Чиновники предложили уравнять ставки по НДС и страховым взносам :: Экономика :: РБК
Как стало известно РБК, Минэкономразвития и Минфин обсуждают параметры налогового маневра — снижения страховых взносов при повышении НДС. Минэкономразвития предлагает установить новые ставки на одинаковом уровне — 21%
Максим Орешкин (слева) и Антон Силуанов (Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ» )
Минэкономразвития и Минфин обсуждают налоговый маневр по схеме «21 на 21» — снижение общей ставки страховых взносов до 21% с компенсирующим повышением ставки НДС до 21%, рассказали РБК три источника в финансово-экономическом блоке.
Такую конфигурацию предлагает Минэкономразвития во главе с новым министром Максимом Орешкиным, который до конца ноября 2016 года работал в Минфине. В Министерстве финансов эти цифры знают, но нельзя говорить, что это согласованная позиция двух ведомств, сказал РБК федеральный чиновник, знакомый с обсуждением.
Необходимо просчитать все последствия, оценить влияние таких изменений на экономику и бизнес, говорит он.
Концептуально идею снизить нагрузку на работодателя и повысить косвенный налог (НДС) в Минфине одобряют, но дискуссия еще не закрыта, подтверждает источник в ведомстве.
«21 на 21» не окончательный вариант, говорит он, а одна из версий; итоговое решение по ставкам будет обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами и ведомствами.
Эта концепция еще не дошла до правительства и пока обсуждается на межведомственном уровне, указывает собеседник РБК.
Официальный представитель Минэкономразвития не подтвердил эти параметры, сказав, что «такой информации нет». Представитель Минфина не ответил на запрос РБК.
Об идее перераспределить налоги в интересах повышения конкурентоспособности экономики министр финансов Антон Силуанов впервые заговорил в сентябре 2016 года.
Минфин считает, что в России слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда — ее нужно снижать, прежде всего за счет отчислений работодателей в социальные фонды, говорил позднее Силуанов.
Другие чиновники Минфина прямо говорили, что речь идет о снижении страховых взносов (по сути — прямого налога) и повышении НДС (косвенного налога). Общая налоговая нагрузка в системе от этого не вырастет, неоднократно подчеркивал Минфин.
Из-за того что прямая нагрузка «достаточно велика», особенно в части нагрузки на фонд оплаты труда, предприниматели мотивированы на то, чтобы оставаться в серой зоне и уклоняться от уплаты налогов, говорил Силуанов.
Ставка НДС в России с 2004 года составляет 18% (реализация некоторых товаров, таких как детские товары или продукты питания, облагается по ставке 10%, а при экспорте применяется нулевая ставка).
НДС — крупнейший и постоянно возрастающий источник налоговых поступлений в федеральный бюджет с долей 34% в общих доходах за 2016 год.
А к 2019 году доля поступлений от НДС должна вырасти до 39,5%, следует из закона о бюджете на 2017–2019 годы.
Выше только в Белоруссии и на Украине
Совокупная налоговая ставка для российской компании среднего размера составляет 47,4% от прибыли, из которых 36,1% — это налоги на труд, говорилось в исследовании PwC и Всемирного банка Paying Taxes-2017, опубликованном в середине ноября. С этой точки зрения по нагрузке налогов на труд Россия уступает только Украине и Белоруссии в регионе Средней Азии и Восточной Европы, следовало из доклада.
В России предприятия уплачивают из собственных средств взносы во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования (по сути, прямой налог).
Действующая общая ставка взносов — 30% с зарплат: 22% в Пенсионный фонд, 5,1% в ФОМС и 2,9% в ФСС.
При этом для взносов в ПФР и ФСС действует регрессия: при превышении зарплаты работника установленных величин нарастающим итогом с начала года ставки отчислений снижаются. В декабре 2016 года Антон Силуанов говорил журналистам, что если снижать общую ставку страховых взносов, то пороги можно было бы отменить.
Инициатива со снижением страховых тарифов не устраивает Министерство труда: непонятно, каким образом будут компенсироваться выпадающие доходы внебюджетных фондов, включая Пенсионный.
Снижение страховых тарифов будет означать только одно: нагрузка на федеральный бюджет увеличится и потребуется больший трансферт в систему обязательного страхования, сообщила пресс-служба Минтруда в ответ на запрос РБК.
Сейчас ставка 22% по взносам в Пенсионный фонд и так является льготной (вместо общеустановленного тарифа 26%), и для компенсации расходов на выплату пенсий существует трансферт из федерального бюджета, говорит представитель ведомства.
Снижение ставки социальных взносов до 21% приведет к существенному выпадению доходов бюджета, считает Александра Суслина из Экспертной экономической группы.
Непонятно, на какой результат от этой меры рассчитывают чиновники, — вряд ли снижение ставки приведет к выходу из тени, рассуждает она. «21% — не так уж мало. Если вы сейчас в тени, то платите 0%. А если не платили 30%, то вы и 21% платить не будете», — объясняет Суслина.
В свою очередь, повышение НДС — мера непродуманная и спорная. Даже если будет ликвидирована льготная ставка НДС, то увеличение поступлений по этому налогу не компенсирует бюджету потери от снижения поступления соцвзносов.
Общие потери бюджетной системы от такого маневра составят порядка 500 млрд руб., оценивает Суслина. Кроме того, от повышения НДС пострадают конечные потребители — обычные граждане: цены вырастут, а доходы — нет.
Обсуждать повышение НДС, пока не достигнут и не закреплен ориентир Центробанка по инфляции в 4%, преждевременно, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Повышение ставки НДС — инфляционная мера, которая неизбежно приведет к повышению цен, соглашается она, поэтому окончательное решение следует принимать тогда, когда инфляционные риски будут меньше, — возможно, после президентских выборов 2018 года.
Снижение отчислений в социальные фонды стало бы определенным подспорьем для бизнеса, считает Орлова, однако большего эффекта удалось бы достигнуть, если сочетать эту меру с повышением НДФЛ, считает она.
Экономисты по-другому называют предлагаемый налоговый маневр фискальной девальвацией. Она упоминалась в рекомендациях Международного валютного фонда и Европейского центробанка по преодолению кризиса в еврозоне.
В общем виде речь идет о снижении налогов, которые влияют на стоимость производства (страховые взносы за работников или налог на прибыль), за счет увеличения налогов на конечное потребление, таких как НДС.
В теории это делает товары более дешевыми и более привлекательными на международных рынках, то есть дает эффект, сравнимый с девальвацией национальной валюты.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/14/02/2017/58a32e869a794720696f9225
Правительство хочет повысить НДС и понизить прямые налоги. Чем это грозит? Отвечает директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин
В понедельник, 13 марта, министр финансов России Антон Силуанов заявил о необходимости снизить прямые налоги, а потери доходов бюджета компенсировать повышением косвенных сборов.
Так, Силуанов предложил снизить совокупную ставку страховых взносов, которые уплачивают работодатели, с 30 процентов до 22 процентов, увеличить налог на добавленную стоимость с 18 процентов до 22 процентов, а также отменить льготную ставку страховых взносов для больших зарплат.
Чем это обернется для граждан и для бизнеса, по просьбе «Медузы» рассказал директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.
Директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ
Идея налогового маневра принадлежит министру экономического развития Максиму Орешкину, он педалировал ее, еще когда был заместителем министра финансов, и в зону его ответственности входили вопросы доходов бюджета. В версии Орешкина совокупная ставка страховых взносов снижалась с 30 процентов до 21 процента, а НДС поднимался с 18 до 21 процента — это конфигурация «21-21».
[Министр финансов Антон] Силуанов предложил конфигурацию «22-22» (снизить ставку страховых взносов, которые уплачивают работодатели, с 30 до 22 процентов от зарплаты, а НДС увеличить с 18 до 22 процентов — прим. «Медузы») . Параметры скорректировали, потому что, по моим расчетам, в первом случае бюджет потеряет 100 миллиардов рублей, а во втором — выиграет 200 миллиардов.
Маневр нацелен на снижение налоговой нагрузки на определенные отрасли. Небезосновательно считается, что у нас крайне высока нагрузка на фонд оплаты труда.
Это не так важно для компаний, у которых фонд составляет малую часть — например, добывающая промышленность, — но важно для производств с высокой долей человеческого труда — креативные отрасли, инжиниринг, IT, научно-исследовательская область. Получается, развитие последних отраслей сдерживается.
Ведомства Орешкина и Силуанова, может, и рады предпринять более радикальные шаги по снижению налоговой нагрузки, но любой их маневр ограничен идеей, что нельзя допустить роста дефицита бюджета. Поэтому, чтобы компенсировать выпадающие доходы, которые появятся из-за снижения нагрузки на фонд оплаты труда, предлагается поднять НДС до 22 процентов.
Это означает повышение розничных цен, в данном случае — на 3,5 процента. При этом рост цен не приведет к одномоментному росту зарплат, они будут расти постепенно и на меньшую величину. Так что расходы граждан возрастут. Предприниматели же направят сэкономленные средства на инвестиции, на прибыль для владельцев и на увеличение роста зарплат вслед за ростом цен.
В каких пропорциях, неизвестно — это установится эмпирически.
Есть второй важный момент. Сейчас налогообложение устроено так, что эффективная ставка страховых взносов падает с ростом зарплат. Работодатель платит за своего сотрудника взнос в фонд пенсионного страхования (ПФР) 22 процента от зарплаты.
Но если оклад выше 73 тысяч рублей в месяц, то вся часть зарплаты выше этой суммы облагается сниженной ставкой — 10 процентов. Логика отчислений в фонд социального страхования (ФСС) похожа — 2,9 процента, если зарплата меньше 62 917 рублей в месяц, все что выше — идет по нулевой ставке.
И только взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) для всех начисляются по ставке в 5,1 процента.
Так что совокупная ставка страховых взносов для зарплаты до 62 917 рублей в месяц составляет 30 процентов, а потом начинает падать (кстати, из-за этой схемы высокая нагрузка на фонд оплаты труда более заметна для компаний с маленькими зарплатами).
Теперь все три ставки предлагают сделать фиксированными вне зависимости от размера зарплат. Получается, что для зарплат выше 150-160 тысяч рублей налоговая нагрузка на фонд оплаты труда возрастет до 22 процентов.
Принципы этой системы очевидны: богатый платит за бедного, здоровый — за больного, работающий — за неработающего.
Если бы я платил в ФОМС увеличенную ставку до определенной суммы (как в ФСС и ПФР) — это было бы логично. У нас 22 миллиона граждан не числятся работающими, хотя находятся в работоспособном возрасте.
За них в ФОМС платят субъекты федераций, то есть, фактически, работающие налогоплательщики.
В мире есть разные системы налогооблажения — страховые, полусолидарные. Например, в США предыдущий президент Барак Обама заставил всех, кто был не покрыт медицинской страховкой, купить ее.
Это 45 миллионов человек, в основном, молодые люди, которые не попадали под льготные программы и считали, что страховка для них слишком дорога. После этого выросли цены, снизилась сумма покрытия, но эти люди покупали страховку для себя.
Это не колхоз, как у нас, когда человек формирует пенсию всем подряд — и нынешним пенсионерам, и айтишникам (которые, кстати, платят по льготной ставке 14%), и тем, кто в тени. Наша система — очень нестраховая и неперсонализированная.
Источник: https://meduza.io/feature/2017/03/13/pravitelstvo-hochet-povysit-nds-i-ponizit-pryamye-nalogi-chem-eto-grozit
Экономический блок согласен с повышением НДС и снижением страховых взносов
Вектор правительства – вывод доходов граждан из тени
Александр Фомин / PhotoXPress
В экономическом блоке правительства консенсус: для перезапуска экономического роста нужно снизить налоги на труд, а выпадающие доходы бюджета компенсировать косвенными налогами, рассказали четыре федеральных чиновника и два эксперта, участвующих в обсуждении. Как именно – вопрос счетный, говорит один из них.
Варианты разные, основной – снизить страховой взнос до 21% и повысить НДС до 21% (другие варианты: 20/22, 22/22, 21/22), сообщают чиновники, решений пока нет. Идея прорабатывалась с депутатами и экспертами, в том числе на площадке ЦСР, знают двое из них, но решать будет президент.
Все варианты приводят к выпадению доходов, подсчитала Александра Суслина из Экономической экспертной группы: при 21/21 выпадает 682 млрд руб. по сравнению с текущим законодательством, при 22/22 – 180 млрд, при 20/22 – 600 млрд, при 21/22 – 400 млрд.
Идеолог – министр экономического развития Максим Орешкин, сообщает федеральный чиновник. Аргументы «за»: обеление серого сектора за счет снижения взноса и поддержка экспортеров, сказал он. Министр финансов Антон Силуанов в целом его поддерживает, но осторожничает: выпадающие доходы внебюджетных фондов придется компенсировать из федерального бюджета, говорит другой чиновник.
В понедельник Орешкин рассказывал первому вице-премьеру Игорю Шувалову о перезапуске экономического роста, указывает третий чиновник: среди мер были маневр в налогах, поддержка экспорта, расширение налоговых стимулов для инновационных компаний, меры по борьбе с бедностью, предложения по НДФЛ. Представители Шувалова и Минэкономразвития отказались от комментариев.
В Минфине не ответили на запрос.
Идея сыра и так же плохо посчитана, как и осенью, когда ее предлагал Минфин, сетует чиновник. Как быть с выпадающими доходами ПФР, как ускорить возмещение, как бороться с уклонением, перечисляет другой: надо повысить нагрузку на серый сектор и снизить на белый; вопрос – реально ли это.
Если согласиться с маневром, нужно признать, что страховая пенсионная модель провалилась, говорит высокопоставленный чиновник, а донастройка не означает демонтажа того, что есть.
В действующей конструкции взносов и так немного смысла, нужно вернуться к единому социальному налогу, согласен чиновник финансово-экономического блока.
Не очевидно, почему те, кто в тени, после снижения ставки начнут платить взносы, говорит высокопоставленный чиновник: ноль меньше 20%. Влияние маневра на обеление экономики преувеличено, согласен эксперт, участвующий в обсуждении.
По данным Росстата, «невидимых» работников 16,2 млн, или почти 23% занятых в экономике. Доля серых зарплат, включая смешанные (статистика не может определить, чьи они – населения или компаний), в 2014 г. составила 27,4% трудовых доходов населения, или 10,2 трлн руб.
С 2007 г. она сократилась почти на 1,5 п. п.
Часть потерь внебюджетных фондов можно компенсировать отказом от двухступенчатой шкалы (зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%), полагает эксперт, а нагрузка снизится за счет взноса на обязательное медстрахование (ставка 5,1%). Рост НДС на 1 п. п. разгоняет инфляцию на 0,4–0,6 п. п., но эффект разовый, продолжает он, тем более зарплаты будут расти за счет снижения нагрузки. Зарплаты останутся теми же, но вырастут цены, спорит Суслина.
Мера ударит и по региональным бюджетам, предупреждает федеральный чиновник, – сократится налог на прибыль, а повышение НДС может ухудшить его собираемость. За 2016 г. поступления от НДС выросли на 10% по сравнению с 2015 г. Система «АСК НДС-2» не панацея, говорит он: при повышении ставки могут появиться новые схемы по возмещению налога.
Новые проекты не создают много рабочих мест, зато генерируют существенную добавленную стоимость, говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Повышение НДС даже при снижении налоговых затрат на труд – серьезный удар по бизнесу, продолжает он, но, если мера не будет распространяться на инвестиционные проекты, которые были просчитаны до ее введения, это может смягчить давление.
Пострадает любой проект, связанный с импортозамещением, говорит он, и, даже если компания будет экспортировать продукцию, производство и сбыт начинаются на внутреннем рынке.
Пока это предложения отдельного министерства, межведомственного согласования не было, что войдет в план правительства – большой вопрос, указывает федеральный чиновник: даже если налоговая нагрузка снизится, бизнес не станет увеличивать инвестиции без перспектив роста.
«Когда экономисты путают одну модель с единственной моделью, это может привести к ошибке действия, – писал профессор школы им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете Дэнни Родрик.
– Тогда зацикленность на определенном видении мира заставляет рекомендовать такую государственную политику, провал которой можно предсказать задолго до ее начала».
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/15/677710-ekonomicheskii-blok-soglasilsya
Блоги / Владимир Милов: Почему повышение НДС — крайне вредная идея
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ruОчень важно детально обсудить предложения правительства по повышению ставки НДС до 22%, объявленные под соусом снижения ради этого страховых взносов на фонд оплаты труда до 22%.
Тут вопрос на самом деле глубже чем просто какие-то конкретные ставки налогов, он касается давно перезревших язв самого устройства нашей налоговой системы. Давайте поговорим об этих предложениях и о нашей налоговой системе чуть подробнее.
Грубо говоря, основные претензии к идеям правительства таковы:
- У нас слишком высокая налоговая нагрузка, чего они предпочитают не замечать. Надо налоги снижать, а не заниматься бессмысленным перекидыванием налоговой нагрузки из одного налога в другой.
- Мотивация предложений — снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда — не сработает, так как ставка страховых взносов в 22% все равно чрезмерно высокая, это не принципиально отличается от 30%.
- Зато рост НДС вызовет новые серьезные проблемы для экономики.
- Еще сильнее вырастет чрезмерная централизация налоговых поступлений в федеральном бюджете, вырастет дефицитность социальных фондов.
Ниже чуть подробнее по всем пунктам.
Предлагаемая «реформа» — очередное усиление фискальной сверхцентрализации
Оппозиция уже много лет говорит о проблеме чрезмерной концентрации налоговых поступлений в руках федерального центра — в Москву поступает примерно 65% собираемых в стране налогов, в результате чего регионы оказываются искусственно ограбленными и вынуждены стоять с протянутой рукой за дотациями из Минфина.
Здесь предлагается сделать то же самое, но уже с социальными фондами (пенсионный, медстрах, соцстрах). Социальные фонды у нас и так дефицитны и получают дотации из бюджета, так их хотят сделать дефицитными еще сильнее, усиливая центральную перераспределительную роль Минфина. Дело в том, что НДС — это федеральный налог и он идет напрямую в федеральный бюджет.
Страховые взносы идут напрямую в социальные фонды. Уменьшение страховых взносов приведет к еще большей дефицитности социальных фондов, зато под контролем у Минфина появится дополнительный денежный поток в виде увеличенных поступлений от НДС.
С фискальной сверхцентрализацией в России пора заканчивать.
Оппозиция давно говорит: давайте наполним социальные фонды доходами от Газпрома, Роснефти и другой госсобственности, которая адски недоплачивает в бюджет, а с предпринимателей эту нагрузку снимем.
Сегодня в России собирается больше 5 трлн страховых взносов в социальные фонды, и из них Газпром и Роснефть платят 100 и 50 млрд рублей соответственно, то есть по 1-2% каждый — а основная нагрузка по содержанию социальной системы ложится на плечи мелких и средних предпринимателей.
А социальные фонды нужно, наоборот, наполнить гарантированным источником дохода от Газпрома и другой госсобственности (см ниже), а не делать еще более зависимыми от дотаций из бюджета.
Снижение страховых взносов даже до 20% ничего не даст
Наивно думать, что если снизить страховые взносы до 22%, 21%, и даже 20%, то бизнес вдруг возьмет и выведет зарплаты из тени. Да ничего такого не произойдет, так как это все равно очень высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Россия входит в десятку худших стран мира по налоговой нагрузке на фонд оплаты труда, согласно рейтингу Paying Taxes:
(Внимание интернет-комментаторов! Цифры в этом графике — это НЕ СТАВКИ ВЗНОСОВ НА ФОТ! Это доля от валовой прибыли модельной компании (выручка минус неналоговые издержки), которая идет на уплату соответствующего налога, так рассчитывается рейтинг Paying Taxes. Грубо говоря, если считать выплаты страховых взносов частью вашей валовой прибыли, которую вы заработали — то получается, что в России вы отдаете более трети валовой прибыли государству через страховые взносы.)
Не зря новый министр экономики Орешкин в начале этого года впервые среди чиновников высшего ранга признал проблему — в России одна из самых высоких в мире налоговых нагрузок на фонд оплаты труда (ФОТ).
Налоговая нагрузка на ФОТ несет в себе огромное число негативных последствий для экономики: она больно бьет по несырьевому малому и среднему бизнесу, и прежде всего высокотехнологичному инновационному бизнесу, где высокая доля фонда оплаты труда в издержках. Для сырьевого бизнеса налоги на ФОТ амбивалентны: у Роснефти доля затрат на уплату соцналога равна 1% выручки, у Газпрома 2%.
Они больше всего бьют по предприятиям, на которых работают высококвалифицированные кадры и которые производят высокотехнологичную продукцию: там как раз зарплата играет ключевую роль в затратах.
Страховые взносы на ФОТ надо снижать минимум до 5-10%, а лучше вообще отменить. Тогда будет эффект, выраающийся в выходе зарплат из тени и их повышении. Снижение страховых взносов с 30% до 22% — не знаю, каких дураков хотят этим завлечь. Механизм формирования должен быть простой:
- Уже упомянутое выше резкое увеличение дивидендных выплат госкомпаний. В тексте по ссылке прямо говорится, что если только три компании — Газпром, Роснефть и Транснефть — будут платить рыночные дивиденды и прямо в госбюджет, я не во всякие прослойки типа «Роснефтегазов», то государство легко получит 400 млрд рублей в год. В целом по госкомпаниям — дополнительный триллион (только банки в прошлом году показали прибыль почти в триллион рублей, из них примерно 750 млрд — госбанки, но госбанки вообще почти ни хрена не платят дивидендов в госбюджет).
- Повышение налогов на Газпром, который налоги сильно недоплачивает. Он платит эффективный НДПИ в районе $21 за тысячу кубометров, тогда как нефтяники платят выше $70 за тонну. Газпром платит примерно 600 млрд рублей в год НДПИ при выручке в 6 триллионов рублей. Должен платить — примерно 1,8 трлн. У Газпрома профицит добывающих мощностей, профицит транспортных мощностей, они настроили всего лишнего, пора делиться не только с подрядчиками, но и с государством, которое их породило и выкормило.
Однако рецепт, который Орешкин и другие правительственные чиновники предложили для решения проблемы — ради небольшого снижения соцвзносов (что ничего не даст) повысить НДС — на самом деле принесет экономике еще больше вреда, чем сегодняшняя система.
Повышение НДС будет иметь серьезные отрицательные последствия
Прежде всего для несырьевых экспортеров, которые и так мучаются, безуспешно пытаясь добиться от налоговой законного возмещения НДС.
Вот пара примеров из недавнего как это происходит:
- «На бизнесе экспортеров сказалась и проблема с возмещением НДС Федеральной налоговой службой (ФНС) – служба ужесточила правила, требуя от экспортеров предъявлять данные обо всех компаниях, участвующих в цепочке движения товара от продавца к покупателю. Как правило, сделать это невозможно, поэтому НДС экспортеры не получают и их маржа, и без того низкая, становится и вовсе отрицательной. ФНС действительно ужесточила проверки экспортеров, подтверждает топ-менеджер одного из них. Большая часть производителей не платят НДС, а экспортер всегда оплачивает товар с учетом НДС по ставке 10%, но имеет право предъявить его к возмещению, рассказывает он. Получить сумму в большинстве случаев не выходит: экспортер должен доказать право на возмещение, что не всегда возможно – необоснованная наценка возникает в цепочке между производителем и экспортером. Налоговая начинает выемки документов и проверки экспортера, сетует топ-менеджер, она усматривает нарушение закона, хотя именно экспортер не имеет к схеме отношения» (отсюда);
- «Мы занимаемся экспортной деятельностью. Возвращали небольшие суммы по НДС, и вопросов к нам не возникало. Третий квартал прошлого года был удачный, и мы заявили на возврат НДС сумму в несколько миллионов рублей. Отдавать жалко, сами инспектора говорят: нас по головке не погладят за то, что мы деньги отдаем. Хотя это та же деятельность, что была раньше, просто возникли большие сделки. Мы получаем отказ по надуманным причинам. Мы эти деньги заберем через суд, но пять месяцев, что мы будем судиться, эти деньги не будут работать, не пойдут на развитие бизнеса» (отсюда).
Всем на самом деле известно наличие у налоговиков этих «неформальных заданий» по невозврату НДС экспортерам.
Заметьте, речь идет не о сырьевых экспортерах, а об экспортерах конкурентной несырьевой продукции — сельскохозяйственной, продукции обрабатывающей промышленности и т.д. Повышение НДС создаст им серьезные проблемы, многие экспортные поставки окажутся под угрозой рентабельности с учетом массовой практики «битв за возврат НДС». По сути дела экспортерам придеться биться почти за четверть (!!) своей экспортной выручки, которую они будут возвращать с задержкой, если вообще вернут. По экспорту будет нанесен мощный удар.
Помимо этого, Силуанов уже признал, что увеличение НДС приведет и к росту инфляции. Да, к «разовому», но у нас и так огромное количество проблем из-за постоянного роста цен, так что это, мягко говоря, не подарок — еще больше обесценят доходы людей. Кстати, бюджет на 2017-2019 адекватной индексации пенсий и выплат бюджетникам не предусматривает, так что такой «маневр» еще сильнее вгоняет эти категории граждан в зону отрицательных реальных доходов.
На самом деле в России нужно резко снижать налоговую нагрузку, а не пытаться изобретать велосипед, меняя между собой ставки налогов
Что бы ни говорили чиновники и придворные эксперты о том, что в России налоговая нагрузка якобы «соответствует уровню развитых стран», но на самом деле она чрезмерно высока — см международный рейтинг Paying Taxes:
В этом графике учтены не все страны с высокими налогами, однако нам и не надо равняться на тех, у кого высокие налоги. А то вот у нас провластные эксперты взяли моду сравнивать нас с самыми высокими странами по уровню налогообложения — «А вот во Франции», забывая, что во Франции совсем другой уровень качества публичных услуг, чем в России.
То есть наши хотят налогооблагать как в странах Западной Европы, но совсем не хотят обеспечить предоставление публичных услуг на уровне Западной Европы.
Чтобы вы имели представление о качестве публичных услуг в России по международным меркам, вот вам данные из наших позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума:
- 123 место по качеству автодорог
- 122 место по защите прав собственности
- 109 место по качеству работы полиции
- 103 место по уровню регуляторной нагрузки на бизнес
- 95 место по независимости судов
- 85 место по оргпреступности
- 82 место по показателям здоровья населения
- …и т.д.
И с таким «счастьем» у наших чиновников и проправительственных экспертов еще поднимается рука нас сравнивать со странами Западной Европы, где высокий уровень налогообложения. Да вы и близко не обеспечиваете качество госинститутов из того высокого уровня налогов, который у нас есть.
Выводы простые:
- Наша высокая налоговая нагрузка не обеспечивает соответствующего качества публичных услуг, отнятые у налогоплательщиков деньги тратятся впустую;
- Нас целесообразно сравнивать не с Западной Европой (Западная Европа чемпион мира по привлечению прямых иностранных инвестиций, по тому же качеству судебной системы России до Западной Европы как до Луны), а с нашими прямыми конкурентами за инвестиции — странами Восточной Европы, Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, где налоговая нагрузка существенно ниже чем у нас;
- Налоги в России нужно снижать.
Как снижать налоги Я считаю, что ключевым объектом снижения должны стать именно страховые взносы. Причин для этого несколько:
- Они сдерживают рост зарплат (и соответственно экономики). Мы абсолютно сходимся с Навальным в том, что зарплаты надо увеличивать. (Идею минимальной зарплаты в 25 тысяч я еще отдельно прокомментирую — но если снижать налоги на ФОТ, то она вполне реализуема.)
- Социальные фонды надо наполнять за счет нефтегазовых доходов, а не нагибая ими трудяг — мелких и средних предпринимателей. Как мы уже показали, сегодня нефтегазовые доходы остаются преимущественно в карманах у жуликов (раз, два). А нужно эти деньги отдать пенсионерам и медстраху.
- Высокая налоговая нагрузка на ФОТ сдерживает развитие прежде всего высокотехнологичного инновационного бизнеса, у которого самая высокая доля оплаты труда в издержках (потому что там основа бизнеса — это найм дорогостоящих продвинутых кадров, причем в белую, их нельзя на «зарплаты в конвертах» нанять, иначе они просто уедут в другие страны). Вы хотите спросить, почему за столько лет мы не добились никаких успехов в построении высокотехнологичной инновационной экономики? Да вот вам причина на поверхности.
Как снижать налоги? Ну вот, скажем, общие сборы страховых взносов в консолидированном бюджете составляют примерно 5,6 трлн рублей. Вот какими способами можно заместить сбор этих средств с предпринимателей через страховые взносы. Первое — сокращение ненужных расходов бюджета. Ну например:
- Поддержка Крыма, Абхазии и Южной Осетии = 207 млрд рублей. Если это отменить, можно снизить ставку НДС на 1,3 процентных пункта.
- Поддержка средств массовой информации и политических партий = 84 млрд рублей. Если это отменить, можно снизить ставку НДС на 0,5 процентных пункта.
- Финансирование силовых структур помимо армии («Национальная безопасность и правоохранительная деятельность») = 1,943 триллиона рублей. Если сократить эту статью хотя бы на 30% (а на самом деле ее много больше нужно сокращать), то можно будет снизить ставку НДС на 3,6 процентных пункта.
- Поддержка Внешэкономбанка на спасение от убытков по старым никому не нужным проектам = 162 млрд рублей. Если эту дрянь обанкротить к чертовой матери и не тратить деньги налогоплательщиков на ее спасение, то можно снизить ставку НДС на 1 процентный пункт.
- Субсидии другим госкорпорациям в бюджете-2017 (Ростех, Россети, Росатом, РЖД, Россельхозбанк и т.п.) = еще почти 200 млрд рублей. Можно снизить ставку НДС на 1,2 процентных пункта.
Вот я буквально несколькими короткими мазками вам объяснил, как в бюджете найти более 1,2 трлн рублей для перечисления в социальные фонды, даже особо не напрягаясь. А если провести детальную общественную инвентаризацию расходов бюджета — то можно много больше резервов для сокращения ненужных расходов найти.
Второе — увеличение доходов государства от его имущества и от нефтегазовых компаний. Выше об этом уже говорилось. Это два основных момента:
Итого: легко нашли 1,2 трлн расходов в бюджете под сокращение + 2,2 трлн дополнительных доходов от госсобственности, которая при Путине бюджету должных доходов не приносит, а приносит только его дружкам. Итого 3,4 триллиона.
Это 18 процентных пунктов из текущей ставки страховым взносов в масштабах страны. То есть вот уже просматривается довольно легкий путь снижения ставок страховых взносов с 30% до 10% безо всякого повышения НДС.
Чуть поднапрягшись, можно снизить страховые взносы до нуля.
Краткие выводы
- Традиционный скулёж на тему «А вот оппозиция критикует но ничего не предлагает» — это ложь. Наши предложения на эту тему — лучшие в стране.
- Навальновская идея повысить минимальную зарплату на фоне снижения или отмены страховых взносов засияет новыми красками.
- Повышать НДС — под любым предлогом — это бред. Это больно ударит по нашим несырьевым экспортерам, приведет к росту внутренних цен, поставит крест на теме «диверсификации структуры экономики» (потому что для такой «диверсификации» нужно развивать несырьевой экспорт, а он и так уже еле выживает в условиях сознательной политики государства по невозврату НДС экспортерам, о чем уже говорилось выше).
- Нужно снижать общую налоговую нагрузку. Пока об этом все стыдливо молчат и говорит только несистемная оппозиция.
Вот можете в дополнение посмотреть наши недавние ТВ-дебаты на тему снижения налогов с участием Оксаны Дмитриевой и других экспертов:
UPD. Вот еще спрашивают про отношение «к «свежей» идее правительства вместо повышения НДС ввести в регионах дополнительный торговый сбор, типа налога с продаж. Отвечаю:
Крайне отрицательно отношусь к идее одновременного действия и НДС, и налога с продаж. Два разных налога с разными системами администрирования, это усложняет работу бизнеса. Нигде в мире такого нет, не надо мне про Канаду рассказывать (в Канаде GST это совсем не наш НДС с постоянными «битвами за возврат»). Нужно или одно, и другое.
Правительство по сути предлагает возродить действие обеих налогов сразу, действовавшую до 2004 года. Я против этого. В целом, как уже отмечалось, снижать надо налоги, а не вводить новые.
Если гипотетически говорить о полной замене НДС на налог с продаж (но об этом сейчас речь не идет!!), то к этому я отношусь в целом положительно, так как (1) это совсем другая система администрирования, она вообще не затронет экспортеров и они наконец будут освобождены от проблемы войны с налоговиками за возврат налога, (2) налог с продаж естественным образом может пойти на наполнение местных бюджетов, что автоматически решит проблему сегодняшней избыточной концентрации налоговых доходов в федеральном центре (НДС 100% идет в федеральный бюджет) при нищих бюджетах муниципалитетов. И не надо будет ничего «перераспределять». Тем не менее, замена НДС на НСП — сложная реформа, так как система администрирования сбора НСП не отлажена и могут быть провалы. Я бы с нее не начинал — для меня, повторю, первоочередной представляется задача резко снизить страховые взносы на фонд оплаты труда (выше уже объяснено как).
Оригинал
Источник: https://echo.msk.ru/blog/milov/1948288-echo/
Экономист рассказал, кому будет выгодно увеличение НДС до 22 процентов
16:40 Март 13, 2017 3837
Дмитрий Серебряков/ТАСС
По словам директора научно-исследовательского финансового института Владимира Назарова, такой налоговый манёвр — это способ ускорить экономический рост и изменить структуру экономики страны.
«От предлагаемого манёвра в большей степени выигрывает ненефтегазовый экспорт, те наши производства трудоёмкие, которые ориентированы на производство товаров и услуг. А без развития этих производств у нашей страны нет будущего. Хотя и другие эффекты он тоже даст: обеление, выход из тени», — сказал Назаров в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва».
Ранее Минфин высказался за снижение страховых взносов и увеличение НДС до 22%.
«Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчётам, чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять: 22% ставка страховых взносов, и компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал глава Минфина Антон Силуанов.
Как отметил экономист Владимир Назаров, такие меры не предусматривают увеличения налоговой нагрузки, они задумываются как бюджетно-нейтральные.
«Предприниматели, даже те, которые в тени, они всё равно вынуждены платить минимальный размер оплаты труда, платить за обналичивание, за обезналичивание. Они рискую попасть на штрафы налоговой, их сотрудники не могут взять ипотеку. Фактически они всё равно платят 17-18% налогов, а если ставка снизится до 22%, то разницы существенной не будет», — пояснил Назаров.
Что же касается инфляции, то он согласился с прогнозом, который сделал Силуанов — это однократное примерно 2-ух процентное повышение.
- 20:23 Авг. 6, 2018Власти хотят проиндексировать тарифы одновременно с повышением НДС
- 07:04 Авг. 6, 2018Минэкономразвития предложило учесть увеличение НДС в тарифах на услуги ЖКХ
- 19:59 Июль 3, 2018ГД приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС
- 12:23 Июнь 16, 2018Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект о повышении НДС до 20%
- 21:37 Июнь 15, 2018Силуанов рассказал о понимании со стороны бизнеса по поводу планов повысить НДС
- 13:48 Июнь 14, 2018Борис Титов о повышении НДС до 20%: мы поставили крест на росте экономики
- 12:57 Июнь 14, 2018Кабмин предлагает повысить ставку НДС до 20%
- 17:28 Май 4, 2018Силуанов объяснил цель введения налога для самозанятых
- 13:19 Фев. 10, 2018Кудрин рассказал о дебатах в правительстве по повышению НДС до 21 процента
- 13:59 Июнь 2, 2017Татьяна Голикова предложила объединить входящие в систему соцстрахования госфонды
- 17:32 Апрель 24, 2017В Госдуме отвели два года на проведение налоговой реформы
- 13:47 Март 21, 2017Минфин не считает актуальной идею введения налога с продаж
- 06:58 Март 21, 2017В правительстве России задумались о возвращении налога с продаж
- 16:01 Март 16, 2017Шувалов: у правительства нет единого понимания по налоговой реформе
- 12:25 Март 13, 2017Увеличение НДС до 22% может вызвать разовый рост инфляции
- 15:16 Ноя. 22, 2016Минфин высказался за снижение нагрузки на работодателей после 2018 года
- 17:59 Сен. 22, 2016Эксперт оценил последствия возможной реструктуризации налоговой системы РФ
- 07:59 Июнь 24, 2016В Минфине задумались о повышении НДС и снижении страховых взносов
- 08:16 Фев. 16, 2015Минэкономразвития предложило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес
Источник: https://govoritmoskva.ru/news/112919/
Сми сообщили о возможном повышении ндс до 20%
Премьер-министр Дмитрий Медведев обещал найти 8 трлн руб., которых не хватает для выполнения нового майского указа Путина. Как выяснили «Ведомости», значительную часть этой суммы правительство и Кремль собираются найти в кошельках населения. Около 2 трлн руб.
за шесть лет бюджет может получить от повышения НДС с 18 до 20% – такой вариант обсуждался и сейчас он один из наиболее вероятных, хотя и не окончательный, рассказывают три федеральных чиновника.
При этом может быть отменена и льготная ставка НДС в 10%, которую Минфин предлагал заменить пособием, говорит один из них.
Еще около 2 трлн руб. даст бюджету уже анонсированное Медведевым повышение пенсионного возраста, говорят два чиновника, не называя, на сколько и какими темпами он может быть повышен.
Остальные недостающие 4 трлн руб. принесут уже объявленные меры. 3 трлн руб. для финансирования инфраструктуры государство займет, разместив ОФЗ и сформировав временный фонд внутри бюджета. А 1 трлн руб. бюджет получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли – обнуления экспортной пошлины и компенсирующего повышения НДПИ.
Впрочем, часть решений еще могут быть пересмотрены, говорят собеседники «Ведомостей». Все меняется очень быстро и постоянно, замечает один из них.
Кто доплатит НДС
Повышение НДС давно обсуждалось чиновниками, но как часть налогового маневра, который предлагал Минфин: снизить страховые взносы и увеличить НДС до одинаковой ставки 22%. По замыслу Минфина маневр должен был обелить экономику и принести бюджету дополнительные 500 млрд руб.
От идеи отказались, но найти деньги для указа без повышения налогов не удавалось, говорят несколько чиновников. В итоге из двух частей маневра осталась одна – увеличение НДС, хотя и более щадящее.
Повышение НДС без снижения страховых взносов – обычный обман, говорит член бюро РСПП.
По ставке 20% НДС взимался до 2004 г., потом она была снижена до 18%. Возврат к 20% – это менее болезненное решение, чем другие обсуждавшиеся варианты: повышение НДФЛ или введение налога с продаж, считают два чиновника. Хотя, если государство хочет стимулировать рост экономики, надо не отбирать у нее ресурсы, а давать, замечает один из них.
Повысив НДС, государство изымет в первую очередь ресурсы у населения, которое пережило четырехлетнее падение доходов, – значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей.
В ожидании повышения НДС компании заранее начинают поднимать цены, показало исследование статистической службы Великобритании. В России рост НДС на 2 п. п. ускорит рост цен на 0,8–1 п. п., подсчитала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, что, впрочем, не страшно в условиях низкой инфляции (2,4% в апреле в годовом выражении).
Но вместе с отменой льготной ставки повышение НДС может стать серьезным ударом по населению и отразиться на потреблении, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Сейчас льготная ставка действует для продуктов питания (за исключением деликатесов), детских товаров, книг, учебников и лекарств. В 2017 г.
льгота обошлась бюджету почти в 550 млрд руб. (около 0,6% ВВП).
В случае внезапного повышения цен меньше всего люди готовы экономить на еде, алкоголе и транспортных услугах, показало исследование главного экономиста «ВТБ капитала» Александра Исакова, больше же всего при росте цен на 1% сокращаются расходы на связь и медицину.
Бизнес заложит издержки во внутренние цены, а при экспорте ставка НДС – 0%, говорит член бюро РСПП. Но будут и пострадавшие. Сильнее всего повышение налога ударит по отраслям, где высока конкуренция, предупреждает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Это подтверждает исследование МВФ, проведенное после увеличения НДС в Германии в 2007 г.
: при сильной конкуренции компаниям тяжелее сохранять долю рынка после повышения цен. Пострадает розница, которая уже сокращает маржу в условиях слабого потребительского спроса, говорит налоговый консультант крупного ритейлера.
Структурный эффект будет плохим, предупреждает Сальников: вырастет нагрузка на обрабатывающие производства, а не на экспортеров сырья.
Больше всего она увеличится на машиностроительный (на 6,8%) и транспортный секторы (6,6%), на электроэнергетику (6,8%), строительство (5,6%), информационный сектор (5,4%) и гостиничный бизнес (4,4%), подсчитал Сальников. Зато снизится на химическое производство, обработку древесины, а также сельское хозяйство.
Времени решать, кому предстоит доплатить за указы, у чиновников осталось немного. Правительство сформулировало предложения по налоговой системе, окончательные решения должны быть приняты уже в весеннюю сессию Госдумы, говорил ранее Антон Силуанов, назначенный первым вице-премьером и министром финансов.
В настоящий момент решения не приняты, утверждает его советник Андрей Лавров, но в ближайшее время конкретные меры донастройки налоговой системы будут определены правительством.
Представитель премьера Наталья Тимакова не комментирует эту тему, получить комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова в воскресенье не удалось.
Хотите поделиться своей историей с читателями 9111.ru? Опубликуйте свой пост прямо сейчас. Опубликовать
Источник: https://www.9111.ru/publications/t351957-smi-soobshchili-o-vozmozhnom-povishenii-nds-do-20/
К чему приведет повышение ндс в россии
Минфин предложил правительству провести реформу страховых взносов с 2017 г. или повысить НДС.Минфин предлагает взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 г. довести ее до 26% (29% – с 2017 г., 28% – с 2018 г.), сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников. Есть и альтернативный вариант: в 2017 г.
повысить НДС до 20%, 10%-ю льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 г. начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.В итоге в следующем году можно получить еще почти 600 млрд руб., рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2019 г.
Идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина.»Договориться не удается, все ушло на уровень президента и премьера», — говорят чиновники. Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. руб.
в год, а сверх этой суммы – 10%. В Фонд социального страхования – 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. руб., в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты. Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% – 0,4% ВВП, по оценке Экономической экспертной группы.
Но при снижении ставки почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога.Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, полагает один из чиновников.
Россия уже в скором времени сможет уйти от «нефтяного проклятья» и еще нарастить ненефтегазовые доходы в бюджет.
В это твердо верит министр финансов Антон Силуанов, о чем он и рассказал в эксклюзивном интервью.
Еще в мае этого года Антон Силуанов заверил, что Минфин «много работает» над тем, чтобы избежать необходимости повышать налоги. Так министр отреагировал на публикацию Wall Street Journal о возможном росте налогов после выборов 2018 г.»Таких расчетов мы сейчас не делаем, инициатив или поручений нет.
Мы очень много работаем и над расходной частью бюджета, и над улучшением администрирования, чтобы даже в условиях снижения поступлений из-за изменившейся макроэкономической ситуации необходимости повышать налоги не возникло», — процитировало издание слова министра в пресс-релизе Минфина.
Ранее в мае текущего года издание Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщило, что в российском правительстве рассматривают возможность повышения налогов после выборов президента в 2018 г. По данным собеседников издания, речь могла идти либо от ухода от плоской шкалы подоходного налога, либо о ее сохранении с повышением ставки налога с 13% до 20%.
Речь также шла о возможном повышении НДС, сообщила WSJ. «Идет дискуссия о том, как сделать так, чтобы налоги не выглядели чрезмерными и не очень сильно ударили по населению», — рассказал один из собеседников газеты.Именно в ответ на эту публикацию глава Минфина и заявил о том, что повышения налогов не планируется.
Тем не менее уже 31 августа текущего года издание «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников сообщило о том, что Минфин РФ планирует в 2017-2019 гг. дополнительно собрать в бюджет порядка 2,5 трлн руб.Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн руб.
Как пишет издание, Минфин предлагал собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний, сообщило издание. Как рассказали «Ведомостям» источники, Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 г. Всего в 2017 г. будет изъято 320 млрд руб.
: единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в 2016 г., будет продлено, и это даст 200 млрд руб., а 100 млрд руб. соберут с «Газпрома». С него же хотят взять еще около 70 млрд руб. – выходит 370 млрд руб. Но налоговая реформа в нефтяной отрасли (введение налога на добавленный доход, НДД) лишит Минфин 50 млрд руб.
, всего выйдет 320 млрд руб.Сообщалось, что ведомство к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова подготовило бюджетный прогноз, состоящий из нескольких пунктов, среди которых повышение налогов, мобилизация доходов бюджета и исчерпание суверенных фондов за три года.По словам источника, Минфин предлагал ряд идей для обсуждения по повышению налогов.
Так, например, одним из них является повышение на 1% каждого из ключевых сборов. Такое решение позволит пополнить казну на 170-324 млрд руб.Кроме того, одним из вариантов предлагается рост единой ставки налога до 15-16% и введение необлагаемого минимума.
В ведомстве также предложили реформировать систему страховых взносов, в частности взимать их со всего зарплатного фонда полностью по единой ставке. В качестве альтернативного варианта чиновники предлагают снизить взносы в обмен на повышение НДС, рост которого на 1% дополнительно пополнит казну на 220 млн руб.
Повышение НДС до 20% может дополнительно ускорить инфляцию в РФ на 1 процентный пункт, посчитали эксперты Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).»Повышение ставки НДС до 20% действительно скажется на инфляции: эффект достигнет, по нашей оценке, плюс 1 процентный пункт, но совокупный эффект от изменения ставок (НДС и страховых взносов — прим. ред.
) на реальные доходы населения принципиально может быть и нейтральным», — сказал РИА «Новости» старший аналитик АКРА Дмитрий Куликов.Газета «Ведомости» со ссылкой на нескольких федеральных чиновников написала во вторник, что премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов обсуждали с президентом Владимиром Путиным предложение Минфина РФ о введении с 2017 г.
единой ставки социальных взносов в 29%, и снижении ее к 2019 г. до 26%. Одновременно, по данным издания, обсуждалась идея повышения НДС с нынешних 18% до 20% и постепенный отказ от льготной 10% ставки этого налога.Льготная ставка НДС сейчас действует прежде всего в отношении социально-значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий.
Кроме того, по льготной ставке облагаются печатные издания и племенной скот.В отношении страховых взносов в РФ действует регрессия: общий предельный размер взноса, который распределяются между Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования (ФСС) и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), составляет 30%.
Однако со всего объема ФОТ уплачивается только 2,9% взнос в ФОМС. Пенсионный сбор по ставке 22% взимается с зарплат, не превышающих 796 тыс. руб. в год, а зарплаты выше этого порога облагаются по ставке 10%. Взнос в ФСС в 5,1% берется с годовой зарплаты в пределах 718 тыс. руб., с более высоких зарплат этот взнос вовсе не взимается.
По мнению разработчиков описанных предложений, уже в следующем году бюджет может получить от предложенных мер почти 600 млрд руб. дополнительных доходов, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд – в 2019 г. «Предлагаемый экономический стимул (снижение ставок по взносам на 4 п. п.
) действительно может оказать положительное влияние на снижение теневой занятости», — считает аналитик АКРА.Он отметил, что в настоящее время, по разным оценкам, доля «теневой экономики» в РФ составляет от 13% до 37%. «В мировой практике есть примеры, когда снижение ставок позволяло увеличивать собираемость налога», — признал Куликов.
Однако, по его словам, правильнее было бы провести полноценную пенсионную реформу. «Гораздо больший эффект могла была бы оказать фиксация плана развития пенсионной системы – с целью увеличения доверия к ней», — сказал он.С аналитиками АКРА согласны многие российские аналитики, которые также полагают, что повышение НДС до 20% приведет к росту инфляции на 1 процентный пункт.
Специалисты уверены, что на фоне сложившейся в стране экономической обстановки данное повышение скажется крайне негативно на развитии отечественной экономики.Аналитики также отмечают, что такое повышение окажет негативное влияние как на рост цен, так и на всеобщее благосостояние россиян.
О снижении покупательной способности населения в результате повышения налогов говорят и предприниматели. По подсчетам аналитика экономической экспертной группы Александры Суслиной, которую цитирует Lenta.ru, дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации. Но рост НДС на 1 процентный пункт разгонит инфляцию на 0,4-0,6 процентного пункта. При этом 1 процентный пункт инфляции означает 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета.
О негативных последствиях говорят и составители экономической программы «Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения» — бизнес-омбудсмен Борис Титов, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, экономист Яков Миркин и эксперт Столыпинского клуба Даниил Наметкин, отмечая возможный рост теневой экономики.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую экономическую программу развития экономики России — «Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения».
В докладе отмечается, что с каждым годом в нашей стране предпринимателей становится все меньше и основная причина этого – налоговая политика.Кроме того, средний бизнес в России ничтожно мал: всего 25% ВВП. В малом и среднем бизнесе работает до 25% от занятого в экономике РФ населения.
Это намного меньше, чем в большинстве стран мира, отмечают авторы доклада. При этом сокращение малого и среднего предпринимательства (МСП) является главным фактором роста безработицы и роста нагрузки на госбюджет.Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в марте 2015 г.
, до 28% сотрудников компаний отмечают, что получают часть зарплаты или всю зарплату в конверте. Согласно данным Минтруда России 20% экономически активного населения страны, или 22,5 млн человек, не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в Пенсионный фонд.
«Получается, что половина трудоспособного населения работает в теневом секторе экономики», — отмечает Титов.Еще в августе этого года первый зампред правительства Игоря Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович резко раскритиковали предложения Минфина.
А пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков во вторник заявил, что глава государства не принимал решений о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) или иных налоговых платежей.
Он подчеркнул, что этот вопрос находится в компетенции кабинета министров.
«Безусловно, все эти вопросы, связанные с налоговыми маневрами и так далее, они затрагиваются на совещаниях у президента по экономическим вопросам так или иначе, но хочу напомнить, что все-таки это целиком и полностью прерогатива правительства», — отметил он.
Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/75221