Фнс определила, как должна выглядеть система внутреннего контроля налогоплательщика — все о налогах

Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.221

учет налогоплательщиков как форма налогового контроля

г. я. чухнина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail:galinachuhnina@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрена процедура учета налогоплательщиков в системе налогового контроля, проанализирована динамика учета налогоплательщиков, как физических, так и юридическихлиц, обобщены сведения, формирующие информационную базу для налогового контроля за физическими лицами, даны предложения по идентификации учета физических лиц.

Ключевые слова: налоговый контроль, учет налогоплательщиков, государственная регистрация, индивидуальный идентификационный номер, реестр налогоплательщиков.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Исходным моментом в организации работы по сбору налогов является учет налогоплательщиков. Контролирующие органы активно осуществляют мероприятия, обеспечивающие

выявление налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах.

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Учет налогоплательщиков — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в целях регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Плательщики сборов не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс РФ (НК РФ) не содержит норм по учету плательщиков сборов, и согласно п. 3 ст. 1 НК РФ действие НК РФ в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Общими характеристиками осуществления налогового учета налогоплательщиков являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля;

2) налоговый учет ведется налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т. е. общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);

6) за нарушение порядка учета налогоплательщиков установлена ответственность по налоговому законодательству [4, с. 13].

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

1) государственная регистрация юридического лица;

2) государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

3) выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;

4) государственная регистрация физического лица по месту жительства;

5) рождение физического лица;

6) создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организаций;

7) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению [6, с. 12].

Рассмотрим порядок постановки на учет в налоговых органах организаций. В целях налогового контроля налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

1) по месту нахождения организации, т. е. по месту государственной регистрации организации (ст. 11 НК РФ);

2) по месту нахождения обособленных подразделений организаций, т. е. по месту осуществления этой организацией деятельности через свое обособленной подразделение;

3) по месту нахождения принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению [1, с. 10].

В соответствии с НК РФ для постановки на учет в налоговом органе организация должна подать заявление.

При подаче заявления о постановке на учет организация одновременно с заявлением должна представить копии заверенных в установленном порядке свидетельства о регистрации; учредительных и иных документов, необходимых для государственной регистрации; других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В этом проявляется принцип множественности налогового учета.

Организация, в состав которой входят филиалы, представительства или обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Кроме того, п. 2 ст.

23 НК РФ предусматривает обязанность организации-налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения.

При постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения заявление о постановке на учет представляется по месту нахождения филиала (представительства) в районный налоговый орган одновременно со свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов,

подтверждающих создание филиала (представительства).

Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать документам, подтверждающим создание филиала (представительства).

Постановка организации на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества и транспортных средств производится при условии, что недвижимое имущество и транспортные средства принадлежат организации на праве собственности (п. 1 ст. 83 НК РФ) [4, с. 18].

Органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Заявление организации о постановке на налоговый учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества

Динамика государственной регистрации

в течение 30 дней со дня его регистрации (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Срок регистрации составляят пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов. А датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Используя статистические данные Федеральной налоговой службы, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, можно проследить динамику регистрации налогоплательщиков — юридических лиц в Волгоградской области за последние два года (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 показывает, что общее количество юридических лиц с каждым годом растет. Но динамика регистрации в рамках отдельных категорий юридических лиц различна.

Так, число товариществ на вере уменьшается в среднем на 8,66 % в год, число акционерных обществ уменьшается на 4,51 % в год.

Также уменьшается постепенно число потребительских кооперативов и государственных и муниципальных учреждений.

Относительно налогоплательщиков — физических лиц необходимо отметить следующее:

Таблица 1

юридических лиц в Волгоградской области

Категория Количество юридических лиц Динамика

регистрации в среднем в год, %

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-nalogoplatelschikov-kak-forma-nalogovogo-kontrolya

Как налоговая инспекция проверяет новую декларацию 2015 по НДС

 С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений ндс 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными.

Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.

Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции.

Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков.

Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС.

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти…».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

1

Прием налоговой декларации НДС. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

2

Расчет контрольных соотношений. Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

3

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС. Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту.

Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь.

Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

4

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение.

Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом.

Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

5

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях. Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

6

Ручная работа: Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

7

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Читайте также:  «физики» могут рассчитать земельный налог на сайте фнс - все о налогах

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать.

Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем.

Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот.

Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки.

Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам.

Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны.

Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства.

Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Фирммейкер, сентябрь 2015Анна Лукша

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kak-nalogovaja-inspekcija-proverjaet-novuju-deklaraciju-2015-po-nds

Внутренний и внешний контроль в системе налогового аудита

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам.

Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов.

При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате.

А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности.

Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам.

А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного.

Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Таблица

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России
Количество, единиц Дополнительно начислено платежей (включаяналоговые санкции и пени), тыс. рублей

Источник: https://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-3/item/127-vnutrennij-i-vneshnij-kontrol-v-sisteme-nalogovogo-audita

Как проверяют НДС (автоматизированные камеральные налоговые проверки по НДС)

С 2015 года с введением в эксплуатацию автоматизированной системы контроля АСК НДС-2 налоговая служба получила эффективный инструмент контроля за налогом на добавленную стоимость.

Возросла «прозрачность» НДС, и теперь налоговой службе стало намного проще отслеживать всю цепочку продукта — от производителя до конечного потребителя.

К сожалению, не все предприниматели оказались готовы к такому изменению, и восприняли применение АСК НДС-2 как ужесточение налогового администрирования.

Процесс администрирования НДС с 2015 года выглядит следующим образом. Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и продаж идет как приложение к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных.

Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку, по результатам которой налогоплательщики, допустившие ошибки, получают требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям или по расхождениям   данных счетов-фактур.

АСК НДС-2 позволяет сопоставлять данные счетов-фактур Покупателя и Продавца, выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы (наличие умысла, согласованности действий контрагентов) в соответствии с нормами налогового законодательства, т.е. выявление выгодоприобретателей налогового разрыва. Программа анализирует все представленные плательщиком декларации по всем налоговым периодам.

На первоначальном этапе выявляются ошибки, допускаемые налогоплательщиками при формировании налоговой декларации по НДС.

Такие как не отражение сведений книги продаж и покупок (разделы 8-9), а также журналов счетов-фактур (разделы 10-11) при наличии показателей налоговой базы и вычетов в декларации или несоответствие показателей Раздела 3 показателям Разделов 8 и 9,  несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям и т.д. В случае выявления расхождений автоматически формируется требование по контрольным соотношениям.

Далее происходит сопоставление записей о счетах-фактурах у Покупателя и Продавца и в случае выявления расхождений автоматически формируется требование с протоколом расхождений.

В случае получения таких требований налогоплательщику необходимо:

— во-первых, направить в налоговый орган квитанцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) о получении документа (п. 5.1 ст. 23 НК). В случае не представления квитанции о приеме требования налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

— во-вторых, после анализа допущенных ошибок, нужно представить уточненную налоговую декларацию по НДС с исправленными записями.

Если налоговые обязательства не изменяются, то можно представить пояснение, как в формализованном (в виде табличной электронной формы, где можно подтвердить те записи, которые плательщик считает правильными, и откорректировать реквизиты в тех, записях, в которых выявлены ошибки), так и в произвольном виде. Желательно, одновременно с пояснениями представить копии подтверждающих документов, во избежание дополнительных вопросов.  

Оптимальным вариантом является использование формализованного ответа по ТКС, т.к. при этом исключается ручная обработка данных, сокращается время на подготовку ответов, и сам ответ не нужно формулировать в свободной форме.

Но необходимо учитывать, что формализованный ответ или пояснение используется только в случаях исправления технических ошибок. При этом стоимость и сумму НДС менять нельзя, так как если стоимость и (или) сумма НДС указаны не правильно, то необходимо представлять ТОЛЬКО уточненную налоговую декларацию.

Приведем наиболее часто допускаемые ошибки налогоплательщиками: 

— одностороннее изменение реквизитов счета-фактуры при отражении его в книге покупок. Так, это не корректное указание № и даты счета-фактуры, ИНН контрагента и т.д.

Нередко присвоение контрагентам одинакового ИНН, или вообще не отражение ИНН контрагента, что также влечет за собой расхождения.

Данные реквизиты должны быть идентичными как у Покупателя, так и у Продавца, и соответствовать реальным данным;  

— некорректное заполнение стоимостных показателей при реализации своего права на вычет частично. Налогоплательщик, который пользуется правом частичного вычета по НДС, указывают номер и дату счета-фактуры, ИНН/КПП контрагента и стоимость товаров (работ, услуг) в полном объеме, а сумму НДС, только в той части, которая предъявляется к вычету;

Читайте также:  Какая ответственность предусмотрена за неуплату ндфл? - все о налогах

— неверное указание кода видов операций;

— объединение нескольких счетов-фактур в одну (например, полученных от Ростелеком, Мегафон и т.д.);

— неправильное отражение операций, совершенных с участием посредников;

— неправильное отражение корректировочных и исправительных счетов-фактур, счетов-фактур по авансовым операциям;

— некорректное указание номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

— несоответствие информации в декларации на товары с данными налогоплательщика.

Конечно, добросовестный налогоплательщик не застрахован от внимания налоговых органов, особенно если его поставщик относится к категории недобросовестных контрагентов, фирмам-однодневкам, что легко выявляется в ходе камеральной проверки. В этом случае налоговый орган вправе отказать покупателю в вычете налога, так как налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.

Проверить своего контрагента легко можно при помощи сервисов ФНС России: «Проверка корректности заполнения счетов-фактур», «Проверка контрагента». 

Кроме того налогоплательщик может существенно снизить риски возникновения претензий в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщикам, приняв следующие меры:  

— введение внутреннего контроля за порядком формирования декларации по НДС, включая формирование протокола по КС перед сдачей отчетности в налоговый орган, ее проверку на соответствие установленному формату, проверку корректности и полноты отражаемых в декларации данных;

— соблюдение правил заполнения счетов-фактур, книг продаж и покупок, журналов учета счетов-фактур,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137; 

— оптимизация учетной системы в  части правильности ведения справочников контрагентов;

Источник: https://www.infpol.ru/114761-kak-proveryayut-nds-avtomatizirovannye-kameralnye-nalogovye-proverki-po-nds/

Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам?

Долженко Д. А.,ведущий юрист

ООО «Актуальный менеджмент»

 Если посмотреть в Налоговый кодекс, то в нем вроде бы указаны только два вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

Но на практике многие налогоплательщики сталкивались с встречными проверками, проверками контрольно-кассовой техники, проверками склада во время камеральной проверки.

А относительно недавно была введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87–89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95–98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 01 января 2012 года в гл. 14.5 НК РФ урегулирован порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. А относительно недавно была введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ.

Налоговый мониторинг

В разных странах налоговый мониторинг вбирает различные понятия, например, в Великобритании налоговый мониторинг действует принудительно в отношении недобросовестных налогоплательщиков, а Нидерланды применяют налоговый мониторинг как средство взаимодействия налогоплательщика и государства, и присоединиться к налоговому мониторингу может любой налогоплательщик.

В России налоговый мониторинг также является добровольным, но он действует только в отношении крупных налогоплательщиков.

Для того чтобы применять налоговый мониторинг, необходимо написать заявление.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и(или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;

4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Налоговый мониторинг представляет собой новую форму взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, предусматривающую высокую степень открытости между налогоплательщиком и налоговым органом:

  • налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, раскрывая информацию о порядке их ведения и о действующей системе внутреннего контроля над правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов;
  • налоговый орган проверяет правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения в режиме реального времени, предупреждая налогоплательщика о выявленных нарушениях и сообщая ему свою позицию по спорным вопросам налогообложения через свое мотивированное мнение.

Такая форма налогового контроля позволяет налоговым органам более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для налогоплательщиков такая форма налогового администрирования предоставляет возможность до подачи налоговой декларации разрешить вопросы налогообложения, имеющие неопределенную правовую позицию. Кроме того, осуществление налогового мониторинга ограничивает право налоговых органов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок, за рядом исключений.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга проводится на добровольной основе и касается ограниченного круга налогоплательщиков, соответствующих установленным критериям.

На основании заявления налоговый орган принимает:

1) решение о проведении налогового мониторинга;

2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Для чего компаниям применять налоговый мониторинг?

Во-первых, налоговый орган не будет проводить выездную налоговую проверку налогоплательщика.

Исключения составляют следующие случаи:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Во-вторых, налогоплательщик может получить мотивированное мнение налогового органа.

Мотивированное мнение налогового органа (далее в настоящей главе – мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение предоставляется по запросу налогоплательщика.

В-третьих, участники налогового мониторинга также могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом.

Но о чем это говорит? Если сегодня только некоторые компании используют налоговый мониторинг, то, возможно, в дальнейшем данная технология мониторинга компаний в режиме онлайн будет распространена на других налогоплательщиков. Мы видим подобную практику в отношении контрольно-кассовой техники.

Если сначала система ККТ с интернет-передачей данных опробовалась только на крупных компаниях, то с 2017 года данная система вводится для всех компаний и предпринимателей.

Таким образом, можно сделать предположение, что в дальнейшем система мониторинга будет введена для всех компаний и предпринимателей, ведь государству достаточно удобно в режиме онлайн проводить мониторинг налогоплательщиков.

В случае распространения мониторинга на всех налогоплательщиков у государства будет возможность снизить расходы на проведение проверок, появится возможность контролировать налогоплательщиков онлайн без выезда к налогоплательщику, поэтому в настоящее время новая система мониторинга апробируется на крупных налогоплательщиках.

Предварительный налоговый контроль

Предварительный налоговый контроль также существует в различных странах, например, в Швейцарии существует институт предварительного одобрения сделок (forhandsbesked) о налоговых последствиях той или иной сделки.

У нас часто налогоплательщик сталкивается с неблагоприятными последствиями самой сделки. К таким последствиям можно отнести доначисление налога расчетным путем на основании ст. 31 НК РФ.

Однако в целом ряде ситуаций налогоплательщику самому было бы удобнее в случае возникновения вопросов по сделке, по стоимости сделки между взаимозависимыми лицами провести предварительный налоговый контроль и согласовать с государством спорный вопрос во избежание доначисления налогов, штрафов и пени.

В настоящее время предварительный налоговый контроль действует недостаточно. В настоящее время применяется консультационная помощь налогоплательщикам. Приказ ФНС России от 30.04.

2015 № СА-7-17/180@ «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации». Но подобная консультационная помощь, как и письма Минфина, не несут правовых последствий, поскольку подобные письма и разъяснения имеют лишь рекомендательный характер.

Для чего нужен предварительный налоговый контроль?

Введение действенного предварительного налогового контроля имеет целью предоставление налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Такие цели института предварительного налогового контроля определены в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Таким образом, можно рассчитывать, что функции предварительного контроля будут расширены.

К чему готовиться налогоплательщикам?

Порядок проведения налоговых проверок постоянно изменяется и совершенствуется, поэтому предварительный налоговый контроль является очередным шагом к совершенствованию налогового контроля. Но к чему уже сегодня готовиться налогоплательщикам? С 2017 года были внесены следующие поправки в порядок проведения налоговых проверок:

1. Проверка страховых взносов. С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Контролировать соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных проверок.

Фонды могут проверять лишь периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

2. Электронные пояснения во время камеральной налоговой проверки. Если при камеральной проверке налоговый орган запросил пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направить их можно только в электронной форме по ТКС (полномочиями устанавливать формат наделена ФНС). Пояснения на бумажном носителе не считаются представленными.

3. Совершенствование порядка проверки иностранных компаний. С 2017 года иностранные организации, оказывающие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.

2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющие расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, подлежат постановке на учет в налоговом органе в порядке, предусмотренном п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Кроме того, с 01 января 2017 года п. 2 ст. 88 НК РФ дополнен положением о том, что камеральная проверка проводится в течение шести месяцев.

4.  Распространение предупреждений вместо штрафных санкций. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.

Для того чтобы было вынесено предупреждение, необходимо соблюдение следующих условий:

  • административные правонарушения совершены впервые;
  • отсутствуют факты причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • не имеется имущественного ущерба.

Если налогоплательщик уже привлекался к ответственности, то налоговый орган проверит следующие обстоятельства:

  • исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания;
  • какова дата окончания исполнения указанного постановления;
  • не прекращалось ли исполнение постановления;
  • не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказанияи последующие постановления, связанные с его исполнением.

При решении вопроса о квалификации действий лица по ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.

Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.

4.6 КоАП РФ (письмо ФНС России от 08.12.2016 № ОА-4-17/23483@).

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить здесь. Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью:

Годовой доступ к электронной версии журнала «Упрощенная бухгалтерия» (5700 руб.) — Войти и оплатить

Источник: https://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/256-aprel-2017/6540-novye-sposoby-nalogovogo-kontrolya-gosudarstva-k-chemu-gotovitsya-nalogoplatelshchikam

Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа

Александр Тарасов – управляющий партнер и генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»

Читайте также:  Фнс рассказала, как заполнить 6-ндфл, если зарплата начислена в одном квартале, а выплачена в следующем - все о налогах

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан.

При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее.

Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых компания по результатам предпроверочного анализа в план выездных налоговых проверок не попадет.

Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Именно предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. Так, за 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло.

Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования.

Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87% (33549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62320,3 тыс. руб. в 2016 году).

Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140404,2 тыс. руб.

в 2015 году и 184377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Самая главная тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме – сколько по итогам их проведения будет доначислено компании предварительно. То есть когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн рублей. В Московской области – примерно 4 млн рублей. Именно таких результатов ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций.

И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

  • личных контактов руководства компании-контрагента;
  • документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;
  • сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

  • контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;
  • условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);
  • есть доказательства, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);
  • существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдает или получает займы без обеспечения;
  • присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика (при этом спорная сделки экономически нецелесообразна).

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений.

В поле пристального внимания проверяющих – бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность), отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

Вот пример, как налоговики «по-своему» читают бухгалтерскую отчетность с целью выявления претендентов для включения в план выездных налоговых проверок.

Форма документа Показатели Примечание
Бухгалтерский баланс

(форма 1)

Основные средства – 0 руб.

Оборотные активы – 0 руб.

Дебиторская задолженность – 10 000 руб.

В разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» показываются остатки материально-производственных запасов,  предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары).

Нулевой показатель данного раздела свидетельствует об отсутствии у предприятия активов, необходимых для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности.

Налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности и отразить ее на счетах бухгалтерского учета.

Если в акте сверки у одной компании числится кредиторская задолженность в размере  1 000 000 руб., у ее контрагента  – по аналогии сумма дебиторской задолженности в размере 1 000 000 руб., и она не отражена в бухгалтерском балансе, то это свидетельствует о фиктивности акта сверки, отсутствии задолженности и реальных договорных отношений между этими юридическими лицами.

Выручка – 100 000 руб.

Управленческие расходы – 0 руб.

Себестоимость продаж – 0  руб.

Выручка, отраженная в размере 100 000 руб., не соответствует фактически поступившим на расчетный счет организации денежным средствам за спорный период. Так как, например, только ООО «Ромашка» перечислило за поставку оборудования денежные средства в размере 5 000 000 рублей.

Нулевой показатель в графе «Управленческие расходы» свидетельствует об отсутствии расходов, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата, содержанием общехозяйственного персонала и др.

Нулевой показатель себестоимости продаж свидетельствует об отсутствии реализации товаров, работ, услуг.

Отчет о движении денежных средств (форма 4) Денежные потоки от текущих операций  –  500 000  руб. (прочие поступления) в том числе от продажи продукции, товаров, работ и услуг – 0 руб.

Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и иные аналогичные платежи – 0 руб.

Платежи всего – 20 000 руб. Поставщикам за сырье и материалы, работы услуги – 10.000 руб.

Нулевой показатель выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг свидетельствует об отсутствии реализации имущества по договору купли-продажи оборудования, что соответствует форме 2 (отчет о прибылях и убытках), где себестоимость продаж имеет 0 показатель, и форме 1 (бухгалтерский баланс), в которой отсутствует отражение дебиторской задолженности по договору купли-продажи на сумму 1 000 000 руб.

Нулевой показатель свидетельствует о том, что спорный поставщик не осуществлял арендных платежей: за офисное помещение, оборудование, транспорт и др.

Например, платежи в размере 20 000 руб. осуществленные в течение 2013 г., из которых только 10 000 руб. было направлено поставщикам за сырье, материалы, работы и услуги, не соответствуют хозяйственной деятельности  спорного поставщика  отраженной в  первичных учетных документах и счетах-фактурах выставленных в адрес проверяемого налогоплательщика.

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Логично, ведь, к примеру, компания, осуществляющая реализацию приобретенных товаров, должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма 1), а в отчете о движении денежных средств (форма 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем). В декларации по налогу на прибыль подлежат отражению прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от  реализации покупных товаров. Разделы бухгалтерской и налоговой отчетности, имеющие нулевые показатели, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды.

Что ФНС России сейчас рекомендует делать сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками.

Не ограничиваться стандартными признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи. Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика «в разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у них сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками.

В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур.

Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории:

  1. Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  2. Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  3. Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Вот так налоговики теперь группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы, компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, есть ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверить документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт https://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих – и тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Сохранить

Сохранить

Источник: https://www.if24.ru/tajny-predproverochnyh-meropriyatij-nalogovogo-organa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]