Заранее узнать о выездной проверке
У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.
Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.
Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса
Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.
Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки
Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса
Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.
Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.
Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.
Должна ли налоговая предупреждать о проверке
Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.
На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.
Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.
Скан решения о выездной проверке
Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.
О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.
Запрос о сделках за три года
Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.
Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:
- какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
- сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
- какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
- от кого получала деньги, сколько и за что;
- численность сотрудников;
- банковские счета;
- какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
- есть ли среди партнеров однодневки;
- были ли штрафы от ГИБДД;
- список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.
Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.
Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.
Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.
Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа
Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая
В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.
Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.
Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.
Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.
Вызов на комиссию
Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.
Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.
Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой
У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:
- разрывы по НДС;
- слишкам большая доля вычетов по НДС;
- слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
- компания в убытках два года подряд;
- подозрения, что компания платит зарплату в конверте.
Как пройти зарплатную комиссию
Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.
Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.
Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.
Проверка партнеров
Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.
Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».
Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.
Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.
Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.
Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.
На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:
Скан запроса налоговой для встречной проверки
А это — поручение запросить документы:
Скан поручения от одной налоговой к другой
Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.
Запрос от полиции
Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.
Cкан запроса полиции
«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»
По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.
Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.
Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.
Источник: https://delo.modulbank.ru/all/proverka
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.
При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).
В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.
Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.
Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.
При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.
То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.
Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.
Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.
Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.
Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.
При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.
Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.
Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).
С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.
Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Контрольные мероприятия
В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей
- экспертиза;
- выемка документов и предметов;
- осмотр;
- инвентаризация имущества.
В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.
Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.
В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.
Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.
В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для
- истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертизы;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).
На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.
Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.
Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.
Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.
Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.
Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.
При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.
Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.
На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.
Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.
Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.
Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.
Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.
В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.
в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.
Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:
- низкая налоговая нагрузка;
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
- отражение значительных сумм налоговых вычетов;
- значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
- зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
- налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
- «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
- ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
- низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).
Этот перечень является далеко не исчерпывающим.
Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.
В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.
Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.
Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.
Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.
Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.
Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-chto-zhdat-i-kak-gotovitsya/
Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная
Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.
Виды налоговых проверок
Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.
Отдельной формой проверки считается встречная.
Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.
Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.
Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.
Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.
Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.
Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документы | Место проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции |
Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществления | Выездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика |
Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документа | Срок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев |
При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларацию | В заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения |
Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатах | Выездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено |
На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках
- Недобросовестные контрагенты. Мы составили подробную инструкцию, как проверить контрагента и избежать претензий со стороны налоговой инспекции и кредиторов.
- Возмещение НДС.
- Взаимозависимость лиц.
- Перенос убытков на будущее.
- Налоговые льготы.
Налоговая проверка ИП
В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.
В этот список входят:
- свидетельство о регистрации в качестве ИП;
- бухгалтерская отчетность;
- отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
- кассовые документы;
- лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
- банковские документы.
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!
Узнать подробнее >>
Налоговая проверка ИП на УСН
Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.
Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.
Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.
Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.
Налоговая проверка ИП на ЕНВД
Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.
Налоговая проверка при закрытии ИП
Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.
Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.
Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:
- проведут инвентаризацию;
- попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
- осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.
Налоговая проверка ООО
Проверка ООО на УСН
Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.
Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.
Налоговая проверка при ликвидации ООО
Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.
Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.
Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.
Где посмотреть план налоговых проверок
Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.
Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки
Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.
Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.
Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.
- Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
- Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
- Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
- Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
- Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
- Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
- Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
- Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
- Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
- Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
- Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
- Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.
Как отсрочить выездную налоговую проверку
Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.
Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.
Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.
За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.
Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:
- инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
- не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
- фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.
Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka
Выездная налоговая проверка. Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор? (Юсов И.)
Дата размещения статьи: 02.03.2017
Непростая ситуация с бюджетными средствами, которая вызвана в том числе санкциями в отношении России и существенным снижением цен на энергоносители, вынуждает налоговые органы усиливать свою активность в работе относительно доначисления налогов, отказа в применении налоговых вычетов, привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности по итогам налоговых проверок.
Для налоговых органов выездная проверка — один из самых удобных способов налогового контроля. Согласно статистике наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов производятся проверяющими именно в ходе выездных налоговых проверок.
Как правило, негативные последствия мероприятий налогового контроля, на наш взгляд, испытывают на себе добросовестные налогоплательщики, в то время как компании-«однодневки» и иные недобросовестные субъекты избегают налоговых проверок.
Нередко налогоплательщики занимают пассивную позицию по защите своих интересов, что приводит к финансовым потерям организации, которые во многих случаях могут явиться причиной несостоятельности (банкротства) юридического лица и, как следствие, повлечь за собой применение субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и иные неблагоприятные (в том числе уголовно-правовые) события.Необходимо отметить, что налоговые органы обязаны действовать в пределах прав и обязанностей, установленных в соответствии с законодательством РФ. Проверяющие должны неукоснительно руководствоваться НК РФ, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.Кроме того, согласно ст. 33 НК РФ обязанность должностных лиц при осуществлении всех функций налогового органа, в том числе при проведении проверок, — действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.В свою очередь налогоплательщики должны помнить о том, что законодательством им предоставлены значительные права, приведенные в ст. 21 НК РФ, а именно:1) получать от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;2) получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Начало проверки
Как установлено в ст. 89 НК РФ, выездная проверка может быть проведена только на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой службы о проведении такой проверки, подписанного руководителем. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.
2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».Наличие решения об осуществлении выездной налоговой проверки имеет важное значение, так как с даты его вынесения начинается течение срока проведения выездной проверки, который составляет два месяца и может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).Налогоплательщик, получивший решение о проведении выездной налоговой проверки, имеет возможность узнать следующие сведения: список должностных лиц, которым поручено проведение проверки, предмет и цели проверки, перечень конкретных налогов и сборов, а также период, за который назначена проверка. Данная информация позволит не представлять проверяющим документы, не относящиеся к предмету и периоду проверки.Проверяемому следует учитывать, что для выявления нарушений налогового законодательства и сбора доказательной базы в ходе выездной проверки налоговые органы имеют право осуществлять следующие мероприятия налогового контроля:- допрос свидетеля (п.п. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ);- осмотр территории или помещения налогоплательщика (п.п. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89, ст. 91, 92 НК РФ);- истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (п.п. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (п. 2 ст. 31, ст. 93.1 НК РФ);- выемку документов и предметов (п.п. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);- экспертизу (п.п. 11 п. 1 ст. 31, ст. 95 НК РФ);- инвентаризацию имущества налогоплательщика (п.п. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).Кроме того, проверяющие вправе:- привлекать специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (п.п. 11 п. 1 ст. 31, ст. 96 НК РФ);- обеспечить участие переводчика (п.п. 11 п. 1 ст. 31, ст. 97 НК РФ).Отметим, что использовать указанные мероприятия налоговые органы имеют право только в случае обоснованной необходимости.Представим практические рекомендации, позволяющие если не избежать, то минимизировать возможность возникновения проблем как до начала проверки и в период ее осуществления, так и после составления акта выездной налоговой проверки.1. До появления проверяющихВо-первых, если позволяет время, следует привести первичную документацию в соответствие с документами контрагентов, а также сообщить последним о том, что у них, возможно, случится встречная проверка. В отношении «проблемных» контрагентов, например ликвидированных, реорганизованных, отсутствующих, несостоятельных, необходимо подготовить доказательства проявления должной осмотрительности, подтверждения экономической выгоды по сделкам.Практика показывает, что в процессе большинства выездных проверок проверяющие занимаются выявлением недобросовестных контрагентов и их взаимосвязей, пересчетом налоговых последствий сделок с ними в целях увеличения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.Во-вторых, необходимо тщательно «очистить» офис, т.е. убрать все не относящиеся к делу документы, печати и штампы. Никаких лишних сведений!Известны случаи, когда в помещении, где проводилась проверка, налоговые инспекторы случайно находили документы, печати контрагентов проверяемого лица. Не имеет смысла говорить о том, что такие «находки» всегда приводили к негативным для налогоплательщика последствиям.В-третьих, назначить квалифицированную рабочую группу по сопровождению выездной налоговой проверки, состоящую из компетентных работников организации, с распределением конкретных обязанностей и назначением ответственного за прохождение проверки.В-четвертых, подготовить и распространить среди сотрудников письменные памятки, в которых разъяснены их права и обязанности, связанные с проведением проверки. Нередко проверяющие ведут неформальные беседы с работниками организации, что приводит к «утечке» информации.Следует также отметить, что риск проведения выездной проверки прогнозируем. Все сведения о критериях, по которым осуществляется отбор налогоплательщиков для проверки, имеются в открытом доступе на официальном сайте ФНС России. Двенадцать основных факторов риска назначения выездной налоговой проверки указаны в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».2. Когда инспекторы приходят в офис:а) необходимо сличить данные служебных удостоверений проверяющих с решением о проведении выездной налоговой проверки, в п. 3 которого содержатся сведения обо всех уполномоченных на проведение проверки сотрудниках; установление личностей проверяющих позволит избежать доступа третьих лиц к коммерческой информации организации;б) разместить проверяющих таким образом, чтобы исключить доступ к «нежелательным» документам и контакты с сотрудниками, которые не являются членами рабочей группы;в) все переданные для проверки документы должны быть сданы организацией и приняты инспектором по письменному акту приема-передачи документов;
г) при проведении мероприятий налогового контроля (например, при допросе свидетеля) все действия проверяющих необходимо контролировать на предмет законности, поскольку в течение проверки работники налоговых органов нередко нарушают процессуальные и материальные нормы налогового законодательства. Все нарушения должны быть зафиксированы налогоплательщиком в письменном виде для дальнейшего приобщения к материалам проверки.
Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки
Завершив проверку, сотрудники налоговой службы составляют акт выездной налоговой проверки, который предназначен для оформления результатов проверки и не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков.Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть акта должна содержать следующие сведения: дату составления акта; наименование юридического лица; адрес места нахождения организации; дату принятия и номер решения о проведении выездной налоговой проверки; перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; период, за который проведена проверка; наименование налогов, сборов, в отношении которых проводилась налоговая проверка; даты начала и окончания налоговой проверки; данные о мероприятиях налогового контроля и иные необходимые сведения.В описательной части акта указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, которые были выявлены в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.В итоговой части содержатся выводы и предложения проверяющих должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ; Ф.И.О., должности лиц, проводивших налоговую проверку; разъяснение права представления возражений; ссылка на количество листов приложений к акту.Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй вручается руководителю организации в течение 5 дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).После получения акта при несогласии с фактами, выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям и в случае необходимости приобщить соответствующие документы.На данном этапе для налогоплательщика важно представить мотивированные возражения, при подготовке которых следует указывать не только ошибки и недостатки, допущенные проверяющими по процедурным вопросам, а основное внимание уделить фактам формального рассмотрения представленных документов, неправильного толкования и применения налогового законодательства работниками налоговой службы, которые привели к неверным выводам, предложениям при составлении акта.О дате рассмотрения акта налогоплательщика предупреждают путем передачи (направления) в его адрес соответствующего уведомления. На практике нередко бывает, что уведомление о рассмотрении акта выездной налоговой проверки руководитель юридического лица получает вместе с актом выездной проверки.Правом рассмотрения акта налоговой проверки обладает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. При рассмотрении материалов проверки составляется протокол. Руководитель устанавливает факт явки представителя налогоплательщика, а в случае его неявки — проверяет надлежащее извещение. Если установлен факт ненадлежащего извещения, рассмотрение акта откладывается на более поздний срок, о чем в протоколе делается соответствующая запись.По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);- привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);- отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);- привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);- отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).Требования к составлению решения установлены в п. 8 ст. 101 НК РФ и содержат обязательные для отражения обстоятельства, факты, выводы, в том числе изложение обстоятельств совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие названные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, резолюция о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с указанием конкретных правонарушений и норм НК РФ, а также применяемые меры ответственности.
Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган
Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8303