Какие особенности у аудиторского финансового контроля? — все о налогах

Аудиторский финансовый контроль: формы и виды :

Аудиторский финансовый контроль – не что иное, как вневедомственный контроль независимого характера, который осуществляется как предпринимательская деятельность. Необходимо дополнить, что последняя именуется аудиторской.

Каково значение представленной категории на сегодняшний день? Какое место занимает аудиторский контроль в системе финансового контроля? Почему? В данной статье подробным образом рассмотрены эти и другие не менее занимательные вопросы.

Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле

Сегодня под аудиторским финансовым контролем необходимо понимать независимый контроль вневедомственной направленности, который осуществляется как аудиторская предпринимательская деятельность.

Подобный вид контроля наделен немаловажным значением в условиях распространения и развития рыночного типа экономики. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает то, что сегодня есть возможность сочетать интересы экономических субъектов и государства.

Кроме того, подобное сочетание подразумевает исключение затрат в плане денежных средств из бюджета на осуществление контрольной деятельности.

В процессе становления и развития российского аудиторского контроля в сфере финансов весьма ярко отразился опыт наиболее развитых иностранных государств. Именно там все виды аудиторского финансового контроля имеют широкое распространение.

Важно отметить, что урегулирование порядка организации и реализации аудиторского контроля в области финансов осуществляется посредством Федерального законодательного акта «Об аудиторской деятельности».

В соответствии со статьей первой данного закона под аудитом или аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с независимой проверкой бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности и бухгалтерии, как масштабных структур, так и индивидуальных предпринимателей.

Понятие аудиторского финансового контроля предполагает, что под аудируемыми лицами в данном случае необходимо рассматривать индивидуальных предпринимателей и предприятия различных уровней.

Цель и результат

Какова же цель осуществления изучаемой процедуры? Рассмотрев аудиторский финансовый контроль кратко, можно сделать вывод о том, что основной целью аудиторских проверок стратегической направленности является не что иное, как выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности аудируемой структуры как многочисленной категории. Помимо этого, посредством проведения аудита определяется соответствие порядка ведения бухгалтерии российскому законодательству.

Результатом же аудиторской деятельности следует рассматривать аудиторское заключение. Так, независимый финансовый контроль, аудит, аудиторское заключение (РБ, например) – категории, тесно связанные между собой.

Необходимо отметить, что под последней необходимо понимать документ официального характера, сформированный по федеральным правилам, именуемым стандартами, и включающий в себя мнение индивидуального предпринимателя данной сферы или же аудиторской организации, выраженное в установленной законодательством соответствующей страны форме, по поводу достоверности бухгалтерской (другими словами, финансовой) отчетности аудируемого предприятия или же индивидуального предпринимателя, а также соответствия порядка ведения ее (его) бухгалтерии определенным законодательный актам.

В представленном выше Законе есть упоминание о том, что аудиторская проверка не может служить заменой государственному контролю в плане достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности, который осуществляется строго по российскому законодательству посредством усилий уполномоченных органов власти (пункт четвертый статьи первой Закона «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный характер аудита

Сегодня аудиторский финансовый контроль используется государством при условии предписания его обязательности в определенных случаях, указанных в законодательстве (статья седьмая рассмотренного выше Закона).

Данное положение относится в первую очередь к страховым и кредитным организациям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям, фондам внебюджетных средств и так далее. Необходимо отметить, что правовые основы аудиторского финансового контроля во многом наделены публичным характером.

Так, посредством юридических норм предписываются государственно-властные правила (иными словами, стандарты) аудиторской деятельности в общем, а также выявляется организация, порядок ее реализации и контроля.

Вместе с тем характеризующее аудиторский контроль финансовое право предполагает независимость соответствующих организаций и отдельных аудиторов, а также самостоятельность подписания аудируемыми лицами договоров по поводу оказания аудиторских услуг.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели данной сферы и аудиторские организации в соответствии с законодательством не имеют права продвигать какую-либо иную предпринимательскую деятельность, помимо организации и проведения аудиторских проверок, а также сопутствующих данному делу услуг. Для того чтобы гарантировать качество аудиторской деятельности, сегодня практикуется установка аттестации обязательного характера лиц, которые желают осуществлять рассматриваемую в статье деятельность. Помимо этого, в особенности аудиторского финансового контроля входит обязательное наличие у индивидуального аудитора или аудиторской структуры лицензионного разрешения (лицензии) на его проведение. Кстати, сегодня реализовывать проверки в отношении качества деятельности аудиторских структур или же индивидуальных аудиторов имеет право уполномоченный на это федеральный орган власти.

Ответственность и дополнительные нюансы

Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей (такие, как выяснилось, именуются индивидуальными аудиторами), аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Ниже перечислены ключевые функции уполномоченного федерального органа власти (Минфина России) по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • Формирование нормативные актов правового характера, которые регулируют аудиторскую деятельность.
  • Представление в целях утверждения Правительству России федеральных стандартов (правил), которые затрагивают аудиторский финансовый контроль.
  • Организация системы, а также проведение аттестации.
  • Лицензирование (выдача лицензионных разрешений) аудиторской деятельности.
  • Организация надзирательской системы в отношении соблюдения лицензионных стандартов, регламентирующих независимый аудиторский финансовый контроль.
  • Контроль в плане соблюдения индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов (правил) в отношении аудиторской деятельности.
  • Ведение реестров государства, в которые включены аттестованные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
  • Аккредитация аудиторских объединений, ведущих профессиональную деятельность, продвигающую независимый аудиторский финансовый контроль.

Классификация аудиторского финансового контроля

Сегодня классификация в отношении аудиторского контроля в сфере финансов имеет весьма разветвленную сеть. Именно поэтому все виды аудиторского финансового контроля классифицируются в соответствии со следующими признаками:

  • Стадия развития.
  • Характер заказа.
  • Периодичность проведения.
  • Сфера деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Исполнители.

Так, по ступени развития принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Подтверждающий аудиторский контроль состоит, главным образом, в проверке и последующем подтверждении достоверности документации и бухгалтерской отчетности.
  • Системно-ориентированный финансовый контроль предназначен в первую очередь для ознакомления с системой внутреннего контроля структуры. Так, данный вид является элементом аудиторской проверки по внутреннему финансовому контролю.
  • Аудиторская проверка, основанная на риске. Данная ситуация имеет место, когда все силы аудита направляются на сферы с возможной высокой степенью риска. Необходимо дополнить, что столь интересный вариант существенно упрощает произведение аудиторской проверки в остальных областях.

Периодичность проведения и характер заказа

В соответствии с периодичностью проведения принято выделять следующие виды аудиторского контроля:

  • Первоначальный финансовый аудит всегда осуществляется в той или иной организации впервые.
  • Согласованный финансовый аудит проводится в организации повторным образом. Важно дополнить, что он наделяется перед первой разновидностью рядом преимуществ. К ним относится существенное снижение рисков структуры, постоянное улучшение трудовой деятельности на предприятии и так далее.

Разновидности финансового аудита в соответствии с характером заказа:

  • Обязательной аудиторский контроль в сфере финансов – не что иное, как ежегодная поверка обязательного характера, проводимая усилиями индивидуального аудитора или аудиторской организации по поводу ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского учета структуры или же индивидуального предпринимателя. Необходимо дополнить, что произведение обязательного аудита осуществляется в соответствии с требованиями актуального российского законодательства.
  • Инициативный аудиторский контроль в сфере финансов – это проверка, осуществляемая по инициативе руководства предприятия.
  • Налоговый аудиторский контроль – не что иное, как аудиторская проверка структуры, направленная на определение степени правильности ведения учета предприятия в сфере налогов. Помимо этого, в процессе данной проверки учитывается минимизация рисков, связанных с налогообложением.

Сфера деятельности

В соответствии со сферой деятельности принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Общая аудиторская проверка подразумевает утверждение бухгалтерской отчетности за год в отношении торговых, производственных и сервисных структур.
  • Страховая аудиторская проверка предполагает проверку достоверности отражения деятельности страховой структуры, носящей финансово-хозяйственный характер.
  • Инвестиционная аудиторская проверка – проверка достоверности финансовой отчетности, а также расходования денежных средств на определенные цели; проверка целесообразности решений по поводу вложений инвестиций.
  • Банковская аудиторская проверка – аудиторская проверка в плане деятельности банков и иных кредитных учреждения, носящая финансово-хозяйственный характер.

Классификация в зависимости от исполнителей

Виды аудиторских поверок финансового плана в зависимости от исполнителей классифицируются следующим образом:

  • Под внешней аудиторской проверкой в финансовой сфере следует понимать независимую проверку и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторой организации аудиторской структурой или же индивидуальным аудитором для того, чтобы определить ее достоверность, полноту, а также соответствие действующему российскому законодательству. Помимо этого, в число обязанностей произведения внешнего аудита включается консультирование в соответствии с различными вопросами. Последние, как правило, носят финансовый, налоговый или организационный характер.
  • Под внутренней аудиторской проверкой финансового плана необходимо понимать аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности структуры ее специально назначенным работником для определения достоверности и полноты документации, а также выявления в ней ошибок.

Все приведенные выше разновидности и направления аудиторских проверок предназначены для нахождения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности структуры.

Так, их своевременное исправление позволяет, как избежать штрафов, так и улучшить работу компании в целом.

Именно поэтому к определению аудиторской организации или индивидуального аудитора следует относиться с большой степенью ответственности.

Формы аудиторского финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать метод конкретной организации и выражения контрольных операций. Помимо этого, в литературе формы финансового контроля нередко рассматриваются как отдельные стороны проявления его сущности. Главным образом, это зависит от времени осуществления мероприятий контрольного плана.

Теория и практика финансово-правового характера выделяют в традиционном аспекте следующие формы, относящиеся к финансовому контролю: предварительный, текущий, последующий. Тем не менее, несколько отечественных ученых предпочитают не выделять вторую из представленных форм как самостоятельную категорию.

Они аргументируют столь нелогичную позицию тем, что предварительный и последующий контроль, так или иначе, осуществляется в процессе текущей деятельности объектов контроля и в полной мере выражает содержание оперативной работы в отношении соответствующих органов, носящей текущий характер.

Так, под текущим контролем необходимо рассматривать проводимый повседневным образом последующий или предварительный контроль в финансовой сфере.

Подробнее

Проведение предварительного финансового контроля уместно до осуществления операций финансового плана, то есть в процессе обсуждения и последующего утверждения «законодательных» решений, относящихся к финансовым вопросам; оценки разделов бизнес-планов, носящих финансовый характер; прогнозирования налоговых поступлений в государственные бюджеты и так далее. Необходимо отметить, что особо важным значением предварительный контроль наделяется в процессе оценки правовых, политических и экономических последствий, относящихся к законопроектам финансового плана; введения в действие принципиально новых норм финансово-правового характера, которые, так или иначе, регулируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Важно дополнить, что предварительное осуществление муниципальными образованиями или государством собственных контрольных функций наделено большим значением в плане предупреждения правонарушений. Кроме того, оно способствует существенному укреплению дисциплины финансов.

Читайте также:  Минтруд подкорректирует форму справки о зарплате, которая необходима для расчета пособий - все о налогах

Проведение текущего финансового контроля уместно во время реализации некоторых операций финансового плана. Среди них такие категории, как уплата налогов, финансирование расходов государства, межбюджетное кредитование, исполнение бюджетов и так далее.

Осуществление последующего финансового контроля имеет место лишь после завершения операций финансовой природы посредством ревизии и анализа финансовых и бухгалтерских документов, проведения внешней аудиторской проверки в отношении отчетов по поводу исполнения бюджетов, отраслевых программ, государственных фондов внебюджетной направленности, а также смет муниципальных (государственных) унитарных структур. Кстати, ключевой целью последующий финансовый контроль содержит оценку результативности финансовой деятельности, а также эффективности осуществляемых операций.

Источник: https://BusinessMan.ru/auditorskiy-finansovyiy-kontrol-formyi-i-vidyi.html

Аудит как вид финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

1)ревизия;

2)оценка документации;

3)анализ финансового планирования;

4)изучение отчетности;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Источник: https://hi-audit.ru/publikatsii/3-stati/134-audit-kak-vid-finansovogo-kontrolya/

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не «специалистами» широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности. При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Источник: https://www.justicemaker.ru/view-article.php?art=1093&id=23

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией.

Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность.

С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи.

Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства. Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита.

Существуют два основных отличия аудита внутреннего от внешнего.

Первое, внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность компании.

Внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений — производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д.

Второе, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам клиентов компании в широком понимании этого термина — поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам. Внутренний аудит служит, в первую очередь, интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.

Чем отличается аудит от внутреннего контроля

Не каждый может назвать разницу между аудитом и внутренним контролем, зачастую воспринимая их как близкие по смыслу понятия или полные синонимы.

Однако эти экономические термины несут в себе разное значение и подразумевают разные задачи, имея при этом общую цель – осуществление контроля за финансами индивидуального предпринимателя, предприятия или организации.

Общие черты и смысловые различия Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии.


Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.

Внутренний финансовый контроль и аудит (бычков с.с.)

  1. Отслеживание эффективности и целесообразности расходования средств (заемных, собственных и привлеченных).
  2. Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
  3. Контроль за финансовым состоянием предприятия.

  4. Финансовая оценка результатов вложения средств.

Таким образом, согласно описанным задачам, аудит выполняет роль конечной проверки отчетности, тогда как внутренний контроль – предварительной проверки данных по всем расходам, предшествующей аудиту.

Оба процесса дополняют друг друга, позволяя полностью увидеть картину финансового состояния предприятия в конечном итоге.

Читайте также:  Когда применение 10%-ной ставки ндс по лекарствам невозможно - все о налогах

Выполнение проверки Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.

Внутренний контроль и аудит

Службы внутреннего контроля постоянно: 1) следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств; 2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств; 3) следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств; 4) проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; 5) дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; 6) контролируют финансовое состояние предприятия. Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности.

Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля

Задачами внутреннего финансового контроля являются:- устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;- управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;- своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;- обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.

Отличия аудита от внутреннего контроля

Внутренний аудит — принятая хозяйствующим субъектом в интересах его участников (учредителей) и регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и получения иной информации (в том числе за рациональностью ее формирования), выполнением принятых в организации программ и планов, соответствием их поставленным целям и эффективности, сохранностью активов, соблюдением законодательства при осуществлении операций. Функции контроля выполняют назначаемые в порядке, установленном в зависимости от организационно — правовой формы юридического лица, ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Останавливаясь вкратце на российской модели внутреннего аудита, следует отметить, что она далека от западного варианта и состоит из двух основных направлений.

Первое — это ревизия, которая фокусируется на проверке сохранности и эффективном использовании активов, выявлении и ликвидации задолженностей и недостач.

Второе — это собственно внутренний аудит, имеющий целью обеспечить достоверность бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизировать налогообложение и способствовать сохранности активов компании.

В этом случае внутренний аудит фактически выполняет функцию внешнего аудита и во многом его дублирует, тем самым снижая свою эффективность. Однако, как показывает пример некоторых российских компаний, происходит осмысление западной практики внутреннего аудита и сближение российского и западного понимания целей и методов внутреннего аудита.

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего финансового аудита

Группы аудиторов иногда проводят повторные проверки, чтобы выяснить, привели ли эти системные изменения к улучшению контроля.

[12] Служба внутреннего аудита или внутренний аудитор проводит рабочие проверки, которые могут касаться любой сферы деятельности.

Их цель — оценка результативности и эффективности работы в данной области, а также выработка рекомендаций по усовершенствованию процедур.

Источник: https://1privilege.ru/chem-otlichaetsya-vnutrennij-finansovyj-kontrol-ot-vnutrennego-audita/

Независимый финансовый контроль аудит , его понятие (стр. 1 из 4)

1.Независимый финансовый контроль (аудит).

Независимый финансовый контроль является формой негосударственного финансового контроля.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Согласно главе 1 п.3 ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Целью аудита является выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основные задачи аудиторского контроля:

– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

– проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как обязательный, инициативный, внешний и внутренний аудит.

1.1 Внешний аудит.

Внешний аудит направлен:

– на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

– контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов и собственного капитала;

– проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Внешний аудит может решать следующие задачи:

– по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

– планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

– анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов.

Внешний аудит проводится на платной основе.

1.2 Внутренний аудит.

Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией.

Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета.

Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать задачи по:

– проверке правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверке наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертизе бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии техники ведения бухгалтерского учета;

– экспертизе достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

– разработке и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– консультированию учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права; анализу хозяйственной деятельности и другие проблемы.

1.3 Обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованный в определенной организационно-правовой форме).

Целью обязательного аудита является проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит. Согласно ст.5 «Обязательный аудит» ФЗ РФ №307 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Читайте также:  Порядок и образец заполнения формы № 1-турфирма (нюансы) - все о налогах

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

1.4 Инициативный (добровольный) аудит.

Проведение инициативного аудита чаще всего бывает связано с необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.).

Многие кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть.

Руководители организаций прибегают к инициативному аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств.

Инициативный аудит дает возможность застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, проконтролировать эффективность работы бухгалтерии, а также подтвердить достоверность и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Источник: https://MirZnanii.com/a/241119/nezavisimyy-finansovyy-kontrol-audit-ego-ponyatie

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) — этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение.

Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др.

Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля.

Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений

Источник: https://psyera.ru/auditorskiy-finansovyy-kontrol_7873.htm

1.5Специфика аудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Основные функции государственного финансового контроля включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др. [8, 53].

В отличии от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся отработкой и использованием бухгалтерской информации.

Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок [22, 149].

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера [19, 214].

Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом: направленность деятельности в аудите: 1) оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2) аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия — административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3)в аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии — вертикальные, в порядке назначения.

4)задачи аудита — способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений. 5)в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6) результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания [17, 134].

Рассмотрим отличие аудита от проверок государственной налоговой инспекции по определенным признакам:

— по цели проведения: аудитор делает заключение относительно достоверности проверенной информации, направленное на уменьшение риска клиента и пользователей публичной отчетности. Налоговый инспектор делает проверку полноты и своевременности начисления и уплаты налогов, выполняет фискальную функцию государства;

— по практический задачам: аудит направлен на выявление имеющихся нарушений и ошибок, указывает пути их устранения, тем самым помогает клиенту избежать штрафов за неуплату платежей, предотвращает ухудшение финансового состояния клиента. Налоговый инспектор свои усилия направляет на взыскание неуплаченных налогов, пени за их просрочку и наложение штрафов, чем значительно ухудшает финансовое состояние предприятия;

— по характеру отношений: аудитор действует на основании гражданского договора, отношения между аудитором (аудиторской фирмой) носят горизонтальный характер, базируются на независимости, доброжелательности, равноправии и подотчетности аудитора перед клиентом; налоговая проверка — это исполнительная деятельность; налоговый инспектор, выполняя волю государства, осуществляет проверку, при которой отношения между клиентом и инспектором характеризуются вертикальными связями, которым не присущи доброжелательность и равенство сторон в отношениях;

— по затратам: услуги аудита оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг в валовые затраты и себестоимость продукции; оплата налоговой проверки осуществляется государственными органами за счет бюджета;

— по ответственности: аудитор несет ответственность перед клиентом и третьими лицами по нормам гражданского нрава, налоговый инспектор несет ответственность по нормам трудового права;

— по результатам: аудитор выдает заключение относительно аудированой информации и отчет о проведенной работе, в котором подтверждает достоверность аудированой информации, дает рекомендации клиенту относительно исправления ошибок, сохраняет в тайне информацию; инспектор составляет акт, где указывает выявленные нарушения относительно начисления и уплаты налогов, точно исчисляет сумму недоплаченных налогов, суммы пени и штрафов, информирует налоговый орган, который назначил проверку, принимает меры относительно взыскания неуплаченных налогов и наложенных взысканий. На практике такие расхождения в деятельности аудиторов и налоговых инспекторов часто приводят к развитию антагонизма между людьми этих профессий [22, 158].

Источник: https://buh.bobrodobro.ru/36617

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]