Возмещение НДС из бюджета
Каждого предпринимателя, осуществляющего реализацию или экспорт товаров, интересует вопрос о возмещении из бюджета уплаченного ранее НДС. По итогам налогового периода подачи декларации (квартала), возмещение НДС может возникнуть, когда сумма налога принятого к вычету больше суммы начисленного налога. В этом случае Государство становится должником перед юридическими лицами.
Понятие
Процедура возмещения налога предполагает возврат уплаченной суммы налога Государством на счет налогоплательщика. Налоговое законодательство предлагает два способа проведения процедуры:
- по общему порядку (по результатам камеральной проверки);
- по заявлению налогоплательщика (до окончания ревизии, при определенных условиях).
При этом существует несколько путей возврата средств:
- зачисление средств на расчетный счет налогоплательщика;
- засчитать сумму налога принятого к возмещению в счет будущих налоговых платежей;
- возвратная сумма засчитывается в счет возмещения имеющейся недоимки, возникшей по каким-либо налоговым обязательствам.
Перед тем, как Налоговая служба утвердит возмещение НДС в 2016 году, она будет обязана провести камеральную проверку поданной декларации. Нужно отметить, что проверка будет проведена даже, если заявленная сумма будет равняться 1 рублю.
Камеральная проверка декларации
По окончанию проверки акт направляется руководителю или заместителю контролирующего органа (ИФНС), который на основании полученного результата выдает постановление, где указывается решение вопроса о привлечении или об отказе к привлечению к ответственности за совершенное правонарушение (если оно имеет место). Постановление утверждается в течение 7 дней со дня окончания налоговой ревизии. Юридическому лицу отводится 15 дней на предъявление возражений по акту.
По результатам акта налоговой службой может быть принято одно из следующих решений:
- возмещение НДС из бюджета в полном размере заявленной суммы;
- отказ от возмещения налога в полном размере заявленной суммы;
- частичное возмещение заявленной суммы налога.
В ходе ревизии налоговики могут затребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие принятие входного налога к вычету.
Возмещение НДС по общему порядку
По завершении контрольных мероприятий ИФНС обязана сообщить о результатах и о принятом решении налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если контролирующий орган утвердил полное возмещение НДС, налогоплательщик пишет прошение о возврате суммы налога или о зачете указанной суммы в счет возмещения будущих налоговых обязательств, либо в счет имеющейся недоимки.
Срок на возврат определяется в соответствии со статьей 78 НК РФ и составляет 1 месяц со дня, когда было подано заявление. При нарушении сроков, на контролирующий орган возлагается обязательство о выплате процентов за задержку выплат.
Возмещение НДС в заявительном порядке
Данная процедура возврата оговорена в статье 176.1 НК РФ, она характеризуется ускоренным процессом вынесения вердикта налоговым органом.
Суть ее в том, что налоговики могут затребовать для подтверждения вычета дополнительные документы, возмещение НДС осуществляется до окончания камеральной проверки на основании этих документов.
Однако по результатам ревизии может возникнуть ситуация, что налогоплательщик не вправе был требовать возврата, и, в этом случае, он становится обязанным вернуть уплаченную бюджетом сумму.
Перед тем, как вернуть НДС до окончания ревизии следует быть уверенным, что такое право у налогоплательщика имеется. Так, воспользоваться такой возможностью могут:
- Организации, которые пополнили бюджет за предыдущие три года до подачи заявления на возврат на 7 млрд. рублей. В расчет суммы идут все налоговые поступления.
- Налогоплательщики, предъявившие ИФНС банковскую гарантию, где указана сумма налога к возврату.
Чтобы воспользоваться правом вернуть НДС до окончания налоговой ревизии налогоплательщику следует подать заявление в ИФНС на возврат налога в течение 5 рабочих дней со дня подачи декларации.
Незаконное возмещение
В силу своей неопытности либо недобросовестности налогоплательщики подчас требуют незаконное возмещение НДС.
Поэтому налоговики в ходе ревизии тщательно проверяют не только подтверждающие налоговый вычет документы, но и проводят иные мероприятия, контролирующие данный вопрос.
Например, могут проводиться встречные проверки с контрагентами проверяемой компании, осмотр помещений и территорий, выемка предметов и документов в присутствии понятых.
Если результаты контрольных мероприятий освидетельствованы уже по окончании камеральной проверки, по решению руководителя контролирующего органа может быть проведена выездная проверка.
Источник: https://LawCount.ru/nalog/vozmeshhenie-nds/
Блог.КОБ.томск.ру
Кто-то об этом знает. Некоторые догадываются. Большинство даже не задумывалось. Предлагаю вашему вниманию статью члена «Профсоюза граждан России» Евгения Симакова об этой важнейшей проблеме российской экономики. Можно даже считать эту статью запросом от нашего Профсоюза тем партиям, которые собираются провести своих кандидатов в депутаты российской Госдумы.
Потому что законодательства, которое позволяет «воровать по закону», в России быть не должно.
Без налоговой службы государство немыслимо. Налоги — главная составляющая бюджетов всех уровней — от федерального до муниципального.
От работы налоговых органов в немалой степени зависят развитие городов и районов, экономическая стабильность и благополучие страны. Налог на добавленную стоимость является одним из образующих бюджет налогов.
По своей сути НДС — общегосударственный налог с продаж, который распределен между плательщиками.
Однако НДС, за счет прорех в налоговом законодательстве РФ, считается одним из самых коррупционных налогов.
Довольно сложная и опасная ситуация складывается в настоящее время с массовым использованием налогоплательщиками нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.
Иными словами – государство возвращает НДС. Вот на этой почве и расцветают ядовитые цветы.
https://juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/2650/
Рассмотрим эту проблему подробнее. НДС платится с выручки (дохода юридического лица), однако налогоплательщики имеют право на вычеты (расходы), полученную разницу уплачивают в бюджет. Например, организация купила станок за 5 млн. руб.
в 1 квартале 2011 года и продала его в 1 квартале 2011 года за 5.5 млн. руб., с полученной выручки в размере 500 тыс. руб. уплачивает в бюджет 18%, то есть 90 тыс. руб. Остальные деньги в сумме 410 тыс. руб.
– доход фирмы, за минусом иных сборов и расходов.
Однако на практике так происходит редко, российские налогоплательщики стараются всячески минимизировать платежи в бюджет или использовать право на возмещение НДС из бюджета. Что это такое за право? В интернете множество рекламы с лозунгами: “Вернем НДС на любой стадии” https://www.finsovet.ru/nds.
Начинаем сначала: купила организация станок уже за 50 млн. руб. и не продала. Ну, не нашелся покупатель или сорвался. А по итогам каждого квартала декларацию по НДС надо подавать. Считаем НДС: выручки у нас нет, вычеты 50 млн.*18%. В итоге имеем минус 9 млн. руб.
Поскольку НДС – косвенный налог, следовательно, в соответствии с действующим налоговым законодательством бюджет (налоговый орган) обязан вернуть на расчетный счет организации 9 миллионов рублей.
Те, кто знает об этом – давно возмещают НДС в особо крупных размерах, 30 млн. в квартал, 100 млн. в квартал, кто больше? Но даже если Вы пойдете в метро просить на подаяние, Вы поймете, что эта ниша занята и нужно делиться, а также искать покровителя. Можно попробовать потеснить мошенников, начав свою собственную игру, которая стоит свеч — бюджет-то ведь «резиновый»!
Вот она, коррупционная составляющая НДС – организация за счет применения схем ухода от налогообложения при возмещении НДС должна поделиться с налоговой, банками, таможней, управлением по борьбе с экономическими преступлениями и пр.
Но вернемся к рассматриваемой сделке: казалось бы — ситуация реальная, ну может же такое быть, купила фирма многострадальный станок и не продала, случайно возмещение нарисовалось, все в рамках закона, но давайте посмотрим глубже. И мы увидим, что такие организации в основном создаются незадолго до совершения первой хозяйственной сделки и ненадолго.
1й этап – купить (зарегистрировать) фирму. 2-й этап – предоставить (отправить по почте) в налоговый орган декларацию. В действующем законодательстве (п. 2 ст. 88 НК РФ) проверка заявленного возмещения НДС из бюджета длится не более 3-х месяцев с даты подачи (отправки) декларации. По окончании проверки налоговый орган обязан вернуть НДС на расчетный счет организации.
Пока декларация идет по почте, пока налоговый орган отправляет по почте требование о предоставлении документов, плавно истекают 3 месяца, отведенные на проверку.
А требование на предоставление документов организация не получит только потому, что зарегистрирована по несуществующему адресу или по адресу массовой регистрации. До 80% фирм не находятся по юридическому адресу, не установлена законодательством такая обязанность.
По домашнему адресу руководитель требование тоже не получит, поскольку руководитель зачастую лицо подставное.
Но, допустим, требование налогового органа все же получено – предоставляем документы на покупку станка – договор с фирмой-контрагентом (типовую форму мы распечатаем из интернета). Этот «контрагент» — скорей всего такая же однодневка, возможно даже создана одними и теми же лицами, которые сами себе «продают станки» и потом «возмещают НДС из бюджета».
Но «пуповина» этих фирм не доказуема, руководители в них разные. В договоре между ними предусмотрена отсрочка платежа до 1 года, то есть купили мы станок, но не заплатили за него, нет у вновь созданной организации пока денег. Предоставляем счет-фактуру и товарную накладную по тем же типовым формам из инета, ставим печать (заказ печати стоит 300-500 руб.).
Комплект документов готов. Если дополнительно запрашивают – “рисуем” договор хранения. Много в России заброшенных заводов и станков в нерабочем состоянии производства 1975 года, их можно даже купить по документам за 50 млн. руб. (не запрещено, хоть за 100 млн.
) Можно даже сфотографировать, принести фотографии цеха, станка, подтвердив реальность осуществления финансово-хозяйственной сделки.
Наш «контрагент», который продал нам станок, желательно, но не обязательно, должен отчитываться и уплачивать налоги в бюджет. Ведь НДС косвенный налог, государство, возмещая его, предполагает, что он уже кем-то был уплачен.
Наш контрагент уплачивает НДС… 500 руб. в квартал, не больше. Может, не уплачивает вовсе, отчитываясь нулевыми декларациями. Дело десятое. Штука в том, что законодательно не предусмотрена ответственность за добросовестность своих контрагентов.
В Налоговом Кодексе нет такой статьи.
В случае движения денежных средств в особо крупном размере по счету и при условии предоставления декларации с нулевыми оборотами, у налогового органа не предусмотрены механизмы принуждения налогоплательщика к предоставлению декларации “с начислениями». Согласно НК РФ за непредоставление деклараций налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам, за предоставление нулевых деклараций при оборотах на счете – такого права нет.
Вот наступает последний этап – налоговый орган перечисляет со счетов Федерального Казначейства на счета фирмы-однодневки 9 млн. руб. Потом деньги незаконно обналичивают через другого контрагента-однодневку. А дальше украденные у налогоплательщиков, то есть у всех нас, деньги делятся, как в детской песенке: эта долька для меня, эта долька для инспектора , который не заметил….
Если же налоговый орган откажет в возмещении НДС, можно пойти в арбитражный суд, и около 90% судов принимают сторону налогоплательщика в подобных делах и выносят положительное решение о возврате НДС. Потому что все по закону.
Оказывается: на налогоплательщика не возложена обязанность доказывания своей добросовестности и обоснования получения налоговой выгоды в виде возмещения НДС. Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.
Экономическая преступность в последнее время нашла для своей деятельности множество лазеек. Причина этого кроется в том, что в законодательстве на возмещение НДС есть «прорехи».
Сократить уровень экономической преступности можно в первую очередь с помощью ликвидации таких лазеек в законодательстве, которые сегодня позволяют злоумышленникам совершать махинации. А слабые места законов нетрудно определить с помощью статистики раскрытых преступлений.
По оценке экспертов на сегодняшний день мошеннические действия с НДС стали серьезной угрозой государству, поскольку они составляют до трети объема бюджета. https://www.papashi.ru/lastarticles/Nelegalnye_sposoby_vozmeshcheniya_NDS_25_05_2010-10_55_46.htm
Темпы роста возмещения НДС опережают рост начислений по этому налогу, вот до такого абсурда доходит действующее налоговое законодательство. То есть наше государство «возмещает» НДС больше, чем его получает.
В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации сделок, сложившейся за последние годы.
Причем данная индустрия базируется не только на грубой подделке документов, а и на создании длинных запутанных цепочек фиктивных покупателей и продавцов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца.
Есть и схемы незаконного возмещения налога при экспорте товаров. Они не отличаются изощренностью и чиновникам давно известны. Товар либо оформляется на вывоз из страны и на самом деле никуда не вывозится, либо перепродается через цепочку взаимосвязанных фирм.
При этом стоимость его накручивается, и размер предъявляемого к возмещению НДС оказывается более чем внушительным. Проследить при этом за механизмом «накрутки» почти невозможно — мелкие посредники чаще всего бесследно исчезают после совершения сделки.
Они снова – фирмы-однодневки.
Проблема незаконного возврата НДС огромна. И сегодня она никак не решается. Незаконное возмещение НДС (особенно в г. Санкт-Петербурге и в г. Москве) приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение саму целесообразность применения налога на добавленную стоимость.
Что же нужно делать для решения этой проблемы?
Сегодня назрела необходимость применения следующих корректировок в налоговом законодательстве:
1.
Отменить НДС, заменив его налогом с оборота, налогом с продаж, исключив возможность возмещения из бюджета денежных средств (при оборотах в особо крупном размере налогоплательщики отчитываются “минимальными” начислениями либо и вовсе нулевыми декларациями), — или запретить возмещение НДС как таковое, либо вернуться к норме законодательства производить возмещение НДС в счет уплаты будущих платежей по налогу, то есть ни в коем случае не возвращая живые деньги на расчетные счета налогоплательщиков. 2. Создать четкую организацию взаимодействия сотрудников таможенных, налоговых служб и правоохранительных органов на постоянной основе, в том числе проведение совместных проверок (зачастую в налоговых органах по причине текучести кадров из-за окладов в 2-5 тыс. руб. работают молодые специалисты из университетов, не имеющие опыта проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, либо люди предпенсионного возраста). 3. Вернуться к норме законодательства принимать НДС к вычету после обязательной оплаты (при свершившемся факте отгрузки товара, выполненных работ, оказанных услуг). 4. Вернуться к норме законодательства ареста расчетных счетов налогоплательщика за не предоставление документов на проверку. 5. Отменить норму законодательства, при которой плательщик имеет право при перечислении предоплаты в счет предстоящих поставок товара принять НДС к вычету. (Это еще одна волна схем: одним лицом покупаются 2 фирмы, это же лицо вносит на расчетный счет одной из фирм определенную сумму денег. Затем с одной фирмы на другую поступает аванс, первая фирма возмещает НДС из бюджета с суммы перечисленного аванса, со 2-й фирмы хозяин снимает свои же деньги и к ним получает бонус в виде законного возмещения НДС. Предстоящая поставка уже никогда не произойдет, да и фирмы внезапно ликвидируются). 6. Установить обязанность на налогоплательщика, а не на налоговые органы, обосновывать и доказывать правомерность получения налоговой выгоды. 7. Установить обязанность налогоплательщика находиться по юридическому адресу. 8. Установить обязанность юридическим лицам нести ответственность за своих контрагентов и в случае работы с фирмами-однодневками перенесения налогового бремени однодневок на данное юридическое лицо. 9. Исключить возможность регистрации предприятий на утерянные паспорта, на БОМЖей, на заключенных, на психически нездоровых личностей. 10. Исключить возможность регистрации предприятий по почте (в т.ч. электронной). 11. Исключить возможность регистрировать на 1 физическое лицо более 5 организаций. 12. Поднять сумму уставного капитала вновь созданной фирмы до 300-500 тыс. руб. 13. Допустить возможность использования специальных процедур возмещения НДС при экспорте только производителям товаров, а не цепочке перепродавцов. 14. Разработать оптимальную стратегию налоговых проверок организаций, входящих в “группу риска”, продлить сроки проведения камеральных налоговых проверок до 9 месяцев. 15. Вернуться к уголовной ответственности за лжепредпринимательство (такое понятие было исключено из УК РФ), то есть предусмотреть ответственность для лиц, осуществляющих подбор «номинальщиков» (подставных лиц) и вводящих в заблуждение этих людей для создания однодневок. 16. Поднять престиж работы в налоговых органах (в том числе за счет повышения заработных плат специалистов до 20-25 тыс. руб. в месяц, поскольку мизерные заработные платы вынуждают инспекторов с молчаливого согласия принимать недобросовестные предложения налогоплательщиков).
17. Ужесточить меры ответственности за коррупцию (вплоть до пожизненного заключения за взятки в особо крупном размере), так как нормы действующего законодательства в случае уплаты штрафов и вовсе не предполагают ответственности в виде лишения свободы.
Симаков Евгений.
Источник: https://blog.kob.tomsk.ru/1876
Возмещение НДС ✍ Налоговый юрист
Источник: https://www.nalogovi-urist.ru/nalogovyiy-yurist-krasnodar/vozmeshhenie-nds/
Возврат переплаты налога: ИФНС РФ не может передумать и отменить свое же решение о зачете налога
Журнал «Российский налоговый курьер», июль 2014 года, № 13-14
Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.
Настоящая статься была размещена в журнале «Российский налоговый курьер» в виде беседы.
Беседу ведет Алина Смехова, корреспондент журнала:
— В нашу компанию обратилась организация с необычной проблемой. При проведении инвентаризации активов и обязательств в рамках проекта по выявлению и реализации налоговых резервов организацией была выявлена значительная переплата — излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный и региональный бюджеты и конечно же возник вопрос, как вернуть переплату по налогам.
— Ваш клиент пропустил срок в который налоговая переплата могла быть зачтена или возвращена?
— Нет, как раз трехлетний срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ, практически истек на тот момент, когда налоговая переплата была выявлена. Чтобы избежать пропуска срока компания подготовила уточненную декларацию и обратилась в районную ИФНС с заявлением о её зачете в счет предстоящих платежей.
— Удалось ли вашему клиенту получить зачет переплаты по налогам?
— После получения уточненной декларации и заявлений районная инспекция буквально сразу же (в течение недели) уведомила налогоплательщика о проведении зачета переплаты в счет предстоящих платежей и направила ему соответствующие уведомления.
— Так в чем же заключался налоговый спор с проверяющими?
— Дело в том, что прогнозный расчет предстоящих налоговых обязательств, который произвели специалисты нашего клиента после получения уведомлений, показал, что сумма образовавшейся переплаты существенно превысила планируемые значения. Получается, что полностью использовать ее компания сможет не ранее четырех лет после проведения указанного зачета.
Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о частичном зачете в счет предстоящих платежей по НДС, и частичном возврате на расчетный счет. Тем более, что переплату ФНС уже зачла.
— Предположу, что ответом на такой запрос был отказ?
— Заявление нашего клиента привело к достаточно бурной реакции проверяющих. Уже на следующий день после подачи заявления, наш клиент начал получать многочисленные письменные сообщения из ФНС. В них проверяющие со ссылкой на пункт 3 статьи 88 НК РФ требовали представить пояснения о причинах образования данной переплаты.
Помимо требований о представлении пояснений в этих сообщениях инспекция фактически предъявила компании требование предоставить копии первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, подтверждающих обстоятельства возникновения переплаты и ее размер. Причем в устной форме инспекторы порекомендовали представить запрошенные копии в течение одного дня (в противном случае не исключался вариант назначения и проведения выездной проверки).
— Разве такие требования законны?
— На наш взгляд, не совсем. Ведь положения пункта 3 статьи 88 НК РФ позволяют требовать у налогоплательщика только пояснения, а никак не документы. При этом истребовать копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета проверяющие в рассматриваемой ситуации не вправе.
— Как же поступил ваш клиент?
— Организация подготовила несколько письменных пояснений с приложением копий первичных документов, обосновывающих образование переплаты по налогу на прибыль организаций. Эти документы она представила в ИФНС.
— Что в результате решили проверяющие?
— Буквально через несколько дней после представления сведений районная инспекция направила в адрес компании в письменной форме два решения: об отказе в осуществлении зачета переплаты в счет уплаты НДС и об отказе в осуществлении возврата её на расчетный счет.
В их обоснование инспекторы указали, что отказ в зачете и в возврате переплаты обусловлен проведением камеральной проверки и рассмотрением данного вопроса с участием должностных лиц вышестоящего налогового органа. После этого инспекция прекратила какое-либо взаимодействие с компанией.
— Несколько странное решение. Как я понимаю, именно после него организация обратилась за помощью в вашу компанию с проблемой как вернуть переплату по налогам, в рамках услуги: Досудебное урегулирование налоговых споров?
— Да, именно так. И нам предстояло определить дальнейшие действия, чтобы данная налоговая переплата была возвращена нашему клиенту.
На наш взгляд, при таком развитии ситуации существует некоторая процессуальная неоднозначность. Дело в том, что фактически решение инспекторы приняли до завершения камеральной проверки.
https://www.youtube.com/watch?v=xa9YZEYhu7s
С одной стороны, инспекторы обязаны принять решение о возврате или зачете соответствующей переплаты в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
С другой стороны, Президиум ВАС РФ в пункте 11 информационного письма от 22.12.
05 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал следующее: «срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ».
В этом же письме высшие арбитры сделали вывод о том, что срок на возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ) начинает исчисляться со дня подачи заявления. Но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому или отчетному периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
— Значит, важно было не ошибиться со сроками подачи возражений?
— Да, мы столкнулись с ситуацией, когда процессуальный срок для обжалования решений об отказе в зачете и об отказе в возврате мог истечь из-за проведения камеральной проверки. Это означало бы, что дальнейшее административное или судебное обжалование могло быть невозможным из-за истечения или пропуска этого срока (если не обжаловать решения и ждать завершения камеральной проверки).
С другой стороны после завершения камеральной проверки инспекторы могли вовсе не принять никаких решений, изменяющих или дополняющих ранее принятые об отказе в зачете или об отказе в возврате.
Иными словами, они остались бы в законной силе.
То есть при таком развитии ситуации и возможном бездействии ИФНС РФ налогоплательщик мог пропустить срок обжалования отказных решений и в результате полностью лишиться переплаты по налогу.
— Еще тут же важны сроки обжалования — три года для обращения в инспекцию с заявлением о зачете?
— Верно, после завершения «камералки» наш клиент не смог бы представить новое заявление. Поскольку по истечении нескольких месяцев проведения камеральной проверки истек бы трехлетний срок обращения с таким заявлением. Напомню, что уточненную декларацию в которой отражена переплата, налогоплательщик подал в инспекцию практически на исходе этого трехлетнего срока.
Таким образом, ожидание результатов камеральной проверки грозило компании лишением права на возврат из-за необжалования решений.
— А если бы организация попыталась признать незаконным бездействие инспекторов, которые не приняли каких-либо решений по итогам проверки?
— В этом случае инспекторы могли заявить о том, что результаты камеральной проверки не повлекли изменения ранее принятых решений об отказе, поэтому выносить новые не нужно (так как они повторяют ранее принятые).
— И что же вы предприняли?
— Для начала мы инициировали сверку расчетов клиента с налоговым органом.
В результате компания получила акт сверки и выписку операций по расчетам с бюджетом, в которой были отражены излишне уплаченные суммы по первым заявлениям о зачете её в счет предстоящих платежей.
Помимо прочего указанные документы (акт сверки с ИФНС и выписка операций по расчету с бюджетом) доказывали отсутствие у компании какой-либо задолженности перед бюджетом, что является условием для возврата излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).
После прохождения сверки мы обжаловали решение районной инспекции об отказе в проведении зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога.
— Какие аргументы вы привели в жалобе?
— Во-первых, до подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС и заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль на расчетный счет инспекция прямо подтвердила факт её наличия в связи с подачей уточненной декларации. О чем они же сами вынесли соответствующие решения и направили уведомления налогоплательщику.
Во-вторых, НК РФ не предусматривает такое основание отказа в зачете или в возврате излишне уплаченного налога как проведение камеральной проверки и иных мероприятий налогового контроля.
В том числе, проведение камеральной проверки в отношении уточненной декларации, в отношении которой инспекторы камеральную проверку уже провели и по ее итогам приняли решение о зачете.
А именно такие доводы приводили проверяющие.
Свои аргументы мы подкрепили судебными актами. В частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 25.12.08 № А26-2386/2008 пришел к выводу, что проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.
Источник: https://www.calangium.com/information/publikacii/vozvrat-pereplaty-po-nalogam/
Нюансы камеральной проверки по НДС к возмещению
Камеральная проверка по НДС к возмещению отчасти напоминает поединок двух соперников.
С одной стороны, органы ФНС стараются максимизировать бюджетные поступления, не допустив применения сомнительных льгот.
С другой — плательщик, который желает максимально оптимизировать свои налоговые расходы. Осуществление камеральной проверки по НДС к возмещению имеет множество нюансов. Каких? Об этом далее.
Чем отличаются алгоритмы проверок налоговой декларации по НДС?
Каковы последствия отражения НДС к возмещению в отчетности?
Случаи истребования не предусмотренных законом документов при камеральной проверке по НДС
Как собрать пакет документов для камеральной проверки НДС 2017 года?
Предоставление собранной документации проверяющим
Срок получения решения по итогам проверки
Возможные споры по возмещенному НДС
Пути оптимизации процедуры камеральной проверки
Перспективы в области налогового администрирования НДС
Чем отличаются алгоритмы проверок налоговой декларации по НДС?
На практике при проверке отчетности по НДС можно выделить два совершенно разных подхода со стороны ФНС. Зависят они от наличия или отсутствия в форме исчисленного к возврату налога. Исходя из этого, можно выделить:
- стандартное исследование отчетности, включающей только суммы к уплате;
- углубленную проверку отчетности, где НДС указан к возмещению.
В первом случае для обоснования приведенных в отчетности цифр требуется меньшее количество бумаг, чем во втором. Кроме того, при втором варианте возмещаемый налог проверяется более тщательно и скрупулезно. Обусловлено это тем, что возврат налога грозит потерями бюджетных сумм, в связи с чем и спрос с инспекторов в подобной ситуации особый.
https://www.youtube.com/watch?v=ncRk69kzLJ8
Отличается и набор методов проведения проверки: помимо истребования документов, может проводиться экспертиза, привлечение свидетелей и другие процедуры. Теоретически по срокам проверка налоговой по возмещению НДС должна длиться те же 3 месяца. Однако на практике возможно увеличение таких сроков.
Исходя из всего вышеизложенного, перед подачей декларации с суммами к возмещению налогоплательщикам следует хорошенько подготовиться к вопросам и требованиям инспекторов.
Каковы последствия отражения НДС к возмещению в отчетности?
Предположим, компания АО «Эллипс» сформировала и подала декларацию с НДС к возмещению за 2-й квартал 2017 года.
Понимая, что инспекция будет достаточно подробно проверять отчетность, предварительно специалисты подготовили весь необходимый перечень документов для обоснования всех указанных в декларации сумм, в частности счета-фактуры, накладные, надлежаще оформленные книга покупок и книга продаж.
После того как отчет был сдан, компания получила от представителей ФНС запрос на предоставление документов, передавать которые она в инспекцию не планировала, поскольку, по ее мнению, они не являлись обоснованием для расчета как базы, так и самого налога. В запросе требовалось предоставить учетную политику, а также пояснения, за счет каких средств оплачивались проведенные операции. Бухгалтерской службе пришлось проанализировать требования налоговиков на предмет законности.
Случаи истребования не предусмотренных законом документов при камеральной проверке по НДС
Первоочередной проблемой становится соблюдение налогоплательщиком сроков, отведенных на сбор и передачу указанных в требовании документов.
ВАЖНО! За каждый несданный или переданный не вовремя документ придется уплатить штраф 200 руб.
Однако вначале лучше определиться, какие из запрошенных документов напрямую связаны с декларацией и расчетами по НДС, а какие нет.
На основании ст. 88 НК РФ представители ФНС вправе запрашивать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к предмету проверки. Более того, в статье кодекса указано на недопустимость истребования документов, не связанных с расчетом и уплатой налога.
Попытки инспекции настоять на своем незаконны. Это подтверждается судебной практикой — постановлением ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243. В нем определено, что ведомости по счетам, их анализ и карточки не являются документами, относящимися к НДС.
В то же время есть и иные решения, в которых указывается на право налоговиков самостоятельно определять перечень истребуемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 № КА-А40/9438-06).
Эта двусмысленность обусловлена отсутствием в законодательстве четких критериев для определения причастности того или иного документа к проверяемой операции.
Однако это не значит, что можно просто взять и отказаться предоставлять документы. Если субъект пришел к выводу, что они не относятся к предмету контроля, ему необходимо известить об этом инспекторов письмом. В нем же можно сослаться на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, где определены правомочия инспекторов в части запроса документов.
Как собрать пакет документов для камеральной проверки НДС 2017 года?
Вся первичка, предоставленная при проверке налоговой по возмещению НДС, очень скрупулезно изучается представителями ФНС. Даже самое незначительное отступление от правил оформления или неточность могут стать основанием для отказа в возмещении.
Наибольшее внимание при этом уделяется счетам-фактурам, выступающим ключевым документом по НДС. Такие ошибки, как некорректно указанный процент налога, неверное название контрагента, являются грубыми нарушениями порядка его заполнения и могут служить основанием для отказа в возмещении налога. Такую позицию огласили чиновники в письме Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312.
Но есть отдельные моменты, которые, по мнению чиновников, не влияют на право принять НДС к возмещению. В частности, неполное указание номера таможенной декларации или пропуск кода единиц измерения никак не влияют на порядок применения зачета входного налога. На это указывают письма Минфина РФ от 18.02.2011 № 03-07-09/06 и ФНС от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@ соответственно.
ВНИМАНИЕ! Идеальный счет-фактура может оказаться совершенно бесполезным, в случае если поставщиком проверяемого налогоплательщика допущены грубые ошибки в оформлении первички на отгрузку. Особое внимание при этом нужно уделить наличию и правильности заполнения реквизитов, которые должны присутствовать в первичной документации.
Предоставление собранной документации проверяющим
Взаимоотношения компаний и налоговиков подчиняются определенному набору правил. Это касается и процедуры передачи проверяющим дополнительно запрошенных документов. Все их копии должны быть надлежащим образом подготовлены и заверены, иначе в их приеме откажут.
Итак, АО «Эллипс» скомплектовало необходимый пакет документов и готовится передать его в налоговую инспекцию. На это у него есть 10 суток со дня вручения запроса на предоставление документации. Сотрудники сформировали нужный комплект и завизировали его в соответствии со всеми правилами.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ: с 2015 года проставлять круглую печать на бумагах, подаваемых в инспекцию, необязательно.
Однако АО «Эллипс» решило подстраховаться и все же проставило печать на копиях, поскольку понятие «заверенные» нигде четко не прописано. Одновременно с этим сотрудники финансового ведомства ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003, требующий наличия печати. Подобное решение компании должно снизить вероятность дополнительных претензий налоговиков.
Срок получения решения по итогам проверки
После отправки скомплектованных в папки, прошнурованных и заверенных бумаг в налоговую налогоплательщику остается только ждать решения налоговиков.
ВАЖНО! При проведении камеральной проверки по НДС даже после получения запрашиваемых документов представители ФНС в рамках существующих норм права могут посетить территорию хозяйствующего субъекта с целью осмотра складов, имущества, иных объектов. Они могут опросить свидетелей или провести экспертизу, если посчитают это необходимым.
Если каких-то ошибок в документах обнаружено не будет, инспекторы по истечении 7 суток после завершения проверки вынесут решение о возмещении НДС. Распоряжение о переводе денежных средств поступает в казначейство, последнему же отводится 5 суток на перевод полагающихся сумм на счет налогоплательщика.
АО «Эллипс» не повезло, как и подавляющей части компаний: в его документах были найдены неточности и налоговики решили вернуть меньше, чем было заявлено в декларации.
Об этом органы ФНС сообщили организации путем вручения акта по завершении проверки. На составление акта по итогам камеральной проверки по НДС у инспекции есть 10 суток после ее окончания.
Однако юристы компании, рассмотрев претензии инспекции, не согласились с ними и приняли решение опротестовать их.
Возможные споры по возмещенному НДС
Наличие большого количества замечаний, содержащихся в акте, не является поводом опускать руки. Напротив, здесь необходимы активные действия.
Как показывает практика, часть претензий, порою очень большая, оказывается необоснованной, что дает компаниям возможность отстоять свои права.
Для этого нужно в письменном виде оформить свое несогласие с итогами проверки, не забыв подкрепить это документальными доказательствами. Для этого формируются возражения, на что у фирмы есть 30 суток.
Специалисты АО «Эллипс» воспользовались этим правом, и инспекция отказалась от части своих претензий, вследствие чего сумма возмещения значительно возросла.
Но на счет налогоплательщика все равно может поступить сумма меньше той, что была указана в декларации. Такое возможно, если организация имеет непогашенную задолженность по какому-то налоговому обязательству.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ФНС имеет полное право зачесть положенный компании возврат в счет погашения имеющегося долга. Во избежание подобных недоразумений организации следует регулярно проводить сверку состояния расчетов с бюджетом.
Пути оптимизации процедуры камеральной проверки
Если налогоплательщик не готов предоставлять данные, обосновывающие вычеты по НДС, то лучше перенести такие вычеты на следующие налоговые периоды. Для этого есть 3 года с момента принятия на учет соответствующих товаров, работ или услуг.
В частности, АО «Эллипс» целесообразнее было бы отказаться временно от некоторых вычетов, уклонившись подобным образом от дополнительной проверки. При этом существуют подводные камни. Например:
- Рискованно делить входной НДС по одному счету-фактуре на несколько частей и возвращать их в течение нескольких налоговых периодов, несмотря на то что официально делать этого никто не запрещает (письмо Минфина РФ от 09.04.2015 № 03-07-11/20293).
- Опасно использовать вычет не полностью по одному счету-фактуре, полученному при приобретении внеоборотных и нематериальных активов. Хотя судебная практика на стороне налогоплательщиков, Минфин РФ в письме № 03-07-11/20293 негативно высказался по этому вопросу.
- Невозможен перенос вычетов по НДС на срок более 1 года, если товар был возвращен продавцу (п. 4 ст. 172 НК РФ) или если продавцом заявляется вычет по налогу, уплаченному им при получении аванса (письмо Минфина РФ от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).
- Запрещено переносить вычеты «агентского» налога (письмо Минфина РФ № 03-07-11/20290).
Перспективы в области налогового администрирования НДС
Все обозначенные нами моменты актуальны в настоящее время. Однако государственные налоговые органы постоянно ищут резервы для улучшения существующего порядка.
Результатом подобных поисков стало появление Межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю.
Она подчиняется действию положения о Межрегиональной инспекции по камеральному контролю, утвержденного приказом Минфина РФ от 17.07.2014 № 61н.
Насколько эта межрегиональная инспекция сможет облегчить положение плательщиков и ускорить процедуры проверки, покажет ближайшее будущее. Пока же налогоплательщикам — компаниям и ИП — нужно ориентироваться на приведенные выше порядки и особенности камеральной проверки НДС 2017 года.
***
Каждый хозяйствующий субъект, подающий в инспекцию декларацию с суммами НДС, подлежащими возмещению, должен понимать, что это повлечет за собой более скрупулезное исследование отчетности. Налогоплательщику важно быть готовым к предоставлению запрашиваемых документов, а также к визиту налоговиков, проведению экспертизы, опросу очевидцев событий.
Источник: https://buhnk.ru/nds/nyuansy-kameralnoj-proverki-po-nds-k-vozmeshheniyu/