Допрос свидетеля во время приостановления проверки законен — все о налогах

Когда суд не признает доказательством протокол допроса по налоговому спору

Источник: журнал «Главбух»

Сайт журнала «РНК»

Электронный журнал «РНК»

По общему правилу в качестве свидетеля для дачи показаний налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что контролеры нередко нарушают процедуру проведения допроса свидетелей. Особенно это касается времени его проведения (в рамках проверки или за ее пределами), а также оформления соответствующего протокола допроса (не проставляются подписи свидетелей, удостоверяющие прочтение протокола, паспортные данные свидетеля, ссылка на статью 51 Конституции РФ и т. п.).

Оспорив в судебном порядке некоторые действия налоговиков при проведении допроса, налогоплательщикам зачастую удается добиться отмены решения по результатам проверки и, как следствие, избежать налоговых доначислений.

Протокол допроса не признается надлежащим доказательством, если не доказано, что свидетелю могли быть известны обстоятельства дела

Согласно пункту 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства. При этом не допускается использование доказательств, которые получены с нарушением норм НК РФ.

На практике случается, что инспекторы вызывают на допрос лиц, которым в действительности не известны факты и обстоятельства, в отношении которых проводится допрос.

Так, в одном из дел инспекторы сделали вывод о том, что контрагент проверяемой компании не выполнял спорные работы и не поставлял товары. Основанием для такого вывода послужили в том числе свидетельские показания. Однако суд не согласился с доводами контролеров.

Дело в том, что инспекция не обосновала и не подтвердила документально то обстоятельство, что указанным лицам могут быть известны какие-либо факты, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Следовательно, по мнению суда, выводы контролеров на основании свидетельских показаний основаны лишь на предположениях и не являются надлежащим доказательством (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.09 № Ф04-1064/2009(2762-А81-49)).

В другом деле налоговики доначислили налоги компании, указав, что она осуществляла деятельность, не подпадающую под обложение ЕНВД (организация концертных мероприятий). Свое решение инспекторы основывали в том числе на показаниях свидетелей — официантов,

« которые на вопрос инспекции о том, кто организовывал выступления артистов — руководство ресторана или иные лица, ответили что выступления организовывало руководство ресторана».

При этом инспекторы не представили в суд документы, подтверждающие факт того, что официанты в силу специфики своих трудовых функций достоверно знали о том, что концертную деятельность организует именно проверяемая компания.

Кроме того, в рамках проверки контролеры допросили индивидуальных предпринимателей которые указали, что они арендовали концертные площадки и осуществляли организацию концертной деятельности.

Суд согласился с доводами компании о том, что протоколы допроса официантов не являются надлежащими доказательствами, опровергающими показания арендаторов, и отменил налоговые доначисления (постановление ФАС Уральского округа от 03.03.10 № Ф09-1287/10-С2).

Причины, из-за которых суд не признает допрос недопустимым

Согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ показания свидетеля заносятся в протокол, с которым он должен ознакомиться. При этом в протоколе обязательно указывается следующая информация (п. 2 ст. 99 НК РФ):

— дата и место проведения допроса;

— время его начала и окончания;

— информация о свидетеле: его фамилия и инициалы, адрес, гражданство, сведения о владении языком;

— фамилия, инициалы и должность лица, проводящего допрос;

— факты и обстоятельства, выявленные при проведении допроса.

Кроме того, если свидетель не согласен с изложенными в протоколе фактами и записями, об этом вносится соответствующая отметка.

Отсутствие указанных сведений является основанием для признания протокола ненадлежащим доказательством. Так, суды зачастую отменяют решения инспекции, доначисления по которым основаны на свидетельских показаниях, если в протоколе допроса не указаны:

— дата проведения допроса (постановление ФАС Московского округа от 26.10.09 № КА-А40/10919-09);

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/46999-kogda-sud-ne-priznaet-dokazatel-stvom-protokol-doprosa-po-nalogovomu-sporu.html

Допрос свидетеля в рамках налоговой проверки: как проводится и оформляется

Действующее налоговое законодательство предоставляет представителям ИФНС широкий круг полномочий при проведении мероприятий налогового контроля. В частности, в рамках налоговой проверки (независимо от того, в какой форме она проходит) представители контролирующих органов могут проводить допрос свидетелей.

Целью допроса является выяснение обстоятельств осуществления определенных финансово-хозяйственных операций, вызывающих сомнения у проверяющих.

Информацию, полученную в ходе допроса, налоговики в дальнейшем используют как элемент доказательной базы в делах о нарушении налогового законодательства.

Следовательно, данное мероприятие может иметь достаточно серьезные последствия для налогоплательщика, поэтому очень важно знать не только о том, как проходит допрос, но и о том, как подготовиться и как вести себя во время его проведения, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Начнем с того, что действующее законодательство по налогам и сборам относит к числу свидетелей, которые могут быть допрошены представителями ИФНС, любых физических лиц, обладающих, по мнению контролирующего органа, сведениями, имеющими значение для налогового контроля. Налоговики могут брать показания как у работников и должностных лиц налогоплательщика, так и у его контрагентов, налоговых агентов и прочих обязанных лиц.

Вместе с тем, законодатель в п.2 ст.90 НК устанавливает запрет на допрос в качестве свидетелей малолетних или недееспособных лиц, а также лиц, обладающих необходимой информацией, но связанных профессиональной тайной (например, адвокатов или аудиторов).

Когда может быть проведен допрос свидетеля?

Действующее налоговое законодательство устанавливает определенные временные периоды, в течение которых можно допрашивать свидетелей. Прежде всего, данное мероприятие может быть проведено непосредственно во время самой проверки (камеральной, выездной, встречной).

Свидетели также могут быть допрошены до того, как проверка начнется, либо же в ходе дополнительных действий налоговиков, если они требуются для уточнения результатов проверки (так называемые мероприятия дополнительного контроля).
Если же проверка приостановлена, а проведение дополнительного контроля официально окончено, любые допросы свидетелей, проведенные в это время, будут считаться незаконными.

Вместе с тем, если свидетель в установленном порядке вызывался на допрос тогда, когда проверка проводилась, то взять у него показания можно и после истечения вышеуказанных временных рамок.

Вызов на допрос свидетелем в налоговую – игнорировать или идти

ФНС в своем письме АС-4-2/12837, датированном 17.07.2013 г., четко указывает, что вызов на допрос нужно осуществлять повесткой, в которой должна содержаться информация не только о месте и времени, но также и об основаниях его проведения.

Читайте также:  Многоэтажный общепит: как определять площадь зала обслуживания для енвд? - все о налогах

Если такая повестка вами получена, то уклоняться от посещения налогового органа не стоит, поскольку можно не только заработать штраф в размере тысячи рублей, но и стать субъектом, в отношении которого вполне вероятно будет осуществлен розыск и принудительный привод на допрос полицией.

Кроме этого, неявка по повестке без объяснения причин, может негативно сказаться на исходе мероприятий налогового контроля, поскольку будет в дальнейшем трактоваться налоговиками как непрямое доказательство нарушения плательщиком норм налогового закона.

При наличии уважительных причин (болезнь, большая загруженность на работе, несвоевременное получение повестки, дальнее расстояние, ограниченный срок для явки и прочие) можно перенести время и место проведения допроса, однако о таких причинах следует обязательно сообщить налоговому органу, направившему повестку.

Игнорировать вызов на допрос можно в том случае, если он сделан не предусмотренным законом способом (вас пригласили по телефону, прислали смс-ку, электронное письмо, передали просьбу явиться в ИФСН через третье лицо, инспектор сделал устное приглашение при встрече).

Где должен проводиться допрос

В статье 90 Налогового кодекса определено, что отбор показаний у свидетелей должен осуществляться в налоговом органе, проводящем контрольные мероприятия.

Вместе с тем, в случае, если свидетель болен, является инвалидом или же лицом преклонного возраста, он может быть допрошен по своему месту жительства.

В данной ситуации Федеральная налоговая служба рекомендует получать от такого свидетеля согласие на допуск в его жилье.

Если свидетель территориально далеко находится от того контролирующего органа, который желает его допросить, налоговая инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения такого свидетеля письменное поручение о его допросе.

Как происходит допрос в налоговой инспекции

Мероприятие начинается с установления личности свидетеля.

После этого вам должны быть разъяснены ваши права и сделано предупреждение об ответственности в отношении дачи показаний (отказ или уклонение от ответов на поставленные вопросы, предоставление ложных сведений).

Если в ходе допроса будут использоваться технические средства его фиксации, дознаватель должен поставить вас об этом в известность и отразить данный факт в протоколе.

Далее следует непосредственная процедура снятия показаний и составление протокола. Конечный этап мероприятия – ознакомление с протоколом и его подписание свидетелем. Выдача копии протокола допроса свидетелю – право, а не обязанность налогового органа.

Можно ли отказаться от дачи показаний? Да, если такие показания могут быть использованы против допрашиваемого или членов его семьи. Данное правило закреплено в Конституции (ст.51).

Однако, если в качестве свидетеля вызывается руководитель юридического лица, ссылаться на приведенную норму Основного закона он не может, поскольку представляет не себя лично, а вверенную ему организацию. Безосновательный отказ от показаний влечет за собой наложение на физическое лицо штрафа в сумме трех тысяч рублей.

О чем обычно спрашивают на допросе?

На сегодняшний день налоговики выработали определенный перечень вопросов, которые они задают свидетелям. Зная этот перечень, можно предварительно подготовиться к даче показаний. Итак, о чем вероятнее всего могут спросить?

  • О контрагентах. Здесь существует достаточно широкий спектр информации, которая может заинтересовать инспектора, в частности: где находится контрагент, кто является его руководителем, контактным лицом, как происходил поиск данной организации, в каком режиме осуществлялось взаимодействие (телефоны, электронные адреса, личные встречи).
  • Об особенностях заключения договоров (как велись переговоры, как происходили подготовка и подписание документов, обмен ими).
  • О ходе выполнения соглашений (как выполнялись работы или поставлялся товар, кто его принимал, кто подписывал первичную документацию).

Нужно быть готовым к тому, что налоговый инспектор будет использовать весь имеющийся у него инструментарий для получения нужной информации. Это могут быть и скрытые методы психологического давления, и многократное повторение одного и того же вопроса в различных формулировках. Поэтому, чтобы не запутаться и не наговорить лишнего, настоятельно рекомендуем:

  • во-первых, всегда оставаться начеку;
  • во-вторых, давать четкие и однозначные ответы;
  • в-третьих, заранее проработать с контрагентом единообразную версию событий;
  • в-четвертых, если мнимые или сомнительные сделки действительно имели место, обязательно получить консультацию специалистов в области права, которые помогут выработать правильную тактику поведения на допросе.

Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки

Как уже было сказано, результаты допроса оформляются протоколом, и от того, насколько правильно внесены в такой протокол ваши ответы, во многом зависит, какие последствия будет иметь для налогоплательщика данное мероприятие. Не забывайте, что ваши показания в протокол вписывает лицо, их снимающее, поэтому делает оно это так, как выгодно контролирующему органу.

Поэтому, перед тем, как вы поставите в протоколе свою подпись, следует внимательно перечитать весь текст составленного документа (включая не только данные вами ответы, но и заданные вопросы). Ведь даже одно слово, перекрученное налоговиком, может полностью изменить смысл сказанного вами.

Если ваши ответы на вопросы написаны неточно, перефразированы или искажены, протокол содержит фразы, которые вы не говорили, письменная формулировка вопроса не соответствует той, которая была озвучена, попросите налоговика внести исправления или собственноручно отметьте это в разделе для замечаний (напишите, с какими формулировками вы не согласны и укажите нужные).

Правовики рекомендуют подписывать протокол на каждой странице, а если он распечатан только на одной стороне листа, – прочеркивать пустую сторону во избежание допечатывания текста или замены страниц документа.

Допрос в налоговой прошел неудачно. Как поправить показания?

Если после допроса вы придете к выводу, что дали неудачные показания, существует возможность подправить их. Сделать это можно двумя способами: попросить налоговый орган о повторном снятии показаний и в процессе дополнительного допроса подкорректировать ранее сказанное, или же обратиться к адвокату.

Последний также имеет право провести допрос свидетеля.

Проведенный адвокатом допрос наравне с документами ИФСН является полноценным доказательством в налоговом деле, поэтому в протоколе такого допроса можно привести аргументы, опровергающие ранее данные контролирующему органу показания (например, принуждение налоговиками свидетеля к подписанию некорректного протокола, введение в заблуждение и прочие).

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/dopros-svidetelya-v-ramkax-nalogovoj-proverki-kak-provoditsya-i-oformlyaetsya/

Журналы для бухгалтеров и ИП Республики Татарстан

Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля¬

Налоговые органы при выездных и камеральных проверках активно используют такие формы налогового контроля, как допрос работников, а также руководителей и учредителей организации, осмотр помещений и территорий налогоплательщика. Некоторым вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Читайте также:  Какие существуют способы распределения затрат в 1с:упп? - все о налогах

– Каким образом налоговый орган может затребовать информацию в отношении проверяемого налогоплательщика или сделки?

– Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования информации.

Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и последствия их неисполнения.

Кроме того, указанные документы могут быть адресованы организации как налогоплательщику или носить адресный характер – касаться конкретных физических лиц.

– Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?

– Налоговый кодекс не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) инспекции повесткой.

Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки. При этом по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля. В форме протокола допроса свидетеля, помимо прочего, отражается адрес места проведения допроса.

Тем самым в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей – физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.

– Может ли генеральный директор быть допрошен в качестве свидетеля?

– ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

– Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе сотрудника организации?

– По мнению Минфина России, Налоговый кодекс не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей. Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое участие не названо в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.

Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженном в соответствующей доверенности).

Следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц, по общему правилу, нотариально удостоверенной. Доверенность, выданная от имени организации, не является подтверждением полномочий представлять интересы ее работника.

– Какая ответственность пре-дусмотрена для свидетеля и за какие действия?

– Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний). Физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Налоговым кодексом установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний: скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере 3 000 рублей.

Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений.

При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность: предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до
1 000 рублей; на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 рублей.

– Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?

– В акте проверки указывают сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, а также наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты согласно приложению к акту.

Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Иными словами, к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Рекомендуется внимательно
изучить протоколы допроса свидетелей. Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Под сомнение также можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Подобные замечания можно включить в возражения к акту проверки.

– Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?

– Налоговый орган вправе проводить осмотр в рамках выездной, камеральной налоговой проверки и вне рамок проверки.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений, а также:

– решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;

– мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

– Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?

– Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.

Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.

С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре Налоговым кодексом не установлен.

Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 Налогового кодекса документы, запретить проведение осмотра не вправе.

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет административную ответственность в виде штрафа в 10 000 рублей. Законодательство дает в этом случае налоговому органу право исчислить налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.

Читайте также:  Сведения о численности будем заполнять по-новому - все о налогах

Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.

– А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?

– Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, если он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Отмена решения возможна, если руководитель налогового органа или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).

– Может ли в ходе осмотра проверяющими проводиться фото- и видеосъемка?

– Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 Налогового кодекса. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.

– Должно ли при проведении осмотра приниматься во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?

– По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводят в рабочее время.

Проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено на другой день.

Окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого по правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.

Представители налогоплательщика могут возражать против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени, отразить замечания об этом обстоятельстве в протоколе осмотра.

Если это ими сделано не было, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра в возражениях к акту должны быть приведены иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра.

Например, отсутствие при проведении осмотра понятых.

По материалам журнала
«Актуальная бухгалтерия»

 Журнал «Налоговые известия» №20 (октябрь) 2017 года

Источник: https://nalog-iz.ru/provedenie-doprosov

Допрос работника сельхозорганизации при налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверки сельскохозяйственного предприятия при спорной ситуации или для выяснения деталей различных сделок инспекторы могут привлечь работника организации для дачи показаний или пояснений.

И очень часто данные показания являются основой для принятия решений налоговыми органами. Но не всегда это может рассматриваться в качестве доказательной базы.

В рамках данной статьи рассмотрим, в каких случаях допрос работника будет незаконным, а, следовательно, можно попробовать оспорить и итоговые результаты проверки.

Вызов на допрос и проведение допроса

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ налоговые инспекторы в рамках выездной налоговой проверки вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки. Учитывая формулировку ст.

31 НК РФ, свидетелей чаще всего вызывают на территорию налогового органа. Однако на практике встречаются случаи, когда допрос проводят по месту пребывания свидетеля, например, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию.

По усмотрению должностного лица налогового органа данное правило также может распространяться и на другие случаи (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля на территорию инспекции осуществляется повесткой (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@). Рекомендуемая форма данного документа приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры» (документ для служебного пользования).

Налоговые инспекторы обязаны указать в повестке основания ее направления, а также время и место проведения допроса.

К сожалению, законодательством РФ не установлены сроки, когда такая повестка считается доставленной или врученной адресату. Поэтому датой получения следует считать день фактического получения документа (по почте либо лично).

Обратите внимание, что работника могут вызвать на допрос только повесткой, которая будет вручена или придет по почте, на телефонные звонки с просьбами явиться в инспекцию можно не реагировать.

То же самое касается дачи показаний и пояснений по телефону. Такая форма взаимоотношений незаконна и недопустима, что не раз подтверждал суд. Если же допрос проводят по месту нахождения работника или организации, то составлять документ о вызове свидетеля не нужно.

ФНС России разъясняет (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@), что в качестве свидетелей могут привлекаться только лица, не заинтересованные в исходе дела.

Если же опрашивают лиц, заведомо заинтересованных (например, генерального и/или финансового директора, главного бухгалтера организации), то протокол допроса может быть квалифицирован как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос должно явиться именно то лицо, чья фамилия указана в повестке.

Для дачи пояснений, если получено соответствующее уведомление (форма также установлена ФНС России (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@)), можно отправить любое должностное лицо или уполномоченного представителя сельхозорганизации, например, юриста, если такой имеется в штате. Вручают уведомление, в отличие от повестки, непосредственно представителю компании лично либо посредством ТКС.

Еще одна тонкость, на которую нужно обратить внимание, это то, что допрашивать как бывших, так и нынешних работников могут только те инспекторы, которые входят в список участников проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ). Если же сотрудников допрашивал инспектор, чья фамилия не фигурировала в решении о проведении проверки, протокол допроса считается недействительным.

Источник: https://xn—-7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai/zashchiti-predpriyatie/524-dopros-rabotnika-selkhozorganizatsiipri-nalogovoj-proverke

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]