Минфин напомнил правила учета процентов по сделкам между взаимозависимыми лицами — все о налогах

Департамент общего аудита о ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами

19.09.2012

Ответ

С 1 января 2012 года вступил в силу раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ, нормы которого следует применять по вопросу ценообразования, начиная с 2012 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.

3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Пунктом 2 статьи 105.

3 НК РФ установлено, что определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Следовательно, для целей налогообложения может быть применена цена, отличная от цены, примененной сторонами сделки, только в том случае, если сторонами такой сделки являются взаимозависимые лица.

Пунктом 2 статьи 105.

1 НК РФ предусмотрен перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми в целях применения норм главы V.1 НК РФ.

Так, применительно к юридическим лицам взаимозависимыми признаются, в частности:

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.

Как следует из вопроса, ЗАО «Эхо» владеет акциями в ЗАО «Море» в размере 50%  доли УК, а также ЗАО «Эхо» владеет  долей в размере 100 % в УК ООО «Флора».

Таким образом, по нашему мнению, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ ЗАО «Море» и ООО «Флора» признаются в целях налогового контроля взаимозависимыми организациями.

Отметим, что ФНС РФ проводит проверку полноты исчисления и уплаты налога только в отношении контролируемых сделок (статья 105.17 НК РФ).

Понятие контролируемой сделки приведено в статье 105.14 НК РФ.

Анализ данной статьи позволяет сделать вывод о том, что применительно к рассматриваемой нами ситуации[1] сделки между взаимозависимыми российскими лицами являются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ):

— за 2012 год — 3 млрд. рублей;

— за 2013 год — 2 млрд. рублей

— за 2014 год и прочие календарные года – 1 млрд. рублей.

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament_obshchego_audita_o_tsenoobrazovanii_po_sdelkam_mezhdu_vzaimozavisimymi_litsami.html?print=yes

Учет процентов по кредитам и займам в налоговом учете

В главе 25 НК РФ есть определение долговых обязательств – это кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления. Поговорим об особенностях учета процентов по кредитам и займам в налоговом учете.

Используйте пошаговые руководства:

О чем эта статья:

  • Как рассчитываются проценты по долговым обязательствам.
  • Учет процентов по кредитам и займам.
  • Судебная практика.
  • Особенности учета процентов при возникновении контролируемой задолженности.

Расчет процентов по долговым обязательствам

В соответствии со статьей 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки.

Проценты рассчитываются по следующей формуле:

Скачайте полезные документы:

Отчет о кредитах и займах компании

Кредитная политика компании

Проценты, полученные по договорам займа, кредита, другим долговым обязательствам, признаются внереализационными доходами (расходами) налогоплательщиками (п. 6 ст. 250, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ НК РФ).

При отнесении процентов по долговым обязательствам необходимо руководствоваться положениями статьи 252 НК РФ, в соответствии с которой все расходы организации должны быть связаны с ее деятельностью и направлены на получение дохода.

Этот вопрос достаточно часто рассматривается налоговыми органами при проведении проверок. А поскольку официальная позиция Минфина РФ также достаточно неоднозначная, то это создает прецеденты для налоговых споров.

Судебная практика

Существующая судебная практика, касающаяся налогового учета процентов по кредитам и займам достаточна обширна и разнообразна.

Например, спорным моментом является признание процентов по займу, направленному на выплату дивидендов.

Если компания учтет данные проценты в расходах при исчислении налога на прибыль, то можно будет руководствоваться позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 3690/13 по делу № А40-41244/12-99-222.

При этом, основным доводом налогоплательщика будет то, что выплата дивидендов, является деятельностью, направленной на получение дохода.

При дословном прочтении положений, содержащихся в статьях 265 и 269 НК РФ,  нет каких-либо ограничений в отношении учета в расходах процентов по долговым обязательствам, связанным с выплатой дивидендов.

Однако есть и противоположное мнение – проценты по кредиту (займу), направленному на выплату дивидендов, нельзя учесть в расходах. В данном случае финансовое ведомство изложило свою позицию в письмах:

Источник: https://fd.ru/articles/158743-uchet-protsentov-po-kreditam-i-zaymam

Контролируемые сделки

1

2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.

Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ.

Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций.

Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

2

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
  2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
  6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
    или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.
Читайте также:  Коды бюджетной классификации для декларации 3-ндфл - все о налогах

Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

3

Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.

Вот эти случаи:

  1. Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
  2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям: – данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ; – данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России; – данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ; – данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;

    – отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ;

  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  5. В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”.

4

Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

Более 1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Более 100 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.

Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

5

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

6

Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган.

Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года.

Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:

  1. раздела 1А;
  2. раздела 1Б;
  3. раздела 2;
  4. раздела 3.

Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.

7

С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.

Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:

  1. По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  2. По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.

8

В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок.

Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.

2012 № ММВ-7-13/524 @.

Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1

Код основания отнесения сделки к контролируемой

Код Наименование
121 Сделка между взаимозависимыми лицами
122 Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105 14 НК РФ)
123 Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 14НК РФ)
124 Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 10514 НК РФ)
131 Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 105 14НК РФ Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»)
132 Хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является налогоплательщиком налога НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105 14НК РФ)

9

В соответствии со ст. 105.17 НК РФ правильность применения цен для целей налогообложения контролируют сотрудники ФНС в ходе так называемых специальных проверок.

Специальные проверки могут проводиться на основании:

  1. уведомлений о контролируемых сделках, направленные организациями и ФЛ в налоговые инспекции;
  2. извещений налоговых инспекций, проводящих выездные и камеральные проверки, налоговый мониторинг;
  3. при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС РФ повторных выездных налоговых проверок.
Читайте также:  Приказ о повышении заработной платы - образец - все о налогах

Если организация совершает контролируемые сделки, то у нее может быть проведена специальная проверка представителями ФНС РФ.

Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, должны составить Акт проверки, подписать налогоплательщиком и вручить. Далее порядок реализации материалов проверки тот же, что и при проведении выездных налоговых проверок. Возражение налогоплательщика, рассмотрение материалов, принятие решения по результатам проверки.

Сервисы для ИП, ООО и бухгалтеров

Проверка контрагентов онлайн

Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса

Регистрация ИП и ООО. Подготовка документов

Нашли ошибку в статье, или хотите дополнить свежей информацией?
Напишите нам, мы обязательно поправим

Источник: https://nalogovaya.ru/article/nalogooblozhenie/kontroliruemye-sdelki

Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами

В вопросах налогообложения всегда учитываются доходы, получаемые взаимозависимыми лицами на выгодных условиях.

Содержание

Если в сделке участвуют взаимозависимые компании, а сделка признается сопоставимой со сделкой, которая могла бы быть между обычными компаниями, которые не имеют взаимной зависимости друг от друга, то доходы от сделки так же учитываются для налогообложения.

Налоговым органам необходимо контролировать вопросы цены сделки лиц, которые являются взаимно зависимыми друг для друга, как если бы эта сделка была проведена между обычными компаниями или лицами, поскольку в результате таких сделок, как правило, имеет место доначисление несоответствующих рыночным ценам сумм. Именно они учитываются в вопросах налогообложения, а как результат – и пополнение государственного бюджета после таких сделок.

Коммерческие условия в выгодных сделках представляют собой такие условия, в результате которых взаимно зависимые друг от друга в вопросах капитала или экономической деятельности компании или лица, образуется выгода для обеих сторон сделки. Но при этом условия считаются сопоставимыми тем, которые могут возникнуть при сделке между лицами или компаниями, которые друг другу взаимозависимыми не являются.

Существует и другое условие – если сумма убытка компании или лица в результате сделки увеличивается. При этом если одним из плательщиков-участников сделки применяется  норма корректирующей симметрии, то условия, согласно которым осуществлялась сделка, не учитываются.

Учет для целей налогообложения доходов

Федеральные органы исполнительной власти производят определение полученных доходов (в том числе выручки и прибыли), которые образовались в результате сделки между взаимно зависимых друг другу компаний или лиц, при условии, что эти доходы не были получены.

Условием для учета является неполучение доходов в результате отличия коммерческих условий сделки от аналогичной, проводимой между компаниями или лицами, которые не признаются, как взаимно зависимые друг другу.

Налоговые органы (следует понимать, как федеральные исполнительные органы власти) проводят сравнительный анализ, изучая все условия сделок.

Сделки между лицами, признаваемыми взаимозависимыми, всегда отличаются наличием особых условий, в результате которых происходит, как правило, увеличение дохода одной организации или компании за счет другой.

Налоговые органы тщательно изучают и берут на контроль такие сделки для применения норм налогообложения, а сделки получаются статус контролируемых.

При этом существуют еще и понятия анализируемой сделки и сопоставимой сделки, где анализируемой признается та, которая где сравнивают условия рыночной сделки и сделки между взаимозависимыми компаниями.

Сопоставимой является уже конкретная сделка, которая сравнивается с анализируемой на предмет соответствия рыночным условиям и тем, которые осуществляются при заключении сделки между компаниями или лицами, признанными друг другу взаимно зависимыми.

Налоговая база

Налоговая база для расчета налога, применяемого к компании, определяется с учетом цены сделки, при этом эта цена признается рыночной. Признание цены на соответствие рыночной цене производится или налоговыми органами, или корректируется изначальная цена плательщиком-стороной сделки до показателя рыночной.

Например, две взаимозависимые компании заключают сделку, условия которой не значительно отличаются от рыночных, а затем самостоятельно корректируют полученный доход до рыночного.

В этом случае для налогообложения базой будет являться уже конечный доход и прибыль, с учетом корректировки или с учетом признания налоговых органов дохода сопоставимым с доходом от обычной рыночной сделки.

Полнота исчисления и уплаты отдельных налогов

В налоговом законодательстве в вопросах налогообложения сделок, которые осуществляются между компаниями или лицами, признанными по одному из обстоятельств взаимно зависимыми друг другу, учитывается и полнота исчисления этими компаниями или лицами налогов и сборов.

В случаях если участники сделки уменьшают сумму полученного дохода или же стараются увеличить сумму понесенного от сделки убытка, налоговые органы вправе провести корректировку до рыночных показателей самостоятельно.

Существует ряд налогов, которые компании или лица, признанные взаимно зависимыми друг для друга, обязаны уплачивать в полной мере:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • на прибыль компании или организации.

При этом налог на добавленную стоимость (НДС) подлежит учету в вопросах полноты исчисления и уплаты только в том случае, если одной из сторон сделки является индивидуальный предприниматель или компания, которые освобождены от уплаты такого налога или не являются плательщиками такого налога по иным основаниям.

Налог на добычу полезных ископаемых учитывается и подлежит контролю в вопросах полноты уплаты и исчисления тогда, когда предметом сделки является какое-либо ископаемое, а хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком такого налога по законным основаниям.

Вопросы корректировки

Плательщик-сторона сделки может произвести самостоятельную корректировку полученного дохода до рыночного показателя в том случае, если в результате сделки уменьшается сумма для налогообложения или же увеличивается сумма убытка. При этом законодательством установлен срок на корректирующие действия с его стороны – один календарный год, с учетом налоговых периодов каждого из занижаемых налогов.

При этом свои действия плательщик-сторона сделки отображает в налоговой декларации, в специальной ее части с указанием всех пояснений и обстоятельств. Задачей налогового органа в дальнейшем будет произведение анализа декларации и действий стороны сделки на предмет законности и соответствия действующим  нормам.

Законом установлено, что корректирующие действия могут быть осуществлены следующими путями:

  • физические лица могут провести корректировку тогда, когда подают налоговую декларацию по НДФЛ, при этом выполняют эту корректировку самостоятельно с учетом действующих норм;
  • организации могут провести корректировку тогда, когда подает налоговый отчет об уплате налогов на доходы компании, или если такими плательщиками компании не являются в аналогичный период, с учетом действующих норм законодательства.

То есть если компания не является плательщиком по налогу на прибыль, то корректировку и отчет по ней предоставляется в налоговый орган в те же сроки, что и декларации компаний, являющихся плательщиками налога на прибыль.

В случаях, когда речь идет о корректировке с учетом налога на полезное ископаемое, то корректировка производится при подаче уточненной декларации в каждый налоговый период, где имело место отклонение от нормы рыночных цен, а также одновременно с декларацией о доходах, будь то физическое лицо и его доходы, или компания.

При исчислении авансовых платежей (следует понимать, как платежи по вмененным законом налогов, а не каких-либо других платежей) на момент окончания налогового периода, равного одному календарному году, плательщик-сторона сделки может использовать реально полученные в результате сделки суммы, не корректируя их и не учитывая возможную корректировку, а также отклонение от норм рыночных сделок.

Если же сделку проводили по биржевым условиям, то суммы в корректировке нуждаться не будут, согласно законодательству, такие суммы приравниваются по статусу к рыночным, при условии, что сделка проходила в рамках действия российского законодательства или законодательства иного государства. И только по биржевым условиям, а не каким-либо другим. Налогообложение в этом случае будет применяться непосредственно к реально полученным суммам.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogooblozhenii-v-sdelkah-mezhdu-vzaimozavisimymi-licami.html

Налоговый контроль за сделками между взаимозависимыми лицами

Организация занимается оптовой торговлей, ценообразование на товар установлено таким образом: крупным оптовым покупателям наценка 7%, «мелким» — от 7% до 20%. Все оптовики товар приобретают для дальнейшей перепродажи.

Читайте также:  Особенности бухгалтерского учета при вэд - все о налогах

Одним из крупных оптовиков является учредитель организации с долей 45%. С 2012 года для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС будет использовать методы, регламентированные гл. 14.3 НК РФ.

Может ли ФНС доначислить налоги организации по контролируемой сделке? Каким образом налоговая инспекция будет проводить расчет «правильной» цены?

1. С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N  227−ФЗ, которым часть 1 НК РФ дополнена положениями о налоговом контроле в  связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (раздел V.1 НК РФ).

Положения статей 20 и 40 НК РФ будут применяться исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (ч.ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.

2011 N  227−ФЗ).

Критерии взаимозависимости определены ст. 105.1 НК РФ.

Взаимозависимыми, в  частности, признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов, а также физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

Поэтому сделки между организацией и ее участником, доля которого в уставном капитале организации составляет 45 % (прямое участие), признаются для целей НК  РФ сделками между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1, п. 2 ст. 105.2 НК  РФ). Иные лица, указанные в вопросе, могут быть признаны взаимозависимыми при соблюдении критериев, установленных ст.ст. 105.1, 105.2 НК РФ.

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Контролю такие сделки не подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

В случае, если коммерческие или финансовые условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сделок, которые имели бы место в  сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и если соответствующие сделки признаются сопоставимыми (ст. 105.5 НК РФ), то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у  этого лица (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

При этом определение в целях налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 той же статьи).

Напомним, что система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (п. 1 ст. 30 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943−I «О налоговых органах Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30.09.

2004 N 506 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за  соблюдением законодательства о налогах и сборах является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Таким образом, с 1 января 2012 года цены, применяемые в сделках, могут проверяться на предмет их соответствия рыночным ценам не территориальными налоговыми органами, а исключительно ФНС в рамках специальной процедуры налогового контроля.

При осуществлении налогового контроля ФНС проверяет полноту исчисления и  уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 этой же статьи).

Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:

— при получении уведомления о КОНТРОЛИРУЕМЫХ сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);

— при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о КОНТРОЛИРУЕМЫХ сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);

— при выявлении КОНТРОЛИРУЕМОЙ сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Этот перечень является исчерпывающим, и иных оснований для проверки правильности цен, примененных в сделке между взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает.

Таким образом, цены, применяемые в сделках, могут проверяться исключительно ФНС (а не территориальными налоговыми органами) и только в отношении тех сделок между взаимозависимыми лицами, которые признаются контролируемыми (см. также п.

5 письма Департамента налоговойи таможенно-тарифнойполитики Минфина РФ от 24.02.2012 N 03−01−18/1−13). При этом сделки между взаимозависимыми лицами подлежат контролю не во всех случаях, а только при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 105.14 НК РФ (см.

также письмо Департамента налоговойи  таможенно-тарифнойполитики Минфина РФ от 24 февраля 2012 г. N 03−01−18/1−17).

Корректировка соответствующих налоговых баз и доначисление сумм налогов (при наличии на то оснований) производится только по результатам указанных проверок, проводимых ФНС в порядке, предусмотренном ст. 105.17 НК РФ. Сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не контролируются ФНС.

2. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС РФ использует методы, перечисленные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Исключением являются случаи, при которых приоритетным является метод последующей реализации (п. 3  ст. 105.7, п. 2 ст. 105.10 НК РФ):

— в случаях, если товар приобретается в рамках анализируемой сделки между взаимозависимыми лицами и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются не взаимозависимые лица;

— в случаях, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Применение иных методов, за исключением метода сопоставимых рыночных цен, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о  соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Для целей применения метода цены последующей реализации и затратного метода данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на  показатели рентабельности и интервал рентабельности (п. 8 ст. 105.7 НК РФ). При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в п.п. 4, 5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ.

Случаев, при которых обязательными к применению является затратный метод, метод сопоставимой рентабельности или метод распределения прибыли, НК РФ не устанавливает.

В силу п. 4 ст. 105.7 НК РФ, если НК РФ не предусматривает в конкретном случае приоритетного применения того или иного способа, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации не имеется обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.10 НК РФ, при которых метод цены последующей реализации является приоритетным, следует применять метод сопоставимых рыночных цен.

Однако если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, применяются иные методы, позволяющие наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

Метод сопоставимых рыночных цен применяется в соответствии со ст. 105.9 НК  РФ.

Отметим, что определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки осуществляется, в частности, с учетом количества реализуемых товаров, характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цену товаров и  других факторов, указанных в ст. 105.5 НК РФ.

Источник: «Российский налоговый курьер»

Источник: https://www.ordis.ru/stati/item/177-nalogovyiy-kontrol-za-sdelkami-mezhdu-vzaimozavisimyimi-litsami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]