За что могут заблокировать расчетный счет организации
Инспекция использует приостановку операций по счету, чтобы обеспечить сбор налогов. То есть это способ заставить организацию исполнить обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Приостановка означает, что банк прекращает все расходные операции по счету.
Но если речь идет об обеспечительных мерах и о взыскании долгов, расходные операции приостанавливают не полностью, а лишь в пределах суммы претензий налоговой (ст. 101 НК РФ).
Приостановку операций по счету не распространяют:
- на платежи, которые по Гражданскому кодексу по очередности идут раньше налогов. Речь идет о возмещении вреда жизни и здоровью граждан, алиментах, оплате труда, пособиях и т. д. (ч. 2 ст. 855 ГК РФ);
- на операции по уплате налогов или авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет и внебюджетные фонды.
Получается, что блокировка счетов не мешает перечислять налоги, сборы, взносы, штрафы и другие обязательные платежи.
Правила статьи 76 Налогового кодекса одинаковы для всех – для налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов (п. 11 ст. 76 НК РФ). Правила применяют также и к организациям и индивидуальным предпринимателям, которые не являются налогоплательщиками, но при этом обязаны подавать декларации и расчеты.
Например, компания на упрощенке не является плательщиком НДС. Но если она по просьбе контрагента выставляет счета-фактуры с налогом, то обязана сдать декларацию по НДС за этот период.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налоговики направляют в банк в электронной форме. Срок – не позднее дня, следующего за днем, когда приняли такое решение (п. 4 ст. 76 НК РФ).
В этот же срок инспектор передает компании копию отправленного в банк решения. Причем это может быть как решение о приостановке, так и о ее отмене.
Копию передают под расписку или другим способом, который поможет зафиксировать дату, когда компания получила этот документ.
Форму решения ФНС закрепила в своем приказе от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179. В решении о приостановке указывают основание, обстоятельства установленного нарушения и приводят следующие данные:
- номер и дату направленного организации требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (пеней, штрафа, процентов) и решения о взыскании;
- ссылки на нормы законодательства, которые устанавливают сроки сдачи декларации, уплаты налогов, передачи квитанции о приеме требования и т. д.;
- другие обстоятельства по установленным фактам нарушений.
То есть компания получает копию решения, где есть вся необходимая информация о причинах приостановки. И соответственно, может их быстро устранить.
По каким причинам налоговики заблокируют счет
Бухгалтеры часто спрашивают, могут ли заблокировать счет, если в налоговую не сдали какие-то другие отчеты – баланс, справки 2-НДФЛ и т.д., и как его разблокировать. Ответы на самые частые вопросы – в таблице.
Основные причины для приостановления операций по счету
За что инспекция заблокирует счет | Норма НК РФ | Что делать и в какой срок налоговики примут решение о разблокировке счета | Норма НК РФ |
Компания не исполнила требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов | П. 2 ст. 76 | Отправить в налоговую копии платежных документов, которые подтверждают оплату требования.Инспекция взыщет долг через банк принудительно. И примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как получит документы, подтверждающие взыскание.Чтобы быстрее разблокировать счет, организация может попросить другую компанию или физическое лицо оплатить требование. Копии, подтверждающие оплату платежек, передают в инспекцию | П. 8 ст. 76 |
Компания не сдала декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления декларации | Подп. 1 п. 3 ст. 76 | Сдать декларацию.Инспекция примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как получит отчетность | Подп. 1 п. 3.1 ст. 76 |
Налоговики провели проверку и выявили нарушения. В результате компания должна заплатить недоимку (пени, штраф). Чтобы обеспечить выполнение решения по проверке, инспекторы вправе применить обеспечительную меру – заблокировать счет | П. 1 ст. 76, подп. 2 п. 10 ст. 101 | Уплатить сумму недоимки (пеней, штрафа) и отправить в налоговую копии платежек.Инспекция примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как получит подтверждающие оплату документы | П. 8 ст.76 |
Попросить инспекцию заменить обеспечительную меру в виде блокировки счета на другую (например, на поручительство) | П. 11 ст. 101 | ||
Компания не обеспечила возможность получать от налоговой по ТКС документы в электронной форме и в течение 10 рабочих дней не наладила прием | Подп. 1.1 п. 3 ст. 76 | Наладить прием электронных документов от налоговой по ТКС по местонахождению организации.Налоговая примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как организация обеспечит прием документов по ТКС | Подп. 1.1 п.3.1 ст. 76 |
Компания не передала инспекции по ТКС квитанцию о приеме:
Решению примут в течение 10 рабочих дней со дня, когда истек срок для передачи такой квитанции (6 рабочих дней со дня, когда налоговики отправили компании требование или уведомление) |
Подп. 2 п. 3 ст. 76 | Отправить налоговой по ТКС квитанцию о приеме либо представить документы или пояснения, если инспекция направила требование об этом. Если налоговики направляли уведомление о вызове, то отправить представителя компании в налоговую.Инспекция примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как организация передаст по ТКС квитанцию о приеме документов, либо представит запрошенные документы (пояснения), либо представитель придет в инспекцию. Срок отсчитывают от более ранней даты | Подп. 2 п. 3.1 ст. 76 |
Компания – налоговый агент не сдала 6-НДФЛ (как квартальный, так и годовой) в течение 10 рабочих дней с крайней даты для его подачи | П. 3.2 ст. 76 | Сдать расчет 6-НДФЛ.Инспекция примет решение об отмене блокировки не позднее следующего дня после того, как получит расчет | П. 3.2 ст. 76 |
Когда организация вправе получить проценты
Когда налоговики незаконно заблокировали счета или вовремя его не разблокировали, то компания вправе потребовать с налоговой проценты. Их считают от суммы, в отношении которой действовал режим приостановки, за каждый календарный день блокировки или просрочки (п. 9.2 ст.
76 НК РФ, письмо Минфина от 11 апреля 2016 г. № 03-02-08/20569). Для расчета берут ставку рефинансирования Центробанка, которая действовала в дни приостановки операций по счету или во время, когда налоговики нарушили срок отмены блокировки.
Чтобы получить проценты, надо подать в инспекцию заявление в свободной форме.
Источник: https://bhnews.ru/za-chto-mogut-zablokirovat-raschetnyj-schet-organizatsii/
Блокировка счета налоговой инспекцией
03.11.2012
Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией
Немало организаций в процессе своей деятельности сталкиваются с проблемой блокировки расчетного счета со стороны контролирующих органов. Понимание причин, повлекших блокировку счетов, и наличие соответствующих знаний для их разблокировки, поможет избежать негативных последствий.
Понятие «блокировка счета» и причины возникновения
Блокировка счета представляет собой приостановление операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя в банке. Приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по счетам налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ).
Блокировка расчетного счета производится банком на основании решения, полученного от налоговой инспекции. Вынести данное решение, согласно п.2 ст.76 НК РФ, налоговая инспекция имеет право лишь в трех случаях:
- Неуплата налога, штрафа, пени.
- Непредставление декларации в установленный срок.
- Вынесение решения по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.
Любые иные причины (например, несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, массовая регистрация организаций, либо массовый генеральный директор, и пр.) незаконны и не могут являться основанием для блокировки расчетного счета.
Важный момент: согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не имеет права открывать организациям (ИП) дополнительные расчетные счета при наличии не отмененного решения налогового органа о приостановлении операций по имеющимся расчетным счетам той же организации (ИП), открытым в этом банке. Разумеется, запрет будет действовать до отмены блокировки расчетного счета налоговой инспекцией.
Рассмотрим подробно каждое из трех оснований приостановления операций по счетам налогоплательщика и порядок отмены решений о приостановлении операций.
Блокировка счета, связанная с неуплатой налога, штрафа, пени
Если налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, пеней или штрафа, то согласно п. 2 ст. 76 НК РФ налоговая инспекция может принять .
Однако предварительно, при выявлении задолженности организации по уплате налога, штрафа или пени, налоговая инспекция обязана направить компании требование об уплате недоимки по тем или иным налогам, либо пени/штрафу. В данном требовании указывается сумма недоимки (пеней или штрафа), основание для взыскания и срок для уплаты.
И только при невыполнении такого требования в установленный срок, налоговый орган может вынести решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов) принудительно, путем списания задолженности с банковского счета налогоплательщика. Одновременно с данным решением выносится и решение о приостановлении операций по счетам в банке.
Если налоговый орган нарушил такой порядок и, не выставив предварительно требования о погашении задолженности, вынес решение о приостановлении операций по счету, блокировка будет незаконной п. 3 ст. 46, п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).
Зачастую на практике бывает так, что требование об уплате налога, штрафа, пени направляется на юридический адрес. Поэтому организация, у которой фактический адрес иной, данное требование получает с опозданием или не получает вовсе.
Соответственно, компания не исполняет его в срок, и узнает о блокировке счета лишь тогда, когда банк сообщает о невозможности совершать операции по счетам.
В данном случае налоговый орган формально не нарушает Закон при вынесении решения о приостановлении операций по расчетному счету.
Поэтому для своевременного предупреждения подобных радикальных мер, необходимо максимально оперативно отслеживать поступающую на юридический адрес корреспонденцию, что обеспечит, в свою очередь, наличие запаса времени, необходимого для проведения сверки и урегулирования разногласий с налоговой инспекцией.
Итак, решение о блокировке либо не дошло, либо проигнорировано. Налоговый орган по истечению срока, определенного в Требовании, в течение 2 месяцев выносит решение о приостановлении операций по счету (п. 3 ст. 46 НК РФ).
После вынесения решения о блокировке счета налоговый орган передает его в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ), а копию данного решения направляет налогоплательщику (по юридическому адресу) не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).
Важное уточнение: решение о приостановлении операций по банковскому счету может выноситься исключительно руководителем налогового органа или его заместителем (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Если же данное решение подписано другим лицом, на то неуполномоченным (например, руководителем отдела или инспектором), то блокировка счета будет являться незаконной.
С момента получения от налоговой инспекции решения о блокировке счета банк приостанавливает операции по данному счету (п.п. 1, 7 ст. 76 НК РФ) в безусловном порядке (п. 6 ст. 76 НК РФ). Затем в течение трех рабочих дней после получения решения кредитная организация направляет в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств по счетам (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 76 НК РФ).
Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/blokirovka-scheta-nalogovoy-inspektsiey/
Новые основания для блокировки счета
Хотим обратить Ваше внимание на появление новых оснований у ФНС блокировать расчетные счета Ваших компаний.
Как сообщает газета «Учет.Налоги.Право», с 1 июля 2016 года сейчас у инспекций появилось право замораживать счета всех, кто обязан отчитываться электронно, но не выходит на связь по интернету. Однако, до блокировки счета налоговики обязательно предупредят Вашу компанию (письмо ФНС от 29.06.16 № ЕД-4-15/11597).
Счет заблокируют в течение 10 рабочих дней после того, как в налоговой узнают, что компания не может принимать требования (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Например, инспекция оформила требование на камералке, но не может его отправить налогоплательщику. Это является прямым основанием для «заморзки» счета.
Другой пример — инспекция не может найти компанию, если у той нет договора с оператором или истекла электронная подпись. В этом случае блокировка счета со стороны налоговой будет совершенно законна.
ФНС поручила инспекторам о грядущей блокировке счета предупреждать компанию за пять рабочих дней. В Вашу компанию придет текст: «…сформировано Требование , которое не было направлено в Ваш адрес в связи с не исполнением Вами обязанности по обеспечению получения документов .
Рекомендуем Вам проверить обеспечение возможности получения документов…».
Если Вы получили такое сообщение, это означает, что в налоговой уже готовят поручение в банк о приостановке операций по Вашему счету. В такой ситуации реагировать Вам надо быстро.
Чтобы избежать блокировки счета по новым основаниям проверьте уже сейчас актуальность договора с оператором и электронную подпись, отправьте в инспекцию письмо с реквизитами электронной подписи с того адреса, с которого вы планируете отчитываться.
Будьте внимательны к письмам из налоговой инспекции, вдумчиво читайте текст и реагируйте грамотно и быстро.
Напоминаем Вам, что если Вы пользуетесь нашей услугой — годовое юридическое обслуживание, то при получении любых писем из налоговой Вы всегда можете связаться с управляющими партнерами «СБП» и получить консультацию – что Вам в Вашей ситуации предпринять и какое решение будет наиболее полезно и безопасно для Вашей компании.
Читайте другие наши материалы на эту тему:
Блокировка расчетного счета – новое основание! — https://www.pravo-help.ru/pravo-help-news/ournews/5555ea14928e3/
Как действовать, если налоговая прислала Вам письмо (случай из практики) — https://www.pravo-help.ru/pravo-help-news/ournews/5107b2668f696/ —————————
С уважением к Вам, Ольга Пономарёва и Кира Гин-Барисявичене, управляющие партнеры Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», наши контактные телефоны: + 7 (495) 601-97-83 и + 7 (925) 506-76-86, эл.почта для связи и Ваших вопросов: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
P.S. Мы не работаем на рейтинги, мы работаем на бизнес наших клиентов.
****************************************************
«СБП» фокусируется для Вас на событиях в мире бизнеса, налогах и праве.
Источник: https://pravo-help.ru/en/glavnaya-en/26-novosti-i-meropriyatiya-kompanii/877-novye-osnovaniya-dlya-blokirovki-scheta
Основание для блокировки счета налоговой с 1 июля 2016 года
x
Check Also
Покупка жилья на материнский капитал Законодательно установлено, что размер материнского капитала ежегодно индексируется на уровень инфляции. Однако с 2015 года сумму не корректировали, и в настоящее время она составляет 453 026 рубля.
Как продать жилье купленное за материнский капитал Вы стали счастливым обладателем сертификата материнского капитала и улучшили свои жилищные условия. Но как продать квартиру или дом, купленные с использованием государственных средств? Закон обязывает владельца капитала оформить долевую собственность на всех членов семьи, включая несовершеннолетних детей.
Как получить помощь от государства на покупку квартиры Нюансы государственных программ Благосостояние народа является одним из важнейших факторов процветания государства. Именно поэтому в России сейчас предлагается несколько программ помощи покупки жилья для разных категорий населения.
Как узнать остаток материнского капитала Развитие Единого портала Госуслуг с каждым годом расширяет перечень электронных услуг. Такая система особенно удобна для молодых матерей. Вы можете больше не стоять в очередях в государственных учреждениях с целью получения необходимых справок и документов.
До какого года продлили материнский капитал Материнский капитал — это средства, выделенные на поддержку российским семьям с детьми. Они выплачиваются с рождением или усыновлением второго, третьего или последующего ребенка при условии, что право на получение сертификата ранее семьей не использовалось.
Детские пособия в Удмуртии Высокий уровень рождаемости в Удмуртской республике поддерживает развитая система социальных выплат для семей с детьми. На дополнительную материальную поддержку могут рассчитывать многодетные и малообеспеченные семьи, а также беременные женщины.
Статус многодетной семьи В РФ отмечается тенденция отрицательного естественного прироста населения страны, в связи с чем, преобладающее число многодетных семей составляют семьи с 3-мя детьми, составляющие 75% от всего числа многодетных семей.
Пособия на ребенка в Приморском крае Для увеличения рождаемости и числа жителей во Владивостоке предусмотрена система детских пособий для семей. Также правительство Приморского края предоставляет дополнительную материальную помощь многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Пособия на ребенка в Брянской области С конца 80-х годов прошлого столетия Брянская область переживает демографический кризис, связанный с повышенной смертностью в регионе, низким уровнем рождаемости и миграционным оттоком населения.
Пособия на ребенка Кирове Демографическая ситуация в Кировской области, как частный показатель общей ситуации, с 2013 года ухудшается. Несмотря на выход из критической ситуации начала 2000, уверенный рост рождаемости остановился.
Пособия на ребенка в Чебоксарах С целью увеличения рождаемости и численности жителей в Чебоксарах предусмотрена система выплат, которая направлена на поддержку семей с детьми. Большинство выплат направлены на поддержку малообеспеченных слоев населения.
Пособия на ребенка Рязань Система социальных выплат в Рязанской области очень развита. Одним из важных направлений социальной помощи является поддержка семей с детьми. На дополнительную материальную помощь могут рассчитывать беременные, недавно родившие и кормящие женщины.
Пособия на ребенка в Белгороде Большая часть социальных выплат в Белгородской области направлена на поддержку семей с детьми. В основном выплаты предусмотрены для малообеспеченных и многодетных семей.
Детские пособия в Липецке и области Липецкая область считается одной из самых отстающих в России по рождаемости, поэтому пособия здесь необходимы. Не смотря на то, что рождаемость по региону снизилась на 0,9%, общая численность детского населения выросла на 3,2%, по сравнению с 2014 годом.
Детские пособия в Вологде В Вологодской области с 1988 года наблюдается постоянное сокращение численности населения. Начиная с 2008 года, убыль населения уменьшилась в пять раз, в сравнении с периодом с 2000 по 2008 год.
Пособия на ребенка во Владимирской области Во Владимире и Владимирской области большая часть социальных выплат направлена на поддержку малоимущих и многодетных семей. Также материальную поддержку могут оформить беременные и недавно родившие женщины.
Пособия на ребенка в Хабаровске Численность населения в регионе по сравнению с другими регионами очень низкая. Поэтому в регионе функционирует система социальных выплат для поддержания семей, имеющих детей.
Пособие на детей в Саратове В 2017 году показатель рождаемости в Саратовской области на 13,5% ниже, чем в среднем по России. А показатель смертности наоборот на 9% выше среднего. В регионе продолжается убыль населения.
Детские пособия в Иркутской области Рождаемость в Иркутской области выше средней по России, при этом местное законодательство остается социально ориентированным. Региональная власть не отменяет льготы и пособия в регионе, которые поддерживают семьи с детьми.
Пособие на ребенка в Оренбургской области Повышение рождаемости, уровня доходов, качества жизни семей с детьми — актуальные задачи для Оренбургской области. Для решения проблем в региональной семейной политике местные власти разрабатывают концепции и программы действий.
Пособия на ребенка в Омске С 2009 года в Омске происходит естественный прирост населения. Коэффициент рождаемости в 2016 году по области выше на 5,5%, чем средний по России. По указу Президента РФ от 1 июня 2012 года губернатор Омской области утвердил региональную стратегию действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы.
Источник: https://advokat-tmy.ru/nalogi-i-posobiya/osnovanie-dlya-blokirovki-scheta-nalogovoj-s-1-iyulya-2016-goda
Незаконная блокировка счета: взыскиваем убытки с налоговой инспекции
Когда налоговики арестовывают счета компании, то в первую очередь вопрос стоит о том, как побыстрее снять со счетов ограничения. Ведь по факту тем самым налоговики блокируют деятельность налогоплательщика: он лишен возможности оплачивать аренду, закупать товары и т.д. и т.п.
Для того чтобы вновь в штатном режиме проводить платежи, нужно устранить причину блокировки — погасить долг по налогам, сдать декларацию и т.п.
В то же время, если выяснится, что счет был разблокирован инспекторами с опозданием или же и вовсе операции по счету были приостановлены незаконно, налоговиков можно призвать к ответу.
В арсенале налоговиков достаточно инструментов, которые они используют в качестве воздействия на налогоплательщиков, которые время от времени по тем или иным причинам пренебрегают своими обязанностями. Один из самых действенных — приостановление операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК).
Однако и налогоплательщики в таких ситуациях вовсе не безоружные. Ведь и для налоговиков предусмотрена ответственность на случай, если они неправомерно заблокируют счета компании (ИП) или же разблокируют их с опозданием.
Если основание для блокировки счетов есть, то вернуть «платежеспособность» компания может, сдав «просроченную» декларацию или погасив долг по налогам.
Не позднее чем в течение следующего рабочего дня ограничения по счету должны быть сняты.
Если инспекторы опоздают, то требуйте уплаты процентов за каждый день просрочки, исходя из действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ. Причем проценты начисляются на «замороженную» сумму.
На практике нередко компании сталкиваются с тем, что счет им налоговики заблокировали по ошибке.
Например, декларация отправлена в инспекцию своевременно (и, разумеется, тому есть документальное подтверждение), но налоговики ее сами потеряли.
Если учесть, что за «просроченную» декларацию налоговики «замораживают» счета компании полностью, то, очевидно, что решать этот вопрос нужно оперативно.
Первый вариант — обратиться в налоговый орган с заявлением об отмене решения инспекции о приостановлении операций по ее счетам в связи с отсутствием на то оснований. Если инспекция откажется его отменять, то обращаемся с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Если и там не находим понимания — идем в суд. А тем временем счет все так и будет заблокирован…
Второй вариант — сдать повторно «потерянную» декларацию и уже после того, как счета будут «разморожены», разбираться с инспекторами касательно правомерности блокировки счета.
В любом случае, если налоговики заблокировали счет неправомерно, организация вправе требовать уплаты процентов на всю «замороженную» сумму. Эти проценты должны быть рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ начиная со дня, когда в банк поступило «блокировочное» решение, и до дня отмены этого решения, то есть до «разморозки» счета.
Как видим, проценты, которые заплатит инспекция за незаконную блокировку счетов, могут оказаться «копеечными» по сравнению с последствиями, с которыми в некоторых случаях сталкиваются компании из-за «ареста» счетов. К примеру, из-за невозможности провести платеж можно попасть на штрафные санкции по договору, которые могут быть далеко не «копеечными».
В принципе в статье 76 Кодекса более никаких наказаний для налоговиков не предусмотрено. Между тем в данном случае мы имеем дело с неправомерными действиями налоговых органов.
А статья 103 Кодекса говорит о недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.
Более того, в пункте 2 данной нормы прямо закреплено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Таким образом, у организаций и ИП, которым налоговики незаконно (неправомерно) заблокировали расчетные счета, есть право возместить убытки, включая упущенную выгоду.
Сразу скажем, что взыскать с налоговиков убытки достаточно сложно. Однако это вполне реально, если к этому делу подойти основательно. Выделим три ключевых момента, которые нужно учесть, прежде чем принять решение о том, «наказывать» так налоговиков или не стоит.
Во-первых, о взыскании убытков можно говорить только в том случае, если решение о приостановлении операций по счетам компании незаконно или же налоговики с опозданием разблокировали счет.
Во-вторых, размер убытков должен быть доказан.
В-третьих, если предполагается взыскать убытки с налоговиков, то надо еще доказать, что они возникли именно из-за блокировки счетов. То есть должна быть подтверждена причинно-следственная связь между действиями налогового органа и дополнительными расходами компании (см., напр., постановление ФАС Центрального округа от 30 марта 2012 г. N А64-6030/2010).
Отдельно стоит остановиться на возмещении так называемой упущенной выгоды.
Согласно статье 15 ГК упущенная выгода — это неполученные доходы, которые получила бы компания при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.
Однако в этой части просто фантазировать бесполезно. Нужно иметь доказательства, что организация, если бы ее счета не были заблокированы, получила бы этот доход.
Примеров «упущенных» доходов можно привести много. Допустим, организация заявляет, что 10 млн руб., которые были на незаконно заблокированном счете, она бы могла положить на депозит и «заработать» еще 1 миллион (пример условный).
Однако для того, чтобы взыскать этот миллион с налоговиков, просто слов недостаточно. Дело в том, что при определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК, п.
3 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. N 7).
В настоящее время Минфин и ФНС никак не могут прийти к единому мнению, есть ли у налоговиков право приостанавливать операции по счетам организаций, которые более чем на 10 дней припозднились со сдачей расчетов по страховым взносам. Так, в письме ФНС от 27 января 2017 г. N ЕД-4-15/1444 и в письме Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123 сделаны прямо противоположные выводы.
В то же время все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Об этом прямо сказано в пункте 7 статьи 3 Кодекса.
Соответственно, если налоговики заблокируют организации счет за непредставленный в срок расчет по страховым взносам, то это решение можно попытаться оспорить.
Более того, есть все основания для того, чтобы потребовать с инспекторов и проценты уплатить, и убытки, возникшие из-за «заморозки» счета, возместить.
Правда, это возможно только до тех пор, пока право ИФНС блокировать счета за опоздание со сдачей расчетов по взносам не будет закреплено в Налоговом кодексе. А, судя по письму Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123, это может произойти довольно скоро.
Июнь 2017 г.
Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/nezakonnaya-blokirovka-schet-ubytki
Незаконная блокировка счета: взыскиваем с налоговиков убытки (Егорова Н.)
Дата размещения статьи: 23.08.2017
Когда налоговики арестовывают счета компании, то в первую очередь вопрос стоит о том, как побыстрее снять со счетов ограничения. Ведь по факту тем самым налоговики блокируют деятельность налогоплательщика: он лишен возможности оплачивать аренду, закупать товары и т.д. и т.п.
Для того чтобы вновь в штатном режиме проводить платежи, нужно устранить причину блокировки — погасить долг по налогам, сдать декларацию и т.п. В то же время, если выяснится, что счет был разблокирован инспекторами с опозданием или же и вовсе операции по счету были приостановлены незаконно, налоговиков можно призвать к ответу.
В арсенале налоговиков достаточно инструментов, которые они используют в качестве воздействия на налогоплательщиков, которые время от времени по тем или иным причинам пренебрегают своими обязанностями. Один из самых действенных — приостановление операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК).Однако и налогоплательщики в таких ситуациях вовсе не безоружные.
Ведь и для налоговиков предусмотрена ответственность на случай, если они неправомерно заблокируют счета компании (ИП) или же разблокируют их с опозданием.
Пеняй на себя
Если основание для блокировки счетов есть, то вернуть «платежеспособность» компания может, сдав «просроченную» декларацию или погасив долг по налогам. Не позднее чем в течение следующего рабочего дня ограничения по счету должны быть сняты.
Если инспекторы опоздают, то требуйте уплаты процентов за каждый день просрочки, исходя из действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ. Причем проценты начисляются на «замороженную» сумму.На практике нередко компании сталкиваются с тем, что счет им налоговики заблокировали по ошибке.
Например, декларация отправлена в инспекцию своевременно (и, разумеется, тому есть документальное подтверждение), но налоговики ее сами потеряли. Если учесть, что за «просроченную» декларацию налоговики «замораживают» счета компании полностью, то, очевидно, что решать этот вопрос нужно оперативно.
Первый вариант — обратиться в налоговый орган с заявлением об отмене решения инспекции о приостановлении операций по ее счетам в связи с отсутствием на то оснований. Если инспекция откажется его отменять, то обращаемся с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Если и там не находим понимания — идем в суд. А тем временем счет все так и будет заблокирован…
Второй вариант — сдать повторно «потерянную» декларацию и уже после того, как счета будут «разморожены», разбираться с инспекторами касательно правомерности блокировки счета.В любом случае, если налоговики заблокировали счет неправомерно, организация вправе требовать уплаты процентов на всю «замороженную» сумму.
Эти проценты должны быть рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ начиная со дня, когда в банк поступило «блокировочное» решение, и до дня отмены этого решения, то есть до «разморозки» счета.Пример. Предположим, на счете организации 1 000 000 руб.
5 мая инспекция вынесла решение о приостановлении операции по ее счетам за непредставленную декларацию по транспортному налогу.В то же время компания декларацию представила своевременно. При таких обстоятельствах инспекция должна будет выплатить ей проценты за незаконную блокировку счета начиная с 5 мая 2017 года и до дня «разморозки» счетов.
За каждый день «заморозки» проценты составят 253,42 руб. (1 000 000 руб. x 9,25% : 365 дн.).Как видим, проценты, которые заплатит инспекция за незаконную блокировку счетов, могут оказаться «копеечными» по сравнению с последствиями, с которыми в некоторых случаях сталкиваются компании из-за «ареста» счетов. К примеру, из-за невозможности провести платеж можно попасть на штрафные санкции по договору, которые могут быть далеко не «копеечными».
Возмещение дополнительных убытков
В принципе в статье 76 Кодекса более никаких наказаний для налоговиков не предусмотрено. Между тем в данном случае мы имеем дело с неправомерными действиями налоговых органов. А статья 103 Кодекса говорит о недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.
Более того, в пункте 2 данной нормы прямо закреплено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Таким образом, у организаций и ИП, которым налоговики незаконно (неправомерно) заблокировали расчетные счета, есть право возместить убытки, включая упущенную выгоду.Сразу скажем, что взыскать с налоговиков убытки достаточно сложно. Однако это вполне реально, если к этому делу подойти основательно.
Выделим три ключевых момента, которые нужно учесть, прежде чем принять решение о том, «наказывать» так налоговиков или не стоит.Во-первых, о взыскании убытков можно говорить только в том случае, если решение о приостановлении операций по счетам компании незаконно или же налоговики с опозданием разблокировали счет.
Во-вторых, размер убытков должен быть доказан.В-третьих, если предполагается взыскать убытки с налоговиков, то надо еще доказать, что они возникли именно из-за блокировки счетов. То есть должна быть подтверждена причинно-следственная связь между действиями налогового органа и дополнительными расходами компании (см.
, напр., постановление ФАС Центрального округа от 30 марта 2012 г. N А64-6030/2010).
Упущенная выгода
Отдельно стоит остановиться на возмещении так называемой упущенной выгоды. Согласно статье 15 ГК упущенная выгода — это неполученные доходы, которые получила бы компания при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено. Однако в этой части просто фантазировать бесполезно.
Нужно иметь доказательства, что организация, если бы ее счета не были заблокированы, получила бы этот доход.Примеров «упущенных» доходов можно привести много. Допустим, организация заявляет, что 10 млн руб.
, которые были на незаконно заблокированном счете, она бы могла положить на депозит и «заработать» еще 1 миллион (пример условный). Однако для того, чтобы взыскать этот миллион с налоговиков, просто слов недостаточно.
Дело в том, что при определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК, п. 3 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. N 7).
P.S.
В настоящее время Минфин и ФНС никак не могут прийти к единому мнению, есть ли у налоговиков право приостанавливать операции по счетам организаций, которые более чем на 10 дней припозднились со сдачей расчетов по страховым взносам. Так, в письме ФНС от 27 января 2017 г.
N ЕД-4-15/1444 и в письме Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123 сделаны прямо противоположные выводы.
В то же время все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Об этом прямо сказано в пункте 7 статьи 3 Кодекса.
Соответственно, если налоговики заблокируют организации счет за непредставленный в срок расчет по страховым взносам, то это решение можно попытаться оспорить.
Более того, есть все основания для того, чтобы потребовать с инспекторов и проценты уплатить, и убытки, возникшие из-за «заморозки» счета, возместить. Правда, это возможно только до тех пор, пока право ИФНС блокировать счета за опоздание со сдачей расчетов по взносам не будет закреплено в Налоговом кодексе. А, судя по письму Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123, это может произойти довольно скоро.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24000
В налоговом кодексе «закрутили гайки»
Новации направлены на противодействие незаконным финансовым операциям. Поэтому немудрено, что законодательство ужесточилось. Приятных для налогоплательщиков поправок нет.
Что налоговики узнают от банков?
Законодатели уточнили понятие «счета (счет)», используемое для целей налогообложения. Соответствующая поправка внесена в абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ. С 1 января 2014 г. счетом будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. В действующей редакции НК РФ содержится более развернутое понятие. Напомним его.
Счета (счет) — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Как видите, уточнение о назначении расчетного счета сочли лишним.
С 1 июля 2014 г. налоговики получат доступ к информации не только о счетах, но и о вкладах и депозитах организаций и индивидуальных предпринимателей. Причем сведения об открытии или закрытии счета, вклада или депозита банки должны будут сообщать налоговикам и в отношении обычных граждан, не занимающихся бизнесом. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.
Как и сейчас, информация будет предоставляться в электронной форме в течение трех дней со дня:
- открытия или закрытия счета, вклада или депозита;
- изменения реквизитов счета, вклада или депозита;
- предоставления или прекращения права организации, предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- изменения реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Сейчас в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны предоставлять налоговым органам по их требованию:
- справки о наличии у организации и ИП счетов, вкладов (депозитов) в банке;
- справки об остатках денежных средств на таких счетах, вкладах (депозитах);
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и ИП;
- справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Такая информация предоставляется при проведении мероприятий налогового контроля в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 июля 2014 г. основание для требования у банков названных сведений изменится.
Информация может быть запрошена в случае проведения налоговых проверок либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
В этой норме сказано, что в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
А вот для получения информации о расчетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговые органы должны будут получить согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, и только в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Блокировка счетов
На сегодняшний день налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае, когда он в течение десяти дней после установленного срока для сдачи налоговой отчетности так и не сдал декларацию (п. 3 ст. 76 НК РФ).
С 1 января 2015 г. эта норма Кодекса претерпит изменения. Во-первых, приостановить операции по счетам из-за несдачи декларации в срок налоговики смогут в течение трех лет со дня истечения указанных десяти дней. То есть законодатели фактически дали налоговикам время для маневра.
Во-вторых, появится новое основание для блокировки счета. Дело в том, что в Налоговом кодексе появился п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
В нем сказано, что лица, которые обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить возможность получения от налоговой инспекции в электронной же форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документы из налоговой инспекции. Они обязаны передать налоговикам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговой инспекцией.
Приостановить операции по счетам налоговики смогут в случае неисполнения организацией установленной п. 5.1 ст.
23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
Если названные документы не будут переданы инспекторам в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для их передачи, счета компании будут заблокированы.
В статье 76 НК РФ появился новый п. 3.1, посвященный сроку отмены решения о приостановлении операций по счетам.
Если блокировка счета произошла по причине несдачи в установленной срок декларации, то налоговый орган обязан будет отменить свое решение не позднее одного дня после представления отчетности.
Заметим, что и сейчас действует такое правило. Только установлено оно в п. 3 ст. 76 НК РФ.
Если же счет заблокировали из-за того, что организация не передала налоговикам квитанцию о приеме документов в электронной форме, то решение будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из дат:
- дня передачи квитанции;
- дня представления документов, истребованных налоговой инспекцией (при направлении требования о представлении документов или явки представителя компании) при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию.
Обратите внимание: в подп. 11 ст. 76 НК РФ теперь сказано, что правила по приостановлению операций распространяются также на организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ.
Новые возможности камеральной проверки
Существенные изменения внесены в ст. 88 НК РФ, посвященную проведению налоговиками камеральных проверок. С 1 января 2014 г. у налоговых органов появится еще несколько оснований требовать от налогоплательщиков объяснения в ходе проведения камеральной проверки деклараций.
Во-первых, если налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, где уменьшит сумму ранее начисленного налога, то налоговая инспекция получает право потребовать представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, почему это произошло (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Во-вторых, налоговики получили право требовать от налогоплательщиков доказательства размера убытка, если налоговая декларация или расчет были предоставлены с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В-третьих, при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговые органы получают право потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
А с 1 января 2015 г. налоговые органы смогут в ходе камеральной проверки декларации по НДС истребовать у налогоплательщиков счета-фактуры, первичные и иные документы. Такая возможность у налоговиков появится в следующих случаях:
- при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС;
- при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговая инспекция имеет право потребовать у налогоплательщика названные выше документы, относящиеся к указанным операциям.
Кроме того, изменены п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ. С 1 января 2015 г. налоговые органы получат доступ на территорию налогоплательщика или в его помещение, а также право на осмотр при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.
Новации для взыскания
Поправки, внесенные в подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ увеличивают возможности налоговых органов по взысканию с налогоплательщиков недоимки, числящейся более трех месяцев. Во-первых, если недоимка «висит» на зависимой компании, то ее взыщут с основной организации.
Это произойдет, если с момента, когда компания, за которой числится недоимка, узнала о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денег, иного имущества основной организации, и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.
Такой механизм имеет и обратную возможность: если недоимка «висит» на основной организации, и свои активы она переводит в дочерние или зависимые, то активы взыщут с последних.
Во-вторых, если налоговая инспекция узнает, что выручка должника находится на счетах нескольких компаний или его активы переводятся в несколько компаний, то взыскание недоимки будет производиться с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары, работы, услуги или доле переданных активов.
В-третьих, если должник начнет выводить свои активы через цепь организаций, и налоговики установят, что перечисление выручки от реализации или передача активов третьим лицам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе даже в том случае, если участники указанных операций не являются основными или зависимыми компаниями, то взыскание будет произведено с конечных получателей.
В-четвертых, суд может признавать организации иным образом зависимыми. В этом случае к организациям, признанным взаимозависимыми по решению суда, налоговики смогут применить все вышеуказанные варианты взыскания.
При применении указанных положений взыскание может производиться в пределах поступивших основным или зависимым компаниям выручки или активов.
Стоимость имущества при этом определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.
Новые возможности взыскания налоговые органы начнут применять с 30 июля 2013 г.
Формальный адрес
Статья 31 НК РФ дополнена п. 5. Согласно новой норме в случае отправления налоговыми органами документов по почте такие документы будут направляться ими:
- налогоплательщику — российской компании по адресу места ее нахождения (или места нахождения ее филиала или представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
- налогоплательщику — иностранной компании по адресу места осуществления ею деятельности на территории России, содержащемуся в ЕГРН;
- налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю или обычному гражданину по адресу места его жительства или места пребывания, или по предоставленному в налоговую инспекцию адресу для направления указанных документов, содержащемуся в ЕГРН.
Форма заявления о предоставлении предпринимателями и гражданами налоговой инспекции адреса для направления по почте документов будет утверждаться ФНС России.
Нововведения начнут действовать с 30 июля 2013 г. Как видите, теперь вопросы получения сообщений из налоговой инспекции должны волновать, в первую очередь, самих налогоплательщиков. Тот факт, что налогоплательщик может и не находится по указанным выше адресам, налоговиков волновать не будет.
Бесполезная поправка
Со следующего года п. 1 ст. 119 НК РФ будет действовать в новой редакции.
Согласно ей за непредставление в установленный срок налоговой декларации на налогоплательщиков будет наложен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Раньше в этой норме Кодекса было сказано, что непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации. Возникал вопрос: если налог был уплачен своевременно, а запоздала только налоговая декларация, то придется ли в этом случае уплачивать штраф, и в каком размере?
Специалисты налоговых органов считали, что в этом случае компания все равно должна быть оштрафована. Размер санкции составит 1000 руб. ( письмо ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376).
Как видите, внесенная поправка не решила существующую проблему. Поэтому, скорее всего, налоговики продолжат штрафовать компании в том случае, когда декларация не сдана в установленный срок, но налог уплачен в отведенное для этого время.
Поправки для НДС
Изменения затронули и часть вторую Налогового кодекса, а именно главу 21 «Налог на добавленную стоимость». В статье 169 НК РФ появился новый п. 3.1. Он предусматривает новые обязанности для лиц, работающих по посредническим договорам (договору поручения, договору комиссии, агентскому договору).
Такие организации и индивидуальные предприниматели должны будут при осуществлении деятельности в интересах третьего лица в случае выставления или получения счетов-фактур по посредническим операциям вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Причем такая обязанность распространяется и на тех лиц, которые не являются налогоплательщиками, но осуществляют посредническую деятельность. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2014 г.
Но это еще не все. Основные неприятности ждут посредников в ст. 174 НК РФ, которая определяет порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.
В пункт 5 ст. 174 НК РФ внесено дополнение, согласно которому налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст.
173 НК РФ, обязаны будут сдавать декларации по НДС только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Напомним, что в п. 5 ст.
173 НК РФ названы лица, которые не уплачивают НДС, но выставили контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой налога. К ним отнесены:
- лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС;
- плательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Возможность представить декларацию в бумажном виде оставлена налоговым агентам, которые не являются налогоплательщиками или же освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Эти изменения начнут действовать с 1 января 2014 г.
Аналогичная обязанность по представлению декларации в электронном виде предусмотрена для названных выше лиц, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах третьих лиц по посредническим договорам. Эта поправка вступит в силу с 1 января 2015 г. С этой же даты начнут действовать и два новых пункта (п. 5.1 и 5.2), внесенных в ст. 174 НК РФ комментируемым законом.
Согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию должны включаться сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
Посредники составляют декларацию на основании данных, указанных в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. А лица, перечисленные в п. 5 ст.
173 НК РФ, включают в декларацию только сведения, содержащиеся в выставленных ими счетах-фактурах.
Состав сведений, которые переносятся в налоговую декларацию из книг покупок и книг продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных счетов-фактур, определит ФНС России.
Дополнительная обязанность содержится и в п. 5.2 ст. 174 НК РФ. Она касается лиц, не являющихся налогоплательщиками, налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС, не признаваемых налоговыми агентами.
Если названные лица выставили и (или) получили счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров, то они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Источник: https://bankir.ru/publikacii/20131007/v-nalogovom-kodekse-zakrutili-gaiki-10004030/