Проверяемый может копировать материалы выездной проверки — все о налогах

Налоговая проверка закончилась. Ознакомимся с ее материалами (Салтыкова Н.Н.)

Дата размещения статьи: 14.12.2015

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной или камеральной проверки является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки, недействительным. Об этом прекрасно осведомлены как налогоплательщики, так и сами налоговики.

Пошаговые действия последних прописаны законодателем в ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Из положений данных правовых норм следует, что должностные лица ИФНС обязаны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов.

В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итогов налоговой проверки и вынесении законного решения.

С чего же начинается реализация указанного права на защиту? Конечно, с ознакомления с фактами, которые инспекторы установили в ходе контрольных мероприятий, и с документами, которыми эти факты подтверждены. О том, как налоговики должны организовать процесс ознакомления налогоплательщика с материалами проведенной в отношении его проверки, пойдет речь в данной статье.

Процедурные нарушения: существенные и не очень

Действия должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку и принимающих решение по ее итогам, строго регламентированы положениями гл. 14 НК РФ.

«Шаг влево, шаг вправо» от установленной законом процедуры может привести к плачевным последствиям для налоговиков — разумеется, позитивным для налогоплательщика: решение по проверке может быть отменено в административном или судебном порядке.

В названной главе четко и доступно прописано, как должна проводиться проверка, какие формы и методы налогового контроля можно применять, как оформлять результаты проверочных мероприятий, как организовать процесс рассмотрения материалов проверки и принятия по его результатам акта ненормативного характера.

Казалось бы, нет ничего проще, чем соблюсти однозначно сформулированные и, главное, реально выполнимые предписания закона. Но, как показывает практика, налоговикам не всегда это удается.Видимо, предвосхищая возможность нарушений контролерами процедуры налоговой проверки, законодатель разделил такие нарушения на существенные и несущественные.

И те и другие могут стать причиной признания решения ИФНС недействительным. Об этом сказано в абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ: несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом.

Именно в упомянутой статье обозначены нарушения, носящие существенный характер (то есть исправить их не представляется возможным). Они могут привести (хотя не обязательно) к вынесению налоговым органом необоснованного решения.

Поэтому в целях недопущения принятия ненормативных актов, не соответствующих закону, подобные акты в случае их обжалования подлежат отмене (причем, возможно, без рассмотрения по существу).Так какие нарушения законодатель считает существенными? Это процедурные моменты, касающиеся исключительно рассмотрения материалов проверки.

Их несоблюдение в силу абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Чтобы избежать подобных последствий, должностные лица ИФНС обязаны выполнить всего-то два условия:- обеспечить лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможность участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;- предоставить налогоплательщику возможность в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Согласитесь, и то и другое не приведет к желаемому результату, если хозяйствующий субъект не располагает всеми документами, на основании которых проверяющие пришли к выводам, изложенным в акте, а затем и в решении. По сути, возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

О приложениях к акту проверки

Из п. 1 ст. 100 НК РФ следует, что по завершении выездной или камеральной проверки инспекторы должны составить акт. Правда, данная обязанность возникает у них, если в ходе контрольных мероприятий было выявлено несоблюдение проверяемым лицом норм налогового законодательства, что привело с его стороны к неуплате (неполной уплате) одного или нескольких налогов.

До недавнего времени для выездных и камеральных проверок контролеры использовали разные формы актов. В июне текущего года Приказом от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ налоговое ведомство утвердило единую форму акта налоговой проверки (Приложение 23). Этим же Приказом были установлены общие Требования к составлению акта по результатам как выездной, так и камеральной проверки (Приложение 24).

———————————

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/14742

Налоговые проверки: когда компании ждать контролеров

На сайте ФНС доступен сводный план на 2018 год по налоговым проверкам. В том числе есть сведения, когда будут проводиться выездные налоговые проверки. В каких случаях назначают выездную проверку в плановом или внеплановом порядке.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация. 

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки необходимы, чтобы выявить или предупредить нарушения налогового законодательства. Проверки организует и проводит контролирующее ведомство – ФНС России. Инспекторы могут действовать самостоятельно, а также привлекать правоохранительные органы.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

О понятии и видах налоговых проверок говорится в НК РФ. В Налоговом кодексе налоговые проверки, вопросы их обоснования, организации и осуществления описали в статьях 87 – 101 главы 14. Это глава о налоговом контроле. Законодатель указал в п. 2 ст.

87 НК РФ, что цель проверок – проконтролировать, как налогоплательщики выполняют требования закона. Налоговая проверка – это не только способ отреагировать на информацию об уже состоявшемся нарушении, но и комплекс мер по профилактике нарушений. Существуют разные варианты налоговых проверок, и их виды зависят от цели и обстоятельств.

Кроме того, от вида зависят сроки налоговой проверки (ст. 88, 89 НК РФ). Выделяют проверки:

  • камеральные или выездные,
  • плановые или внеплановые.

В ходе камеральных контролеры анализируют документы компании, для этого посещать ее не обязательно. Организация передает документы в ИФНС по специальному запросу. Выездные налоговые проверки проводятся на территории организации. Необходимость появиться в компании обусловлена спецификой мероприятия. Контролерам может понадобиться разобраться в обстоятельствах на месте.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

  • Сохраните и распечатайте памятку сотрудникам

Компании проверяют в плановом и внеплановом порядке. Если аудит запланировали заранее, компанию вносят в специальный документ ФНС о мероприятиях на будущий год.

Например, можно скачать план на 2018 год и посмотреть, фигурирует ли там ваша организация. Если у инспекторов нет оснований проверять компанию планово, внесение ее в этот документ можно обжаловать.

 Например, компания относится к малому бизнесу, в отношении проверок которых действуют ограничения.

В соответствии с НК РФ налоговую проверку могут провести внепланово. Это делают, когда инспекция получает сведения, что компания нарушила закон.

м

Такой аудит проводят в особом режиме и в другие сроки, чем плановый. О плановой ИФНС своевременно уведомляет компанию. Внеплановую проведут без предупреждения, если на это будут основания.

Подобная проверка может быть камеральной, но чаще инспекторы приезжают в компанию сами.

Выездные налоговые проверки

Обычно выездную проверку проводят на территории компании. Но налоговики могут организовать ее на территории налогового органа. Это допускают, если компания не может предоставить помещение для проведения аудита.

Согласно ст. 89 НК РФ выездную налоговую проверку не проводят без специального решения руководства инспекции по месту нахождения налогоплательщика. В особых случаях выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководства налоговая, которая обладает специальными полномочиями (ч. 2 ст. 89 НК РФ). В решении должны быть указаны:

  • название компании;
  • предмет проверки, то есть верность определения сумм, которые компания обязана перечислить в бюджет, и своевременность их выплаты;
  • периоды проверки, при этом есть ограничение – не более 3 последних лет, исключения из этого правила должны быть указаны в НК;
  • ФИО лиц, которые отвечают за проведение аудита.

Нельзя проверять компанию в режиме выездной проверки по одному и тому же основанию за один и тот же налоговый период более одного раза. Кроме того, нельзя назначать больше двух выездных проверок в течение одного года. Такое ограничение могут снять только по специальному решению (ч. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако в соответствии с Налоговым кодексом выездные налоговые проверки компании не приравнивают к числу таких проверок ее обособленных подразделений. Филиалы и представительства проверяют отдельно.

Также учитывайте, что в ряде случаев ИФНС вправе организовать такую проверку за период налогового мониторинга в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых лежит на компании (ч. 5.1 ст. 89 НК РФ).

В ходе проверки:

  1. Компания обязана обеспечить возможность проверяющим изучить документы (ч. 12 ст. 89 НК РФ).
  2. Контролеры вправе истребовать документы и изучить подлинники. Однако подлинники изучают только на территории компании (если нет основания для их изъятия в порядке ст. 94 НК РФ или проверку не проводят на территории инспекции).
  3. Контролеры вправе провести инвентаризацию в компании или осмотреть ее помещения и территорию (ч. 13 ст. 89 НК РФ).

Сроки выездной налоговой проверки

Точные сроки проведения выездной налоговой проверки зависят от ее целей и обстоятельств. При этом существуют ограничение. Выездная налоговая проверка проводится в течение периода не дольше 2 месяцев. Срок могут продлить максимум до полугода при наличии.

Основания и порядок продления определяет федеральный исполнительный орган, который обладает полномочиями по контролю и надзору в сфере налогообложения (ч. 6 ст. 89 НК РФ).

Так как выездная налоговая проверка проводится по решению руководства ИФНС, срок проверки исчисляют со дня вынесения такого решения.

При особых обстоятельствах проверку могут приостановить (ч. 9 ст. 89 НК РФ). Приостановка не может длиться более полугода.

По завершении налоговой проверки контролеры составляют справку о проведении. В документе отражают цели проверки и ее сроки. Справку отдают налогоплательщику (ч. 15 ст. 89 НК РФ).

Смотрите видеолекцию

Налоговые проверки. Рассказывает главный редактор журнала «Корпоративный юрист» Елена Ершова.

Прослушайте курс видеолекций о проверках компании и защите от административной ответственности в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение: диплом государственного образца. 

/div>

Источник: https://www.law.ru/article/21968-nalogovye-proverki-kogda-jdat-kontrolerov

Выездная налоговая проверка: стратегия, тактика и некоторые приемы защиты

«Использование сил противника против него самого. Даже человек, не обладающий огромным ростом и силой, может защитить себя от нападения. Это не агрессивный вид спорта, так как все приемы направлены на защиту, а не на нападение на противника.»

Основной принцип Айкидо.

Выездная налоговая проверка (ВНП)

 – наиболее агрессивный вид налогового контроля, следствием которого могут явиться как серьезные финансовые санкции в отношении проверяемого субъекта, так и уголовно-правовые последствия для его уполномоченных лиц. В ходе ВНП проверяются правильность, полнота исчислений и своевременность уплаты одного или несколько налогов за определенный промежуток времени, который не может превышать трехлетний период, предшествующий году вынесения решения о назначении ВНП. Есть неофициальные данные, что фонд оплаты труда проверяющих зависит от количества выявленных нарушений, а также сумм взысканных по ним недоимок.

Задача налогоплательщика:

— избежать уголовно-правовых последствий для уполномоченных лиц; — минимизировать финансовые санкции; — постараться сохранить бизнес.

ВНП – серьезная проблема. Чем раньше она диагностируется (то есть в полной мере осознается наличие рисков наступления негативных последствий), и чем адекватнее определяет бюджет ее решения, тем ниже будут совокупные потери.

Можно сказать, что это легитимный рэкет, которым государство в лице Федеральной Налоговой Службы вытрясает из карманов налогоплательщиков то, что по мнению законодателя неправомочно там осталось. Однако, никто не запрещает использовать налогоплательщику все формы и приемы защиты, предусмотренные действующей системой права.

Практика показывает, что полное осознание уполномоченных лиц налогоплательщика (директора, учредителей, главного бухгалтера) приходит либо уже на стадии возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению, либо в момент получения копии заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве налогоплательщика, либо в судебном разбирательстве о компенсации причиненных бюджету убытков в порядке применения фискалами ст. 15 ГК РФ.

Ни миграции, ни реорганизации, ни «продажи компаний» не работают, когда субъектом предпринимательской деятельности уже в полной мере заинтересовались налоговые инспекторы.

Банкротство компании с бюджетным долгом – специфическая, достаточно скользкая тема, которая будет освещена отдельно.

Бюджетные долги не уходят «в никуда», системно перебираясь из отрицательных сальдо лицевых счетов юридических лиц в свежеотпечатанные исполнительные листы с красивыми гербовыми печатями, выданными в отношении лиц уже физических, волею законодателя попавшим под диспозицию статьи 10 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Проведение выездной налоговой проверки:

Источник: https://pravorub.ru/articles/73057.html

Все, что вам нужно знать о налоговых проверках

Налоговая проверка… Одно из самых  тревожных словосочетаний для каждого бизнесмена. Даже если с бухгалтерским учетом все в порядке, это мероприятие никому радости не доставит.

Но, как говорится, предупрежден – значит, вооружен. И значит, лучшее, что вы можете сделать в преддверии проверок — это как можно больше узнать о видах и порядке их проведения. Зная свои права и обязанности, гораздо проще общаться с  инспекторами. А понимая суть и разбираясь в порядке проведения налоговой проверки, вы будете чувствовать себя увереннее.

Виды налоговых проверок

Проверки бывают разными. Сплошные, выборочные, целевые, внезапные, тематические, документальные, комплексные, встречные, контрольные… И, получив уведомление о проведении инспектирования в отношении своей компании, вы должны четко понимать, что именно будет проверяться, как, в какие сроки и насколько глубоко.

Разобраться во всем сразу сложно. Поэтому для начала стоит ознакомиться с особенностями наиболее часто проводимых проверок. О них и пойдет речь.

В зависимости от места проведения вашей компании может коснуться:

Камеральная проверка

Этим инспекторы занимаются каждый день. Но то, что для них — рутинная работа, для вас может стать причиной волнений. Спокойствие, только спокойствие. Eсли у вас грамотный бухгалтер, о проведении камеральной проверки вы даже знать не будете — у фискальных органов просто не окажется вопросов и претензий.

Камеральные проверки проводятся в инспекции, то есть, гостей вам ждать не придется. Объектом проверки становится поданная налоговая декларация.

Исследованием вашей налоговой отчетности и представленных в ней сведений инспектор может заниматься в течение 3 месяцев.

Никакого специального решения на это не требуется, и о проведении простой камеральной проверки налогоплательщик даже не уведомляется.

При проведении глубокой проверки у вас могут запросить отдельные документы, отправив письменное требование с перечнем необходимой информации. Если отчетность вы сдаете вовремя, она заполняется правильно, в представленных сведениях нет противоречий и нестыковок, а налоги уплачиваются в срок и в полном объеме, волноваться не о чем — такие декларации не вызывают подозрений у инспекторов.

Но если от вас требуют документы и пояснения, поторопитесь их представить – в противном случае за каждый отсутствующий придется заплатить штраф, который в совокупности может составить немаленькую сумму, даже если в результате проверка не выявит никаких нарушений.

Помните, что в рамках камеральной проверки инспектор вправе затребовать только те документы, которые относятся к конкретному налогу и определенному периоду. Нередки случаи неправомерного истребования дополнительных документов — в таких ситуациях следует отстаивать свои права. Разумеется, Eсли у вас с помощью хорошего бухгалтера.

О результатах камеральной проверки в письменном виде вы узнаете только в случае обнаружения нарушений, которые налоговая отразит в акте. При благоприятном исходе никаких специальных документов не составляется. Это как раз тот случай, когда отсутствие новостей – хорошая новость.

Позаботьтесь о том, чтобы вся отчетность сдавалась аккуратно, вовремя и была правильно заполнена. Такие налогоплательщики в чести у инспекторов: чем меньше будет заметна ваша компания, и чем меньше хлопот вы доставите и без того загруженному инспектору, тем лучше для бизнеса. В лозунге «Заплати налоги — и спи спокойно!» определенно есть что-то актуальное.

Выездная проверка

Здесь все сложнее и серьезнее. Этот вид проверок всегда был и остается поводом для, как минимум, морального дискомфорта руководителя и бухгалтера. Цель инспекторов – найти нарушения, доначислить налоги и выписать штрафы. Чем больше, тем лучше. Чувствовать себя под прицелом не очень приятно, даже если вы являетесь добросовестным и ответственным налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся в соответствии с утверждаемым налоговой инспекцией графиком.

Не пытайтесь найти этот документ в свободном доступе: он носит конфиденциальный характер и не доступен для публичного просмотра.

Конечно, есть определенные предпосылки для визита инспекторов, однако точно узнать, когда именно к вам пожалуют,  не получится. Просто будьте всегда готовы, и тогда поводов для волнений окажется гораздо меньше.

Решение о выездной проверке направляется налогоплательщику и должно содержать наименование налогоплательщика, предмет проверки (какие именно налоги), период проверки.

Следует помнить, что выездная проверка  может проводиться только в отношении последних трех лет вашей деятельности. И никаких повторных в отношении одних и тех же налогов!   Проведение более двух выездных проверок за год у одного налогоплательщика также незаконно.

Принципиальное отличие выездной проверки от камеральной — место ее проведения. Готовьтесь принимать гостей, так как инспекторы будут работать на вашей территории. Конечно, если таковая имеется: при отсутствии возможности предоставить помещение налогоплательщик передает копии документов в инспекцию.

Срок проведения выездной проверки в стандартных случаях ограничен 2 месяцами, но при наличии обстоятельств, может быть  увеличен от четырех месяцев до полугода.

По инициативе участвующих в выездной проверке инспекторов может быть проведена инвентаризация вашего имущества. Так что позаботиться нужно не только о порядке в документах, но и соответствии фактических данных указанных в отчетности и отсутствию неучтенных активов.

Что будут делать инспектирующие о время выездной проверки? Проверять. Разными способами  и методами: аналоговым, информационным, стандартным. Вникать во все эти детали вам не нужно. Если нарушения есть, с большой долей вероятности их найдут. Но если вам повезло с бухгалтером, просто дождитесь окончания проверки.

К сожалению или к счастью, совершенно одинаковых бизнесов не бывает.  Проверять любую компанию непросто. В силу специфики деятельности учет везде имеет свои особенности, вникнуть в которые инспекторам бывает весьма проблематично. Старайтесь давать пояснения на самые, казалось бы, незначительные вопросы инспектора, объясняйте, будьте участливы.

А иногда стоит даже намеренно направить проверяющих в сторону незначительного нарушения или оставить их в плену собственных заблуждений. Конечно, с виноватым и раскаивающимся видом.

Дело может закончиться начислением символических штрафов и пеней — у инспектора и без вас хватает головной боли, забот и работы. Он нашел то, зачем приходил.

Но это все из разряда тонкостей, которые может уловить только опытный специалист, который собаку съел на проверках.

По окончании проверки составляется акт с указанием выявленных нарушений. На этом этапе следует быть особенно внимательными. Статьями 100 и 101 НК четко регламентированы требования к этому документу.

В случае обнаружения нарушений выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. При благоприятном исходе такого документа не составляется.

Если вы не согласны с отраженными в акте результатами проверки, есть 2 недели на представление пояснений и возражений. Кроме того, никто не лишит налогоплательщика права на обжалование решения в вышестоящем органе и суде.

   На этом этапе предстоит доказывать свою правоту с приложением подтверждающих документов. Многие налогоплательщики отказываются вступать в спор с налоговой, и абсолютно напрасно.

Есть немало примеров оспаривания значительных сумм доначислений, пересмотра результатов проверки и полной реабилитации компании.

м

Кстати, в суд можно представить те документы, которые ранее не рассматривались в досудебном порядке.  У вас может быть больше времени на подготовку и более грамотное и обдуманное отстаивание своей позиции. Воспользуйтесь этим правом!

a)      Проверьте полномочия проверяющей ваш бизнес группы инспекторов. Не стесняйтесь спрашивать служебные удостоверения.

b)      Тщательно проверяйте документы перед их предоставлением проверяющей стороне.

c)       Не стоит предоставлять инспекторам доступ к бухгалтерским программам, равно как и распечатывать при них регистры и документы.

d)      Проинструктируйте сотрудников на предмет поведения во время проверки. Никаких лишних пояснений без ведома руководства быть не должно.

e)      Найдите баланс между жесткостью в отстаивании прав и  панибратством в общении с инспектором.

И последнее. Готовиться к проверке нужно заблаговременно. Грамотный бухгалтер делает это каждый день, просто выполняя свою работу. 

Источник: http://buhsodeistvie.ru/information/buhgalterskoe-obsluzhivanie/nalogovie_proverki/

Повторная выездная налоговая проверка

Инспекторы вправе прийти к вам с повторной выездной проверкой в двух случаях: если компания представит уточненку к уменьшению, либо если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею ревизии. Но можно ли этого избежать?

Используйте пошаговые руководства:

Трудно не согласиться, что выездная налоговая проверка – это самое неприятное контрольное мероприятие, которое может ожидать организацию. Отмучившись, руководство компании считает, что камералка закрывает проверенный период навсегда. Даже при наличии дальнейших внесудебных и судебных споров. Так ли это на самом деле? Нет.

Сразу оговоримся: провести повторную камеральную проверку инспекция не вправе. Об этом прямо сказано в статье 88 НК РФ, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.09.08 № А66-594/2008). Но если компания подаст уточненку (например, по НДС), то налоговики могут проверить этот же налоговый период в рамках новой ревизии.

Итак, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в  двух случаях:

  1. Если компания представит уточненку к уменьшению.
  2. Если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею проверки (абз. 5, 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Давайте поговорим о том, какие риски возникают в ходе подобного контроля и как их избежать.

Как проводится повторная выездная налоговая проверка, если компания подала уточненку к уменьшению

Как мы уже говорили, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, если компания подала уточненную декларацию к уменьшению. Инспекторы проверяют период, за который представлена уточненка.

Порядок проведения проверки

Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки принимает инспекция, проводившая предыдущую ревизию.

Если по итогам второй проверки будут выявлены нарушения, которые не были обнаружены ранее, то оштрафовать компанию за вновь выявленные ошибки инспекторы не вправе.

Исключение составляют случаи, когда невыявление нарушений в ходе первичной проверки было результатом сговора между компанией и проверяющими (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Количество повторных выездных налоговых проверок неограниченно, поскольку при назначении повторной проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК РФ, не действуют.

Если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором отражена сумма налога к уменьшению, то фискалы не вправе провести повторную проверку, поскольку основанием для ее проведения является подача уточненной декларации (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При подаче уточненки за период, который уже подвергся проверке, компании стоит взвесить все за и против такого шага, особенно если сумма налога к уменьшению весьма существенна.

Из-за незначительных сумм налоговики вряд ли станут проводить повторную выездную налоговую проверку, поскольку размер доначислений будет несопоставим с трудозатратами инспекторов. Но довольно сложно будет объяснить значительное уменьшение налоговых обязательств, которое произошло в результате изменения условий сделок.

Это может случиться из-за резкого увеличения расходов по сделке задним числом. Корректировка выручки в сторону уменьшения может произойти из-за снижения цены.

Период, который охватывает ревизия

В рамках повторной выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

К примеру, если компания в 2016 году подаст уточненку за 2012 год, то инспекторы не смогут провести повторную проверку.

При этом компания не сможет вернуть или зачесть налог по такой уточненке, поскольку заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога (подробнее, как вернуть переплату по налогам >>

Источник: https://fd.ru/articles/158140-qqq-16-m9-06-09-2016-kak-zastrahovatsya-ot-povtornoy-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Какой установлен период для выездной налоговой проверки

Налоговые органы в сознании граждан и особенно предпринимателей имеют негативную коннотацию. Во-первых, сами фискальные платежи в условиях российской организации негласного коллективного договора предстают безвозмездным отчуждением, т.е. не имеющим отдачи.

Во-вторых, система документооборота и отчетных обязанностей, возложенные на налогоплательщиков, отличается сложностью, бюрократическими элементами, временными и материальными затратами. В-третьих, полномочия налоговых органов в сфере контроля оборачиваются для бизнес-единиц проверками, в результате которых будет обнаружено не одно нарушение.

Наиболее острым и стрессовым вопросом для налогоплательщиков является период выездной налоговой проверки — возрастает риск обнаружения нарушений за несколько лет, документация прошлых лет может быть утрачена, сотрудники, ведущие учет и отчетность, — отсутствовать, обстоятельства тех или иных бухгалтерских записей — забыты.

Наличие таких факторов обуславливает необходимость тщательной организации учета, всего документооборота, и изучения действующего законодательства по выездному налоговому контролю.

Центральные условия

Слово «выездной» означает выезд инспекторов органа ФНС на территорию субъекта контроля.

Прежде главным разграничением между выездными и камеральными проверками обозначался именно этот фактор — место проведения проверки.

Но с 2018 года по 134-ому закону инспекторы получили полномочия осматривать территорию плательщика по некоторым основаниям, что размыло прежде твердую границу между двумя видами мероприятий.

Однако выездная проверка остается наиболее широкой, углубленной и охватывающей процедурой по многим признакам.

Что говорит законодательство

Основной источник норм выездных проверок — это 5-ый раздел первой части Налогового кодекса, посвященный контролю, 14-ая глава в нем, содержащая статьи о видах и порядке контроля, а наиболее узкие положения проверок «на месте» изложены в 89-ой статье.

Последняя редакция 89-ой статьи от 2018 года вобрала поправки, внесшие более ясные формулировки, уточнение числовых и количественных значений.

Общие моменты

Этот вид проверки осуществляется путем выезда работников инспекции на территорию субъекта, где осуществляется облагаемая деятельность. Также местом проверки считается место нахождения обособленного подразделения — например, для зарубежных предприятий, работающих в России через филиалы.

Решение о проведении контроля и непосредственно проверку производит налоговый орган, в котором осуществлена постановка на учет субъекта. По отдельным подразделениям, филиалам и представительствам субъекта, имеющим самостоятельный баланс, проверку выполняют соответствующие инспекции.

Решение о проведении выездного контроля выносится только начальником налогового органа или заместителем — в отличие от камеральных проверок, где основанием является поступившая отчетность.

Новая форма решения утверждена приказом ФНС в 2018 году.

Обязательные реквизиты:

  • название предприятия либо имя физического лица — полностью и сокращенно;
  • предмет;
  • период выездной налоговой проверки;
  • имена участников проверяющей группы.

Предметом считается контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты. Лапидарная формулировка скрывает необходимость проверки почти всех финансовых и экономических операций и записей лица сплошным способом.

Охватываемый контролем промежуток — 3 прошлых года. Однако по сути может проверяться больший период — включая текущий. По корректировочной декларации анализируется тот промежуток времени, который отражен в данном документе.

Запрещено осуществлять проверку по одному предмету за один период более 2 раз. Не дозволяется производить более 2 проверок в одном году — независимо от предмета и периода.

Так, если в 2018 и в 2018 годах анализировались данные по НДС за 2018 года, то в третий раз проверить этот налог за указанный год невозможно.

При этом в кодексе существует термин «повторная проверка», который предполагает игнорирование перечисленных запретов при наступлении определенных условий.

В вопросе запрета на осуществление более 2 мероприятий в год существуют строго ограниченные исключения — например, при ликвидации или реорганизации предприятия проверка инициируется независимо от времени и предмета предыдущей.

Еще одним запретом считается поправка, вступившая с 2018 года. Согласно 348-му закону в кодексе появилось понятие «налоговый мониторинг» — добровольная инициация плательщиком проверки своей отчетности. В рамках такого новшества запрещено проверять выездным методом период, за который исполняется мониторинг.

Исключения:

  • завершение мониторинга раньше планируемого срока;
  • подача уточненной декларации за период, анализируемый мониторингом, в которой отражена меньшая сумма к уплате, чем в первичном отчетности;
  • игнорирование вынесенного по результатам процедуры мнения инспекции;
  • производство контроля за деятельностью инспекции вышестоящей инспекцией; например, межрайонная ИФНС проверяет налоговый орган по муниципальной или городской территории.

В ходе контроля проверяющая группа наделена законными правами на:

  • истребование документации;
  • изъятие документации при отказе выдать ее по требованию;
  • проведение осмотра территории;
  • инвентаризации;
  • вызов понятых;
  • привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.

Все документы, составляемые инспекторами, заполняются на территории субъекта. Итоги мероприятия оформляются справкой соответствующего образца, экземпляр которой вручается и плательщику.

В чем ее особенности

Первая особенность выездных проверок состоит в методе выбора субъектов для проведения этой формы налогового контроля. Далеко не каждые организации или физические лица находятся в «группе риска». В действительности органы ФНС заранее составляют планы по ВНП, включая в них лишь тех налогоплательщиков, которые подпадают под установленные критерии выборки.

Эти критерии утверждены ФНС в 2007 году приказом 3-06/333 и включают 11 показателей отбора, например:

  • рентабельность субъекта ниже рентабельности предпринимателей этой же отрасли экономики;
  • отражение в отчетах почти одинаковых сумм расходов и доходов;
  • заявление на крупные налоговые вычеты.

Крупнейшие плательщики зачисляются в планы независимо от показателей деятельности раз в 3 года.

Наличие различных методов и прав налогового органа, в т.ч. принудительных, как выемка, ужесточают специфику выездного контроля.

Документы и прочие риски

Основным объектом ревизии являются документы по хозяйственным и финансовым операциям лица. Несмотря на обязанность предоставлять периодическую отчетность в виде деклараций и бухгалтерских данных, при столь углубленной форме контроля инспекторам могут потребоваться и другие документы, которые лицо не подает в ИФНС.

При этом инспекторы несут ответственность за сохранность налоговой тайны и вправе рассматривать оригиналы документов только на территории субъекта.

Если лицо отсутствует, в силу чего нет возможности передать ему требование лично, бумага направляется ему почтой либо по ТКС.

Такими же способами происходит представление запрошенных документов в налоговый орган — в течение 10 рабочих дней. Бумажные копии документации заверяются подписью проверяемого субъекта. ИФНС не вправе требовать заверения копий нотариусом.

м

Проверяемый субъект уполномочен просить предоставить отсрочку для сбора необходимых данных с указанием причин — на следующий день после вручения ему требования.

Такое уведомление передается начальнику инспекции, который после оценки обоснованности причин отсрочки принимает решение о ее предоставлении либо отказе.

Решение должно быть принято не позже 2-х дней после получения уведомления.

Проверяемому лицу следует помнить, что нарушение сроков для исполнения требования влечет инициацию налоговой санкции — штрафа в размере 200 рублей за каждый невыданный документ. К тому же, возможностью ВНП является принудительное изъятие документации — выемка.

Что касается выемки, то процедура производится следующим образом:

  • руководитель проверяющей группы составляет постановление о проведении изъятия документов (при необходимости — предметов);
  • начальник инспекции заверяет постановление;
  • руководитель ревизии предлагает проверяемому субъекту представить документы добровольно;
  • в случае отказа осуществляется сама выемка — исключительно днем, с понятыми, иногда приглашается специалист; всем участникам дается возможность ознакомиться с постановлением;
  • в ходе процедуры допустимо вскрытие помещений с нанесением минимального ущерба материальным ценностям;
  • весь процесс описывается в протоколе; составляется подробная опись изъятых бумаг и предметов; понятым демонстрируется каждая изъятая вещь;
  • допустима выемка оригиналов документов, если копии отсутствуют, но с обязанностью немедленно их изготовить и заверить, после чего оригиналы возвращаются проверяемому; при невозможности копирования документов до конца процедуры они изымаются и должны быть возвращены владельцу до истечения 5 дней;
  • предметы и бумаги упаковываются, сшиваются, нумеруются и заверяются печатями;
  • экземпляр протокола вручается проверяемому.

Как видно, право принудительного изъятия строго регламентирован и не допускает превышения полномочий больше, чем необходимо для целей проверки.

Сколько длится период выездной налоговой проверки

Что касается длительности одной проверки, то она исчисляется с даты издания решения начальника инспекции до даты формирования справки о проведенном контроле и в стандартной ситуации длится не более 2 месяцев. В случае большого объема проверяемого материала начальник инспекции вправе продлить срок до 4 и 6 месяцев.

На практике длительность процесса увеличивается за счет приостановления течения срока по различным основаниям:

  • при истребовании документации у лица, контрагентов — приостановление возможно один раз по каждому лицу;
  • при запросе сведений в зарубежных органах власти;
  • при производстве экспертизы;
  • для перевода текстов документов на заграничных языках.

Остановка и продолжение проверки в перечисленных ситуациях оформляется решением начальника инспекции и подразумевает остановку всех действий проверяющей группы.

Таким образом, максимальная длительность проверки составляет 18 месяцев — без учета процедур, следующих за мероприятием.

Что меняет требования

Если назначено по НДС

Контроль за начислением и уплатой НДС занимает особое место в работе органов ФНС. По данному налогу инспекторам камерального отдела даже представлены расширенные полномочия — выезд на место.

Также часто предприниматели работают по нескольким режимам, и тогда необходима проверка правильность раздельного учета.

Больше, чем за 3 года

Судебная практика в вопросах налогообложения насчитывает случаи, когда  можно охватить контролем не только 3 прошедших года, но и больший срок.

Например, постановление ФАС СЗО 2012 года за номером 14239/2010 одобрило проведение проверки по решению, которое принято в конце одного года, но достигло адресата в следующем, за те годы, которые предшествовали году вынесения решения. Так, если начальник инспекции принял решение в конце декабря 2018 года, но генеральный директор фирмы получил экземпляр в январе 2018-го, то проверяемым периодом может быть как отрезок 2013-2015, так и 2018-2016.

При подаче корректировочной декларации с пониженной суммой к уплате выездная проверка проводится по указанному в ней периоду независимо от его давности.

Другие случаи:

  • участники соглашений о разделе продукции;
  • участники свободной экономической зоны в Калининградской области

В действительности инспекции ФНС стремятся разрабатывать планы ВНП таким образом, чтобы «пробелов» в периодах не оставалось, т. е. не возникали годы, в которые плановые субъекты не подвергались контролю.

Детали выбора участника

Как говорилось, на отбор субъектов ВНП влияют плановые показатели из Концепций планирования, а также статус налогоплательщика — крупнейший, пользователь спецрежима «Соглашение о разделе продукции», заявитель «уточненки», взаимозависимые партнеры, при ликвидации или реорганизации и т. д.

Как происходит планирование:

  • план формируется на каждый квартал — в него включаются не только субъект контроля, но и сами инспекторы; для этого анализируются их профессиональные качества и трудовая нагрузка;
  • отбор субъектов — плановых и выборочных — по анализу результатов камеральных ревизий, показателей деятельности, количеству нарушений, поступивших сведений из других органов и т.п.;
  • составление общего перечня субъектов, которые будут проверены в течение года.

Повторный контроль

Повторная ВНП, как упоминалось, производится независимо от временных и количественных ограничений кодекса.

Основания:

  • назначение проверки вышестоящей инспекцией для контроля за деятельностью нижестоящей;
  • подача корректировочной декларации с меньшей заявленной суммой налога, чем прежде.

Если в ходе повторной проверки будут обнаружены нарушения, не выявленные в предыдущих мероприятиях контроля, к субъекту не предъявляются санкции. Исключение — сокрытие этих нарушений прежде производилось по договоренности проверяемого и проверяющего.

Источник: http://buhuchetpro.ru/period-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Промашки и злоупотребления инспектора на выездной проверке и как извлечь из них пользу

Чем поможет эта статья: Разобраться, как обернуть в пользу компании ошибки и злоупотребления инспектора на выездной проверке. От чего убережет: Можно будет использовать промашки инспекторов, чтобы отбиться от необоснованных доначислений.

Важная детальЕсли в решении сказано, что ревизия проходит по всем налогам, а по факту инспекторы проверят не все, то потом оставшиеся налоги они допроверять не вправе.

Выездная проверка остается самым эффективным способом собрать с компаний крупные суммы налогов. И тем важнее для самих компаний знать и использовать все возможности, которые помогут отменить незаконные доначисления.

Способов много, но мы хотим остановиться на частых промашках и злоупотреблениях инспекции.

В решении сказано, что проверять будут все налоги и сборы

На выездной проверке инспекторы вправе проконтролировать не более трех полных календарных лет, предшествующих году принятия решения о начале проверки (). При этом проводиться контрольные мероприятия могут по одному или нескольким налогам, о чем должно быть написано в таком решении.

Нередко в решении о назначении проверки налоговики пишут — ревизия будет проводиться в отношении всех налогов и сборов (). Чаще всего такая формулировка попадает в решение не потому, что налоговики хотят в действительности проверить абсолютно все платежи компании за три года. А потому, что решение формируется в программе автоматически и эта фраза — шаблонная.

С одной стороны, она, конечно, дает налоговикам гораздо больше свободы действий. Но в будущем сложившаяся ситуация может сыграть на руку и самой компании, на следующей выездной проверке.

Если в конкретном периоде налоговики уже проверили все налоги согласно решению, то ни по одному из них они уже не вправе повторно назначить выездную проверку за тот же период.

То есть если в решении было сказано, что проверка проводится в отношении всех налогов и сборов, а по факту контролеры проверили только налог на прибыль и НДС, то впоследствии изучить, например, расчеты по налогу на имущество за тот же год они не смогут. Но если такое произошло, вы можете смело заявить им, что их действия неправомерны.

В таких налоговых спорах суды обычно встают на сторону компании (). Поэтому для таких случаев лучше сохраняйте копии всех врученных вам решений о проведении выездных проверок.

Инспекторы требуют привезти документы в налоговую

В ходе выездной проверки иногда случается, что налоговики без объяснения причин отказываются от приема бумаг непосредственно в офисе предприятия, где проходит проверка. И требуют привезти кипы документов в инспекцию. Если компания этого не делает, то ей выписывают штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ ().

Важная детальЕсли проверяющий требует привезти документы в инспекцию, вы можете отказать. Когда выездная проверка идет в вашем офисе, то там инспектор и обязан проверять все бумаги.

В судебной практике подобные ситуации бывали, и в выигрыше оставалась компания ( по делу № А71-3565/2013).

Обычно судьи придерживаются мнения, что необоснованный отказ от приема документов не может повлечь за собой штраф, так как компания своевременно подготовила запрашиваемую для проверки информацию.

Ведь в статьях и  Налогового кодекса РФ не сказано, что бумаги нужно сдавать именно по адресу нахождения инспекции. Поэтому если налоговики проводят проверку у вас в офисе, но требуют привезти им документы в инспекцию, вы вправе не выполнять их требование. Налоговый кодекс позволяет вам передать инспектору бумаги прямо в своем офисе, по месту проведения проверки.

Инспекторы взяли оригиналы и потом еще требуют копии

Еще один повод для назначения штрафа — отказ компании представить по требованию документы, которые до этого уже передавались налоговикам в ходе текущей или прошлых проверок.

Например, может сложиться ситуация, когда по требованию компания передала налоговикам подлинники документов, а они потом выставили новое требование и запросили еще и копии этих же бумаг. Причем оригиналы возвращены в компанию не были.

В итоге инспекторы штрафуют организацию по  Налогового кодекса РФ на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Судьи считают такой штраф незаконным ().

Поэтому если вы ранее уже передавали налоговикам запрашиваемую документацию в подлинниках, вы можете оформить уведомление об отказе в представлении бумаг (см. образец ниже).

Только обязательно сделайте в своем письме отметку, когда и по какому требованию вы уже привозили в инспекцию оригиналы. Дополнительным объяснением отказа будет то, что на руках у вас этой документации нет, значит, и сделать копии не представляется возможным.

Распечатать образец >> 

Скачать бланк в формате Word >>

Есть еще одно правило, которого налоговики иногда не придерживаются — если на камералке они запрашивали конкретные бумаги, то на выездной проверке эту же информацию требовать уже не вправе ().

В решении таких споров судьи обычно поддерживают компанию (). Но чтобы избежать претензий налоговиков, нелишним будет оформить свой отказ в письменном виде.

Для этого можно составить уведомление в свободной форме.

Инспекторы допрашивают свидетелей по телефону или после проверки

В ходе выездной проверки налоговики могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля может быть вызван любой гражданин, которому, по мнению контролеров, известны какие-либо важные для проверки обстоятельства ().

Обычно допрос свидетеля происходит непосредственно в налоговой инспекции. Но в особых случаях контролеры могут приехать для допроса по адресу прописки гражданина ().

И конечно же, допрашивать свидетелей налоговики вправе только во время проверки.

Но на практике некоторые инспекторы нарушают регламент этих мероприятий. И компаниям это помогает в суде. Например, в одном налоговом споре компании удалось отменить доначисления, поскольку налоговики допрашивали ее контрагентов уже после окончания выездной проверки, что недопустимо. А значит, и показания свидетелей можно признать недействительными ().

Иногда допросы свидетелей налоговики проводят по телефону, что также является нарушением. Ведь в этом случае допрашиваемый человек не имеет возможности поставить свою подпись в протоколе допроса. А без подписи свидетеля протокол не имеет никакой юридической силы ().

Еще одна из распространенных ошибок налоговиков связана с незанесением в протокол паспортных данных свидетеля. Эта информация является одним из обязательных реквизитов в протоколе ( к ). В результате такого нарушения невозможно установить личность свидетеля. Поэтому судьи отказываются принимать подобные протоколы в качестве допустимых доказательств (постановления ФАС , ).

Отсутствие в протоколе подписи инспектора, а также даты, места составления, времени и места допроса тоже является существенным нарушением. А потому судьи признают такие протоколы недействительными, а доначисления незаконными ().

В акте по проверке разные ошибки

В течение двух месяцев после окончания выездной проверки и составления справки по ее результатам налоговики должны оформить и передать компании акт о выявленных нарушениях (). Но даже здесь налоговики иногда допускают промашки, которые могут впоследствии помочь организации оспорить решение инспекции в региональном УФНС или суде (см. таблицу ниже).

Какие ошибки в актах помогают отменить доначисления

На ознакомление с кипой документов по проверке дают несколько часов

Обычно дополнительная проверка проводится, когда налоговики не успели в рамках основной проверки исследовать все обстоятельства и не могут из-за этого вынести правильное и обоснованное решение.

В ходе этих мероприятий проверяющие могут запросить дополнительные документы, провести допрос или экспертизу ().

При этом налоговики должны предоставить компании возможность ознакомиться с результатами проведенной дополнительной проверки.

Однако проверяющие иногда не дают времени на ознакомление с материалами дополнительного контроля. Четких сроков, в которые инспекция должна ознакомить компанию со своими выводами, в Налоговом кодексе РФ не прописано. Поэтому инспекторы могут вообще не дать компании основательно изучить документы и подготовить возражения.

В качестве примера можно привести случай, который произошел с одним предпринимателем. В отношении его проводилась выездная проверка, после которой его уведомили о начале дополнительных мероприятий. На ознакомление с 285 листами документов бизнесмену налоговики дали четыре часа.

Он попросил перенести рассмотрение на две недели вперед, но проверяющие дали ему еще одни сутки. А затем вынесли решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в соответствии со статьями , , Налогового кодекса РФ.

Предприниматель не согласился с таким подходом и добился отмены решения инспекции через суд ().

Если и вы видите, что отведенных дней на ознакомление мало, попросите перенести рассмотрение материалов проверки на срок, за который вы успеете подготовить все необходимые доводы.

м

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/42962-qqgb-16-m3-promashki-i-zloupotrebleniya-inspektora-navyezdnoy-proverke-ikak-izvlech-iznih-polzu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector