Кто с 01.01.2015 может избежать камеральных и выездных проверок — все о налогах

Камеральные и выездные проверки

Ответственность за контроль над исполнением налоговых обязательств субъектов предпринимательства в РФ возлагается на сотрудников ФНС. Им в обязанности вменена проверка налогоплательщиков путем проведения налоговых проверок. Положения ст.

87 НК РФ устанавливают камеральные и выездные налоговые проверки для целей контроля исполнения налоговых обязательств компаниями и предпринимателями. Соответственно, камеральные и выездные проверки проводит ФНС, как орган, осуществляющий надзорную деятельность над соблюдением требований налогового законодательства РФ.

Рассмотрим, что представляют собой эти мероприятия, а также основные отличия камеральной и выездной налоговой проверки.

Как осуществляется камеральная проверка

Особенности проведения камеральных проверок регламентируются положениями ст. 88 НК РФ.

Все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать те или иные отчетные формы.

Соблюдение норм налогового законодательства предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС. Все поступившие в инспекцию документы подлежат контролю со стороны отдела камеральных проверок.

На осуществление этих мероприятий у ФНС есть три месяца со дня подачи документов. В том случае, если выявлены нарушения, срок проведения камералки может быть увеличен.

В случае выявления ошибок в сданных отчетах, ФНС информирует об этом факте налогоплательщика, предоставляя ему возможность перепроверить расчеты и подать в инспекцию уточненный налоговый отчет в течение 5 рабочих дней.

Значительные нарушения могут стать основанием для проведения более углубленной проверки, предполагающей осуществление таких мероприятий, как запрос дополнительного пакета документов налогоплательщика, организация встречных проверок контрагентов, вызов на допрос возможных свидетелей.

Если камералка для налогоплательщика прошла успешно, никаких уведомлений от ФНС он не получает. Однако в том случае, когда в ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения, инспекторы обязаны составить акт камеральной проверки.

Особенности проверки на территории налогоплательщика

Главной особенностью проведения выездных проверок (ст. 89 НК РФ) налоговыми работниками является то, что организованы они должны быть непосредственно на территории налогоплательщика.

Основным целями проведения таких мероприятий являются:

  • выявление фактов отсутствия налогового учета в компаниях;
  • проверка соблюдения требований предоставления отчетности в налоговые органы;
  • определение правомерности выбора плательщиком налогов и сборов налогового режима;
  • проверка соблюдения налогового законодательства об уплате налогов и сборов;
  •  правильность определения величины налоговой базы в процессе исчисления налогов;

Проведение налоговой выездной проверки не должно превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда необходимость увеличения срока обоснована (значительное количество материалов для проверки, большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у организации и иные аналогичные причины).

Результаты контрольных мероприятий должны быть оформлены в виде акта выездной налоговой проверки, подписанном как инспекторами ФНС, так и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Главным отличием камеральных и выездных налоговых проверок является место их проведения: камералка осуществляется на территории ФНС, тогда как выездная проводится по месту расположения проверяемого объекта.

Еще, чем отличаются камеральные и выездные проверки, это необходимость ИФНС оформлять акт. Для камеральных проверок акт составляется только в случае выявления нарушения.

Что касается выездных мероприятий, то акт должен быть оформлен в любом случае по завершении всех процедур.

Источник: https://spmag.ru/articles/kameralnye-i-vyezdnye-proverki

Выездная налоговая проверка. Распространенные заблуждения

Каждый налогоплательщик  волнуется, что однажды и к нему придут с выездной налоговой проверкой. А пока этого не произошло,  с интересом собирает информацию о том, как это бывает у других. Существует несколько распространенных заблуждений по поводу таких проверок. В данном материале мы развеем несколько, наиболее «популярных» среди налогоплательщиков, мифов.

1.Организации не грозит выездная проверка в первые три года

Многие уверены, что в первые три года, с момента регистрации, им не грозит выездная налоговая проверка. Исходя из этого, некоторые налогоплательщики меняют юридическое лицо, каждые три  года.

Такое мнение сложилось, вероятно, из-за некорректного толкования Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». В п.2 ст.9 Закона говорится, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Согласно п.8 ст.

9 №294-ФЗ, основанием для проведения плановой проверки, является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя (ИП), или три года с даты окончания последней проверки.

Однако, следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 №294-ФЗ, который устанавливает, сфера применения этого закона не распространяется на налоговый контроль.

Налоговый кодекс тоже не содержит ограничений относительно выездных проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных менее трех лет назад.

Действительно, выездная налоговая проверка реже проводится в отношении налогоплательщиков, зарегистрированных не так давно. Налоговые органы заинтересованы в доначислении налогов, и чем короче проверяемый период, тем меньше будет найдено нарушений.

Тем не менее, от ВНП не застрахован ни один налогоплательщик. В своей практике мы сталкивались с тем, что выездная налоговая проверка проводилась в отношении организации, зарегистрированной чуть больше года назад.

Существует несколько критериев, привлекающих внимание налогового органа, проводящих отбор для предстоящих контрольных мероприятий:

  • Органы МВД направили в налоговую инспекцию запрос, о проведении совместной проверки. Это может случиться, если например, поступает жалоба на организацию. Полиция в отношении налогоплательщика проводит оперативные мероприятия, в ходе которых возникает предположение о том, что налогоплательщик скрывает доходы, «уходит» от налогов.
  • Если организация заявляет к возмещению значительную сумму налога на добавленную стоимость. Сначала проводится камеральная проверка, если в результате нарушения не были обнаружены, то для того, чтобы отказать в возмещении, принимается решение о проведении выездной проверки.
  • Как бы парадоксально это не выглядело, но исходя из своей практики, можем уверенно заявить, что очень часто, на второй год, после регистрации, проверяют те организации и ИП, которые уплачивают в бюджет большие суммы налогов. Да-да, раз организация уплачивает большие суммы налогов, при камеральной проверке деклараций, налоговики видят большие обороты, значит, налогоплательщик уже представляет интерес для них. И тогда они готовы провести выездную проверку только за предыдущий год.

Поэтому заявление о том, что если организация не заявляет о возмещении НДС, то может не ждать налоговиков в гости, мягко говоря, является опрометчивым.

2. Если организация заявила об официальной ликвидации, то выездная проверка обязательна

Налогоплательщик, в соответствии с действующим законодательством, обязан в течение трех дней, с момента принятия решения о ликвидации, сообщить об этом в налоговый орган.

После этого, как правило, назначается налоговая проверка и, естественно, налогоплательщик с трепетом ее ожидает.

На самом деле, решение о проведении ВНП, налоговые органы принимают в отношении далеко не всех организаций, принявших решение о ликвидации. В соответствии с п.1 ст.

63 ГК РФ, в случае ликвидации организации, отводится два месяца для заявления требований со стороны кредиторов, и налоговый орган должен уложиться в этот срок.

При этом за отведенное время следует не только провести проверку, но и составить акт, вынести решение и т.д.

Поэтому чаще всего проверка в случае ликвидации проводится в отношении крупнейших налогоплательщиков, в отношении организаций, подозреваемых в налоговых правонарушениях.

Могут провести проверки в отношении индивидуального предпринимателя. Так как и после снятия с учета, предприниматель отвечает по своим долгам, возникшим в период осуществления деятельности. Но на практике, этого обычно не происходит. Если только предприниматель уплачивал налоги в крупных размерах и декларировал крупные суммы, в этом случае он может представлять интерес для проведения ВНП.

3. Заинтересовали УФНС – ждите проверку

В случае, если в управлении федеральной налоговой службы в отношении организации, имеется информация о возможных нарушениях, эти данные направляются в территориальную налоговую инспекцию. Уже местная инспекция самостоятельно принимает решение о проведении проверки.

Да, риски налогоплательщика в этом случае увеличиваются, но совсем не обязательно, что будет принято решение о проведении именно выездной проверки. Это не тот случай, когда управление ФНС дает инспекции четкие указания для проведения ВНП в отношении конкретной организации.

4. Если организация включена в план проверок, то достаточно сменить налоговую инспекцию

Очень часто, налогоплательщик, узнав, что попал в план проверок, быстро меняет адрес места нахождения, для того, чтобы встать на учет в другой налоговой инспекции, пытаясь тем самым избежать ВНП.

Если, налоговая инспекция узнает об этом, то в течение 7 рабочих дней контролеры должны успеть принять решение о проведении ВНП и вручить представителю организации.

Если организация уклоняется от получения на руки данного решения, то налоговая отправляет ее по почте.

Если ИФНС успела вынести решение о проведении выездной налоговой проверки до того, как организация сменила адрес, то она будет проводиться, даже если организация будет поставлена на учет в другой налоговой инспекции.

Если же руководитель ИФНС не успел в срок вынести решение, и организация успела сменить юридический адрес, то в этом случае, работники инспекции могут обратиться в ИФНС, куда организация встала на учет, с просьбой провести в отношении указанного налогоплательщика ВНП. Тем более, что своими действиями организация лишний раз подтвердила, что представляет интерес для проведения проверки.

5.  Убыточная декларация – жди ревизоров

Весьма распространенно заблуждение. Да, «Критерии отбора налогоплательщиков для проведения ВНП»  содержат пункт, согласно которому такую организацию включают в план проверок, если она в течение нескольких налоговых периодов получает убыток.

Или если организация уже привлекла внимание ИФНС, свершив правонарушения. Либо НДС заявляет к возмещению, а по налогу на прибыль – убыток. Причин может быть несколько, и все они рассматриваются в комплексе.

Однако, если показатель всего один – убыток, то организация не привлечет к себе внимание.

Во-первых, для вновь созданной организации вполне характерно в течение нескольких периодов работать в убыток.  Во-вторых, контролерам неинтересно терять время впустую, они понимают, что с такой организации много начислений не снять, поэтому такая организация не представляет для них особого интереса.

6. Если не соответствуешь «критериям» ВНП не жди

Если организация не попадает под эти критерии, риски попасть под ВНП, действительно снижаются. Однако, в случае, если поступила жалоба на организацию, информация из МВД, других источников, то налоговый орган может включить ее в план проверок. Если же организация является крупнейшим налогоплательщиком, то для включения ее в план ВНП, другие основания и не требуются.

* * *

Таким образом, вероятность, что в организацию поступит решение о выездной налоговой проверке, всегда существует. Независимо от того, как давно она зарегистрирована, попадает ли под «критерии» и т.д.

Есть компании, которые работают более десяти лет и ни разу не проверялись, а к кому-то и через год могут постучаться «контролеры». Ну а мы хотим вам пожелать, чтобы вы спокойно работали и не боялись проверок.

А если уж случилась такая неприятность, как выездная налоговая проверка, пройти ее с наименьшими потерями.

Источник: https://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-rasprostranennye-zabluzhdeniya.html

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая применяется с согласия организации. В период действия соглашения о налоговом мониторинге камеральные и выездные проверки не проводятся, и в этом его плюс для компаний. С другой стороны, налоговый мониторинг предполагает, что предприятие все время находится в режиме налоговой проверки.

Используйте пошаговые руководства:

Важное в статье:

  • Что такое налоговый мониторинг;
  • Какие компаании могут заключать сделки о налоговом мониторинге;
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга.

На протяжении нескольких лет повсеместно декларируется, что налоговая политика Российской Федерации направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы. Анализируя вносимые законопроекты и принимаемые нормативные акты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, путем улучшения качества налогового администрирования.

Читайте также:  Бесплатный обед для работника приводит к ндс - все о налогах

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

В рамках этой инициативы Правительство РФ утверждило «дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования, а также законодательно закрепило институт налогового мониторинга. Поговорим о нем подробнее.

Кто вправе заключить соглашение о налоговом мониторинге

Чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация должна соответствовать определенным критериям.

Например, совокупная стоимость ее активов должна составлять не менее 3 млрд рублей, а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга – не менее 3 млрд. руб.

Кроме того, участники консолидированных групп налогопатещиков также вправе заключать соглашения о налоговом мониторинге.

Что такое регламент информационного взаимодействия

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компании подают в налоговую службу регламент информационного взаимодействия.

В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в нем указывается  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия содержится:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждены  Приказом ФНС России от 07.05.2015 г. №  ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок

В период действия соглашения о налоговом мониторинге действует запрет на выездные проверки. Однако есть закрытый перечень исключений:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Если компания заключила соглашение о налоговом мониторинге, камеральные проверки также не проводятся. Естественно, есть и исключения, например:

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Предполагается, что налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга инспекторы установили факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Что касается самой организации, то запрос о представлении мотивированного мнения она может направить в налоговый орган при наличии сомнений / неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция  организации по указанным вопросам.

Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он уведомляет об этом инспекторов. Выполнение мотивированного мнения осуществляется организацией путем учета изложенной в нем позиции в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия, после чего налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.

По результатам такой процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Обращаем внимание, что при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (в первоначальном тексте законопроекта такой оговорки не было).

Плюсы налогового мониторинга для компаний

Налоговый мониторинг – это не только новая форма налогового контроля, демонстрирующая иной подход к взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе в части разрешения возникающих споров, но также механизм, позволяющий не доводить до возникновения спора как такового.

Среди преимуществ заключения соглашений о налоговом мониторинге можно особо выделить следующие:

  • получение предварительного мнения налогового органа о налоговых последствиях совершения конкретных хозяйственных операций,  что позволяет заранее оценить риски налоговых доначислений и принять важные для бизнеса решения;
  • отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок позволит значительно уменьшить количество споров с налоговыми органами. Хотя надо учитывать, что запрет на проведение проверок не является безусловным, а их отсутствие может заменяться большим количество запросов от инспекций о представлении документов и/или информации.

Возможные проблемы при проведении налогового мониторинга

Институт налогового мониторинга является новым для нашей страны, а правовое регулирование несовершенным, что очевидно повлечет большое количество вопросов для участников первых соглашений о налоговом мониторинге.  

Так, на сегодняшний день непонятно, насколько эффективным покажет себя институт мотивированного мнения налогового органа, направляемого на запрос налогоплательщика.

Компании будет обращаться с запросами только по спорным, неразрешенным судебной практикой вопросам, а налоговый орган в ситуации «платить» или «не платить» налоги в рамках конкретной хозяйственной операции, очевидно, выскажется в пользу бюджета.

Также остается открытым вопрос о том, какие действия должен предпринять налогоплательщик в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа (процедура Налоговым кодексом не прописана).

Вызывает сомнение возможность широкого распространения заключения соглашений о налоговом мониторинге, т.к. в таком случае налоговым органам  придется взаимодействовать одновременно с большим количеством крупных налогоплательщиков, что может быть достаточно затруднительно в организационном и техническом плане.

В любом случае, сама возможность подписания соглашений о расширенном информационном взаимодействии может рассматриваться как еще одна ступень в создании стабильной налоговой системы, установление которой невозможно без создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.

Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Источник: https://fd.ru/articles/157586-nalogovyy-monitoring-plyusy-i-minusy-dlya-kompaniy

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

На сегодняшний день ФНС использует несколько основных видов различных налоговых проверок для контроля полной и своевременной уплаты налогов организациями и ИП. Делятся они в общем случае на выездные и камеральные.

В статье подробно разберем понятия, общие характеристики, формы, цели и методы контроля налоговой инспекции в РФ.

Для инициирования выездной налоговой проверки требуется либо решение руководителя территориального налогового органа, либо решение его заместителя. В среднем она не должна занимать более двух месяцев, но по решению ФНС срок может быть увеличен до четырех месяцев. В виде исключения в сложных ситуациях период может затянуться до полугода.

Текущее законодательство не разрешает ФНС проверять в один налоговый период одни и те же налоги. Но и здесь есть исключения, и по решению вышестоящих органов может проводиться повторная выездная проверка.

Исключениями являются следующие случаи:

  • Если проводится закрытие компании или крупная реорганизация. При ликвидации всегда проводится проверка ликвидационного баланса, декларации и других важных для налоговой документов.
  • Если при подачи декларации сумма дохода и подлежащих к уплате налогов оказывается меньше ранее заявленной.
  • Если ФНС, проводящая проверку, сама находится под контролем вышестоящего налогового органа.

Полная информация о данной процедуре представлена на следующем видео:

Камеральная проверка

Проводится налоговой инспекцией по месту ее нахождения. В ходе процедуры анализируются все документы, предоставленные компанией и необходимые ФНС для расчета и контроля налогов: декларации и другие бумаги в зависимости от деятельности фирмы.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

Так как для начала проверки требуется предоставление этих документов, ее срок рассчитывается с момента подачи документации и составляет три месяца. Весь процесс является штатной ситуацией и проводится сотрудниками налоговой, в чьи должностные обязанности входит проведение такого контроля.

Классифицируются проводимые проверки на основании следующих признаков:

  • В зависимости от метода проведения:
    • Выборочные — налоговые органы проверяют только некоторую часть документов компании. Эти бумаги могут вызывать сомнения, либо не были предоставлены вовремя, либо требуются для уточнения информации из других источников или деклараций.
    • Сплошные — процедура затрагивает все без исключения документы конкретной организации. Так как это огромная работа, подобный контроль организуется в отношении небольших компаний с соответствующим количеством документации либо при восстановлении учета в отдельно взятых фирмах.
  • В зависимости от объема вопросов, ответы на которые налоговая хочет получить в ходе проверки:
    • Выборочные. В отличие от прошлой ситуации с выборочной проверкой, здесь уже рассматривается вопрос расчета и уплаты отдельно взятых видов налогов.
    • Комплексные, в ходе которых в рамках конкретного налогового периода рассматривается вопрос полного соблюдения налогового законодательства по всем направлениям.
    • Целевые — обычно производятся одновременно с выборочными или комплексными, но могут организовываться и сами по себе. Здесь ФНС рассматривает отдельные операции или ответвления деятельности, не охватывая компанию и ее документацию целиком.

Многие нюансы камерального контроля разобраны здесь:

Результат проверки

После того, как проверка будет окончена, налоговая выдает справку, в которой написана цель, предмет и сроки проведения контроля.

После этого момента у ФНС есть два месяца, чтобы составить и предоставить акт проведенной проверки. В нем указываются все выявленные нарушения, статьи закона, в соответствии с которыми эти нарушения были классифицированы, а также советы и предложения по исправлению ситуации.

Если налогоплательщик не согласен с результатами, в налоговую должен быть предоставлен письменный отказ от подписывания акта и причины несогласия.

Такой отказ должен быть рассмотрен в течение десяти рабочих дней руководителем налогового отделения по месту регистрации. После рассмотрения отказа и вынесения решения налогоплательщик получит уведомление об этом с указанной суммой, которую (при необходимости) нужно доплатить в виде налогов, штрафов или пенни по доказанным случаям нарушения налогового законодательства.

Правовое регулирование, важные нюансы

Для того чтобы налоговые проверки не стали для компании обыденным делом, достаточно знать факторы риска и принципы составления плана проверок налоговыми службами. Даже если контроль свалился как снег на голову, важно уметь отстаивать свои права, знать не только обязанности налогоплательщика, но и допустимый уровень полномочий налоговых инспекторов.

В случае с выездным контролем все документы должны оцениваться и проверяться на территории компании. Проверка бумаг на территории ФНС проводится в исключительных случаях и при невозможности разобраться на месте.

Решение о проведении рассматриваемой процедуры должно содержать в себе всю необходимую информацию:

  • Какие налоги будут проверяться, то есть назначение проводимой проверки.
  • ФИО налогоплательщика, а также сокращенное и полное название проверяемой организации, срок проведения процедуры.
  • Должности и фамилии с инициалами всех сотрудников налоговых служб, которым было поручено проведение контроля.

Если в ходе процедуры сотрудники ФНС будут задавать вопросы и просить документы, не касающиеся предмета проведения проверки, в этой просьбе можно отказать, поскольку законных оснований для нее нет. Общий срок проверяемых документов не должен превышать трех лет. В общих случаях более старые бумаги никого не интересуют и не будут проверяться.

Читайте также:  Кбк для уплаты енвд в 2017-2018 годах для ип - все о налогах

Процесс может быть приостановлен (в случае выездного контроля) руководителем налогового органа или его заместителем по следующим причинам:

  • Для продолжения требуется уточнение каких-либо данных либо дополнительные документы, должна быть проверена или запрошена какая-либо информация.
  • Требуется проведение экспертизы для установления достоверности какой-либо информации.
  • Если требуется получить информацию или документы от органов за пределами РФ. В данном случае процесс происходит в рамках международных соглашений России с другими странами.
  • Для проведения процедуры требуется перевод документации на русский язык, если изначально она была составлена на другом языке.

По окончанию процесса составляется акт. Его оформление идет в соответствии с приказом № САЭ-3-06/892@. Стоит отметить, что в течение одного года два и более раз проводить выездные проверки в отношении одного налогоплательщика запрещено. Для этого должны быть весомые основания, указанные выше.

Что проверяется во время камеральной проверки:

  • Грамотность и правильность данных в вычислениях налоговой базы. Оцениваются отдельные расчетные показатели и отчеты.
  • Данные за текущий налоговый период сопоставляются и сравниваются с информацией, предоставленной налогоплательщиком в прошлый налоговый период.
  • Насколько бухгалтерские документы расходятся или сходятся с информацией, предоставленной в налоговой декларации.

Кого проверяет ФНС или факторы риска

Один из основных факторов риска — проведение встречных налоговых проверок. В этом случае проверяется соответствие информации и документов у обоих участников сделки или соглашения.

Налоговые службы вычисляют таким способом:

  • Различные схемы, придуманные и используемые для уклонения от уплаты налогов или уменьшения налоговой базы.
  • Если подлинность документов, предоставленных одним из участников сделки, вызывает у налоговой службы сомнения.
  • Все несоответствия в данных о сделке и вообще каком-либо сотрудничестве (несоответствие количества товаров, различных единиц измерения и так далее).
  • В случае, если есть подозрения считать конкретную сделку фиктивной.
  • Если у налоговой есть основания считать, что ООО не отражает всю информацию о своей деятельности или средствах в отчетах, счетах в банке, в кассе или где-то еще.

Иначе говоря, в большинстве случаев причиной контроля являются действительно существующие нарушения налогового законодательства. Шанс на проверку вырастает и в том случае, если налогоплательщик отказывается/избегает проведения обыденных мероприятий или запросов налоговой, то есть явно что-либо скрывает.

Перед проведением проверки контрагента ФНС должна отправить:

  • Запрос на проведение процедуры, в котором указывается ее предмет и необходимые документы.
  • Требование предоставить конкретную документацию для проверки.

При этом требование должно содержать в себе следующую информацию:

  • ИНН и КПП проверяемой организации, а также ее полное наименование.
  • ИНН, КПП, полное название поставщика/контрагента.
  • Перечень документов, необходимых инспекторам для проверки.
  • Вид проводимого налогового контроля и основания для его проведения (чаще всего основанием является статья 87 НК РФ).
  • Срок, в который требуемые бумаги должны быть подготовлены и предоставлены. Обычно — 5 рабочих дней с момента получения запроса и требования.

Также требование должно указывать, копии каких документов нужно сделать и каким образом они должны быть заверены. Отдельно указывается, какое наказание и по какой статье последует, если указанные требования не будут выполнены и документация не будет предоставлена. Наконец, рассматриваемые бумаги должны быть подписаны либо руководителем территориального органа, либо его заместителем.

Факторы риска, которые можно оценить самостоятельно

При планировании выездных проверок налоговая опирается в первую очередь на информацию о следующих сомнительных организациях:

  • Если у конкретного налогоплательщика налоговая нагрузка существенно ниже, чем у остальных компаний аналогичного размера в такой же сфере деятельности. Рассчитывается это исходя из данных Росстата и других источников.
  • Если за последние 12 месяцев вычетов по НДС 89% или более от общей суммы налогов. Вообще, если в отчетности отображено огромное количество вычетов, это может стать причиной проверки.
  • Если в течение двух или более лет бухгалтерская отчетность фирмы показывает стабильные убытки (проверяется сокрытие доходов и налогов).

Чем отличается камеральная проверка от выездной?

Сравнение приводится в следующей таблице:

Форма налогового контроляВыездная проверкаКамеральная проверка
Что проверяется Правильность расчета и полнота уплаты налогов за период сроком максимум за три года. Налоговые органы сами решают, какие документы или сделки должны быть проверены. Документы, предоставленные налогоплательщиком в соответствии с п.1 ст. 88 НК РФ — налоговая декларация и прочая подобная документация.
Повод начала проверки План проверок, выработанный в соответствии с приказом № ММ-3-06/333. Подача декларации и других документов в территориальный налоговый орган.
Необходимость получения разрешения Выездная проверка производится только с указания руководителя территориального налогового органа либо его заместителя. Для проведения камерального контроля ФНС не должна получать дополнительные разрешения.
Сколько занимает времени В общих случаях до двух месяцев. Может быть продлена до четырех или даже шести месяцев в исключительных случаях. Процедура может быть приостановлена для получения документов из-за границы, для перевода документации на русский язык и в некоторых других случаях. Документы проверяются в течение 3 месяцев с момента их подачи. Дополнительные сроки не предусмотрены, приостановка также не предусмотрена.
Составление акта Акт составляется в течение двух месяцев после процедуры. В случае, если проверялась группа налогоплательщиков, срок может быть увеличен до трех месяцев. Если нарушений в ходе проверки выявлено не было, акт не составляется. В противном случае составление занимает до 10 суток с момента окончания контроля.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/control/proverki/vidy.html

Выездная проверка по НДС может обязать вернуть организацию ранее полученные из бюджета суммы возмещения

Юрист
Андриенко Д.В.

Что является угрозой назначения выездной проверки по НДС после камеральной: раздельный учет НДС, законность возмещения, иные обстоятельства?

В отношении налогоплательщика налога на добавленную стоимость может проводиться камеральная налоговая проверка по НДС и выездная налоговая проверка по НДС.

Камеральная и выездная проверки проводятся в целях проверки соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате этого налога: например, , незаконное возмещение НДС и т.д.

В том числе, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогоплательщик обязан вести раздельный учет НДС, что, например, и проверяется на налоговой проверке.

Предметом камеральной и выездной проверки по НДС является правильность исчисления и своевременность уплаты налога при совершении налогоплательщиком хозяйственных операций.

Камеральная проверка по НДС проходит в месте нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и других документов, представленных налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка по НДС, по общему правилу, проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Следует обратить внимание, что согласно позиции ФНСРФ одновременно может проводиться как выездная проверка по НДС, так и камеральная, за один и тот же период, на что указано в Письме от 13 марта 2014 года № ЕД-4-2/4529.

Помимо это часто на практике возникает ситуация, когда выездная налоговая проверка по НДС проводится после проведения камеральной проверки за этот же налоговый период и в ее рамках ИФНС РФ повторно проверяет периоды, которые ранее проверялись при проведении камеральной проверки.

Налогоплательщику грозит проверка, если у ИФНС РФ есть информация об его участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) из результатов проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика можно предположить совершение налоговых правонарушениях (в том числе, неведение раздельного учета НДС, незаконное возмещение НДС и т. д.).

В результате, если по итогам прохождения камеральных проверок организация получала возмещение НДС (и возврат из бюджета осуществлялся на основании решений ИФНС РФ), такое возмещение может быть признано в выездной проверке ИФНС РФ незаконным и налогоплательщик будет обязан вернуть в бюджет ранее полученные из него суммы.

Принимая во внимание вышеизложенное, в такой ситуации избежать возможного налогового спора с ИФНС РФ, обусловленного требованием вернуть ранее полученное возмещение НДС вряд ли удастся.

Выездная налоговая проверка по НДС: как долго она может продолжаться?

Непрерывно выездная проверка по НДС может проводиться не более двух месяцев (хотя этот срок может быть продлен), при этом такой срок может прерываться и фактически контрольные мероприятия могут длиться гораздо дольше.

Проверяемый период также ограничен: (три) года, предшествующие году, в котором было вынесено решение о проведении этой проверки.

По итогам проведенной выездной проверки составляется акт в котором отражаются её результаты, то есть выявленные нарушения налогового законодательства, либо отсутствие таковых в части соблюдения организацией своих налоговых обязанностей, в частности, обязанности вести раздельный учет НДС, добросовестно осуществлять свою деятельность и не допускать незаконное возмещение НДС и т.д.).

Акт вручается налогоплательщику и после истечении пятнадцати рабочих дней со дня такого вручения (если организацией не реализовано свое право на защиту при налоговых проверках и не представлены письменные возражений на этот акт), налоговый орган в течение десяти рабочих дней выносит решение по результатам проверки.

Руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения.

Также обязательными являются указания в решении на:

  • срок обжалования вынесенного решения;
  • порядок обжалования этого решения.

При несогласии или выводе о нарушении своих прав налогоплательщик имеет право обжаловать все акты (действия и бездействия) ИФНС РФ, которые имели место в ходе проведения налоговой проверки (как камеральной, так и выездной), при оформлении ее результатов, рассмотрении ее материалов, а также непосредственно принятое ИФНС РФ решение.

С 1 января 2014 г. акты принятые ИФНС РФ решения и действия их должностных лиц обжалуются в вышестоящую ИФНС РФ, и лишь после этого могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Источник: https://www.calangium.com/information/statiy/Vyezdnaja-proverka-po-NDS/

Выездные и камеральные налоговые проверки в учреждениях госсектора

Одна из главных обязанностей налоговых органов — контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель — проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности (статья 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Читайте также:  Как заполнять платежки по страховым взносам в 2017-2018 годах? - все о налогах

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ.

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@.

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки (статья 93 НК РФ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки (статья 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.

Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты.

Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: https://grnt.ru/blog/vyiezdnyie-i-kameralnyie-nalogovyie-proverki/

Выездные налоговые проверки

Каждый бухгалтер, все руководители компаний, финасисты и директоры с трепетом относятся к налоговым проверкам. Особые опасения традиционно вызывают выездные налоговые проверки (ВНП).

Если в организации имеют места нарушения бухгалтерского или налогового учета, ведения документооборота или другие ошибки, выездная налоговая проверка раскроет все недочеты перед государственными контролерами, и могут последовать санкции.

В связи с этим, существует ряд заблуждения по поводу выездных проверок, вероятности и причин попадания под выездную проверку.

Разумеется, необходимо соблюдать ряд условия, чтобы не попасть под критерии для проведения налоговой проверки, однако, не следует верить всему, что рассказывают о проверяющих из налоговой.

Считается, что налоговики не проверяют фирмы и ИП первые три года существования. Это не совсем верное утверждение. Конечно, вероятность выездной проверки в этот период ниже.

Кроме того, в Законе, защищающем права юридических лиц и предпринимателей при проверках их госорганами сказано, что госорганы не могут проверять фирму или индивидуального предпринимателя первые три года. Но это утверждение на касается налогового контроля и ВНП.

Разумеется, за первые три года трудно найти большое количество нарушение (или вообще хоть какие-то нарушения).

Потому вероятность проверки очень мала, но выездная проверка может нагрянуть, если налоговикам отправили запрос из МВД на совместную проверку, либо налогоплательщик заявил к возмещению очень крупную сумму НДС, что подозрительно для молодой компании.

Еще одно заблуждения насчет визита проверяющих — это проверка при ликвидации. Многие предполагают, что налоговики совершенно точно нанесут визит при ликвидации юрлица. Это не так.

Проверить всех, кто принял решение о ликвидации, да еще и в положенные сроки (до того, как компания ликвидирована) просто невозможно. Вероятность выездной проверки высока при ликвидации очень крупного налогоплательщика, либо если у налоговиков уже были подозрения о нарушениях.

В случае с индивидуальными предпринимателями ситуация несколько иная. Они могут быть проверены даже после прекращения своей деятельности.

Еще одно заблуждение — многие считают, что, если вы попали в поле зрения УФНС, то ИФНС обязательно проведет выездную проверку. Разумеется, шанс быть проверенным в таком случае есть, причем довольно высокий, но он на стопроцентный. Решение о целесообразности и сроках ВНП примет ваша районная Инспекция.

Тем не менее, если решение о проведении выездной проверки было принято, либо вы попали в план проверок, избежать ВНП не удастся. Не поможет даже переезд в другой район и смена ИФНС. Новая инспекция по новому месту регистрации все равно вас проверит.

Распространено мнение, что, если компания по всем документам длительное время работает в убыток, ее обязательно проверят. Такое мнение имеет право на существование, но вероятность проверки на 100%.

Конечно, такая компания находится под внимательным присмотром ФНС, но под проверку может никогда не попасть, ведь не факт, что удастся определить нарушение, перекрыть убыток и доначислить налог на прибыль (а в этом и заключается основная цель проверки).

Если не будет очевидным, что возможно доначислить суммы каких-либо других налогов, то проверки не будет. Есть еще одно мнение, в соответствии с которым считается, что, если вы ведете учет и деятельность в целом так, что не попадаете в зону риска проверки, то ее и не будет.

На самом деле, вы все равно можете быть проверены по заданию вышестоящих органов, наводке со стороны, по запросу из МВД, либо просто в плановом порядке.

Некоторых налоговики проверяют с завидной регулярностью, другие работают десятки лет и ни разу не попадали под выездную или камеральную проверку — крайне затруднительно угадать, когда вам нанесут визит инспекторы.

Чтобы снизить вероятность проверки, необходимо следить за всеми изменениями законодательства, новинкам в учете и налогах. Для этого участвуйте в семинарах для бухгалтеров от ЦДО «АКАТО». Наши преподаватели — практикующие эксперты высочайшей квалификации. Они помогут вам разобраться в самых сложных вопросах! Посмотреть расписание семинаров.

Приглашаем всех повысить свою квалификацию и ценность на рынке труда — обучайтесь ведению отчетности по Международным стандартам!

Источник: https://acato.ru/articles/20120607/zabluzdenia-nascet-vyezdnyh-nalogovyh-proverok

Налоговые проверки 2015

Проверка – это ряд мероприятий, проводимых органом государственного или муниципального контроля в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя для оценки соответствия его деятельности обязательным требованиям, установленным правовыми актами.

Виды налоговых проверок

Проверки могут быть плановые, неплановые, документальные (камеральные) и выездные.

Проверка проводится на основании приказа, распоряжения руководителя или его заместителя государственного (муниципального) надзора.

При плановой проверке не позднее, чем за три дня, органы контроля обязаны уведомить организацию (ИП) о начале проведения мероприятий. При этом они отправляют копию приказа ( распоряжения) в адрес организации (ИП). В приказе органы госконтроля указывают фамилии, имена, отчества, должности лиц, которые уполномочены на проведение данного мероприятия.

Далее указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество предпринимателя, в отношении которых проводится проверка. Также в приказе указывается цель или предмет проверки и срок ее проведения, с указанием даты начала. Основание проверки, отражается в документе перечнем или ссылками на требования, установленные правовыми актами.

Наиболее известная проверка это камеральная. Она проводится по месту нахождения налогового органа и заключается в проверке декларации на предмет несоответствий. Проверяется сам факт сдачи декларации и сроки ее подачи.

Также при камеральной проверке осуществляется правильность исчисления налоговой базы, арифметические подсчет данных, обоснованность налоговых вычетов, сравнение показателей бухгалтерской отчетности и данных деклараций.

Если ошибки выявлены, то налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщиков в течение пяти дней дать необходимые объяснения (ст. 88 НК РФ). Регламент и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируется статьей 88 НК РФ.

Изменения по налоговому контролю с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 года расширен перечень случаев, когда налоговая инспекция вправе требовать дополнительные документы при проведении камералки.

Так, согласно новой редакции статьи 88 НК РФ налоговый орган может истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, если:

– выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

– выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;

– выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Требование о предоставлении данных документов налоговики могут направить в адрес налогоплательщика только в случае, если выявленные несоответствия вызвали занижение суммы НДС к уплате или о завышении его к возмещению.

Также с 1 января 2015 года вступает в силу новая редакция статьи 92 НК РФ, по которой установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов не только при выездной, но и при камеральной проверке декларации по НДС в случаях:

– если декларация подана с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

– если установлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации или ИП. Она осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то проверка проводиться по месту нахождения налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует статья 89 НК РФ.

Компанию вправе проверить не только налоговые органы и контролеры из внебюджетных страховых фондов, но и другие контролирующие органы В частности, Генпрокуратура, Роспотребнадзор и МЧС России.

Порядок проведения и оформление результатов проверки установлены Федеральным законом от 26.12.

08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».

Источник: Журнал «Российский Налоговый Курьер»

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/42969-nalogovye-proverki-2015.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]