Командированный работник застраховался от несчастного случая в пути: что с ндфл? — все о налогах

Облагаются ли взносы по договору страхования НДФЛ и страховыми взносами?

01.07.2013
ГАРАНТАвтор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья, Мельникова Елена

Контрактом, заключенным с руководителем, предусмотрена обязанность работодателя оплатить расходы по страхованию жизни и страхованию от несчастного случая. Договор со страховой компанией еще не заключен. Возможен вариант заключения договора на срок 5 лет, как организацией, так и самим работником.

Облагаются ли взносы по договору страхования НДФЛ и страховыми взносами? Уменьшают ли эти расходы налог на прибыль организации?

В силу п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 г.

№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Согласно ст. 3 Закона № 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.

Пунктом 1 ст. 4 Закона № 4015-1 установлено, что объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с:

– дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни),

– причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Поскольку в рассматриваемой ситуации объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем конкретного застрахованного лица, то полагаем, что речь идет о личном страховании. Учитывая изложенное, считаем, что для целей налогообложения выплаты по договору страхования (страховые взносы) необходимо рассматривать как взносы по договору добровольного личного страхования.

В соответствии со ст. 927, ст. 934 ГК РФ договор добровольного страхования со страховой компанией может быть заключен как самим сотрудником, так и организацией-работодателем.

НДФЛ

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования для целей исчисления НДФЛ установлены ст. 213 НК РФ.

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-323153-oblagayutsya_li_vznosyi_po_dogovoru_strahovaniya_ndfl_i_strahovyimi_vznosami

Страхование от несчастных случаев на транспорте: отражаем в учете

Страхование от несчастных случаев относится к личному страхованию физических лиц. Его основная цель — возмещение ущерба, нанесенного здоровью и жизни застрахованного лица в результате непредвиденных и случайных событий.

Этот вид страхования в соответствии с Законом о страховании может быть добровольным и обязательным.

В числе обязательных видов личного страхования значится личное страхование от несчастных случаев на транспорте (см. п. 6 ст. 7 Закона о страховании). А значит, выступать в роли страхователей тут должны субъекты хозяйствования, имеющие отношение к транспорту. Однако всех ли владельцев транспортных средств касается это требование?

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте: для кого обязательно?

Порядок и условия осуществления обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспортерегулирует Положение № 959.

В соответствии с этим документом обязательному личному страхованию на транспорте подлежат работники транспортных предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности, непосредственно занятые на транспортных перевозках.

Интересно, какие предприятия считаются транспортными? Ответ находим в ст. 6 Закона Украины «О транспорте» от 01.11.94 г. № 232/94-ВР. Из этой статьи следует, что к предприятиям транспорта относятся предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, грузов, багажа, почты, предоставлением прочих транспортных услуг, у которых такие виды деятельности прямо предусмотрены уставом.

Выше предприятие попало в их число? Тогда учтите следующее.

Страхователямиводителей являются юридические лица или дееспособные граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые владеют транспортными средствами или эксплуатируют их и заключили со страховщиком договоры страхования.

Страховой платежпо обязательному личному страхованию водителей на автомобильном транспорте определен в размере до 0,18 % страховой суммы за каждого застрахованного (п. 4 Положения № 959).

Размер страховой суммыдля каждого застрахованного составляет 6000 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан (т. е. 102000 грн.)

Важно! Застрахованными считаются водители только на время обслуживания поездки (п. 2 Положения № 959).

На каждый несчастный случай, который произошел с застрахованным водителем на транспорте, предприятие составляет Акт о несчастном случае, связанном с производством,поформе Н-1.

Эту форму вы найдете в приложении 4 к Порядку проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденному постановлением КМУ от 30.

11.2011 г. № 1232.

Хотите знать, на основании каких документов страховщик выплачивает страховую сумму застрахованному лицу (его семье или наследникам)? Ответ на этот вопрос — на рисунке на с. 37.

А если субъект хозяйствования, который имеет транспортные средства, не относится к категории транспортных предприятий? Тогда личное страхование от несчастных случаев на транспорте его водителей будет добровольным.

А как обстоят дела с налогообложением страховых платежей по договорам личного страхования от несчастных случаев на транспорте? Рассказываем.

У работника — застрахованного лица

НДФЛ и ВС. Повторим: личное страхование водителей (работников) от несчастных случаев на транспорте является обязательным видом страхования лишь для транспортных предприятий ( п. 6 ст. 7 Закона о страховании).

Суммы страховых платежей, перечисленные предприятием за своих работников по договорам обязательного страхования, не включают в налогооблагаемый доход таких работников на основании п.п. 165.1.5 НКУ.

Также не нужно с них удерживать ВС (см. пп. 1.2 и 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Таким образом,

суммы страховых взносов по договорам личного обязательного страхования от несчастных случаев на транспорте не являются объектом обложения НДФЛ и ВС

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Тем не менее такие суммы работодатель отражает в Налоговом расчете по форме № 1ДФ (в разделе I с признаком дохода «132»).

Однако знайте: если водитель работает у вас на основании договора гражданско-правового характера, то вся сумма страховых взносов по такому виду страхования будет его налогооблагаемым доходом в виде допблага. Ведь в этом случае страхование превращается из обязательного в добровольное. А раз так, то от обложения этих сумм НДФЛ и ВС вам не уйти.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ страховые платежи — допблаго отражайте с признаком дохода «126».

Теперь поговорим о водителях нетранспортных предприятий. Для них такое страхование считается добровольным. Поэтому вся сумма страховых платежей по страхованию от несчастных случаев на транспорте будет для них налогооблагаемым доходом в виде зарплаты (см. п.п. 2.3.4 Инструкции № 5). А значит, тут «светят» НДФЛ и ВС.

Такие добровольные платежи показывайте в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «101».

А еще имейте в виду: в базу налогообложения сумма облагаемых страховых платежей должна попасть увеличенной на «натуральный» НДФЛ-коэффициент.

ЕСВ. Страховые взносы, которые работодатель уплачивает по договорам обязательного страхования, не указаны в Инструкции № 5 в числе выплат, входящих в фонд оплаты труда. То есть эти выплаты не имеют никакого отношения к заработной плате, поэтому ЕСВ с них не взимают.

А если страхование от несчастных случаев — добровольное? Тогда помните вот о чем. Если работодатель застраховал:

— работника предприятия, то сумма страхового платежа войдет в базу начисления ЕСВ в составе зарплаты ( п.п. 2.3.4 Инструкции № 5). А значит, придется начислить на нее ЕСВ. О порядке начисления ЕСВ на доходы, выплачиваемые в натуральной форме, читайте на с. 31;

— лицо, которое выполняет работы по гражданско-правовому договору, то сумма такого платежа не попадет в базу начисления ЕСВ. Почему? Все просто: эта выплата осуществлена не в рамках трудовых отношений и не является вознаграждением за выполненные работы (предоставленные услуги).

У предприятия-страхователя

Налоговоприбыльный учет. Вы, конечно, уже выучили назубок, что объектом обложения налогом на прибыль является финансовый результат, исчисленный по бухгалтерским правилам. Так распорядился п.п. 134.1.1 НКУ.

В бухучете же суммы страховых взносов по договорам страхования предприятие включает в свои расходы ( П(С)БУ 16). При этом транспортные предприятия отражают такие суммы в составе общепроизводственных расходов на счете 91 ( п. 15.7 П(С)БУ 16).

Внимание! Если страховые платежи вы платите раз в квартал или в год, относите их на расходы не сразу одним махом, а частями в расходы соответствующих периодов (месяцев действия договора страхования).

Предварительно такие суммы отражайте на счете 39 «Расходы будущих периодов». А уже в дальнейшем в каждом месяце действия договора страхования суммы со счета 39 списывайте в расходы отчетного периода.

НДС. Операции по страхованию жизни и здоровья работников за счет средств работодателя не являются объектом обложения НДС. Так утверждает п.п. 196.1.3 НКУ.

Теперь — самое время для примера.

Пример. Транспортное предприятие в сентябре 2016 года заключило на 1 год договор личного страхования от несчастных случаев на транспорте водителя Мирошниченко В. П. (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов — физлица — 2363874935). Водитель непосредственно занят на транспортных перевозках.

Сумма страхового платежа в размере 360 грн. уплачена единоразово за весь год. Ежемесячно на расходы отчетного периода предприятие будет списывать часть страхового платежа в сумме 30 грн. (360 грн. : 12 мес.).

В своем учете данные операции предприятие отражает так:

Учет страховых платежей по договору обязательного страхования

№ п/п Содержание хозяйственной операции Бухгалтерский учет Сумма, грн.
Дт Кт
1 Перечислен страховой компании страховой взнос по договору страхования 654 311 360
2 Получен от страховой компании страховой полис 39 654 360
3 Списана на расходы отчетного периода (ежемесячно) сумма страхового платежа (1/12 часть) 91 39 30
4 Отнесены на финансовый результат затраты, связанные с договором страхования 791 91 30

Ну вот, друзья, мы с вами и разобрались в нюансах личного страхования от несчастных случаев на транспорте. Желаем всем водителям ни гвоздя, ни жезла! ☺

выводы

  • Обязательному личному страхованию на транспорте подлежат работники предприятий, непосредственно занятые на транспортных перевозках.
  • Застрахованными считаются водители только на время обслуживания поездки.
  • Страховые платежи, перечисленные предприятием за своих работников по договорам обязательного страхования, не включаются в налогооблагаемый доход таких работников.

Источник: https://i.Factor.ua/journals/nibu/2016/september/issue-74/article-21355.html

Травма во время командировки

Все работники предприятия, с которыми заключен трудовой договор, согласно действующему законодательству являются застрахованными лицами, поэтому травма во время командировки считается производственной, если была получена в процессе осуществления действий в пользу работодателя. В данном случае имеет значение не место, где произошел несчастный случай, а обстоятельства происшествия.

Такой порядок определения производственной травмы закреплен в ст.

227 ТК РФ, в которой указано, что она может быть получена как непосредственно на предприятии, где работает сотрудник, так и за его пределами.

При этом в норме также указано, что несчастный случай, произошедший по дороге на работу (в том числе к пункту назначения в командировке) также может быть отнесен к производственной травме.

Фактически трудящийся, находящийся в служебной поездке, осуществляет деятельность в пользу работодателя, что расценивается как выполнение должностных обязанностей.

Не смотря на то, что в законодательстве нет прямого указания травм, полученных в командировке, как производственных, но косвенная отсылка присутствует. В ст.

227 ТК РФ среди прочего отмечено и осуществление иных правомерных действий, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия и проф. отношениями с руководством.

Поэтому при классификации травм следует учитывать то, при каких обстоятельствах они были получены, в чьих интересах в тот момент действовал трудящийся.

Если несчастный случай произошел, когда служащий выполнял действия с целью реализации поставленных перед ним командировочных задач, то полученные при этом травмы определяются как производственные.

В противном случае они квалифицируются как бытовые.

ЧС должны расследоваться в установленном законом порядке. Однако процедура может существенно отличаться в зависимости от обстоятельств происшествия. Если травма сотрудником была получена в процессе поездки, в том числе до места командирования или при возвращении, то комиссия будет организоваться работодателем согласно ст.229 ТК РФ.

Несчастный случай, произошедший на предприятии, где работник временно трудился или выполнял поставленные перед ним командировочные задачи, должен расследоваться руководством предприятия-контрагента. На него возложены обязанности по созданию комиссии и проведению необходимых действий для фиксации производственной травмы.

Результаты проверки оформляются в установленном порядке и копии всех документов направляются работодателю пострадавшего командировочного работника. Кроме того, принимающая сторона обязана уведомить о произошедшем несчастном случае страховую службу и Трудовую инспекцию. В ряде случаев также документы направляются в прокуратуру.

На практике может случиться ситуация, когда трудящийся направляется для выполнения определенных задач, но действует при этом самостоятельно.

То есть на время командировки он не «прикрепляется» к иному предприятию, а производит необходимые действия, представляя исключительно интересы своего работодателя.

К примеру, сотрудник фирмы направляется в служебную поездку для подписания договора или оформления иных документов.

В данном случае обязанность проведения расследования возлагается на его работодателя. При этом в состав комиссии зачастую включаются лица, отвечающие за место, где произошел несчастный случай.

Отдельно необходимо рассмотреть заграничные командировки.

Если со страной, в которую был направлен сотрудник, подписано соответствующее соглашение (к примеру, Абхазия, Казахстан, Беларусь), то руководитель принимающей организации обязан провести расследование вне зависимости от обстоятельств ЧС. В других странах проведение проверки может отличаться, а в некоторых случаях для признания травмы производственной может потребоваться решение суда.

Травма в командировке — производственная или бытовая?

При получении сотрудником предприятия травмы повлекшей за собой временную нетрудоспособность, работодатель согласно ст.

183 ТК РФ обязан выплатить работнику пособие в порядке, установленном действующим законодательством.

При этом величина выплат рассчитывается согласно правилам, установленным в Положении №13-6 «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» от 12.11.84г.

Источник: https://Vse-o-Trude.ru/travma-vo-vremya-komandirovki/

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством — это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

https://www.youtube.com/watch?v=QOLY50MxtlE

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае — он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

В командировке работник попал в дтп. какие выплаты следует произвести?

Из письма в редакцию:

«Наша организация находится в районном центре. По приказу нанимателя работник был командирован в вышестоящую организацию, расположенную в г. Минске.

По вине водителя маршрутного такси, в котором он направлялся к месту командирования в течение рабочего времени, произошло ДТП.

В результате командированный работник получил телесные повреждения, обусловившие его временную нетрудоспособность сроком на 2 недели.

Следует ли данную ситуацию считать несчастным случаем на производстве?

Имеет ли право работник на выплату пособия за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве?

С уважением, Мария».

Необходимо определить, является ли ситуация страховым случаем

Сначала давайте разберемся, является ли ситуация, изложенная в письме, страховым случаем с точки зрения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок и условия проведения обязательного страхования урегулированы гл. 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение).

Положением определен перечень граждан, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Справочно: обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан:

– выполняющих работу на основании трудового договора (контракта), а также судей, за исключением судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда;

– работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя;

– выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

– являющихся учащимися, студентами учреждений образования всех видов, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами и привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);

– содержащихся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ (п. 243 Положения).

Отношения между работником и нанимателем являются трудовыми и предполагают наличие заключенного между ними трудового договора (контракта). Следовательно, в рассматриваемом случае работник является застрахованным лицом.

Страховой случай – это факт повреждения здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденный в установленном законодательством порядке и влекущий возникновение обязательства страховщика осуществить страховые выплаты.

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого работник при исполнении своих трудовых обязанностей на территории организации или в ином месте, где он находился в связи с поручением нанимателя, получил телесные повреждения (травмы), повлекшие утрату трудоспособности не менее 1 дня (п. 242 Положения).

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса РБ).

В ситуации, изложенной в Вашем письме, телесные повреждения получены работником в рабочее время при исполнении им трудовых обязанностей в месте, где он находился по распоряжению нанимателя, и повлекли временную утрату трудоспособности. Все условия признания такой ситуации страховым случаем с точки зрения обязательного страхования от несчастных случаев соблюдены.

Что нужно делать, если произошел несчастный случай на производстве?

При наступлении страхового случая наниматель обязан:

1) в порядке, определенном законодательством, расследовать несчастный случай на производстве;

2) в течение 3 рабочих дней сообщить о нем страховщику (п. 298 Положения).

При проведении проверки необходимо руководствоваться Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).

Расследование несчастного случая на производстве проводит уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя с участием представителя профсоюза, специалиста по охране труда, страховщика. Срок проведения разбирательства – не более 3 рабочих дней. Результаты проверки оформляют актом формы Н-1 «Акт о несчастном случае на производстве».

Справочно: в соответствии с подп. 3.10 п. 3 Правил расследуют несчастные случаи, происшедшиес работниками при следовании к месту служебной командировки и обратно:

– на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);

– транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;

– личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем;

– ином транспорте (при следовании от населенного пункта – местонахождения постоянного места работы к населенному пункту – месту служебной командировки и обратно);

– транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортных средств до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленные в абз. 2–5 настоящего подпункта.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работник имеет полное право на получение пособия по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок назначения и выплаты пособия определен пп. 268, 269 Положения и носит общий для всех застрахованных лиц и разновидностей страховых случаев характер. Пособие выплачивают в размере 100 % среднего заработка.

При расчете пособия нужно руководствоваться нормами Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290. Основанием для назначения пособия являются больничный лист и акт формы Н-1.

Начисление пособия в бухгалтерском учете следует отразить корреспонденцией:

Д-т 76 – К-т 70.

Сумму выплаченного пособия засчитывают в счет уплаты страховых взносов и подтверждают документами при представлении страховщику статистической отчетности формы 4-страхование (Белгосстрах). Перечень необходимых документов Вы найдете в Указаниях по заполнению вышеназванной формы.
 

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/v-komandirovke-rabotnik-popal-v-dtp-kaki_0000000

Страхование командированных сотрудников

Работодатель обязан возместить работнику все расходы, связанные с командировкой. Согласно статье 167 Трудового кодекса (ТК) помимо возмещения командировочных расходов работодатель обязан сохранять за командированным лицом место работы (должность) и средний заработок. 

При этом сумма среднего заработка, начисленного сотруднику за период командирования, включается в расходы на оплату труда работника и, соответственно, не признается командировочными расходами.

Состав возмещаемых расходов

Согласно статье 168 ТК к расходам, которые могут возмещаться работодателем в качестве командировочных относятся:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Состав возмещаемых командировочных расходов является открытым, следовательно, работодатель может возмещать своим командированным сотрудникам и иные расходы, связанные с командировками.

Чтобы возместить своему работнику страховые расходы, связанные с командировкой, организация должна иметь соответствующее документальное подтверждение.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 05.01.2004 №1 при направлении работника в командировку оформляются следующие унифицированные формы кадровой документации:

  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (по формам №№ Т-9 и Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма №Т-10);
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма №Т-10а).

Постановление Правительства РФ №749 прямо говорит о том, что страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте включаются в расходы по оплате проезда командированного лица. Следовательно, сумма страховки, уплаченная работником при покупке билета, подлежит обязательному возмещению работнику.

Налогообложение данных сумм зависит от того, какое страхование имеет место — добровольное или обязательное.

Гражданско-правовые основы страхования регулируются главой 48 «Страхование» ГК и Законом Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон №4015-1). Согласно п.

1 статьи 2 Закона №4015-1 страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховые отношения между страхователем (физическим или юридическим лицом) и страховщиком (страховой компанией) строятся на основании договоров имущественного или личного страхования. Причем договор личного страхования является публичным договором, регулируемым, как известно, нормами статьи 426 ГК.

Страхование может быть добровольным и обязательным. Сказанное касается как имущественного, так и личного страхования, в том числе личного страхования пассажиров.

Обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта на время поездки (полета) введено Указом Президента РФ от 07.07.1992 №750 (Указ №750).

При этом оно не распространяется на пассажиров:

  • всех видов транспорта международных сообщений;
  • железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;
  • морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;
  • автомобильного транспорта на городских маршрутах.

Применяемые в настоящее время размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров утверждены Приказом Минфина России от 16.01.

1998 №2н «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта».

Причем сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Пунктами 12 и 22 Постановления Правительства РФ №749 определено, что страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте включаются в состав расходов командированного работника на проезд к месту командировки и обратно. Следовательно, организация вправе учесть такие расходы для целей налогообложения прибыли.

Согласно главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса (НК) командировочные расходы, отвечающие критериям статьи 252 НК, учитываются налогоплательщиком на основании пп. 12 п. 1 статьи 264 НК в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Речь идет об обязательной страховке, это касается только проезда по РФ, т.е. когда стоимость страхового взноса включена перевозчиком в стоимость проездного документа.

Если командированный сотрудник выезжает за рубеж, то на него как на пассажира всех видов транспорта международных сообщений действие Указа Президента №750 не распространяется, поэтому в данном случае имеет место добровольное страхование от несчастных случаев на транспорте, при котором стоимость страхового взноса оформляется отдельным полисом.

Поскольку в статье 263 НК такой вид страхования не указан, по мнению Минфина России, такие расходы не могут учитываться при налогообложении прибыли.

В Письме Минфина России от 04.05.2005 №03-03-01-04/2/71 указано, что сумма обязательной страховки, уплачиваемая командированным лицом при покупке билета, представляет собой компенсационную выплату, не облагаемую НДФЛ на основании п. 3 статьи 217 НК.

Добровольное медицинское страхование

Теперь что касается добровольного медицинского страхования. Если сотрудник организации выезжает за границу, то обычно условием въезда на территорию иностранного государства может стать наличие обязательной медицинской страховки командированного лица. В противном случае организация не сможет оформить и получить визу для своего работника.

Обязательную медицинскую страховку, оформляемую при командировке, то организация может учесть ее стоимость в составе командировочных расходов.

Если организация, направляя работника за рубеж, заключает договор добровольного медицинского страхования, то учесть такие расходы для целей налогообложения она сможет только при условии, что командировка длится более года.

Согласно п. 6 статьи 270 НК в налоговую базу не включаются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255, 263 и 291 НК.

Пунктом 16 статьи 255 НК определено, что в составе расходов на оплату труда налогоплательщиком учитываются в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской РФ.

Что касается добровольного медицинского страхования, то такие расходы учитываются в составе расходов на оплату труда только по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

www.subschet.ru

Источник: https://lawedication.com/blog/2011/08/18/straxovanie-komandirovannyx-sotrudnikov-2/

Несчастный случай по пути в командировку. Расходы возместит ФСС

Если работник учреждения, который был направлен в командировку, попал в аварию, учреждение может оплатить медуслуги за счет средств соцстраха.

Подтверждает это постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 марта 2012 г. № А45-13076/2011

Суть спора

Работник учреждения был направлен в командировку. Однако по дороге он попал в ДТП.

Так как специалист получил травму, был составлен акт о несчастном случае на производстве и получено медзаключение (впоследствии медико-социальная экспертиза признала, что степень утраты профессиональной трудоспособности у работника – 80%).

Организация обратилась в ФСС России с заявлением о возмещении затрат на лечение работника, пострадавшего от несчастного случая на производстве, в размере 170 905 руб. Однако фонд отказал в выплате, поэтому организация обратилась в суд.

Решение суда

Арбитры заняли сторону работодателя. И вот подробности данного дела.

Страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет обязанность страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Такая норма закреплена в статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При этом несчастный случай – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы (возвращения с нее).

В данном случае организация зарегистрирована в качестве страхователя и надлежащим образом уплачивает страховые взносы.

Обеспечение по страхованию осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая (подп. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Отметим, что дополнительные расходы оплачиваются страховщиком, если учреждение медико-социальной экспертизы установит, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода.

Условия, размер и порядок оплаты расходов определяет Правительство РФ (п. 2 ст. 8 Закона № 125-ФЗ)

Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286, и Законом № 125-ФЗ предусмотрено, что оплата расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая производится страховщиком.

А основными функциями ФСС России являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление страховых выплат (Федеральный закон от 16 июля 1999 г.

№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101).

Таким образом, вывод суда был следующим: фонд обязан возместить организации-страхователю произведенные расходы.

Важно запомнить

Если медико-социальная экспертиза установит, что застрахованный нуждается в дополнительном обеспечении или уходе согласно программе реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве, учреждение (как работодатель) обязано оплатить работнику эти расходы. Оно в свою очередь может возместить затраты из фонда.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3005-neschastnyy-sluchay-po-puti-v-komandirovku-rashody-vozmestit-fss

Производственная травма в командировке

Согласно российскому законодательству, работники, исполняющие обязанности согласно трудовому договору, являются застрахованными в обязательном порядке. Страховым случаям в данном контексте является несчастный случай на производстве (производственная травма) а также профессиональная болезнь (заболевание).

Статья 227 ТК РФ указывает, что работник может получить производственную травму как на рабочем месте (на предприятии), так и за его пределами. К числу прочего, работник исполняет свои производственные обязанности при нахождении в командировке, соответственно, несчастные случаи в командировке могут являться производственной травмой.

https://www.youtube.com/watch?v=FFU5tJ4EtDY

Вышеуказанная норма по этому поводу говорит, что производственной является травма, если работник следовал к месту рабочей командировки либо обратно. Относительно непосредственного пребывания в командировке, то Закон косвенно указал данный пункт. Он назвал его осуществлением прочих правомерных действий, обусловленных профессиональными отношениями с работодателем.

Номинально рабочий день откомандированного работника не отличается от режима рабочего дня на производстве, однако фактически сотрудник может исполнять возложенные обязанности и в иное время, например, при подготовке соответствующих документов

Таким образом, при классификации полученной травмы как производственной, необходимо определить, в чьих интересах действовал сотрудник на момент несчастного случая — в интересах работодателя (по прямому предназначению в командировке) либо в своих.

Расследование несчастного случая

Несчастный случай на производстве в командировке может расследоваться по-разному в зависимости от конкретного случая.

Травма в пути в командировку

Если работник получил производственную травму во время следования в командировку (либо обратно), комиссия организовывается действующим работодателем согласно статье 229 ТК РФ.

Травма работника, действующего самостоятельно согласно полученным указаниям работодателя

Если работник не откомандирован к определённой организации, а действует самостоятельно (например, юрист компании был уполномочен подписать контракт с другой стороной, при этом представляет интересы только своего работодателя), в этом случае комиссию для расследования производственной травмы обязан организовать работодатель работника. В состав комиссии могут быть включены лица, владеющие территорией, на которой произошло происшествие.

Отдельным вопросом стоит производственная травма в заграничной командировке, если она произошла в следующих странах:

  • Армения
  • Кыргызстан
  • Азербайджан
  • Украина
  • Узбекистан
  • Молдова
  • Таджикистан
  • Беларусь
  • Казахстан

В этом случае принимающая сторона, где случилась травма, всегда обязана составить акт о несчастном случае независимо от обстоятельств. Это правило действует и наоборот, то есть если на территорию Российской Федерации откомандировано лицо из вышеуказанного списка стран.

Травма работника, откомандированного к определённой организации

Если работник находится в командировке и прикреплён к принимающей организации, то организация комиссии для расследования инцидента — обязанность данной организации.

Кроме этого, если произошла производственная травма в командировке, принимающая сторона обязана:

  • уведомить соответствующую страховую службу;
  • составить соответствующий акт о произошедшем несчастном случае;
  • направить уведомление первичному работодателю пострадавшего, если производственная травма повлекла тяжелые последствия, смертельный исход либо произошла с несколькими работниками.

Источник: https://www.trkodeks.ru/article_proizvodstvennaya-travma/Proizvodstvennye-travmy/Proizvodstvennaya-travma-v-komandirovke/

Что делать, если работник получил травму на работе

Случаи, когда при выполнении работы сотрудники получают травмы, нередки. Что должен предпринять работодатель, если произошел несчастный случай? Какие документы следует оформить? Какие выплаты положены пострадавшим? Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Действующим законодательством установлена обязанность работодателей перечислять в ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Данные взносы — своего рода гарантия возмещения вреда работникам, если они повредили здоровье и утратили трудоспособность вследствие несчастного случая на работе.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.

98 N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ) несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник погиб или получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя.

При этом где произошло данное событие — на территории работодателя или за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте работодателя, значения не имеет.

Далее рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций и выясним, все ли полученные травмы могут быть квалифицированы как несчастный случай.

Ситуация первая. Работник получил травму по дороге на работу или с работы. В этом случае травма будет признана производственной, если работник следовал на работу (с нее) на транспорте работодателя либо личном автотранспорте, правда, при соблюдении нескольких условий.

Первое — работник использовал личный автомобиль по распоряжению работодателя или в служебных целях, что закреплено в трудовом договоре и соответствующем приказе. Второе — в бухгалтерии есть заверенная копия техпаспорта автомобиля. Третье — ведется учет служебных разъездов сотрудника на личном автомобиле.

В иных случаях, в том числе при следовании на работу общественным транспортом, полученная травма признается бытовой.

Ситуация вторая. Работник получил травму во время командировки или служебной поездки. В этом случае травма признается производственной независимо от того, как он перемещался (на транспорте или пешком). Главное, чтобы имелись в наличии документы, подтверждающие, что работа сотрудника имеет разъездной характер либо связана с командировками.

Ситуация третья. Работник получил травму во время обеденного перерыва.

В данном случае травма может быть признана производственной, если выполняется следующее условие: время обеденного перерыва и его продолжительность установлена правилами внутреннего трудового распорядка или соглашением между работником и работодателем. Учитывая данное условие, получается, что если работник обедал в неустановленное время, то полученная во время обеда травма не будет производственной.

Примечание. Об этом — статья 108 ТК РФ.

Ситуация четвертая. Работник получил травму во время корпоратива. В данном случае любая травма будет считаться бытовой, поскольку получена вне рабочего времени и не при исполнении трудовых обязанностей. Это следует из положений статьи 227 ТК РФ.

Что делать, если произошел несчастный случай

Источник: https://prom-nadzor.ru/content/chto-delat-esli-rabotnik-poluchil-travmu-na-rabote

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]