В какой форме осуществляется социальное партнерство? — все о налогах

Формы социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Формы социального партнерства

Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Содержание

Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда.

Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному.

Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.

Понятие формы социального партнерства

Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве.

Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства.

Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.

Коллективные формы социального партнерства

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154.

Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя.

В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.

Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации.

Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов.

Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда.

Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей.

Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.

Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:

  • предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
  • проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
  • право получать информацию, которая касается интересов работников;
  • обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
  • разрабатывать и принимать коллективные договора.

Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:

  • ликвидации или реорганизации предприятия;
  • различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
  • повышения квалификации и профподготовки работников.

Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства.

Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке.

Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.

Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.

Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/formy-socialnogo-partnerstva.html

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Трудовой Кодекс (ст. 27) провозглашает, что социальное партнерство осуществляется в форме:

  • проведения переговоров, результаты которых закрепляются на бумаге;
  • консультирования участников правоотношений;
  • привлечения персонала к руководящей деятельности;
  • споров, в которые может вступать как один сотрудник, так и коллектив в целом.

В законодательстве не указано, что методы взаимодействия сторон ограничиваются приведенным списком. Это означает, что субъекты правоотношений вольны выбирать иные способы диалога и закреплять их во внутренних документах компаний или коллективных соглашениях.

Особенности проведения переговоров персонала и администрации

Наиболее распространенными в реальной экономике формами социального партнерства являются коллективные переговоры. Это диалог, открываемый представителями персонала и фирмы-нанимателя, в ходе которого определяются аспекты трудовых взаимоотношений и связанные с ними вопросы. Цель такого общения – найти решение, которое устроит обе стороны.

Согласно положениям ст. 21, 22 ТК РФ выступить инициатором переговоров может любая из сторон трудового процесса. Чтобы начать процедуру, один участник должен направить другому письменное уведомление о своем желании. Цель диалога – заключить соглашение или внести изменения в локальные акты компании.

Получателю предложения дается неделя на то, чтобы выдвинуть встречные предложения, сформировать собственную позицию, определиться с временем и местом проведения переговоров.

Диалог ведется специальными комиссиями, представляющими интересы сотрудников и работодателя. Они могут быть двух видов:

  1. функционирующими на постоянной основе;
  2. созданными специально для решения возникшего вопроса.

В ходе диалога могут обсуждаться любые проблемы, связанные с рабочим процессом. Например, вопросы обеспечения безопасности на производстве, предоставления дополнительных отпусков и т.д.

Если коллективные переговоры оканчиваются консенсусом, положения закрепляются соответствующими документами. Если соглашение не достигнуто, составляется акт разногласий.

Взаимные консультации сторон

Виды социального партнерства включают взаимное консультирование. Оно бывает двух типов. Первый подразумевает непосредственное взаимодействие персонала и нанимателя в рамках одной компании. В ходе него обсуждаются спорные моменты, например, несогласие профсоюзного органа с положениями нового приказа, принятого руководством фирмы, оспаривание незаконного увольнения сотрудника и т.д.

К формам социального партнерства относятся консультации на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Тогда к двум сторонам присоединяется третья – специально созданный независимый орган. Например, в рамках одной сферы деятельности профсоюзная организация может вести диалог с компанией, отказавшейся присоединиться к отраслевому соглашению.

Другие методы взаимодействия сторон

Основные формы социального партнерства предполагают, что персонал участвует в руководящей деятельности. Его позиция должна учитываться при разработке новых приказов, положений, внутренних нормативов.

Наемным специалистам должны сообщать информацию, которая касается их трудовой деятельности, например, о планах реорганизации юридического лица.

Сотрудники могут вносить предложения по совершенствованию имеющейся системы или инициировать переговоры с администрацией.

Последний механизм взаимодействия – споры. Она базируется на том, что основные принципы и формы социального партнерства предполагают досудебное решение возникающих вопросов. Если возникает индивидуальное или коллективное несогласие с действующими нормами или решениями руководства, проблема урегулируется мирным путем с помощью привлечения третейских органов и представителей обеих сторон.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/formy-socialnogo-partnerstva.html

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Трудовым законодательством закреплены положения о социальном партнерстве. Термин определяется, как урегулирование противоречивых вопросов между работодателями и служащими.

Формы социального партнерства утверждаются статьей 27 ТК РФ, они обеспечивают согласование спорных вопросов между сторонами производственных отношений посредством заключения договоров и дают возможность на законодательном уровне определить интересы каждой стороны.

Понятие и стороны социального партнерства

Социальное партнерство – это системный механизм решения спорных вопросов между участниками трудовых отношений (нанимателем и служащими). Основополагающий фактор – это равноправие в осуществлении прав и обязательств. Возникает на экономическом, правовом и социальном уровне. Формы и уровни социального партнерства закреплены положениями Трудового Кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Права и обязанности рабочей группы представляют, как правило, профсоюзы, а интересы нанимателей – сообщества предпринимателей.

Но в договорных отношениях могут участвовать и третьи лица, в этом случае представителем выступает Государственные структуры, являющиеся гарантом исполнения обязанностей сторон, обеспечивающие экономическую производительность и справедливость трудовых отношений на социальном уровне.

Формы

Как следует из законодательных актов, формами социального партнерства являются:

  • коллективные договора, соглашения, переговоры;
  • обоюдные консультационные совещания;
  • участие трудящихся или их представителей в регулировании организационных вопросов на предприятии;
  • взаимное участие сторон в решении трудовых вопросов.

Таблица. Формы социального партнерства.

Читайте также:  Правительство совершенствует трудовое законодательство - все о налогах
Формы Определение форм
Коллективные переговоры Посредством коллективных собеседований заключаются соглашения и договора, которые обеспечивают интересы каждой стороны (нанимателя и трудового коллектива). Правила и порядок проведения переговоров регламентированы статьей 6 ТК РФ.
Обоюдные консультации Социальное партнерство осуществляется в форме взаимных консультаций с целью урегулирования трудовых взаимоотношений и иных, которые прямо связаны с производственной сферой. Благодаря консультациям сторон заверяются права и полномочия служащего и нанимателя согласно нормам закона о труде.Консультативные совещания проводятся как в процессе формирования коллективных договоров, так и при контроле исполнения своих обязательств и полномочий сторонами колдоговора. Также могут проводиться с целью принятия заключительных выводов членов профсоюзного комитета при утверждении внутренних нормативных актов или расторжении договоров с работниками, где инициатором выступает работодатель.Формы социального партнерства в сфере труда в виде консультационных совещаний могут быть реализованы методом прямой сольватации участников договора либо с привлечением третьей стороны (специально организованных союзов, регулирующих положения о социальном партнерстве).
Участие трудящихся или их представителей в регулировании организационных вопросов на предприятии Возможность участия наемных служащих в регулировании организационных моментов на предприятии, где они трудоустроены, основано на пунктах коллективного договора, внутренних нормативных актах, учредительных документах и законе о труде. Данные виды социального партнерства относятся к основным принципам урегулирования производственных взаимоотношений и иных, прямо связанных с производственным процессом.
Взаимное участие сторон в разрешении трудовых вопросов Служащие или их уполномоченные представители вместе с работодателями или их представителями вправе разрешать спорные моменты производственного процесса на равноправной основе. К формам социального партнерства относятся обязательства работодателя создать комиссию по трудовым спорам (КТС). В индивидуальном порядке при возникновении споров работник вправе обратиться к комиссии с целью разрешения возникших рабочих моментов.Комиссия может формироваться, как по инициативе работодателя, так и по инициативе рабочей группы. В состав входят равное число представителей работников и представителей работодателя. Избрание происходит на общем коллективном собрании, полномочия и права комиссии утверждаются представительным органом трудящихся.

Стоит сказать, что выше были перечислены основные формы социального партнерства, но этот список далеко не исчерпывающий. Стороны могут самостоятельно избрать для себя форму взаимодействия, но ограничиваясь рамками законодательства.

В России система социального партнерства еще не приобрела широкие масштабы, но уже задействованы многие механизмы, обеспечивающие достижение взаимоотношений между работодателем и служащими. Например, в угольной промышленности реализация отраслевых тарифных договоренностей дало положительные сдвиги к улучшению материального благополучия сотрудников и увеличению производительности.

Источник: https://LawCount.ru/otchet/formyi-sotsialnogo-partnerstva/

Что такое социальное партнерство и его правовое регулирование —

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, сложившуюся между работниками, организациями-работодателями и органами власти (государственной, самоуправления) и представителями каждой из сторон.

Такая система направлена на обеспечение интересов и их согласование по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (23-я статья ТК РФ).

На каких принципах базируется

Рассматриваемое понятие основано на следующих принципах:

  • равноправие всех сторон-участников взаимоотношений;
  • уважительное отношение к участникам и учет интересов последних;
  • всеобщая заинтересованность в поддержании договорных отношений;
  • укрепление (развитие) демократического партнерства, основанное на поддержке и содействии государства;
  • наделение представителей сторон соответствующими полномочиями;
  • добровольность и реальность обязательств, которые предполагаются к принятию сторон;
  • обязательность и контроль над исполнением условий коллективных соглашений (договоров) и вытекаемая отсюда ответственность, связанная с неисполнением этих соглашений сторонами либо их представителями;
  • лояльность и свобода выбора, соблюдаемые при обсуждении вопросов, имеющих отношение к сфере труда;
  • соблюдение обязательных норм трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, оговаривающих нормы трудового права.

В каких формах выражается

Социальное партнерство находит свое отражение в следующих формах:

  • осуществление коллективных переговоров, связанных как с подготовкой проектов, так и с непосредственным заключением коллективных соглашений (договоров);
  • проведение взаимных консультаций, затрагивающих вопросы регулирования трудовых отношений либо таковых, что непосредственно связаны с ними, а также гарантийного обеспечения прав работников на труд и оптимизации трудового законодательства;
  • обеспечение участия работников в осуществлении управления организацией, а также в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, проявление социального партнерства на практике может затрагивать и другие формы, устанавливаемые его сторонами (представителями сторон).

Пятиуровневая система регулирования и ее органы

В целом система рассматриваемого партнерства включает в себя пять уровней, каждый из которых устанавливает свои основы регулирования трудовых отношений. Это федеральный (охватывает территорию РФ), региональный (для субъектов РФ), отраслевой (для отдельных отраслей), территориальный (для муниципальных образований) и на уровне организаций.

В число органов социального партнерства входят комиссии, предназначение которых связано с регулированием социально-трудовых отношений, которые формируются на всех уровнях и имеют под собой равноправную основу из представителей всех сторон-участников.

В качестве примера созданной на федеральном уровне постоянной действующей комиссии можно привести Российскую трехстороннюю комиссию, в членстве которой состоят представители правительства РФ и общероссийских объединений – профсоюзов и работодателей.

На уровне субъектов РФ допускается создание трехсторонних комиссий, деятельность которых по координации социально-трудовых отношений осуществляется с учетом законодательства этих субъектов.

Территориальные комиссии (районные, городские) должны действовать с учетом положений законов субъектов РФ, а также положений об их создании, утверждение которых происходило с участием представительных органов местного самоуправления.

Создание отраслевых комиссий в целях подготовки соответствующих соглашений (заключений) может производиться как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном.

Источник: https://semeynoepravo.com/likbez/sotsialnoe-partnerstvo.html

Понятие и особенности социального партнерства в социальной сфере

Социальное партнёрство — это отношения между субъектами в социуме, характеризующиеся сотрудничеством и стремлением к совместному достижению общих целей. В частности в данной статье пойдёт речь о социальном.

Социальное партнёрство — это институт из сферы трудового права, который определён ст. 23 Трудового кодекса РФ.

Согласно её норме социальное партнёрство — это система взаимоотношений существует между с одной стороны работниками и их представителями, с другой стороны между предприятиями и их представителями, а также органами, которые относятся к структуре государственной власти и местного самоуправления.

Назначение данной системы взаимоотношений состоит в том, чтобы согласовать интересы, существующие как у наёмных работников, так и работодателей, связанные с регулированием непосредственно трудовых отношений и иных отношений, которые имеют с ними прямую связь.

Важным субиниститутом данного института является общее понятие коллективного соглашения или договора.

Правовой основной социального партнёрства являются различные нормативно-правовые акты, в которые включены регламентирующие этот институт нормы.

Прежде всего, это трудовой кодекс, а также другие федеральные и региональные законы и подзаконные акты.

Социальное партнёрство имеет целый ряд видов, которые определяются уровнем, на котором реализуется данная система взаимоотношений:

  • федеральный уровень, где закладываются правовые основы данной системы;
  • межрегиональный уровень, где определяются основы партнёрства, которые действуют для более, чем одного региона;
  • региональный уровень (имеющий отношение к определённому субъекту федерации);
  • отраслевой уровень партнёрства, на которое регулируются отношения в определённой сфере;
  • территориальный уровень, где производится регламентирование трудовых отношений для определённого МО;
  • локальный уровень, где устанавливаются отношения между отдельными наёмными сотрудниками и нанимателями.

Стороны и участники

Сторонами социального партнёрства в первую очередь выступают наёмные работники, то есть сотрудники различных предприятий и организаций с одной стороны и работодатели, то есть сами эти предприятия и организации, которые производят наём сотрудников — с другой. Помимо этих двух основных категорий сторонами в данном партнёрстве также выступают:

  • представители наёмных работников;
  • представители работодателей;
  • органы исполнительной ветви системы государственной власти;
  • муниципальные органы.

Статус всех перечисленных субъектов характеризуется тем, какие им предоставляются права и какие для них предусмотрены обязанности.

В частности, представители как наёмных работников, так и работодателей принимают участие в социальном партнёрстве от имени соответствующих сторон. Также участие представителей осуществляется в интересах соответствующей стороны. При этом как самостоятельные стороны этих отношений представителей работников и работодателей не рассматривают.

Органы государственной власти (федеральные и региональные), входящие в её исполнительную ветвь, представляют соответственно государство.

Участвуя в партнёрстве, они обязаны защищать интересы как государства (включая субъект Федерации, если эти органы относятся именно к данному уровню), так и общества.

Государство обязано способствовать развитию трудовых отношению на основе социального партнёрства.

Муниципальные органы, соответственно, защищают интересы местного самоуправления и также в пределах своих возможностей содействуют регулированию трудовых отношений в духе партнёрства.

При этом органы государственной власти и муниципальные органы становятся сторонами социального партнёрства автоматические в том случае, когда они являются работодателями.

Также законодательная и исполнительная ветвь государственной власти принимают правовые акты, в которых вводятся нормы, которыми определяется статус сторон социального партнёрства и иных участников данной системы взаимоотношений. Правовое регулирование этого института также требует участия государства в данном процессе.

Оговаривается, что особый порядок реализации социального партнёрства действует для ряда категорий сотрудников, для которых работодателем является государство.

Читайте также:  Для учета процентов по займам не важно, когда заключен договор - все о налогах

В частности, это госслужащие, служащие муниципальных образований, военнослужащие, сотрудник органов МВД и иных аналогичных структур. Социальное партнёрство между этими работниками и их работодателем — государством регламентируется отдельными законами.

Принципы и функции

Под принципами социального партнёрства понимают положения и идеи базового уровня, которые составляют сущность данного института трудового права. К основным принципам относят:

  • равенство вступающих в партнёрство сторон;
  • учёт существующих у них интересов и проявление к ним уважения;
  • заинтересованность участников партнёрства в отношениях, которые базируются на соглашениях добровольного характера;
  • способствование укреплению социального партнёрства, а также его развитию в соответствии с демократическими принципами со стороны государства;
  • выполнение сторонами данной системы взаимоотношений и субъектами, выступающими в качестве их представителей нормативных актов, относящихся к трудовому праву, а также положений нормативных актов, относящихся к иным отраслям;
  • полномочность представителей, то есть субъектов, которых стороны наделили правом представлять свои интересы;
  • свобода выбора при решении вопросов, относящихся к трудовому праву;
  • добровольный характер обязательств, которые берут участники партнёрства;
  • реальность указанных обязательств;
  • обязательный характер реализации положений, входящих в соглашения или договоры коллективного характера;
  • осуществление контроля над реализацией таких положений;
  • ответственность субъектов, участвующих в социальном партнёрстве как в качестве сторон, так и в качестве представителей

Функции социального партнёрства подразделяются на прямые и косвенные. Как прямая функция рассматривается поддержание социального мира в государстве. Это основная, профильная задача данной системы взаимоотношений.

Косвенные же функции носят дополнительный характер, хотя их достижение безусловно желательно. К ним относятся, в частности:

  • способствование формированию гражданского общества с помощью социального партнёрства;
  • развитие экономической демократии,  в том числе права человека на свободный труд;
  • сохранение общественной стабильности;
  • достижение социальной справедливости;
  • поддержание безопасности в социально-экономической сфере.

Формы социального партнёрства

Формы социального партнёрства — это способы его осуществления. К таким формам относятся:

  • коллективные переговоры, в процессе которых стороны вырабатывают проекты коллективных соглашений и договоров;
  • также переговоры, связанные непосредственно с заключением этих соглашений и договоров;
  • носящие обоюдный характер консультации, в ходе которых регламентируются:
    • отношения, вытекающие из трудового права и другие правоотношения, связанные с предыдущими;
    • соблюдение гарантий прав, которые предусмотрены для работников;
    • меры по улучшению законодательства о труде и прочих нормативных актов, в которые включены нормы, относящиеся к трудовой отрасли права;
  • участие сотрудников и лиц, представляющих их интересы, в процессе управления предприятием или организацией;
  • участие представителей сторон – наёмных работников и нанимателей в урегулировании конфликтов, возникающих в ходе трудовых отношений.

В данном видео интересная информация о социальном партнерстве в трудовой сфере.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/trudovye-spory/socialnoe-partnertsvo.html

В какой форме осуществляется социальное партнерство?

Отправить на почту

Социальное партнерство осуществляется в форме, выбранной его участниками и удобной для конкретной цели. Рассмотрим, какой может быть эта форма.

Организационные особенности социального партнерства

Социальное партнерство, предусмотренное разделом II ТК РФ, направлено на урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями и возникающих между работниками и работодателями (ст. 23 ТК РФ).

Работники и работодатели — это 2 основные стороны партнерства; их представители образуют комиссию для решения поставленных задач. Обе стороны партнерства допустимо формировать из представителей групп работников или работодателей.

Третьим участником в этом взаимодействии могут выступать органы государственной власти (местного самоуправления). Однако обязательным их привлечение становится только в некоторых случаях, когда обсуждаемые вопросы:

  • затрагивают государственные интересы и могут повлечь за собой принятие законодательных актов;
  • связаны с финансированием, осуществляемым за счет бюджетных средств;
  • касаются государства как работодателя, и в этом случае оно может быть как второй, так и третьей стороной соцпартнерства.

О роли государства в разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Уровни и виды взаимодействия при соцпартнерстве

Необходимость возникновения соцпартнерства может быть связана с различными уровнями, на которых происходит урегулирование интересов сторон (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральным — на уровне всей страны;
  • межрегиональным — касающимся нескольких регионов РФ;
  • региональным — относящимся к одному из регионов;
  • отраслевым — связанным с определенной отраслью или отраслями;
  • территориальным — касающимся определенного муниципального образования;
  • локальным — имеющим отношение к конкретному работодателю.

Для каждого из них формируются отвечающие этому уровню комиссии, образуемые из соответствующих представителей работников и работодателей. Чем выше уровень, тем более широкий круг участников представлен в составе каждой из сторон.

Виды (формы) взаимодействия сторон соцпартнерства определены в ст. 27 ТК РФ как:

  • переговоры по подготовке и заключению коллективных документов (договоров, соглашений);
  • консультации по вопросам, связанным с трудовыми отношениями;
  • привлечение работников к управлению организацией;
  • участие в трудовых спорах.

Фактически все они сводятся к следующим действиям:

  • проведение переговоров, консультаций, обмен данными;
  • принятие решений и разработка текстов документов по ним;
  • создание особых рабочих органов — комиссий, комитетов.

Однако эти действия не являются ни исчерпывающими, ни обязательными к применению. Стороны сами вправе выбрать тот их вид, который будет наиболее эффективным в решении поставленной задачи.

О том, надо ли менять коллективный договор при смене собственника юрлица, читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Формы партнерства, которые являются определяющими

Наиболее часто социальное партнерство осуществляется в форме переговоров. Результатам их может стать:

  • выработка предложения, решение по которому будет принято иным органом (например, Правительством РФ);
  • принятие решения с оформлением его соответствующим документом, исполнение которого станет обязательным для сторон, участвовавших в разработке.

К решению, в разработке и принятии которого принимала участие группа работодателей, могут присоединиться согласные с ним другие работодатели, не участвовавшие в этих процедурах.

Итоги

Социальное партнерство отличается разнообразием видов взаимодействия, право выбора которых остается за сторонами. Наиболее часто используется такая форма, как переговоры.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

Источник: https://nanalog.ru/v-kakoj-forme-osushhestvlyaetsya-sotsialnoe-partnerstvo/

Социальное партнерство

Статья 23 ТК РФ дает следующее определение социального партнерства.

— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться, как основная форма социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. ( ст. 35 ТК).

Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.

Закон различает участников и стороны социального партнерства.

Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.

Участниками социального партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня.

Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств.

Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

Читайте также:  Платить ндфл и сдавать 6-ндфл можно через «ответственное» оп - все о налогах

В статье 24 ТК приводятся следующие основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, создании комиссий по регулированию социально – трудовых отношений. Каждая из сторон может выступать инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений;

2) уважение и учет интересов сторон. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна.

Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, в установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно- договорных актов.

Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК).

Коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде (ст. 9 ТК);

6) полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК).

В том случае, когда полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст.

20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров.

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол);

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово — экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Обязательность обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК);

11) контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений. Указанный контроль является одним из способов обеспечения выполнения условий договорных актов;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Изложенные принципы устанавливают правовые основы взаимодействия социальных партнеров — работников и работодателей.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются сторонами социального партнерства.

Их роль заключается в защите общественных интересов при обсуждении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений.

Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений.

Система социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;

2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;

3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;

5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).

Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);

3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК);

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.

При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК).

Изложенные формы социального партнерства относятся к основным формам, но не содержат исчерпывающий перечень.

Помимо них в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются и другие формы, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов и др.

Особенности применения норм социального партнерства в сфере труда

В статье 28 ТК РФ излагаются особенности применения норм Трудового кодекса в части социального партнерства в сфере труда к служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, которые устанавливаются федеральными законами.

Для государственных служащих, а также других категорий работников, названных в ст. 28 ТК, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено.

Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978 г) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

Источник: https://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/socialnoe-partnerstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]