Ответственность за нарушения в сфере НДФЛ и военного сбора
По тем или иным причинам налогоплательщики допускают нарушения в сфере обложения НДФЛ и военным сбором. Это может быть как несвоевременное перечисление указанных налогов в бюджет, так и ошибки в расчетах. Какая ответственность грозит за это налогоплательщику, рассмотрим в данной консультации.
Общие положения
Вопросы, касающиеся ответственности в сфере уплаты НДФЛ и военного сбора, сходны между собой, ведь согласно пп. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд.
ХХ НК плательщики военного сбора должны исполнять налоговые обязательства по правилам, установленным ст. 176 НК (обеспечение исполнения налоговых обязательств по НДФЛ).
Следовательно, при несоблюдении порядка начисления и/или уплаты военного сбора к налоговому агенту применяется та же ответственность, что и при аналогичных нарушениях по НДФЛ.
За нарушения, допущенные при начислении и уплате НДФЛ и военного сбора, к налогоплательщику (налоговому агенту) могут быть применены следующие виды ответственности:
- финансовая (штраф и пеня);
- административная;
- уголовная.
Рассмотрим подробнее каждый вид ответственности.
Финансовая ответственность
Данный вид ответственности применяется в виде наложения штрафа и/или пени. Размер штрафных санкций при тех или иных правонарушениях для удобства представим в табл. 1.
Таблица 1. Размеры финансовых санкций
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/14457-0
Суть правонарушения | Санкция | Норма НК |
1 | 2 | 3 |
Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения либо ошибки привелик уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств и/или к смене налогоплательщика | Штраф в размере 510 грн., а при повторном правонарушении в течение года – в размере 1 020 грн. | П. 119.2 |
Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физлиц либо об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или с использованием недостоверного регистрационного номера, помимо случаев, определенных в п. 119.2 НК | Штраф в размере 170 грн. | П. 119.3 |
Самостоятельное определение контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщику по следующим основаниям:– неподача налоговой декларации в установленные сроки (пп. 54.3.1 НК);– нарушения правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, подтвержденные данными налоговых проверок (пп. 54.3.5 НК) | Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, а при повторном определении контролирующим органом налогового обязательства по этому налогу в течение 1 095 дней – в размере50 % указанной суммы | П. 123.1 |
Неуплата согласованной суммы денежного обязательства в сроки, установленные НК | Штраф при задержке уплаты:– до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем уплаты денежного обязательства, – в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;– более 30 календарных дней –в размере 20 % такой суммы | П. 126.1 |
Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налоговым агентом | Штрафы* в размере:– 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;– 50 % указанной суммы – при повторном совершении правонарушения в течение 1 095 дней;– 75 % указанной суммы – при совершении аналогичного правонарушения в течение 1 095 дней в третий раз и более | П. 127.1 |
* Эти штрафы не применяются к налоговому агенту в случае, если такие нарушения самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчетов и исправляются в следующих налоговых периодах в течение одного налогового (отчетного) периода (п. 127.1 НК). |
Порядок применения финансовых санкций
Контролирующий орган по месту регистрации налогового агента направляет правонарушителю почтой (либо вручает нарочным) налоговое уведомление-решение, в котором указаны финансовые санкции и их размер. Если налоговый агент не согласен с принятым решением, он может его обжаловать в сроки и порядке, установленные ст. 56 НК.
Следует помнить, что применение к налоговому агенту финансовой ответственности за нарушение законодательства не освобождает его должностных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности (при наличии соответствующих оснований). А применение штрафных (финансовых) санкций не освобождает налогоплательщика от уплаты в бюджет надлежащих сумм налогов и сборов.
Какой срок исковой давности установлен для начисления финансовых санкций?
Срок исковой давности составляет 1 095 дней (ст. 114 НК).
Порядок начисления пени
Пеня устанавливается в процентах к своевременно неуплаченному налоговому обязательству, ставшему налоговым долгом, либо к налоговому обязательству, начисленному самим налогоплательщиком или контролирующим органом.
В данном случае пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков – физических лиц.
Начисление пени осуществляется со дня наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при уплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщика-физлица и/или контролирующим органом во время проверки налогового агента. Такого же мнения придерживается и ГФС (см. ОИР, категория 132.06).
Как правильно начислить пеню?
Порядок начисления пени изложен в Инструкции № 953. По основному правилу пеня начисляется в день фактического погашения налогового долга (его части) по формуле:
SПБ х Кд : 100 % х UНБУ х 1,2
П = ,
Д
где П – сумма пени, которая начисляется на фактически погашенную сумму налогового долга;
SНД – фактически погашенная сумма налогового долга;
Кд – количество дней задержки уплаты налогового обязательства;
UНБУ – большая из учетных ставок НБУ, действовавшая на день возникновения налогового долга либо на день его погашения;
1,2 – коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых;
Д – количество дней в году.
Обратите внимание: сумма пени всегда округляется до второго знака после запятой (например, если при расчете пеня составила 285,48423 грн., то ее надо округлить до 285,48 грн.).
Что будет с пеней при отмене начисленного налоговым органом денежного обязательства или его части в процессе административного или судебного обжалования?
В данном случае пеня за период занижения такого обязательства либо его части будет отменена (п. 129.2 НК).
Административная ответственность
При совершении определенных правонарушений в сфере начисления, удержания и уплаты НДФЛ и военного сбора должностные лица предприятия (физлица-предприниматели), допустившие такие правонарушения, могут привлекаться к административной ответственности.
Меры административного воздействия применяются:
- исключительно по результатам проверки контролирующими органами;
- к должностным лицам субъекта хозяйствования, а не к самому субъекту (как в случае с финансовой ответственностью);
- с учетом сроков давности, предусмотренных ст. 38 КУоАП: в рассматриваемых нами случаях не позднее двух месяцев со дня совершения налоговым агентом правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления.
При несоблюдении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может применяться админответственность, предусмотренная ст.
1634 КУоАП, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн.).
Повторное правонарушение в течение года лицом, на которое было наложено админвзыскание, повлечет за собой штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.).
Может ли применяться административная ответственность по ст. 1634 КУоАП для аналогичных правонарушений, касающихся военного сбора?
По мнению ГФС (см. ОИР, категория 132.06), в данном случае применяется именно ст. 1634 КУоАП. Однако мы не можем согласиться с такой позицией ГФС, поскольку ст. 58 Конституции предусмотрено: нельзя быть привлеченным к ответственности за действия, которые на момент их совершения не определялись законом как правонарушение. Также в ст.
7 КУоАП четко указано, что уполномоченные органы и должностные лица могут применять меры административного воздействия только в пределах их компетенции, а также в точном соответствии с законом.
Исходя из этого, считаем, что административная ответственность, предусмотренная исключительно за нарушения в сфере НДФЛ, не может применяться по аналогии закона для правонарушений, касающихся военного сбора.
Применяется ли за нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ админответственность по ст. 1632 КУоАП (неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений) и ст. 1633 КУоАП (невыполнение законных требований должностных лиц)?
Нет, при нарушении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах применяется только административная ответственность, установленная ст. 1634 КУоАП. Аргумент – в отношении одного и того же правонарушения не могут применяться два вида ответственности, тем более что в данном случае ответственность по ст. 1634 КУоАП носит специальный характер.
За нарушения при начислении, уплате и перечислении военного сбора КУоАП предусмотрены следующие меры административного воздействия:
- при неподаче, несвоевременной подаче платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1632;
- при невыполнении руководителями и должностными лицами предприятий законных требований должностных лиц органов доходов и сборов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1633.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность применяется к налогоплательщику в случае умышленного уклонения от уплаты налогов. При этом размер штрафа зависит от суммы средств, не поступивших в бюджет (см. табл. 2).
Таблица 2. Применение уголовной ответственности
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/14457-1
Суть нарушения | Наказание (согласно ст. 212 УК) |
Уклонение от уплаты налогов в значительных размерах (т. е. в 1 000 и более раз превышающих НМДГ, см. ниже) | Штраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (см. ниже) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (т. е. в 3 000 и более раз превышающих НМДГ) либо совершение данного правонарушения по предварительному сговору группой лиц | Штраф в размере от 2 000 до 3 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах (т. е. в 5 000 и более раз превышающих НМДГ) | Штраф в размере от 15 000 до 25 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества |
Обратите внимание на особенности применения уголовной ответственности:
- для квалификации данного вида правонарушений применяется НМДГ в размере НСЛ, действующей на соответствующий год (в 2016 году – 689 грн.). Например, уклонение от уплаты налогов в значительном размере составит 689 000 грн. (689 грн. х 1 000);
- для расчета размера штрафов применяется НМДГ, равный 17 грн. (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК);
- лицо, совершившее указанные выше правонарушения, может быть освобождено от уголовной ответственности, если до ее применения уплатит налоги и возместит государству ущерб за их несвоевременную уплату (заплатит штраф и пеню) – ч. 4 ст. 212 УК.
Выводы:
За нарушение порядка начисления, удержания и перечисления НДФЛ и/или военного сбора, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может быть применена финансовая, административная и уголовная ответственность.
Источник: https://uteka.ua/publication/Otvetstvennost-za-narusheniya-v-sfere-NDFL-i-voennogo-sbora
Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату НДФЛ
Неуплата НДФЛ — ответственность за несоблюдение правил начисления и сроков перечисления налога распространяется как на налогового агента, так и на лиц, получающих от него доход. Наибольший интерес представляют ситуации, когда ответственность за неуплату налога возникает у работника, но не лишним будет знать последствия и для работодателя.
Нормативная база для привлечения к ответственности
Состав доходов для начисления НДФЛ
Нарушение законодательства по НДФЛ налогоплательщиком
Размер штрафных выплат за недоимку по НДФЛ
Возможные последствия недоплаты НДФЛ налоговым агентом
Период привлечения к ответственности за правонарушение
Нормативная база для привлечения к ответственности
Основой для возникновения неблагоприятных последствий за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов служат положения гл. 15 НК РФ. Ее содержание касается в том числе граждан и предприятий, для которых один из видов подобной ответственности наступает за неуплату НДФЛ за отчетный период.
Применение штрафов как инструмента воздействия на нарушителя законодательства не аннулирует его обязательств по уплате НДФЛ (п. 5 ст. 108 НК РФ) и пеней в размере 1/300 учетной ставки Центробанка (п. 4 ст. 75 НК РФ), которые также становятся частью налоговых поступлений в бюджет.
Состав доходов для начисления НДФЛ
В наиболее общем виде определение дохода как базы для начисления налогов нашло свое отражение в ст. 41 НК РФ. Оно сформулировано как идентифицированная с достаточной долей уверенности экономическая выгода в денежном или натуральном выражении.
В отношении НДФЛ данный термин уточняется в ст. 210 НК РФ как различные виды поступлений в денежном виде, оплата товарами, а также материальная выгода согласно ст. 212 НК РФ. Кроме того, законная возможность использовать доходы также приравнивается к их поступлению.
Указанные определения в совокупности формируют понятие налогооблагаемой базы для НДФЛ. Поступления из-за рубежа рассматриваются в составе доходов только для резидентов.
Нарушение законодательства по НДФЛ налогоплательщиком
НК РФ четко регламентирует отчетный период и окончательные сроки уплаты НДФЛ. Согласно ст. 227–228 НК РФ окончательный расчет налога производится за год. Оплатить его нужно не позднее 1 июля года, следующего за указанным периодом.
Перечисление средств в бюджет в меньшем объеме, чем предусмотрено расчетом, признается нарушением законодательства.
Для возмещения недополученных сумм нарушителю могут быть выданы предписания об оплате неустойки, помимо суммы просроченной задолженности.
Аналогичная ситуация и с неплательщиками — индивидуальными предпринимателями. Им за неуплату НДФЛ также могут быть начислены пени в соответствии с п. 9 ст. 227 НК РФ.
Ст. 226 НК РФ на работодателей, независимо от организационно-правовой формы, возложена обязанность исчислять и уплачивать налог за работников в качестве налогового агента.
В случае нарушения ими данной обязанности они также могут понести ответственность за неуплату НДФЛ.
Однако это не значит, что в подобной ситуации отсутствует возможность привлечения к ответственности налогоплательщика.
Важно! Комплексный анализ положений ст. 109 и 226 НК РФ позволяет сделать вывод, что неприменение санкций к наемному работнику возможно только при наличии веских доказательств отсутствия его вины.
Работодатель обязан в течение 2 месяцев по окончании учетного периода, а точнее до 1 марта, известить налоговые органы и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ. Если это было сделано, но получатель дохода ничего не предпринял и у него нет доказательств своей невиновности, все взыскания обращаются на него.
Дополнительные разъяснения по этому поводу приведены в письме Минфина России от 10.06.2013 № 03-04-05/21472, в котором рассмотрен подобный случай, когда НДФЛ был недоплачен в бюджет. Факт правонарушения имел следующие особенности:
-
в момент получения доходов налог не был удержан и оплачен;
-
налогоплательщик не был уведомлен о факте неуплаты в установленный законодательством срок.
Тот факт, что работник не был извещен о неудержании положенных сумм налога с доходов, по мнению чиновников, является неопровержимым доказательством отсутствия умысла и подтверждает его невиновность. Ссылаясь на п. 2 ст.
109 НК РФ, чиновники делают вывод о невозможности применения штрафов, приведенных в ст. 122, в подобной ситуации.
В то же время работники финансового ведомства не дают четкого разъяснения, а только указывают на необходимость учесть факт неосведомленности ответчика при рассмотрении дела.
Налогоплательщику следует самостоятельно перестраховаться на такой случай и запросить у работодателя справку по форме 2-НДФЛ, проявив осмотрительность. Можно использовать и любой другой вариант получения документального подтверждения уплаты налога, чтобы избежать ответственности за неуплату НДФЛ перед ФНС.
Размер штрафных выплат за недоимку по НДФЛ
Уклонение от уплаты НДФЛ, а также непредставление налоговой отчетности в срок является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с положениями ст. 122 НК РФ.
В ст. 229 НК РФ содержится требование ко всем физическим лицам подать декларацию в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным:
-
по операциям, связанным с предпринимательством;
-
при условии, что НДФЛ не был уплачен налоговыми агентами с полученной работником заработной платы, доходов от реализации недвижимости, а также поступлений от реализации любого иного имущества и его прироста, относящегося к налоговой базе.
По доходам от иностранных компаний отчитываются только резиденты РФ.
Одновременное непредставление отчетности по форме 3-НДФЛ и неуплата НДФЛ по положениям ст. 122 НК РФ влекут за собой штраф в размере 20% от суммы образовавшейся задолженности. Если физическое лицо не знало о сумме задолженности, это не станет препятствием для ее взыскания и будет для него весьма неприятной неожиданностью.
Возможные последствия недоплаты НДФЛ налоговым агентом
На всех хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве налоговых агентов, возложена обязанность ежемесячно исчислять и удерживать с дохода работника НДФЛ по ставке 13% в день его выплаты.
Несвоевременное либо неполное исполнение указанной нормы повлечет за собой ответственность за неуплату НДФЛ и приведет к негативным финансовым последствиям для компании или индивидуального предпринимателя.
При неуплате НДФЛ инспекциям на основании ст. 46 НК РФ предоставлено право взыскивать недоимку и пени в принудительном порядке. Помимо этого, ст. 123 НК РФ дает право налагать штрафные санкции в размере 20% от недоплаченной суммы не только в случае отсутствия перечисления, но и при возникновении задержки выплаты, пусть даже на 1 день.
Возможность взимать штраф за просрочку появилась у налоговиков с 2010 года после принятия ФЗ от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Насколько соотносится приведенная норма с закрепленными в кодексе принципами налогообложения, пока неясно, так как судебная практика по данному вопросу отсутствует.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ суды и налоговые службы могут соразмерно снизить размер взыскания штрафов. Рассмотрим 1 из возможных сценариев применения наказания за просрочку выплат.
Пример
Крупная торговая сеть выплачивает в одном из своих магазинов заработную плату наличными через кассу. Налог перечисляется в бюджет спустя 2–3 дня после выплаты работникам положенного вознаграждения за труд. Размер примененных к компании санкций отразим в таблице.
Расчет размера санкций за просрочку уплаты НДФЛ
Получение заработной платы в кассе | Перечисление НДФЛв бюджет | Штраф (гр. 4 × 20%), руб. | ||
Дата | Сумма, руб. | Дата | Сумма, руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 января | 260 000 | 14 января | 33 800 | 6 760 |
12 февраля | 260 000 | 14 февраля | 33 800 | 6 760 |
12 марта | 260 000 | 14 марта | 33 800 | 6 760 |
11 апреля | 260 000 | 13 апреля | 33 800 | 6 760 |
11 мая | 260 000 | 13 мая | 33 800 | 6 760 |
11 июня | 260 000 | 13 июня | 33 800 | 6 760 |
11 июля | 260 000 | 13 июля | 33 800 | 6 760 |
11 августа | 260 000 | 13 августа | 33 800 | 6 760 |
11 сентября | 260 000 | 13 сентября | 33 800 | 6 760 |
11 октября | 260 000 | 13 октября | 33 800 | 6 760 |
11 ноября | 260 000 | 13 ноября | 33 800 | 6 760 |
11 декабря | 260 000 | 13 декабря | 33 800 | 6 760 |
Итого | 3 120 000 | 405 600 | 81 120 |
Как видно из примера, для компании складывается неприятная ситуация, когда, фактически не имея задолженности по НДФЛ перед проверкой, она вынуждена нести убытки от примененных штрафов за пропуск срока перечисления налога.
Период привлечения к ответственности за правонарушение
Механизм определения срока исполнения налоговых обязательств регламентируется ст. 6.1 НК РФ. Применяя положения данной статьи, следует учитывать обстоятельства, приведенные в ст. 109 НК РФ, которые могут повлиять на порядок расчета. Стандартный срок исковой давности для привлечения к ответственности за неуплату НДФЛ в форме штрафов установлен ст. 113 и не может превышать 3 лет.
Поскольку понятие «срок давности» распространяется только на суммы штрафов как критерий ответственности за правонарушение, он согласно ст. 113 НК РФ не распространяется на сумму налога и пени, которые необходимо возместить.
Обратите внимание! Опираясь на абз. 3 ст. 45 НК РФ, проверяющие считают, что дата окончания срока по исполнению обязательств по налогу не влияет на факт просрочки налоговой инспекцией последнего дня для обращения взыскания к плательщику.
Таким образом, для недоимки по налогу и пеней понятие срока исковой давности отсутствует. Однако общий срок взыскания складывается из возможной суммарной продолжительности всех необходимых процессуальных действий.
Факт просрочки даты перечисления НДФЛ выявляется инспекторами в ходе проверок или в процессе изучения отчетности.
Выявленные по результатам контроля отчетов нарушения оформляются актом, знакомить с которым налогоплательщика налоговые органы не должны.
Налогоплательщик в обязательном порядке извещается о недоимке только по результатам выездной либо камеральной проверки. Требование о необходимости доплатить налог выставляется налогоплательщику через 3 месяца со дня обнаружения факта недоплаты.
Органам ФНС дано право впоследствии направлять взыскание указанных сумм на расчетные счета клиентов, иное имущество должника, в том числе путем обращения с исками в суд (ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ).
Источник: https://buhnk.ru/ndfl/otvetstvennost-za-neuplatu-ili-nesvoevremennuyu-uplatu-ndfl/
Ответственность за неуплату НДФЛ в 2018 году
Взиманием налогов с граждан России занимается налоговая служба, руководствуясь Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).
Каждый человек трудоспособного возраста хоть раз слышал аббревиатуру НДФЛ, но не все знают, что она означает. НДФЛ — налог, облагающий доходы физических лиц или «подоходный».
Работающие граждане часть своего дохода отдают в казну государству в качестве налога. Из средств налогоплательщиков государство платит пенсии, пособия и зарплаты бюджетникам. НДФЛ составляет 13%.
Это достаточно высокий показатель, особенно в сравнении с рядом зарубежных стран.
В России существует большое количество налогов разных видов. Налогами облагается имущество, транспорт и конечно же доход и прибыль. 2/3 граждан России ежегодно получают письма из налоговой службы, в которых указана сумма и прилагается квитанция для оплаты. Но оплата НДФЛ частными лицами осуществляется иным способом.
Лица, попадающие под определенную категорию, сами должны задекларировать свой доход. В срок до 30 апреля в налоговую службу ими подается декларация о доходах за прошедший год.
Оплатить подоходный налог они обязаны до 15 июля.
В случае просрочки платежа или уклонения от уплаты к налогоплательщику применяются меры по взысканию просроченной задолженности, а также накладывается штраф и начисляются пени.
Часто мы слышим словосочетания «чистая зарплата» и «грязная зарплата». «Грязная з/п» — это заработанные за месяц деньги без уплаты налога, а «чистая з/п» — это деньги, которые получает работник на руки после вычета НДФЛ.
Согласно НК РФ, НДФЛ должны уплачивать частные лица. Но никто из работающих граждан сам в налоговую не перечисляет 13% от своего заработка, так как эти обязанности возложены на работодателя. Он сам определяет сумму НДФЛ для каждого служащего, ежемесячно удерживает его из заработной платы сотрудника и перечисляет в государственный бюджет.
Из бюджета, сформированного за счет налогов, платят заработную плату служащим бюджетных организаций: врачам, учителям и воспитателям. Вот и получается, что работающие граждане отдают часть своего дохода на зарплаты бюджетников и на выплаты пенсий.
Кто является плательщиком
Исходя из расшифровки аббревиатуры НДФЛ становится понятно, что основными плательщиками являются частные лица (физические). Они в свою очередь делятся на 2 категории:
- Налоговые резиденты РФ.
- Нерезиденты, получающие прибыль на территории РФ.
К первой категории относятся граждане, которые больше полугода (более 183 дней без перерыва) находятся на территории страны. Краткосрочные выезды из страны не прерывают этот период.
Соответственно, ко второй категории относятся лица, находящиеся на территории России меньше вышеуказанного количества дней беспрерывно. Гражданство не играет никакой роли в определении, является ли лицо резидентом или нет.
Единственное условие – это нахождение на территории России непрерывно менее или более полугода.
Размер ставок
Налог рассчитывается исходя из базы и размера процентной ставки и начисляется в процентах от общей суммы дохода физического лица. НДФЛ платится со всех видов дохода (есть исключения, оговоренные в НК РФ), но размер ставки по разным категориям отличается.
13% | НДФЛ (подоходный налог) |
35% | Налог на полученный выигрыш/приз свыше 4000 рублей, а также на доход от банковских вкладов |
9% | Налог с дивидендов |
30% | Налог на доход для лиц, не проживающих в России, но имеющих прибыль от фирм, находящихся в РФ |
15% | Налог с дивидендов для лиц, не проживающих в России |
Срок уплаты
Обязанности по уплате НДФЛ государство возлагает на налоговых агентов или физических лиц. Работодатель, выплачивающий сотрудникам заработную плату и перечисляющий НДФЛ, является налоговым агентом.
Несмотря на то, что зарплата выплачивается два раза в месяц (з/п и аванс), НДФЛ удерживается единожды, при финальном расчете за истекший месяц.
Существует прямая взаимосвязь между сроком уплаты налога и способом выплаты заработной платы:
- если в переводе з/п участвует банк (зарплата переводится на карту или счет), то НДФЛ должен быть уплачен в этот же день;
- если работник получает з/п наличными в кассе предприятия, то удержание НДФЛ происходит не позднее следующего дня;
- если зарплату служащий получает наличными в банке, то удерживается НДФЛ в день перечисления денег в банк.
Самостоятельно НДФЛ выплачивают:
- ИП;
- частные лица, из чьих доходов не был удержан НДФЛ (например, при продаже квартиры, которая находится в собственности меньше трех лет, или при сдаче в наём/аренду помещения, находящегося в собственности).
НДФЛ за прошедший год необходимо уплатить в срок до 15.07 следующего года. Например, налог за 2018 год необходимо заплатить до 15.07.2019. Физические лица, осуществляющие самостоятельную выплату НДФЛ, должны выплачивать ещё и авансовые платежи, при получении соответствующего уведомления из налоговой службы.
Сроки уплаты авансовых платежей следующие:
- за первое полугодие — до 15 июля;
- за третий квартал — до 15 октября;
- за четвертый квартал — до 15 января.
Ответственность за неуплату
Налоговый агент – это тот, на кого возложены обязанности по определению и вычету у физического лица налогов и перечисления их в казну. В отличии от частного лица, он не обязан платить налоги со своих личных доходов и за счет собственных денежных средств.
Агент должен своевременно рассчитать сумму налога и перевести полученную сумму в бюджет. Иными словами, он является посредником между физическим (частным) лицом и государством, чьи интересы представляет налоговая служба.
В предприятиях и организациях, осуществляющих разного рода трудовую деятельность, налоговыми агентами являются бухгалтеры. Именно они рассчитывают заработную плату работников, из которой потом вычитают подоходный налог и переводят его в бюджет. Перевод НДФЛ осуществляется в установленный в НК РФ срок.
Налоговые агенты ежемесячно осуществляют перечисление налога в размере 13% от общего дохода частного лица. Контроль за своевременным перечислением НДФЛ возлагается непосредственно на самого агента.
В случае неуплаты к нему будут применены штрафные меры. Размер штрафа составляет 20% от общей суммы, которую он обязан был перечислить в бюджет в качестве НДФЛ.
Эти же меры наказания применимы в тех случаях, когда агент перечислил налог несвоевременно.
Кроме выплаты штрафа на налогового агента возлагается обязанность перечислить всю сумму, уплату которой он просрочил. Применение данных штрафных санкций осуществляется только в том случае, если у агента отсутствовали препятствия для вычета налога.
Часто бывают ситуации, когда налоговый агент НДФЛ удержал, но в установленный срок не перечислил. В таких случаях начисляются штрафные санкции за каждый просроченный день.
В случае если из зарплаты работника НДФЛ вообще не удержали, то налоговая служба не имеет права взыскивать недоимку и пени, потому что удержание налога из личных средств налогового агента невозможно.
Налогоплательщик (физическое лицо), самостоятельно осуществляющий уплату НДФЛ, в случае нарушения сроков уплаты подвергается штрафным санкциям.
Штраф составляет 20% от суммы, которую налогоплательщик не уплатил в срок. Наказание может быть и более суровым.
Если физическое лицо скрыло часть дохода и перечислило в качестве НДФЛ меньшую сумму, чем положено, то штраф будет составлять 40%.
За просрочку платежа частному лицу штраф не грозит, но пени начислятся. Также штрафные санкции нельзя будет наложить на индивидуального предпринимателя за просроченные авансовые платежи. Но пени начислены будут в любом случае.
Налогами облагаются не все виды доходов. Существует обширный список выплат, которые не подлежат налогообложению. Рассмотрим самые распространенные:
- пособия, выплачиваемые государством (на детей, по беременности, по безработице и т.д.);
- стипендии;
- пенсии;
- единовременные выплаты, осуществляемые работодателем (на рождение ребенка, на погребение и т.д.);
- доходы, получаемые после наследования/дарения;
- доходы от вкладов в банках, находящихся там под процентами;
- подарки/призы до 4000 рублей;
- материнский капитал и т.д.
Срок давности по взысканию
Налоговая служба имеет право в течение 3 лет предъявить штраф за несоблюдение сроков уплаты НДФЛ. Это касается и частных лиц, и налоговых агентов. Что касается налогов и пени, то на них срок давности не распространяется. Сроком в три года ограничивается только взыскание за нарушение (просрочку).
Неуплаченная в положенный срок сумма НДФЛ будет обнаружена налоговой службой в ходе проверки. После этого составляют документ о наличии просроченного платежа. Налоговая служба не обязана извещать налогоплательщика об имеющейся у него задолженности. Сообщается о задолженности только в том случае, если факт проверки и обнаружения недоимки подтверждён соответствующим документом.
Если платеж НДФЛ просрочен, то налоговая в трехмесячный срок предъявляет требования об уплате задолженности. Если оплата так и не произведена, то служба по налогам будет предпринимать действия по взысканию средств с налогоплательщика.
Граждане, являющиеся сотрудниками организаций, предприятий и фирм, могут не задумываться о процессе и сроках уплаты налогов. За них это делает ответственное лицо, а именно – работодатель.
Работодатель в лице бухгалтера является налоговым агентом, в чьи обязанности входит расчет и перевод налогов в пользу государства. Но есть отдельные категории граждан, которые самостоятельно перечисляют НДФЛ.
На них распространяются те же правила по уплате налогов, что и на налоговых агентов. В случае неуплаты налогов или сокрытия доходов, к частным лицам применяются строгие штрафные санкции.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/obshaya-sistema/ndfl/otvetstvennost-za-neuplatu.html
Ответственность налогового агента за неперечисление НДФЛ
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно статье 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е.
налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 НК РФ, имеет место при удержании у налогоплательщика, но неперечислении в установленный НК РФ срок налога, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены статьей 109 НК РФ.
Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является исчерпывающим.
Согласно статье 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Налоговый агент, удерживая у налогоплательщика, но не перечисляя налог в установленный НК РФ срок, заведомо очевидно осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать.
Перечисление налоговым агентом сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный НК РФ срок, на наличие вины налогового агента не влияет.
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, установлены статьей 111 НК РФ.
Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является исчерпывающим.
Учитывая изложенное, налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2007/22/04