Каковы сущность и структура страховых взносов? — все о налогах

Понятие и особенности структуры страховых взносов

Структура страховых взносов остается довольно устойчивой на протяжении нескольких последних лет.

К плательщикам взносов по различным видам обязательного страхования относятся как субъекты предпринимательства, имеющие наемных работников и выступающие налоговыми агентами, так и частные предприниматели, действующие самостоятельно. В представленной публикации мы детально разберем сущность и структуру страховых взносов.

Сущность страховых взносов

Структура взносов на обязательное социальное страхование

Некоторые правила исчисления взносов

Сущность страховых взносов

В целях восполнения ресурсов государства, направляемых на исполнение им своих социальных обязательств, компании уплачивают за своих наемных работников взносы по обязательному страхованию.

За счет этих средств формируются пенсионные начисления граждан, проводятся выплаты, связанные с беременностью и родами, временной нетрудоспособностью или с утратой трудоспособности на постоянной основе.

Для каждой категории перечисленных расходов государством сформированы отдельные фонды. В частности, для выплаты больничных используются средства ФСС. Для того чтобы на регулярной основе обеспечивать пенсионные перечисления гражданам, создан Пенсионный фонд.

Любые выплаты в пользу гражданина, как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору, формируют базу для исчисления взносов и их уплаты. Если фирма не будет этого делать, ей грозит наказание в виде штрафных санкций.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Состав сумм, не являющихся объектом обложения, довольно скуден. Под обложение в ряде ситуаций подпадают даже выплаты лицам, не являющимся резидентами.

Объем уплачиваемых взносов различается в зависимости от отраслевой специфики работы их плательщика, а также от наличия различных факторов, например рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

При этом если направление бизнеса (например, сельское хозяйство) в некоторых случаях может существенно снизить размеры уплачиваемых взносов, то наличие большого количества вредных производственных факторов, напротив, увеличит расходы фирмы.

Структура взносов на обязательное социальное страхование

В предыдущем пункте была рассмотрена сущность страховых взносов, в то же время другой характеристикой, позволяющей лучше разобраться в них, выступает их структура. На данный момент перечень платежей, уплачиваемых на обязательное соцстрахование, включает в себя:

  • Взносы на пенсионное страхование — 22%, если они исчисляются с суммы менее установленного лимита выплат для работника за год, при превышении лимита ставка снижается до 10%;
  • Взносы на страхование в связи с нетрудоспособностью и материнством — 2,9% с выплат гражданина, однако они также взимаются до тех пор, пока указанные выплаты не достигнут утвержденной предельной величины. С суммы превышения данные взносы не уплачиваются.
  • Взносы на финансирование обязательного медицинского страхования — 5,1%.
  • Взносы на страхование от несчастных случаев, в зависимости от специфики деятельности тариф может составлять от 0,2 до 8,5%.

Следует помнить, что подобная структура сохранится до 2019 года, а начиная с 2020 года объемы отчислений возрастут.

Контроль за исчислением и уплатой взносов с 2017 года передан в ведение ФНС. Одновременно с этим с 2017 года в НК РФ введена новая глава, регулирующая все вопросы, связанные с расчетом и уплатой взносов.

Организация должна делать расчет взносов в момент начисления гражданину сумм заработной платы и других вознаграждений, а уплачивать ежемесячно. Отчетность в инспекцию должна сдаваться ежеквартально. Компании, имеющие среднесписочную численность более 25 единиц, обязаны сдавать ее в электронном виде, если данный показатель ниже — можно использовать бумажный носитель.

Порядок расчета платежей в фонды лучше всего проиллюстрировать на примере.

Сотруднику по завершении месяца будет начислена заработная плата 43 000 руб. По страхованию от несчастных случаев в организации действует тариф 0,4%. Суммы взносов, полагающиеся к уплате, будут распределены следующим образом:

  • на пенсионное страхование — 9460 руб. (43 000 × 22%);
  • на социальное страхование, связанное с временной нетрудоспособностью и материнством, — 1247 руб. (43 000 × 2,9%);
  • на медицинское страхование — 2 193 руб. (43 000 × 5,1%);
  • отчисления в связи с возможными несчастными случаями — 172 руб. (43 000 × 0,4%).

Некоторые правила исчисления взносов

Выплаты, с которых производятся отчисления на формирование пенсионного фонда, а также на случаи временной нетрудоспособности и материнства, имеют ограничение в части их применения в расчетах. Если в 2017 году сотруднику начислят более 876 000 руб., то с суммы превышения этого уровня компания должна будет уплатить только 10% в пенсионный фонд.

Для страхования от временной нетрудоспособности и в связи с материнством лимит ниже и в 2017 году составляет 755 000 руб., однако с суммы превышения компания уже ничего не уплачивает. Помимо этого, размер указанных взносов может быть снижен на суммы выплаченных больничных и декретных.

Вознаграждения, осуществляемые по гражданско-правовым договорам самозанятым лицам (юристы, нотариусы), не должны облагаться взносами. Указанные субъекты должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать их.

***

С 2017 года порядок формирования базы обложения и уплаты страховых взносов регулируется нормами НК РФ. Администрирование в части социального страхования передано в ведение налоговой службы.

На текущий момент состав и ставки взносов остались прежними, однако данная ситуация будет иметь место до 2019 года включительно.

Впоследствии размер нагрузки на работодателей по страховым взносам несколько возрастет.

Источник: https://buhnk.ru/strahovye-vznosy/ponyatie-i-osobennosti-struktury-strahovyh-vznosov/

2.1 Функции и роль страховых взносов в формировании доходной части бюджетов

Страховые взносы — это обязательные платежи, которые поступают от работодателей в интересах их работников, фиксируются в системе персонифицированного учета и образуют пенсионный капитал.

Страховые взносы не являются налогами. Они используются на обеспечение пенсий, пособий, бесплатной медицинской помощи.

Существуют следующие страховые взносы:

· в Пенсионный Фонд (ПФ), на обеспечение пенсий,

· в Фонд социального страхования (ФСС), на обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам, выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов носит обязательный характер для всех предприятий не зависимо от режима налогообложения, количества работников, вида деятельности.

Платежи должны производиться ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Доходы, с которых не уплачиваются пенсионные взносы, перечислены в статье 9 закона № 212 — ФЗ. Рассмотрим эту статью Закона подробнее по видам выплат:

Государственные пособия (пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

· пособия по безработице;

· пособия по временной нетрудоспособности;

· по уходу за ребенком и по беременности и родам;

Компенсации (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

От обложения взносами освобождены компенсации, связанные, например:

· с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

· с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

· с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

· с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Материальная помощь (пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

Не зависимо от размера материальной помощи:

· материальная помощь оказана физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

· выплата произведена работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Как следует из статьи 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются супруги, родители и дети (в том числе усыновленные).

В зависимости от размера материальной помощи:

· материальная помощь не более 50 000 руб. на каждого ребенка, если она оказана работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения) ребенка.

· материальная помощь, оказанная работодателем своим работникам, не превышающих 4000 руб. в год на одного работника. (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ) Страховые платежи (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

· платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

· пенсионные взносы плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

· платежи (взносы) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=el8rwFKdMW4

Оплата обучения (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· суммы платы за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку.

Выплаты в пользу иностранцев (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· выплаты начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

Все выплаты, которые не перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ облагаются страховыми взносами по ставкам, установленным Законодательством РФ.

Источник: https://fin.bobrodobro.ru/75571

Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

(Шафигуллин Э. Н.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 1) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ<\p>

Э. Н. ШАФИГУЛЛИН

——————————— Shafigullin E'.N. Legal nature of insurance contributions on obligatory pension insurance.

Шафигуллин Эдуард Николаевич, аспирант, преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права Бугульминского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань).

Работа посвящена исследованию правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование через сравнение их с налоговыми, неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями. Автором предлагается новое определение страхового взноса на обязательное пенсионное страхование и внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.

Читайте также:  Внимание! завершается кампания по приему 3-ндфл - все о налогах

Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, пенсионное страхование, страховые взносы, налоги, единый социальный налог.

The present article is devoted research of the legal nature of insurance payments on obligatory pension insurance through their comparison with tax, not tax incomes and gratuitous receipts. On the basis of it the author new definition of an insurance payment on obligatory pension insurance and modification of corresponding regulatory legal acts is offered.

Key words: the Pension fund of the Russian Federation, pension insurance, insurance payments, taxes, the uniform social tax.

Правовая природа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ может быть выявлена в сравнении с налоговыми и неналоговыми доходами.

Являются ли страховые взносы налогами? Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. ——————————— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. от 16 октября 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832; 2010. N 42. Ст. 5294.

Согласно ст.

8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. ——————————— Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. от 29 ноября 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; 2010. N 49. Ст. 6420.

Исходя из вышеприведенных определений, налог и страховой взнос имеют общие признаки. Во-первых, налог и страховой взнос — обязательные платежи. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Уплата налогов является важнейшей конституционной обязанностью каждого гражданина. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности .

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона . ——————————— Крохина Ю. А. Налоговое право России: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 30; Галкин А. В.

Некоторые правовые аспекты механизма взыскания налоговой задолженности // Финансовое право. 2009. N 3. С. 8. См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г.

N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 г.

N 190-О «По жалобе ТОО «Агроинвест-КБМ» на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999.

N 2; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 126-О «По запросу Подольского городского суда Московской области о проверке конституционности части второй статьи 31 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (текст Определения официально опубликован не был) // СПС «Гарант», версия от 7 ноября 2009 г.

Отношения в сфере обязательного социального страхования также строятся на началах обязательности и лишены какой-либо диспозитивности.

Так, страхователь не может отклониться от модели поведения, установленной законом, в частности выбрать страховщика, повлиять на определение страхового случая, размер страховых взносов, порядок их уплаты и т. д. . Плательщики взносов в соответствии с п. 2 ст.

14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Для лиц, названных в качестве плательщиков, не предусмотрена возможность выбора поведения — платить или не платить — в зависимости от ответных действий государства по назначению пенсий застрахованным работникам. ——————————— Карасева М. В. Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 464.

Во-вторых, налог и страховой взнос объединяет возможность принудительного способа изъятия.

Если налогоплательщик или страхователь уклоняются от их уплаты или уплачивают его не в полном объеме, более того — отказываются платить вообще, то сумма налога или страхового взноса взимается государством с налогоплательщика или страхователя принудительно . ——————————— См.

: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г.

N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 года N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 30. Ст. 3800.

В-третьих, изъятие как налога, так и страхового взноса производится на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

Фискальный суверенитет государства применительно к налоговой системе, включающей в себя подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования , реализуется в правах государства самостоятельно и в полном объеме принимать решения по определению доходных источников государства, о взимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, правовые механизмы мер государственного принуждения, обеспечивающие своевременное поступление налогов в казну государства и т. п. независимо от воли плательщиков или иных субъектов права . ——————————— См.: Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. М., 2006. С. 95 — 96; Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. М., 2007. С. 301; Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2008. С. 50; Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М., 2006. С. 111; и др. См.: Орлов М. Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. N 2. С. 18 — 23.

Источник: https://www.center-bereg.ru/b6007.html

Страховые взносы: исторические аспекты и нововведения

УДК 657.2:336.22

08.00.00 Экономические науки

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОВОВВЕДЕНИЯ

Кузнецова Наталья Владимировна канд. экон. наук, доцент ВАК БРШ-код: 6048-6750, АиШогГО: 670453 Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия kuznetsovaNV. [email protected]

Елина Кристина Владимировна студентка 4 учетно-финансового факультета БРШ-код: 5427-8156

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Гусакова Анна Александровна студентка 4 учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

В нашей стране осуществляется система обязательного страхования трудящихся граждан их работодателями. Первые попытки введения ответственности работодателей были предприняты более ста лет назад, с тех пор произошли значительные изменения. Текущая система отчислений в пенсионный, социальный и медицинский страховые фонды существует около тридцати лет, но и с ней постоянно происходят изменения.

С 1990 г. страховые функции были переложены с плеч государственного бюджета на созданные внебюджетные фонды, формируемые за счет отчислений работодателей. Так как данная система не принесла ожидаемых результатов, ее неоднократно реформировали.

С целью легализации выплат заработной платы и привлечения дополнительных отчислений в фонды в 2001 году был введен Единый социальный налог, просуществовавший до 2010 г. Его предназначение состояло в аккумуляции средств с целью реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное страхование, а также медицинскую помощь.

Новый поворот событий в этой области — введение 34 главы НК РФ — и послужил причиной предпринятой авторами попытки систематизации всех изменений, произошедших с платежами во внебюджетные фонды на протяжении 26 лет

Ключевые слова: СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ФОНД МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ТАРИФ

Рок 10.21515/1990-4665-123-056

UDC 657.2:336.22 Economics sciences

INSURANCE PREMIUMS: HISTORICAL ASPECTS AND INNOVATIONS

Kuznetsova Natalya Vladimirovna Cand.Econ.Sci., associate professor RSCI SPIN-code: 6048-6750. AuthorlD: 670453 Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia kuznetsovaNV. [email protected]

Elina Kristina Vladimirovna

4th year student of the Faculty of Accounting

RSCI SPIN-code: 5427-8156

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Gusakova Anna Aleksandrovna

4th year student of the Faculty of Accounting

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

In our country there is a system of compulsory employees' insurance functions. First attempts to establish the responsibility of employers were taken over a hundred years ago, since then there have been significant changes. The current system of contributions to pension, social and health insurance funds has existed for about thirty years, but it constantly changes.

Since 1990, the insurance functions have been shifted from the state budget to established extra-budgetary funds formed at the expense of deductions of employers. Since this system has not brought the expected results, it is repeatedly reformed.

To legalize the payment of salaries and additional contributions the Unified social tax was developed in 2001, which lasted until 2010. Its purpose was to accumulate cash to realize citizens' rights for state pension, social insurance, and medical care. Its establishment did not lead to the increase of pensions and social benefits either.

Читайте также:  Справка о балансовой стоимости активов - образец - все о налогах

Nowadays, after the abolition of the Unified social tax every employer and sole proprietor in Russia has to pay insurance contributions to the Pension Fund, the Social Insurance Fund and the Health Insurance Fund. Throughout the studied period the contribution rates changed, introduced and abolished preferential tariffs.

New turn of events in this sphere, specifically the introduction of Chapter 34 of the tax code, was the cause of attempt to systematize all the changes concerning payments to extra-budgetary funds for the past 26 years

Keywords: INSURANCE PREMIUMS, PENSION FUND, SOCIAL INSURANCE FUND, FUND OF MEDICAL INSURANCE, TARIFF

Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. История обязательного социального страхования рабочих в нашей стране начинается с 1889 г. введением закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих [10].

Разумеется, что первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Только спустя 14 лет — в 1903 г. — был принят общероссийский закон о компенсации вреда работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В настоящее время страховые взносы представляют собой выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования.

Большое значение страховых взносов заключается в том, что они помогают государству осуществлять социальную поддержку и защиту граждан.

Необходимость уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды не только позволяет преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов, но также позволяет разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.

К страховым взносам относят выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.

Наиболее значимую часть отчислений сумм страховых взносов получает Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР). Он гарантирует

каждому работнику, достигшему пенсионного возраста, начисление и выплату трудовой пенсии в размере, соответствующем страховым взносам, учтенным на его персональном счете в ПФР.

Пенсионный фонд РФ был создан в 1990 г. постановлением ВС РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР», что обосновывалось необходимостью реформирования системы социального обслуживания граждан РФ и изменением экономической и политической модели государства [11].

В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Принятый в 1990 году Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» ввел новый для нашего общества принцип финансирования выплаты пенсии — за счет специализированных внебюджетных средств, образующихся из страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и работающих граждан. В стране возникла совершенно иная система государственного пенсионного обеспечения.

В России перестроили принципы финансирования выплаты пенсий: вместо выплат из государственного бюджета по остаточному принципу была предпринята попытка создания пенсионной системы, основанной на выплате пенсии за счет средств пенсионного страхования [11].

Однако данная модель имела ряд существенных недостатков: отсутствовала связь пенсионных накоплений с суммой заработной платы застрахованного, не было стимулов у работающего населения — для создания пенсионных накоплений, а у работодателей — полной и честной уплаты взносов. Все эти факторы привели к необходимости ввода новой модели пенсионного страхования, что и произошло в 2002 г.

С целью преодоления такой ситуации с 1 января 2002 года в Российской Федерации осуществляется реформа системы пенсионного обеспечения: страховые взносы теперь было необходимо уплачивать в составе еди-

ного социального налога [1, 6].

Реализация реформы началась с радикального изменения всего предшествовавшего законодательства, которое должно было регулировать как формирование пенсионных прав застрахованных лиц (принципы уплаты обязательных пенсионных отчислений от заработка/дохода), так и выполнение государственных пенсионных обязательств (порядок и условия назначения и выплаты пенсий). Перемены коснулись и ставки страхового взноса. В период уплаты единого социального налога — с 2002 по 2010 гг. -тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд были самыми низкими в истории нашей страны и составляли от 8 до 11 %.

Следует отметить, что за ставку тарифа была взята ставка, используемая для всех налогоплательщиков-работодателей, производящих выплаты наемным работникам, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, был выбран показатель для лиц 1967 года рождения и моложе.

Общая градация динамики ставки тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1991 по 2016 гг. представлена на графике (рис. 1).

Максимальным значением тарифов страховых взносов стал тариф, равный 31,2 %. Объясняется это тем, что первый бюджет ПФР формировался в сложных экономических условиях.

Компенсировать неблагоприятное положение предполагалось повышенной ставкой взносов.

Впоследствии она была снижена по причине острого кризиса неплатежей, что в дальнейшем привело к нежизнеспособности пенсионной системы: доходы Пенсионного фонда росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.

После отмены уплаты единого социального налога процентная ставка страховых взносов в Пенсионный фонд резко повысилась и в настоящее время тариф пенсионных взносов составляет 22 %.

Достаточно долго просуществовала система льготных тарифов для сельскохозяйственных организаций [3, 5, 9].

Рисунок 1 — Динамика ставки тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, %

Для достижения сбалансированной и прозрачной пенсионной системы Президентом и Правительством Российской Федерации разработан комплекс мероприятий, применение которых позволит через 10-15 лет создать все необходимые условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка на уровне 40 % при наличии 30-летнего стажа [11].

Действия правительства России в области пенсионного страхования привели к тому, что население России стало активно готовиться к выходу на пенсию уже на протяжении своей трудовой деятельности, для чего люди стали грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом, негосударственными структурами.

На второй позиции по значимости для населения страны являются отчисления в фонд социального страхования.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

В рамках своей деятельности ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2001 г., в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, контроль за поступлением страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжал исполнять ФСС.

Взносы, перечисляемые работодателем в Фонд социального страхования, идут на компенсацию предусмотренных законом страховых случаев: это оплата больничных листов, декретных пособий, единовременной помощи в случае рождения или смерти.

https://www.youtube.com/watch?v=Rh1T7EeJIns

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета [10].

Начиная с 1991 года, ставка страховых взносов была 5,4 % .Ее величина продержалась до 1997 года. Следует заметить, что это была наиболь-

шая ставка страхового взноса. Затем, в 1998-1999 гг. ставка снизилась до 4,9 %. В 2001-2002 годах произошло новое понижение ставки социального страхования на 0,5 % и она снизилась до 4,4 %. Начиная с 2002 года и по настоящее время, ставка платежей по отчислениям в фонд социального страхования составляет 2,9 % (рис. 2).

Рисунок 2 — Динамика ставки тарифа страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, %

Начавшиеся в конце 80-х годов политические и экономические изменения затронули и медицинскую сферу, поэтому помимо пенсионного и социального страхования система внебюджетных фондов обязательного страхования была дополнена фондами обязательного медицинского страхования (в соответствии с принятым в 1993 г. Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании») и Фондом занятости (в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения»).

16 июня 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который закрепил основные принципы функционирования системы обязательного страхования в России. А в январе 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио-

нальных заболеваний». Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования предоставляет всем гражданам страны, независимо от места проживания, возможность получить помощь врачей и необходимые лекарства за счет фонда [10].

Ставка в ФОМС так же, как и ставка в ФСС, не была стабильной на протяжении 25 лет. Ее изменения заметны начиная с 1991-2001 гг., когда процент был равен 3,6. Начиная с 2003 г. и по 2011 г. ставка держалась в размере 3,1 %, а с 2012 г. ставка в ФОМС выросла и в настоящее время со-

Читайте также:  «просроченные» подотчетные суммы облагаются страховыми взносами - все о налогах

Рисунок 3 — Динамика ставки тарифа страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, %

Таким образом, исходя из представленных данных по двум графикам: ФСС РФ и ФОМС РФ можно сделать вывод, что наиболее стабильной была ставка у фонда обязательного медицинского страхования, которая долгие годы была неизменной в отличие от социального страхования. На наш взгляд, это связано со стремлением государства, а также самих граждан поддерживать уровень сохранности здоровья на предприятиях, труд

персонала которых имеет повышенный риск травматизма или профессиональных заболеваний.

Совершенствование системы страховых взносов, регулярное приведение ее в соответствие с уровнем социальных потребностей является значимой задачей экономической политики в Российской Федерации.

Одним из последних таких изменений выступает принятие Федерального Закона от 3 июля 2016 г.

№ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно данному Федеральному Закону с 1 января 2017 года вводится в действие глава 34 НК РФ «Страховые взносы», в результате чего администратором страховых взносов становится Федеральная Налоговая Служба, так же, как это было в период действия единого социального налога [2]. Такое положение неизбежно вызывает стремление сравнить систему, действовавшую с 2002 по 2010 гг. с вводимой в действие системой.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

— не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.

— взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.

— значительно возросла нагрузка на налоговые органы.

— фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovye-vznosy-istoricheskie-aspekty-i-novovvedeniya

Особенности налогообложения страховых организаций (стр. 1 из 11)

Курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»

2008 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1Система налогообложения РФ

1.2 Субъекты налоговых правоотношений

1.3 Налогообложение страховых организаций

Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

2.1. Понятие страховых организаций

2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

Заключение

Список использованных источников

Введение

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека — потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития.

В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов).

В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным.

При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства — один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике.

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков — как страховщиков, так и страхователей.

Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

1.1 Система налогообложения РФ

Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков.

При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности.

Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права — налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.

При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков — как страховщиков, так и страхователей.

Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Функция налогов — проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов — мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

• подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости — равенство и всеобщность;

• налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его — все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

• налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

• налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее — уменьшают доходную часть бюджета.

Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов.

Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

Функция налога — проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

Источник: https://MirZnanii.com/a/235557/osobennosti-nalogooblozheniya-strakhovykh-organizatsiy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]