Если налоговая переборщила, взыскивая прошлогодние взносы… — все о налогах

За какой период налоговая может взыскать задолженность?

Законодательство устанавливает общий срок исковой давности за правонарушение в три года. Для граждан актуален вопрос, распространяется ли данное положение на уплату налогов. Нередко приходят уведомления, по которым налоговая пытается взыскать платежи за прошедшие периоды, аргументируя наличием задолженности.

Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц

Налоговая служба может взыскать задолженность по определенному порядку действий:

  • налог с физических лиц взимается за доходы, имущество, транспортную или земельную собственность;
  • уведомление о начислении налога направляется не менее чем за месяц до оплаты;
  • если налогоплательщик не уплатил положенные средства, образуется задолженность;
  • уведомление о долге направляется гражданину в течение трех месяцев с истечения срока давности уплаты;
  • как только сумма недоимки превышает 1500 рублей, у налоговой службы есть полгода давности, чтобы подать иск в суд общей юрисдикции;
  • на основании искового заявления издается судебный приказ, слушание не проводится;
  • в течение 10 дней с получения приказа гражданин может обжаловать его;
  • если должник возражает в указанный срок давности, судебный приказ отменяется;
  • у налоговой службы есть еще полгода на то, чтобы направить иск в районный суд;
  • дело рассматривается в течение двух месяцев с момента регистрации искового заявления.

Должник в стандартном порядке может обжаловать решение районного суда. Если этого не последует, инициируется исполнительное производство, на основании которого с гражданина допускается взыскать задолженность по налогу.

Срок давности

Вопрос, за какой срок могут взыскать налоги решается неоднозначно. Статья 113 НК РФ предписывает, что срок исковой давности за налоговое правонарушение составляет три года. Однако прямого указания на период, в течение которого налоговая служба имеет право взыскать задолженность, не имеется.

Вопрос, может ли налоговая взыскать задолженность, которой более 3 лет, рассчитывается в пользу государства.

В определенных ситуациях налоговая может взыскать задолженность за прошедшие периоды, не взирая на срок давности.

Чтобы определить закономерность предъявляемых требований, рекомендуется обратиться к юристу. Квалифицированная помощь специалиста поможет решить вопрос с актуальностью взыскания.

По земельному

Срок давности по земельному налогу подчиняется отдельным положениям. Вместе с транспортным и имущественным налогом, уплата земельного ограничивается тремя последними годами, которые следуют до даты получения уведомления.

Если документ направляется плательщику в 2018, то период, за который допускается взыскать деньги заключается в 2015-17 годах. Требовать деньги за предыдущие просрочки она не имеет права.

По транспортному

Срок давности по транспортному налогу регулируется статьей 363 НК РФ. Аналогично с земельным налогообложением, взыскать деньги по транспортным начислениям допускается за последние три года.

Срок исковой давности по возврату излишне уплаченных сумм также составляет 3 года. Данный вопрос актуален при обжаловании начисленных взносов. Если транспортное средство используется в сезонных работах или пострадало от стихийного бедствия — владелец частично освобождается от налогообложения.

Последствия неуплаты налогов

По предписанной процедуре последствия неуплаты налоговых взносов влекут за собой начисление пени за просрочку. Чем более длительный период задолженности, тем больше начислений.

Если задолженность погашается на этапе получения уведомления о ее наличия, то начислением пени последствия и ограничиваются. Если же дело доведено до суда до исполнительное производство вправе изъять часть средств или материального имущества в пользу налоговой.

О нюансах закрытия ИП с догами перед налоговой читайте в статье:

Как оспорить начисленные пени за налог?

Начисление пени осуществляется с первого дня, следующего за днем просрочки уплаты налога. В ряде случаев его можно оспорить по следующим основаниям:

  • нарушена процедура информирования — в нужный период налогоплательщик не получил уведомления;
  • имеются объективные обстоятельства, из-за которых была допущена задолженность — длительная командировка, болезнь;
  • тяжелое материальное положение, при котором уплата налогового сбора и штрафа становится невозможной.

Определить нужный вариант для обжалования поможет квалифицированный юрист. Рассмотрение ситуации в индивидуальном порядке позволяет избежать попытки налоговой взыскать дополнительные деньги. Воспользуйтесь такой возможностью у нас на сайте. 

Порядок действий через суд

Вопрос, за какой срок могут взыскать налоги, решается установлением вида налогообложения. Для земельного или транспортного давность взыскания составляет 3 года. Для сборов по доходам срока исковой давности не имеется.

Через суд налогоплательщик может оспорить те средства, которые с него пытаются взыскать неправомерно. Порядок действий для этого следующий:

  • консультирование с юристом, определение основания для обжалования;
  • сбор нужных документов и доказательств;
  • подача искового заявления в суд.

В ряде случаев судебное решение позволит взыскать налог независимо от срока исковой давности. Но начисление пени и штрафов можно избежать при грамотном обжаловании. Если же долг все же есть, платить его придется. Одолжить нужную сумму без процентов можно здесь: 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://classomsk.com/vzyskat/za-kakoj-period-nalogovaya-mozhet-vzyskat-zadolzhennost.html

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут долги по налогам и взносам

Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.

Какие долги спишут ИП

Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками. На основании данных о доходах предпринимателей, полученных из ИФНС, сотрудники внебюджетных фондов определяли величину недоимки и выставляли соответствующие требования.

Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст.

14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.

2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм.

Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.

Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст.

11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили. То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются.

Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.

А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие).

Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.

Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12 к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е.

после 29 декабря 2017 года и позже). А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст. 78 и 79 НК РФ соответственно. Проще говоря, такие суммы можно вернуть или зачесть в счет исполнения других обязанностей по уплате налогов.

А на излишне взысканные суммы к тому же должны быть начислены проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ вплоть до даты возврата или зачета.

Как спишут долги предпринимателям

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства.

Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года.

Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.

В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго.

Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.

Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика).

При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.

Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.

Списание налоговой задолженности физических лиц

Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года.

То есть вся задолженность по указанным трем налогам, образовавшаяся ранее этой даты, должна быть списана вместе с начисленными на нее пенями и штрафами. Причем, пени списываются за все время, вплоть до даты принятия о списании.

При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.

2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.  

Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка).

Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил.

А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/1/13071

Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки — Сообщество «Mercedes G-class Club» на DRIVE2

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности.

Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

Срок давности выявления налоговой недоимки налогоплательщика Налоговым кодексом действительно не установлен. Об этом недавно еще раз напомнил Минфин РФ в своем письме от 14 января 2013 года N 03-02-07/1-5.Общий срок давности (три года), который оговаривается ст. 196 Гражданского кодекса, к налоговым отношениям также неприменим. Согласно п.

3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки.

Однако, в НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:— срока на направление требования об уплате недоимки налогоплательщику;— срока на добровольное исполнение требования;— шестимесячного срока для обращения налоговых органов в суд.

В общей сложности с момента выявления недоимки до подачи заявления в суд о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика у налоговиков есть примерно девять месяцев, а если взыскание недоимки производится за счет имущества налогоплательщика, максимальный срок для судебного взыскания – составляет два года с со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.Следовательно, от момента выявления налоговой недоимки зависят начало течения сроков ее взыскания и сама возможность взыскать с налогоплательщика сумму выявленной недоимки.Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), то моментом выявления и началом отсчета сроков на взыскание будет день вступления в силу решения по ее результатам.Но недоимка может быть выявлена не только в результате камеральной или выездной проверки, но и в результате проведения иных мероприятий налогового контроля.

Читайте также:  Единовременная выплата пенсионерам не будет облагаться ндфл - все о налогах

Так, некоторые налоги за налогоплательщиков исчисляет инспекция (например, транспортный налог).

В этом случае недоимка может быть выявляется при сравнении начисленных сумм налога с платежами, поступившими от налогоплательщика.

Также инспекция может выявить недоимку вне процедуры налоговой проверки путем сравнения суммы налога, указанной в декларации налогоплательщика, с данными об уплате, поступившими из Федерального казначейства.

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.

2011 N 3147/11, где указано следующее.Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.

Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.

Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод.

Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.

При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.Про момент извещения:ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

А это из судебного решения:Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом неоднократно по последнему известному суду адресу.

Доказательства того, что данный адрес не является адресом постоянного места жительства ответчика на момент рассмотрения дела в материалах гражданского дела отсутствуют, также отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительные причины не получения (невозможности получения) судебной корреспонденции по адресу постоянной регистрации ответчика (последнему известному адресу ответчика).В силу ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.

2011 года № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными.

Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств дела. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутых в ней случаях извещенным вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Источник: https://www.drive2.ru/c/2769046/

Как использовать просроченную налоговую переплату | Журнал «Главная книга» | № 18 за 2011 г

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.

Содержание журнала № 18 за 2011 г.

Мы благодарим нашу читательницу, аудитора И.Б. Ланину, г. Москва, за предложенную тему статьи.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС заявления на возврат (зачет) налоговой переплаты такиепп. 7, 14 ст. 78, пп. 3, 9 ст. 79 НК РФ:

  • для излишне уплаченного налога — 3 года со дня уплаты налога;
  • для излишне взысканного налога — 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указалПостановление ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:

  • дата подачи декларации по налогу за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
  • крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.

К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г.

(то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты — 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г.

, как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.

Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.

ВАРИАНТ 1. Используйте переплату, не требуя ее возврата

Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошлип.

 7 ст. 78 НК РФ. Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как «налоговую подушку»

Источник: https://GlavKniga.ru/elver/2011/18/306-ispolizovati_prosrochennuu_nalogovuu_pereplatu.html

Как вернуть переплату налога, если прошло больше трех лет (Кузьменко С.)

Дата размещения статьи: 09.06.2015

С ситуацией, когда необходимо вернуть излишне уплаченный налог, может столкнуться любой индивидуальный предприниматель. Переплата возникает не только вследствие ошибки, допущенной самим налогоплательщиком при формировании налоговой базы.

Нередко причиной становятся действия налоговых органов, которые взыскивают с ИП в рамках проводимых контрольных мероприятий излишнюю сумму.

Рассмотрим, как порядок действий предпринимателя по возврату налога зависит от причины возникновения переплаты, а также можно ли вернуть налог по истечении трехлетнего периода.

Алгоритм, прописанный в НК РФ

Чтобы разобраться в алгоритме действий с выявленной переплатой налога, необходимо обратиться к ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Эти нормы регламентируют порядок возврата и зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.Вариант 1. Предприниматель сам переплатил налогСогласно ст.

78 Налогового кодекса РФ устанавливают возможные решения в отношении излишне уплаченного налога в случаях, когда налогоплательщик допустил переплату по своей вине.Фрагмент документа. Пункт 1 ст.

78 Налогового кодекса РФ (извлечение)Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей .

По общим правилам предприниматель, допустивший переплату, вправе самостоятельно выбрать между зачетом излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей и их возвратом. При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.

Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.Вариант 2.

Налоговый орган взыскал с ИП больше положенногоСтатья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом.

При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).

При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.

Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке.

Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами.

Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.Судебная практика.

Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

События, после которых о переплате известно

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/8851

Имеет ли задолженность по налогам срок давности списания и какой срок?

В налоговом законодательстве понятие «срок давности долга» отсутствует.

Имеется срок принудительного взыскания — период времени, в течение которого по закону нужно принять решения о взыскании задолженности. Конкретно он опять-таки нигде не прописан и его продолжительность можно определить, складывая отдельные этапы взыскания, у которых сроки есть.

Для различных категорий плательщиков (юридические лица. предприниматели, физические лица) эти сроки да и сами этапы взыскания различаются.

Попробую изложить саму процедуру вкратце.

Итак, все начинается с момента выявления задолженности. И здесь нас ждет проблема. Дело в том, что сам Налоговый кодекс не содержит сроков выявления задолженности. т.е.

по закону время, которое должно пройти от начисления налога до момента выявления задолженности по нему (факта, что он не оплачен), не ограничено.

Впрочем, на практике, это 10 дней с момента начисления и истечения установленного срока уплаты.

Читайте также:  Сегодня на форуме: работа с «1с» - все о налогах

Задолженность установлена. Дальше происходит следующее:

Направление требования. Это пока еще не взыскание. Требование — это по сути просто информационное письмо о том, что имеется задолженность. Но наличие требования обязательно, так как именно от него отсчитываются все прочие сроки.

Требование направляется в течение трех месяцев с момента выявления недоимки, а если сумма долга меньше 500 руб. — в течение года.

В требовании устанавливается срок для добровольного погашения долга — как правило, 14 рабочих дней (не меньше, но может быть и больше — для физических лиц, например, дается 30 дней). Если требование не исполнено начинается следующий этап.

У юридических лиц (организаций) и предпринимателей это списание средств со счета в банке. Вынести решение о взыскании средств со счета налоговая имеет право в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В банк направляется инкассовое поручение и средства списываются автоматически.

Если денег на счете недостаточно или нет вовсе, принимается решение о взыскании долга за счет имущества — направляется это решение в службу судебных приставов. А уже они арестовывают имущество должника и т.п. Само решение должно быть принято не позднее одного года с момента истечения срока исполнения требования.

У физических лиц взыскание задолженности производится только в судебном порядке. Если физическое лицо не оплатило требование, налоговая инспекция принимает решение о принудительном взыскании и обращается с иском в суд.

Со сроками здесь сложнее, поскольку имеется ограничение по сумме долга. Так, если сумма задолженности составила 3 000 руб. и выше, срок обращения в суд — в течение полугода с момента истечения срока уплаты по требованию. Если сумма меньше, она будет копиться до тех пор, пока не наберет 3 000 руб.

; набралась — полгода с этого момента на выход в суд. А копиться она может три года.

В целом у налоговой инспекции для получения судебного приказа есть три с половиной года.

Судебный приказ предъявляется приставам (сделать это можно в течение трех лет с момента его вступления в силу).

Получается, что принудительно взыскать (а точнее успеть принять решения о взыскании и дойти до последней стадии — приставов) задолженность по налогу можно:

  • у юридических лиц и ИП — в течение года с момента неисполнения требования;
  • у физических лиц — в течение трех с половиной лет с момента неисполнения требования.

Важно вот что: если взыскание задолженности уже началось и в правильный срок «дошло» до стадии судебных приставов, оно будет длится «до победного» — до взыскания долга. У приставов на исполнительные действия — два месяца, но законом разрешено этот срок продлевать.

Теперь о списании задолженности.

Налоговую задолженность можно списать только по следующим основаниям:

  • ликвидация юридического лица;
  • признание индивидуального предпринимателя банкротом;
  • смерть физического лица;
  • наличие судебного решения о пропуске сроков принудительного взыскания.

Таким образом, даже если сроки принудительного взыскания долга пропущены, автоматически он не спишется. Его нельзя взыскивать, но числится за должником он продолжает.

Чтобы его списать, нужно судебное решение. Либо плательщик должен выйти в суд, требуя исключить этот долг из своих документов, либо налоговый орган — попытаться через суд восстановить сроки взыскания. Только если суд примет решение о признании конкретной суммы безнадежной в связи с истечением сроков принудительного взыскания, долг спишется.

Из других вариантов списания долга имеется только шанс на принятие правительством дополнительного решения об этом. Например, в 2012 году автоматически всем физическим лицам «простили» долги, образовавшиеся до 1 января 2009 года — об этом много писали и трубили СМИ.

Правда, они не объясняли, что у этого списания были дополнительные условия — списаны были долги, по которым не направлялись требования, не были получены исполнительные листы и не были направлены эти листы приставам. Тем, у кого старые долги уже взыскивали приставы, не повезло — их задолженность осталась задолженностью независимо от того, как давно она образовалась; ее взыскание продолжилось.

Кроме того, дополнительные основания для списания задолженности по налогам могут принять власти на местах: по региональным налогам (например, по транспортному) — Думы краев, областей, республик, по местным (земельный и налог на имущество физических лиц) — думы городов, районов и поселений.

В таких решениях могут быть предусмотрены, например, возможность списания долга по налогам при условии истечения трехлетнего срока с момента образования, долгов, которые не смогли взыскать приставы в связи с отсутствием имущества и денежных средств и другие. Но это нужно искать и смотреть законы каждого региона.

Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/610765-imeet-li-zadolzhennost-po-nalogam-srok-davnosti-spisanija-i-kakoj-srok.html

prednalog.ru

Взыскание недоимки по налогам происходит путем направления вам требований или решений по почте или передается лично в руки инспекторами, но часто они делают это с ошибками. К ошибкам налоговиков можно отнести, например, нарушение сроков выставленных требований или ненадлежащее оформление данных требований. При таких нарушениях выставленные налоговиками решения подлежат отмене.

Что проверить, если вы получили требование об уплате недоимки

На что нужно обратить внимание при получения требования оплатить недоимку по налогам?

Вам нужно проверить следующие обязательные данные для исполнения требования:

— сумму недоимки;

— сумму пеней, рассчитанных на дату выставления требования;

— в требовании обязательно должна быть указана ссылка на Закон, на основании которого выставлено данное требование;

— срок для исполнения данного требования;

— последствия неисполнения требования.

К тому же требование должно содержать отсылку к послепроверочному решению, уведомлению или декларации. При отсутствии одного из этих данных, требование считается незаконным.

На практике бывают ситуации, когда вы получили требование, а затем размер вашей задолженности изменился, и налоговики присылают вам новое требование на новую сумму. В этом случае второе требование имеет статус уточненного, и в нем должна содержаться ссылка на первоначальный документ.

Налоговики часто игнорируют это правило и присылают новое требование без ссылки на старое. Этим они искусственно увеличивают себе сроки для принудительного взыскания задолженности.

Если у вас возникла такая ситуация, можете смело писать жалобу в УФНС, поскольку данную ситуацию можно расценивать как нарушение прав налогоплательщиков.

Что проверить, если вы получили решение о взыскании долга за счет денег или деньги уже списаны в бесспорном порядке

Каковы ваши действия в данном случае? Что вам нужно проверить?

После получения требования вам отводится время на его погашение. Если вы не оплатили недоимку, у инспекторов будет 2 месяца, начиная с момента окончания срока, предоставленного для погашения задолженности, для принятия решения и выставления вам инкассовых поручений в банк.

При получении этих документов, банки списывают задолженность, указанную в инкассовом поручении в бесспорном порядке (при наличии денег на расчетном счете, конечно).

Копию решения о взыскании налоговики обязаны направить вам по почте или передать лично в руки в течение 6 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Часто налоговики сами нарушают все сроки по проведению данной процедуры, что выгодно может сказаться на налогоплательщиках: решение налоговиков суд может отменить.

Какие даты нужно сверить?

Источник: https://prednalog.ru/vzyiskanie-nedoimki-po-nalogam-kak-annulirovat-trebovaniya-i-resheniya-nalogovikov/

Получили налоговое уведомление за прошлые годы, что делать? | ОКТАВИАН

Главная Физическим лицам Получили налоговое уведомление за прошлые годы, что делать?

(7 4,43 из 5)
Загрузка…

27 ноября 2017

Уплата налогов и сборов в Российской Федерации происходит на основании уведомлений, которые получают налогоплательщики по почте или в электронном виде от органов ФНС. Данное правило распространяется на имущественный, земельный и транспортный налоги.

Как правило, уведомление об уплате налогов приходит за один календарный год. Но иногда некоторые граждане сталкиваются с тем, что получают по почте уведомления от налоговой службы за прошлые годы, и к сожалению, не все знают, что нужно делать в такой ситуации.

Ведь нельзя привлечь к ответственности за неуплату налогов гражданина, который не получал по почте налоговое уведомление, поэтому штрафы и пени в такой ситуации остаются под вопросом.

Однако, разобраться с тем, что делать с уведомлениями от ФНС за прошлые годы можно в рамках правового поля, используя действующее законодательство. 

409 статья НК РФ разъясняет правила отправления уведомлений по имущественному, земельному и транспортному налогам. Налоговая инспекция обязана направить уведомление гражданину не позднее, чем за тридцать дней до даты обязательного платежа.

Также инспекция имеет законное право требовать уплату налогов только за последние три года.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что гражданин может получить по почте уведомление об уплате налогов обязательного характера не только за последний прошедший год, но и за два года, которые были перед ним.

Допустим, в 2017 году можно получить налоговые уведомления, которые обязывают уплатить налоги не только за 2016 год, но также за 2014 и 2015 годы. А вот за 2013 год погасить долги по налоговым обязательствам органы ФНС уже не могут требовать. Поэтому следует внимательно изучать все даты и периоды, которые указаны в налоговом уведомлении. 

Причины направления налогового уведомления за прошедшие периоды

На самом деле, причин, из-за которых гражданин может получить уведомления за прошлые годы, не так много. Но все же к ним относятся следующие случаи:
— наличие долгов по налогам;
— ошибка сотрудника ФНС;
— отсутствие отправления уведомления в прошлом году. 

По причине перегруженности органов бывают ситуации, когда сотрудники налоговой инспекции не успевают направить налоговые уведомления сразу всем налогоплательщикам. По этой причине можно не получать уведомления от ФНС один или два года, а потом сразу получить несколько официальных бумаг, которые будут обязывать уплатить налоги. 

Действующее законодательство обязывает налогоплательщиков сообщать в органы федеральной налоговой службы в тех случаях, если они не получили уведомления об уплате налогов до 31 декабря текущего года за какой-то объект транспорта, имущества или земли, который подвергается обязательному налогообложению.

Если гражданин не уплатил налог по причине того, что сотрудник ФНС не выслал ему соответствующее уведомление, то это вина не сотрудника налоговой инспекции, а гражданина, который является налогоплательщиком.

Так как ответственность за объекты, находящиеся в праве собственности, несет лицо, являющееся их владельцем, а не представитель контролирующих органов.

Данное правило распространяется и в отношении налоговой ответственности, то есть уплачивать транспортный, земельный и имущественный налоги необходимо в обязательном порядке и независимо от того, что получили ли вы уведомление из органов ФНС или нет.

В противном случае, гражданин все равно получит эти уведомления в следующем году или даже через год. Только вот к стандартной сумме налога будет дополнительно прилагаться сумма штрафа и пени, начисление которых происходит за весь период уклонения от уплаты налогов. Начисление пеней и штрафов начинается с даты вручения уведомления, если речь идет о налогах за прошлые годы, то есть ФНС не может требовать уплату пеней и штрафов за период, когда уведомления не были высланы.

Действия при получении уведомления за прошлые периоды

Если вы получили по почте налоговые уведомления за прошлые годы, то необходимо обратиться в отделение налоговой службы.

Если эти уведомления содержат информацию об уплате налогов за последние три года, то данную сумму необходимо оплатить в полном размере.

Если же налоговая служба пытается с вас взыскать долги по налогам за период, который превышает срок трехлетней давности, то документ является ошибкой и выходит за рамки допустимых действий в пределах правового поля.

Источник: https://www.oktavian.org/poluchili-nalogovoe-uvedomlenie-za-proshlye-gody-chto-delat/

Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:

  • «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • «О несостоятельности (банкротстве)».

Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.

Какие изменения вносит № 488-ФЗ?

Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги.

Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании.

Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.

Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги.

Читайте также:  Упрощенцы не учитывают расходы на покупку прав - все о налогах

Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.

Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.

Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась.

Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

  • учредителей;
  • директора;
  • членов совета директоров;
  • управляющего;
  • управляющей компании;

а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.

Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара. Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.

И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.

И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.

Главный вывод для бизнеса

На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.

Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.

Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.

Вот такой он, закон №488-ФЗ.

Краткие итоги

Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.

ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.

Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.

Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.

Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.

Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.

На этом всё, спасибо за внимание.

Источник: https://nalog-advocat.ru/na_kruchke_u_fns/

Срок давности по налогам физических лиц: разъяснения налогоплательщикам :

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее.

Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно.

Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление.

Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Срок давности по налогам физических лиц

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками.

Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество — второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует Фз №2003-1.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.

Фз №2003-1

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок.

Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности.

По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Пени

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок.

В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС.

Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании.

Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел.

Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений.

Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления.

Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог.

Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы.

Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно.

При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК.

В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам.

На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Существует, в частности, в НК статья 48.

В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной).

Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК.

В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу.

В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней.

Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение.

Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует.

Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования.

Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

Информационное письмо Президиума ВАС

Источник: https://BusinessMan.ru/new-srok-davnosti-po-nalogam-fizicheskix-lic-razyasneniya-nalogoplatelshhikam.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]