Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов
Сагирова З. Р. Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 320-321. — URL https://moluch.ru/archive/144/40400/ (дата обращения: 12.09.2018).
Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ.
В статье предложены направления совершенствования налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов.
Новизна статьи заключается в разработке предложений по усовершенствованию налогового контроля.
Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование
Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой.
Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики. В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышение уровня доходов государственного бюджета.
Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. [3, с. 421]
Всем известно о существовании такого органа, как Федеральная налоговая служба, которая и ведет контроль за тем, чтобы не было нарушений основ налогового законодательства, а также, чтобы количество добросовестных налогоплательщиков составляло большинство.
Данная политика позволило бы увеличить совокупность установленных налоговых поступлений в бюджет государства.
Однако, суть данного органа заключается не только в этом, так как значительно важно и совершенствование своей деятельности, реализуя своевременный контроль.
Деятельность по осуществлению налогового контроля протекает в трудных условиях, вызванных в первую очередь проблемами в налоговом законодательстве (многие вопросы, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, остаются за пределами законодательного закрепления в Налоговом кодексе РФ), проблемами в организации работы налоговых органов, негативным отношением налогоплательщиков в целом к налоговой системе и налоговой политике Правительства РФ и др., что влияет на действенность налогового контроля. [5, с. 4]
Одним из проблем осуществления налогового контроля является несовершенство и сложность налогового законодательства. Среди множества таких проблем, можно отметить то, что, НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей налоговой проверке, т. е.
письменное уведомление о предстоящем проведении проверки не выписывается.
При этом, даже если проверка внезапная, нормы НК РФ дают проверяемому пять дней, в течение которых он может не представлять документы, тем самым сведя на это время выездную налоговую проверку исключительно к обследованию помещений в соответствии НК РФ [1, с. 82]. В связи с этим, Карепина О. И.
предлагает упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок.
В частности, следует: конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов и т. д. Помимо этого она предлагает для того, чтобы усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок, установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок. [2, с. 30]
Рассматривая проблемы налогового контроля, необходимо отметить, что налоговая политика нуждается в инновациях. Международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Поэтому инноваций в системе налогового контроля в РФ можно добиться путем заимствования некоторых зарубежных технологий.
[8] Так, например, одним из основных мер в области налоговой политики, которые Правительство РФ будет предлагать реализовать налоговым органам в 2016–2018 годов, является предоставление налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить.
В рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.
Такой институт предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.
Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов. [7]
В качестве основных направлений совершенствования налогового контроля в нашей стране С. В.
Гомбожаповой предлагает формирование единой информационной базы данных, необходимой для выполнения эффективного налогового контроля, которая подразумевает оперативность и непрерывность наполнения базы данных за счет постоянного и своевременного сбора, обработки и регистрации информации, поступающей в налоговый орган. [6]
Для обеспечения эффективной деятельности налогового контроля необходимо усовершенствовать способы взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами.
Необходимо разработать единое программное обеспечение, ввести единый формат представления данных, что позволит существенно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информаций из других источников из-за разности их информационных баз и систем.
Это влечет за собою уменьшение материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов. [4, с. 337]
По вышесказанному можно сделать вывод, что одними из основных направлений совершенствования налогового контроля являются модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.
Литература:
- Галимова И. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Царскосельские чтения. — 2014. — № 6. — С. 80–84.
- Карепина О. И.. Развитие государственного налогового контроля в РФ в современных условиях // Инновационная наука. — 2016. — № 2. — С. 30–33.
- Саркисянц Г. В.. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 421–423.
- Толкачев О. А.. Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 337–339.
- Турчина О. В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России // Налоги. — 2010. — № 4. — С. 4–5.
- Гомбожапова С. В. Совершенствование налогового контроля с учетом исторического опыта // Автореферат. — Иркутск: ИПО БГУЭП, 2012. — С. 190.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Минфин России. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 28.02.2017).
Источник: https://moluch.ru/archive/144/40400/
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
СПб. Под знаменем борьбы с «налоговым терроризмом» сегодня мы наблюдаем всего лишь косметический ремонт налогового законодательства без кардинального решения давно наболевших вопросов.
Более того, соблазн чиновников протащить сквозь горнило законодательных дебатов изменения в Налоговый кодекс, по сути, направлен на усиление налогового пресса. Такой вывод делает Руслан Васютин, партнер международной юридической организации DLA Piper Rudnick Gray Cary (27956)* в Санкт-Петербурге.
Чтобы не быть голословным, предлагаю обратить свой взор на проект федерального закона «о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», внесенный недавно правительством на рассмотрение Государственной думы. Чего же ждать бизнесу от этого законопроекта?
Место подразделения
Прежде всего законопроект провел «массаж» правовой терминологии, уточняя содержание и смысл ряда терминов, устраняя те из них, которые могут быть выведены из определений законодательства о налогах и сборах.
Например, из круга физических лиц, признаваемых для целей кодекса индивидуальными предпринимателями, предлагается исключить адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Определение «обособленное подразделение» в статье 11 кодекса претерпело, на первый взгляд, незначительное изменение, но на самом деле имеющее важное практическое значение.
Предлагается, что обособленное подразделение должно будет включать не только несколько стационарных рабочих мест, но и одно место, нежели как в настоящее время Налоговый кодекс оперирует термином «стационарные рабочие места», когда говорит об обособленном подразделении.
Это изменение означает, что существующая сегодня уловка, когда предприятия не ставят на налоговый учет свои представительства и филиалы в других регионах, аргументируя это тем, что, дескать, у них там оборудовано только одно рабочее место, а не несколько мест, будет упразднена.
Вилка резидента
Законопроектом предлагается уточнить институт налогового резидента российской Федерации — физического лица.
Вводится новая статья 111.
Предложения эти продиктованы тем, что резидентами, которые вправе рассчитывать на ставку подоходного налога 13% (а не 30%, как у нерезидентов), являются лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, при этом такой статус приобретается применительно к каждому году.
Если следовать буквальному толкованию закона, получается так, что все российские граждане первые полгода являются нерезидентами и должны платить подоходный налог по ставке 30%, например, через удержание налога предприятием — налоговым агентом, а затем становятся резидентами и приобретают право на вожделенные 13%.
На практике, конечно, все работает не так, и изменение ставки с 30 на 13% происходит в отношении только иностранцев, работающих на российских предприятиях, причем не всех, а только тех, кто проводит первый год своего трудового почина в России.
В соответствии с уточняющими положениями Налогового кодекса налоговыми резидентами будут все, кто в предыдущий год провел в России 183 дня. Это хорошее изменение. Для иностранцев.
Российским же гражданам, например преподавателям, практикантам, рабочим на проектах, находящимся за пределами России продолжительное время, радости это изменение не прибавит, поскольку они могут попасть в вилку двойного налогообложения, будучи признанными резидентами и за рубежом, и в России.
Хорошо, если можно будет сослаться на договор об избежании двойного налогообложения в таком случае, а если такого нет, либо опасаясь, что попадется «понятливый» налоговый инспектор, этой категории российских граждан декларировать свой доход в России станет совсем неинтересно. Можно будет заплатить налог с одной суммы дважды.
Форма уведомления
Законопроектом определяется понятие «налоговая отчетность» и «уточненная налоговая отчетность» и предлагаются положения, направленные на упорядочение документооборота. Закрепляется правило, согласно которому при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик вправе предоставлять только уведомление. Форма такого уведомления должна быть утверждена Министерством финансов.
Документы отчетности
Обязанности налогоплательщика, предусмотренные статьей 23 кодекса, как таковые не претерпели существенных изменений. Однако предлагается расширить список документов, которые налогоплательщики должны представлять в налоговые органы. Этот список будет включать «налоговые декларации, налоговые расчеты и иные документы налоговой отчетности».
Неясность формулировки позволит налоговым органам требовать любые документы. Впрочем, это и так происходит повсеместно, когда налоговые органы запрашивают у предприятий любые первичные и производные документы на основании пункта 7 статьи 23 кодекса.
Отметим, что из прав налогоплательщиков в статье 21 Налогового кодекса предлагается исключить право на налоговый кредит.
Обязанности агента
Изменяются обязанности налогового агента, закрепленные в статье 24 кодекса. В частности, предусмотрено, что удержанию налог подлежит только из денежных средств, а не просто из «средств, выплачиваемых налогоплательщикам».
Соответственно выплаты в натуральной форме не будут подпадать под правила, требующие удержание налога налоговым агентом. Перечень обязанностей налогового агента расширен.
Включено правило об обязанности налогового агента хранить документы, необходимые для удержания налога, в течение 4 лет, а также для них вводятся любимые налоговыми органами «иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах».
Сроки объяснений
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Отдельного обсуждения заслуживают предлагаемые изменения в части проведения налоговых проверок. Более четко, именно как отдельный вид проверки, в статье 87 кодекса определяется понятие «встречная налоговая проверка».
Предусматривается, что при проведении встречной проверки налоговым органом могут быть истребованы только те документы (информация), которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а не какого-либо иного.
Предлагается уточнить порядок проведения камеральной налоговой проверки и задачи ее проведения. Однако трехмесячный срок для ее проведения, исчисляемый со дня предоставления налоговой декларации или иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), остается, как и в существующей редакции статьи 88 кодекса.
Существенным моментом является то, что налоговый орган может «при обнаружении существенных изменений данных предоставленной отчетности» или в ряде иных случаев выносить требование о пояснении по существу данных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового и бухгалтерского учета.
При этом налогоплательщик в течение не 5 дней (как это закреплено сейчас), а 10 рабочих дней должен будет направить пояснение и приложить все необходимые документы.
Нет необходимости комментировать тот факт, что даже десятидневный срок может быть совершенно недостаточным для предоставления таких пояснений, особенно с учетом того, что часто приходится копировать тонны документов, выписок и иной макулатуры.
Интересно, что в обязанности для налоговых органов при проведении камеральной проверки не входит исследование такой дополнительно истребованной документации.
Вместе с тем следует признать, что правило пункта 6 статьи 88 кодекса, гласящее, что должностные лица налогового органа, осуществляющие камеральную налоговую проверку, не вправе повторно истребовать документы, ранее уже представленные налогоплательщиком, конечно, является положительным моментом. Как это будет работать на практике — покажет время.
«Подарок» плательщику
Несколько слов о выездных налоговых проверках. Наверное, как благую весть должны воспринять налогоплательщики норму закона, предложенную в статье 89 кодекса, о том, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более двух выездных проверок одного налогоплательщика.
Если учесть, что налоговым органом проверять предприятие можно в течение 2 месяцев, а в ряде случаев можно будет увеличивать срок проверки на 4 или даже 6 месяцев, получается, что каждый налогоплательщик может получить законный «подарок» — проработать с налоговой инспекцией у себя в офисе в течение 12 месяцев в каждом отдельно взятом году. Вот такой «налоговый пост» получается.
При этом возможность повторной налоговой проверки у вышестоящего налогового органа за уже проверенный период сохраняется. Как и сейчас, при несогласии с результатами налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом срок для предоставления таких возражений предлагается увеличить с двухнедельного аж до 15 дней.
НДС — правило
Законопроектом вносятся изменения в статью 78 Налогового кодекса, согласно которым предусматривается возможность проведения совместной выверки уплаченных налогов как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика.
При этом сокращается срок, в течение которого налоговый орган будет обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога. Сообщение должно быть сделано не позднее 10 дней, а не в течение 1 месяца, как это закреплено сейчас.
При этом вводятся иные уточняющие положения о зачете (возврате) излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. В частности, закрепляется действующее сейчас правило для НДС, что сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты будут подлежать возврату не налоговым органом, а территориальным органом Федерального казначейства.
Однако срок для такого возврата изменяется. Вместо 1 месяца со дня принятия решения налоговым органом срок составит 10 рабочих дней со дня получения расчетного документа, оформленного в соответствии с решением налогового органа о возврате суммы.
Напомним, что для возврата НДС статьей 176 кодекса установлены несколько иные правила. Как это можно будет использовать в практической деятельности для целей возврата НДС — вопрос останется открытым.
В случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм срок возврата составит не 1 месяц после вынесения, а 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Существенным изменением является возможность проведения зачета сумм налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Этапы перехода
Из других предложений законопроекта отметим более детальный порядок внесения изменений в налоговую декларацию и иную налоговую отчетность, закрепляемый статьей 81 Налогового кодекса.
Далее закрепляется поэтапный переход к предоставлению отчетности в налоговые органы в электронном виде, при этом налогоплательщику предоставляется право выбрать способ передачи соответствующих данных.
На первом этапе предполагается предоставление в электронном виде отчетности только для предприятий со среднесписочной численностью свыше 100 человек.
Проблема остается
Вопросы налоговой ответственности нашли также свое отражение в законопроекте. Из статьи 120 Налогового кодекса исключается взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение налоговой базы.
Максимальное наказание по этому составу предполагается ограничить суммой в 15 тыс. рублей. Налоговым же агентам может не поздоровиться.
Изменения в статью 123 кодекса предполагают увеличение размера налоговой ответственности в виде штрафа с 20 до 40% от суммы, подлежащей перечислению за деяния, совершенные налоговым агентом умышленно.
В заключение можно отметить, что беглый анализ указанного законопроекта позволяет сделать вывод о том, что надеяться на существенное снижение налогового пресса, к сожалению, не приходится. Нерешенными остаются многие вопросы.
Стоит ли этому удивляться, если для парламентских слушаний, посвященных этому законопроекту, из органов власти ряда регионов России поступали такие «инновационные» предложения, как запретить налогоплательщикам подавать уточненные налоговые декларации и ввести так называемые «оперативные» налоговые проверки.
Это лишний раз доказывает, что проблема налогового администрирования по-прежнему остается одной из наиболее наболевших тем для бизнеса. Стремление правительства ограничиться полумерами не отвечает интересам предпринимателей и не позволит оградить их от необоснованных требований налоговых органов.
Руслан Васютин, партнер международной юридической организации DLA Piper Rudnick Gray Cary в Санкт-Петербурге
справка
— DLA Piper Rudnick Gray Cary — глобальная организация по оказанию юридических услуг, офисы которой расположены в странах Европы, Азии и США. В компании работают более 2900 юристов
в 53 офисах в 20 странах мира.
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2005/09/19/Gosudarstvo_usilivaet_nal
Минфин рассказал о целях изменения налоговой системы :: Экономика :: РБК
Минфин рассказал о параметрах обновленной налоговой системы: она позволит не только обелить экономику, но и расширить инвестиционные ресурсы, а также сократить число налоговых проверок и улучшить меры поддержки бедных
Дмитрий Медведев и Антон Силуанов (Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)
Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.
Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию.
Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики.
Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.
Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.
Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он.
Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП».
1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.
Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.
Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии.
Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса. «Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он.
Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».
Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.
Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.
Справедливость для бедных
Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве. Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
«Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она. Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо.
Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.
Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов.
Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%. Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он.
По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.
Контроль за доходами граждан
Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.
Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога.
Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.
«Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.
Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.
Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны».
Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович.
Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2018/5aba5cf79a79479bf91fe511
О внесении в госдуму законопроекта, направленного на повышение ответственности налоговых агентов
11 декабря 2014 07:00
Распоряжение от 9 декабря 2014 года № 2494-р. В соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование налогового администрирования». Реализация предлагаемых мер повысит эффективность администрирования налогов и их собираемость, а также позволит существенно увеличить объём поступлений сумм налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее – законопроект) разработан Минфином в соответствии с поручением Президента России от 20 октября 2013 года №Пр-2451ГС (подпункт «б» пункта 1) и в целях реализации пункта 1.9 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» (утверждён распоряжением Правительства от 10 февраля 2014 года №162-р).
В настоящее время значительно обострилась проблема несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами налогов в бюджетную систему, вследствие чего бюджеты субъектов Федерации несут существенные потери.
Относительно невысокие налоговые санкции, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов о взыскании налогов и штрафов, отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и другие неурегулированные аспекты налогового администрирования препятствуют повышению собираемости налогов.
Так, только за 2013 год налоговыми органами было проведено более 20 тыс. выездных проверок налоговых агентов и установлено более 15 тыс. нарушений сроков перечисления ими налога на доходы физических лиц. По результатам проверок было доначислено более 30 млрд рублей налога на доходы физических лиц.
Для решения указанной проблемы законопроектом предусматривается установить обязанность налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый орган расчёт исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Также предлагается ввести ответственность налоговых агентов в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчёта исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
В случае непредставления налоговым агентом расчёта указанных сумм налога на доходы физических лиц в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока его операции по счетам в банке и перевод электронных денежных средств будут приостановлены.
За представление налоговыми агентами в налоговый орган недостоверных расчётов исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц и (или) сведений о доходах физических лиц суммах исчисленных, удержанных и перечисленных налогов, необходимых для налогового контроля, предлагается установить ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Кроме того, законопроектом уточняются сроки исчисления, удержания и перечисления сумм налога. При этом предлагается установить единый срок перечисления налоговым агентом-работодателем сумм удержанного им налога на доходы физических лиц в отношении выплат своим работникам социальных пособий и отпускных – не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 4 декабря 2014 года.
Источник: https://government.ru/activities/16064/
Правительство предлагает увеличить налоговую нагрузку на компании
Часть убытков компаний сгорит, не уменьшив налог на прибыль
Андрей Гордеев / Ведомости
С 2017 г. налогооблагаемую прибыль можно будет уменьшить на прошлые убытки не более чем на 30%. Такие правительственные поправки в Налоговый кодекс Госдума рассмотрит на следующей неделе. Сейчас компании могут вычитать из прибыли все убытки, правда, только в течение 10 лет. Тут правительство решило компании поддержать – убрать ограничение срока.
Лимит на признание убытков – это прямое повышение налоговой нагрузки, признает федеральный чиновник. Хотя президент Владимир Путин обещал до конца 2018 г. не ухудшать налоговые условия.
Мера поддержит региональные бюджеты, писал Минфин в проекте Основных направлений налоговой политики (ОННП).
Минфин не предлагает повышать ставки налогов, но так можно найти дополнительные источники дохода, признавал замминистра Илья Трунин (цитата по «Интерфаксу»).
Около четверти доходов региональные бюджеты получают от налога на прибыль, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики, самые развитые – 30%.
По данным ФНС на июль, консолидированный бюджет из-за уменьшения налоговой базы на убытки недополучил 464,5 млрд руб. – около трети от исчисленного налога на прибыль (1,2 трлн руб.).
Всего у 27 990 компаний к июлю накопилось 2,3 трлн руб. убытка, на который можно уменьшить налоговую базу (см. график). В 2017 г., по прогнозам Минфина, сумма накопленных и неперенесенных убытков составит 1,55 трлн руб.
, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики.
Из-за предложенного правительством ограничения бизнесу пришлось бы в условиях 2015 г. доплатить 100 млрд руб. налога, подсчитали эксперты ЦМАКПа.
Но, получив деньги сейчас, бюджет может лишить себя больших доходов в будущем, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: сэкономленное на налогах компании могли бы инвестировать в производство, бюджет бы от этого выиграл.
Ограничение в первую очередь ударит по компаниям с большими убытками, предупреждает юрист крупной компании. Это серьезный удар, особенно в условиях кризиса, говорит партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис. Платить налог придется с виртуальной прибыли, а убытки – накапливать, констатирует управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Убытки могут возникнуть внезапно, говорят юристы. Например, из-за отрицательных курсовых разниц, отмечает партнер EY Алексей Кузнецов.
Допустим, для финансирования российских проектов компания заняла за рубежом, приводит пример директор налогового департамента «Алкоа Россия» Максим Хвалибов: когда рос курс доллара, росли и убытки из-за отрицательной курсовой разницы, а с его укреплением сформировалась бумажная прибыль в рублевой отчетности. Перенос убытков позволял нивелировать такие недостатки в отчетности по РСБУ, говорит он.
Принятое в 2005 г. решение разрешить переносить все убытки было для многих иностранных компаний одним из условий начала бизнеса в России, вспоминает Хвалибов. И подтверждает менеджер крупной иностранной компании.
Придется активнее управлять убытками и расходами, говорят опрошенные эксперты. Например, сделки, по которым компания признает убыток, можно постараться отложить до 2017 г., а с доходом, наоборот, ускорить, говорит Кузнецов.
Отдельные компании будут управлять издержками, считает Костальгин, перераспределять потоки и затраты внутри холдинга. Чтобы в холдинге не было убыточных компаний, но хуже были результаты у прибыльных, объясняет старший юрист Herberth Smith Freehills Сергей Еремин.
Но при таких операциях могут возникнуть претензии налоговиков к трансфертным ценам, предупреждает Костальгин, чтобы избежать их, можно объединить компании холдинга, превратив их в филиалы, тогда все их убытки и прибыль будут суммироваться.
По коммерческим причинам реорганизация подходит не для всех, оговаривается Кузнецов.
Наиболее верным было бы ввести переходные периоды, считает Гулис, например не распространять ограничение на убытки, накопленные до 2017 г., или постепенно уменьшать долю убытков, которые можно учитывать.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/10/27/662582-pravitelstvo-uvelichit-nalogovuyu
Медведев призвал ФНС усилить контроль за налоговыми платежами
Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал Федеральную налоговую службу придерживаться плана по сбору налогов — в условиях падения нефтегазовых поступлений активнее заниматься администрированием других налоговых платежей.
Об успехах ФНС в деле сбора налогов председателю правительства доложил ее руководитель Михаил Мишустин. «Мы подводили итоги четырех месяцев. Есть снижение по сравнению с темпами сбора доходов по прошлому году, в основном — по НДПИ, — сообщил глава ведомства.
— Однако если не учитывать нефтегазовые платежи, то у нас по темпам сбора идет плюс». С января по апрель включительно ФНС перевела в федеральный бюджет 1,5 триллиона рублей, что на 5 процентов больше аналогичного показателя 2015 года.
Без учета нефтегазовых платежей в январе-апреле в консолидированный бюджет поступило около 4 триллионов рублей (плюс 3 процента к прошлому году).
В Кремле опровергли слухи о повышении налогов
По словам Мишустина, выросли показатели по НДС и НДФЛ. Сборы по налогу на добавленную стоимость увеличиваются последние три года, по подоходному налогу зафиксирован рост в 7 процентов. А вот поступления от налога на добычу полезных ископаемых в первой трети года, естественно, уменьшились.
«Цена на нефть, прямой счет и получилось примерно 26 процентов», — коротко и ясно объяснил он причину.
Недобор по НДПИ Дмитрий Медведев назвал объективным фактором. «Тем не менее, все равно нужно стараться и здесь соблюдать все те позиции, которые мы для себя наметили, имея в виду, кстати, что цены не являются в этом смысле стабильными», — подчеркнул он, упомянув, что с начала года стоимость нефти выросла практически в два раза.
— Мы не знаем, какие цены будут в ближайшее время, потому что это не поддается анализу, не знаем, какая будет среднегодовая цена, но все-таки планы нужно делать, — заявил премьер-министр, призвав внимательно заниматься администрированием.
Российские налоговики получат доступ к информации об офшорах в 80 странах
— Мы всеми средствами, которыми обладает ФНС, будем пытаться усилить налоговое администрирование, чтобы выполнить все соответствующие параметры, которые заложены как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты, — заверил Мишустин.
Глава правительства также обратил внимание руководителя ФНС на необходимость максимально упрощать отчетность для компаний по уплате налогов и страховых взносов. «Все призывы делить на части, сопровождать большим количеством бумаг или даже электронных форм отчетности — это все от лукавого, — заметил Медведев. — Нужно все делать проще для восприятия. К этому стремится весь мир».
Руководитель налоговой службы отдельно остановился на подготовке его ведомства к сбору страховых платежей, которые перевели в ведение ФНС.
«Мы в первую очередь максимально упростили налоговую отчетность и соответствующую отчетность работодателей. В настоящий момент все проекты необходимых форм отчетности разработаны, — сообщил Михаил Мишустин.
— Мы вообще считаем, что это должна быть квартальная отчетность одна».
Источник: https://rg.ru/2016/05/17/medvedev-prizval-fns-usilit-kontrol-za-nalogovymi-platezhami.html
Эволюция налоговой политики россии, направленной на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов
Зубакова К.,
студентка факультета экономики
РГУ им. С.А. Есенина
Научный руководитель – Зайцев В.М.
Ключевые слова: эволюция, налоговая политика, налоги, сборы, модель, система, тип, меры, совершенствование.
На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.
Каждое правительство отличается оригинальностью и неповторимостью налоговой политики. Она различается по двум основным измерениям: в пространстве и во времени.
Многообразие обусловливает целый комплекс объективных и субъективных факторов.
Налоговая политика России принципиальным образом отличается, например, от политики Швейцарии в первую очередь в силу различающегося федеративного устройства.
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая политика считается лишь только частью стратегии развития государства. Она не может существовать обособленно от других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [6].
Одной из главных задач налоговой политики является создание благоприятных условий для стимулирования экономического роста и средствами, активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. Условно выделяют три возможных модели налоговой политики:
Модель налоговой политики — вид налоговой политики, что способен применять иным государствам в качестве аналога и образец доказавший личную эффективность.
1.Модель политики максимальных налогов. Характеризуется путем определения максимальной части налогов, значительных широких налоговых баз, прогрессивных ставок, уменьшения количества льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику и население.
Исходную модель формируют 2 типа налоговой политики:
1)Фискальный тип. Характеризуется сочетанием следующих условий: высокой долей государства в экономике и значительным уровнем государственных инвестиций высокого налогового бремени. Суть данного типа заключается в значимой части средств экономических агентов, какие могли бы являться истрачены ими на потребление.
2)Фискально-перераспределительный тип. Суть данного вида заключается в значительной доли за счет средств высоко-прогрессивных подоходных и поимущественных налогов, и переориентации этих средств посредством бюджетных механизмов в доходы менее обеспеченной части населения.
2.Модель политики минимальных налогов. Характеризует установления наименьшей налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается уменьшением государственных инвестиций и существенно уменьшением социальных расходов. Эту модель можно так же разделить на два типа налоговой политики:
1)Регулирующий тип, стимулирует национальное экономическое развитие в целом. Непосредственно по этой причине этот тип нередко именуют политикой экономического развития.
Схожей модели придерживалась Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 80-х годах XX века модель эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана
2)Фискально-конкурирующий тип, стимулирует не столько национальное развитие производства, хотя и это, конечно, присутствует, сколько размещение юрисдикции органов управления зарубежных экономических агентов.
К подобным агентам можно отнести транснациональные компании, за размещение органов управления которых и за превращение их в конечном итоге в национальных налоговых резидентов конкурируют ряд фискальных юрисдикций.
3.Модель политики разумных налогов. Эта модель является фискально – регулирующей, нацеленной на компромиссную реализацию фискальной, регулирующей и распределительной (социальной) функций.
Поиском компромисса между этими функциями определяется сущностью данного типа политики. Модель считается компромиссом между моделями максимальных и минимальных налогов.
Она характеризуется довольно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики, хотя при этом поддерживать значимый объем социальных расходов [2,с.75].
До появления части I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31 июля 1998 года часть I НК РФ стала первым документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала часть II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. В него вносятся изменения при смене налоговой политики[1].
Ключевые направления налоговой политики сделан анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий.
При этом, по словам министра финансов РФ Антоном Силуановым основными задачами станут создание налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости российской налоговой системы.
Минфин предлагает ввести существенные налоговые льготы для инвесторов. Например, для новых инвестиционных проектов – возможность уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений.
Субъекты РФ получат право снижать налоговые ставки по УСН с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
В свою очередь муниципалитетам будет предоставлена возможность снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Введение патентов для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников. Расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения.
Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса. Кроме того, от НДС освобождается выполнение НИОКР не за счет средств бюджета, а за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно федеральному закону от 23.07.2013 г. №216-ФЗ «О внесении изменений в ст. 83 ч. 1 и гл. 21 ч. 2 НК РФ.
Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Сейчас в России уровень налоговой нагрузки с учетом расходных обязательств государства является минимально допустимым, в связи с чем дефицит консолидированного бюджета составляет 3,5% ВВП. Поэтому особое внимание будет уделяться борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, уклонением от уплаты налогов [3].
Поскольку Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и осуществлении каких-либо масштабных изменений в налоговой системе в текущем 2016 году.
Это – Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации [4].
При проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных налоговых мер, совершенствованию налогового администрирования и вопросам предоставления льгот.
Так, среди основных мер в области налоговой политики указаны, в частности:
— Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков;
— Налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности;
— Совершенствование системы специальных налоговых режимов (расширение перечня видов деятельности, подпадающих под ПСН, распространение 2-летних «налоговых каникул» на деятельность в сфере бытовых услуг; снижение ставок налога по УСН и ЕНВД);
— Упрощение порядка начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспорте;
— Распространение на операции, облагаемые по ставке НДС в размере 0 процентов, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;
— Уточнение механизма осуществления контроля за трансфертным ценообразованием ( с 1 млрд руб. до 2 — 3 млрд руб);
— Сохранение размеров ставок акцизов на 2016 и 2017 годы, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен;
— Постепенная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам [5].
Одним из важных вопросов налоговой политики должна стать разработка и внедрение мер, противодействующих уклонению недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов.
Проведенное исследование показало, что налоговая политика на современном этапе развития налоговой системы пока не в состоянии противодействовать негативным последствиям финансового кризиса и росту масштабов уклонения плательщиков от уплаты обязательных налоговых платежей.
Необходимо пересмотреть процедуры налогового администрирования. Особый акцент необходимо сделать на совершенствовании предпроверочного анализа, способного качественно повлиять на эффективность и результативность выездных и камеральных налоговых проверок.
Это позволит улучшить налоговую дисциплину среди налогоплательщиков, тем самым обеспечив полноту и своевременность уплаты ими всех налоговых платежей в бюджет страны.
Таким образом, налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут её оптимальный уровень.
Подведя итог вышесказанному, следует отметить, что приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики останутся прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
2. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 544 с
3. Интернет–интервью с Министром финансов РФ АнтонГерманович Силуанов / Информ. агенство «ГАРАНТ».2 июня 2015 г. URL: https://www.garant.ru/
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://minfin.ru/
5. Правовая информационная система Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/
6. Официальный сайт налоговой политики государства. URL: https://nalog-nalog.ru/
Источник: https://cyberpedia.su/1×6973.html