготной ставки — он не сможет возместить уплаченный поставщикам НДС из бюджета.
Так, производителю товаров детского ассортимента (реализация которых облагается по ставке 10%) невыгодно работать с поставщиками сырья, освобожденными от НДС. А экспортер не сможет в полной мере получить выгоду от ставки 0 процентов, если его поставщики не платят НДС.
Наиболее остро стоит эта проблема при экспорте изделий художественных промыслов (подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), приобретении (и последующем использовании в производстве или экспорте) товаров, произведенных организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) или сельхозпредприятиями (подп. 20 п. 3 ст.
149 НК РФ). От таких льгот выгоднее отказаться.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Павел КОВАЛЕВ, менеджер группы по разрешению налоговых споров Делойт и Туш СНГ:
— Считаю, что реальная выгода отказа от льгот по НДС в описанном случае может быть получена экспортером только в случае сговора с поставщиком-«однодневкой» с целью незаконного возмещения из бюджета НДС, когда экспортер знает, что уплаченный им НДС в бюджет не попадет. А случай, когда поставщик-льготник завышает цену на сумму своего освобождения от НДС, это вопрос ценообразования, а не налогообложения.
Однако существует опасность, что если компания откажется от невыгодных для нее льгот, налоговики всерьез заинтересуются ее деятельностью. Такие указания прямо даны во внутренней методичке ФНС по проверкам экспортеров.
Там даже приведена схема лжеэкспорта, основанная на отказе от льготы (см.
схему «Лжеэкспорт»): Фирма, чтобы получить НДС из бюджета, организует схему фиктивного экспорта товара, реализация которого льготируется, например, лома цветных металлов.
При этом участники схемы заявляют налоговым органам об отказе от применения льготы по НДС. В результате экспортер требует из бюджета НДС за фиктивно полученный им товар, у фирмы-«прокладки» НДС к уплате не образуется, так как наценки на товар нет (или она минимальна), а фирма-«однодневка» налог в бюджет не уплачивает и исчезает.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Альмин РАБИНОВИЧ,
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/1229-chem-chrevat-dlya-kompanii-otkaz-ot-primeneniya-lgot-po-nds