Планирование НДС и налоговые риски
Планирование НДС
В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств.
Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров.
В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).
Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.
Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС.
Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким образом будет учитываться НДС для планирования, а также как оно будет выделяться (или не выделяться) в плановых операциях.
При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», т.е. не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.
В целях осуществления планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована следующая таблица.
Таблица 1
Планирование НДС
Nп/п | Объекты налогообложения, операции, освобождаемые от налогообложения и не подлежащиеналогообложению |
Облагаемая база и
вычеты
Ставка
налога
Сумма налога за отчетный
период
Планируемая сумма
налога
По результатам исполнения плана по НДС целесообразно производить анализ исполнения налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ исполнения налогового бюджета по НДС
Nп/п | Виды налогов исборов |
Начисленные налоги за прошлый
период
Начисленные налоги за
текущий период
Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.
Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:
суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;
суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»);
суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).
Проверка начисленного и планируемого НДС
При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, которым уделяют внимание налоговые инспекции. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога.
Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, — палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму.
Но с другой — инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.
При этом суд указывает на то, что «сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС.
Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки» (Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А12-10963/2008).
В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы; об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12 февраля 2009 г.
N 216/09, где говорится о том, что «без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС».
Налоговые риски по НДС
Налоговые риски должны быть проанализированы заранее при осуществлении деятельности.
Представить налоговые риски можно в виде таблицы:
Виды рисков | Степеньрисков | Сумма |
Риски, связанные с контрагентами | ||
Исправления в документах | ||
Отсутствие обязательныхреквизитов на документах | ||
Определение налоговой базы поНДС | ||
Предоставление скидок нареализуемые товары | ||
Налоговые риски по программамЭВМ |
Выбор контрагентов
Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08 указано, что в силу положений ст. ст.
49, 51 Гражданского кодекса РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12210/07).
Следовательно, организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т.д.
Исправления в документах
Если в счете-фактуре есть ошибка, само собой возникает желание ее исправить. Риск потери вычета НДС для этого более чем достаточная мотивация.
Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя.
А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2009 г. N Ф09-10682/08-С2).
Обратите внимание: исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. N 03-07-09/17).
Отсутствие обязательных реквизитов на документах
Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.
В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза.
При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г.
по делу N А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15 июля 2008 г.
N Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписей с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя; подписи водителя, принявшего груз; реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.
Определение налоговой базы по НДС
Подпунктом 2 п. 1 ст.
167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС.
Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
В пункте 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:
длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);
указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0%;
указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Предоставление скидок на реализуемые товары
Источник: https://www.pnalog.ru/material/planirovanie-nds-riski
Отказывают в вычете НДС? | Гордон и Партнеры
С 3 квартала 2017г. для оценки допустимости действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов по НДС и расходов по прибыли ФНС России будет руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ.
Теперь в кодексе появилось описание конкретных действий налогоплательщиков, которые считаются злоупотреблением правами при налогообложении, и условия, которые должны быть соблюдены для правомерного применения расходов и налоговых вычетов.
Налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.
Еще до вступления в действие ст.54.1 НК РФ налогоплательщики начали получать по ТКС «письма счастья» из налоговых с требованиями предоставить пояснения (зависит от региона) и внести исправления в учет вне камеральных или выездных проверок. Требования мотивируются только некими сведениями ФНС о совкершении операций с сомнительными контрагентами.
По указанию ФНС РФ новые правила проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС применяются начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ.
То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017, будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 Пленума ВАС РФ 2006г. о получении не обоснованной налоговой выгоды налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.
Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но из текста вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.
Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:
1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.
2) Теперь для отказа в вычетах не могут служить основанием: подписание первичных учетных документов поставщика неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).
3) Налоговые претензии обоснованные только перечисленными доводами ФНС считает формальными и необоснованными.
Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.
То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, накладных и т.д.
акт налоговой проверки не будет мотивирован одним этим фактом, а к нему в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.
Суть новых правил налоговых проверок в 2017
Кратко, суть новой статьи 54.1 НК РФ — 1) Запрет на уменьшение налога в результате искажений в учете; 2) Вычеты и расходы могут быть применены только при осуществлении реальной хозяйственной деятельности, по сделкам не направленным на уклонение от уплаты налогов. Соответственно, с 20 августа 2017 налоговики используют критерии ст. 54.1 НК в следующем порядке.
Проверка искажений в учете
Правила п.1 ст.54.1 НК РФ
Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.
Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий — в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.
При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.
1)»дробление бизнеса» в качестве схемы перехода на специальные режимы налогообложения.
2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Хотя в письме ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения. Перечень очевидно открытый, то есть может быть дополнен и иными признаками, а сами признаки носят оценочный характер. Открывается широкое поле для усмотрения налогового инспектора при проверке.
Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.
1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.
Налоговики будут доказать наличие совокупности обстоятельств:
1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);
2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;
3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;
4)Потери бюджета.
Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ
Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой до 19 августа 2017.
Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и именно к доказыванию этого обстоятельства проверяющие подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются простоым перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.
Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:
ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:
1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — уменьшение налогов за счет незаконного искажения учета, например, посредством использования документов от однодневок.
2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшить сумму налога к уплате.
Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.
Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Далее выявленные цепочки «взаимосвязанных» лиц проверяются в обычном порядке — запрос информации и документов, допросы участников хозяйственных операций, осмотры мест деятельности и т.д.
С августа 2017, после введения ст.54.1 НК, налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда «доказывать» два обстоятельства:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:
1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);
2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).
Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.
ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»
ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели сделок.
Через взаимодействие с сомнительными контрагентами — выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.
Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.
Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).
По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.
При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.
Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:
1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;
2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.
Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:
1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;
3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
4) инвентаризация имущества;
5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
6) истребование документов (информации);
7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.
Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:
1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;
2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;
3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;
4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.
Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.
Источник: https://gordon-adv.ru/articles/otkazyvayut-v-vychete-nds/
Вычеты НДС стало рискованно переносить
Если при сделке счет-фактура не найдет себе пару в декларации контрагента, претензии по вычетам НДС предъявят поставщику. Если сделка фиктивна или подозрительна — покупателю, заявил на круглом столе начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев. Мы выяснили подробности.
Когда снимут вычеты НДС
Если счет-фактура оказался непарным, налоговики проверят сделку. Запросят документы об оплате, перевозке и пр. Подозрительно, если оплата была наличными и доставка собственными силами. Если инспекторы убедятся в фиктивности сделки, они снимут вычеты НДС у покупателя.
Если же сделка похожа на реальную, последствия зависят от того, когда покупатель заявил вычет НДС.
- Два случая, когда можно принять к вычету НДС
Например, компания предъявляет НДС к вычету в том же периоде, когда продавец выставил счет-фактуру. Если поставщик не отразил операцию, а у покупателя безупречные документы, сведения о разрыве передадут в ИФНС продавца. Там инспекторы смогут доначислить ему НДС, поскольку срок камералки не истек.
Риски переноса вычета НДС
Иная ситуация, если покупатель отложил вычет НДС. Когда компания заявит его, камеральные проверки за период сделки уже закончатся. Инспекторы потеряют возможность доначислить продавцу НДС по декларации. Для этого нужна выездная проверка. Но, чтобы ее назначить, цена вопроса должна составлять не менее 1 млн рублей.
Если оснований для выездной проверки продавца нет, единственная возможность получить НДС в бюджет — снять вычеты НДС у покупателя. Поэтому при отложенных вычетах риск претензий к покупателю гораздо выше.
Чтобы снизить риск, надо переносить вычеты НДС только по сделкам с надежными контрагентами, которые точно заплатят налог. Если контрагент малознакомый, заявить вычеты лучше сразу. Если он не покажет сделку, то отвечать будет сам.
Кстати, если поставщик на УСН, его покупателю получить вычет НДС очень сложно. Инспекторы считают, что у компании на это нет прав. Но есть аргументы, которые помогут отстоять свою правоту в суде.
Вычет НДС можно заявить в периоде получения счета-фактуры, несмотря на исправления
Налоговики настаивали на том, что компания может заявить вычет НДС только в периоде исправления счета-фактуры. Однако суд указал, что постановление Правительства РФ не вправе менять или дополнять порядок заявления вычета, установленный НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2015 № Ф04-17563/2015).
В октябре 2013 года компания перечислила поставщику предоплату по договору в размере 250 млн рублей. По итогам 4 квартала она заявила вычет НДС с аванса (п. 12 ст. 171 НК РФ). Налоговики отказали в вычете, поскольку в счете-фактуре на предоплату была допущена ошибка. Поставщик внес исправления во 2 квартале 2014 года, и компания представила инспекторам правильный документ.
Однако контролеры заявили, что исправленный счет-фактура дает право на вычет НДС лишь в периоде исправления, то есть во 2 квартале 2014 года. Поэтому они отказали в вычете налога на основании декларации за 4 квартал 2013 года.
В решении инспекторы ссылались на пункт 9 Правил ведения книги покупок (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), согласно которому исправленный счет-фактура регистрируется в книге покупок по мере возникновения права на вычет. Соответственно, НДС предъявляется к вычету покупателем в периоде его получения.
Суд, принимая сторону налогоплательщика, указал, что условия реализации права на вычет НДС установлены НК РФ. Порядок ведения книги покупок не изменяет налоговый период, в котором возникает право на вычет.
Налоговый орган по существу не опровергает выполнение обществом всех условий для применения вычета: наличие счета-фактуры с учетом исправления, документов о перечислении денежных средств, договора, содержащего условие о предварительной оплате.
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/50977-vychety-nds-stalo-riskovanno-perenosit
4.6. Вычеты по операциям, освобожденным от налогообложения НДС
Описание ситуации: Подрядчик в рамках договора генерального подряда осуществил поставку на объект строительства немонтируемого медицинского оборудования, входящего в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Подрядчик получил счет-фактуру на медицинское оборудование, где его контрагент применил льготу согласно ст. 149 НК РФ.
В наш адрес подрядчик выставил счет-фактуру, в котором вся медицинская продукция, подлежащая льготе по ст. 149 НК РФ, обложена НДС по ставке 18%. Подрядчик весь предъявленный в счете-фактуре НДС уплатил в бюджет. ООО полностью рассчиталось с подрядчиком за поставленное медицинское оборудование.
Вопрос: Есть ли у нас риск в отказе вычета суммы НДС из бюджета по счету-фактуре, выставленному подрядчиком в наш адрес?
Ответ: Согласно условиям запроса и представленным счетам-фактурам, подрядчик в рамках договора строительного подряда поставил обществу немонтируемое медицинское оборудование, которое входит в перечень медицинской техники, реализация которой на территории РФ в силу пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
При этом подрядчик как поставщик, согласно представленным счетам-фактурам, включил в стоимость оборудования сумму НДС.
Действительно, в ст. 149 НК РФ содержится перечень хозяйственных операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от обязанности по исчислению и уплате НДС. В частности, в п. 2 ст.
149 НК РФ указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
При этом в п. 5 ст. 168 НК РФ указано, что при реализации таких товаров (работ, услуг) первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп “Без налога (НДС)”.
Вместе с тем если поставщик выставил покупателю счет-фактуру в отношении товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, с выделенной в нем суммой НДС, то данная сумма налога подлежит уплате в бюджет (пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ на основании выставленных продавцом счетов-фактур. При этом в п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету должны быть соблюдены требования, установленные п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
Таким образом, считаем, что общество на основании п. 5 ст. 173 НК РФ вправе принять к вычету уплаченные на основании выставленных счетов-фактур суммы НДС в отношении рассматриваемого в запросе медицинского оборудования, даже при условии, что реализация данного оборудования освобождена от налогообложения НДС.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что контролирующие органы придерживаются иной позиции по данному вопросу.
Источник: https://narodirossii.ru/?p=2440
Сумма НДС по необлагаемым операциям к вычету
Перечень операций по реализации товаров, работ или услуг, которые освобождены от обложения НДС (то есть, по сути являются льготными), установлен в налоговом кодексе.
Но если счет-фактура по льготным операциям выставлен с выделением НДС, то сумму налога на добавленную стоимость необходимо перечислить в бюджет в полном объеме (подпункт 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ).
Одновременно в налоговом кодексе четко указано: если операции по реализации освобождены от НДС, то счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога и должны содержать соответствующую надпись или штамп «Без налога (НДС)». Следовательно, если счет-фактура по льготным операциям содержит выделенную сумму НДС, это можно расценить как нарушение установленного налоговым кодексом порядка.
А НДС по счетам-фактурам, которые выставлены с нарушением действующего порядка, покупатель не имеет права принимать к вычету. Именно такие аргументы приводят специалисты Минфина России и федеральной налоговой службы в обоснование своей позиции, согласно которой НДС по необлагаемым операциям принимать к вычету нельзя.
Главное — это факт уплаты НДС в бюджет!
Не так давно подобная позиция чиновников получила поддержку и в одном судебном решении (постановление ФАС СЗО от 15.11.2011 N А56-57223/2010).
Так, суд встал на сторону налоговой инспекции, указав, что фирма неправомерно приняла к вычету НДС по тем счетам-фактурам, в которых была выделена сумма налога, несмотря на то, что сами операции относились к необлагаемым (купля-продажа металлического лома). Но здесь важно принять во внимание следующее.
Дело в том, что сами спорные хозяйственные операции суд признал фиктивными. Организация не представила убедительных доказательств исполнения сделок и поэтому не смогла подтвердить их реальность. В частности, приемо-сдаточные акты, которые она предъявила в качестве подтверждения приобретения, доставки и постановки товара на учет, суд признал недостоверными.
А в платежных документах и в выписках банков в графе «Назначение платежа» было указано, что оплата приобретенного товара не облагается НДС, в то время, как счета-фактуры по этим операциям, которые были представлены в инспекцию, содержали выделенную сумму налога.
Исследовав все обстоятельства дела в совокупности, судьи пришли к выводу, что организация не только не подтвердила реальность спорных хозяйственных операций, но и проявила недобросовестность в отношениях с контрагентами.
Поэтому решение инспекции об отказе в возмещении НДС суд оставил в силе, а в удовлетворении требований компании отказал. Заметим, что судебное решение с такой позицией является единичным.
Изучив сложившуюся арбитражную практику, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев суды встают на сторону бизнеса и признают вычет НДС по льготным операциям правомерным.
В частности, ФАС Московского округа, принимая решение в пользу компании, в постановлении от 23.12.2011 N А40-10415/11-116-30указал следующее. Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделением НДС, но при этом сама реализация относится к необлагаемым операциям, то сумму налога на добавленную стоимость продавец все равно перечисляет в бюджет.
При этом согласно положениям статьи 171 налогового кодекса покупатель имеет право предъявить к вычету сумму НДС, которую он уплатил при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В данной ситуации налоговая инспекция не доказала, что продавец не уплатил НДС в бюджет, а спорные счета-фактуры, как указал суд, составлены без нарушений и соответствуют условиям, указанным в статье 169 налогового кодекса. Следовательно, компания-покупатель правомерно применила налоговые вычеты.
Аналогичные выводы содержатся и во многих других судебных решениях. Кстати, они касаются не только споров, связанных с льготными операциями по перечню из статьи 149 налогового кодекса, но и, например, расчетов с «упрощенцами».
Пример ситуации, когда сумму НДС можно принять к вычету
Фирма получила от продавца счет-фактуру за оказанные им медицинские услуги, которые освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость (подпункт 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Но несмотря на это полученный счет-фактура содержит выделенную сумму НДС — 5000 рублей.
Согласно сложившейся судебной практике фирма может принять ее к вычету при соблюдении следующих условий: — медицинские услуги реально были оказаны (и это можно доказать); — покупатель уплатил, а продавец перечислил этот НДС в бюджет;
— счет-фактура составлен без нарушений.
Выставление счетов-фактур по льготным операциям
Интерес представляет еще одно судебное решение — постановление ФАС МО от 24.05.2011 N КА-А41/2595-11 N 41-23552/10.
В нем суд указал, что законодатель предусмотрел для плательщиков НДС возможность выбрать наиболее оптимальный способ организации экономической деятельности и налогового планирования.
Выставляя счета-фактуры по льготным операциям, они могут воспользоваться одним из следующих способов.
1. Сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС. Соответственно, в этом случае налог на добавленную стоимость в выставляемых покупателю счетах-фактурах не выделяется, что повышает ценовую конкурентоспособность этих товаров (работ, услуг).
2. Выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС. Тогда именно эта сумма налога на добавленную стоимость (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет. Кстати, при вынесении решения в данном случае судьи учли сложившуюся арбитражную практику по аналогичным предметам спора, а также обратили внимание на отсутствие у сделок признаков фиктивности.
Применение вычета по НДС при использовании льгот
Итак, обобщив существующие подходы судов, которые касаются вычета НДС по льготным операциям, можно сделать следующие выводы.
Применение льгот по НДС, указанных в статье 149 налогового кодекса, не является обязательным.
То есть, компании-продавцы в зависимости от того, что им выгоднее, могут выбрать один из двух вариантов: использовать льготу и не облагать НДС определенные виды операций или же уплачивать по ним налог в обычном порядке.
Действующее законодательство не связывает применение вычета по НДС с тем, подпадает ли реализация под действие льгот или нет.
Главное, чтобы сами сделки были реальными и компания могла это доказать, а НДС, который продавец указал в счетах-фактурах, был перечислен в бюджет.
При соблюдении этих условий компания-покупатель имеет все шансы отстоять свое право на налоговый вычет даже несмотря на противоположное мнение Минфина России и ФНС России по этому вопросу. Правда, делать это скорее всего придется в суде.
Принять к вычету НДС по необлагаемым операциям…
┌─────────┐ ┌──────────┐ │ Можно │ │ Нельзя │ └─────────┘ └──────────┘ ┌─────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │право на налоговый вычет │ │счет-фактура по необлагаемым│ │не зависит от того, подпадает├◄──ОСНОВНОЙ АРГУМЕНТ:──►┤операциям, в котором выделен│ │операция под обложение НДС │ │НДС, выставлен с нарушением │ │или нет │ │действующего порядка │ └─────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ ┌─────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │для вычета необходимо, чтобы │ │в счете-фактуре по необлага-│ │сама сделка была реальной, ├◄───────ПОЧЕМУ? ───────►┤емым операциям должна стоять│ │а спорная сумма НДС поступила│ │отметка «Без НДС» │ │в бюджет │ └────────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘
Источник: https://nalogitax.ru/prinimatj-vychetu-nds-lgotnym-neoblagaemym-operaciyam-summa.html