Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджет — все о налогах

Организация уплатила штраф по договорам с резидентами России и Украины: что следует учесть при удержании налога на доходы?

«Наша организация оказывает услуги по перевозке грузов в международном сообщении. По заказу резидента РФ осуществлялась перевозка товара из России покупателю,расположенному на территории Украины. По объективным причинам срок доставки товара был нарушен.

За нарушение условий договора заказчик перевозки (резидент РФ) выставил нам штрафные санкции.

По условиям договора 50 % штрафа подлежит перечислению на счет заказчика перевозки (резидента РФ), а 50 % – на счет покупателя товара (резидента Украины).

Оба нерезидента представили нашей организации подтверждение постоянного местонахождения на территории иностранного государства для применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

1. Каким образом исчислить и уплатить налог на доходы с такого вида дохода, как штраф?

2. Имеет ли право наша организация как налоговый агент при выплате дохода иностранной организации сумму налога на доходы не удерживать у иностранного контрагента, а уплатить в бюджет за счет собственных средств?

3. Какие статьи соглашений об избежании двойного налогообложения применяются в данном случае и при каких условиях?

4. Каким образом данные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?

Валентина Сергеевна, бухгалтер»

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы

Рассмотрим поочередно Ваши вопросы, Валентина Сергеевна, и для начала обратимся к Налоговому кодексу РБ (далее – НК).

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы определен гл. 15 НК. В ней указано, что плательщиками налога на доходы признают иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).

Перечень объектов обложения налогом на доходы представлен в п. 1 ст. 146 НК и является исчерпывающим. Так, согласно положениям подп. 1.7 п. 1 ст. 146 НК объектом обложения налогом на доходы являются в т.ч. доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров.

Следовательно, в нашем случае в соответствии с нормами НК плательщиками налога на доходы будут признаваться резидент России и резидент Украины, получающие доходы в виде штрафа, а не белорусский перевозчик.

Д-т 90-4 – К-т 20

– отражена себестоимость оказанных услуг по перевозке;

Д-т 62 – К-т 90-1

– отражена выручка по оказанным услугам;

Д-т 90-8 – К-т 62

– отражена сумма выставленных заказчиком штрафов*.

___________________________

* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.

Ставка налога на доходы для рассматриваемого вида доходов установлена в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК).

Для расчета с бюджетом налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы налоговый агент должен представить в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Им признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы. Налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст.

 150 НК).

Налоговый агент обязан уплатить налог на доходы из средств, причитающихся нерезиденту

Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица признают налоговыми агентами, которые имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).

При этом налоговый агент обязан исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины), т.е. исполнять налоговое обязательство (подп. 3.1 п. 3 ст. 23, пп. 2, 4 ст. 37 НК).

Д-т 62 – К-т 68

– начислен налог на доходы из средств, причитающихся нерезиденту;

Д-т 68 – К-т 51

перечислен в бюджет исчисленный налог.

Справочно: исполнение налогового обязательства – уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо. Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.

Таким образом, если налоговый агент (белорусская организация) своевременно перечисляет в бюджет Республики Беларусь налог на доходы плательщика (иностранной организации), то в данном случае он исполняет налоговое обязательство плательщика (нерезидента РБ).

Однако если перечисление налога на доходы в бюджет налоговый агент осуществляет за счет собственных средств, то им не выполняется возложенное на него налоговое обязательство по удержанию налога на доходы из суммы дохода, полученного иностранной организацией на территории Республики Беларусь. А за невыполнение налоговым агентом в определенный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины) установлена административная ответственность по ст. 13.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях.

Д-т 90-8 – К-т 68

– начислена сумма штрафа за нарушение налоговых обязательств;

Д-т 68 – К-т 51

– уплачена сумма исчисленного штрафа.

При исчислении налога на доходы следует применять нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

Если положениями международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено положениями международного права (ст. 5 НК).

Для целей применения положений международных договоров по вопросам налогообложения иностранные организации, которые являются фактическим владельцем дохода (резиденты России и Украины), должны представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что они имеют постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).

Справочно: форма и порядок подтверждения установлены Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82).

Подтверждение постоянного местонахождения представляется в виде заявления по формам согласно приложению 1 или приложению 2 к Инструкции № 82, или справки, составленной в произвольной форме, или справки (иного документа) по форме, согласованной с компетентным органом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор по вопросам налогообложения, либо справки (иного документа) по форме, установленной в иностранном государстве.

Итак, мы рассмотрели нормы национального законодательства. А теперь проанализируем положения международных соглашений с Россией и Украиной.

Так, на основании ст. 18 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (заключено в г. Москве 21.04.

1995; далее – Соглашение с Россией) виды доходов, возникающие из источника в договаривающемся государстве (в данном случае – в Республике Беларусь), о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве, т.е. в Республике Беларусь.

Статьей 20 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (подписано 24.12.1993  в г.

Ашгабате; далее – Соглашение с Украиной) предусмотрено следующее: «Вiды даходаў рэзiдэнта Дагаворнай Дзяржавы (резидента Украины. – Прим. авт.

), незалежна ад месца iх узнiкнення, спецыяльна не названыя ў папярэднiх артыкулах дадзенага Пагаднення, абкладаюцца падаткамi толькi ў гэтай Дагаворнай Дзяржаве», т.е. только в Украине.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами соглашений доход резидента РФ, полученный в виде штрафа за нарушения условий договоров, будет облагаться налогом на доходы в Республике Беларусь независимо от наличия либо отсутствия подтверждения его постоянного местопребывания в Российской Федерации. А доходы резидента Украины в виде штрафа в данном случае на территории Республики Беларусь будут освобождаться от налога на доходы при представлении подтверждения.

Дополнительно в отношении резидента РФ отмечу, что ст.

 20 Соглашения с Россией предусмотрена возможность иностранной организации вычесть по месту своей регистрации в Российской Федерации сумму налога на доходы, уплаченную в Республике Беларусь, из суммы налога, взимаемого с нее в связи с таким доходом в Российской Федерации. При этом данный вычет не должен превышать сумму налога на такой доход в Российской Федерации, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством.

Читайте также:  Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - все о налогах

Справочно: сумму удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога на доходы иностранной организации подтверждают справкой налогового органа по месту постановки на учет налогового агента по форме согласно приложению 9 к постановлению МНС РБ от 31.12.

2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г.

№ 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Бухгалтерский и налоговый учет

Сумма штрафа за нарушение организациейперевозчиком условий договора перевозки является для нее расходами по текущей деятельности, учитываемыми на субсчете 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Поскольку в данном случае организация признала штраф в добровольном порядке, то в бухгалтерском учете указанную сумму следует отразить в составе расходов в месяце ее признания в сумме, признанной организацией (пп. 13, 38 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Что касается налогового учета, то внереализационными расходами признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).

При этом в состав внереализационных расходов включают в т.ч. суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров (подп. 3.1 п. 3 ст. 129 НК).

Таким образом, суммы штрафов за нарушение условий договора, признанные Вашей организацией, для целей бухгалтерского учета являются прочими расходами по текущей деятельности, а для целей налогообложения они уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов.

Надеюсь, мои ответы помогли Вам.

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/organizatsiya-uplatila-shtraf-po-dogovor_0000000

ГЛАВБУХ-ИНФО

Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль и НДС штрафов за несоблюдение условий договоров поставки, заключенных с покупателями — резидентами Казахстана и Беларуси.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2014 г. N 03-07-08/45369

В связи с письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при выплате российской организацией штрафов за несоблюдение условий поставки товаров, предусмотренных в договорах, заключенных с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 г. (далее — Конвенция).Штрафы за несоблюдение условий договора поставки, заключенного с покупателями — резидентами Республики Казахстан, не поименованы в статьях Конвенции, определяющих порядок налогообложения того или иного дохода.В связи с этим следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 21 Конвенции, согласно которому виды доходов резидента договаривающегося государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в этом государстве, то есть в Республике Казахстан.Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г. (далее — Соглашение).Штрафы за несоблюдение условий договора поставки, заключенного с покупателями — резидентами Республики Беларусь, подлежат налогообложению в соответствии со статьей 18 Соглашения.Так, согласно статье 18 Соглашения виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве.Таким образом, доходы резидентов Республики Беларусь в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки облагаются налогом на прибыль организации в Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.Что касается применения налога на добавленную стоимость, то перечень объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен пунктом 1 статьи 146 Кодекса. Поскольку перечисление денежных средств, в том числе в виде штрафов, в данный перечень не включено, указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г.

N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директораДепартамента налоговойи таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

Источник: https://glavbuh-info.ru/index.php/zakon/12674-2014-10-23-15-09-55

Расчеты с иностранными контрагентами: кто заплатит налог на прибыль?

Иностранные организации наряду с российскими организациями являются плательщиками налога на прибыль. Однако обязанность уплатить данный налог у них возникает лишь при условии осуществления деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство и при получении доходов от источников в Российской Федерации.

В случае же, когда зарубежная компания не имеет постоянного представительства на территории нашей страны, обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль возлагается на выплачивающую ему этот доход российскую организацию либо на иностранную организацию, которая осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Данные юридические лица будут выступать налоговыми агентами в отношении своих иностранных партнеров. В настоящей статье мы рассмотрим основные обязанности таких налоговых агентов, их ответственность, а также особенности оформления документов, которые им нужно предоставить в налоговые органы по месту своего учета.

Получили прибыль? Заплатите налог

Перечень полученных иностранным контрагентом доходов, которые подлежат обложению налогом на прибыль и в связи с этим должны быть удержаны налоговым агентом, установлен в п. 1 ст. 309 НК РФ. Для удобства приведем их в таблице, параллельно указав соответствующие ставки налога на прибыль, установленные ст. 284 НК РФ.

 Вид налогооблагаемого дохода   Ставка налога на прибыль, %
 Дивиденды, выплачиваемые российской организацией (пп. 1 п. 1 ст. 309)  15
 Доходы, получаемые в результате распределения прибыли в пользу иностранных организаций или имущества, в том числе при их ликвидации (пп. 2 п. 1 ст. 309)  20
 Процентный доход, получаемый по долговым обязательствам любого вида, в том числе: доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (пп. 3 п. 1 ст. 309)  15, 20 или 9 (иногда 0)*
 Доходы от предоставления в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности: авторские  права на произведения литературы, искусства, науки, патенты, товарные знаки и т.д. (пп. 4 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от продажи акций (долей) российских предприятий, более 50% активов которых состоит из недвижимого  имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (пп. 5 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинга. (пп. 7 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (пп. 7 п. 1 ст. 309)  10
 Доходы от международных перевозок, в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках (пп. 8 п. 1 ст. 309)  10
 Штраф и пени за нарушение российскими лицами, госорганами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (пп. 8 п. 1 ст. 309)  20
 Иные аналогичные доходы (пп. 9 п. 1 ст. 309)   20
Читайте также:  Ип - спецрежимники не имеют права на вычеты по ндфл - все о налогах

Указанный перечень доходов, полученных от источников в Российской Федерации, не является исчерпывающим.

Источник: https://www.acg.ru/raschety_s_inostrannymi_kontragentami_kto_zaplatit_nalog_na_pribyl&print=1

Департамент Общего аудита по вопросу налогообложения по НДС при приобретении услуг у белорусской компании

27.05.2016

Ответ

Отметим, что в ответе мы не анализируем законодательство Республики Беларусь. Вопрос будет рассмотрен нами с точки зрения российского законодательства и международных соглашений.

Также, мы исходим из того, что у поставщика анализируемых услуг отсутствует постоянное представительство на территории РФ.

Как следует из дополнительных пояснений, результатом выполнения услуг по лабораторной диагностике будет являться документ, содержащий результаты проведения анализа образцов.

При этом право собственности на расходные материалы, использованные Исполнителем при оказании услуг диагностики, не переходит к Организации.

Являемся ли мы налоговым агентом по НДС?

Российская Федерация и Республика Беларусь являются членами Евразийского экономического союза, взаимоотношения в котором регулируются Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.14 (далее – Договор о ЕАЭС).

На основании пункта 2 статьи 72 «Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах» Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением № 18 к настоящему Договору (далее – Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС).

Так, в соответствии с пунктом 28 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола[1]).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

Пунктом 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС установлено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена;

4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подпунктами 1 — 4 настоящего пункта.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Услуги по проведению лабораторной медицинской диагностики не поименованы в подпунктах 1 – 4 пункта 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС.

В этом случае, на наш взгляд, место реализации услуг определяется по месту нахождения продавца на основании подпункта 5 пункта 29 Приложения № 18 Договора о ЕАЭС.

Следовательно, по нашему мнению, местом реализации таких услуг будет являться Республика Беларусь.

Таким образом, при оказании резидентом Республики Беларусь резиденту РФ услуг по проведению лабораторной медицинской диагностики взимание косвенных налогов (НДС) осуществляется в Республике Беларусь.

Следовательно, у Организации отсутствует обязанность по выполнению функций налогового агента по НДС.

Обращаем Ваше внимание, что сумму НДС, предъявленную поставщиком услуг – резидентом Республики Беларусь, Организация не вправе принять к вычету на основании следующего.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в случае использования указанных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные российскими организациями – поставщиками товаров (работ, услуг), либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ.

При этом возможность принятия к вычету сумм косвенного налога, предъявленного иностранными организациями, налоговым законодательством РФ не предусмотрена.

Данной позиции придерживаются и контролирующие органы.

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-nalogooblozheniya-po-nds-pri-priobretenii-uslug-u-belorussko.html

Особенности налогообложения российских организаций при работе с белорусскими контрагентами

Российские организации в ходе сотрудничества с белорусскими партнёрами нередко сталкиваются с ситуацией, когда последние удерживают с причитающихся выплат определённые суммы и запрашивают справку о налоговом резидентстве.

Это связано с тем, что некоторые виды доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежат налогообложению налогом на доходы иностранных организаций (далее – «налог на доходы»).

Кроме того, в ряде случаев может возникать объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – «НДС»).

В статье приводятся случаи, когда возникает обязанность по уплате налога на доходы и НДС в Республике Беларусь, порядок и сроки исполнения налогового обязательства, а также условия для получения освобождения от уплаты налога на доходы, применения пониженных ставок и возврата (зачёта) уплаченного налога на доходы.

Объект налогообложения налога на доходы

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налога на доходы признаются следующие доходы, полученные российской организацией из источников в Республике Беларусь:

  • плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках и плат, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), если такие платы не включены в цену внешнеторгового договора купли-продажи товара  – облагаются по ставке 6%;
  • платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением случаев, когда такие услуги оказываются при организации международных перевозок грузов морским транспортом) – облагаются по ставке 6%;
  • доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления (в том числе, доходы по кредитам и займам, доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) – облагаются по ставке 10%;
  • роялти – облагаются по ставке 15%;
  • дивиденды и доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибыли —  облагаются по ставке 12%;
  • доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев – облагаются по ставке 15%;
  • доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, предпроектных и проектных работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, а также от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от представления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является российская организация – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – облагаются по ставке 12%;
  • доходы от оказания определённых видов услуг (консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых, посреднических, курьерских, управленческих, услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, по найму и подбору персонала, в сфере образования, по хранению имущества, по страхованию, по рекламе, по сопровождению и охране грузов, по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь) – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности по обработке данных, включая деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения, услуги хостинга, услуги по продаже компьютерного времени – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности с базами данных, включая создание баз данных, хранение данных, обеспечение доступа к базам данных, услуги поисковых порталов и поисковых машин в сети Интернет – облагаются по ставке 15%.
Читайте также:  Фнс изменит форму 6-ндфл - все о налогах

В случаях, когда источником выплаты российской организации доходов по дивидендам, доходов от долговых обязательств и роялти является резидент Парка высоких технологий (специальный правовой режим для компаний в сфере программного обеспечения и иных высоких технологий), такие доходы облагаются налогом по ставке 5%.

Следует отметить, что подход российского законодателя к определению объекта налогообложения по налогу на доходы отличается, в силу чего у белорусских субъектов хозяйствования при получении аналогичных доходов от российских контрагентов может не возникать обязанности по уплате налога на доходы в Российской Федерации.

Порядок и сроки исполнения обязательства по уплате налога на доходы

Плательщиком налога на доходы признаётся российская организация, но обязанность по его исчислению, удержанию с причитающихся к выплате сумм и перечислению в бюджет несет белорусская организация или индивидуальный предприниматель, выступающие в качестве налогового агента. При этом выдачи доверенности для осуществления таких действий налоговым агентом не требуется.

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтверждённых затрат (последние должны быть предоставлены российской организацией налоговому агенту до момента начисления (выплаты) соответствующих доходов).

Налоговым периодом налога на доходы признаётся календарный месяц, на который приходится дата возникновения налогового обязательства. В свою очередь, датой возникновения обязательства является день начисления российской организации дохода (платежа). День начисления определяется налоговым агентом в зависимости от объекта налогообложения и вида применяемой им системы налогообложения.

Налоговый агент обязан представить в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, и перечислить налог в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Устранение двойного налогообложения

В большинстве случаев российская организация вправе получить освобождение уплаты налога на доходы, применить пониженные ставки налога и произвести возврат (зачёт) уплаченного налога на доходы на основании положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, заключённого между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации (далее – «Соглашение»). В частности, «льготные» условия предусмотрены в отношении прибыли от предпринимательской деятельности (например, от оказания услуг, выполнения работ) и международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий и от продажи недвижимого имущества.

Для освобождения от уплаты и применения пониженных ставок налога на доходы российская организация должна самостоятельно или через белорусского контрагента (что удобнее и практичнее) предоставить в налоговые органы Республики Беларусь справку, подтверждающую постоянное местонахождение организации в Российской Федерации, выданную Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Справка представляется в виде оригинала или электронного документа, выданного плательщику, и является действительной на протяжении календарного кода, в котором она выдана, если иной срок действия в ней не установлен. При наличии такой справки белорусский контрагент вправе не удерживать и уплачивать налог в течение срока действия справки в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения на основании Соглашения.

Для возврата (зачёта) уплаченных сумм налога налоговый агент представляет в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию за период, в котором был начислен доход, с внесёнными изменениями и дополнениями, с приложением к ней справки, заявления о возврате (зачёте) суммы налога и копии договора (иного документа), на основании которого выплачивался доход.

Налоговый орган осуществляет возврат налога в течение одного месяца со дня подачи заявления. Право на возврат налога может быть реализовано в течение трёх лет с момента его уплаты.

Возврат налога производится в белорусских рублях на счёт налогового агента, который, в свою очередь, вправе приобрести иностранную валюту для перечисления возвращённой суммы российской организации.

Обязанность по исчислению и уплате НДС

При выполнении работ и оказании услуг российскими организациями для белорусских контрагентов у последних может возникать объект налогообложения по НДС в Республике Беларусь, если местом реализации таких работ (услуг) признаётся Республика Беларусь. В соответствии с п. 29 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – «Приложение № 18») местом реализации работ (услуг) признаётся территория Республики Беларусь, если:

  • работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым или движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися в Республики Беларусь;
  • услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта были оказаны на территории Республики Беларусь;
  • белорусский субъект хозяйствования является приобретателем следующих видов работ и услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, работы и услуги по разработке, адаптации, модификации и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных, услуги по предоставлению персонала (если персонал работает в Республике Беларусь);

Объект налогообложения по НДС возникает в Республике Беларусь также при:

  • передаче, предоставлении и уступке имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности белорусскому контрагенту;
  • предоставлении белорусскому контрагенту движимого имущества (кроме транспортных средств) в аренду, лизинг или в пользование на иных основаниях;
  • оказании услуг российской организацией, привлекающей от своего имени или от имени белорусского контрагента другое лицо, для выполнения работ или оказания услуг, перечисленных в п. 29 Приложения № 18.  

Ставка НДС и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в отличие от российского регулирования обязанность по уплате НДС в этих случаях возлагается на белорусского субъекта, выступающего в качестве плательщика, а не налогового агента.

Выводы и рекомендации

Российским организациям в работе с белорусскими партнёрами необходимо учитывать возможность возникновения у них обязанности по уплате налога на доходы в Республике Беларусь, а также случаи возникновения у их контрагентов объекта налогообложения по НДС.

Для получения освобождения от уплаты налога на доходы или применения пониженных ставок налога российским организациям следует предоставлять справку о налоговом резидентстве до даты начисления (выплаты) им дохода. В случае предоставления подтверждения после указанной даты возможен возврат или зачёт уплаченного налога.

Оксана Гаврилова, помощник адвоката

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Источник: https://moka.by/index.php/%D0%BE%D1%82-%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0/897-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5-%D1%81-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]