Внимание: порядок признания процентов изменен задним числом — все о налогах

Неопределенный предел

Довольно странный законопроект рассматривала на этой неделе Государственная Дума. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» меняет порядок отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам для целей налогообложения.

Действующая в настоящее время формулировка статьи 269 позволяет признать расходами проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по доалогоплательщиком по дл долговым обязательствам  269 позволяет относить на расходы лговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях. При этом существенным отклонением считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам. Если же сопоставимых обязательств нет, или налогоплательщику просто не хочется с ними возиться, то предельная величина признаваемых расходом процентов принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, по долговым обязательствам в рублях, и 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

На период финансового кризиса (до 31 декабря 2009 года) допускаемая предельная величина расходов без сопоставления с другими обязательствами была увеличена Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ: полторы ставки рефинансирования в рублях и 22% в иностранной валюте.

Законопроект № 140283-5, рассматриваемый Госдумой, предлагает признавать расходами проценты, фактически начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что установленные проценты соответствуют текущей рыночной ситуации и не направлены на необоснованное занижение налогооблагаемой базы.

С одной стороны, снятие ограничений, конечно, радует. Ведь при наличии финансовой нестабильности риск «выпасть» за установленную границу процентных ставок (по вкладам граждан, например)  достаточно велик, а предлагаемая формулировка должна обеспечить более гибкий подход к определению этой границы.

По мнению авторов проекта, предлагаемые изменения позволят более полно обеспечить права налогоплательщиков и защитить их от избыточного налогового бремени по уплате налога на прибыль при возможном изменении как ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России, так и процентов по долговым обязательствам.

Отдельную благодарность разработчикам проекта хочется вынести за намерение исключить из Кодекса оригинальную формулировку относительно «процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале».

Выражение это в свое время поставило в тупик немало банковских специалистов (и меня в том числе), наивно считавших, что по выданным долговым обязательствам проценты не взимаются, а, наоборот, уплачиваются; а если и взимаются, то по требованиям, а не по обязательствам.

В случае принятия законопроекта исчезнет также нелепое ограничение процентной ставки существенным отклонением на 20% в сторону занижения; хотя я сильно сомневаюсь, что в период действия этого ограничения нашелся хоть один безумный храбрец, попытавшийся увеличить в этом случае проценты для целей налогообложения по сравнению с фактическими начисленными по договору.

Но бесплатного сыра, как известно, не бывает — теперь взглянем на оборотную сторону этой медали. Такие формулировки, как «соответствуют текущей рыночной ситуации» и «не направлены на необоснованное занижение налогооблагаемой базы», не только не определены законодательно, но и на уровне здравого смысла носят исключительно субъективный характер.

У налогоплательщика неизбежно возникнет соблазн отодвинуть предельную границу процентной ставки как можно дальше (кому охота платить лишние налоги?), а у проверяющего — придвинуть ее поближе (особенно если других существенных нарушений не нашлось).

А это означает неизбежные разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами, урегулирование которых возможно только в судебном порядке (вот суды-то обрадуются).

Еще один нюанс: закон должен вступить в силу «задним числом» — с 1 января 2009 года. Нам-то, конечно, не жалко, но это противоречит статье 5 Налогового кодекса, регламентирующей порядок вступления в силу законодательства о налогах и сборах.

На эти моменты обратил внимание Комитет по бюджету и налогам, рекомендовавший Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 140283-5 в первом чтении.

Однако 5 мая Советом Государственной Думы было принято решение продолжить рассмотрение проекта в той же редакции 13 мая 2009 года.

Таким образом, в настоящий момент все в этой истории выглядит достаточно неопределенно: и сам законопроект с его туманными формулировками, и перспективы его прохождения через Государственную Думу.

Но одну вещь я знаю точно: если закон примут, налоговые регистры снова придется менять.

Источник: https://bankir.ru/publikacii/20090507/neopredelennii-predel-2114219/

Изменение цены товара «задним числом»: «прибыльные» проблемы и решения (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Организации, которые применяют общий режим налогообложения и исчисляют налог на прибыль по методу начисления, в случае предоставления покупателю скидки должны скорректировать базу по налогу на прибыль. В Минфине настаивают на том, что в таких ситуациях имеет место искажение налоговой базы за истекший период, а стало быть, без «уточненки» здесь не обойтись. Насколько такое требование обоснованно?

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Об этом говорится в статье 54 Налогового кодекса (далее — Кодекс).

И здесь же сказано, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).Из данного правила есть ряд исключений.

Речь идет о следующих ситуациях, когда скорректировать налоговую базу можно в текущем периоде.Во-первых, это возможно, если определить период, когда имело место искажение или была допущена ошибка.

Во-вторых, пересчет налоговых обязательств может быть произведен в периоде обнаружения ошибки (искажения), если таковая привела к излишней уплате налога.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Обратите внимание! Организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка. На это указано в письме Минфина от 24 марта 2017 г. N 03-03-06/1/17177. Объяснение тому простое: если получен убыток, то налоговая база признается равной нулю.

Соответственно, пересчитать налоговую базу не представляется возможным.

Без вины виноватые

Иными словами, общий принцип исправления ошибок в налоговом учете такой. Вы обнаружили ошибку прошлого периода.

Если она привела к возникновению недоимки по налогу или никак не повлияла на налоговую базу прошлого периода, то пересчет налоговой базы следует производить в периоде ее совершения.

В ситуации, когда период совершения ошибки определить невозможно или же если в результате допущенной ошибки возникла переплата по налогу, то пересчет налоговой базы следует производить в периоде ее обнаружения.

Именно указанными правилами Минфин настоятельно рекомендует руководствоваться налогоплательщикам в случае, если имеет место изменение стоимости ранее реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Такие предписания даны в письмах Минфина от 9 декабря 2016 г. N 03-03-06/1/73537, от 22 декабря 2016 г. N 03-03-06/1/76945, от 20 марта 2017 г.

N 03-03-06/1/15661 и т.д. Чиновники считают, что изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с изменением цены на ранее реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), есть не что иное, как искажение базы по налогу на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период.

А потому и исправлять такие искажения нужно в порядке, установленном статьей 54 Кодекса.

Пример 1. ООО «Заказчик» и ООО «Исполнитель» в 2016 году заключили договор о выполнении работ по ремонту офиса. Стоимость работ по договору — 500 руб. (без учета НДС). Работы были завершены в декабре 2016 года, о чем был подписан соответствующий акт.

В апреле 2017 года ООО «Заказчик» и ООО «Исполнитель» заключили дополнительное соглашение к договору, уменьшив стоимость работ на 50 000 руб.Очевидно, что ООО «Заказчик» завысило расходы за 2016 год на 50 000 руб. Соответственно, такая «ошибка» привела к занижению налога на прибыль за 2016 год.

Поэтому ООО «Заказчик» должно представить в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год.

В свою очередь, ООО «Исполнитель», напротив, за 2016 год завысило доходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. А это привело к переплате по налогу на прибыль. Поэтому исправить «ошибку» общество может в текущем периоде.

Альтернативный подход

В то же время позиция Минфина представляется спорной.

Дело в том, что, действительно, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При этом на основании пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В свою очередь, правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены ПБУ 22/2010 (утв. Приказом Минфина от 28 июня 2010 г. N 63н).

Причем в нем черным по белому написано, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. То есть тот факт, что стороны договора договорились задним числом (уже после реализации товара (работ, услуг)) изменить их стоимость, вовсе не является ошибкой. Ведь на момент отражения доходов и расходов по сделке стороны еще не знали, что впоследствии «переиграют» цену договора. Тогда нет и никаких оснований для применения к рассматриваемым отношениям положений пункта 1 статьи 54 Кодекса. Результаты о новых договоренностях (об изменении цены) должны учитываться в том периоде, когда они были достигнуты.

Исключительный случай

Есть и еще один пример, когда рекомендации Минфина не работают. Речь идет, в частности, о ситуации, когда цена сделки была скорректирована по решению суда. Представители Минфина в письме от 23 января 2015 г.

N 03-03-06/1/1752 сами признают, что присужденные судом к взысканию суммы нельзя рассматривать как ошибки и искажения. То есть в подобных ситуациях исходить нужно из того, когда соответствующее решение суда вступило в силу.

Если это произошло, к примеру, в 2017 году, то за этот год и нужно произвести пересчет налоговой базы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/23898

Налог на недвижимость: что делать, если его подняли «задним числом»

Контекст

Налог на недвижимость физлиц привязали к кадастровой стоимости – закон

Когда власти рассказывают о различных «налоговых маневрах» для пополнения федерального бюджета, мы часто относимся к этому нейтрально или даже безразлично. Но когда такой «маневр» касается вашего личного кошелька, сразу возникает много вопросов.

Налог задним числом

Пример из жизни: владеет человек небольшим участком земли в одной из отдаленных деревень Московской области. Исправно платил ежегодный налог 95 рубля 03 копейки за 15 соток  – по квитанции, которая к нему приходила.

Получил на днях очередную квитанцию и оторопел: мало того, что платеж вырос в 12 раз – сразу до 1144 рублей, оказывается, он еще и за два прошедших года должен почти такую же сумму «доплатить».

А в бумаге – ни объяснений, ни ссылок на нормативную базу, ничего!

Резонный вопрос: правомерно ли повышать налог «задним числом»? И как потребителю понять, по каким квитанциям действительно стоит платить безоговорочно, а где стоит не торопиться и разобраться?

Когда приходит квитанция, в которой указано, что вы «задолжали» налоговой сразу за три года (хотя еще год назад никаких претензий к вам не было, да и суммы выставлялись куда скромнее), нужно официально — письменно или лично — обратиться в инспекцию по месту нахождения налогооблагаемого имущества и потребовать разъяснения ситуации, рекомендует адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

Читайте также:  Как оформить работника на испытательный срок? - все о налогах

Он полагает, что в описанной выше ситуации сумма налога могла вырасти по двум причинам. Во-первых, из-за изменения ставки налога. Во-вторых, налог мог быть посчитан исходя из кадастровой (а не инвентаризационной) стоимости земельного участка. Не исключено, что одномоментно произошло и то, и другое.

Есть одно «но»: взыскивать повышенный налог за три последних года можно лишь, если ставки повысились три года назад, чего, очевидно, произойти не могло.

Доначисление за прошлые периоды после повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости земли задним числом незаконно — см. пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса (НК) РФ.

Поэтому, обращаясь в налоговую службу, необходимо запрашивать нормативные акты, на основании которых произошло такое повышение. Это могут быть городские постановления или решения о пересмотре кадастровой стоимости, о повышении ставки земельного налога.

Если объяснений, подкрепленных документально, предоставлено не будет, нужно обращаться в вышестоящую налоговую (например, в областную), в администрацию городского поселения, в прокуратуру, а также в администрацию области.

Там нужно изложить ситуацию и также попросить объяснить, почему произошло повышение налога, а также потребовать провести проверку законности данного повышения и доначисления налогов за прошлые годы.

Не разобравшись в ситуации досконально, бежать в банк и оплачивать такую квитанцию не стоит.

Что год грядущий нам готовит

Хорошая новость: если говорить только о земельном налоге, в следующем году он не изменится. Новость похуже: с 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц заменен налогом на недвижимость физических лиц, ставки которого куда выше. Еще одна хорошая новость: граждане почувствуют это только в 2016 году, когда придет срок платить по новым ставкам.

По новым правилам налог будет рассчитываться от кадастровой стоимости объекта недвижимости (а не от инвентаризационной, как раньше). Таким образом, в среднем по стране ставки данного налога подрастут в 1,5-3 раза.

Изменились также и ставки налога на недвижимость. Сейчас они таковы:

 — 0,1% кадастровой стоимости — для жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машиномест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— 2% кадастровой стоимости — для административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; для объектов недвижимого имущества, образованных в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, а также для объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
— 0,5% кадастровой стоимости — для прочих объектов налогообложения, которые не вошли в вышеназванные категории.

Кому льготы

Еще одна позитивная новость: перечень категорий граждан, которым положено освобождение от уплаты налога на недвижимость физлиц, не изменился. Напомним, что к льготникам законодатель относит достаточно много категорий граждан. Среди них:

— Герои Советского Союза и Герои РФ; — лица, награжденные орденом Славы трех степеней; — инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства; — пенсионеры; — участники ВОВ; — «чернобыльцы»; — члены семей военнослужащих, которые потеряли кормильца;

— лица творческих профессий (скульпторы, художники, дизайнеры).

Последние освобождаются от уплаты налога на помещения (мастерские), в которых занимаются профессиональной творческой деятельностью. Полный перечень льготников указан в статье 407 ФЗ №284 от 4 октября 2014 года.

Однако получить льготу теперь можно будет не по всем объектам недвижимости, зарегистрированным на льготника. Налоговое послабление предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартиры или комнаты; 2) жилого дома; 3) помещения или сооружения; 4) хозяйственного строения;

5) гаража или машиноместа.

Важно: получить льготу возможно только на один объект недвижимости в каждой из указанных категорий.

«Проще говоря, освободить от налога можно будет максимум 5 объектов недвижимости: только одну квартиру или комнату, плюс только один дом или одну дачу, плюс только одно помещение или сооружение, плюс только одно хозяйственное строение, плюс только один гараж или машиноместо», — уточняет адвокат Соничев.

Лицо, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена льгота по налогу на имущество физлиц, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право на нее.

Тот, кто имеет право на налоговую льготу, но ранее ее не получал, представляет заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (см. пункт 4 статьи 407 ФЗ №284).

Выбрать объект, на который будет распространяться льгота, нужно до 1 ноября 2015 года, разумеется, сообщив об этом в свою налоговую. В следующем году можно будет изменить объект, подпадающий под льготу, и сообщить об этом нужно будет до 1 ноября, но уже 2016 года.

При этом налогоплательщик, заблаговременно сообщивший в инспекцию о том, за какой именно объект недвижимости должен начисляться льготный налог, после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, уже не может произвольно поменять объект налогообложения.

Если же льготник рассеян или забывчив, и вовсе не предоставил в инспекцию уведомление о выбранном объекте, послабление будет предоставлено в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Не только пенсионерам и инвалидам

По новым правилам каждый налогоплательщик получает вычеты, которые не облагаются налогом на недвижимость. Предоставляются эти вычеты автоматически и для абсолютно всех объектов недвижимости, независимо от того, сколько их зарегистрировано на каждого конкретного гражданина.

«Так, в каждой квартире 20 квадратных метров общей площади этой квартиры не облагаются налогом на недвижимость физлиц. Для каждой комнаты это 10 необлагаемых квадратных метров площади этой комнаты.

Для жилого дома — 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

А для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 миллион рублей, и только потом рассчитывается налог», — уточняют эксперты.

К слову, по старым правилам таких вычетов не было предусмотрено вовсе.

Марина Алехина

Источник: https://rapsinews.ru/legislation_publication/20141114/272579376.html

Семь способов уменьшить базу по налогу на прибыль задним числом

одчас перед компанией встает необходимость законным образом скорректировать базу по налогу на прибыль организаций задним числом. Например, если по итогам налогового периода сумма налога на прибыль слишком велика или налог был доначислен в ходе налоговой проверки.

Мало кто знает, но по налогу на прибыль у компании всегда есть подушка безопасности, которой можно воспользоваться. Удивительно, но для этого практически без модификации могут быть использованы вполне обычные способы налогового планирования.

Инвентаризация доходов выявит излишне учтенные суммы

Как правило, компании при оптимизации сосредотачивают усилия на увеличении расходов и забывают про доходы. И напрасно, поскольку инвентаризация доходов прошлых периодов может выявить доходы, которые были признаны слишком рано или вообще напрасно. Излишне учтенные в доходах суммы могут быть исключены из налоговой базы после предоставления уточненной декларации (ст. 54 НК РФ).

К примеру, определенные виды доходов не увеличивают налогооблагаемую прибыль (ст. 251 НК РФ). Многие из них – это специфические поступления – гранты, целевое финансирование. Они доступны не для всех налогоплательщиков. Но некоторые вполне могут помочь вывести полученные суммы из-под налогообложения.

Так, безвозмездно полученное от учредителя имущество не приводит к образованию дохода, подлежащего налогообложению, если в документах правильно указано целевое назначение. Согласно подпункту 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, это имущество должно быть передано для увеличения чистых активов.

Полученное в виде временной финансовой помощи имущество оформляют как заем или обеспечительный платеж по договору. В этом случае денежная сумма также не включается в налогооблагаемые доходы (подп. 2, 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это позволяет к тому же не начислять на спорные суммы НДС (п. 1 ст. 146, подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если соответствующие документы не были оформлены в периоде перечисления денежных средств или передачи имущества, то это можно сделать задним числом. Ведь цель передачи имущества может быть зафиксирована не только в акте приемки-передачи или платежном поручении.

Кроме того, компания может установить выгодный для себя способ определения суммы доходов по договорам, технологический цикл которых рассчитан на несколько отчетных или налоговых периодов.

Доход по ним может распределяться или в соответствии с принципом формирования расходов по этой операции, или равномерно (если связь между доходами и расходами по сделке не может быть определена четко), или поэтапно (п. 2 ст. 271 НК РФ).

Косвенные расходы по длящимся договорам в любом случае уменьшают налогооблагаемую прибыль в периоде осуществления. Значит, компания может рассчитать, как именно ей выгодно признавать доход, с тем чтобы учесть и прямые расходы по операциям. Или на конец этапа – тогда в договоре устанавливаются сроки их сдачи, или на конец отчетного периода.

На этапе заключения договора компания не всегда может оценить наиболее выгодный способ. В этом случае потребуется изменить договор, подписав дополнительное соглашение.

Если сделка связана с изготовлением основного средства или выпуском продукции заказчика, то для него непринципиально наличие или отсутствие этапов. Расходы все равно будут признаваться после сдачи полного объема работ.

А значит, проблем с подписанием необходимых документов не возникнет.

Если резерв не начислялся, его можно начислить постфактум

Налоговым кодексом предусмотрен легальный способ формирования «пустых» расходов – через механизм резервов. Он доступен налогоплательщикам, применяющим метод начисления (подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ). Подчас компании пренебрегают им, но он поможет скорректировать налоговую базу прошлых периодов.

В этом случае вносятся необходимые изменения в учетную политику для целей налогового учета. Далее составляется бухгалтерская справка об обнаружении ошибки – отсутствии отчислений в резерв в прошлых периодах – и вносятся исправления в налоговый учет. После чего налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию (п. 1 ст. 54, ст. 314 НК РФ).

С помощью резерва сомнительных долгов на расходы может быть отнесено до 10 процентов от суммы выручки текущего периода.

Необеспеченная дебиторская задолженность по операциям реализации товаров, работ и услуг уже через 90 дней после наступления даты платежа может полностью сформировать сумму резерва с учетом процентного ограничения (п. 1, 3, 4 ст. 266 НК РФ).

Об этом резерве стоит также помнить, если компании по итогам проверки доначислили выручку. Тогда и сумма резерва соответственно возрастет. И даже если компания его создавала, корректировка резерва позволит снизить сумму доначислений.

Что касается резерва на ремонт основных средств, то интерес представляет резерв для особо сложных и дорогих видов капитального ремонта. По нему нет ограничений, сумма отчислений рассчитывается исходя из предполагаемой сметы.

Читайте также:  Фнс разъяснила, по какой форме составляется ликвидационный баланс - все о налогах

Отчисления могут производиться в течение нескольких лет. При этом на конец налогового периода восстанавливать сумму резерва на ремонт основных средств в этой части не нужно (п. 3 ст. 260, п. 1, абз. 1, 3, 8 п. 2 ст. 324 НК РФ).

А значит, компания может скорректировать с помощью данного резерва расходы за три предшествующие года.

Если деятельность компании хоть как-то связана с научными исследованиями, то оптимизировать расходы за два года позволит резерв на осуществление НИОКР (ст. 267.2 НК РФ). За счет него можно отнести на расходы до 3 процентов от выручки компании от реализации за вычетом отчислений в специальные фонды.

Уступить сомнительную дебиторку с убытком задним числом

Другим способом создания расхода, точнее, убытка, является продажа дебиторки по цене ниже номинала. Чтобы с помощью этого способа уменьшить налоговую базу прошлого периода, договор цессии придется подписать задним числом. Также постфактум можно получить и безденежную оплату от цессионария. Например, векселями третьих лиц.

У цедента в этом случае возникает доход в причитающейся сумме к получению и расход в сумме уступленного обязательства. Убыток признается в полном размере, если срок исполнения по дебиторской задолженности истек. У цессионария не возникает доходов и расходов до момента исполнения обязательства или его последующей уступки (ст. 279 НК РФ).

Минус этого способа – цедент не получает полной суммы долга. Но в группе компаний перераспределение средств может быть даже желательным или компенсируется за счет других механизмов.

Встречаются и злоупотребления с искусственным созданием расходов. Конечно, подобные схемы нельзя рекомендовать.

Например, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.10.13 № А08-3867/2012, компания получила решение с доначисленной суммой налога на прибыль к уплате.

После чего «обнаружила», что в периоде проверки ею не были учтены расходы в виде процентов по займам.

Займы, действительно, были. Только, судя по платежным поручениям, беспроцентные. Однако компания продемонстрировала налоговикам возмездные договоры займа.

И суд сделал вывод, что расходы в виде процентов должны быть учтены на основании уточненных деклараций (подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 269, абз. 2 п. 4 ст. 328 НК РФ).

Налоговый орган не смог доказать, что договоры исправлены задним числом во избежание уплаты доначисленного налога.

На практике бывает, что подобные махинации производятся и без договоров займа.

Например, заинтересованная в раздувании расходов компания сама отыскивает те договоры, которые она исполнила ненадлежащим образом. И задним числом признает суммы неустойки по этим договорам.

При этом если контрагентом компании выступает упрощенец, то до фактического получения суммы неустойки он доходы не признает.

Найти суммы НДС, которые можно учесть в расходах

Не так давно Президиум ВАС РФ рассмотрел дело об учете в составе расходов начисленного за счет собственных средств и не предъявляемого контрагенту НДС (постановление от 09.04.13 № 15047/12).

Ранее Минфин России категорически был против такой возможности. Но высшие арбитры опровергли аргументы, которые использовались в обоснование такой позиции.

Налогоплательщику отказано в удовлетворении заявления из-за пропуска трехлетнего срока. Но его доводы признаны правильными.

А значит, теперь не только в будущем можно будет отстоять право на учет в расходах начисленного за счет собственных средств НДС, но и уже сейчас уточнить обязательства по налогу на прибыль за прошлые периоды. Причем на законных основаниях.

В рассмотренной арбитрами ситуации НДС был исчислен и уплачен налогоплательщиком, не подтвердившим применение ставки 0 процентов по экспорту. Но расходный НДС может возникнуть и в других случаях.

К примеру, при безвозмездной передаче товаров, работ или услуг, в том числе в рекламных целях. Или с суммы возмещения расходов (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Руководствуясь выводами, сделанными Президиумом ВАС РФ, компании есть смысл провести инвентаризацию сумм НДС и учесть подходящие суммы в налоговых расходах.

Проанализировать правильность формирования первоначальной стоимости основного средства

Порядок определения первоначальной стоимости основных средств прописан очень общо (п. 1 ст. 257 НК РФ). При желании в нее можно включить все затраты, которые компания осуществила до ввода объекта в эксплуатацию. Как правило, именно на этом и настаивают налоговые органы, а компании, чтобы не спорить, соглашаются с такими требованиями.

Но многие из предэксплуатационных затрат могут быть в соответствии с нормами Кодекса отнесены на расходы по иным основаниям.

Например, командировочные расходы, затраты на обучение персонала, плата за технологическое присоединение вновь созданных объектов к электрическим и тепловым сетям, сетям водоснабжения и канализации и др.

И согласно пункту 4 статьи 252 НК РФ, компания вправе самостоятельно определять, как именно нужно отражать данные расходы: в составе прочих или внереализационных расходов или как затраты, увеличивающие первоначальную стоимость объектов.

Судебная практика по подобным спорам в последние годы складывается в пользу налогоплательщиков. А значит, компания может пересмотреть затраты на приобретение амортизируемых активов в прошлые годы и внести исправления.

Это приведет к признанию большего расхода в периоде осуществления затрат фактически. Но уменьшит амортизационную премию и амортизационные отчисления в периоде признания соответствующих расходов.

Таким образом, декларации придется уточнять по всем периодам.

Корректировка сумм расходов возможна также за счет экономической квалификации вида ремонта основных средств. Только дооборудование, достройка, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение приводят к увеличению первоначальной стоимости (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Все перечисленные операции предполагают изменение технических характеристик объекта основных средств, появление у него новых качеств или изменение назначения.

При этом необходимо, чтобы существовала причинно-следственная связь между произведенными налогоплательщиком изменениями объекта и изменением его характеристик (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.11 № 11495/10).

Но не все работы капитального характера должны капитализироваться.

Например, перекладка и ремонт ветхих участков каменных стен является ремонтом, если она не превышает 20 процентов общего объема кладки и не связана с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от устанавливаемого оборудования.

Смена полов и их оснований, лестничных площадок, лестниц, трубопровода внутри здания, проведение дополнительных коммуникаций, улучшение звукоизоляционных свойств также относятся к ремонтным работам. Значит, эти расходы уменьшают налоговую базу периода, в котором они осуществлены.

Если избежать капитализируемых вложений не удается, целесообразно внести изменения в договор и поделить его на два (или выделить два объекта) договора. В первом прописывают работы, которые не удастся отнести к ремонту, затраты по ним будут увеличивать первоначальную стоимость объекта.

А по второму договору выполняется основная группа работ, затраты на которые будут учитываться как текущий или капитальный ремонт. В данном договоре обязательно указывается, что работы не приведут к улучшению ранее принятых показателей функционирования объектов или изменению его технико-экономических показателей.

Они проводятся в целях сохранения производственного потенциала.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3272-sem-sposobov-umenshit-bazu-ponalogu-napribyl-zadnim-chislom

Ошибка законодателей ухудшает налоговый режим задним числом

Президент подписал давно ожидаемый малым бизнесом законопроект об увеличении порога доступа к упрощенной системе налогообложения.

Но, как оказалось, поправки, принятые в спешке, могут не улучшить, а, напротив, усугубить положение малых предпринимателей.

Из-за технической ошибки законодателей лимит доходов для перехода на упрощенку в этом году может оказаться значительно ниже, чем планировалось.

Отмена некоторых налогов, а также пониженные налоговые ставки делают использование упрощенки привлекательными и выгодными для налогоплательщиков, говорят эксперты.

Оптимальный для фирмы выбор режима налогообложения или объекта налогообложения позволяет снизить суммы уплачиваемых налогов в несколько раз.

Упрощенка дает возможность сократить налоговое бремя, упростить налоговый учет и уменьшить объем сдаваемой отчетности.

Налогоплательщик, перейдя на упрощенку, освобождается от уплаты некоторых налогов, в частности, налога на прибыль, НДС, ЕСН, что делает их особенно выгодными и удобными для среднего и малого бизнеса.

При применении УСН налог взимается по ставке 6 процентов от полученного дохода либо по ставке 15 процентов от полученной прибыли.

Еще один существенный плюс — налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут вообще не вести бухгалтерский учет.

Увеличение предельного порога для перехода на упрощенку предложил в конце апреля премьер-министр Владимир Путин, выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу.

Закон был в рекордные сроки принят Госдумой. Депутаты рассчитывали, что это увеличение позволит более широко применять упрощенную систему налогообложения, в том числе венчурным и инновационным малым предприятиям.

По оценкам специалистов и статистическим данным при переходе на упрощенную систему налогообложения происходит легализация доходов малых предприятий, которая оценивается примерно в 30 процентов.

Также при переходе на упрощенку происходит существенный рост объемов производимой предприятиями продукции, который оценивается в 25 процентов.

До изменений упрощенную систему налогообложения могли применять предприятия, ежегодный объем выручки которых не превышает суммы 20 миллионов рублей в год, скорректированной на ежегодный коэффициент-дефлятор.

А коэффициент должен считаться по правилам, установленным отдельным пунктом статьи Налогового кодекса. С учетом этих коэффициентов на 2009 год максимальная сумма выручки для применения УСН должна была бы составить чуть менее 58 миллионов рублей.

Напомним, что такое решение принял Президиум Высшего арбитражного суда 12 мая этого года.

Что же сделал закон? Он установил, что с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года порог для выручки в целях применения упрощенки повышается с 20 до 60 миллионов рублей. При этом была установлена твердая сумма, без применения всяких коэффициентов.

«Если бы на этот год осталось все как было — порог 20 миллионов, скорректированный на коэффициент, итого примерно 58 миллионов, как сказано выше, все было бы хорошо.

Но дело в том, что хоть правило о применении коэффициента к 20 миллионам и осталось в неизмеренном виде, но с 22 июля 2009 года (тогда был опубликован закон) приостановлено действие того самого пункта, который говорит о том, как считать этот коэффициент-дефлятор.

Таким образом, умножать 20 миллионов не на что», — рассказала «Российской бизнес-газете» заместитель генерального директора аудиторской компании МКЦПН Наталья Малофеева. Так на какую же сумму теперь ориентироваться налогоплательщику?

«Думаю, в данном случае действительно речь скорее всего идет о технической ошибке, поскольку за последние дни последней сессии Государственной Думой было принято большое количество законов», — говорит генеральный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Юлия Михалычева.

«Но было бы очень непоследовательно со стороны налоговиков и законодателей, проводя политику по увеличению лимита для применения УСН, в том числе подтверждая расчеты ВАС в своем письме от 03.07.

2009, занять такую позицию в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН в 2009 году», — отмечает она.

Приостановление действия нормы о порядке расчета коэффициента, по крайней мере, создаст самую благоприятную почву для налоговых споров, считают эксперты. «Вполне вероятно, что налоговые органы попытаются дискредитировать мнение ВАС РФ о размере предельного размера выручки, применяемого в 2009 году для целей УСН.

Однако эти попытки могут быть успешно оспорены в суде, поскольку законодателю запрещено принимать законы, ухудшающие положение налогоплательщика «задним числом». Такие законы не подлежат применению в той части, в которой они придают обратную силу каким-то ухудшениям положения налогоплательщика», — успокаивает партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.

«Возможно, в регионах налоговики попытаются воспользоваться возникшим пробелом, но не думаю, что в том числе и в судебных инстанциях такая позиция устоит», — говорит Юлия Михалычева. Логично предположить, что на следующей сессии будут внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Но пока ошибка в тексте закона не будет исправлена, трактовать применение этого пункта в текущем году смогут только суды.

Источник: https://rg.ru/2009/08/04/nalog.html

Ндфл и налог на прибыль: изменения будут вступать в силу в том числе и задним числом

Президентом подписан первых закон из серии традиционных летних изменений в Налоговый кодекс. Закон вносит поправки в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» и в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и в связанные с данными главами нормативные документы. (Главы НК, связанные со спецрежимами, в данном законе не затрагиваются.)

Читайте также:  Как сдать 2-ндфл, если у работника нет инн? - все о налогах

Установлено пять сроков для вступления в силу отдельных норм нового закона:

— спустя месяц после официального опубликования (пока закон не опубликован, так что точную дату установить нельзя);

— с 1 января 2002 года («задним числом»);

— с 1 января 2005 года («задним числом»);

— с 1 января 2006 года;

— с 1 января 2007 года.

Положения, установленные пунктом 11 части второй статьи 250, подпунктом 5 пункта 1 статьи 265, абзацами вторым и пятым пункта 2, абзацем пятым пункта 3, абзацем первым пункта 5 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ), статьями 3 и 7 Федерального закона N 58-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Положения, установленные абзацем двенадцатым пункта 3 статьи 214.1, абзацем седьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 220, пунктом 1 части второй статьи 250, абзацем тринадцатым подпункта 14 и подпунктом 21 пункта 1, подпунктами 1.1 и 6 пункта 2 и пунктом 3 статьи 251, пунктами 2.

1 и 4 статьи 252, пунктом 14 статьи 259, подпунктами 1 и 6 пункта 1 статьи 264, абзацем первым подпункта 2 и подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 265, абзацем первым пункта 1 статьи 266, подпунктом 2, абзацем вторым подпункта 2.

1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 268, пунктом 1 статьи 270, пунктом 6 статьи 272, подпунктами 1 и 2 пункта 1 и пунктами 4 — 6 статьи 277, пунктом 3 статьи 278, абзацем шестым пункта 2 статьи 280, абзацем третьим пункта 2 статьи 288, абзацем первым подпункта 8 пункта 1 статьи 309, абзацами пятым, седьмым и десятым пункта 1 и пунктом 2 статьи 318, абзацами третьим — шестым пункта 1 статьи 319, статьей 320, частью первой статьи 321, абзацем четвертым пункта 5, пунктом 6, абзацем первым пункта 7 статьи 328 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ), а также абзацем вторым пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ), распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Начнем рассмотриение закона в данном номере с тех норм, которые распространяются на прошлые периоды.

Налог на доходы физических лиц

Нормы, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года

С 1 января 2005 года в соответствии с новой редакцией п.3 статьи 214.

1 НК РФ при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с пунктами 4 — 6 статьи 277 Кодекса, при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=FFU5tJ4EtDY

Для целей получения имущественного вычета по НДФЛ за 2005 год также уточнено, что при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, срок их нахождения в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Налог на прибыль

Нормы, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года

Это очень важно! В соответствии со статьей 7 нового закона впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года — с момента вступления в силу главы 25 НК РФ. Следовательно, налогоплательщики вправе применять для целей исчисления налога на прибыль все принятые ранее документы по нормам естественной убыли прямо с 1 января 2002 года.

Статьей 3 закона N 58-ФЗ определен порядок уменьшения налогооблагаемой прибыли организациями, являющимися первичными владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V серий, и при возникновении курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года. Данная норма также применяется «задним числом» — с 1 января 2002 года. Полный текст нормы — здесь.

С 1 января 2002 года пересмотрен подход к исчислению налога на прибыль по операциям с ценными бумагами (статья 280 НК РФ).

С 1 января 2002 года доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения.

При определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к учету.

Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.

Также с 1 января 2002 года под национальным законодательством для целей определения организатора торговли ценными бумагами понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).

Рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается, как и ранее, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. Однако для сделок, осуществленных с 1 января 2002 года, уточнено, что в случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.

Нормы, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года

В соответствии с новой редакцией п.1 части 2 статьи 250 НК РФ с 1 января 2005 года внереализационным доходом организации не признается доход от долевого участия в других организациях, направляемый на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.

Отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР могут регистрироваться как коммерческие организации, и при этом с 1 января 2005 года не потеряют право на налоговую льготу по целевому финансированию.

При определении базы по налогу на прибыль в соответствии с новой редакцией пп.21 п.

1 статьи 251 в качестве доходов не признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, списанная неналоговая задолженность перед бюджетами будет признаваться налогооблагаемым доходом.

Для целевых поступлений в негосударственные пенсионные фонды с 1 января 2005 года установлен предел в формировании пенсионных резервов: 97% пенсионных взносов в НПФ должны направляться в пенсионные резервы.

Ранее для получения льготы по целевому финансированию в соответствии с п.2 статьи 251 НК РФ в пенсионные резервы должны были направляться все 100% пенсионных взносов.

Таким образом, в 2005 году 3% пенсионных взносов в НПФ без потери льготы могут направляться на обеспечение деятельности фонда.

В соответствии с новым пунктом 3 статьи 251 НК РФ с 1 января 2005 года в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Новым пунктом 2.1 статьи 252 НК РФ уточнен порядок определения расходов для вновь созданных и реорганизованных организаций:

«2.1.

В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.

1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы.

В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой.

Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.»

Это важно! Новой редакцией статьи 259 НК РФ с 1 января 2005 года установлен единый порядок определения стоимости основных средств, бывших в употреблении и передаваемых в качестве уставного капитала (новый пункт 14 данной статьи).

В соответствии с данным пунктом организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

В соответствии с новой редакцией подпункта 6 п.1 статьи 264 НК РФ с 1 января 2005 года расходы на услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, приравнены в полной мере к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

С 1 января 2005 года к внереализационным расходам отнесены проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Также с 1 января 2005 года к внереализационным расходам отнесены расходы в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (новый пп.19.2 п.1 статьи 265 НК).

Установлено ограничение на понятие «сомнительный долг», определенное в статье 266 НК РФ.

Уточнено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Статья 268 НК РФ с 1 января 2005 года определяет не только особенности формирования расходов при реализации товаров, но и особенности формирования расходов при реализации имущественных прав.

Новой редакцией пп.1 статьи 270 уточнено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.

Продолжение — в Правоведе N 23.

Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2005/22/01

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]