Минфин разрабатывает новый налог для нефтяников — все о налогах

Закон о новом налоге для нефтяников приняли в первом чтении :: Бизнес :: РБК

Госдума приняла в первом чтении крайне важный для нефтяной отрасли закон о новом налоге — на дополнительный доход. Он позволит добывающим компаниям снизить налоговые выплаты в бюджет и в итоге увеличить добычу нефти

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

​Госдума приняла в первом чтении законопроект о новом налоге для нефтяников — на дополнительный доход (НДД). Пока законопроект охватывает лишь пилотные проекты — под его действие могут подпасть 5–6% добычи в стране (около 27–33 млн тонн применительно к добыче 2017 года), сообщил в ходе обсуждения документа в Думе замминистра финансов Илья Трунин.

Реформа позволит компаниям с 1 января 2019 года частично отказаться от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а в некоторых случаях — отсрочить уплату этого налога до полного возмещения капитальных затрат.

В итоге налоговая нагрузка для разных месторождений снизится и будет составлять от 15 до 36% от выручки, согласно расчетам Минэнерго.

По данным министерства, к 2025 году это позволит нефтяным компаниям дополнительно разработать 5 млрд т​ нефти, увеличить коэффициент извлечения нефти и налоги в бюджет.

Принятие законопроекта в первом чтении — хорошая новость для отрасли, которая давно ждет НДД, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

В России с каждым годом ухудшается качество запасов, и налог позволит вовлечь их в разработку, говорит Полищук.

При этом Минфин вряд ли допустит серьезного выпадения доходов бюджета: в случае если возникнет такая угроза, министерство просто скорректирует формулу расчета налога, считает он.

Реформа налогообложения в отрасли обсуждалась с середины 1990-х годов, последний вариант НДД нефтяники ждут уже больше двух лет.

Сейчас нефтедобывающие компании платят так называемую ренту, фиксированный налог с выручки — НДПИ, а также экспортные пошлины. Это примерно 60% от выручки компаний, сообщало Минэнерго. Действующая система не учитывает себестоимость добычи на месторождениях, а значит, не позволяет разрабатывать значительную часть более дорогих запасов.

До сих пор, чтобы стимулировать добычу, государство предоставляло компаниям многочисленные льготы. По оценкам Vygon Consulting, только в 2016 году нефтяники получили льготы на 400 млрд руб., или треть добываемой нефти. В прошлом году «Роснефть» добилась снижения ставки НДПИ для Самотлорского месторождения на 350 млрд руб.

в течение десяти лет, пообещав компенсировать выпадающие доходы за счет роста добычи, а значит, и налоговых поступлений.

НДД, ставка которого составит 50%, принципиально отличается от существующей системы налогообложения тем, что взимается не с выручки, а с финансового результата.

Пока НДД планируется ввести для отдельных месторождений — это новые и зрелые участки в ЯНАО, новые проекты в Иркутской области, Красноярском крае, НАО, зрелые месторождения в Тюменской области, ХМАО, Коми, а также месторождения, на которые сейчас распространяется льготная ставка экспортной пошлины.

В 2017 году заявки на участие в НДД подавали ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «РуссНефть» и «Сургутнефтегаз», сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Законопроект об НДД долго согласовывался государством и игроками отрасли. О параметрах налога Минфин и Минэнерго спорили с нефтяными компаниями.

Минфин предлагал в обязательном порядке ввести НДД для новых и зрелых месторождений, а Минэнерго в первую очередь хотело снизить нагрузку на зрелые традиционные проекты в Западной Сибири, предлагая оставить нефтяникам право добровольно переводить новые месторождения на НДД, писали «Ведомости» со ссылкой на источники.

После этого компании спорили о предельных затратах, которые нефтяники смогут учитывать при расчете дохода, облагаемого новым налогом. В начале 2017 года казалось, что Минфин и Минэнерго урегулировали все спорные моменты, но тут в дискуссию об НДД вмешалась «Роснефть».

Глава компании Игорь Сечин потребовал от правительства льготы для крупного обводненного Самотлорского месторождения.

Если правительство не предоставит льготы, «Роснефть» не будет поддерживать реформу, говорил Сечин на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в январе 2017 года, которой ждет отрасль, рассказывали источники РБК и «Ведомостей».

Вслед за «Роснефтью» новые льготы попросили все крупные компании, и Минэнерго предложило всех поддержать. Правительство решило, что первой льготы получит «Роснефть», а остальные игроки — минимум через год, по итогам результатов добычи на Самотлоре.

1 октября 2017 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что законопроект об НДД полностью готов, документ получил заключение главного правового управления администрации президента.

У ведомства есть технические замечания, которые можно устранить в течение нескольких дней и вынести законопроект на заседание правительства, говорил Дворкович.

Предполагалось, что НДД заработает уже с 1 января 2018 года, но в конце года его вновь отложили на год; причины этого решения не пояснялись.

Источник: https://www.rbc.ru/business/03/04/2018/5ac33bb69a7947d2c53c136e

Госдума поддержала налоговый эксперимент в нефтяной отрасли

ФотО: ПАО «Газпром нефть»

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли. Согласно документу, в ближайшие пять лет НДД будет взиматься в  экспериментальном режиме. Как считают законодатели, изменение налогообложения будет способствовать развитию геологоразведки и освоению новых месторождений.

Новый налог зависит от доходов нефтяников

В Правительстве считают снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введение налога на добавленный доход (НДД) одной из самых фундаментальных реформ в нефтяной отрасли.

По словам замминистра финансов Ильи Трунина, впервые законопроект о НДД был предложен в 1998 году. Но документ был отозван в связи с введением экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых.

НДПИ начали взимать в 2002 году, с тех пор нефтяная отрасль и положение на мировых рынках существенно изменилось.

Читайте по теме

«С точки зрения Правительства настало время, чтобы ввести новый универсальный налоговый режим, направленный на повышение эффективности налогообложения в добыче нефти». — сказал Илья Трунин.

Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей добычи нефти, а от денежного потока, доходов нефтяников. Правительство предлагает ввести налог в пилотных регионах, а затем в случае успеха проекта распространить его на всю Россию. НДД будет отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Пилотные регионы разделят на четыре группы. В первую войдут новые месторождения в новых районах добычи нефти. Во вторую — новые месторождения, для которых уже применяется льготная налоговая ставка. В третью войдут зрелые месторождения в традиционных регионах — Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми. В четвёртой группе — новые месторождения в традиционных регионах добычи.

НДД создаёт риски для бюджета

Рассматривая законопроект, депутаты интересовались, каков объём проведения эксперимента? «Объём добычи нефти на месторождениях, где будет проходить эксперимент, достаточно велик, даже не учитывая те участки недр, где добыча ещё не начата», — сказал первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Валерий Гартунг («Справедливая Россия»). В Правительстве не могут сказать о масштабах проведения налогового эксперимента, так как ряд групп месторождений будут выбирать новый вид налогообложения добровольно. По прогнозам Минфина, НДД коснётся пяти-шести процентов нефти, которая добывается в России.

Впервые эксперимент проводится не за счёт региональных бюджетов, а за счёт средств федерального бюджета.

Глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия») считает, что сейчас сложно представить последствия принятия этого закона.

Существующая система налогообложения с 2002 года предусматривает фискальное изъятие доходов путём НДПИ.

Это, по словам Макарова, обеспечивало фискальные задачи, но, по существу, система была основана на использовании ресурсов и запасов, разработанных в советское время.

«Система не создавала стимулов, чтобы вести геологоразведку и добывать труднодобываемую нефть», — отметил глава бюджетного комитета. А НДД создаёт такие стимулы. Предлагается провести эксперимент, который позволит определить реальные последствия введения нового налога на ограниченном объёме участков, и только после этого распространить НДД на всю страну.

«Впервые эксперимент проводится не за счёт региональных бюджетов, а за счёт средств федерального бюджета», — подчеркнул Андрей Макаров.

Если завтра цена на нефть упадёт, то введение НДД приведёт к реальным потерям федерального бюджета, но доходы регионов только вырастут, потому что прибыль предприятий увеличится, и налога на прибыль будет собираться больше.

Фракция «Единая Россия», несмотря на все риски, поддержала законопроект, так как он поможет понять, как дальше развивать нефтяную отрасль и как сделать так, чтобы она работала эффективнее.

Зачем нужен эксперимент?

Читайте по теме«Хочется понять, в чём смысл эксперимента, если не поступают дополнительные доходы в бюджет», — поинтересовался замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин. Он спросил, сколько времени должен продлиться эксперимент, чтобы Правительство убедилось в его успехе или неудаче.

Минфин планирует мониторить ход эксперимента ежегодно и оценить его последствия через пять лет. Оценивать будут по тому, повлияет ли новый налог на рост объёмов добычи нефти, приведёт ли к выпадающим доходам из бюджета.

Потери федерального бюджета могут составить от восьми до 36 миллиардов рублей, и если они будут максимальными, то эксперимент признают неудавшимся.

Комментируя такие планы, Олег Шеин отметил, что когда в Госдуме идёт речь о том, чтобы потратить 10 миллионов рублей на обычных граждан, Минфин выступает против, а тут речь идёт о потерях десятков миллиардов рублей за каждый год. Первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosduma-podderzhala-nalogovyy-eksperiment-v-neftyanoy-otrasli.html

Минфин подготовил реформу налогообложения добычи нефти

Минфин разработал налог для нефтяников

Владимир Смирнов / ТАСС

Минфин разработал параметры нового налога для нефтяной отрасли – на добавленный доход (НДД, копия материалов есть у «Ведомостей»). В отличие от НДПИ, который платится от количества добытой нефти, НДД будет зависеть от доходов нефтяников.

Нового налога нефтяные компании ждут уже 15 лет. Минфин долго не хотел рисковать главным источником пополнения бюджета, но в этом году его загнали в угол. Минэнерго предложило ввести на пилотных выработанных месторождениях НФР (налог на финансовый результат). Минфин выступил резко против, предупредив, что по сути Минэнерго хочет добиться льгот для нефтяников.

Но идею поддержал премьер Дмитрий Медведев, и проект об НФР был внесен в Госдуму (в 2014 г. Ханты-Мансийским округом). Тем не менее Минфину удалось перехватить инициативу – он подготовил альтернативный проект об НДД и на комиссии по ТЭК, по словам ее участников, президент Владимир Путин поддержал Минфин. Презентация уже разослана в компании и другие ведомства.

Параметры еще будут дорабатываться, уточняет чиновник Минфина.

Принципиальное отличие двух налогов в том, что НФР приспособлен для действующих, а НДД – в основном для новых месторождений. Но Минфин готов ввести его и на некоторых работающих проектах.

Предложенная ставка НДД – 70%. Она будет еще обсуждаться, обещают чиновники. База – расчетная выручка (исходя из цен, а не из фактической выручки) минус операционные затраты по добыче, капзатраты, расчетные расходы на транспортировку, НДПИ и пошлина.

При этом Минфин в презентации предлагает ограничить расходы, которые можно учесть, – не более $20 с барреля. Скорее около $15, говорит чиновник Минфина.

Налог начинает взиматься после того, как окупятся капиталовложения и внутренняя норма доходности (IRR) достигнет 6%.

НДПИ и пошлины сохранятся, но в усеченном виде. Вместо фиксированной ставки НДПИ (сейчас 919 руб. на 2018 г.) налог будет составлять для новых проектов 30% до момента окупаемости, 40% – после. Для действующих – сразу 40%. Экспортная пошлина – 30%, но на действующих проектах она будет взиматься сразу, на новых – после того как окупятся инвестиции.

Для кого новшество

На НДД могут претендовать проекты с выработанностью от 15 до 80% на 1 января 2016 г., следует из презентации. Чиновник Минфина говорит, что эти параметры еще будут уточняться – возможно, от 40%. Проект должен быть расположен в ХМАО, Тюменской области, Республике Коми, ЯНАО. Выработанность новых проектов – до 5%, либо они должны быть поименованы в примечании.

Минфин долго не соглашался распространять НДД на работающие проекты, но нашел выход – льготы на такие месторождения компании будут получать по квоте, которая будет зависеть от их доли в общей добыче в стране.

В презентации три варианта квоты на всю страну – 6 млн, 12 млн и 16 млн т, которые потом будут распределяться между компаниями. При том что в 2014 г.

в России было добыто 526,7 млн т нефти и газового конденсата, на новую систему можно будет перевести лишь 1,1–3% добычи.

По расчетам Минфина, наибольшую квоту получит «Роснефть» – при разных вариантах от 2,65 млн до 7,07 млн т (ее доля в общей добыче – около 40%), за ней – «Сургутнефтегаз» (см. таблицу). Компании сами могут выбирать месторождения по предложенным им критериям. Точная квота не определена, вероятный вариант – 10 млн т, говорят чиновники Минфина.

Читайте также:  Внимание на ндс: сдаем декларацию и платим налог — до 25 июля - все о налогах

По расчетам Минфина, риски для бюджета при цене нефти в $50 – от $621 млн до $1,656 млрд. И растут вместе с ценой нефти (см. таблицу).

Для действующих месторождений НДД это, по сути, льгота, считают чиновники Минфина, а новые – могут как выиграть, так и проиграть. Модель выстроена так, чтобы обеспечить IRR на уровне 16–16,3%, как сейчас для месторождений со льготами по НДПИ и пошлинам. Но месторождения разные, у кого-то будет 20%, а у кого-то 14%, объясняет один из чиновников.

Переговоры Минфина и Минэнерго по НДД находятся на финальной стадии, передал «Интерфакс» со ссылкой на замминистра финансов Сергея Шаталова. Еще посмотрим, чей вариант победит, говорит на это чиновник Минэнерго.

Минфин пошел навстречу, согласившись на НДД и для действующих месторождений, считает директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

НДД при таких параметрах позволяет снизить чувствительность налоговой нагрузки к изменению цены на нефть для типичного действующего месторождения в Западной Сибири, замечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Но при текущих ценах (ниже $40 за баррель) уровень фискальных изъятий для этих же активов будет чуть выше, чем при действующей системе, оценивает Борисов: примерно 63% против 57%; НДД более привлекателен для среднего проекта только при ценах выше $90.

А вот для высокозатратных проектов, по расчетам Московского нефтегазового центра EY, НДД позволяет снижать налоговую нагрузку: при $40 за баррель – примерно до 50% от выручки, это уже стимул внедрять технологические новации. Есть риски для льготируемых новых проектов: при IRR ниже 16% они могут быть отложены, предупреждает Борисов.

Многие компании не устраивает ограничение издержек, говорит сотрудник нефтяной госкомпании. Если его и вводить, то не в абсолютном, а в относительном значении (например, процент от выручки), предлагает Борисов. Компании жалуются на очень высокую ставку налога, говорит участник совещаний по налогам.

Проект выгоден только для месторождений с высокими затратами, согласны аналитики из Vygon Consulting.

«А из-за ограничения по расходам в $20 за баррель, потери бюджета ограничены и, по нашей оценке, не превышают $6 за баррель добычи на месторождениях, перешедших на НДД», – оценивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

К примеру, при предлагаемом объеме добычи в 12 млн т в год на месторождениях, перешедших на НДД, суммарные потери бюджета не превысят $500 млн в год, оценивает он.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/12/17/621357-minfin-podgotovil-reformu-nalogooblozheniya-dobichi-nefti

Минфин предлагает новый налог для нефтяных компаний

12:54  27 августа 2015 0

Фото: Алексей Андронов © URA.Ru

Российских нефтяников может ждать новое изменение налоговых правил. Министерство финансов презентовало законопроект о налоге на добавленный доход.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Как пишут «Ведомости», ставка нового налога будет фиксированной — 70 %. Налоговой базой послужит расчетная выручка от добычи сырья за вычетом расчетных транспортных затрат, экспортной пошлины и НДПИ, а также фактических операционных расходов и капитальных вложений.

НДД будет взиматься только после того, как все затраты компании окупятся, и она получит доходность в размере 6 %. НДД планируется применить и для старых, и для новых месторождений, но исторические затраты будут учитываются только для новых — до года введения налога.

Есть и ограничения. Все затраты не должны превышать за период 20 долларов за баррель. При этом сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка — 30 %, а при достижении положительной базы по НДД повышается до 40 %.

Отметим, налог на добавленный доход — это ответ Минфина на предложенный ранее Министерством энергетики налог на финансовый результат. Законопроект уже внесен в Госдуму. По мнению финансистов, НФР — это адресная льгота, которую получат нефтяники, меньше всего пострадавшие в кризис.

Напомним, НФР — налог на разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и транспортировку. Ставка — 60 %. Сначала этот налог будет введен на 16 пилотных месторождениях.

В предложенных параметрах НФР предназначен только для уже выработанных проектов, причем для высокозатратных, а для всей отрасли он не годится — поэтому Минфин и считает его адресной льготой.

В июле премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал Минэнерго, а Минфину поручил к середине 2016 года разработать законопроект в дополнение к НФР. Однако в министерстве финансов предлагают свой налог как альтернативу.

Нефтяники пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина, но, по первым впечатлениям, новый налог окажется более жестким, чем НФР, в первую очередь из-за ставок.

Критики законопроекта говорят, что для нефтяников, разрабатывающих новые месторождения, переход на НДД окажется более выгодным, чем для тех, кто осваивает уже запущенные в эксплуатацию залежи углеводородов.

Кроме того, компании могут отказаться от высокозатратных проектов, поскольку это принесет им убытки.

Антон Степыгин© Служба новостей «URA.RU»

Источник: https://ura.news/news/1052220586

Минфин разрабатывает свой вариант налогообложения нефтяной отрасли

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Министерство финансов разрабатывает свой вариант налогообложения нефтяной отрасли, который скорее всего будет отличаться от налога на дополнительный доход (НДД) и налога на финансовый результат (НФР). Об этом сообщил журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин.

«Мы прорабатываем свою концепцию налогообложения. Мы предлагаем новый нефтяной налог и основные его параметры.

Нам кажется, что он достаточно разумен и отвечает текущим экономическим условиям», — сказал Трунин, отметив, что активных обсуждений с Минэнерго по этому вопросу сейчас не идет, а совместных встреч не было уже 2,5 месяца.

«Нюансы мы прорабатываем совместно с налогоплательщиками, обсуждаем параметры. Крупнейшие нефтяные компании в целом поддерживают наши подходы, но есть разногласия, которые мы потихоньку устраняем», — прокомментировал Трунин ход работы над реформой.

Трунин добавил, что это будет скорее не НДД или НФР, а «новый нефтяной налог». «Налог на чистый доход, который получает компания от разработки месторождения углеводородного сырья. Это можно назвать финансовым результатом, можно назвать дополнительным доходом, кому как нравится. В рафинированном виде это представляет собой денежный поток, скорректированный на ряд условий», — пояснил он.

До этого источники ТАСС сообщали, что Минфин и Минэнерго вряд ли смогут договориться по новой системе налогообложения нефтяной отрасли в 2016 г. Соответственно, переход на налог на дополнительный доход с 2017 г. не состоится.

Правительство недовольно существующим налоговым режимом, который состоит из разных налогов и не учитывает степень сложности разработки месторождений, а также их рентабельность. Такой налоговый режим снижает заинтересованность компаний в разработке новых месторождений.

Однако договориться о параметрах новой налоговой системы для нефтяных компаний Минфину и Минэнерго пока так и не удалось, споры идут уже второй год. При этом Минфин и Минэнерго должны представить реформу налогообложения нефтяной отрасли в IV квартале 2016 года.

Минэнерго и нефтяные компании предлагают уже в этом году приступить к более масштабной реформе налогообложения в нефтяном секторе, основанной на налогообложении чистого дохода.

Основная цель реформы — предотвратить падение добычи в традиционных регионах и перейти от налогов с выручки к налогам, основанным на прибыли от деятельности по добыче нефти.

Однако дальше начинаются разногласия между Минфином и Минэнерго.

Без права выбора

Трунин также выступил против предоставления компаниям выбора системы налогообложения для новых месторождений. По его словам, это приведет к тому, что налоговая система станет более выгодной для нефтяных компаний, а такая задача сейчас перед государством не стоит.

«Мне сложно предположить, какой будет критерий для принятия такого решения. Как нравится налогоплательщику — я против. Потому что ясно, что налогоплательщик выберет тот режим, который ему более выгоден.

Зачем тогда делать новый? А сделать режим более выгодным, чем действующий, у нас тоже такой задачи нет», — сказал он, комментируя предложение главы Минэнерго Александра Новака дать компаниям возможность выбирать между старой и новой системой налогообложения новых месторождений.

Как ранее заявлял Новак, предложения Минфина об унификации и создании единой методики не могут быть одинаково применены для всех месторождений. По его словам, эту методику необходимо разработать, причем она «должна применяться по выбору налогоплательщика: либо в соответствии с существующей методикой, либо в соответствии с вновь разработанным налогообложением».

Налоги для Западной Сибири

Трунин также сообщил, что Минфин и Минэнерго пока не договорились по налогообложению месторождений Западной Сибири.

«Мы с Минэнерго в последнее время не общались, ведем работу с налогоплательщиками», — сказал он в ответ на вопрос о том, насколько Минфин и Минэнерго сблизились в позициях по вопросу налогообложения старых месторождений Западной Сибири.

По его словам, министерства не обсуждали этот вопрос ни по месторождениям Западной Сибири, ни по месторождениям Восточной Сибири.

Как сообщал ранее глава Минэнерго Александр Новак, Минэнерго и Минфин готовы найти компромисс по налогообложению месторождений Западной Сибири. По его словам, министерствам удалось сблизить свои позиции, в частности по налогообложению старых месторождений Западной Сибири.

Поддержка налоговых льгот для геологоразведки

Минфин РФ поддерживает идею налоговых вычетов по затратам на геологоразведку, сообщил Трунин.

«Мы считаем, что надо рассматривать. Идея заслуживает внимания», — сказал он.

Ранее министр энергетики Александр Новак говорил журналистам, что комплекс мер по стимулированию геологоразведочных работ будет выработан в ближайшее время.

По его словам, сейчас рассматриваются предложения по установлению коэффициента для ГРР для стимуляции этого типа работ. Он предусматривает снижение налогооблагаемой базы на прибыль с повышающим коэффициентом. Сейчас обсуждается его размер, но в целом решение принято.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/3361274

Для введения нового налога на нефтяников поменяют Бюджетный кодекс

Поправки в Бюджетный кодекс о приостановлении действия его отдельных положений разработал минфин — документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Нынешняя редакция кодекса предполагает, что проект федерального бюджета на очередную трехлетку правительство вносит в Госдуму до 1 октября, а какие-либо изменения в законы о налогах ведомства могут инициировать не позднее чем за месяц до этой даты, то есть максимум до 1 сентября.

Суть в том, чтобы успеть учесть эффект от этих изменений на формирование доходов и расходов бюджета. Барьер в виде сроков снимут по просьбе минэнерго, которое участвует вместе с минфином в разработке новой системы налогообложения нефтедобывающих компаний.

Ее параметры обсуждаются уже третий год.

Споры о новой системе налогообложения нефтяников Минфин и минэнерго ведут с 2014 года

«Мы поставили вопрос о необходимости корректировки пункта Бюджетного кодекса, — сообщал в середине августа первый замминистра энергетики Алексей Текслер. — Учитывая стадию проработки НДД (налога на дополнительный доход. — Прим. ред.), мы считаем, что все-таки его надо принять в этом году; мы инициируем временную отмену этой нормы Бюджетного кодекса, чтобы до 1 декабря принять законопроект».

Сам документ о новой системе налогообложения еще летом был направлен в правительство, после того как минэнерго и минфин утрясли разногласия. Остались технические нюансы, пояснял Алексей Текслер. По его словам, корректировка Бюджетного кодекса в подобных случаях происходит почти ежегодно, поэтому в самой процедуре «нет ничего нового».

Однако, учитывая историю формирования до сих пор не принятого законопроекта об НДД, нынешняя корректировка может стать знаменательной. Обсуждение нового налога идет с осени 2014 года, причем сначала речь шла об НФР — налоге на финансовый результат, проект которого минфин отверг из-за вероятности краткосрочного выпадения доходов бюджета.

Текущая версия НДД предполагает, что ее будут вводить на новых и зрелых месторождениях, где добыча нерентабельна из-за высокой степени обводненности и не превышает 15 миллионов тонн нефти в год.

Ставка НДД составит 50 процентов от доходов с продажи нефти за вычетом расходов.

Для месторождений, которые перейдут на НДД, будет действовать пониженная ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и нулевая ставка экспортной пошлины для новых месторождений.

В целом задача текущих изменений — это введение единого, системного механизма, который исключает огромное количество адресных льгот и ручное управление, под которым находится налогообложение отрасли последние 15 лет.

Так, НДД предусматривает автоматическую связь между доходностью добычи и величиной налогообложения.

Тем не менее, пока не принят закон об НДД, минфин держит высокой общую налоговую нагрузку на нефтедобытчиков, в частности дополнительное слагаемое при расчете НДПИ будет действовать до 2021 года.

Читать ещё •••

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/37805616-dlya-vvedeniya-novogo-naloga-na-neftyanikov-pomenyayut-byudzhetnyy-kodeks/

Налоги в нефтянке: от новых договоренностей к старым спорам

МОСКВА, 27 дек — ПРАЙМ, Мария Балюк, Марина Коцубинская. Главным прорывом уходящего года в налогообложении нефтяной отрасли можно назвать достигнутый Минэнерго и Минфином консенсус по налогу на дополнительный доход (НДД). Законопроект обсудили, согласовали, наконец, внесли в Госдуму, и кажется, все-таки примут.

Но не успело утихнуть эхо многолетних дебатов двух министерств, как в коридорах власти зазвучал новый спор: Минфин предложил вернуться к вопросу об обнулении экспортных пошлин на нефть — Минэнерго парировало удар, требуя поддержки для НПЗ. Быстрого завершения дискуссий не ждут ни эксперты, ни сами министерства.

Читайте также:  Как правильно проверить счет в банке через интернет? - все о налогах

«Трудно представить, что в ближайшие годы многое изменится. Во-первых, сам этот эксперимент по НДД потребует несколько лет, потом его оценка неизвестно какие даст результаты, поэтому трудно предсказать, когда переход на НДД будет всеобъемлющим и широким. И тогда уже встанет вопрос об обнулении экспортной пошлины», — сказал агентству «Прайм» аналитик «Сбербанк КИБ» Валерий Нестеров.

Он напомнил, что идею налогообложения финансового результата в нефтяной отрасли Минфин и Минэнерго начали обсуждать много лет назад. По задумке разработчиков, новый налог должен стать альтернативой действующему налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Нынешняя система налогообложения нефтянки действует с 2002 года и предполагает изъятие в бюджет сверхдоходов нефтяных компаний через два инструмента: экспортную пошлину и НДПИ, ставки которых привязаны к ценам на нефть.

Однако с 2008 года, когда цены на нефть стали снижаться, платежи оказались не по силам нефтяникам, и правительство, чтобы не убить отрасль, было вынуждено раздавать компаниям льготы.

Тогда власти задумались о системном решении проблемы.

Самым разумным, по мнению Минфина, было бы снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным изменением подходов к обложению добычи – обложению не количества добытой нефти, а финансового потока компании.

Минэнерго и нефтяные компании предложили альтернативный вариант — облагать не доход, а финансовый результат (прибыль) компаний. Спорили и о том, как вводить налог: Минфин предлагал вводить НДД для всех месторождений сразу.

По мнению министерства финансов, это решило бы сразу и проблему льготирования низкорентабельных месторождений: низкий доход автоматически облагался бы более низким налогом.

Минэнерго и нефтяные компании просили сначала отработать систему на «тестовых» месторождениях, и только потом распространять на всю отрасль.

В результате законопроект об НДД, внесенный в Госдуму, предполагает, что налог будет взиматься с денежного потока, как хотел Минфин. Закон может вступить в силу уже с 2019 года, однако, как и хотело Минэнерго, он еще несколько лет будет тестироваться на 35 пилотных проектах.

НА ОЧЕРЕДИ ПЕРЕРАБОТКА

Осенью этого года, когда стало понятно, что по НДД получается договориться, глава Минфина Антон Силуанов поднял вопрос о снижении экспортных пошлин, что позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтянке до логичного завершения.

Причем спровоцировал начало спора глава Минэнерго Александр Новак, когда на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет» попытался убедить иностранных инвесторов вкладывать в российский ТЭК, который, по его словам, остается привлекательным и устойчивым даже в условиях низких цен на энергоносители.

«Устойчиво развивающейся отрасли насколько нужны преференциальные режимы?» — удивился тогда глава Минфина и попросил коллегу скорее завершить начатый несколько лет назад налоговый маневр.

Правительство закладывало его еще в стратегию-2020: предполагалось, что пошлины на нефть и нефтепродукты будут поэтапно снижаться вплоть до обнуления в течение нескольких лет, а НДПИ — расти.

Однако позже про тему «забыли», сосредоточившись на законе об НДД.

Камнем преткновения для снижения пошлин сейчас, как и несколько лет назад, является нефтепереработка, для которой в этом случае резко вырастет стоимость сырья на внутреннем рынке.

По данным Минэнерго, еще не все НПЗ в России провели модернизацию. Если провести маневр сейчас — на них ляжет основная нагрузка, и они не смогут завершить свои планы.

Экспортная пошлина, по сути, является субсидией, которая позволяет им обеспечить маржинальность.

Как уточнил замминистра энергетики Кирилл Молодцов, к 2027 году планируют завершить модернизацию 127 установок переработки нефти на НПЗ, при этом к 2020 году — 120. Сейчас работы прошли уже на 77 установках.

«Лукойл» сообщал, что компания закончила модернизацию в середине 2016 года. «Газпром нефть» прошла ее первый этап и в 2015 году приступила ко второму. Как говорил в интервью РИА Новости глава Ростехнадзора Алексей Алешин, на заводах «Роснефти» отложен ввод 20 установок. Но нефтекомпания отмечала, что большое значение для развития нефтепереработки будет иметь фискальный режим.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго до 15 января 2018 года представить в правительство предложения по стимулированию дальнейшей модернизации НПЗ.

В качестве возможного решения Минфин и Минэнерго обсуждают так называемый «отрицательный (обратный) акциз» — выплату определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов.

https://www.youtube.com/watch?v=PQVkYc4pTbg

Как говорил агентству «Прайм» первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер, нефтепереработка при снижении экспортной пошлины все равно останется в минусе, который должен быть компенсирован через механизм обратного акциза. Основной вопрос, по словам замминистра – критерии возврата, поскольку «все заводы разные, с разными показателями».

Кроме того, завершение налогового маневра в нефтянке может осложнить отношения с Белоруссией, которая, пользуясь выгодами беспошлинной торговли с РФ, импортирует российскую нефть и зарабатывает на экспорте нефтепродуктов.

ОПАСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Пока министерства спорят том, каким должен быть общий режим налогообложения нефтянки, компании продолжают «выбивать» для себя специальные условия. Ярким примером в 2017 году стало предоставление налогового вычета Самотлорскому месторождению «Роснефти». В результате ежегодное снижение НДПИ для него составит 35 миллиардов рублей в течение 10 лет.

«Роснефть» обещала, что это принесет более 1,7 триллиона рублей налогов в бюджеты всех уровней. Откроет ли это решение ящик Пандоры в отношениях правительства и нефтяников – покажет время.

Самотлор фигурировал в числе обводненных месторождений, для которых обсуждалось предоставление льгот вне рамок системы НДД. Такой подход поддерживало Минэнерго. Минфин выступал против, поясняя, что не хочет создавать опасный прецедент, давая льготу одному месторождению.

Тем не менее, в начале октября финансовое ведомство и «Роснефть» объявили о том, что согласовали предоставление инвестиционного стимула Самотлору.

Представители Минфина поясняли, что министерство по-прежнему не хочет устанавливать льготы для обводненных месторождений, и обводненность не была основанием для решения по Самотлору.

Вычет из НДПИ для него связан в первую очередь с дополнительной нагрузкой на «Роснефть» в связи с повышением дивидендов до 50% прибыли.

Минэнерго публично продолжало говорить о необходимости проработки льгот для обводненных месторождений, помимо предоставления инвестиционного стимула Самотлору.

Единичное решение вызвало отклик других нефтекомпаний.

Газета РБК писала, что главы «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» обратились к премьер-министру РФ с вопросом о предоставлении налоговых льгот месторождениям с высокой обводненностью.

«Нашим коллегам, которых я очень люблю, уважаю, что могу сказать? Во-первых, никто из них не предложил таких условий, у них нет таких месторождений.

В принципе очень легко выйти на договоренность, мне кажется: можно отдать контрольный пакет государству, сразу легче станет в получении льготы. У них нет таких обязательств перед государством, которые мы взяли на себя, а льготы, тем не менее, есть.

Но мы же никого не критикуем за льготы, которые они получают», — комментировал в ответ глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Источник: https://1prime.ru/articles/20171227/828302807.html

Минфин и МЭР разошлись по вопросу налогообложения нефтяных доходов

Минфин и МЭР разошлись по вопросу налогообложения нефтяных доходов: главы ведомств озвучили противоположные позиции в ходе обсуждения темы на Гайдаровском форуме.

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что нефтянку надо как можно скорее переводить на НДД — налог на добавленный доход.

А назначенный после задержания Улюкаева новый министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что в этой сфере достаточно «плавной настройки», а резких изменений надо избегать.

Панельная дискуссия «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?» — главное событие заключительного дня форума.

Министр финансов Антон Силуанов в ходе своего выступления заявил: «Назрело уже решение переходить в нефтянке на новый проект налогообложения. Мы говорим о переходе с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на добавленный доход).

Назрел уже переход на то, чтобы отменять все эти индивидуальные льготы. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке — это уже вопрос вчерашнего дня, нам нужно срочно принимать это решение, если не с 2017 года, то с 2018 года вводить новый режим налогообложения».

(Цитата по ТАСС.)

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин с этим не согласен. Он заявил, что сейчас решение РФ и ОПЕК по ограничению добычи нефти привело к улучшению ситуации в нефтяных компаниях РФ, целесообразности резкого изменения налоговой нагрузки в ТЭКе нет, можно говорить только о плановой настройке налогообложения в отрасли.

«Отрасль себя чувствует гораздо лучше. Что происходит с денежным потоком компаний — нефть подросла в цене и доходы стали выше. Второй момент с точки зрения инвестиций, когда добыча замораживается, означает, что агрессивных инвестиций делать не нужно, — цитирует министра «Интерфакс».

— Это означает, что дергаться с точки зрения налоговой системы (в ТЭКе) абсолютно не имеет никакого смысла… Нужно плавно донастраивать ее, чтобы обеспечить долгосрочное развитие отрасли, понимая, что текущая налоговая система серьезных угроз для кратко- и среднесрочного развития не несет».

НДПИ против НДД

Новая система налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения, разработана в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования.

Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи.

Сторонники указывают, что это повысить гибкость налогообложения за счет того, что объем налогов будет зависеть от экономического результата разработки запасов.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.

Источник: https://www.newsru.com/finance/14jan2017/oil.html

Новый налог на добавленный доход может вступить в силу с 2018 года

В 2018 году в РФ состоится очередная налоговая реформа. На этот раз она коснется нефтяной отрасли, а именно налога на добавленный доход нефтяников. Сам законопроект могут принять уже в нынешнем году, но законную силу он получит только в следующем.

Новый порядок начисления НДД подразумевает смену существующих льготных условий для некоторых месторождений на определенные налоговые ставки НДД, которые будут взиматься с общего финансового потока.

Сам НДД пока имеет ограниченное влияние, но принятие нового варианта его начисления предоставит Министерству финансов возможность убрать пошлину на экспорт российской нефти. По мнению экспертов, такое нововведение должно привнести в бюджет РФ дополнительную прибыль в размере 600 миллиардов рублей.

Согласно результатам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфин должен разработать проект закона о переходе на новый налог на добавленный доход до первого октября, а его официальное действие начнется с 2018 года.

Если судить по протоколу совещания, на нем удалось решить ряд особо спорных вопросов между государством и нефтедобытчиками.

Большая часть принятых решений должна положительно сказаться на работе последних. В частности, МФ и нефтяные компании уже несколько лет не могут прийти к единому решению, каким образом взимать налог не с общих объемов добытой и экспортированной нефти, а с финансовых оборотов каждого отдельно взятого месторождения.

Теперь появилась реальная надежда на то, что данный спор, в конце концов, разрешиться на условиях, устраивающих обе стороны.

Новая реформа не будет нести глобальный характер. Существующий налог для российских нефтяников на добычу полезных ископаемых снизят, но он все равно останется. Роль НДД заключается только в замене экспортных льгот и НДПИ для недавно открытых участков нефтедобычи (гринфилдов).

Кроме того, планируется создать несколько экспериментальных проектов по внедрению реформы на давно работающих участках (браунфилдах), которые не имеют льгот, но при этом совокупный годовой объем их добычи меньше или равен 15 миллионов тонн.

Фактически государство предложило нефтяникам обменять льготные условия на введение НДД с определенными послаблениями.

Такой шаг очень важен для Министерства финансов, так как позволит в ближайшее время полностью отменить пошлину на экспорт нефти, переведя ее в формат НДПИ или НДД. Как следствие бюджет получит достаточно серьезную статью дополнительных доходов.

к содержанию ↑

Читайте также:  Когда перерегистрация ао может повлечь уплату налога на движимое имущество - все о налогах

Организационные и технические моменты

Еще одним важным моментом спора была возможность добровольного перехода на новые условия работы. Позиция Минфина заключалась в реформировании всех льготных месторождений, кроме тех, кто уже пользовался экспортной льготой до 2016 года.

Нефтяные компании хотели сохранить за собой право выбора между внедрением НДД и сохранением имеющихся льгот. Вице-премьер встал на защиту интересов нефтяников, поэтому в течение всего 2018 года они смогут самостоятельно решать этот вопрос. Причем льготы все еще можно будет оформлять до конца 2017 года. По данным издательского дома «Коммерсантъ», уже подано около пятнадцати заявок.

Как считают некоторые аналитики, реальный выигрыш работников нефтяной отрасли здесь невелик. В случае полной отмены пошлины, нефтяники будут вынуждены принять НДД, так как льготы просто потеряют смысл.

Помимо выше перечисленного, обсуждались также некоторые вопросы технического плана. Было решено установить уровень выработки браунфилдов, дающий им право участвовать в экспериментальных проектах, в диапазоне от 20 до 80 процентов. Министерство предлагало нижний порог поднять до 25 процентов.

Параллельно Дворкович обязал Минфин разработать специальный порядок начисления НДД для западносибирских месторождений с выработкой менее пяти процентов.

Из полученной «Коммерсантъ» информации следует, что речь идет в основном о попытке компании «ЛУКОЙЛ» внедрить НДД на Имилорском месторождении, а также месторождении им.

Шпильмана, которые льготных условий сейчас не имеют. Поэтому нефтекомпании попросту нечего предложить взамен.

Скорее всего, данный вопрос не решится в пользу «ЛУКОЙЛ», так как он противоречит сути законопроекта, заключающейся в недопустимости выдачи льгот избирательным образом.

Несмотря на плодотворную работу чиновников Министерства и представителей нефтяной отрасли некоторые вопросы все еще несут спорный характер.

Первое, каким образом будет определяться налоговая база по НДД. Нефтяники хотят производить расчет по конкретному месторождению, а Минфин – по лицензионному участку. Этот момент по поручению Дворковича должен быть отдельно проработан финансовым ведомством.

Второе, какой итоговый объем нефтедобычи предусматривают пилотные проекты для браунфилдов. Здесь мнения разделились между 10 миллионами тонн (Минфин) и 15 миллионами тонн (нефтяники). Министерству поручено рассчитать оба варианта и предоставить результаты вместе с законопроектом. Поэтому окончательного решения следует ждать не ранее октября текущего года.

Подводя итог, можно сказать, что новый законопроект об НДД теперь действительно может воплотиться в жизнь, так как дает возможность государству отделить льготные условия для конкретных месторождений от судьбы пошлины на экспорт нефти. И как результат в будущем полностью убрать эту самую пошлину.

С другой стороны, нефтяным компаниям в ближайшие несколько лет все равно будут грозить внеплановые расходы, но при этом они получают более конкретную и прозрачную, чем сейчас, систему налогообложения.

Правда, многие аналитики смотрят на это с большой долей скептицизма, ведь при текущей скудности бюджета любые меры, которые даже в теории могут ему навредить, будут обязательно переноситься или откладываться на неопределенное время.

к содержанию ↑

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2018 год Собаки”: https://god-2018s.com

Источник: https://god-2018s.com/novosti/novyj-nalog-na-dobavlennyj-doxod-mozhet-vstupit-v-silu-s-2018-goda

Минфин согласовал с Минэнерго введение НДД для нефтяной отрасли

Минфин и Минэнерго – два главных оппонента в вопросе новых принципов налогообложения нефтяной отрасли, похоже, достигли консенсуса. На совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича ведомства договорились о переводе нефтедобывающих предприятий на уплату налога на добавленный доход (НДД). Об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на своих информаторов в правительстве.

Один из собеседников информагентства рассказал, что министерства даже договорились отказаться от предварительной апробации НДД на нескольких «пилотных» месторождениях и внедрить новую фискальную систему сразу во всей отрасли.

Правда, сам переход на новый налог все же будет постепенным. Нефтяные месторождения будут разбиты на насколько групп, для которых будут применяться разные подходы расчета НДД.

Критерии разбивки на группы кабинету министров еще предстоит разработать.

В итоге Дворкович поручил бывшим оппонентам Минфину и Минэнерго совместно подготовить новый законопроект о переходе нефтяной отрасли на новый налог.

До этого взгляды двух министерств на фискальную реформу в нефтянке долго расходились, хотя они были солидарны в том, что действующая схема предоставления адресных льгот отдельным проектам стала обременительной и сложной.

В прошлом году они предложили противоречивые идеи: Минэнерго – ввести для нефтяных компаний налог на финансовый результат (НФР) вместо НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), Минфин – перевести их на уплату НДД наряду с налогом на добычу (вариант Минфина).

Суть обоих нововведений в некотором снижении фискальной нагрузки на нефтедобычу с целью ее стимулирования.

НФР облагаются доходы от реализации сырья за минусом расходов на его добычу и транспортировку до покупателя, а НДД облагается финансовый поток за вычетом капвложений, включая инвестиции предыдущих периодов, расчетных транспортных затрат, НДПИ и экспортных пошлин.

Для новых месторождений, которые требуют бóльших инвестиций, НДД предпочтительнее, чем ныне существующая система налогообложения, а НФР – хуже. Напротив, налог на финансовый результат выгоднее применять для серьезно выработанных нефтяных промыслов.

Поначалу идею введения НФР поддерживал Дворкович, курирующий в правительстве ТЭК. Однако затем к минфиновскому НДД стали приглядываться все пристальнее, поскольку в полный рост встала проблема бюджетного дефицита. Ведь нельзя стимулировать добычу основного ресурса в стране ценой сокращения государственных доходов.

В результате Минэнерго переключился на анализ предложения Минфина. Ведомства начали сближать свои позиции по поводу НДД. Ожидалось, что они успеют договориться к 1 мая, однако в последний весенний месяц появилась лишь новая порция поправок Минэнерго.

Выдвигая свои условия, министерство энергетики думало над тем, чтобы сделать уплату НДД выгодной для старых месторождений. Причем обкатывать новый налог ведомство хотело на тех же «пилотных» промыслах, что в прошлом году предлагались для пробного внедрения НФР. В перечне значились проекты «Роснефти», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза»…

Встречные предложения Минфина свидетельствовали, что пожелания Минэнерго были частично учтены. Финансовое ведомство тогда предложило взимать НДД по ставке 50% (раньше планировалось 70%) с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 рублей за тонну.

НДПИ при цене на нефть 50 долларов за баррель на старом месторождении составил бы 17,5 доллара, или 35% стоимости сырья.

Для новых месторождений предусмотрены каникулы: в первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит 7 долларов при 50-долларовой нефти (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки начнет применяться обычная ставка.

Напомним, в соответствии с проводимым в нефтяной отрасли налоговым маневром с 2015 года постепенно снижаются ставки пошлины на экспорт российской нефти и соразмерно растет НДПИ. В 2017 году по плану пошлина упадет до 30%. В перспективе Минфин хочет ее обнулить – тогда автоматически исчезнут и адресные льготы для ряда месторождений.

Заместитель министра финансов Илья Трунин сегодня подтвердил, что ведомство не собирается менять параметры налогового маневра, как это было перед началом нынешнего года.

“В законе о таможенном тарифе сейчас записано, что пошлина на нефть составит 30% в 2017 году и далее. Мы не выходим сейчас с предложением как-то эту цифру изменить. У нас нет желания сделать ее 42% или 36% на следующий год”, – заявил Трунин.

Замглавы Минфина также обозначил основные проблемы запланированного перевода нефтяной отрасли на НДД.

“Для гринфилдов (новые месторождения – ред.) у нас сейчас уже действует один режим, для браунфилдов (старые месторождения – ред.) – другой.

Наша задача – не ухудшить режим для гринфилдов, тот, который сейчас существует, поэтому там параметры немножко другие, но это не значит, что от кого-то бюджет получит меньше, от кого-то – больше.

Получит бюджет больше от тех, где будет больше добавленный доход. Вначале бюджет по браунфилдам получит меньше. И это одна из проблем этого налога”, – отметил Трунов.

Теперь Минфину и Минэнерго предстоит подготовить законопроект, в котором подобные проблемы и противоречия будут решены.  :///

Источник: https://teknoblog.ru/2016/09/07/68293

Новый налог для нефтяников

Как сообщают «Ведомости», Минфин разослал по министерствам и компаниям презентацию с параметрами законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД). Ранее Минэнерго предложило снизить налоговую нагрузку на выработанные месторождения с помощью налога на финансовый результат, законопроект уже внесен в Госдуму.

Минфин счел это адресной льготой и предложил ввести НДД для всех месторождений.

В презентации, копия которой есть у «Ведомостей», сообщается, что ставка НДД будет фиксированной – 70%, а налоговой базой послужит расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ, а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании плюс она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых, и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых – до года введения налога.

Однако, есть и ограничения, пишут «Ведомости». Все затраты – с учетом убытков прошлых лет – не должны превышать за период $20 за баррель. Затраты списываются – просто не сразу – и переносятся в базу будущего периода, успокаивает федеральный чиновник: они будут еще и проиндексированы на инфляцию.

Сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка – 30%, а при достижении положительной базы по НДД повышается до 40%.

Минэнерго пока изучает предложения Минфина, но в целом не против; цель – не воевать, а добиться консенсуса, говорит чиновник, близкий к Минэнерго. Наконец, Минфин допускает стимулирование через новый налоговый режим не только новых, но и выработанных месторождений, а это прогресс, отмечает он.

Судьбу нефтяников решит Кремль. Минфин делает большую ставку на президента. Учитывая сложный бюджетный процесс – резать надо даже социальные расходы, – по идее, нагрузку на нефтяников можно было бы даже увеличить, замечают несколько финансовых чиновников: по данным с начала года, у них сейчас все неплохо.

Минфин по крайней мере уже готов обсуждать систему налогообложения, основанную на финансовых результатах, как для новых, так и для действующих месторождений, но ставки НДПИ и НДД и правда достаточно жесткие и должны будут корректироваться, разделяет мнение компаний партнер EY Алексей Кондрашов.

Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов отмечает, что при параметрах Минфина для разрабатываемого месторождения со средними затратами уровень налогов будет примерно соответствовать текущему уровню или даже ниже – выигрыш составит не более $1 за баррель.

При росте затрат налоговые обязательства снижаются при НДД, в таких параметрах увеличение на $1 приводит к налоговой экономии 56 центов по сравнению с действующей системой.

А для типового нового месторождения в Восточной Сибири переход на НДД будет выгоднее даже с учетом каникул по НДПИ.

Налог на добавленный доход — это хорошее предложение для нефтяников даже при частичном сохранении НДПИ, передает «Коммерсант» мнение заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова.

«Это неплохой вариант.

Да, НДПИ сохраняется, но фактически он является некой составной частью этого НДД, и НДД у нас возникает только при достижении определенных параметров по денежному потоку.

В условиях, когда цены на нефть изменяются в очень большом диапазоне, тяжело прогнозировать свои инвестиции, эти изменения будут даже неплохими, особенно в части старых месторождений, потому что там учитываются исторические затраты. Этот механизм позволит более эффективно добывать на этих месторождениях», — уверен Фролов.

Предлагаемый Минфином вариант налога на добавленный результат нельзя считать полностью доработанным. В этом уверен управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон.

«Сейчас очень много будет зависеть от реакции компаний. Если им все в целом понравится, то в таком виде законопроект может быть внесен в Госдуму и принят. Там есть, конечно, ряд вопросов по квотированию, определенным параметрам.

На мой взгляд, все-таки повторяется предыдущая ошибка. Вместо того, чтобы оценить реальный эффект для отрасли и для бюджета, предлагается некий вариант, который может устроить компании. Так было в случае с НФР.

Это не системная работа», — пояснил Выгон «Коммерсантъ FM».

Как отмечает газета «Ведомости», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина. Однако представители двух последних компаний заявили изданию, что Минфин не должен забывать и про стимулы отрасли.

Источник: https://oilcapital.ru/news/markets/28-08-2015/novyy-nalog-dlya-neftyanikov/print

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]