П. 1 ст. 1 НК РФ (2017): вопросы и ответы
Скачать ст. 1 НК РФ
П. 1 ст. 1 НК РФ закрепляет структуру налогового законодательства нашей страны. Посмотрим, какие вопросы эта тема вызывает на практике.
Какие нормативные акты регулируют налоговую сферу?
Что представляет собой федеральное налоговое законодательство?
Какие вопросы регулирует налоговое законодательство?
Какие вопросы отданы на усмотрение региональным и местным властям?
Какова сфера действия подзаконных нормативных актов?
Какие нормативные акты регулируют налоговую сферу?
Иерархия НПА, которые в той или иной мере затрагивают сферу налогообложения, такова:
- На первом месте стоит Конституция РФ — акт высшей юридической силы. Она, прежде всего, закрепляет конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции).
- Следующими по юридической значимости идут международные договоры. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ в случае, если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора.
- Далее стоит собственно налоговое законодательство — федеральное, региональное и местного уровня (муниципальное).
- И на самом нижнем уровне располагаются подзаконные нормативные правовые акты — указы Президента, постановления Правительства, ведомственные НПА.
Что представляет собой федеральное налоговое законодательство?
Структуру федерального законодательства определяет п. 1 ст. 1 НК РФ как состоящую из:
- Налогового кодекса РФ;
- принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и (с 2017 года) страховых взносах.
При этом считается, что кодифицированный акт — Налоговый кодекс РФ — имеет приоритет перед иными федеральными законами.
Какие вопросы регулирует налоговое законодательство?
На федеральном уровне закрепляются:
- виды налогов, сборов и страховых взносов, взимаемых в России;
- основания для возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов;
Подробнее об этой обязанности см. материал «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
Об обязанностях налогоплательщиков читайте в материале «Ст. 23 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
- формы и методы налогового контроля;
О налоговом контроле подробнее – в нашей рубрике «Налоговые проверки».
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
О размере санкций читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».
- порядок обжалования актов, действий и бездействия налоговиков.
Какие вопросы отданы на усмотрение региональным и местным властям?
В порядке, определенном НК РФ, органы власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать особенности взимания на своих территориях региональных и, соответственно, местных налогов.
В частности, они могут определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а в отдельных случаях особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Органы власти субъектов РФ издают нормативные акты в форме законов, а муниципальные власти — в форме постановлений, решений и т.п.
Источник: https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/p_1_st_1_nk_rf_2017_voprosy_i_otvety/
Ответственность за контрагента и иные вопросы применения ст. 54.1 НК РФ
Конспект всех вопросов конференции можно бесплатно заказать здесь.
Статья 54.1 НК по прежнему вызывает много вопросов. Особенно с учетом того, что по информации налоговых органов пока еще не поступали какие-то решения по применению статьи 54.1 НК.
Это объясняется тем, что налоговые органы осторожничают, подходят консервативно, но скорее всего, это просто объективная задержка во времени.
Потому что должны пройти сами проверки, должны быть оформлены результаты.
К тому же ФНС приняла решение централизовать процесс применения статьи 54.1. НК путем введения процедуры согласований:
- Решение принимается местной инспекцией
- Решение согласовывается Региональным управлением
- Решение одобряется Центральным аппаратом налоговой службы (т.е. непосредственно ФНС)
Это хорошо, т.к. позволяет:
- повысить качество принимаемого решения;
- вырабатывать единообразную позицию по схожим вопросам;
- наладить методологическую поддержку ФНС для подчиненных органов.
Есть ли смысл тогда жаловаться в вышестоящую инстанцию? По идее, смысла нет в апелляционной жалобе, но пожаловаться придется, чтобы был соблюден досудебный порядок.
В чем еще положительный момент внедрения ст. 54.1 НК? Согласно разбираемой норме, сделка не должна иметь цели снижения налоговой нагрузки. Это немного другая трактовка, по сравнению с Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В последнем речь идет о деловой цели. В статье же 54.1 НК говорится, что любая цель кроме «налоговой» считается государством приемлемой.
Если компания совершает какие-то действия (реорганизацию, что-то еще) не для того, чтобы снизить налоги, а, например, чтобы уйти от требований регулятора (Центробанк, например) или чтобы уйти от кредиторов, то такие действия не подпадают под ст. 54-1. При этом они, конечно, могут быть незаконными, но не с точки зрения этой статьи.
Разберемся подробнее: на какие периоды распространяется эта статья. Не смотря на то, что закон об этом сказал, тем не менее, основания для вопросов есть.
Суды, если посмотреть на практику, которая появилась в сентябре-октябре 2017, попытались, ссылаясь на ст. 54.1, трактовать дела в пользу налогоплательщика. Но в итоге кассационные инстанции их «охладили».
Сейчас уже не так рьяно суды защищают налогоплательщиков со ссылкой на 54.1 НК. Суды пытались сказать, что эта статья заметно улучшает положение плательщиков, поэтому должна иметь обратную силу.
Ее пытались применять даже к старым проверкам за прежние периоды. Сейчас эта практика сошла на нет.
Закон предписывает налоговым органам применять эту статью, начиная с момента ее вступления, т.е. с 19.08.2017, т.е. можно сказать, что налоговые органы должны ее применять по проверкам, начавшимся после этой даты (камеральным и выездным).
Но вопрос: на сколько это правильно? Дело в том, что такой порядок введения в действие во времени характерен и применяется в отношении процедурных норм. Так, если суд или административный орган ведет какое-то дело, то есть определенные процедурные нормы (ГПК, АПК, УПК и т.д.).
Если в такие процессуальные нормы вводятся изменения, то суд, начиная с даты, когда эти изменения вступили в силу, ведет судебный процесс по новым правилам. Это понятно. Но ст. 54.
1 НК – сформулирована не как процедурная норма ( нормы, отвечающая на вопрос: как (как доказывать, как привлекать к ответственности, как возлагать санкции и т.д.).
Ст. 54.1 НК – это статья, которая содержит материальные нормы (отвечает на вопросы: что? За что? И т.д.). Она содержит основания для принятия или непринятия каких-то решений для целей налогообложения.
В чем проблема? Допустим, сейчас проводятся проверки за 2015-2017 годы (выездные) или за последние какие-то налоговые периоды — камеральные.
Полагаем, что на проверках за периоды, которые имели место до вступления в силу этой статьи, правильнее эту статью не применять (хотя официальная точка зрения и не такая!). Она не должна иметь обратной силы, т.к.
ухудшает положение налогоплательщика в части ответственности за контрагента по сравнению с ранее действовавшими нормами.
Так, ФНС в своих письмах от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ или 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ трактует ст. 54.
1 НК таким образом, что под реальностью сделки теперь понимается не только сам факт совершения операции (был товар, была поставка, была работа), а и то, что этот товар был поставлен именно ЭТИМ контрагентом, который указан как сторона в договоре. Аналогичное правило распространяется и на работыуслуги.
К такому повороту событий, конечно, налогоплательщики в 2015-2017 годах не были готовы. Тогда все обращали внимание на то, что нужно осмотрительность проявлять, еще что-то и т.д. Но такого жесткого понимания не было. В этом смысле, это ухудшает положение налогоплательщика.
Единственное исключение, когда возможно применение данной статьи, если мы или суд придем к выводу, что статья все-таки улучшает положение налогоплательщика. Я говорю «если», потому что для меня это до сих пор вопрос. Она сильно улучшает? И в чем? Я пока для себя улучшений не вижу.
Но некоторые налогоплательщики пытаются и даже находят какое-то улучшения для себя. В этом случае, конечно, статья может применяться и к начавшимся проверкам и даже к тем проверкам, которые давно завершились (например, если сейчас идут судебные разбирательства). В силу ст.
5 НК, 54, 57 Конституции: нормы, улучшающие положение налогоплательщика должны иметь обратную силу.
Как действует налоговая реконструкция в случае применения ст. 54.1 НК?
Налоговая реконструкция – определение налоговых последствий по сделке или совокупности сделок исходя из их действительного экономического содержания.
Вопрос заключается в том, как должны рассчитываться налоговые обязательства, если сделка оказалась «дефектной» с точки зрения ст. 54.1 НК? Должны ли учитываться какие-то расходы или налоговая может приписать только доходы, а расходы во внимание не брать? Должны ли браться во внимание уплаченные налоги?
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/otvetstvennost-za-kontragenta-i-inye-voprosy-primeneniya-st-541-nk-rf/
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
СТ 1 НК РФ.
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».
7.
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса
Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.
Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень — законодательство Российской Федерации о налогах и сборах — представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Региональный уровень — это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.
Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования — местный — образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.
Все три уровня в совокупности составляют понятие «законодательство о налогах и сборах».
Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.
В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для «запуска» (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы.
Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ — Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. — не были самоисполнимыми.
Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.
Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор — очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.
Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г.
, закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.
Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны.
Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами — федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами — законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).
Федеральным законом от 07.05.
2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации.
Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»; Закон г.
Москвы «О патентной системе налогообложения»; Закон Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите»; Закон Калининградской области «О налоге на имущество организаций»; Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»; Закон Карачаево-Черкесской Республики «О предоставлении налоговых льгот» и т.д.
Муниципальные нормативные правовые акты о налогах.
Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления.
Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области «О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога», Постановление Совета депутатов ЗАТО «Сибирский» (Алтайский край) «О ставках налога на имущество физических лиц», решение Совета народных депутатов города Владимира «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам», решение Вологодской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования «Город Вологда» и т.д.
Другой комментарий к Статье 1 НК РФ
Источник: https://www.NalKod.ru/statia1
Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год
Законодательно закреплены не только права человека и гражданина, но и его прямые обязанности. Одной из основных таких обязанностей является уплата налогов. Причем, в структуре законов о налогообложении есть главный – Налоговый кодекс РФ.
Законом определен круг лиц, которые обязаны уплачивать налоговые платежи. Эта обязанность порождается приобретением имущества, дохода, права и т.д. у лиц, которые должны внести платеж в пользу государства в установленном размере. Однако НК РФ действует не только с целью наложение обязательства уплачивать налоги, но и для защиты прав и интересов плательщиков.
Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России содержит все нормы и правила налогообложения, нюансы самой процедуры уплаты налога, правила решения споров между сторонами правоотношения, образовавшегося в налоговой сфере и т.д.
В самом НК РФ 2018 определены принципы, в соответствии с которыми он функционирует:
- налоги универсальны для всех с точки зрения разницы религиозных взглядов, пола, расы и т.д.;
- недопустимо установление налогов при отсутствующих на то основаниях;
- ставки и размер налога должны быть не только объективными и соответствующими законам, но и исчисляться с учетом фактической платежеспособностью конкретного лица.
Независимо от социального и финансового статуса знать общие положения Налогового кодекса РФ должны абсолютно все. Это обусловлено тем, что так или иначе человек участвует в налоговых отношениях. Такая обязанность возникает у него с приобретением особого статуса, выходом на работу, обретением дохода или имущества.
Способов приобретения обязанности уплаты налога множество, и каждая должна быть знакома налогоплательщику.
Чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, достаточно заглянуть в НК РФ, там можно точно и однозначно определить:
- когда и на каком основании возникла обязанность платить налог;
- в каком размере нужно его платить;
- как верно подготовить документы;
- имеются ли послабления и льготы и т.д.
Только знания кодекса могут позволить налогоплательщику не ошибиться в исчислении налога и определении обязанности его уплаты.
В итоге, Налоговый кодекс РФ 2018 – опора для каждого налогоплательщика в определении возникновения, изменения или прекращения установленной законодательно обязанности уплаты налога. Именно в этом законодательном акте содержатся все нормы, регулирующие и контролирующие налоговые отношения.
Состав и структура НК РФ
В новой редакции НК РФ разделение происходит на 2 основные части:
- как и во многих других нормативно-правовых актах первая часть – общая. Из этой части можно узнать об общих понятиях, терминах, принципах и правилах налогообложения. Здесь изложены нормы, предполагающие ответственность за пренебрежение законодательством, перечень мер воздействия на нарушителей. Из первой части также можно узнать о компетенции различных субъектов налоговых отношений, о правах и обязанностях всех без исключения участников налоговых отношений;
- во второй части рассматриваются по отдельности и детально все виды налогов и сборов, допустимые и прямо установленные в РФ. Здесь же определен срок выплаты налогов, правила исчисления, льготы, специальные режимы и т.д.
Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России состоит из двух частей, разбитых на главы и статьи, которые регулируют все сферы и области налогообложения.
- Часть 1 Налогового кодекса РФ
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
- Раздел 3. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
- Раздел 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
- Раздел 5. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Раздел 5.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
- Раздел 5.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
- Раздел 6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Источник: https://NKodeksRF.ru/
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Статья 143. Налогоплательщики
Статья 144. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
Статья 146. Объект налогообложения
Статья 147. Место реализации товаров
Статья 148. Место реализации работ (услуг)
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
Статья 152. Утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.
Статья 153. Налоговая база
Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Статья 163. Налоговый период
Статья 164. Налоговые ставки
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Статья 166. Порядок исчисления налога
Статья 167. Момент определения налоговой базы
Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Статья 169. Счет-фактура
Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Статья 171. Налоговые вычеты
Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
Статья 176. Порядок возмещения налога
Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 178. Утратила силу. — Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
Статья 179. Налогоплательщики
Источник: https://nalogkod.ru/
Поправки в 1 часть Налогового кодекса, действующие с 2015 года — АркНет
Так, например, на налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде, возлагается обязанность своевременно отправлять в адрес ФНС квитанции о приеме электронных документов в соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
В случае же, если такая квитанция не будет направлена налоговой инспекции, то она сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика на основании пп.2 п.3 ст.76 НК РФ.
Кроме того, будут расширены полномочия инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля.
Часть нововведений затрагивают налогоплательщиков-физических лиц и ухудшают их положение. С 2015 года все физлица должны будут самостоятельно сообщать в ИФНС об объектах обложения:
- транспортным налогом,
- земельным налогом,
- налогом на имущество,
в случае, если за весь период владения недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
В статье будут подробно рассмотрены вышеуказанные нововведения, а так же некоторые другие новшества, ожидающие нас в связи с изменениями положений 1 части Налогового кодекса с 2015 года.
Истребование документов у налогоплательщика в связи с проведением камеральной проверки
Напомним, что уже с 2014 года при проведении камеральных налоговых проверок, у налоговых органов появились новые основания требовать у налогоплательщиков пояснений и документов.
Право требовать пояснений у ИФНС появилось после внесения изменений в п.3 ст.88 НК РФ. Так, кроме ранее предусмотренных случаев, налоговые органы с 2014 года вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения* при проведении камеральной налоговой проверки:
· На основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной.
Пояснения должны обосновывать изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
· Налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка:
Пояснения должны обосновывать размер полученного убытка.
*Такие пояснения необходимо представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней.
Кроме того, в 88 статью первой части НК РФ законом от 28.06.2013г. №134-ФЗ был добавлен пункт 8.3, который вступил в действие в 2014 году.
На сегодняшний день, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), которая представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи этой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:
- уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
- или увеличена сумма полученного убытка
по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом), ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика:
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета),
- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Вышеуказанные требования касаются не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а так же тех лиц, которые в соответствии с требованиями НК РФ обязаны предоставлять налоговые декларации и расчеты.
С 1 января 2015 г. перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы будет снова расширен.
Так, в соответствии с новой редакцией п.8.1 ст.88 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (относящиеся к указанным операциям):
1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС
2. Либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком*.
*Иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС.
3. Или при выявлении несоответствия сведений, указанных в декларации по НДС сведениям, указанным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.
Документы будут запрашиваться налоговыми органами в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют:
- о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет,
- либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
То есть, если несоответствия и противоречия не ущемляют интересов бюджета, документы затребовать ИФНС не вправе, но если возникают сомнения по поводу заявленных вычетов – ждите Требования о предоставлении пояснений и документов.
Новые основания для приостановления операций налогоплательщиков по счетам
С 2015 г. начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ. В настоящее время, в соответствии с данным пунктом Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:
· непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
При этом действующей редакцией 76 статьи НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговые органы могут принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Начиная с 01 января 2015 года, операции по счетам приостанавливаются:
1) Как и прежде, в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Новой редакцией определено, что такое решение выносится в течение трех лет со дня истечения 10 дневного срока, установленного настоящим подпунктом (пп.1 п.3 ст.76 НК РФ).
2) В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции* о приеме:
- требования о представлении документов (такие требования направляются в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
- требования о представлении пояснений (направляются согласно п. 3 ст. 88 НК РФ);
- и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (направляются на основании пп.4 п.1 ст.31 НК РФ),
— в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
*Обратите внимание, что согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ, направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом.
Кроме того, в 76 статье НК РФ появится новый пункт — 3.1, регламентирующий сроки отмены решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
В соответствии с данным пунктом, решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с п.3 ст.76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:
- при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
- при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.
В соответствии с п.11 ст.76 НК РФ действующей в настоящее время, правила, установленные 76 статьей, применяются также в отношении приостановления операций:
- по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации,
- по счетам в банках ИП — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов,
- по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты),
— налогоплательщиков, налоговых агентов, а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств указанных лиц.
С 2015 года согласно новой редакции п.11 ст.76 НК РФ, действие п.3 ст.76 НК РФ будет распространяться также:
- на организации,
- индивидуальных предпринимателей,
которые не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), но в соответствии с положениями 2 части НК РФ обязаны представлять декларации по соответствующим налогам (пп.3 п.11 ст.76 НК РФ).
Физические лица должны сообщать в налоговую данные об объектах налогообложения
Согласно п.4 ст.85 НК РФ, органы:
- осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним*,
- осуществляющие регистрацию транспортных средств**
*Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и ее территориальные органы.
**Госавтоинспекция и гостехнадзор.
обязаны сообщать сведения:
- о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,
- о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах),
- об их владельцах,
- в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Напомним, что физические лица должны уплачивать налог на имущество, которым облагается недвижимость, находящаяся в собственности такого физического лица (ст.1 ст.2 Закона от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
Источник: https://www.arqnet.ru/news/popravki-v-1-chast-nalogovogo-kodeksa-deystvuyushchie-s-2015-goda/
Что несёт налогоплательщикам новая статья 54.1 НК?
Суть статьи: это статья о том, при каких условиях налогоплательщик может уменьшить сумму налога или вернуть НДС из бюджета.
Название статьи: «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Начинает действовать с 19 августа 2017 года.
Статья небольшая. Умещается на одну страницу Ворда. Приступим.
П.1 ст. 54.1 НК: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений:
- о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
- об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете;
- налоговой отчетности налогоплательщика».
И сразу появляются вопросы: что такое «искажение сведений о фактах и объектах»? Опять размытое понятие, которое ФНС будет толковать так, как ей это выгодно.
Статья 81 НК РФ допускает, что налогоплательщик может совершит неумышленную ошибку при подаче декларации. Но если трактовать п.1 ст. 54.1 НК буквально, то ФНС сможет отказать в уменьшении налога из-за любой ошибки.
Это отметил и Совет Федерации в заключении по рассматриваемой статье.
Чтобы знать, как этот пункт будет работать, надо дождаться судебной практики, но момент в любом случае опасный и неприятный.
При каких условиях можно уменьшить налог?
Об этом сказано в п.2 статьи 54.1:
«При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи [то есть, если нет «искажений сведений о фактах и объектах»], по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону».
Первый подпункт говорит о том, что уменьшение налога или возврат НДС из бюджета не должно быть единственной целью сделки. Сделка должна иметь экономическую цель. В противном случае появляется необоснованная налоговая выгода.
Второй подпункт — это та самая реальность операций (посмотрите здесь и здесь). Неважно, подрядчик выполняет работу или оказывает услугу, или он привлёк субподрядчика — главное, чтобы работа или услуга существовали в реальности, а не только на бумагах.
Иными словами, чтобы уменьшить сумму налога и/или вернуть НДС из бюджета, надо, чтобы выполнялись одновременно 2 условия:
- сделка имеет экономическую цель;
- сделка исполнена в реальности.
По большому счёту, ничего нового.
Что-нибудь однозначно хорошее для налогоплательщика в законе есть?
Есть.
П.3 ст. 54.1:
«…подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным».
Иными словами, если:
- первичные документы подписаны неизвестно кем;
- контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах;
- налогоплательщик мог получить тот же результат, совершая другие сделки или операции;
то это не значит само по себе, что ФНС должна отказать в возврате НДС или считать уменьшение налога незаконным.
В свою очередь мы обращаем внимание на то, что данные нарушения не могут быть единственными (самостоятельными) для признания действий налогоплательщика неправомерными. Но в совокупности, по нашему мнению, эти доводы будут приводиться налоговыми органами в качестве обоснования действий компаний незаконными.
В любом случае, это лучшее, что есть в новой статье. Судебная практика давно «прощала» подписание первички неустановленными лицами, но закрепление этого в законе приятно.
В этом пункте закон последовал за судебной практикой, то есть закрепил то, что уже выработала судебная практика.
Изменения в статье 82 НК РФ
Закон №163-ФЗ не только создал ст. 54.1 НК, но и внёс новый пункт в ст. 82:
«Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса».
По сути, в этом тоже нет ничего нового: продублирован принцип добросовестности налогоплательщика (п.7 ст.3 НК) и (п.6 ст.108 НК). Хотя в судах презумпция невиновности налогоплательщика не работает.
Выводы относительно статье 54.1 НК РФ
В целом, «правила игры» не изменились: новая статья продублировала уже сложившуюся практику: должна быть экономическая цель операций, операции должны быть реальными, подписание первички непонятно кем не «смертельно», доказывать нарушения должна ФНС. Поэтому держим «ушки на макушке», как и прежде.
Закон оставляет налоговой огромное пространство для маневра. В п.1 ст. 54.1 есть фраза об «искажениях сведений о фактах, объектах и отчётности». Эту фразу можно трактовать как угодно широко, объявляя искажением любую ошибку. Мы не сомневаемся, что ФНС воспользуется возможностью манёвра.
Закон закрепил положительные для налогоплательщика моменты.
Необходимость доказывать должную осмотрительность и реальность операций никуда не исчезла. Не исчезли и риски, связанные с доначислениями за отсутствие осмотрительности (14 млн в среднем по РФ за 2016 год, 41 млн по Москве).
Поэтому дальновидные руководители и собственники бизнеса уже сейчас должны обратиться к налоговому специалисту, который проанализирует их бизнес и минимизирует риск доначислений. Обращение к налоговому адвокату сегодня — это сохранение десятков миллионов рублей завтра.
И не забывайте подписываться на нашу рассылку. Это 1-2 письма в неделю о важном в области налогов.
Источник: https://nalog-advocat.ru/novaya_statya_54_1/
В налоговом кодексе прописали презумпцию виновности налогоплательщиков: как работать в рамках закона 163-фз?
Что произошло?
Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточают налоговый контроль
Налоговый кодекс дополнен новой статьей, которая запрещает компаниям оптимизировать свои налоги за счет легальных налоговых схем (закон 163-ФЗ).
С 19 августа 2017 года налогоплательщиков ждет «приятный» подарок от государства в виде дополнительных ограничений по легальному сокращению (минимизации) налогов.
В первой части Налогового кодекса РФ появилась новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» ( Федеральный закон № 163-ФЗ от 18.07.2017).
В средствах массовой информации принятые поправки «рекламировались» как нововведение, упрощающее доказывание реальности сделок и осложняющее использование налоговых схем.
Но вывеска «презумпция добросовестности» теряет смысл, если вдумчиво вчитаться в документ.
На деле закон 163-ФЗ значительно усложнит доказывание того, что компания проводила сделки с целью получения прибыли, а не ухода от налогов.
Что это значит?
Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском
Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.
Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок.
Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.
Статья 54.1 НК РФ гласит:
Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.
Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы. Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.
Для этого инспекторам достаточно доказать, что:
-
Сделка была нереальной;
-
Сделка заключалась с целью ухода от налогов;
-
Контракт исполнила не та компания (ИП), с которым налогоплательщик заключил договор.
После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:
-
Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало.
Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.).
Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.
-
Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги. То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.
Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.
1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами.
То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!
Ложка меда для налогоплательщиков
Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.
Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:
-
«первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;
-
контрагент компании совершал налоговые нарушения;
-
можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.
Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.
Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.
Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».
И что теперь делать?
Проверять контрагентов и собирать доказательства наличия деловой цели у сделок
После принятия закона 163-ФЗ придется очень тщательно готовиться к обоснованию операций и сделок, в которых налоговики могут усмотреть попытку минимизации налогов.
Исходить надо из того, что отныне любую сделку, любой бизнес-процесс налоговики будут рассматривать с точки зрения недоверия.
Получив еще больше полномочий в сфере исследования сделок, изучения их «бизнесовой» составляющей, налоговики будут постоянно задавать вопросы: «Почему компания выбрала именно этого посредника, а не другого?», «Почему посредник. А не производитель?», «Почему скидку такую предоставили?», «По какой причине продали ниже закупочной цены?», чтобы поставить под сомнение наличие деловой цели и доначислить компании налоги, пени, штрафы.
А значит, у компании должен быть «пакет» объяснений на каждую сделку и операцию, обосновывающих наличие деловой цели.
Это могут быть расчеты по финансовым результатам сделки, деловая переписка с контрагентом, записи переговоров в преддверии заключения сделки.
И второй момент. Хотя налоговики утверждают, что теперь отслеживать добросовестность своего контрагента компания не обязана, это отнюдь не так.
Напротив, после принятия закона надо будет еще более тщательно проверять своих контрагентов – действующих и потенциальных – чтобы на 100% убедиться, что он располагает материальными и производственными ресурсами для того чтобы приобрести, произвести, хранить, доставить товар и т.д.
К сожалению, в настоящее время нет информации о том, как налоговые органы будут реализовывать эти полномочия, какие документы инспекторы будут запрашивать по тем или иным сделкам.
Полагаем, что в ближайшее время новый регламент по проведению проверок все же появится. Мы будем следить за новостями, и обязательно расскажем, как подготовиться к проверке в свете нового закона 163-ФЗ и какие документы подготовить в обоснование тех или иных операций.
А если ничего не делать?
ИФНС доначислит налоги, пени и штрафы, и суды будут на стороне инспекции
Налоговики снимут расходы и вычеты НДС по всем сделкам, в которых не усмотрят наличие деловой цели. А дальше будет суд. С учетом того, что сейчас 84% налоговых дел рассматриваются в пользу ИФНС, компания сразу может распрощаться со своим деньгами.
Таким образом, теперь при подготовке к сделкам (особенно, крупным), надо «стелить соломку» везде: снизу, сверху, сбоку и даже поперек. Необходимо все больше и больше «обелять» свой бизнес – чтобы он выглядел таковым в глазах налоговой.
Доверить этот вопрос можно только той компании, которая имеет богатый опыт в ведении налогового и бухгалтерского учета и сопровождении сложных сделок. 1С-WiseAdvice – именно такая компания.
В условиях ужесточения контроля особую роль играет миссия нашей компании:
-
работать в условиях средних показателей, уплачивать налогов по средней границе отрасли, чтобы не попадаться на глаза налоговым инспекторам;
-
грамотное дробление бизнеса, – для легального сокращения налогов и решения других бизнес-задач компании;
- своевременные консультации наших экспертов о том, как избежать ситуаций, по которым налоговые могут привлечь компанию за несоблюдение ст. 54.1 НК РФ.
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/v-nalogovom-kodekse-propisali-prezumptsiyu-vinovnosti-nalogoplatelshchikov-9000/