Инвентаризация перед годовой отчетностью
Задача бухгалтерского (бюджетного) учета – предоставить полную и достоверную информацию о деятельности учреждения (казенного, бюджетного, автономного) и его имущественном положении, которая нужна как внутренним, так и внешним пользователям.
Следовательно, данные годовой бухгалтерской отчетности нужно подтвердить инвентаризацией активов и обязательств.
В соответствии с пунктом 20 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 года №157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в порядке установленном учетной политикой.
Руководитель может утвердить Положение о порядке проведения инвентаризации и методах оценки имущества и обязательств.
В этой статье мы расскажем, как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью.
Собираем инвентаризационную комиссию
Состав комиссии утверждается приказом руководителя. В нее должны войти не только работники бухгалтерии, но и различные специалисты, которые могут дать заключение о техническом состоянии имущества.
Если во время инвентаризации на месте не будет хотя бы одного члена комиссии, результаты могут признать недействительными.
Первым делом необходимо создать инвентаризационную комиссию – об этом говорится в Методических указаниях по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49.
Указания устанавливают порядок инвентаризации как для коммерческих организаций, так и для учреждений госсектора. Права и обязанности комиссии, порядок утверждения ее состава следует указать в вышеупомянутом Положении о проведении инвентаризации. Так, инвентаризационная комиссия несет ответственность:
- за своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя учреждения и соблюдение порядка ее проведения;
- полноту и точность внесения данных о фактическом наличии имущества в инвентаризационные описи и ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092);
- правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (ведомости расхождений по результатам инвентаризации, форма 0504092);
- определение рыночной стоимости неучтенных активов, выявленных в ходе инвентаризации;
- точное и своевременное оформление результатов инвентаризации.
Объекты инвентаризации
Учтите, что инвентаризации подлежит не только все имущество учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, но и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее учреждению, но учитывающееся на забалансовых счетах (например, имущество на ответственном хранении, в аренде или полученное для переработки), и даже имущество, которое не учли по каким-либо причинам, но оно при этом находится на территории учреждения во время инвентаризации.
Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью?
Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо (человек, на ответственном хранении которого находится имущество), дает расписку о том, что все приходные и расходные документы на имущество либо сдали в бухгалтерию, либо передали комиссии, все поступившие ценности оприходовали, а выбывшие – списали в расход. На время инвентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.
Комиссия проверяет наличие предметов, заносит сведения в опись (по меньшей мере в двух экземплярах) или отмечает их наличие в описи, заполненной автоматически. Наличие материальных ценностей можно проверить несколькими способами:
- пересчитать;
- взвесить;
- измерить в метрах и др.
Вес (или объем) навалочных материалов можно определить на основании обмеров и технических расчетов.
Чтобы провести инвентаризацию расчетов по финансированию, находящихся на лицевых счетах, открытых в органах казначейства или кредитных организациях, сверьте остатки сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета, с данными выписок органов казначейства или кредитных организаций.
Инвентаризацию товарно-материальных ценностей нужно проводить в порядке расположения ценностей в помещении.
Как оформить результаты инвентаризации
Наименования и количество ценностей и объектов инвентаризации указывают в описях, которые составляют во время инвентаризации. Их формы утверждены Приказом Минфина РФ от 30 марта 2015 года №52н.
Обратите внимание, что составить черновую опись и потом переписать на чистовик нельзя.
Незаполненные строки в описях оставлять нельзя. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям.
Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии. Материально ответственные лица дают расписку, которая подтверждает, что комиссия проверила имущество в их присутствии и что претензий к ее членам нет.
В процессе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов составляется «Ведомость расхождений по результатам инвентаризации» (форма 0504092), в которую записывают расхождения с данными бюджетного учета. То есть недостачи и излишки по каждому объекту в количественном и суммовом выражении.
На основании данной ведомости составляется «Акт о результатах инвентаризации» (форма 0504835). Составление данных регистров предусмотрено Приказом Минфина РФ №52н.
Инвентаризация позволит сформировать достоверную годовую отчетность. Для этого нужно:
- издать приказ руководителя;
- собрать инвентаризационную комиссию;
- соблюдать установленную последовательность;
- правильно оформить результаты и отразить их в учете.
Статья подготовлена
экспертами Компании «Учёт в БГУ»
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях
Источник: https://grnt.ru/blog/inventarizatsiya-pered-godovoy-otchetnostyu-2/
Инвентаризация-2017: шпаргалка по организации и проведению
Как гласит ч. 1 ст.
10 Закона о бухучете, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние и оценку.
Причем по требованию абзаца второго п. 7 разд. І специального «инвентаризационного» Положения № 879 обязательным является проведение инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности. Получается,
годовая инвентаризация — процедура для предприятия не добровольная, а обязательная, и увильнуть от ее проведения не удастся
Основной документ, которым вам предстоит руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов, — Положение № 879. Кроме того, специальные «инвентаризационные» документы используют при инвентаризации:
— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;
— активов и обязательств сельхозпредприятий — Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий (см. приложение к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023);
— имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения) — Положение № 158.
Объекты инвентаризации
Сразу скажем, что проведение годовой инвентаризации потребует от вас максимальных усилий. Ведь, как предусмотрено пп. 6-7 разд. I Положения № 879, перед составлением годовой финотчетности проводят сплошную инвентаризацию, которая охватывает все виды активов и обязательств предприятия. Если точнее, то под инвентаризацию попадают:
— основные средства (ОС);
— нематериальные активы (НМА);
— незавершенные капитальные инвестиции;
— запасы, в том числе незавершенное производство (НЗП);
— наличные, денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;
— дебиторская и кредиторская задолженности;
— доходы и расходы будущих периодов, обеспечения и резервы.
Более того, учтите, что в ходе инвентаризации проверяют:
— собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;
— имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).
Сроки проведения годовой инвентаризации
Пункт 10 разд. I Положения № 879 в общем случае рекомендует проводить годовую инвентаризацию ежегодно до даты баланса (т. е. до 31 декабря). В то же время 31 декабря — это предельная дата, на которую процедура инвентаризации должна уже быть завершена. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. табл.):
Сроки проведения годовой инвентаризации
№ п/п | Вид активов и обязательств | Когда проводитьинвентаризацию |
1 | Необоротные активы* (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | В период 3 месяцевдо даты баланса |
Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | ||
Текущие биологические активы | ||
Дебиторская и кредиторская задолженность | ||
Расходы и доходы будущих периодов | ||
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование) | ||
* Инвентаризировать земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно 1 раз в 3 года.Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.Инвентаризацию библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику можно проводить в течение года. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. | ||
2 | Незавершенные капитальные инвестиции | В период 2 месяцевдо даты баланса |
НЗП и полуфабрикаты | ||
Финансовые инвестиции | ||
Денежные средства | ||
Средства целевого финансирования | ||
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование | ||
3 | Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы | До временноговыбытия с предприятия |
Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия |
Конкретные сроки начала — окончания инвентаризации на предприятии, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации. При этом главная задача — уложиться в предельные сроки, определенные Положением № 879.
И еще одно важное правило, касающееся сроков проведения инвентаризации:
инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена
Предположим, в приказе о проведении инвентаризации говорится, что годовую инвентаризацию проводят по состоянию на 30 ноября 2017 года. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, с 1 по 15 декабря 2017 года).
При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2017 года*. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия.
Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.
Правила формирования инвентаризационных комиссий
Инвентаризационная комиссия. Для проведения годовой инвентаризации приказом руководителя предприятия создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).
В состав комиссии включают:
— представителей аппарата управления предприятия;
— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физлицо, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);
— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
Кроме того, по решению руководителя предприятия в состав комиссии можно включить членов ревизионной комиссии хозобщества.
Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем
А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию.
Нередко на практике можно встретить предприятия, на которых работает всего на всего один человек — директор. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли «право на жизнь» инвентаризационная комиссия из одного человека?
Специалисты Минфина допускают такую возможность. По их мнению, если на предприятии всего один работник — руководитель, то для проведения инвентаризации он в соответствующем распорядительном документе утверждает состав инвентаризационной комиссии из одного лица
Источник: https://i.Factor.ua/journals/nibu/2017/december/issue-98/article-32531.html
Отчет результатов инвентаризации
Здравствуйте, дорогие читатели! Как часто вы проводите инвентаризацию на ваших фирмах? Лично я — раз в год, в декабре.
Мне так гораздо удобнее и сразу можно понять чего не хватает и сразу же выявить виновных.
Ведь если проводить инвентаризации реже раз в 3 года или раз в 5 лет, то найти того, что виновен в недостаче будет гораздо сложнее.
Еще очень важно при увольнении материально — ответственных лиц делать акт приема — передачи, а ведь сколько в моей практике было случаев, когда увольняли человека, без этого акта, а потом не могли досчитаться формы на складе.
Это не значит, что человек украл, просто он мог кому-то выдать и не оформить документ и т.д. и вспомнить об этом мог только он, но был уже уволен.
Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете в обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Конкретные сроки проведения инвентаризации по видам имущества и обязательств действующим законодательством не установлены.
Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации уточнено только, что инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, а следовательно и сроки ее проведения, должны быть утверждены предприятием в составе учетной политики.
При установления сроков проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств за основу можно принять письмо Минфина СССР от 30 декабря 1982 г.
№ 179 «Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов» (далее — Основные положения по инвентаризации), раздел 2 которого полностью посвящен срокам проведения инвентаризаций.
Основными положениями по инвентаризации установлены следующие сроки проведения инвентаризации имущества перед составлением годового отчета:
- основные средства — не ранее 1 ноября отчетного года;
- капитальные вложения — не ранее 1 декабря отчетного года;
- незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки — не ранее 1 октября отчетного года;
- готовая продукция на складах — не ранее 1 октября отчетного года;
- сырье и прочие материальные ценности — не ранее 1 октября отчетного года.
Как видим, более ранний возможный срок проведения инвентаризации (1 октября) устанавливается для тех активов организации, которые представлены наибольшей номенклатурой.
Небольшие предприятия могут устанавливать и более поздние, приближенные к концу отчетного года, сроки проведения инвентаризации.
Для остальных видов имущества организации и для ее обязательств Основными положениями по инвентаризации определена только периодичность проведения инвентаризации, без установления конкретных сроков:
- незавершенный капитальный ремонт и расходы будущих периодов — не менее одного раза в год;товары на складах и базах промышленных товаров, товаров в книжных магазинах — не реже одного раза в год;
- товары на складах и базах продовольственных товаров, товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли — не реже двух раз в год;денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности — не менее одного раза в месяц;
- расчеты с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) — по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам — на первое число каждого месяца;
- расчеты по платежам в бюджет — не менее одного раза в квартал;
- расчетов производственных объединений, предприятий и организаций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями — на первое число каждого месяца;
- расчеты с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;
- остальные статьи баланса — на первое число месяца следующего за отчетным годом.
Согласно пункту 1.5 Основных положений по инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц инвентаризация проводится:
- на день приемки-передачи дел;
- при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений;
- порчи ценностей — немедленно по установлении таких фактов;
- после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) — немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия.
Прядок взыскания ущерба определен статьей 248 ТК РФ. Согласно указанной статье взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично.
По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Общие правила проведения инвентаризации, документальное оформление результатов
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Указанные формы первичной учетной документации распространяются на юридических лиц всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
- б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).
В соответствии с Планом счетов излишки имущества оформляются в состав прочих доходов организации и отражаютсяпо кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Расходы от недостач и потерь имущества, не подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся на прочие расходы организации и, соответственно, отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
Для целей налогового учета доходы организации в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в соответствии с подпунктом 20 статьи 250 НК РФ.
Расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Рассмотрим порядок отражения в учете результатов плановой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организаций торговли и общественного питания.
Источник: https://www.buntorg.ru/articles/2002/10/1260.html
Периодичность, порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются внутренними документами по учреждению (например, учетной политикой, положением о проведении инвентаризации, приказом руководителя).
Для силовых министерств и ведомств характерно проведение инвентаризации в соответствии с ведомственными нормативными документами, например Порядком проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, утвержденным Приказом Минобороны России от 16.10.2010 N 1365.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Источник: https://blognalog.com/uchet/otchet-rezultatov-inventarizatsii.html
Инвентаризация: готовимся к годовой отчетности
ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / В.О. Ржавинский, аудитор
Одним из тех ответственных мероприятий, о которых фирме не стоит забывать перед завершением финансового года, является инвентаризация собственного имущества и обязательств. От результатов такой ревизии зависит правильность всей годовой отчетности.
Инвентаризация фактически представляет собой проверку имеющегося в наличии имущества и обязательств компании на соответствие данным бухгалтерского учета. Проводится она в конце года, перед составлением отчетности. Причем затрагивать проверка должна то имущество компании, которое в последний раз инвентаризировалось до 1 октября текущего года.
Стоит отметить, что действующее законодательство не запрещает проводить такую ревизию в любой удобный для фирмы день. Однако наиболее логично назначить ее на 1-е число месяца. Ведь именно на такую дату можно без проблем вывести сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам.
Порядок проведения инвентаризации утвержден Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13 июня 1995 г. № 49). Рассмотрим основные моменты, связанные с этой процедурой.
Аккуратность прежде всего
Прежде чем приступать к самой инвентаризации, нужно соблюсти некоторые формальности. Так, первым шагом в этом станет соответствующий приказ руководителя компании.
Этим распоряжением должен быть утвержден состав проверяющих, перечень инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств, а также сроки проведения инвентаризации.
Форма такого документа представлена в Приложении № 1 к Методическим указаниям, однако, отметим, что она носит рекомендательный характер и не является строго обязательной к применению в таком виде.
Что касается состава инвентаризационной комиссии, то ее участниками могут стать не только работники самой фирмы. К участию в проверке можно допустить, например, специалистов аудиторских компаний. Такая возможность предусматривается пунктом п. 2.3 Методических указаний.
По итогам инвентаризации должны быть составлены описи, или акты инвентаризации. Вот для них есть строго установленные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Там фиксируются сведения о фактическом наличии имущества, его стоимости и реальности учтенных финансовых обязательств.
Следующий этап – сверка результатов инвентаризации с учетными данными. Если вдруг по проверяемому имуществу обнаружено отклонение, то на основании этого составляются сличительные ведомости, в которых и отражаются выявленные расхождения.
Заключительная стадия инвентаризации – подписание ведомости. Свою подпись на документе должен поставить главный бухгалтер и руководитель организации.
Последний, помимо прочего, должен издать приказ или распоряжение об утверждении результатов ревизии. Этот документ послужит основанием для отражения результатов проверки в бухгалтерском и налоговом учете.
Сами же материалы инвентаризации должны быть переданы в бухгалтерию. Хранить их следует в течение пяти лет.
Ошибки «бухгалтерские», ошибки «налоговые»
Результатом инвентаризации могут стать выявленный излишек или недостача по основным средствам, нематериальным активам, товарно-материальным ценностям, денежным средствам и финансовым вложениям. Помимо их количественного несоответствия ревизия может показать и ошибки в оценке таких активов. В таких случаях в бухгалтерском и налоговом учете предстоит произвести соответствующие исправления.
Что касается порядка исправления ошибок в бухучете, то он определен пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденном приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.
Так, в случае если выявлен излишек по какому-либо виду имущества, то он приходуется по рыночной стоимости, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты.
Недостача или порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, то есть относятся к расходам. Превышение этой нормы компенсируется за счет виновных лиц.
Если такие лица не установлены или же суд отказал во взыскании с них соответствующих сумм, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты.
Также стоит отметить, что результаты инвентаризации следует отразить в отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена. Итоги годовой инвентаризации учитываются в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний).
Причем этот порядок касается даже тех ошибок, которые были допущены например, несколько лет назад, и лишь сейчас выявлены. Они, также, учитываются в том месяце, в котором были обнаружены.
Иными словами, исправления в бухгалтерскую отчетность прошлых лет не вносятся.
В налоговом учете порядок исправления ошибок несколько отличен от бухгалтерского. Так, обнаружив несоответствие в исчислении налоговой базы в прошлом отчетном или налоговом периоде, бухгалтер должен будет провести пересчет налоговых обязательств именно за тот период. Правда, есть одно исключение.
Касается оно случаев, когда точную дату совершения ошибки определить невозможно. В такой ситуации выявленная ошибка приведет к необходимости скорректировать налоговые обязательства периода ее обнаружения.
Если ошибка затрагивает несколько отчетных или налоговых периодов, то сдать уточненные декларации нужно за каждый из них, пояснив при этом причину внесения исправлений.
Выявленные ошибки могут приводить как к недоплате, так и к переплате налога. Если фирма не доплатила налог, она должна внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатить недостающую сумму налога и пени по ней.
Согласно статье 81 Налогового кодекса это освобождает организацию от ответственности за неуплату налога. Ведь, как известно, если этого не сделать, то рано или поздно с высокой долей вероятности фирма будет привлечена к ответственности уже по статье 122 кодекса.
В случае же переплаты налога можно воспользоваться правом на зачет или возврат излишне уплаченных сумм (ст. 78 НК).
Почему не стоит забывать об инвентаризации
И в заключение хотелось бы сказать о том, чем, собственно, грозит непроведение инвентаризации. Сразу оговоримся, что ни для фирмы, ни для ее руководителя не предусмотрена ответственность на случай, если о такой ревизии решили «забыть».
Однако не стоит упускать из виду тот факт, что инвентаризация проводится в первую очередь для того, чтобы удостовериться в правильности данных бухгалтерского учета, их соответствии действительности.
Иными словами, отсутствие регулярных проверок имущества и обязательств фирмы может привести к тому, что ее бухгалтерская отчетность в какой-то момент окажется недостоверной. А за это уже предусмотрены штрафные санкции, например согласно статье 120 Налогового кодекса.
Так, грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение одного налогового периода, согласно первому пункту статьи, карается взысканием в размере пяти тысяч рублей. Дальше – строже: те же проступки, допускаемые организацией в течение более одного налогового периода, будут стоить уже пятнадцать тысяч рублей.
Однако это касается лишь тех случаев, которые не повлекли за собой искажение суммы налоговой базы. Если же это произошло, фирме придется поплатиться десятью процентами от суммы неуплаченного налога, или, если эта сумма окажется незначительной, – пятнадцатью тысячами рублей.
За аналогичные «промахи» в ведении бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской отчетности статьей 15.11 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание и для должностных лиц. В зависимости от ситуации сумма штрафа, согласно этой статье, может составить от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Иск, суд, апелляция, кассация… »
Юридические статьи »
Источник: https://www.lawmix.ru/articles/43627
Чем грозит отсутствие инвентаризации?
Инвентаризация – основной способ контроля деятельности любой организации. Своеобразный «медосмотр» для фирмы. Возможность контроля имущественных ценностей и экономического состояния предприятия. Но что будет, если пренебречь инвентаризацией и не проводить ее вовсе? Может ли это обернуться проблемой для предприятия? И на сколько эти проблемы будут существенны?
Когда необходима инвентаризация?
Проведение инвентаризации в нашей стране обязательно в нескольких случаях (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ):
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого
- проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц или собственника;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
- при подготовке документации для списания имущества;
- при ликвидации (реорганизации) организации.
Инвентаризация помогает выявить недостачи, излишки, пересорт, найти потерянное или даже возместить ущерб. Во время инвентаризации проверяется имущество, определяется его состояние и производится переоценка.
Но, что будет, если организация не проводит инвентаризацию вовсе? Преследуется ли это законом на государственном уровне, налагаются ли штрафы и санкции?
Отсутствие инвентаризации – это уголовное нарушение?
Скажем сразу, что как такового штрафа за отсутствие инвентаризации не предусмотрено. Но это не означает, что и проблем не будет.
Посетители одного из форумов в сети Internet, обсуждая возможные проблемы при отсутствии актов инвентаризационных проверок предположили, что в некоторых случаях это может повлечь за собой административную, а иногда даже и уголовную ответственность.
В защиту они приводили такие аргументы: «При составлении годовой отчетности, инвентаризация обязательств и активов не проводилась, а в учете, наоборот, проводилось имущество или обязательство, получается недостоверная отчетность.
Тут уместно будет вспомнить такое понятие как «должностная подделка» (внесение должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы, другое подделывание документов, а так же составление и выдача заведомо неправдивых документов) .
Это, по мнению правоохранительных органов, может привести к уголовной ответственности».
«Уголовная ответственность наступает в случае доказательства фиктивной(поддельной) бухгалтерской отчетности. Это может быть в случае недостоверного указания каких-либо активов и обязательств.
Достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается своевременно проведенной инвентаризацией. То есть за сам факт отсутствия инвентаризации ответственности нет.
Но в таком случае бухгалтерская отчетность может быть признана фиктивной и подвергнуться сомнению».
«Наступление уголовной ответственности из-за не проведения инвентаризации –это только предположение что может быть. Аргументы для наступления уголовной ответственности отвечающие привели. Что касается самого факта отсутствия инвентаризации – за это ответственности нет».
Кроме административной или уголовной ответственности у фирмы могут возникнуть проблемы и другого рода. Например, отказ в вычете НДС и невозможность учесть в составе расходов затраты в пределах норм естественной убыли. А также возможность списания безнадежной задолженности.
Кто несет ответственность?
Рассуждать о том, чем грозит отсутствие инвентаризации можно долго: приводить доводы как в пользу безнаказанности такого ведения бизнеса, так и грозить уголовной ответственностью.
Однако в Статье 11 Закона о бухгалтерском учете в РФ «Инвентаризация активов и обязательств« предусмотрена прямая обязанность организаций проводить инвентаризацию как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Кроме того, инвентаризация, как механизм контроля может, помочь избежать нарушений, за которые ответственность четко установлена. Это касается ситуаций, когда при проверке налоговики выявляют излишки материально-производственных запасов, неучтенных в бухгалтерской документации. Считается, что такое имущество получено безвозмездно.
И если это приведет к искажению бухгалтерской отчетности на 10% и более, или занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, то должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
А это потянет за собой штрафы, привлечение к ответственности и все связанные с этим проблемы.
А кроме ответственности такой руководитель несет еще финансовые потери: сколько денег может быть потеряно из-за нерадивости и халатного отношения сотрудников? Сколько прибыли недополучено, сколько продано «на сторону» и «вынесено» из компании? Ведь никому, кроме собственника не важен доход.
Боязнь испортить отношения с коллективом или узнать правду, о реальном состоянии дел в компании может помешать вашей компании вырасти, сделать шаг и перейти на новый уровень доходов и прибыли.
Источник: https://orrla.ru/chem-grozit-otsutstvie-inventarizaci/
Как провести инвентаризацию всех налогов бюджетного учреждения
- правомерность заключения и своевременность оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (в частности, проверка обеспеченности заключенных контрактов лимитам бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств);
- своевременность и полнота оформления документов, служащих основанием для отражения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (при осуществлении казенным учреждением приносящей доход деятельности);
Так как казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса, при проведении инвентаризации расчетов необходимо провести тщательный анализ всех операций, совершенных в отчетном году, на предмет выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и иных бюджетных нарушений.
Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм
ВажноПравила оформления описей и исправления ошибок в них Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания и обмера. Количество материальных запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или лишь по данным бухгалтерского учета без проверки их фактического наличия.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Инвентаризация в бюджетных учреждениях
Во время перерывов в работе комиссий (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Полученные данные о количестве ценностей учреждения вносят в соответствующую опись.
Если официальных бланков для оформления инвентаризации определенных участков бухгалтерского учета нет, то учреждения вправе их разработать самостоятельно. За основу можно взять уже существующие формы.
Материалы журнала «консультант свердловская область»
Источник: журнал «Главбух» Показатели, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности образовательной организации, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России Это установлено пунктом 20 Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Требования детализированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г.
№ 49 (далее – Методические указания).
Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью
Законодательству не будет противоречить решение должностных лиц учреждения, в соответствии с которым случаи обязательного проведения инвентаризации будут перечислены в локальном акте (приказе, распоряжении). При этом может быть «продублирован» перечень таких случаев, приведенный в п.
27
Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении
В ходе инвентаризации работники учреждения (инвентаризационная комиссия) проверяют фактическое наличие имущества путем его пересчета, взвешивания и обмера. Это делают при обязательном присутствии материально ответственных лиц.
Правильность учета обязательств, расходов проверяют на основании бухгалтерских документов. Результаты инвентаризации оформляют документами, перечисленными в Приложении 1 к Перечню унифицированных форм первичных учетных документов (утв.
Приказом Минфина России № 173н).
Если те или иные необходимые документы в данном перечне отсутствуют, как например приказ о проведении инвентаризации, учреждение может использовать формы документов, утвержденные Госкомстатом (Росстатом) или предусмотренные Методическими указаниями.
Подготовка к инвентаризации в бюджетных учреждениях Для проведения инвентаризации в учреждении должна быть создана инвентаризационная комиссия.
Инвентаризация в бюджетном учреждении
При этом возможно:
- не инвентаризировать имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре – декабре отчетного года;
- инвентаризировать основные средства один раз в 3 года, а библиотечные фонды – один раз в 5 лет;
- организациям Крайнего Севера – проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.
Такие правила установлены п. 1.5 Методических указаний. Порядок проведения инвентаризации Процедура инвентаризации требует соблюдения определенной последовательности действий.
Шаг 1. Создать инвентаризационную комиссию.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств – рабочие инвентаризационные комиссии (п.
2.2 Методических указаний).
Бюджетный учет и порядок инвентаризации в учреждениях здравоохранения
Инвентаризация расчетов Инвентаризации расчетов (с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, с работниками) – это проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и их обоснование. Инвентаризация расчетов с контрагентами заключается в сличение представленных актов сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Акт содержит информацию по суммам и количеству оплаченных и полученных товаров или оказанных работ, услуг. При проведении инвентаризации с бюджетом и внебюджетными фондами в акте сверки необходимо обратить особое внимание на суммы исчисленных и фактически поступивших от налогоплательщика денежных средств в бюджет, сумм недоимки или переплаты в разрезе каждого вида налогов.
Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении
ВниманиеВ избранноеОтправить на почту Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация. Зачем она нужна и каковы основные принципы ее проведения, читайте в нашей статье.
Обоснование обязательности инвентаризации Что инвентаризировать Срок проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации Итоги Обоснование обязательности инвентаризации Указание на обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности содержат 2 основных нормативных для бухучета документа:
- закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 3 ст. 11);
Источник: https://11-2.ru/kak-provesti-inventarizatsiyu-vseh-nalogov-byudzhetnogo-uchrezhdeniya/
Инвентаризация: подводим итоги года | Бухгалтерия и кадры
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию. Такое требование установлено статьей 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». О том, как она проводится, какими документами оформляются ее результаты и что делать, если выявлены излишки или недостачи имущества, мы расскажем в нашей статье.
Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств организации. Помимо этого нужно проводить инвентаризацию не принадлежащего организации имущества, которое числится в бухучете (например, арендованных основных средств, ТМЦ, находящихся на ответственном хранении, полученных для переработки).
Заметим, что инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Кроме того, если инвентаризация имущества проводилась не ранее 1 октября отчетного года, перед составлением годового баланса, эту процедуру можно уже не проводить.
Как проводится инвентаризация?
Как проводить инвентаризацию, объяснено в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Так, для проведения инвентаризации в организации обычно создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждает руководитель организации.
В комиссию, как правило, входят представители администрации, работники бухгалтерии и другие специалисты (например, инженеры, экономисты, техники). Кроме того, в инвентаризации могут участвовать и аудиторы.
При этом учтите: если хотя бы один из членов комиссии отсутствует, проводить инвентаризацию не имеет смысла. Ведь ее результаты все равно будут считаться недействительными.
Перед проведением инвентаризации руководитель издает приказ, где указываются сроки инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Унифицированный бланк приказа – форма № ИНВ-22, а также все остальные документы, составляемые при инвентаризации, утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Если вся комиссия в сборе, можно приступать к инвентаризации. Но перед этим комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, а также отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
При этом материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания или обмера.
Полученные таким образом данные вносят в описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую, что комиссия проводила проверку в их присутствии, и что претензий к проверяющим лицам у них нет.
Если комиссия обнаружила расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна быть составлена сличительная ведомость.
Особенности инвентаризации
Теперь рассмотрим особенности инвентаризации различного имущества и обязательств.
Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств начинается с проверки документов.
По собственному имуществу проверяется наличие и состояние первичных учетных документов (в частности, инвентарных карточек), технических паспортов и прочей документации.
Проверяя здания, сооружения и другую недвижимость комиссия должна убедиться в наличии документов, подтверждающих право собственности организации на эти объекты.
По арендованным и принятым на хранение основным средствам также должны быть все необходимые документы (договор аренды, инвентарные карточки, акты приемки-передачи, накладные).
Если в ходе инвентаризации выявлены основные средства, не принятые к учету, или объекты, по которым в учете отсутствуют или указаны неверные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени их ввода в эксплуатацию и причин, приведших объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
Итак, инвентаризационная комиссия составляет отдельные описи:
– по имуществу, находящемуся в собственности организации, в том числе неучтенному;
– по основным средствам, находящимся в ремонте;
– по арендованному, находящемуся на ответственном хранении имуществу и т. д.;
– по основным средствам, непригодным к эксплуатации и не подлежащим восстановлению.
Инвентаризационная опись основных средств составляется по форме № ИНВ-1, а в отношении ремонтируемых объектов – по форме № ИНВ-10. Если комиссия выявит какие-либо расхождения между фактическими данными и учетными показателями, оформляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18.
Инвентаризация нематериальных активов
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
– наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
– правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.
В ходе инвентаризации нематериальных активов оформляют инвентаризационную опись по форме № ИНВ-1а.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Для этих целей используются унифицированные документы по формам № ИНВ-3, № ИНВ-4, № ИНВ-5, № ИНВ-6.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся на предприятии материальные ценности. Выявленные расхождения отражают в сличительной ведомости по форме № ИНВ-19.
Объекты, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами, инвентаризация кассы заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете.
Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) представляет собой проверку обоснованности сумм, отраженных на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие депонированию, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).
Для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами применяется акт по форме № ИНВ-17. Его формируют на основании справки, составляемой по видам задолженности в разрезе синтетических счетов (приложение к форме № ИНВ-17).
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах бухучета, с выписками банков.
При инвентаризации кассы проверяются наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе, и данные кассовой книги. Результаты инвентаризации кассы оформляют актом по форме № ИНВ-15.
Как отразить результаты инвентаризации?
Отражать результаты инвентаризации придется только в том случае, если выявлены излишки или недостачи имущества. По такому имуществу составляются сличительные ведомости.
Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель. Он издает приказ об утверждении результатов инвентаризации.
Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет.
При этом результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности, отражаются в бухучете записями декабря.
Если выявлены излишки
В бухучете излишек имущества, выявленный в ходе инвентаризации, приходуется по рыночной стоимости, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ)). Рыночная стоимость должна быть подтверждена документально или путем проведения экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
Итак, в учете делается проводка:
ДЕБЕТ 01 (10, 41, 43…) КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– оприходовано имущество, выявленное в ходе инвентаризации.
В налоговом учете излишек имущества включается во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ). И опять же по рыночной стоимости (п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). А сделать это нужно на дату завершения инвентаризации. Причем, независимо от того, какой метод по налогу на прибыль применяет организация – метод начисления или кассовый (п. 1 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).
Если выявлены недостачи
Недостача имущества может возникнуть из-за естественной убыли, по вине материально-ответственного лица или в результате чрезвычайных ситуаций. При этом в бухучете действует такое правило: недостачу имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц (п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ).
В бухучете недостача имущества в пределах норм естественной убыли отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 (41)
– отражена недостача имущества;
ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 94
– списана недостача имущества в пределах норм естественной убыли.
В налоговом учете такие недостачи списываются на материальные расходы (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).
Если недостачи и потери имущества превышают нормы естественной убыли или по данному виду ценностей нормы вообще не установлены, сумму недостачи рассматривают как сверхнормативную и относят на счет виновных лиц.
Если недостача возникла по вине работника, он обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Размер ущерба определяется по фактическим потерям.
Для этого используют рыночные цены, действующие в данной местности на день причинения ущерба. При этом размер ущерба не может быть ниже стоимости имущества, которая определяется по данным первичных учетных документов.
Недостача основных средств рассчитывается по их остаточной стоимости.
В бухучете будет отражено:
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба» КРЕДИТ 94
– отнесена недостача имущества на виновника.
Надо сказать, что с виновника может быть взыскана рыночная стоимость недостающего имущества. Тогда разницу между рыночной и учетной стоимостью недостающего имущества относят на доходы будущих периодов:
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба» КРЕДИТ 98
– отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью недостающего имущества.
А по мере взыскания суммы недостачи с виновника указанная разница списывается на доходы текущего периода:
ДЕБЕТ 50 (70) КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба»
– отражено погашение виновником суммы недостачи;
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– списана часть доходов будущих периодов.
В налоговом учете сумма возмещения ущерба, взыскиваемая с виновника, включается во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Если недостача материальных ценностей возникла из-за чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, стихии) или виновника не удалось установить, потери списываются на прочие расходы организации, что отражается в учете проводкой:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94
– списаны потери от недостачи имущества.
При расчете налога на прибыль такие недостачи включаются во внереализационные расходы (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Но при этом необходимо документально подтвердить факт пожара или другого чрезвычайного обстоятельства, которое привело к недостаче имущества.
А если причина в том, что нет виновника, нужно представить справку о закрытии уголовного дела (письмо УФНС России по г. Москве от 15 января 2007 г. № 19-11/2462).
Если выявлены недостача и излишек
Недостача товарно-материальных ценностей может возникнуть из-за пересортицы. Тогда такую недостачу покрывают излишками.
Пример
В ходе инвентаризации товаров в магазине обнаружены:
– недостача сока «Мандарин» по цене 35 руб. за 1 упаковку в количестве 15 упаковок. Сумма недостачи – 525 руб. (35 руб. Х 15 уп.);
– излишек сока «Персик» по цене 32 руб. за 1 упаковку в количестве 15 упаковок. Сумма излишка – 480 руб. (32 руб. Х 15 уп.).
В данном случае возникла пересортица, поэтому недостачу в размере 480 руб. можно покрыть излишками на эту сумму. А вот недостачу в размере 45 руб. (525 – 480) нужно отнести на виновных лиц.
© «Бухгалтерия и кадры», №12, 2008
Источник: https://www.buhkadr.ru/articles/802-inventarizaciya-podvodim-itogi-goda