Работник направлен из головного офиса в филиал — нюансы налогообложения — все о налогах

«Оптимизация» налогообложения с участием иностранных партнеров

На чем основана схема?

Начнем с того, что схема применяется в определенных ситуациях — когда в рамках контракта российским покупателем приобретается не товар, а оборудование, требующее установки и монтажа. То есть в комплекте приобретается не только имущество, но и услуги, а, как вы помните, правила их налогообложения различны.

Это является решающим фактором, который иногда упускают из виду иностранные компании и более осведомленные в этом вопросе российские партнеры.

Это приводит к тому, что две взаимосвязанные, но различные по сути операции облагают по одним и тем же правилам, а точнее не облагают вовсе, в результате чего стороны экономят на налогах и наносят ущерб бюджету.

Представляем действующих лиц

Выделим участвующих в схеме лиц: это головной офис иностранной организации, российский покупатель оборудования и филиал иностранной организации, занимающийся установкой, ремонтом и обслуживанием поставляемого российскому покупателю оборудования (так называемый «сервисный центр»).

Основные участники схемы:

— Иностранный поставщик (головной офис)

— Филиал иностранной компании

— Российский покупатель оборудования

Кто из перечисленных лиц является плательщиком НДС? В первую очередь резидент РФ — покупатель, во вторую очередь — филиал иностранной компании. Он может даже не получать выручки на свой расчетный счет, но это не означает, что он не осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС.

Реализация услуг на территории РФ облагается налогом, кроме тех, для которых в целях исчисления НДС установлен отдельный порядок определения места их оказания.

Установка оборудования является облагаемой операцией при условии, что она выполняется на территории РФ, а не ближнего или дальнего зарубежья.

Напомним, монтаж, сборка, ремонт и техническое обслуживание относятся к работам, связанным с движимым имуществом, и если оно находится на территории РФ, то местом реализации считается РФ (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ), соответственно, указанные работы (услуги) подлежат обложению НДС.

Как работает схема?

Контракт на поставку оборудования заключает головной офис иностранной компании, расположенный за границей.

Почему не филиал, представляющий в РФ интересы компании и осуществляющий все необходимые действия за головной офис в России? Потому что у филиала, во-первых, может не быть такого дорогостоящего оборудования, а только запасные части, используемые при монтаже, ремонте и обслуживании оборудования. Во-вторых, филиалу могут просто не доверять денежные потоки, составляющие основную выручку иностранной компании. В-третьих, иностранная компания может продавать не собственное, а закупаемое у другой зарубежной фирмы оборудование (при этом нередко бывает, что эти лица между собой взаимосвязаны и имеют общих учредителей). Филиал этого сделать не может, довольствуясь лишь монтажом дорогостоящего оборудования, его сервисным обслуживанием и ремонтом.

В контракте, который заключают головной офис иностранной компании и российский покупатель, поставка оборудования является главной услугой, а установка и наладка сложного оборудования, а также обучение работе на нем, выполняемые иностранными специалистами, — сопутствующими услугами. Интересно то, что за границей принято в инвойсе (счете) расписывать все, за что платит покупатель, но почему-то в контрактах на поставку оборудования нередко фигурирует общая сумма, включающая цену реализации, установку (монтаж) и последующий гарантийный сервис (на это заключают отдельное дополнительное соглашение). При этом, когда оборудование российский покупатель принимает за границей, налог с суммы продажи иностранным партнером не начисляется. Таким образом, получается, что налог с реализации не уплачивается.

Российскому покупателю следует помнить о другой подпадающей под налогообложение операции — ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Если оборудование включено в льготный Перечень, не облагаемый НДС при ввозе на территорию РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 372, налог уплачивать не нужно.

Если оборудования в этом Перечне нет, российскому покупателю придется уплатить НДС на таможне, после чего его можно будет принять к зачету на основании п. 2 ст. 171 НК РФ.

Что видно в учете и налогообложении?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим на цифрах практическую ситуацию, когда главными участниками сделки являются поставщик (головной офис иностранной компании) и заказчик (российский покупатель имущества, требующего монтажа и наладки).

При этом у иностранной организации есть филиал, но он на втором плане и не упоминается в договоре и уж тем более не участвует в расчетах между сторонами договора. То есть при оказании услуг он как бы есть, а по бумагам его как бы нет.

Российскому покупателю, с одной стороны, проще, но простота эта кажущаяся.

Пример 1. Российская организация купила печи с инфракрасным излучением у иностранной компании по цене 150 000 евро (в цену включены установка и монтаж — 8000 евро).

Оборудование реализуется на условиях самовывоза (транспортно-экспедиционные услуги — 100 000 руб.). Допустим, курс евро на дату перечисления средств иностранному поставщику и дату принятия ГТД составляет 38,2670 руб/евро.

Таможенный сбор — 5500 руб., а таможенная пошлина — 10% таможенной стоимости.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

В связи с тем что печи с инфракрасным излучением входят в Перечень не облагаемого налогом технологического оборудования, при его ввозе таможенный НДС не уплачивается. Организация уплачивает только таможенный сбор и таможенную пошлину, которая составит 574 005 руб.

(150 000 евро x 38,2670 руб/евро x 10%). Стоимость оборудования в рублевом эквиваленте — 5 740 050 руб. (150 000 евро x 38,2670 руб/евро) плюс доставка (100 000 руб.). Выделим из общей цены услуги по установке и монтажу, они будут равны 306 136 руб.

(8000 евро x 38,2670 руб/евро).

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,руб.
Произведена предоплата поставщику(150 000 евро x 38,2670 руб/евро) 60 52 5 740 050
Оплачена ввозная таможенная пошлина(150 000 евро x 38,2670 руб/евро x 10%) 76 51 574 005
Оплачены транспортные услуги по доставке 76 51 100 000
Оплачен таможенный сбор за оформление 76 51 5 500
Оприходовано импортное оборудование(5 740 050 — 306 136) руб. 07 60 5 433 914
Транспортные расходы учтены в капитальныхзатратах 07 76 100 000
Таможенные платежи учтены в капитальныхзатратах 07 76 579 505
Отражены услуги по установке и монтажу оборудования(8000 евро x 38,2670 руб/евро)

08

60

306 136

Установленные печи учтены во внеоборотных активах (5 433 914 + 306 136 + 100 000 +579 505) руб. 08 07 6 419 555 Подготовленные к работе печи введены вэксплуатацию 01 08 6 419 555

Казалось бы, все правильно, не хватает только НДС, которого иностранный партнер не предъявляет, а российский покупатель, если захочет его уплатить, сделает это за счет собственных средств.

Источник: https://www.pnalog.ru/material/optimizaciya-nalogooblozheniya-inostrannyi-partner

Учетная политика при наличии обособленных подразделений

Семенихин В. В.,
аудитор

С 1 января 2013 г. все российские организации, без каких-либо исключений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

При этом обеспечить качественное ведение такого учета можно только на основании учетной политики, в которой закрепляются избранные способы ведения учетной работы.

Причем на формирование учетной политики экономического субъекта влияет много факторов, в том числе наличие в структуре организации обособленных подразделений.

О том, какие нюансы следует учесть в учетной политике при наличии в составе компании обособленных подразделений, мы и поговорим далее.

Общие положения
Итак, при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется нормами Закона № 402-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.

Читайте также:  Декларация по водному налогу 2017 - все о налогах

В ст. 6 Закона № 402-ФЗ определено, что обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется исключительно на все российские организации, как коммерческой, так и некоммерческой сферы. Эта обязанность влечет за собой необходимость формирования учетной политики организации, где закрепляются избранные способы ведения бухгалтерского учета, что подтверждается нормами ст. 8 Закона № 402-ФЗ.

Как сказано в п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухучета, он самостоятельно разрабатывается организацией исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Поскольку пока соответствующие федеральные и отраслевые стандарты не утверждены, то при формировании своей учетной политики организация (за исключением фирм банковского сектора) на основании п. 1 ст.

30 Закона № 402-ФЗ руководствуется действующими правилами бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ.

На это обращено внимание в информации Минфина России №ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Не секрет, что сегодня многие фирмы имеют в своем составе представительства, филиалы или иные обособленные подразделения.

При этом гражданское законодательство относит в состав обособленных подразделений только филиалы и представительства, а налоговое – включает в их состав любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

При этом признание обособленного подразделения организации таковым в целях налогообложения производится независимо от того, отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации или нет, а также от полномочий, которыми оно наделено.

Отметим, что любое обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, оно является лишь составной частью самой организации, которая для выполнения определенных функций наделяет его необходимым имуществом и соответствующими полномочиями.

При этом передача имущества от головной организации в обособленное подразделение (и наоборот) не признается реализацией, так как операции по перемещению активов совершаются в рамках одного юридического лица, которому это имущество принадлежит на праве собственности.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за обособленным подразделением компании, отражается одновременно и в балансе головной организации, и в балансе самого подразделения.

Причем в такой ситуации обособленное подразделение самостоятельно ведет бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни и формирует самостоятельную бухгалтерскую отчетность, которая признается внутренней бухгалтерской отчетностью компании.

В силу того, что обособленное подразделение фирмы не обладает правоспособностью юридического лица, оно не представляет в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. На это указывают и финансисты в письме от 18.08.2009 № 03–03–06/1/527.

Головная организация ведет бухгалтерский учет лишь в разрезе операций, осуществляемых ею, а бухгалтерская отчетность по организации формируется исходя из собственных данных, отраженных в учетных регистрах, и данных, полученных из внутренней бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

Если же обособленное подразделение не выделено на самостоятельный баланс, то бухгалтерский учет осуществляется непосредственно в головной компании, при этом возникает необходимость в четкой и своевременной передаче всей необходимой информации в головную организацию.

Правда, такой вариант ведения бухгалтерского учета может применяться лишь небольшими фирмами, обособленные подразделения которых находятся относительно недалеко от головного офиса.

Тем не менее, даже в такой ситуации существует вероятность того, что операции, осуществляемые обособленным подразделением, будут несвоевременно или неполно отражены в бухгалтерском учете компании.

Любой сбой в системе сбора и обработки «первички» может привести к весьма негативным последствиям.

Все эти и другие нюансы не могут не сказываться на правилах ведения бухгалтерского учета, закрепляемых в учетной политике организации, формирование которой является обязанностью любого российского юридического лица в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

Источник: https://dis.ru/library/598/29350/

Налоговые последствия структурирования бизнеса

В современных условиях особенно актуальной становится задача грамотного структурирования бизнеса. От ее решения зависит не только эффективность деятельности компании, но и наличие правовых и налоговых рисков. Именно поэтому при выборе варианта построения холдинга следует учесть все важные нюансы.

Используйте пошаговые руководства:

Многие компании декларируют, что заботятся о неразглашении информации, которая является их коммерческой тайной. Однако на практике они подчас забывают разработать необходимые документы либо ознакомить с ними персонал. В подобных ситуациях, даже поймав за руку нечистоплотного сотрудника, работодатель не сможет возместить понесенные убытки, а во многих случаях и уволить проштрафившегося.

Формирование холдинга подразумевает определение его юридической структуры (правовой формы структурных единиц и их взаимосвязей), а также финансовых и договорных отношений между ее элементами.

Любая юридическая структура может быть представлена в виде нескольких юридических лиц с выделением корпоративного центра либо в виде одного юридического лица, структурные подразделения которого являются филиалами. Также возможен смешанный вариант ор ганизации бизнеса.

Сравним два варианта – наличие филиалов и дочерних компаний – с точки зрения организации финансирования деятельности, консолидации прибыли, налогового администрирования, ценовых рисков и последствий налоговых правонарушений. Но для начала остановимся на правовых и налоговых аспектах управления компаниями холдинга.

Вопросы управления

Основой успешного бизнеса является грамотная организация и дальнейший контроль деятельности бизнес-единиц. Наиболее распространенным вариантом структурирования бизнеса является выделение управляющей компании.

Это единоличный исполнительный орган, который оказывает производственным единицам управленческие услуги.

Подобная система может вызвать ряд вопросов у налоговой инспекции: подтверждение экономической необходимости оказываемых услуг, обоснование их стоимости и документальное подтверждение оказания услуг1.

Особое внимание следует уделить оформлению подобных отношений. Перед многими налогоплательщиками стоит вопрос, каким образом закрепить правоотношения сторон: с помощью договора на передачу функций единоличного исполнительного органа (ЕИО) или договора на оказание консультационных (управленческих) услуг.

Отметим, что договоры на оказание услуг вызывают большее количество претензий со стороны налоговых органов. Основная проблема связана с экономическим обоснованием расходов на приобретение консультационных (управленческих) услуг.

При этом наиболее проблемными вопросами являются наличие у «дочек» собственных подразделений со схожими функциями, взаимосвязь затрат на приобретение услуг с деятельностью самих заказчиков, а также отсутствие четких методик определения вознаграждения за услуги.

По мнению авторов, при выборе того или иного договора главное, чтобы его форма соответствовала реальному содержанию хозяйственных операций.

Личный опыт
Евгений Мищук, финансовый директор ООО «Управляющая компания «ПЕНОПЛЭКС Холдинг» (Санкт-Петербург)Наш холдинг построен по принципу жесткой централизации: есть управляющая компания и компании спецназначения. Первая осуществляет координацию всех действий и обеспечивает принятие стратегических решений, вторые стопроцентно контролируются управляющей компанией (через механизм единого владения и процедуру передачи полномочий генерального директора) и занимаются определенными направлениями деятельности. Например, в структуре группы есть «дочка», которая осуществляет финансирование всего холдинга, в частности, выдает компаниям группы займы на рыночных условиях. В итоге все финансовые потоки сконцентрированы в отдельной компании. В свою очередь, управляющая компания выполняет несколько функций. Во-первых, со всеми предприятиями холдинга у нее заключен договор на передачу полномочий исполнительного органа: функции генерального директора во всех «дочках» выполняет управляющая компания, весь управленческий персонал дочерних организаций работает по доверенности от управляющей компании. Тем самым обеспечивается управленческий контроль на уровне собственника. Во-вторых, в управляющей компании мы централизовали ряд функций, которые, на наш взгляд, нецелесообразно распылять по регионам: бухгалтерская, юридическая, казначейство, PR и реклама, безопасность и т.д. Эти службы оказывают «дочкам» соответствующие услуги. Так, все бухгалтеры находятся в штате управляющей компании, которая оказывает «дочкам» услуги на основании договоров аутсорсинга: физически люди находятся в регионах и ведут бухучет на местах, но при этом являются сотрудниками управляющей компании.

Читайте также:  Как учесть ос, полученные от учредителя для увеличения чистых активов - все о налогах

Конечно, договоры на оказание услуг привлекают внимание налоговых органов. Однако при условии фактического оказания услуг, наличия подтверждающих документов доказать экономическую целесообразность подобных договоров возможно. При этом в штатном расписании компаний, оплачивающих услуги, не должно быть соответствующих специалистов.

Подобные договоры нередко используются с целью изъятия части прибыли у производственных единиц группы.

В связи с этим необходимо учитывать, в какой юрисдикции подлежит налогообложению прибыль за оказанные услуги: если налог уплачивается за пределами России, то налоговые органы могут прийти к выводу, что подобная структура была создана с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли в России, и предъявить налогоплательщику дополнительные претензии.

Примером может служить ситуация, когда услуги оказывает иностранная компания, которая не имеет представительства в России. Прибыль, полученная от оказания таких услуг, не признается объектом налогообложения в России (статьи 247, 309 НК РФ), а может облагаться налогом в юрисдикции с более льготными условиями.

Возникшие у какой-либо «дочки» убытки не уменьшат прибыль других дочерних бизнес-единиц или компании – корпоративного центра

Финансирование деятельности

Привлечение дополнительных средств – важный элемент функционирования и развития любой компании. И юридическая структура бизнеса может повлиять на возможность использования того или иного способа финансирования, каждый из которых имеет свои особенности налогообложения.

Филиалы. Финансирование филиалов не вызывает особых проблем, поскольку передача имущества между субъектами не сопровождается передачей соответствующих прав. Собственником активов остается головная компания.

Вместе с тем налоговые органы все же находят поводы для доначислений. Так, инспекция начислила НДС на суммы финансовой помощи, полученной филиалом от головного предприятия на приобретение товаров. Налогоплательщик обратился в суд и сумел отстоять свои интересы.

Судьи расценили перечисленные средства как целевое финансирование филиала, ведь движение средств происходило в пределах одной организации (от головной компании структурному подразделению).

Решение инспекции о доначислении налога было признано недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 12.02.07 № Ф09-11778/06-С2).

«Дочки». При наличии нескольких юридических лиц возможности финансирования в рамках группы достаточно широки: предоставление займов, грантов, увеличение уставного капитала. Каждая из форм предоставления финансовой поддержки влечет свои налоговые последствия2.

Так, при предоставлении займа материнской компанией размер выплачиваемых процентов, которые дочерняя организация учитывает при налогообложении прибыли, может быть ограничен3 (ст. 269 НК РФ).

Если величина процентов будет выше предельного уровня, то сумма превышения может быть квалифицирована как выплата в пользу материнской компании дивидендов, которые подлежат налогообложению по ставке 9% (п.

3 ст. 284 НК РФ).

Вопросы возникают и при безвозмездном финансировании «дочек». Ярким примером является судебное разбирательство с участием одной из дочерних структур ОАО «Транснефть».

Налоговый орган указал на недопустимость включения в себестоимость продукции стоимости материалов и амортизационных отчислений в отношении имущества, которое приобретено за счет средств, безвозмездно полученных от материнской компании.

В данном разбирательстве судьи приняли сторону налого плательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.07 № 2304/07).

Источник: https://fd.ru/articles/34929-nalogovye-posledstviya-strukturirovaniya-biznesa

Обособленное подразделение: создаем и регистрируем

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием.

Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна.

Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Бесплатная консультация по регистрации

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение.

Здесь есть важное условие – критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места, а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения. ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено).

Разумеется, возникает вопрос — как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.
Читайте также:  Еще один банк остался без лицензии - все о налогах

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.

  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем.

НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно). 
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала.

Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров).

Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал заявления о регистрации.

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет — 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет — штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС – 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/obosoblennoe-podrazdelenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]