Отсрочка по уплате налога — это что такое? Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога :
Отсрочка по уплате налога – это возможность оплаты сумы налоговой задолженности предприятиями или физическими лицами в более поздние строки.
Изменить или пролонгировать срок выплаты налоговых обязательств может каждая организация при наличии веских причин, которые прописаны в налоговом законодательстве.
Налоговый кредит можно оформить по одному или нескольким федеральным или местным налогам.
Воспользоваться такими кредитными льготами имеют право налогоплательщики, чье финансовое положение не позволяет выплатить налог в зафиксированный срок в полном объеме.
Но по истечении определенного периода налогоплательщик обязан погасить суму задолженности и пеню по рассрочке.
Какие законы регулируют условия предоставления налоговых отсрочек?
Право на налоговые кредиты предпринимателям обеспечивается законодательно в следующих государственных документах:
- Налоговый кодекс, глава 9, статьи 61-68.
- Правила и условия применения налогового инвестиционного кредита регламентируются ст. 66 НК Российской Федерации.
- Приказ ФНС РФ № ММВ-7-8/683@, «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».
Для каких налогов и обязательств можно оформить рассрочку?
Отсрочка и рассрочка уплаты налогов могут быть оформлены в отношении оплаты одного или нескольких федеральных или местных сборов.
Этот налоговый кредит также допускается оформлять в отношении тех налогов, которые оплачиваются по льготной или упрощенной системе.
Федеральные налоги, выплату которых можно осуществлять в рассрочку:
- Налог на добавочную стоимость.
- Налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей.
- Акцизные платежи.
- Налог на прибыль.
- Государственные пошлины.
- Налог на добычу драгоценных и полезных ископаемых.
- Транзитные сборы.
- Единый социальный взнос.
Отсрочка также может быть оформлена на выплату таких региональных налогов:
- Транспортный взнос.
- Налог на имущество физических лиц.
- Земельный налог.
- Торговые сборы.
Но вместе с тем отсрочку и рассрочку уплаты налогов и сборов невозможно оформить для тех налогов, которые предприятие выплачивает в качестве агента. Например, налог на доходы ФЛ с заработных плат наемных работников. Для организаций, которые уплачивают налог на прибыль по консолидированной ставке, также невозможно оформление по нему рассрочки.
Какие государственные органы уполномочены принимать заявления об оформлении налоговых рассрочек
Учитывая разную направленность налоговых обязательств, по которым организации могут оформить отсрочку, право принятия решений о предоставлении налоговых кредитов входит в компетенцию нескольких государственных органов.
- По федеральным налогам для оформления отсрочки уплаты налогов и сборов нужно обращаться в федеральный орган исполнительной власти, Федеральную налоговую службу.
- По налогам в местный или региональный бюджет нужно писать заявление в налоговые органы по местонахождению.
- По налогам, которые уплачиваются за перевоз или транзит товаров через государственную границу, нужно, соответственно, обращаться в Федеральную таможенную службу или таможенные органы на местах.
- Отсрочку на государственные пошлины можно оформить в уполномоченных органах по контролю над уплатой государственных пошлин.
- Отсрочка и рассрочка уплаты налогов по единому социальному взносу оформляются в федеральном органе исполнительной власти.
Основание для предоставления отсрочки по уплате налогов
Перечень основных условий, в связи с которыми может быть оформлена отсрочка, установлен налоговым законодательством.
Причины прописаны в статье 64 Налогового кодекса РФ.
Преимущественно возможность оформления рассрочки — это прерогатива предприятий или организаций, финансовое состояние которых не позволяет выплачивать в конкретный момент все налоговые обязательства в полном размере.
Любые причины финансовых затруднений нельзя считать основаниями для оформления налогового кредита. Налоговый кодекс вполне конкретно прописывает набор предпосылок для оформления рассрочки:
- Если предприятию был нанесен ущерб после обстоятельств, которые никак не зависят от самого заявителя: катастрофы, стихийного бедствия, теракта и т. д.
- Для государственных или муниципальных предприятий причиной может быть несвоевременное или недостаточное получение ассигнований или бюджетных выплат.
- Если предприятие рискует несостоятельностью или банкротством в случае своевременной уплаты налогов в полном размере.
- Для физического лица достаточным основанием может считаться его доказанная финансовая несостоятельность, что подразумевает невозможность единовременной уплаты налоговых обязательств.
- Если деятельность предприятия имеет четко выраженный сезонный характер.
- Также организация может рассчитывать на отсрочку транзитных налогов, если предоставит убедительные доказательства, которые описаны уже в таможенном законодательстве.
Список сезонных отраслей, предприятия которых могут оформить отсрочку по уплате налога
Отсрочку, рассрочку уплаты налогов или инвестиционный налоговый кредит часто предпочитают оформлять предприятия, чья деятельность имеет сезонный характер, в том числе связана с производством сезонных товаров. Список отраслей, предприятия которых имеют право на налоговые кредиты, также прописан в Налоговом кодексе.
Прежде всего, такого рода послабление налоговых нагрузок предусмотрено для предприятий сельского хозяйства, а именно фирм по заготовке и производству сельскохозяйственного сырья, предприятий растениеводства, звероводства, производства прудовой рыбы, организаций по производству растительных жиров, для консервной или сахарной промышленности, а также мясных или молочных комбинатов.
Также отсрочка по уплате налога может быть предоставлена предприятиям, деятельность которых в той или иной мере связана с добычей или переработкой природных или минеральных ресурсов. Это организации, занимающиеся уборкой или добычей торфа, заготовкой древесины, предприятия лесного хозяйства, добычи ценных металлов.
Также в транспортном секторе возможность рассрочек предусмотрена для предприятий по перевозке грузов или пассажиров в регионы с ограниченными сроками навигации и для компаний, занимающихся перевозкой товаров в регионы Крайнего Севера.
Какие обстоятельства исключают возможность получения отсрочки?
Предоставление организациям отсрочки по уплате налога — это обычная практика во многих отраслях, которая помогает предприятиям на должном уровне функционировать и снизить налоговую нагрузку в некоторые периоды. Однако законодательством также предусмотрены факторы, которые исключают возможность оформления компанией инвестиционного налогового кредита.
Так, срок уплаты налогового долга невозможно пролонгировать, если в отношении предприятия:
- в данный момент рассматривается уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
- возбуждено производство по делу об ином административном или государственном правонарушении;
- налоговые органы имеют основания подозревать налогоплательщика в намерении покинуть пределы Российской Федерации, вывезти часть доходов или скрыть часть своего имущества;
- прошло не больше трех лет с тех пор, как налогоплательщик нарушил условия выплат по предыдущей рассрочке или было вынесено судебное решение о прекращении рассрочки из-за нарушения налогоплательщиком договорных обязательств.
Список документов для получения налоговой рассрочки
Пакет документов, которые нужно собрать для предоставления отсрочки по уплате налогов, может отличаться в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми налогоплательщик на нее рассчитывает.
В пакет обязательных и универсальных бумаг относятся:
- Заявление на отсрочку уплаты налогов соответствующей формы. Здесь нужно указать реквизиты предприятия, ФИО заявителя, индивидуальный налоговый номер, вид налога, по которому ожидается рассрочка, и желательный термин рассрочки.
- Справка из местного налогового органа об отсутствии у предприятия задолженности по налоговым сборам, штрафам или пеням.
- Выписка из банка о движении денежных средств за последние полгода и справка о состоянии всех счетов предприятия.
- Расписка в обязательстве о соблюдении условий рассрочки и приблизительный график выплат по налоговому кредиту.
- Копии договоров с контрагентами с указанием размера их дебиторской задолженности.
- Документы, отображающие причину обращения заявителя за рассрочкой:
- Если причиной обращения стал материальный ущерб после стихийного бедствия или теракта, к пакету документов нужно приложить заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы. А также необходимо оформить акт оценки ущерба, составленный органом исполнительной власти или гражданской обороны.
- Если муниципальная организация или исполнитель государственного заказа обращается за рассрочкой из-за несвоевременного поступления бюджетных средств, к списку документов нужно приложить справку из финансового органа о размере бюджетных ассигнований, их невыплате или несвоевременной выплате.
- Если отсрочку или рассрочку по уплате налога предоставляют налогоплательщику, чье финансовое состояние не позволяет выполнить налоговые обязательства в полном размере, он обязан приложить к заявлению справку из налогового органа по месту регистрации о состоянии денежных счетов. А также документы, свидетельствующие о владении движимым или недвижимым имуществом.
- Если заявитель запрашивает отсрочку уплаты налогов из-за нестабильности доходов, причинённой сезонным характером деятельности, он обязан предоставить документ от местного органа исполнительной власти, подтверждающий, что в структуре доходов его предприятия прибыль от деятельности, которая носит сезонный характер, составляет не менее 50%.
В отдельных случаях налоговые органы вправе потребовать дополнительные документы, в целях обеспечения возврата налогов. Таковыми бумагами являются банковская гарантия, оформление залога на имущество. В свою очередь, налогоплательщик вправе отозвать заявление, если он не желает предоставлять в залог собственное имущество.
Стоит также отметить, что в последние годы требования для предоставления банковских гарантий или залогов активов предприятия или имущества физического лица выдвигают практически перед каждым заявителем. Причиной этому служит валютная нестабильность и возрастающее число спекуляций с налоговыми кредитами.
Как выглядит порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов? Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?
Процедура оформления налогового кредита имеет заявительный характер. Налогоплательщик, определившись с видами налогов, по которым намеревается получить рассрочку, подает заявление в уполномоченный государственный орган.
Эта процедура может осуществляться лично или через поручителя.
Для рассмотрения заявления комиссия имеет 30 дней после подачи документов. Приняв решение, она имеет еще до трех дней для его передачи в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя.
В течение месяца, когда налоговая служба рассматривает заявление, она проверяет состояние залоговых активов налогоплательщика, проводит их предварительную оценку. А также администрация обязана удостовериться, не было ли у этого налогоплательщика нарушений договора рассрочки в последние три года и не возбуждено ли против него уголовное или гражданское судопроизводство в настоящее время.
Отсрочка по уплате налогов предоставляется на период до одного года. В некоторых случаях для предприятий отдельных отраслей (научная деятельность, проектные работы, высокотехнологичное производство) рассрочка может быть оформлена на срок до трех лет. Именно ее чаще всего называют инвестиционным налоговым кредитом.
Отказ налогового органа в оформлении отсрочки заявителю должен быть аргументированным. Если налогоплательщик не согласен с решением об отказе, он может его обжаловать в судебном порядке.
Практика оформления налоговых отсрочек
За пользование государственным налоговым кредитом НК предусмотрены ставки процентов. Их размер варьируется от 50% до 75% от ставки рефинансирования Банка России.
На практике налоговая рассрочка выглядит как государственный кредит под очень лояльные проценты, который можно потратить только на погашение тех же налогов.
Если учесть, что в прошлом году ставка рефинансирования составляла 11,5%, то даже в случае установления налоговым органом максимального размера процентов по рассрочке, переплата будет составлять не больше 8%. А в лучшем случае процент переплаты составляет 5,7%.
Каждое предприятие согласится, что это намного меньше, чем процент за пользование кредитом в банке.
Развитие практики государственных налоговых кредитов позволило сократить размеры задолженности со стороны налогоплательщиков. В то же время отсрочка по уплате налога – это по-прежнему прерогатива больших компаний, потому что сбор пакета документов и оформление заявления требуют от менеджмента фирмы больших временных и организационных затрат.
Взаимные обязательства налогоплательщика и налогового органа по предоставлению и выплате отсрочек
Отсрочка по уплате налога — это своего рода договор между налогоплательщиком и налоговой администрацией об изменении графика и размера выплат.
В пятидневный срок после вынесения решения о предоставлении рассрочки администрация и заявитель заключают контракт об инвестиционном налоговом кредите, в котором оговаривают период рассрочки, сумму, размер процентов, налог, по которому действует рассрочка, взаимные обязанности сторон договора.
Основной обязанностью налогоплательщика является своевременная выплата налогового кредита.
При невыполнении организацией этого условия налоговый орган вправе прекратить действие рассрочки и затребовать от налогоплательщика выплату обязательств по общим условиям.
Также налогоплательщик обязан выплатить оставшуюся сумму долга и процентов. В противном случае налоговая служба начинает процесс передачи залоговых активов по договору отсрочку в государственную собственность.
Но налоговая служба не имеет права по своей воле прекратить действие отсрочки, если предприятие или физическое лицо соблюдает все условия договора.
В случае несоблюдения графика погашения налогового кредита, налогоплательщику за каждый день долга насчитываться пеня или штраф.
Источник: https://BusinessMan.ru/otsrochka-po-uplate-naloga—eto-chto-takoe-poryadok-i-usloviya-predostavleniya-otsrochki-ili-rassrochki-po-uplate-naloga.html
Как на практике добиваются отсрочки по уплате налогов
Право на отсрочку по уплате налогов в принципе имеет любая компания при наличии оснований, перечисленных в законе. Если еще год назад получить отсрочку было крайне сложно, то в кризис шансы компаний возрастают. При этом важно четко соблюсти все формальности в предусмотренной процедуре получения отсрочки, чтобы не дать налоговикам лишнего повода для отказа.
Используйте пошаговые руководства:
Предприятие может претендовать на отсрочку (рассрочку) по налогам сроком на 12 месяцев и сроком до трех лет по федеральным налогам (решение принимается правительством).
С 1 января 2009 года по решению министра финансов может быть получена отсрочка сроком до пяти лет без предоставления обеспечения, если сумма задолженности превысила 10 млрд рублей.
Понятно, что данная антикризисная мера затрагивает лишь крупные компании – слишком высок «порог доступа». Наиболее реалистичный сценарий – получить отсрочку по уплате налогов на срок не более 12 месяцев.
Налоговый кодекс предусматривает закрытый перечень оснований для получения отсрочки (ст. 64 НК РФ), основные из них следующие:
- ущерб, нанесенный компании в результате стихийных бедствий;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
- угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога (признаки банкротства юридического лица определены ст. 3 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ);
- сезонный характер производства (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382).
Личное мнение
Финансовый директор одного из крупных предприятий Северо-Западного региона, пожелавший остаться не названным В моей практике пока не было необходимости получать отсрочку по налогам. Но потенциально возможность ее получения интересна: почему же не попытаться ею воспользоваться, если финансовая ситуация вдруг окажется неблагоприятной. Важно, во что это обойдется, ведь отсрочка не бесплатна, нужно сравнить ее «цену» с простой неуплатой, да и с текущей стоимостью денег. Аргумент в пользу отсрочек может быть чисто финансовым. Предположим, компания получила отсрочку по налогу на прибыль в сумме 500 000 руб. сроком на полгода (180 дней) по основанию угрозы банкротства.
Ставка рефинансирования в этот период составляла 11,5 процента годовых. За пользование отсрочкой заплатим 14 375 руб. (500 000 x 11,5% x 1/2 x 6 мес./12 мес.)*.
Если бы компания просто задержала выплату налогов из-за недостатка средств, ей пришлось бы заплатить 34 500 руб. (500 000 x 11,5% x 1/300 x 180 дн.)**.
Или другой вариант – пришлось бы брать кредит под 20 процентов годовых(как минимум), чтоб вовремя заплатить налоги. Преимущества очевидны. Но вопрос еще и в сложности процедуры, многие ее моменты до конца не ясны.
Субъекты РФ и представительные органы муниципальных образований могут устанавливать дополнительные основания и условия предоставления отсрочек по региональным и местным налогам (п. 12 ст. 64 НК РФ).
Так, законом города Москвы от 09.02.
2000 № 1 одним из оснований для отсрочки названо направление средств на собственные инвестиционные программы в те же сроки, в которые предстоит выплачивать региональные или местные налоги.
Насколько реальны налоговые отсрочки
Разумеется, от менеджмента компании процедура получения отсрочки потребует сил и времени, а положительный результат, к сожалению, не гарантирован.
Тем не менее, по данным ФНС России, по состоянию на 1 августа 2009 года сумма отсроченных и рассроченных платежей превысила 427 млн рублей (реструктурированная задолженность превышает 34 млрд рублей).
Исходя из данных статистики, шансы у предприятий есть.
Личный опыт
Наталья Журавлева, начальник финансово-экономического департамента ЗАО «Нево-Табак»,Санкт-Петербург
На заседании УФНС 13 февраля 2009 года было принято решение о предоставлении нам отсрочки по акцизам. Задолженности у нас не было, однако производство носит сезонный характер, и мы хотели подстраховаться на будущее, чтобы избежать финансовых затруднений, поэтому и попросили об отсрочке.
Периодически, когда на счет поступали средства, мы проводили платежи: налоговики видели, что мы работаем, гасим свои обязательства. Однако история на этом не закончилась. Дело в том, что налоговая инспекция на сайте обнародовала список компаний, имеющих недоимку по налогам, назвав их «недобросовестными деловыми партнерами», куда попали и мы.
Пришлось давать опровержения в СМИ, писать в инспекцию, чтобы отстоять свою деловую репутацию.
К тому же налоговый орган не вправе оставить обращение компании без внимания. На вынесение решения закон отводит всего месяц, а отказ должен быть четким, с обоснованием причин. Иначе действия налоговой инспекции можно обжаловать в суде (постановление ФАС Московского округа от 29.04.08 № КА-А40/3740-08).
Личный опыт
Оксана Симончук, финансовый директор ГК «Рос водоканал»Мы на собственном опыте убедились, до чего существующий порядок получения отсрочек по налогам несовершенен. Так, заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита подается в ФНС России. Однако прежде нужно обратиться в региональное управление ФНС для заключения договора между управлением и поручителем, который готов обеспечить обязательство налогоплательщика. В региональном управлении нам, однако, отказали в заключении договора поручительства. Мотивировали тем, что «поручитель, по мнению управления, не соответствует необходимым критериям». И это при том, что никаких специальных требований к поручителю НК не устанавливает. А те, что упоминаются в разъяснениях Федеральной налоговой службы, весьма спорны и расплывчаты. На наш взгляд, действия регионального управления ФНС незаконны, мы их обжаловали в суде. Суды приняли наши заявления к рассмотрению, и сейчас мы готовимся к судебным заседаниям.
Оцениваем свои шансы как высокие, к тому же планируем обжаловать в ВАС РФ и сам Порядок предоставления налогового кредита – в части возложения на налогоплательщика и поручителя обязанностей, не предусмотренных законом. В 2008 году ВАС РФ уже признал этот Порядок частично недействующим по аналогичным основаниям, так что рассчитываем на последовательность арбитров.
Кстати, когда поводом для обращения в налоговую инспекцию становится форс-мажор или задержка выплат из бюджета (п. 7 ст. 64 НК РФ), отказ не допускается вовсе.
Если основание для обращения подтверждено документально, то суды безоговорочно занимают сторону компаний (определение ВАС РФ от 09.06.09 № ВАС-7222/09 по делу № А17-4214/2008, определение ВАС РФ от 08.02.
09 № 958/08; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.09 № А17-4214/2008).
Стоит отметить, что сейчас рассматривается ряд мер, которые позволят упростить предприятиям доступ к налоговым отсрочкам. На регистрации в Минюсте России уже находится приказ ФНС от 05.02.09 № ММ-7-1/5, которым закреплен порядок предоставления отсрочек на пять лет малым и средним предприятиям.
Мнение эксперта
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России В настоящее время Минфином России подготовлен законопроект, которым предлагается, в частности, уточнить основания предоставления отсрочки(рассрочки), перечень документов, представляемых заинтересованным лицом для изменения сроков уплаты налога. Известно, что наибольшее количество компаний обращаются за отсрочкой (рассрочкой) по федеральным налогам. В законопроекте предлагается разрешить налоговым органам по местонахождению организации принимать решение о предоставлении отсрочки по федеральным налогам в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты (сейчас такое решение принимает ФНС России).
В целом законопроект направлен на расширение практики предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита как механизмов урегулирования задолженности и поддержки налогоплательщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, носящей временный характер.
Порядок действий
Действительно, далеко не все процедурные моменты предоставления отсрочек (рассрочек) прописаны четко, что создает почву для ошибок и последующего отказа в отсрочке.
Так, по формальным основаниям отказано в отсрочке ЗАО «Мостострой-9». Суд поддержал выводы налогового органа, указав, что предприятие не представило все нужные документы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.
03.08 по делу № А40-60041/07-114-348).
Рассмотрим последовательность шагов при обращении в налоговую инспекцию по поводу отсрочки на примере одной из машиностроительных компаний Санкт-Петербурга, которой удалось получить отсрочку.
Предприятию своевременно не были перечислены средства в оплату работ, выполненных по государственному заказу.
В итоге у компании образовалась нехватка средств для уплаты налога на прибыль за 2008 год в размере 20 млн рублей и НДС за первый квартал 2009 года в сумме 10 млн рублей.
Шаг 1. Установить наличие оснований. В данном случае основанием для изменения срока уплаты налога будет задержка оплаты лицу выполненного им государственного заказа (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Шаг 2. Определить уполномоченный орган. Органы, уполномоченные изменять срок уплаты налогов, перечислены в статье 63 НК РФ.
При этом учитывается «уровень» налога: если он зачисляется в федеральный бюджет, решение об отсрочке выносит ФНС России. По суммам федеральных налогов, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, решение согласовывается с финансовыми органами субъекта Федерации.
Отсрочку по местным или региональным налогам предоставляет налоговый орган по местонахождению компании.
В нашем примере компания планировала получить отсрочку по НДС и налогу на прибыль, поэтому обратилась в ФНС России. В части суммы, подлежащей зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, проект решения об изменении срока уплаты налога на прибыль будет направлен ФНС России в отделение Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.
Шаг 3. Собрать пакет документов.
Список документов, которые будут потребованы у компании, определен в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (далее – Порядок).
Документ утвержден приказом ФНС России от 21.11.06 № САЭ-3-19/798. Остановимся подробнее на особенностях подготовки некоторых документов для обращения за отсрочкой, а именно:
- в налоговом органе по месту постановки на учет придется получить несколько справок. Во-первых, справку об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Нужно отметить, что требование представить такую справку признано ВАС РФ не соответствующим НК РФ (решение от 21.01.08 № 14430/07). Однако если справки не будет, вероятность отказа возрастает. Во-вторых, справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам. По законодательству на выдачу такого документа отводится пять дней, но на практике процедура нередко затягивается. И в‑третьих, справку о предоставленных ранее отсрочках (рассрочках), инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения. Если за компанией числятся какие-либо нарушения условий погашения долга в прошлом, то шансы на получение отсрочки понижаются;
- не будет лишним добавить в пакет документов не упомянутые в Порядке копии налоговых деклараций по налогам, срок уплаты которых компания намерена изменить (за те же периоды, что и финансовая отчетность). Это поможет сократить время рассмотрения документов;
- документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки. Это один из самых сложных моментов, так как ни НК РФ, ни Порядок не устанавливают вид и формат этих документов. Не определены также и органы, уполномоченные их выдавать. Остается пользоваться отдельными разъяснениями Минфина и накопленной практикой (см. таблицу). В случае с петербургской машиностроительной компанией в налоговый орган были представлены контракт с государственным заказчиком, из содержания которого видно, что заказ финансируется из бюджета, и размер ассигнований; акты сверок с заказчиком, из которых видно, на основании какого договора образовалась задолженность и ее размер; акты сдачи-приемки выполненных работ, подписанные заказчиком, по которым оплата не поступила;
- заявление о временном приостановлении уплаты суммы задолженности. Этот документ позволит избежать начисления пеней за период рассмотрения и принятия решения, поскольку решение об отсрочке вступает в силу со дня, установленного в нем.
Крайне важный момент: все документы нужно успеть направить в ФНС в течение месяца со дня их выдачи, так как для большинства из них установлен именно такой «срок годности».
Шаг 4. Получить решение о предоставлении отсрочки.
Решение о предоставлении отсрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 6 ст. 64 НК РФ).
А если налоговый орган задерживает решение, то компания может обжаловать бездействие налоговиков в суде (постановление ФАС Уральского округа от 21.04.08 № Ф09-2507/08-С3; ФАС Северо-Западного округа от 20.06.08 № А56-11816/2007).
Шаг 5. Рассчитать и уплатить проценты по окончании срока действия отсрочки. Отсрочка по основанию форс-мажора и задержки бюджетного финансирования не предусматривает уплаты процентов. Совсем другая ситуация в случае, к примеру, с угрозой банкротства. Полученная отсрочка для компании не будет бесплатной.
Сумма процентов к уплате рассчитывается налоговыми органами в день, следующий за датой завершения отсрочки, и в пятидневный срок доводится до компании с указанием сроков уплаты (не более 5 дней). Порядок определения суммы процентов закреплен в письме МНС России от 12.05.99 № АС-6-09/398 @ .
* На сумму долга начисляются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 64 НК РФ)
** За каждый день просрочки начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Таблица Как подтвердить основание для отсрочки налоговых выплат
Основание полученияотсрочки | Взиманиепроцентов | Документыдля подтверждения | Дополнительные условия |
Причинение ущерба в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, стихийных бедствий, технологической катастрофы | Не начисляются |
Источник: https://fd.ru/articles/36890-kak-na-praktike-dobivayutsya-otsrochki-po-uplate-nalogov
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки при уплате УСН-налога
В Минфине разъяснили порядок предоставления и перечень документов, которые должен представить «упрощенец» для получения отсрочки (рассрочки) по уплате единого налога. Письмо Минфина России от 24 октября 2016 г. № 03-02-08/61822.
По общему правилу организации и предприниматели могут задержать уплату налога или сбора, перенеся ее на более поздний срок на законных основаниях. Для этого они должны попросить налоговую инспекцию об отсрочке или рассрочке. Основания для получения отсрочки по налоговым платежам приведены в статье 64 Налогового кодекса.
В частности, предприниматель, работающий на УСН, имеет право потребовать отсрочку по уплате налога, если его имущественное положение не позволяет ему заплатить налог единовременно (пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). При оценке имущественного положения не учитывается имущество, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
Решение об изменении срока уплаты налога принимает ФНС России. Решение о предоставлении рассрочки по уплате федеральных налогов в части сумм, зачисляемых в региональные и местные бюджеты, ФНС принимает по согласованию с региональными и муниципальными финансовыми органами (п. 2 ст. 63 НК РФ).
Организация (предприниматель), претендующая на отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов и сборов, а также пеней или штрафов, должна обратиться в ФНС России не напрямую, а через территориальное управление ФНС по месту своего нахождения (предприниматель – по месту жительства). Это предусмотрено пунктом 15 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@ (далее – Порядок).
Чтобы получить отсрочку или рассрочку по налогу или сбору (пеням, штрафу), нужно подготовить соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@. К заявлению нужно приложить документы, указанные в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Налогового кодекса.
К ним, в частности относятся:
— справка из налоговой инспекции о задолженности фирмы по налогам, сборам, пеням и штрафам;
— справка из налоговой инспекции обо всех имеющихся у фирмы открытых счетах в банках;
— справка из банков о ежемесячных денежных оборотах в течение шести месяцев подряд накануне подачи заявления об отсрочке (рассрочке), а также о наличии или отсутствии картотеки неоплаченных расчетных документов;
— справку из банков об остатках денежных средств на всех счетах фирмы;
— перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии этих договоров;
— обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки) и др.
Кроме того, изменение срока уплаты налога или сбора может быть обеспечено (п. 19-21 Порядка):
— залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
— поручительством (ст. 74 НК РФ);
— банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).
Договор поручительства или договор залога со стороны налоговой инспекции заключается территориальным управлением ФНС России по месту нахождения лица, претендующего на получение отсрочки или рассрочки. Соответственно, подписываются такие договоры руководителем УФНС или его заместителем.
Чтобы оформить данные договоры, организация (предприниматель) должна обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по своему региону. Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.
Источник: https://b4bgroup.ru/stati/article_post/poryadok-predostavleniya-otsrochki-ili-rassrochki-pri-uplate-usn-naloga