Учетная политика
Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя.
В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.
Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.
Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:
- являющиеся плательщиками НДС;
- работающие на УСН Доходы минус расходы;
- плательщики сельхозналога;
- при совмещении УСН и ЕНВД.
Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию.
Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами.
Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел | |
Способ ведения учета | Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета | Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов | Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов | Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов | Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров | Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота | Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация | Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета | |
Промежуточная бухгалтерская отчетность | Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров | Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации | Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль | Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов | Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Учет основных средств | Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации испособ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
Методологический раздел для целей налогообложения | |
Источники данных для налогового учета | Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС | Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве | Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль | Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов | Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам | Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов | Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/uchetnaya-politika
Учетная политика учреждения в целях налогового учета
Практика показывает, что не все бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений уделяют внимание этому документу, а напрасно.
Налоговая политика не просто распорядительный приказ, а принятое бухгалтером решение по тому или иному вопросу налогообложения, не урегулированному законодательством или имеющему несколько вариантов решения.
Также данный документ может стать инструментом налоговой оптимизации. Но не будем спешить, а расскажем обо всем по порядку.
Что такое налоговая политика и зачем она нужна?
Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) установления доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Из этого определения нужно уяснить главное: налоговая политика – сделанный налогоплательщиком выбор. Если права выбора нет, то при исчислении налогов нужно следовать однозначным требованиям НК РФ. Если же ситуация нестандартная и налогообложение ее неоднозначно, то принятое налогоплательщиком решение придется отразить в налоговой политике.
Повторим: в налоговую политику нет необходимости переписывать нормативные акты (НК РФ).
Нужно лишь указать моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. Причем описывать нужно именно то, с чем сталкивается налогоплательщик.
Так, если говорить об автономном учреждении, то при применении общего режима оно является плательщиком следующих основных налогов: НДС, на прибыль и на имущество организаций.
Рассмотрим, что может указать бухгалтер АУ в налоговой политике по этим налогам.
Налог на имущество
Может показаться, что при расчете данного налога у плательщика есть право выбора при определении налоговой базы (п. 1, 2 ст. 375 НК РФ): рассчитывать ее исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости. На самом деле это совсем не так. В статье 375 нет словосочетания «налогоплательщик вправе», которое подразумевает выбор.
Законодатель установил, в отношении каких объектов налоговая база определяется как кадастровая стоимость (несколько видов высокодоходной недвижимости), а в отношении каких объектов – как их среднегодовая стоимость (все иные объекты недвижимости и отдельные виды движимого имущества).
Выбора у налогоплательщика нет, а указанные правила применяются независимо от того, обозначены они в налоговой политике или нет.
В главе 30 «Налог на имущество» НК РФ учетная политика упоминается, но в контексте определения налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.
Оно учитывается для «имущественного» налогообложения по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Ясно, что это «бухгалтерская» политика и нет необходимости ее переписывать в налоговом аналоге.
Лучше, если бухгалтер определит для целей «имущественного» налогообложения перечни недвижимого и движимого имущества. В Налоговом кодексе не содержится данных понятий, в связи с чем придется обратиться к другим отраслям законодательства.
В частности, классификация имущества между движимым и недвижимым содержится в гражданском законодательстве.
К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Все остальное – движимое имущество (ст. 130 ГК РФ). И именно по этому признаку нужно классифицировать объекты в качестве движимого и недвижимого имущества, а не по их регистрации (ст. 131 ГК РФ).
Задача бухгалтера – на основании обозначенных норм, а также иных разъясняющих документов (например, описания группировок ОКОФ в ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ)[1]) распределить имеющиеся в автономном учреждении нефинансовые активы между недвижимым и движимым имуществом. После чего бухгалтеру не составит труда применить к ним правила налогообложения, установленные гл. 30 НК РФ.
НДС
В расчетах с бюджетом по данному налогу возможностей для «маневра» у налогоплательщика не много – в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть несколько вопросов, отданных на откуп налогоплательщику.
Нумерация счетов-фактур.
Источник: https://www.audar-press.ru/uchetnaya-politika-uchrezhdeniya-nalogovyi-uchet
Учетная политика для целей налогового учета, Комментарий, разъяснение, статья от 01 мая 2015 года
Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала<\p>
Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)», утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н. Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.
Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ, представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.
Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ, а именно из п.1 ст.285, в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.
Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.
В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики — следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.
Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.
Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.
Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.
Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.
Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Учетная политика по налогу на прибыль
Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.
Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль.
Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.
Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.
Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.
Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.
К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства.
Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее — Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:
— по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
— по прямым статьям затрат;
— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.
В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:
— по стоимости единицы запасов (товара);
— по средней стоимости;
— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)», утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее — ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов.
Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01. Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО — по стоимости последних по времени приобретений.
В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н, данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).
Амортизация. Налоговым законодательством (п.1 ст.
259 Налогового кодекса РФ) предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую — десятую амортизационные группы.
Напомним, что в восьмую — десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.
Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным — самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован ст.259.2 Налогового кодекса РФ и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.
При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе.
Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу).
Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию.
Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.
Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.
В соответствии с п.1 ст.
259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.
За исключением восьмой — десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.
Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ
Источник: https://docs.cntd.ru/document/420279997
Налоговые регистры по НДС в 2013 году
Налоговый учет – это осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Его ведут исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (ст. 62 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Единственным законодательно установленным налоговым регистром по НДС является книга покупок.
Рассмотрим порядок заполнения книги покупок в 2013 г.
Общие положения
Книга покупок предназначена для определения суммы НДС (суммы налоговых вычетов), подлежащей зачету (возмещению), путем регистрации получаемых от поставщиков (продавцов) первичных учетных документов, применяемых при отгрузке объектов, в которых указаны ставка и сумма НДС.
Отметим, что ведение книги покупок не является обязательным для плательщиков и устанавливается учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя) (п. 6 ст. 107 НК).
Справочно: организация вправе в течение налогового периода предусмотреть в учетной политике ведение книги покупок (индивидуальный предприниматель – принять решение о ведении книги покупок). В этом случае ее ведение осуществляется до окончания соответствующего налогового периода.
Форма книги покупок и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).
Форма книги покупок приведена в приложении 19 к постановлению № 82 и содержит 7 граф.
По усмотрению плательщика такая книга может быть дополнена необходимыми плательщику графами (п.
70 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82; далее – Инструкция № 82).
Плательщик вправе вести несколько отдельных книг покупок по определенным им суммам НДС с отражением итоговых данных таких книг покупок в сводной книге покупок. При этом книга покупок может вестись автоматизированным способом.
Период отражения сумм НДС в книге покупок
Отражение в книге покупок суммы НДС, предъявленной поставщиком (продавцом), производят в том месяце, в котором выполнены условия, установленные ст. 107 НК для осуществления вычета суммы НДС, при наличии первичных учетных и расчетных документов до даты сдачи налоговой декларации (расчета) по НДС за этот отчетный месяц (за отчетный квартал, на который приходится этот месяц).
При отсутствии первичных учетных и расчетных документов до даты сдачи налоговой декларации (расчета) по НДС за этот отчетный месяц (за отчетный квартал, на который приходится этот месяц) отражение суммы НДС производят в книге покупок за тот месяц, в котором получен первичный учетный и расчетный документ (п. 68 Инструкции № 82).
Справочно: вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 6 ст. 107 НК).
Следовательно, отражение в книге покупок документа, являющегося основанием для вычета НДС, осуществляется тогда, когда наступило право на вычет и документ, являющийся основанием для такого вычета, поступил в организацию. Дата отражения объекта в бухгалтерском учете в этом случае отражается в гр. 1 книги покупок.
Пример 1
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nalogovye-registry-po-nds-v-2013-godu
Документация и отражение НДС в регистрах налогового учета
Эффективность производства, обеспечение конкурентоспособности продукции непосредственно связаны с повышением качества учетной информации.
Вопросы качества информации для учетных и налоговых целей приведены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
Одно из направлений формирования учетной информации, отвечающей современным требованиям хозяйственного механизма, — гармонизация бухгалтерского и налогового учета.
Важнейшим условием реализации этого направления в процессе формирования учетной информации в целях налогообложения является соблюдение принципов и требований налогового законодательства. Рассмотрим пути гармонизации бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость (НДС).
Расчеты с бюджетом означают обязательства организации по уплате налогов, перечень которых устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
…
В настоящее время бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляется в разрезе их видов.
Такой методологический подход к учету обязательств организации перед бюджетом объясняется необходимостью обобщения информации о состоянии расчетов по налогам, которые различны по своему экономическому содержанию.
Именно поэтому Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н; далее — План счетов) предусматривается применение счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по их видам.
Выполнение этих рекомендаций возможно, если каждая организация разработает свои правила по аналитическому и синтетическому учету каждого вида налога, исходя из особенностей своей деятельности и общих требований, вытекающих из нормативных актов бухгалтерского учета и положений, установленных НК РФ.
Так, учетная политика организации включает рабочий план счетов, который отражает систему синтетических счетов, субсчетов первого и второго порядка, их назначение, порядок использования в зависимости от специфики функционирования организации, потребностей в уровне детализации с целью обеспечения нужных для обоснования расчетов с бюджетом данных. Например, Планом счетов для учета налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», к которому открываются субсчета:
1) «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;
2) «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
3) «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
Но перечисленные субсчета могут и не удовлетворить требования отдельных организаций в получении информации об НДС, поскольку круг операций, подлежащих обложению НДС, у них шире, чем предлагается Планом счетов.
Кроме того, даже информация по предлагаемым субсчетам может быть получена только при условии применения одинаковых ставок НДС.
Если же организация применяет различные ставки НДС (10, 18%), то требуется разработка специальных субсчетов второго порядка к названным выше субсчетам.
Из этого следует, что первое общее правило учета НДС заключается в разработке рабочего плана счетов, исходя из особенностей формирования налоговой базы организации.
Операции, облагаемые налогом, должны оформляться первичным документом. Однако по НДС особое значение имеют полнота, правильность и своевременность заполнения первичных документов.
Это объясняется необходимостью учета обязательств перед бюджетом в установленные НК РФ сроки, нарушение которых вызывает неточности в определении налогооблагаемой базы, суммы начисленного налога.
Так, реализация экспортного товара, проданного за пределами России без обязательства о его ввозе обратно, считается экспортной операцией, если оформлен полный пакет документов, требуемый для обоснования ставки НДС 0%. Указанный пакет документов включает:
1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным партнером;
2) выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного покупателя;
3) таможенную декларацию (ее копию) установленной формы.
Таможенная декларация является документом, в котором содержатся точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. В таможенной декларации должны быть отметки:
— российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта;
— российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), деятельность которого осуществляется в регионе пункта пропуска товара с целью вывоза его за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Если по истечении 270 календарных дней организация не представила нужные документы, то датой реализации считается дата отгрузки (передачи) товаров иностранному покупателю согласно НК РФ (ст. 167).
Другими словами, организация не подтвердила реальный экспорт и она должна заплатить НДС.
Во-первых, начисляется НДС от всей выручки от продаж товаров по той ставке (10, 18%), по которой отгруженные товары облагаются в России; во-вторых, принимается к вычету входной НДС, относящийся к затратам на производство и реализацию этих товаров.
Доходы и расходы организации также должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждая организация разрабатывает график документооборота в целях обеспечения достоверности информации о налогооблагаемой базе по причитающимся суммам НДС. Основное назначение графика документооборота заключается в разработке порядка движения первичных документов организации (создание документов или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив).
По нашему мнению, в содержательной части учетной политики нецелесообразно предусматривать график документооборота, поскольку в течение отчетного года возможно его изменение.
Поэтому в учетной политике достаточно ограничиться пунктом такого содержания: «Документирование хозяйственных операций осуществляется в соответствии с графиком документооборота, который утверждается отдельным приказом руководителя организации».
График документооборота содержит:
— наименование первичного документа;
— содержание хозяйственной операции;
— порядок оформления (обработки) документа — выписка, утверждение, срок оформления (обработки);
— порядок оформления (обработки) документа — кому, сроки, ответственные;
— порядок учета в структурном подразделении бухгалтерской службы.
В любом случае организация бухгалтерского учета предполагает наличие в графике документооборота следующих аспектов:
— для каждой операции (например, оприходование товаров, оказание услуг, работ) установить перечень документов, на основе которых данная операция оформляется. К ним могут относиться документы, как предусмотренные законодательством, так и составляемые для облегчения расчетов по налогам;
— для каждого документа необходимо указать количество составляемых экземпляров;
— для каждого документа назначается исполнитель, ответственный за создание документа, за его получение от контрагента;
— для каждого документа определяется предельный срок оформления документа или получения его от контрагентов согласно действующему законодательству.
Второе общее правило учета налогов заключается в документальном оформлении расчетных операций по налогам и сборам в соответствии с требованиями не только бухгалтерского учета, но и налогового законодательства.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Основная цель открытия регистров — обобщить информацию об объектах учета для систематизации данных о налогооблагаемой базе.
В настоящее время организации при решении вопроса о применении регистров бухгалтерского учета имеют право выбирать различные формы, рекомендованные действующими нормами бухгалтерского учета. Стоит отметить, что учетная политика организации должна предусматривать формы регистров синтетического и аналитического учета, включая регистры по НДС.
Требования к содержанию регистров бухгалтерского учета налогов и сборов идентичны требованиям налогового учета. Они должны в обязательном порядке содержать:
— наименование регистра;
— период (дату составления);
— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
— наименование хозяйственных операций;
— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Таким образом, третье общее правило учета НДС заключается в разработке регистров синтетического и аналитического учета по НДС, что должно обязательно найти отражение в учетной политике организации.
Последнее правило учета налогов и сборов заключается в разработке экономически обоснованной корреспонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям, которые не нашли отражения в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Например, операции по НДС, связанные с предоплатой поставщикам, вычет НДС по этим операциям и др.
Общие правила учета НДС, предусмотренные в учетной политике организации, должны быть взаимоувязаны с нормами НК РФ. Они обеспечивают рациональность ведения бухгалтерского учета и получение достаточной информации для контроля за составлением налоговой отчетности.
Известно, что НДС взимается с каждого акта продажи товаров, работ и услуг. Объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции и стоимостью материальных запасов (услуг), потребленных при ее производстве.
Другими словами, добавленная стоимость — это сумма затрат, добавляемых к стоимости расходуемых материальных ресурсов на стадии производства продукции, ее продажи и перепродажи.
Однако следует отметить, что техника расчета суммы НДС, исходя из экономической сущности добавленной стоимости, представляет собой трудоемкий процесс.
Упрощение определения суммы НДС, причитающейся бюджету с добавленной стоимости, достигается за счет изменения методологических подходов к этой процедуре.
Суть последних заключается в том, что сумма НДС исчисляется от всей стоимости продаж продукции (работ и услуг) за вычетом суммы НДС, принятой к учету организацией при приобретении материальных ресурсов, необходимых в процессе производства продукции (работ, услуг).
Такая система расчета оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета обязательств перед бюджетом по НДС. Планом счетов предусматривается не только счет 68, субсчет «Расчеты по НДС», но и счет 19, который включает различные субсчета.
Главной предпосылкой использования данных счетов для отражения хозяйственных операций по НДС является их документирование и полное соответствие нормам, установленным гл. 21 НК РФ.
Четкое представление объекта учета расчетов по НДС неразрывно связано с раскрытием основных понятий, определяющих объект налогообложения, налоговую базу, место реализации и др. Объект налогообложения и налоговая база требуются для определения облагаемого оборота.
Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Страницы журнала регистрации счетов-фактур должны быть пронумерованы, журнал регистрации должен быть прошнурован.
Основное назначение регистров заключается в формировании информации, необходимой для составления налоговой декларации по НДС за конкретный налоговый период, которая является формой налоговой отчетности.
Основанием для отражения операций по реализации продукции являются транспортно-отгрузочные документы, приказ, накладные на отпуск продукции со склада, акты приемки работ, счета, счета-фактуры, ведомость отгрузки продукции и др.
Отметим, что отражение выручки от продажи при этом строится на принципе начисления (переход права собственности к покупателю в момент отгрузки продукции).
Указанный принцип определения выручки от реализации по отгрузке в бухгалтерском учете применяется и в налоговом учете при установлении момента налоговой базы, исходя из даты отгрузки товаров, передачи работ и услуг.
Однако это же условие определения момента налоговой базы должно быть соблюдено и при заключении договора поставки с особым порядком перехода права собственности на товар к покупателю, т.е. по мере поступления денежных средств на расчетные счета организации.
В данном случае возникает разрыв во времени между моментом признания выручки в бухгалтерском учете и моментом определения налоговой базы по НДС (дата отгрузки). Именно этим разрывом объясняется действующий порядок отражения реализации продукции при начислении НДС.
Источник: https://refac.ru/dokumentaciya-i-otrazhenie-nds-v-registrax-nalogovogo-ucheta/
Иллюстрированный самоучитель по бухгалтерскому учету
Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета. Также там можно, а иногда даже нужно уточнить порядок применения некоторых положений Налогового кодекса, которые трактуются неоднозначно.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения.
Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года.
Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.
Рассмотрим, что и как необходимо отразить в учетной политике.
Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций
По приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые будут использованы исключительно в необлагаемой деятельности, НДС, предъявленный поставщиком, включается в их стоимость. По товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным только для облагаемых НДС операций, – принимается к вычету.
Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящиеся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном учетной политикой для целей налогообложения.
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Порядок расчета НДС, установленный в учетной политике, не должен противоречить нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца.
Поскольку Налоговый кодекс не уточняет, какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, то в учетной политике налогоплательщику необходимо определить это самостоятельно.
Во-первых, под стоимостью товара можно понимать как продажную стоимость, так и себестоимость отгруженных товаров.
Однако, по мнению Минфина, пропорция должна определяться исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг): как подлежащих налогообложению НДС, так и не облагаемых данным налогом, вне зависимости от их отражения на счетах бухгалтерского учета (как на счете 90, так и на счете 91), то есть исходя из продажной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому, если в учетной политике организация установит иной способ определения пропорции, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.
Во-вторых, необходимо уточнить, как будет определяться стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав:
- без учета НДС;
- с учетом НДС.
Второй вариант может привести к спорам с налоговыми органами, поскольку согласно разъяснениям Минфина РФ и налоговой службы организациям при расчете пропорции следует основываться на сопоставимых показателях, то есть учитывать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС.
Как видим, у контролирующих органов уже сложилась определенная точка зрения на порядок ведения раздельного учета. Поэтому организациям при утверждении в учетной политике критериев, которые будут использоваться при распределении входного НДС, следует оценить свою готовность к возможным спорам с налоговой службой.
В учетной политике необходимо также определить способ ведения раздельного учета: – аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); – на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов, например:
- сч. 19 субсчет «НДС, принимаемый к вычету»;
- сч. 19 субсчет «НДС, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг»;
- сч. 19 субсчет «НДС, подлежащий распределению».
Источник: https://samoychiteli.ru/document35043.html