Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам? — все о налогах

За какой период налоговая может взыскать задолженность?

Законодательство устанавливает общий срок исковой давности за правонарушение в три года. Для граждан актуален вопрос, распространяется ли данное положение на уплату налогов. Нередко приходят уведомления, по которым налоговая пытается взыскать платежи за прошедшие периоды, аргументируя наличием задолженности.

Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц

Налоговая служба может взыскать задолженность по определенному порядку действий:

  • налог с физических лиц взимается за доходы, имущество, транспортную или земельную собственность;
  • уведомление о начислении налога направляется не менее чем за месяц до оплаты;
  • если налогоплательщик не уплатил положенные средства, образуется задолженность;
  • уведомление о долге направляется гражданину в течение трех месяцев с истечения срока давности уплаты;
  • как только сумма недоимки превышает 1500 рублей, у налоговой службы есть полгода давности, чтобы подать иск в суд общей юрисдикции;
  • на основании искового заявления издается судебный приказ, слушание не проводится;
  • в течение 10 дней с получения приказа гражданин может обжаловать его;
  • если должник возражает в указанный срок давности, судебный приказ отменяется;
  • у налоговой службы есть еще полгода на то, чтобы направить иск в районный суд;
  • дело рассматривается в течение двух месяцев с момента регистрации искового заявления.

Должник в стандартном порядке может обжаловать решение районного суда. Если этого не последует, инициируется исполнительное производство, на основании которого с гражданина допускается взыскать задолженность по налогу.

Срок давности

Вопрос, за какой срок могут взыскать налоги решается неоднозначно. Статья 113 НК РФ предписывает, что срок исковой давности за налоговое правонарушение составляет три года. Однако прямого указания на период, в течение которого налоговая служба имеет право взыскать задолженность, не имеется.

Вопрос, может ли налоговая взыскать задолженность, которой более 3 лет, рассчитывается в пользу государства.

В определенных ситуациях налоговая может взыскать задолженность за прошедшие периоды, не взирая на срок давности.

Чтобы определить закономерность предъявляемых требований, рекомендуется обратиться к юристу. Квалифицированная помощь специалиста поможет решить вопрос с актуальностью взыскания.

По земельному

Срок давности по земельному налогу подчиняется отдельным положениям. Вместе с транспортным и имущественным налогом, уплата земельного ограничивается тремя последними годами, которые следуют до даты получения уведомления.

Если документ направляется плательщику в 2018, то период, за который допускается взыскать деньги заключается в 2015-17 годах. Требовать деньги за предыдущие просрочки она не имеет права.

По транспортному

Срок давности по транспортному налогу регулируется статьей 363 НК РФ. Аналогично с земельным налогообложением, взыскать деньги по транспортным начислениям допускается за последние три года.

Срок исковой давности по возврату излишне уплаченных сумм также составляет 3 года. Данный вопрос актуален при обжаловании начисленных взносов. Если транспортное средство используется в сезонных работах или пострадало от стихийного бедствия — владелец частично освобождается от налогообложения.

Последствия неуплаты налогов

По предписанной процедуре последствия неуплаты налоговых взносов влекут за собой начисление пени за просрочку. Чем более длительный период задолженности, тем больше начислений.

Если задолженность погашается на этапе получения уведомления о ее наличия, то начислением пени последствия и ограничиваются. Если же дело доведено до суда до исполнительное производство вправе изъять часть средств или материального имущества в пользу налоговой.

О нюансах закрытия ИП с догами перед налоговой читайте в статье:

Как оспорить начисленные пени за налог?

Начисление пени осуществляется с первого дня, следующего за днем просрочки уплаты налога. В ряде случаев его можно оспорить по следующим основаниям:

  • нарушена процедура информирования — в нужный период налогоплательщик не получил уведомления;
  • имеются объективные обстоятельства, из-за которых была допущена задолженность — длительная командировка, болезнь;
  • тяжелое материальное положение, при котором уплата налогового сбора и штрафа становится невозможной.

Определить нужный вариант для обжалования поможет квалифицированный юрист. Рассмотрение ситуации в индивидуальном порядке позволяет избежать попытки налоговой взыскать дополнительные деньги. Воспользуйтесь такой возможностью у нас на сайте. 

Порядок действий через суд

Вопрос, за какой срок могут взыскать налоги, решается установлением вида налогообложения. Для земельного или транспортного давность взыскания составляет 3 года. Для сборов по доходам срока исковой давности не имеется.

Через суд налогоплательщик может оспорить те средства, которые с него пытаются взыскать неправомерно. Порядок действий для этого следующий:

  • консультирование с юристом, определение основания для обжалования;
  • сбор нужных документов и доказательств;
  • подача искового заявления в суд.

В ряде случаев судебное решение позволит взыскать налог независимо от срока исковой давности. Но начисление пени и штрафов можно избежать при грамотном обжаловании. Если же долг все же есть, платить его придется. Одолжить нужную сумму без процентов можно здесь: 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://classomsk.com/vzyskat/za-kakoj-period-nalogovaya-mozhet-vzyskat-zadolzhennost.html

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года.

Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок.

  Однако претендовать на него могут не все компании…

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – процедура добровольная, но не для всех желающих. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных компаниях с большими объемами налоговых платежей.

Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. Таких критериев три, они определены п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

То есть, обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга компания вправе, если одновременно выполняются следующие условия:

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн. руб.

 При этом налоги, связанные с перемещением товаров через границу Таможенного союза, не учитываются. Допустим, компания является плательщиком НДС и налога на прибыль. И подает заявление о налоговом мониторинге в 2015 году.

За 2014 год сумма НДС и налога на прибыль, начисленных к уплате, составила 310 000 000 руб. Из них 110 000 000 руб. – «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров.

Претендовать на проведение налогового мониторинга такая организация не сможет, поскольку сумма налогов, учитываемых на предмет соответствия этому критерию, составила только 200 000 000 руб. (310 000 000 руб. – 110 000 000 руб.). «Таможенный» НДС при этом во внимание не принимается;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

Преимущества налогового мониторинга …

Итак, организация проанализировала свои показатели за прошлый год и пришла к выводу, что она соответствует критериям для проведения налогового мониторинга.

Основное преимущество этой формы налогового контроля заключается в том, что компания будет избавлена от налоговых проверок.

 Дело в том, что за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки.

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации.

Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

…действуют не всегда

Однако, в ряде случаев организации, перешедшей на налоговый мониторинг, избежать камеральной или выездной проверки не удастся.

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  •  если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  •  если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  •  если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  •  при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

  •  при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  •  если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  •  если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  •  если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

Подготовка к налоговому мониторингу

Для того, чтобы инспекция могла приступить к налоговому мониторингу с 1 января 2016 года, организация должна:

  •  подать соответствующее заявление;
  •  получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  •  информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  •  регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  •  учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно.

То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление.

То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде.

Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184(Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  •  если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  •  если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  •  если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором подано заявление (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Иными словами, если заявление подано в 2015 году (до 1 июля), то период мониторинга – 2016 год.  Соответственно, начнет процедуру инспекция 1 января 2016 года.

А закончит – 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть, 1 октября 2017 года.

Процесс налогового мониторинга

Собственно, процесс налогового мониторинга происходит в он-лайн режиме в течение всего периода его проведения. Контролеры проводят мониторинг на территории налоговых инспекций (а не налогоплательщика) на основании имеющихся у них:

  •  деклараций (расчетов) по налогам;
  •  документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  •  других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  •  противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  •  несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  •  передать в инспекцию лично или через представителя;
  •  направить по почте заказным письмом;
  •  передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  •  передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  •  причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  •  срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  •  либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  •  либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Свою позицию по вопросам правильности расчета и уплаты налогов в рамках налогового мониторинга инспекторы отражают в специальном документе – мотивированном мнении налогового органа.

  Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.  Этот документ направляют организации.

По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора).

Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее,  чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос.

Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ.

В нем контролеры  выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура

Эта процедура заключается в том, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  •  либо об изменении мотивированного мнения;
  •  либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

Когда налоговый мониторинг могут прервать

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

  •  организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  •  в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  •  фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Основание – ст. 105.28 НК РФ.

Источник: https://bishelp.ru/business/nalogovyy-monitoring-pravila-i-preimushchestva

Процедура налогового мониторинга

Совет Федерации наконец одобрил принятие федерального закона о введении налогового мониторинга. Планируется дополнить налоговый кодекс РФ новым разделом V.2.

Что же представляет из себя процедура налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг – это проверка налоговым органом, правильности, своевременности и полноты уплаты налогов налогоплательщиками.

Для проведения налогового мониторинга налогоплательщику необходимо будет подать соответствующее заявление в налоговый орган. В случае положительного решения, между налоговым органом и компанией налогоплательщиком будет заключено соглашение о расширенном информационном взаимодействии.

После заключения соглашения налоговый орган получит доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта налогоплательщика и сможет проверять правильность и своевременность отражения им хозяйственных операций для целей налогообложения.

Это позволит предупредить налогоплательщика о всех возможных налоговых рисках, а также предоставить ему всю необходимую информацию о правильности ( или ошибках) исчисления и уплаты налогов и сборов.

Также законодатель предусмотрел, что в случае заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии, компания-налогоплательщик освобождается от проведения камеральных и выездных проверок.

Процедура налогового мониторинга будет проводиться с 1 января по 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг. А заявление о заключении соглашения о расширенном информационном взаимодействии с налоговыми органами, необходимо подать до 1 июля года, предшествующего периоду, за который он проводился.

Также предусмотрены требования к налогоплательщикам для проведения налогового мониторинга. Так :

  • Сумма налогов уплаченных налогоплательщиком за прошедший год, должна быть не мене 300 млн. рублей.
  • Сумма всех активов налогоплательщика должна быть более 3 млрд. рублей.
  • А сумма всех доходов налогоплательщика за прошедший год должна составлять не менее 3 млрд. рублей.

По результатам мониторинга налоговый орган составляет мотивированное мнение по вопросам налоговой политики организации налогоплательщика. В случае несогласия с данным мнением у налогоплательщика есть возможность инициировать взаимосогласительную процедуру на уровне центрального аппарата ФНС России для выработки единой правовой позиции по вопросам налогообложения.

Законом предусмотрены случаи досрочного прекращения налогового мониторинга:

  • неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации) и пояснений.

Источник: https://lawportal37.ru/protsedura-nalogovogo-monitoringa/

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг позволяет плательщикам получать разъяснения налоговых органов.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (разд. V.2 НК РФ); практическая реализация данных нововведений начата в 2016 году.

Цель налогового мониторинга

Для правильной и полной оценки всех преимуществ и недостатков института налогового мониторинга следует учитывать цели, которые преследовал законодатель.

В частности, ещё на подготовительной стадии проекта федерального закона (№ 529630-6) в пояснительной записке было указано: «… суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.

В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения».

По мнению авторов законопроекта, «данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов».

Важным преимуществом налогового мониторинга является возможность получения налогоплательщиком, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, мотивированного мнения касательно правильности уплаты налогов в отдельных неясных для плательщика случаях.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и т. д.

При этом разъяснения не представляются в отношении просьб о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п.

30 Регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков).

Таким образом, налоговый мониторинг представляет отдельным налогоплательщикам эксклюзивную возможность получать разъяснения компетентных органов по частным вопросам исчисления и уплаты налогов.

Недостатки налогового мониторинга

В то же время, несмотря на приведенные достоинства данного института, мотивированное мнение налогового органа имеет и определенные недостатки. В частности, п. 7 ст. 105.

30 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика исполнять адресованное ему мотивированное мнение.

Последствием неисполнения такого мнения может быть проведение налоговым органом выездной проверки в отношении налогоплательщика в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ.

Важно отметить, что налоговый мониторинг ограничивает возможность налоговых органов проводить выездные налоговые проверки. Так, налоговым органам запрещено проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Данное положение представляется существенным преимуществом налогового мониторинга, фактически вводящим иммунитет соответствующих налогоплательщиков от налоговых проверок, которые представляют собой серьезное испытание для любого бизнеса.

Между тем данный иммунитет не является абсолютным — закон предусматривает ряд исключений из данного правила (подп. 1–4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). В частности, это касается следующих ситуаций:

  1. проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Тем не менее, осуществление налогового мониторинга влечет и ряд негативных моментов для налогоплательщика. Так, налоговый орган получает широкий доступ к налоговым и бухгалтерским документам подконтрольного налогоплательщика.

Статья 105.27 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга представлять в налоговый орган регламент информационного взаимодействия.

Данный документ фактически представляет налоговому органу полный доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации «подопечного».

В частности, регламент должен содержать в себе описание порядка доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, для компаний, которые уверены в достоверности и корректности своей налоговой отчетности, институт налогового мониторинга принесет скорее преимущества, нежели недостатки.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1966-qqe-16-m5-25-05-2016-nalogovyy-monitoring

Налоговый мониторинг по-русски

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, N 7

 С 1 января 2015 г. в РФ вводится новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Его особенность заключается в том, что налогоплательщик добровольно открывает налоговикам доступ к своей финансовой информации. В итоге инспекторы избавляют его от «камералок» и выездных проверок.

Плюс ко всему при необходимости с инспекторами предварительно можно будет согласовать налоговые последствия при совершении той или иной нестандартной сделки. Тем самым налогоплательщики могут свести свои налоговые риски к минимуму. Однако новый вид контроля, увы, не для всех.

Да и тем, кто под него подпадает, «помониториться» удастся еще не скоро.

Основным недостатком действующей до настоящего времени системы налогового администрирования эксперты уже давно называли отсутствие предупредительной стадии налогового контроля.

К примеру, в Нидерландах еще в 2004 г. был впервые опробован институт «горизонтального налогового администрирования». Данный опыт впоследствии был признан успешным.

И уже сейчас широко применяется в мировой практике (в США, Великобритании и т.д.).

Суть данного вида налогового администрирования сводится к тому, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.

В свою очередь налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.

Самое важное здесь, пожалуй, состоит в том, что появляется возможность предварительно согласовать сделку с точки зрения налоговых последствий. То есть все спорные вопросы разрешаются еще до заключения сделки. И если уж налоговая дала добро, то налогоплательщик тем самым оказывается застрахованным от каких бы то ни было налоговых сюрпризов.

Надо сказать, что в России не очень спешили перенимать этот опыт.

Аргументы приводились разнообразные — дескать, у налоговых органов может не хватить должной квалификации, чтобы с этой точки зрения оценивать сделки, да и вообще это очень, как говорится, коррупционноемкий порядок.

То есть имеется риск, что налоговики на местах начнут брать взятки за то или иное «правильное» для предпринимателей разъяснение, тем самым предоставив им своего рода налоговую индульгенцию.

Как бы там ни было, в 2012 — 2013 гг. горизонтальный мониторинг в качестве пилотного проекта все же был опробован ФНС России и отдельными крупнейшими налогоплательщиками («МТС», «Интер РАО», «Северсталь» и др.). И этот опыт все же в «верхах» признали успешным (то есть страхи не оправдались).

В связи с этим было принято решение ввести в РФ институт налогового мониторинга, что называется, на постоянной основе. Данная идея была реализована благодаря принятию Закона от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ. Отметим, что при его подготовке учитывались предложения бизнес-сообщества, в том числе от представителей «подопытных» компаний.Итак, согласно ст. 105.

26 Налогового кодекса (далее — Кодекс) предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию.

То есть сразу становится понятно — физлицам и предпринимателям можно не беспокоиться.

Более того, обратиться в налоговый орган организация может только при одновременном соблюдении следующих условий:

— совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн руб. При этом не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС;

— суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за тот же календарный год составляет не менее 3 млрд руб.;

— совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, также предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Если названные условия соблюдены, то организация может подать в налоговый орган по своему по месту нахождения или же месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это нужно до 1 июля года, предшествующего периоду проведения мониторинга. К данному заявлению необходимо приложить:

— регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

— информацию о компаниях, о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

— учетную политику для целей налогообложения организации, действующую на момент подачи заявления.

В свою очередь налоговый орган обязан дать ответ организации (вынести решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в таковом) до 1 ноября года, в котором получено заявление.

Отдельно стоит остановиться на регламенте информационного взаимодействия, который требуется подать в налоговый орган вкупе с заявлением о проведении налогового мониторинга и иными документами.

В этом регламенте должен быть отражен порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации.

Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов на случай, если возникнет такая необходимость.

Кроме того, в указанном регламенте прописывается и порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, даются сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной компании (при условии, что такая система имеется) за правильностью исчисления, удержания, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Иными словами, в регламенте информационного взаимодействия подробно расписывается порядок представления документов, информации, доступа к бухгалтерским базам (системам) и т.п.

с тем, чтобы у налогового органа имелась вся информация, которой обладает бухгалтерия предприятия. Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия должны быть утверждены ФНС.

То есть «правила игры» (порядок обмена информации) будут известны организации еще до подачи заявления.

Порядок проведения налогового мониторингаСтатьей 105.29 Кодекса регламентирован порядок проведения налогового мониторинга. Данная форма налогового контроля проводится по месту нахождения налогового органа. Инспекторы фактически в режиме онлайн «следят» за своими «клиентами».

В случае если они обнаружат какие-либо противоречивые сведения, то они должны в течение пяти дней запросить у организации необходимые пояснения. На их представление компании дается 10 дней. Также инспекторы вправе потребовать от компании какие-либо иные документы, которые, по их мнению, могут прояснить ситуацию.

Документы также нужно направить в налоговый орган в течение 10 дней (по просьбе организации руководитель налогового органа (или его заместитель) указанный срок может продлить).

В любом случае необходимо отметить, что в рамках налогового мониторинга также установлен запрет на повторное истребование документов.

То есть если компания уже представляла в инспекцию документы в виде заверенных копий, то дублировать их более не придется.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представит в налоговый орган заявление о его проведении.

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и заканчивается 1 октября следующего за ним года.

Таким образом, по факту налоговый мониторинг «заработает» не ранее чем 1 января 2016 г.

При этом консолидированные группы налогоплательщиков смогут поучаствовать в этом мероприятии только с 1 января 2017 г., подав в налоговый орган соответствующее заявление в 2016 г.

Статьей 105.28 Кодекса регламентирован порядок досрочного прекращения налогового мониторинга. Такой поворот событий произойдет в следующих случаях:

— при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

— если налоговики выяснят, что организация представляет им недостоверную информацию;

— компания систематически отказывается представить инспекторам необходимые документы или пояснения. Систематически — это два и более раза.

Установив наличие одного из перечисленных обстоятельств, в течение 10 дней налоговики уведомят организацию о прекращении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение налогового органа

Особое значение в рамках налогового мониторинга имеет мотивированное мнение налогового органа. То есть это основной документ, ради чего, собственно говоря, этот мониторинг и вводился. В нем отражается позиция налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Мотивированное мнение составляется в двух случаях.

Во-первых, по инициативе самого налогового органа. Это происходит, если инспекторы установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Данное решение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления.

Важно отметить, что мотивированное решение, инициатива оформления которого исходит от инспекции, не может быть составлено позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (то есть до 1 июля года, следующего за тем, в котором проводился налоговый мониторинг).

Во-вторых, в получении мотивированного решения налогового органа интерес может проявить и сама организация. К примеру, если возникли сомнения по налоговым последствиям той или иной сделки (сделок). В этом случае компания направляет в инспекцию запрос о представлении мотивированного мнения. Причем в нем нужно изложить занимаемую организацией позицию.

Мотивированное же мнение налогового органа в ответ на данный запрос должно быть направлено налогоплательщику в течение месяца с момента поступления соответствующего запроса.

Данный срок может быть продлен еще на один месяц, если инспекторам для выражения своего мнения потребуются дополнительные документы или информация, которые, кстати говоря, они могут истребовать как у самой организации, так и у иных лиц.

Стоит отметить, что мотивированное мнение, во всяком случае его исходный вариант, не является истиной в последней инстанции. Организация может с ним согласиться или же попытаться инспекторов переубедить.

Так, в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, который его составил.

И в течение трех последующих дней инспекторы должны эти разногласия вместе со всеми имеющимися у них по спорному вопросу документами направить ФНС. Далее проводится так называемая взаимосогласительная процедура.

Она проводится руководителем (заместителем руководителя) ФНС, и в нем участвует как инспекция, которая вынесла спорное мотивированное решение, так и представители компании, которая с ним не согласна.

По результатам этих переговоров ФНС уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо об оставлении его в первоначальном виде. И налогоплательщик в течение месяца должен уведомить налоговый орган о своем согласии или несогласии с решением ФНС. Представляется, что в последнем случае выяснять отношения придется уже в суде.

В первую очередь, конечно же, организации, подписавшиеся на участие в налоговом мониторинге, по факту подстраховываются от возможных претензий со стороны налогового органа. Ведь получив мотивированное решение, можно, как говорится, спать спокойно. Дело в том, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст.

111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, является исполнение мотивированного мнения налогового органа. А если оно окажется ошибочным, что приведет к доначислению налогов, то и пени платить не придется.

Также отметим еще один бонус: в период проведения налогового мониторинга не проводятся камеральные проверки.

Из данного правила есть несколько исключений. Так, «камералка» все же может иметь место в следующих случаях:

— когда декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

— если декларация представлена по НДС (по акцизам) с заявленной суммой налога (акциза) к возмещению;

— если представлена «уточненка», по которой налог заявлен к уменьшению или увеличен размер убытков;

— досрочное прекращение налогового мониторинга.

Что касается выездных проверок периода, за который проводился налоговый мониторинг, то в общем случае они также запрещены. Но опять же из этого общего правила есть ряд исключений:

— если имело место досрочное прекращение налогового мониторинга;

— в качестве контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

— при невыполнении организацией мотивированного мнения налогового органа. В этом случае выездная проверка, можно сказать, будет тематической — предметом проверки станет правильность исчисления и своевременность уплаты налогов только в соответствии с мотивированным мнением;

— при представлении за этот период «уточненки», в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом). И это тоже логично — налоги-то считали фактически совместно с налоговиками. Откуда же тогда взялась ошибка? Очевидно, что в такой ситуации инспекторам надо разобраться, что к чему.

С.Ремчуков

Подписано в печать

16.02.2015

Источник: https://nalogooblozhenie.blogspot.com/2015/03/blog-post_21.html

Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?

В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся  консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.

Область применения

Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.

По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется  раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам.

Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок.

Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.

Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.

 Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:

  • прекращение выездных проверок налоговых органов;
  • снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
  • доступ к экспертизе специалистов ФНС;
  • понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
  • стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

 Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:

  • возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
  • улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
  • повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.

Опыт применения

Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии.

Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».

В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов. «Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий.

Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (https://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов.

В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.

За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (https://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов.

По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей.

Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения  предсказуемости налогового регулирования.

Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных. По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО». Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».

Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.

Судьба проекта

По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга. Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства.

Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний.

Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.

Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.

Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.

Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.

Источник: https://blog.ucmsgroup.ru/tax-monitoring/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]