Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов — Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций
Права налогоплательщиков на получение информации
Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
- о действующих налогах и сборах;
- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.
Минфин России в письме от 26.01.
2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».
Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.
Мнение Федеральной налоговой службы РФ
ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.), не должны носить нормативно-правовой характер.
Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.
N 7526/07) о том, что, «рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, содержания и других условий»
По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.
2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Мнение налоговых консультантов
На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:
- письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций — представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм — официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.
- письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах — являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. >>>
Такие письма, как правило, используются формулировки: «Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе»; «доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов».
Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом «существо над формой», который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.
Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС — Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.
№ ГД-4-3/21097 «О формировании единой правоприменительной практики» разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами
Своим Письмом от 23 сентября 2011 года N ЕД-4-3/15678@ ФНС проинформировала о размещении на сайте ФНС России www.nalog.ru раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» (формирование и правила его организации регламентированы Приказом ФНС от 14.11.
2012 N ММВ-7-3/845@), содержащего информационные письма ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК.
Согласно этому разъяснению в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России, адресованных налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России, и информирует, что в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абзацев 9, 10 письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716 не применяются.
С помощью этого сервиса налогоплательщики могут сообщить о несогласии с действиями налоговых органов, противоречащими содержащимся там разъяснениям.
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/status_pisem_i_razyasnenii_fns.html
Новые полномочия для Федеральной налоговой службы
Современная экономика страны ввиду ситуации с нефтью, внутренними проблемами административного аппарата, власти страны решили в корне изменить систему сбора налогов для повышения ее эффективности и увеличения общего числа собранных платежей.
Подобных нововведений избежать было нельзя. Дело в том, что последние тенденции показывают, что система сбора налогов и других государственных пошлин устарела и требует модернизации.
Именно изменения федеральной системы сбора налогов и были центральной темой встречи Премьер-министра и Президента в Ново-Огарево. Там обсуждались проблемы современной системы уплаты налогов.
Проблема, по мнению властей, сосредоточена в том, что ведомства находятся в разном подчинении.
Некоторые из них – прямо подчинены правительству, которое ввиду отсутствия специализации не сможет контролировать в полном объеме систему сбора платежей и ее органы.
На этой встрече было предложено подчинить некоторые ведомства напрямую Министерству Финансов, при этом убрать у них часть полномочий, и, наоборот усилить полномочия и компетенцию Федеральной налоговой службы.
Эти решения воплотились в Указах Президента, которые были недавно опубликованы. В них идет речь о модернизации налоговой системы. Многие аналитики называют ФНС суберслужбой ввиду того, что в ее полномочия теперь входит ряд новых функций.
Например, в ведение службы теперь передан сбор некоторых социальных налогов и сборов. Пенсионный фонд больше не будет курировать оплату и сбор пенсионного налога, также налоговая займется контролем оплаты обязательных страховых взносов.
Такие нововведения, по мнению властей, должны увеличить общий приход платежей в государственный бюджет. Система будет унифицирована, процесс оплаты налогов теперь не будет разбросан по разным специализированным органам – это упростит для самих налогоплательщиков процесс оплаты налогов.
Но самые большие изменения коснулись некоторых ведомств. После указов Президента были урезаны в функциях Федеральная Таможенная служба и Росалкогольрегулирования. Теперь эти органы будут подчиняться не напрямую правительству, а Министерству Финансов. Это значит, что они лишаются статуса Центральных органов исполнительной власти, а приобретают статус обычных ведомств.
Часть их функций будут переданы непосредственно налоговой службе.
Основным вектором развития всей фискальной службы власти считают принципы работы налоговой службы. По мнению Президента и Премьер-министра федерации, на данный момент она является примером того, на каких основаниях должна функционировать любая служба, ответственная за сбор платежей в государственный бюджет.
Основная цель подписанных указов – создание единого органа и системы, который должен отвечать и контролировать сбор платежей и пошлин.
Изначально на первом этапе в систему Министерства Финансов будут внедрены таможенные органы, затем функции Фонда медицинского страхования и Пенсионного фонда на себя возьмет налоговая.
Последним этапом станет слияние с этой суперслужбой Росалькогольрегулирования.
Первый указ Президента переведет ФТС и алкогольрегулирование под контроль Министерства Фнансов. Таким образом, теперь в ведении Министра финансов будут практически все службы и органы, которые ответственны за наполнение государственного бюджета.
Президент заявлял о необходимости реформирования системы оплаты налогов и пошлин еще в декабре прошлого года. Министры говорили о том, что в текущем году основной задачей реформирования правительства станет унификацией системы сбора платежей, объединение некоторых структур в одну и интеграция функций фискальных органов.
Лоббирование идеи началось еще в прошлом году. С инициативы вице-премьера Шувалова был и запущен весь процесс унификации, увенчавшийся подписанием Президентом двух указов.
Помимо объединения структур планируется создание единой системы хранения данных об уплаченных налогах и самих налогоплательщиках. К концу года планируется полное завершение процесса реформирования системы и окончательный переход бывших отдельных ведомств под курирование Министерства Финансов.
Теперь можно будет практически в открытом доступе увидеть информацию о каждом плательщике налогов в едином открытом реестре, а не в полузакрытых данных отдельных фондов и ведомств, как это было ранее.
В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей утверждают, что благодаря прозрачности фондов и унифицированной системе предприниматели и бизнес только выиграют, так как смогут контролировать процесс начисления платежей и их оплаты.
Объединение таможенных и налоговых ведомств позволит представителям среднего бизнеса рассчитывать на быстрый возврат налога на добавленную стоимость. Если раньше процедура была предусмотрена законодательно, но распространения на практике не получила, то теперь прозрачная система сбора и возврата налога будет обеспечена благодаря объединению ведомств в один орган.
В. Сурвилло также говорит о том, что в ФТС были проблемы с прозрачностью. Коррупция, серые схемы ввоза товара на таможенную территорию федерации – это все годами изрядно портило репутацию органа.
Дело в том, что согласно статистике, практически половина судебных споров, начатых в отношении к таможенным органам, были связаны с неправильной оценкой таможенной стоимости.
Отсутствие унифицированной системы данных делает невозможным контроль законности определения стоимости со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Вице-президент «Деловой России» считает, что унифицированная система данных для нескольких органов поможет решить эту проблему.
Пока еще не определено окончательно ведомство, которое будет ответственное за сбор страховых взносов. Представители от социального блока считают, что такие функции должны остаться у Пенсионного Фонда.
Депутаты от социального блока настаивают на том, что платежи по страхованию тоже должны быть изменены. Только здесь, наоборот, должна быть дифференциация.
Каждый сотрудник должен платить сумму, которая рассчитывается в зависимости от условий работы, стажа, и по другим категориям.
В любом случае, даже при передаче функций сбора социальных платежей другому органу, ПФС должен сохранить возможность быстро получать необходимые данные о поступлении платежей.
Практически единогласно мнение общественности о необходимости переподчинения Росалкогольрегулирования. Дело в том, что последние годы показывают низкую активность со стороны ведомства. Ведомство не показывает должных результатов, результаты экспертиз со стороны органа оказывались низкими. Об этом заявляют менеджеры алкогольных компаний.
Но, с другой стороны, существует риск для Министерства Финансов столкнуться с проблемой некомпетенции.
Процедура начисления налога на алкоголь достаточно трудная, установлены разные периоды подачи деклараций для оптовых продавцов, сложная система штрафов.
Это может сыграть злую шутку как с самими предпринимателями, которые не смогут разобраться с необходимостью подачи налога, так и для чиновников, которые просто не будут знать, как правильно взимать штрафы и как начислять налоги.
Но Министерство Финансов настроено внедрять реформу довольно решительно.
Недавняя пресс-конференция показала, что министерство готов брать на себя ответственность за поддержание на более высоком уровне выполнения тех задач, которые были поставлены ранее перед таможней и Росалкогольрегулированием.
Также в Министерстве выразили надежду на то, что в скором времени, все платежи в государственных бюджет по социальной сфере будет контролировать налоговая, а порядок их сбора будет прописан законодательно и унифицировано в Налоговом кодексе.
Результаты реформы пока еще предсказать трудно, но к концу текущего года ведомства объединятся, и можно будет давать прогнозы.
Источник: https://green-channel.ru/blog/103-novye-polnomochiya.html
Налоговая инспекция
Wise05 сентября 2015 23:39
Налоговая инспекция — один из надзорных органов государства, в задачу которого входит контроль соблюдения законодательства в сфере налогообложения, правильности и своевременности исчисления, внесения в государственный бюджет необходимых налогов и платежей. Кроме этого, к функциям налоговой инспекции относится применение наказаний к гражданам (предпринимателям и физическим лицам), уклоняющимся от выплаты налогов.
Налоговая инспекция — организация (структура), куда в установленные сроки должна сдаваться налоговая декларация (от физлиц) и помесячные (квартальные) отчеты предпринимателей (юрлиц). При появлении сложностей с взысканием долга работники налоговой инспекции обращаются в другой орган — налоговую полицию.
Задачи налоговой инспекции
Главная задача налоговой инспекции — полноценный контроль соблюдения всеми субъектам, правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.
Налоговая госинспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:
— являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;
— действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса, а также других законов. Кроме этого, упомянутые структуры придерживаются указов президента, постановлений правительственных органов власти, принятых на высшем уровне решений в отношении налоговой сферы и прочих документов.
Задача Минфина — осуществление общей руководящей функции и контроль деятельности Государственной инспекции. Соответствующие органы министерства следят, чтобы в деятельности Государственной инспекции не было вмешательства в отношении территориальных структур (налоговых инспекций на местах).
Особенности работы налогового органа, его структуры, оплаты труда, штата и прочих нюансов деятельности определяется специальным Положением, которое утверждается на правительственном уровне. Организационная структура Госинспекции в области налогообложения утверждается Правительством, а территориальные структуры — Главным государственным налоговым органом.
Полномочия налоговой инспекции
Налоговый орган выполняет несколько основных полномочий. К ним можно отнести:
— осуществляет надзорную деятельность за работой налоговых госинспекций, расположенных на местах (в регионах), обеспечение создания и нормальной работы общей системы данных в отношении плательщиков налогов и соблюдения выполнения ими всех обязательств;
— осуществляет регулярный контроль деятельности государственных инспекций в регионах, производит рассмотрение поступивших писем, жалоб и заявлений. По результатам проведенной работы принимает все меры по повышению эффективности налоговой системы в целом;
— издает полный объем необходимых для работы приказов инструкций, а также других актов, позволяющих более точно выполнять субъектам свои обязательства по выплате налогов;
— оптимизирует налоговое законодательство, дает ответы на письма, жалобы и различные петиции в установленном порядке;
— контролирует подотчетные структуры и соблюдение ими всех норм и правил работы;
— занимается организацией и принуждением (в случае необходимости) к выплате налогов;
— принимает во внимание все случаи в отношении обжалования тех или иных решений, рассматривает дела и определяется с дальнейшими мероприятиями по решению проблем;
— выполняет все работы по контролю соблюдения законов в сфере налогообложения службами таможенного сектора и отделами, занимающимися сбором налогов на местном уровне. При необходимости принимаются оперативные меры по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушения в сфере законодательства;
— занимается организацией и проведением различных конкурсов, подразумевающих поощрение тем плательщикам налогов, которые непосредственно или косвенно способствовали улучшению процесса налогообложения или росту поступлений налогов в бюджет страны. Все конкурсы проводятся в установленном Правительством порядке;
— оптимизирует процесс взаимодействия между различными уровнями налоговых структур и налоговыми инспекциями других стран. Кроме этого, налоговая инспекция принимает непосредственное участие в работе международных структур (в случае, если она является их членом);
— предоставляет необходимую информацию (данные и отчеты) по обязательствам в сфере налогообложения. Сюда же относится информация по недоимкам;
— при необходимости передает функции территориальным госинспекциям и контролирует выполнение поручений на каждом из этапов деятельности;
— предупреждает и выполняет все необходимые меры по пресечению и выявлению нарушений, которые связаны с репатриацией товаров, наличности и услуг, полученных в период внешнеэкономической деятельности;
— берет на себя выполнение всех полномочий, которые предусмотрены законодательством страны.
Налоговые инспекции на местах (межрегиональные, территориальные) берут на себя следующие полномочия:
— проведение мероприятия в отношении популяризации налогового законодательства, рассмотрения жалоб, писем и заявлений со стороны плательщиков налогов;
— принятие комплекса мероприятий, направленного на снижение общего объема налоговых задолженностей у субъектов;
— осуществление четкого налогового контроля во всех подконтрольных сферах деятельности;
— обеспечение надлежащего и полного учета плательщиков налогов, а также налоговых обязательств, кроме случаев, когда функции администрирования берут на себя другие органы власти;
— работа над обеспечением принудительного выполнения своих обязательств в отношении своевременной выплаты налогов всеми действующими субъектами права;
— организация обеспечения налогоплательщиков необходимыми банками для сдачи налоговой отчетности, разработанной с учетом соответствующих инструкций;
— осуществление платежей субъектам налогообложения, выдача акцизных марок, накладных и прочих документов, предусмотренных Государственной налоговой инспекцией;
— проведение опечатки контрольно-кассовых машин (ККМ) плательщиков налогов, учета и проверки корректности наличных расчетов;
— рассмотрение жалоб, предварительных заявлений и вынос решений по ним;
— реализация других полномочий.
Права налоговой инспекции и ее работников
Для своевременного и полноценного выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:
— осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов, различными службами и таможенными органами;
— получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;
— организация и проведение налоговых посещений к налогоплательщикам;
— вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;
— получение доступа к бухгалтерской системе плательщика налогов;
— проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;
— изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в ситуациях и в порядке, который предусмотрен действующим разделом;
— установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;
— предъявление исков в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции. При этом иски могут касаться следующих вопросов — признания сделок или регистрации компании недействительными, ликвидация компании и прочие иски, установленные на законодательном уровне;
— выдвижение требований в отношении своевременности проведения проверки и устранения нарушений, а также применения принудительных мер;
— использование различных методов (косвенных и прямых) при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;
— реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;
— наложение ареста на имущество неплательщиков налогов, кроме имущества, с которым это невозможно реализовать (по требованию тех или иных законодательных актов);
— приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов, кроме ссудных и временных счетов, а также счетов физлиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
— вызов в органы налоговой инспекции плательщика налогов или субъекта, который может стать таковым в перспективе, для предоставления сведений или бумаг, необходимых налоговому органу (кроме документов, которые относятся к государственной тайне).
Кроме этого, сотрудники налоговой инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), требовать ведения налогового контроля в других странах (с учетом международных соглашений), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросу, использовать информацию из переписки (налоговой отчетности) для решения задач в сфере налогообложения, использоваться возможности СМИ для повышения эффективности системы налогообложения.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/12401-nalogovaya-inspekciya
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Структура налоговых органов представлена на схеме
Министерство финансов РФ (Минфин России) | |
Федеральная налоговая служба (ФНС России) | |
Управления ФНС России по субъектам РФ | |
Организации в ведении ФНС России | Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России |
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
- для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
- для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
- производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
- электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
- производство и реализация продукции металлургической промышленности;
- оказание транспортных услуг;
- оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
- обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
- инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
- инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
- требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
- взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
- заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).
Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
- осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
- проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
- соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).
Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ.
При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.
Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
Источник: https://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page16.html
Основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
На большинство граждан РФ распространяется функция уплаты налогов и сборов различных видов. По этой причине им будет полезно знать свои права и обязанности. Во многих случаях это поможет избежать нарушения законодательства.
Особенно это касается физических и юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью независимо от ее вида.
Информация о налогоплательщиках
В соответствии с российским налоговым законодательством налогоплательщиками признаются все дееспособные граждане и организации, которые обременены обязанностью производить уплату налогов и сборы. К таковым организациям можно отнести:
- юр. лица, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие деятельность в соответствии с местными законами;
- иностранные компании и корпоративные объединения, созданные на территории России или других стран в соответствии с иностранным законодательством.
Налоговым кодексом также выделены взаимозависимые лица. Ими являются граждане, отношения которых оказывают влияние на условия осуществления деятельности или ее финансовые результаты. Взаимозависимость имеет место в таких случаях:
- при участи одного лица в имущественных отношениях другого при доле участия, превышающей 20%;
- при подчинении одного лица другому в соответствии с должностным положением;
- по решению судебных органов, если подконтрольность граждан и компаний была обнаружена налоговыми органами.
Права
Условно они делятся на три группы, каждую из которых необходимо рассматривать подробно.
К первой группе относятся права, направленные на обеспечение надлежащего исполнения плательщиками налогов и сборов обязательств по уплате:
- на получение информации от налоговых органов на бесплатной основе касательно установленных законодательством и действующих налогах и сборах, полномочий инспекций и их сотрудников, а также собственных прав и обязанностей;
- на затребование разъяснений от налоговых органов в письменной форме при наличии вопросов по применению соответствующего законодательства.
Вторую группу составляют права, отвечающие за обеспечение учета экономических интересов налогоплательщиков в процессе уплаты:
- на применение льгот в порядке, установленном законодательством при наличии соответствующих оснований;
- на получение налогового кредита, рассрочки или отсрочки платежа в порядке, который установлен НК РФ;
- на возврат денежных средств в случае превышения установленной для уплаты суммы, причем при несвоевременном возврате налоговые агенты должны получить процент.
К третьей группе относятся процессуальные права граждан и организаций при совершении контроля налоговой инспекцией:
- на представление собственных интересов лично или через представителя;
- на предъявление пояснений касательно исчисления налогов и их уплаты;
- на право присутствия при проведении в организации налоговой проверки;
- на получение копий актов, решений и требований, составленных в результате проверок;
- на требование соблюдения законодательных норм налоговыми органами и их сотрудниками;
- на неисполнение обязательств, которые противоречат налоговому законодательству РФ;
- на обжалование решений и требований, принятых в противоречие НК;
- на требование соблюдения вышестоящими органами налоговой тайны;
- на требование возмещения полученных убытков в результате принятия неправомерных решений.
Обязанности
Основная обязанность состоит в уплате платежей, установленных законодательством. Однако на налогоплательщиков распространяются и другие обязанности:
- постановка на учет в ФНС в условиях, предусмотренных НК;
- ведение учета доходов и затрат в установленном порядке;
- предоставление налоговых деклараций соответствующим органам;
- обязательное устранение выявленных в ходе проверок нарушений;
- не препятствовать осуществлению налоговыми органами законной деятельности;
- предъявлять государственным службам требуемые документы и сведения;
- обеспечить сохранность информации бухгалтерского учета и прочей важной документации на протяжении трех лет.
Помимо представленных требований, плательщики налогов также обязуются сообщать соответствующим органам:
Налогоплательщики могут не только лично представлять свои интересы, но и через представителей. Таковыми являются граждане, которые участвуют в налоговой деятельности других лиц и компаний на основании законодательства или учредительных документов соответственно.
Подробную информацию о всех обязательствах физических и юридических лиц вы можете узнать из следующего видео:
Информация о налоговых органах
К налоговым органам относится ФНС и ее территориальные подразделения. В некоторых случаях, установленных законом, их полномочия вправе выполнять таможенные органы.
Права
Налоговая служба имеет право:
- на требование от налогоплательщиков предъявления документов, оформленных по формам, установленных вышестоящими государственными и муниципальными органами, в качестве оснований для исчисления налогов и подтверждения его правильности;
- на проведение налоговых проверок на законном основании;
- на выполнение изъятия документов в принудительном порядке в процессе проведения проверки при наличии достаточных оснований, что они могли быть подделаны, скрыты или уничтожены;
- на вызов налогоплательщиков для пояснений после проверок, а также исполнения их прямых обязательств на основании уведомления, созданного в письменной форме;
- производить остановку операций по банковским счетам;
- арестовывать имущество налогоплательщиков;
- проводить осмотр любых помещений и территорий, применяемых гражданами с целью извлечения дохода;
- на осуществление инвентаризации имущества;
- на определение суммы налогов и сборов, которые подлежат внесению в государственный бюджет, рассчитываемой на основании представленной информации;
- требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверки;
- взыскать пени, штрафы и недоимки по налогам и сборам без непосредственного обращения в судебные органы;
- производить контроль над крупными суммами доходов и затрат граждан;
- затребовать от банковских учреждений документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении платежных поручений от налоговых органов касательно списания сумм налогов и штрафов;
- ходатайствовать об аннулировании лицензий или их приостановлении при осуществлении деятельности определенных видов.
Кроме того, инспекции наделены правом предъявления исков в суды и наравне с ними могут устанавливать обстоятельства, которые в результате будут отягощать или смягчать ответственность после нарушения норм и требований.
Обязанности
Налоговыми органами в обязательном порядке должны выполняться следующие требования:
- соблюдение соответствующего законодательства;
- контроль соблюдения нормативных правовых актов;
- ведение учета налогоплательщиков в предусмотренном порядке;
- проведение консультационных и разъяснительных мероприятий касательно применения законодательных норм на бесплатной основе;
- предоставление форм для отчетности и предъявление информации о порядке их заполнения;
- возвращение излишек сумм налогов и начисленных штрафов;
- соблюдение налоговой тайны;
- предъявление копий актов, решений и требований после проверки и уведомлений иного характера.
В соответствии с Налоговым кодексом таможенные органы имеют аналогичные права и обязанности при транспортировке товаров через границу РФ.
Также предусмотрена ответственность инспекций за причинение ущерба гражданам или организациям в результате совершения неправомерных действий, нарушения законодательства и злоупотребления служебным положением.
Источник: https://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/prava-i-obyazannosti-nalogoplatelshhikov.html