Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г
Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, «валютным резидентом» признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.
С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон»)
Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):
- валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ — п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)
То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операций, к предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам — ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:
- запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году — следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что «валютные операции между резидентами запрещены».
Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.
Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.
Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):
- требования к порядку открытия счетов, к проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней — ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
- НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
- НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
- НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
- совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ — п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
- физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом — ч.8 ст.12 Закона
При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.
Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г. срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.
(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.
данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.
Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.
Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:
- ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации — п.14 ч.4 ст.23 Закона
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к «норме о 183 днях» — как следует из п.14 ч.4 ст.
23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году — они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.
Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.
Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):
Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.
- с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
- денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ — абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
- денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства — абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
- физические лица — резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова «не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ»)
Важно для всех:
- законодательно определяется, что признается «налоговым органом по месту учета». Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
- налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
- в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
- при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
- в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
- снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии — абз.3 ч.4 ст.12 Закона
- на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента — абз.1 ч.5 ст.12 Закона
Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227
Валютный резидент России в 2017 | Гордон и Партнеры
Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович
*Вы читаете эту публикацию в 2018г.
С момента первой публикации произошли значительные изменения валютного резидентства, валютного контроля, отчетности по валютным операциям и других положений валютного законодательства РФ.
Так же существенное влияние на валютные обязательства оказывают законы Об амнистии капитала 2018, утверждены Гос Думой РФ 09.02.2018г. (Законы об амнистии читайте здесь)
Изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.
Как и в других отраслях российского законодательства валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.
Например, в рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.
Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам
Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.
Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).
Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов
Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:
- Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
- Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).
Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.
Валютные резиденты Российской Федерации в 2017
Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.
В 2017 году валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.
Физические лица:
Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц — место и длительности проживания или пребывания.
Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.
Гражданин России НЕ БУДЕТ валютным резидентом России (не резидент) если будет выполнено хотя бы одно условие:
1. Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;
2. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,
3. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.
Иностранные граждане (или лица без гражданства) становятся валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство в России.
Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России НЕ быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.
Выводы:
Каждый гражданин России, как обладатель российского паспорта, заведомо валютный резидент России. И российские контролирующие органы, в первую очередь налоговая служба, вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства. Прежде всего это касается зарубежных счетов.
Правила российского валютного законодательства на гражданина России не распространяются только при прекращении резидентства России. Доказывать прекращение резидентсва обязан гражданин России.
Для иностранцев — наоборот, российская налоговая служба доказывает, что у иностранцев возникло валютное резидентство России.
Обязанности валютного резидента России
Валютные резиденты России обязаны, если они располагают банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации, уведомлять налоговые органы Российской Федерации:
- об открытии каждого банковского счета (вклада) за границей России,
- о закрытии зарубежного счета (вклада),
- об изменении реквизитов зарубежных банковских счетов (вкладов),
- о движении денежных средств по каждому зарубежному счету.
Изложенное не касается граждан России не являющихся валютными резидентами России.
И эти обязанности должны будут выполнять иностранцы, ставшие валютными резидентами России.
Внимание:
Разрешение гражданину иметь зарубежные счета (вклады) не означает полную свободу распоряжаться этими счетами !
Российский валютный закон допускает (считает законными) россиянам совершать только конкретный ограниченный перечень операций по зарубежному счету. Об этом читайте ниже, в разделе об изменении валютного законодательства в 2015-16 годах.
Изнения валютного закона с 2018
В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны улучшить положение физических лиц-резидентов России, но в случае принятия этих поправок – ухудшат.
В частности, Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан – из закона убрать.
Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и движению денег по ним.
Но, что гораздо важнее, Минфин в период постоянного проживания гражданина в течение календарного года за пределами России допускает нахождение гражданина на территории России кратковременно общим сроком до 3-х месяцев за календарный год. То есть, в отличие от действующего сейчас правила, при посещении гражданином России ее территории валютное резидентство России не возникает.
Следует так же признать положительными и другие изменения.
Одновременно Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства.
Учитывая необходимость для гражданина –резидента представить в налоговый орган не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.
Так Минфин готов освободить от отчетности проживающих за границей россиян «с периодами возвращения в совокупности менее 183 дней в истекшем календарном году». Кроме того, от уведомлений освобождаются те граждане, которые на 31 декабря 2017 года резидентами являться не будут и при этом не возвратятся на родину к 1 марта 2018 года – крайней дате уведомления.
Еще одно послабление заключается в снятии для валютных резидентов необходимости отчитываться по закрытым до 31 декабря 2014 счетам, поскольку истечет трехлетний срок хранения документов, подтверждающих открытие и совершение операций по ним.
Касательно юридических лиц:
Валютными резидентами России признаются юридические лица, созданные по законодательству Российской Федерации и находящиеся в России.
Например, это российские Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества, некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т.д.
Так же валютными резидентами России признаются находящиеся за пределами территории России филиалы и представительства российских юридических лиц. По законодательству России филиал и представительство российского юридического лица является их обособленными подразделениями, но не отдельными юридическими лицами.
Отдельно закон определяет валютный статус дипломатических представительств России за рубежом, международных организаций, субъектов Российской федерации и т.д.
Не являются валютными резидентами:
Физические лица – не обладающие вышеуказанными признаками физических лиц резидентов.
Организации — юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и не находящиеся в России.
Организации – НЕ юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и НЕ находящиеся в России.
Текст изменений Валютного закона, утвержденных Гос Думой в 1 чтении, и комментарии здесь
Что будет за нарушение валютного законодательства?
«Закон, как известно, шутить не любит». Исполнение закона обеспечивается принудительно силой государства. Это в полной мере относится к исполнению закона «О валютном регулировании и валютном контроле.
Пока в России нарушения валютного законодательства отнесены к административным правонарушениям, ответственность за которые установлена в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.
По административному кодексу правонарушители валютных правил могут «отделаться» штрафами.
Кого будут привлекать из физических лиц:
Физических лиц – валютных резидентов России, в том числе:
— граждан (частных лиц)
— индивидуальных предпринимателей
— физических лиц занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (адвокаты, нотариусы и т.д.)
Что, почем:
Для описанных выше «валютчиков» в КоАП РФ предусмотрена статья 15.25. Всего одна, совсем не большая, и очень емкая по возможностям применения. Статья была расширена в 2014 и 2015 годах одновременно с установлением новых обязанностей для резидентов (о своих обязанностях вы уже прочитали выше).
Если не упоминать ответственность за «незаконное» использование зарубежных счетов (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ), наиболее существенное изменение с 2016 года: введена ответственность за повторность нарушений – повторное не сообщение об открытии(закрытии) счетов, изменений реквизитов счетов. И еще большая ответственность за повторное не сообщение о движении по счетам.
Валютных резидентов России физических лиц будут привлекать:
— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции.
— За представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ).
— За непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).
— За несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 5 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
— За повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.
— За повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.
В конце августа 2017 ФНС России опубликовало письмо с революционными разъяснениями по вопросам нарушений при открытии зарубежных счетов и их использовании. Позиция ФНС носит просто инквизиторский характер — нарушителей ожидает штрафы в сумме до 100% операций за не сообщение об открытии счета и не предоставление отчета.
Владельцы зарубежных счетов, Обязательно прочитайте новость конца августа 2017:
Используете зарубежный счет? — можете заплатить крупный штраф. Новая позиция ФНС России. Читайте здесь
Срок давности для привлечения к ответственности, увеличен?
Следует ответить «да», и это касается валютных нарушений юридических лиц. Законодатель внес изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Касательно
Валютные резиденты России могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 этой же статьи), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.
Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов а так же не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.
Источник: https://gordon-adv.ru/articles/valyutnyy-rezident-rossii-v-2017/
Изменения в налоговом законодательстве с 1 октября 2018 года в России Налоговый кодекс обзор законов
Статья поможет свериться по изменениям в налоговом законодательстве с 1 октября 2018 года. Все изменения приведены в таблице, ее можно бесплатно скачать.
Изменения в налоговом законодательстве с 1 октября
В основном новшества, вступающие в силу с указанной даты, касаются НДС. Есть также нововведения по государственной пошлине. Кроме того, появились новые открытые сведения на сайте ФНС. Все октябрьские изменения в налоговом законодательстве по датам их вступления в силу с подробными пояснениями смотрите в таблице 1. Новшества с января 2018 года мы не рассматриваем.
Таблица 1. Изменения в налоговом законодательстве с 1 октября 2018 года
Дата | Что нового | Пояснение к изменениям в налоговом законодательстве | |
Стало с 1 октября 2018 года | Было | ||
НДС | |||
С 1 октября 2018 г. | Изменился расчет НДС при получении предоплаты продавцом имущественного права | Продавцы имущественных прав рассчитывают налог с разницы между полученной предоплатой и частью расходов продавца на получение имущественного права пропорционально полученной предоплате. Начисленный налог продавец может принять к вычету в обычном порядке, установленном для НДС с полученных предоплат за товары, работы, услуги.Заполнить платежкуПодгтовить декларацию | Продавцы имущественных прав рассчитывали налог с полной суммы предоплаты по расчетной ставке 18/118. Принять к вычету «авансовый» НДС после передачи имущественного права было нельзя. Разрешалось только вернуть или зачесть налог при подаче специального заявления в инспекцию, как правило, после сверки расчетов |
С 1 октября 2018 г. | Усовершенствовано документальное обоснование нулевой экспортной ставки НДС | При отгрузке имущества подразделению фирмы, находящемуся за пределами ЕАЭС, нужно предоставить контракт с российской фирмой (его копию) | — |
Вместо ранее поданных контрактов нужно представить в инспекцию уведомление, в котором указать:
|
Было необходимо подавать в инспекцию ранее поданные контракты за истекшие периоды | ||
Не нужно подавать в инспекцию копии транспортных, сопроводительных и прочих документов с отметками таможни убытия о вывозе товаров за пределы России.Инспекция затребует копии бумаг, только если возникнут несоответствия или если у нее вообще нет сведений о вывозе имущества | Было необходимо подавать в инспекцию копии транспортных, сопроводительных и прочих документов с отметками таможни убытия о вывозе имущества за пределы России | ||
С 1 октября 2018 г. | Уточнен заявительный порядок возмещения НДС | Минимальная сумма уплаченных налогов для фирм и поручителей теперь составляет 2 млрд р. | Минимальная сумма уплаченных налогов для фирм и поручителей составляла 7 млрд р. |
С 1 октября 2018 г. | В рамках российской системы «tax free» уточнено документальное подтверждение российскими розничными торговыми организациями:
|
Теперь необходимо подавать в ФТС реестр чеков для компенсации налога в электронной форме по ТКС с указанием в реестре:
|
Нужно было подавать в ФТС список чеков для компенсации налога с указанием:
|
С 1 октября 2018 г. | Уточнено применение ставки НДС 0% | Фирмам – изготовителям драгоценных металлов из металлолома, не имеющих лицензии на недропользование, разрешено платить НДС по нулевой ставке | Фирмы – изготовители драгоценных металлов из металлолома, не имеющие лицензии на недропользование, платили НДС по общей ставке |
Государственная пошлина | |||
С 1 октября 2018 г. | Появилась новая госпошлина | За получение федеральных марок с двухмерным штрихкодом для маркировки алкоголя госпошлина составляет 0.16 р. за одну марку | — |
С 1 октября 2018 г. | Уточнен порядок внесения пошлины при госрегистрации фирм и предпринимателей | Теперь не нужно платить пошлину при повторной подаче документов на госрегистрацию, если при первичной подаче бумаг их комплект оказался неполным или обнаружены ошибки в документах | Если при первичной подаче документов на госрегистрацию их комплект был неполным или обнаруживались ошибки в документах, то при повторной подаче документов на госрегистрацию пошлину платили снова |
Налоговый контроль | |||
С 1 октября 2018 г. | Размещены новые открытые сведения о налогоплательщиках на сайте ФНС | Теперь размещены сведения о:
|
С 1 августа были размещены сведения о:
|
Документооборот | |||
С 1 октября 2018 г. | Упрощен порядок подачи заявления на установку рекламного щита или иной конструкции и на ее использование | Теперь через портал государственных услуг можно подать:
Все документы можно податьв бумажной или в электронной форме |
— |
Изменения в налоговом законодательстве по проверкам контрагентов
Опасно заключать договор с контрагентом, если он ведет себя недобросовестно с точки зрения налогового законодательства. Налоговые риски могут свести на нет все выгоды от заключения контракта. Поэтому подробная и тщательная проверка контрагентов давно вошла в повседневную практику. С 1 октября 2018 года станет проще проверить контрагента через Интернет и собрать о нем всю информацию.
С 1 августа 2018 ФНС запустила новый сервис «Прозрачный бизнес», предназначенный для бесплатной через интернет юрлиц и ИП. Какую информацию можно получить на сайте ФНС, читайте в таблице 2.
Таблица 2. Изменения в налоговом законодательстве по проверкам контрагентов
Дата | Какие сведения станут доступны |
1 августа 2018 г. |
|
1 октября 2018 г. |
|
1 декабря 2018 г. |
|
1 декабря 2019 г. |
|
Источник: https://www.buhsoft.ru/article/1439-izmeneniya-nalogovom-zakonodatelstve-oktyabrya
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года
С 2018 года вступят в силу изменения в валютном законодательстве. Некоторые изменения направлены на упрощение жизни участников внешнеэкономической деятельности, а некоторые – на ужесточение их ответственности. Читайте в статье, какие изменения в валютном законодательстве с 2018 года учитывать в работе импортеров и экспортеров.
Какие документы вносят изменения в валютные операции с 2018 года
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года утверждены следующими документами, которые приняты прошлом году:
Обратите внимание на Главные налоговые изменения 2018 года с подсказками от ФНС и Минфина. Подробности читайте в журнале «Российский налоговый курьер».
- Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У,
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»,
- Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
- Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».
Перечисленные документы вводят новый порядок предоставления в банк документов участниками внешнеэкономической деятельности. Их действие распространяется на:
- Юридических лиц – резидентов России (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка),
- Юридических лиц, не являющихся резидентами РФ,
- Индивидуальных предпринимателей,
- Лиц, занимающихся частной практикой.
Посмотрим, в чем заключаются нововведения в валютном законодательстве.
Отмена паспорта сделки
Изменения в валютном законодательстве с 01.01.2018г. упростили порядок документооборота между банком и резидентом. Главным новшеством стала отмена обязанности оформлять паспорт сделки. Вместо него банки будут ставить на учет внешнеторговые контракты.
Регистрация внешнеэкономического контракта
Порядок регистрации контрактов банк разрабатывает и утверждает самостоятельно. Уникальный номер контракта банк вносит в базу «Банк – ФНС».
Для постановки контракта на учет предоставьте в банк:
- Реквизиты участников внешнеэкономической сделки,
- Сведения о контракте:
- Вид контракта,
- Дата и номер,
- Валюта договора,
- Сумма взаиморасчетов,
- Дата завершения обязательств по договору.
Для резидентов – экспортеров действует ускоренный порядок. Их контракты банки будут ставить на учет не позднее следующего рабочего дня.
Регистрировать будут не все контракты
Законодательством установлены денежные лимиты, ниже которых контракт не регистрировать не нужно:
- 3 млн.руб. – для договоров импорта,
- 6 млн.руб. – для экспортных договоров.
Снятие контракта с учета
Банки снимают контракт с учета по заявлению организации после завершения всех обязательств. К этому моменту резидент обязан предоставить в банк все документы, необходимые для валютного контроля.
Положения переходного периода
Что делать с паспортами сделок, которые на начало 2018 года были уже оформлены или были поданы документы на оформление паспорта? Смотрите в таблице, как поступать на рубеже 2017 – 2018гг.
Паспорт полностью оформлен | Банк автоматически закроет паспорт сделки и перенесет данные в реестр действующих контрактов |
Паспорт еще не оформлен, документы собраны, в банк не сданы | Документы на оформление паспорта сделки не сдавайте, подайте документы на регистрацию внешнеэкономического контракта |
Паспорт еще не оформлен, документы для паспорта подготовлены, сданы в банк на проверку | Банк поставит контракт на учет на основании полученных документов. Собирать документы повторно не придется |
Отмена справок о валютных операциях
Следующее изменение в валютном законодательстве, которое вступает в силу с 2018 года, — банки не будут требовать справки о валютных операциях. Однако обязанность предоставлять другие документы, необходимые для валютного контроля, сохранена.
Участники валютного договора обязаны предоставить документы в банк в течение 15 дней с момента зачисления валюты. Исключение составляют договоры на сумму менее 200 тысяч рублей, по ним предоставлять документы не требуется.
Если сумма валюты в рублях превышает 200 тыс.руб., то вместо справки о валютных операциях организации (резиденты и нерезиденты) предоставляют в банк информацию о виде кода операции. Форма документа утверждена в Приложении 1 к Инструкции Банка России.
Банки будут чаще отказывать в проведении валютных операций
Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 года не только упростили работу резидентов, расширяется перечень оснований, по которым банки смогут оказать в проведении валютной операции.
В 2018 году банки могут отказать по двум причинам:
- Непредоставление запрошенных документов или предоставление недостоверных документов,
- Подозрение, что операция совершается с целью легализации преступных доходов или с целью финансирования террористов.
Эти причины не изменились с 2017 года. С 14 мая 2018 года добавятся новые основания для отказа:
Источник: https://www.RNK.ru/article/215788-izmeneniya-valyutnom-zakonodatelstve-2018
Изменения в валютном законодательстве
С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.
О нормативных актах валютного регулирования в России
Валютное регулирование является законодательной формой осуществления валютной политики государства.
Валютная политика в России направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля.
К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения ; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; .
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации[1].
Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов[2].
На основании Закона № 173-ФЗ Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений, а именно: правила представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления документов по валютным операциям, а также порядок учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Таким документом являлась Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция 138-И).
Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20180228111807-izmeneniya-v-valyutnom-zakonodatelstve
Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году
07.01.2018
С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки.
Валютные операции находятся под контролем государства.
Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.
Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля.
Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].
31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее.
Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов.
На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.
Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям.
Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше.
Также возрастет минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.
Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И
i. Учет контракта вместо паспорта сделки
Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами.
Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается.
Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей.
Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.
ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет
Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января.
Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки.
Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.
iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей
Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось.
С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций.
В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.
iv. Отмена справок о валютных операциях
Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.
v. Иные изменения
Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.
Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее — закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).
Последствия вступления в силу новой Инструкции
Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:
- уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
- вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
- повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
- уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
- увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.
Переходные положения
Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.
Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.
Валютный контроль: ужесточение требований
Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И — не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [4] поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.
Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.
Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным
Предыдущая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств.
Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК.
Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались [5].
Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.
Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций
Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.
Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства.
Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.
При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.
Ужесточение ответственности за валютные правонарушения
Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей.
Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».
Последствия принятия поправок
Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства.
Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых.
Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.
На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств.
Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика.
Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.
В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.
Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.
Изменения в сфере валютного регулирования: резюме
Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.
В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно.
С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками.
Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции.
Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.
Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.
[1] Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» https://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408
Источник: https://taxhouse.ru/articles/changes-2018-otmena-pasport-sdelki/