Возможен ли допрос свидетеля в рамках камералки? — все о налогах

Юрсправка: Вызовы на допрос в рамках налоговой проверки

На протяжении последних нескольких лет налоговые органы активно используют свидетельские показания для предъявления претензий налого плательщикам. Руководители многих организаций уже сталкивались с вызовами на допрос в инспекцию.

Многим это только предстоит. Основные правила допроса свидетелей весьма коротко изложены в статье 90 НК РФ. В связи с лаконичностью положений закона возникает много вопросов о порядке его применения.

Например, когда руководитель организации может быть вызван на допрос в налоговый орган?

Основанием для вызова на допрос руководителя чаще всего является проведение в отношении возглавляемой им организации камеральной или выездной налоговой проверки.

Помимо этого вызов на допрос может быть направлен и тогда, когда проводится налоговая проверка контр агента организации.

НК РФ не ограничивает число допросов одного и того же лица в рамках одной налоговой проверки, таким образом, вопрос о количестве вызовов остается на усмотрении налогового органа.

Вызов на допрос может быть направлен лицу и после окончания налоговой проверки. Законные основания для такого вызова имеются, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки счел их недостаточными для вывода о том, совершил ли налогоплательщик правонарушение.

В связи с чем для получения дополнительных доказательств на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вынесено решение о проведении добавочных мероприятий налогового контроля.

Во всех остальных случаях, когда в отношении организации или ее контрагента мероприятий налогового контроля не проводится, основания для вызова свидетеля у налогового органа отсутствуют.

Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах.

Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г.

по делу N А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. N КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.

НК РФ не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний. При этом неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ.

За игнорирование повестки положен штраф в размере 1000 рублей.

В отсутствие доказательств вручения повестки лицо не может быть привлечено к ответственности за неявку или уклонение от явки на допрос, поскольку невозможно подтвердить, что оно было осведомлено о вызове.

Проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел.

Такая возможность установлена пунктами 2, 4, 8, 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37.

Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки.

м

Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. N 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. N 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.

Вопрос, мучающий многих: вправе ли руководитель организации отказаться от дачи свидетельских показаний? Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются.

В данной ситуации необходимо помнить о наличии нормы прямого действия, содержащейся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо.

В то же время на основании ст. 199 НК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации.

Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.

Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на Конституцию является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ.

Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса.

Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.

Частью 1 ст. 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Руководствуясь данной нормой прямого действия, руководитель вправе прийти на допрос с адвокатом или иным лицом, приглашенным для оказания юридической помощи.

Поскольку юридическая помощь будет оказываться не организации, а ее руководителю как физическому лицу, для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность в нотариальной форме.

Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.

Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают.

Ответы «не знаю» и «не помню» допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг ваших обязанностей или вы затрудняетесь вспомнить по происшествии длительного периода времени.

После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.

Источник: https://rg.ru/2012/03/06/yurnalog.html

Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую. Фото | Карьера и свой бизнес

Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд».

Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот — цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию.

Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз — для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

Проверяйте протокол

Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля.

По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний.

В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

• как и когда был выбран данный контрагент,

• откуда получена информация о нем,

• как осуществлялись контакты,

• кто и как подписывал договор и прочие документы,

• какие имеются контакты, реквизиты и пр.

2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

• какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

• как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Как себя вести на допросе

Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст.

51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию.

Налоговая служба — это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним.

Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции.

м

Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Что грозит при неявке

На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием.

Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет. Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст.

128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

Иногда лучше промолчать

Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности.

Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике.

Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию.

Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас. Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.

Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

[processed]

Источник: https://www.forbes.ru/svoi-biznes-column/biznes-i-vlast/71132-shest-sovetov-predprinimatelyam-i-naemnym-rabotnikam-poluchi

Директора вызвали в налоговую на допрос, что делать?

В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившихся, так и ныне работающих).

Свидетеля вызывают повесткой на допрос в налоговую инспекцию, а все показания заносятся в протокол.

Дача пояснений – не допрос
Вызов в налоговую на допрос нередко путают с таким мероприятием налогового контроля, как вызов для дачи пояснений (ст. 31 НК РФ). Он оформляется уведомлением.

При этом одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос в качестве свидетеля в налоговую должно явиться лицо, указанное в повестке о вызове (например, генеральный директор), в то время как для дачи пояснений от компании можно направлять любого представителя компании по доверенности (в том числе одного лишь юриста).

Итак, Вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

1. Не игнорируйте вызов на допрос в налоговой

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение.

Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога.

Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Важно!
Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

2. Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Допрос свидетелей налоговая инспекция проводит с целью получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных налоговых нарушений, связь с компаниями-однодневками. Поэтому чаще всего задают вопросы по сделкам и операциям, которые показались инспекторам «сомнительными»:

  • Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
  • Почему выбрали именно его?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  • Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
  • и др.

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление.

Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо.

Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

4. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко

Если  вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно.

К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ.

Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы.

Как свидетелю формулировать свои ответы Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы.

Например, на вопрос инспектора о том, как был найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений.

Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля.

В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.

История из практики
В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными».

При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента.

Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».

м

Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:

  • Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.

История из практики
Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей.

При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было. В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет».

В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

  • Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для допроса хватит простой доверенности Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).

При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/gendirektora-vyzvali-na-dopros-v-nalogovoi-pravila-bezopasnogo-povedeniia-6000/

Налоговые споры: свидетели и свидетельские показания

Допустим..

Любое доказательство должно быть допустимым (то есть возможным, приемлемым) — это одна из правовых аксиом.

Чтобы войти в «допустимую» категорию для налоговых споров, доказательство должно быть, во-первых, предусмотрено законодательством, и во-вторых, получено в четко установленном порядке.

Одним из видов доказательств (сначала — при налоговых проверках, а при недовольстве их результатами — в арбитражных налоговых спорах) являются показания свидетелей.

Примечание. Налоговики вправе допрашивать свидетелей и вне проведения налоговой проверки. Ведь получение объяснений от граждан — это такая же самостоятельная форма налогового контроля, как и проверки (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. по делу N А56-17758/2005).

Чаще всего налоговыми свидетелями становятся сотрудники проверяемых компаний и фирм-контрагентов (руководители, бухгалтеры, работники склада, члены ревизионных комиссий и пр.), оценщики, наемные работники индивидуальных предпринимателей, а иногда — даже родственники и соседи сотрудников инспектируемой организации.

Примечание. Здесь действует свой кастинг
Налоговым свидетелем может стать не каждый.

В «недопустимую» категорию входят, например, те люди, которые в силу малолетнего возраста или же физических или психических недостатков не способны адекватно воспринимать обстоятельства, а также те, кто располагает информацией, необходимой налоговикам, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей (аудиторы, адвокаты, священники) (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Приглашают свидетеля письменной повесткой, которая вручается под расписку с указанием даты вручения либо отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Кстати, беседовать со свидетелем чиновники могут не только в инспекции, но и на дому (если, например, человек приболел или по другой уважительной причине не может откликнуться «на вызов»).

Примечание. Принудительное привлечение свидетелей в налоговую инспекцию законодательством не предусмотрено.

При беседе инспекторы обязаны вести протокол допроса, внося в него сообщенную свидетелем информацию, имеющую отношение к определенной ситуации. Чтобы этот документ получил статус «допустимого», чиновник, который его ведет, обязан соблюдать определенные правила.

Документ должен быть надлежащим образом оформлен, в частности содержать отметку о том, что допрашиваемый предупрежден об ответственности за отказ, уклонение и дачу заведомо ложных показаний, иначе говоря, он в точности должен соответствовать форме, установленной Приказом МНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ (Приложение N 3).

К протоколу могут прилагаться фотографии, негативы, видеозаписи и другие материалы, с помощью которых закрепляют полученные доказательства (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 июня 2006 г. N Ф08-2677/2006-1112А).

«Показания свидетеля записываются по возможности дословно, от первого лица, — объясняет адвокат Александр Павлов, ранее работавший в ОБЭП.

— Однако если основная их часть в протокол не заносится, а фиксируется с помощью каких-то технических средств (например, на диктофон), то человек должен быть предупрежден об их применении, а в протоколе необходимо сделать соответствующую отметку. В этом случае аудиозапись будет являться материалом проверки и учитываться при вынесении решения. Но если эти материалы попадут в суд, то арбитры уже сами будут определять допустимость аудиозаписи опроса свидетеля как доказательства».

Примечание. Ложная тревога
Допрос свидетеля в ходе налоговой проверки отнюдь не означает, что на проверяемую компанию хотят «завести дело». Ведь инспекторы проверяют все предприятия, а не только те, «чья репутация нечиста».

И целью допроса далеко не всегда является изобличение злостных неплательщиков и недобросовестных предпринимателей.

Инспекторы могут просто пытаться поточнее уяснить, как фирма исполняет свою конституционную обязанность по уплате налогов и сборов вне зависимости от того, какой у данного плательщика деловой имидж.

Всюду формализм..

Довольно часто причиной недоверия судей к показаниям свидетелей, собранным налоговиками, является несоблюдение последними процедуры получения информации.
Начнем с того, что уже вызывать налогового свидетеля на допрос в инспекцию следует исключительно в порядке применения ст. 90 НК РФ.

Перед допросом, как было отмечено выше, инспектор первым делом должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Все сказанное на допросе опрашиваемым лицом фиксируется в протоколе.

Если же налоговики не смогут доказать, что все формальности были выполнены, то воспользоваться полученными сведениями, скорее всего, не удастся.

«Обратите внимание, — предупреждает налоговый адвокат Сергей Воронин, — если на суде выяснится, что процедура приглашения свидетеля для дачи показаний была нарушена, или чиновники не укажут в протоколе, что предупредили свидетеля об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, или обнаружится еще какой-то недочет в оформлении протокола допроса, то судьи не будут рассматривать такой документ в качестве доказательства, даже если свидетели сообщили важные для разрешения рассматриваемого спора сведения». (См. также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2008 г. N А19-15326/07-57-Ф02-2709/08, ФАС Поволжского округа от 30 апреля 2008 г. по делу N А12-15514/07-С65 и ФАС Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5520/2007(37206-А46-42).)

Примечание. Если налоговики опросили свидетелей, а судьи, невзирая на правильное оформление протокола и ценность сообщенных гражданами сведений, этому не вняли, есть все шансы отменить решение «невнимательных» арбитров (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2007 г. N Ф04-2369/2007(35234-А45-15), Ф04-2369/2007(33584-А45-15)).

Дополнительные материалы

Теперь разберемся, что произойдет, если в протокол допроса свидетеля включить дополнительную информацию, на которой настаивает вызванный для дачи показаний свидетель. Ответ однозначный — это не сделает протокол недопустимым доказательством.

Ведь лицо, допрашиваемое в качестве свидетеля в рамках налоговой проверки, вправе делать собственные замечания, вносить ясность в существо дела — и все это подлежит внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ). Вопрос о внесении дополнений в утвержденный налоговиками протокол поднят неспроста.

Дело в том, что в него могут закрасться два довольно опасных для самих чиновников ФНС «пробела».

Первый — это отсутствие отметок о том, было ли свидетелю разъяснено его право приходить на допрос со своим адвокатом, приглашенным для оказания во время допроса свидетеля юридической помощи.

Ведь, по сути, если этого не сделать, будут нарушены права свидетеля.

«На мой взгляд, — говорит подмосковный судья Кирилл Талов, — такая непредусмотрительность со стороны тех, кто ведет протокол, не лишает свидетеля возможности прийти на допрос со своим адвокатом и сослаться при этом, например, на ст.

48 Конституции, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. А вот представитель налогового органа в присутствии защитника без каких-либо законных на то оснований как раз может поставить вопрос о допустимости такого доказательства».

Второй «пробел» заключается в отсутствии в протоколе отметки о разъяснении вызванному для дачи показаний лицу перед началом допроса его права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Между тем если налоговики не докажут, что пояснили свидетелю данное «отказное право», то зафиксированные в таком протоколе показания будут считаться полученными с нарушением закона и не смогут стать полноценными доказательствами (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8).
Таким образом, у допрашиваемого образуется шанс повлиять на то, что будет отражено в протоколе. Если человек заинтересован в том, чтобы его показания были признаны допустимым доказательством, можно прямо от руки на протоколе сделать пометку, что ему разъяснены и право воспользоваться помощью адвоката, и право «не свидетельствовать против себя». Если же свидетель не хочет, чтобы сообщенной им информации чиновники «дали ход» (а не сообщить ее он не мог, поскольку об ответственности за «отказ» или за «ложь» его как раз предупредили), то впоследствии у него будет шанс «потопить» собственный протокол, сославшись на неразъяснение «отказного права» и указанное выше Постановление Пленума ВС РФ N 8.

Подозрительные личности

При рассмотрении в суде доказательств, представленных налоговиками, может сложиться и так, что у арбитров вызовут недоверие сами свидетели, на чьих показаниях налоговики попытаются доказать свою правоту. Например, пытаясь как-то раз доказать недобросовестность одной компании, инспекторы в качестве свидетелей опросили руководителей двух фирм-контрагентов.

Но предъявленные в суде показания вызвали у арбитров ряд нареканий. Например, когда судьи решили сопоставить подписи в паспорте одного из свидетелей (директора фирмы-поставщика) на счетах-фактурах и в банковской карточке, то выяснилось, что во время составления счета-фактуры у руководителя фирмы-поставщика вообще не было при себе паспорта.

Дело в том, что она его потеряла, а заявление об утрате удостоверения личности подала… спустя восемь лет. И хотя подписи были признаны «похожими», арбитры указали, что данному свидетелю они не доверяют.

Подпись руководителя второй фирмы-поставщика чиновники вообще проверять не стали, как не опросили и гражданина, занимавшегося регистрацией общества, деятельность которого вызвала у налоговиков подозрение.

Другими словами, в этом случае в свидетельских показаниях, направленных в суд, было слишком много «темных пятен», поэтому судьи сочли их недопустимыми (Решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2009 г., Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2009 г. по делу N А41-20492/08 и ФАС Московского округа от 25 января 2010 г. N КА-А41/15383-09 по делу N А41-20492/08).

К личности свидетеля у судей имеется еще одно «пожелание»: тот, кто собрался давать показания, должен быть допрошен лично, а не через своего представителя, как это попытался сделать один гражданин, подтверждавший для налоговиков факт выдачи неучтенной заработной платы иностранным сотрудникам предпринимателем-работодателем (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2568).

Ищет милиция

В последнее время на практике часто возникают споры о допустимости доказательств, собранных сотрудниками органов внутренних дел и переданных в налоговый орган.
Вопрос сотрудничества налоговиков и оперативников ОВД специально оговорен в законе.

Эти структуры могут информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства, о принятых мерах по пресечению таких нарушений (п. 3 ст. 82 НК РФ). Кроме того, милиционеры могут вместе с налоговиками участвовать в выездных налоговых проверках (п. 1 ст. 36 НК РФ), если инспекторы их об этом попросят (п. 33 ст. 11 Закона о милиции).

Обратите внимание: правильно отразить на бумаге результаты совместной работы этих двух структур очень важно. Ведь только при наличии письменного запроса налоговиков на совместные действия с оперативниками объяснения свидетеля, полученные сотрудниками ОВД, могут быть расценены судом как доказательства.

Форма запроса, как и алгоритм действий милиционеров, установлены специальной Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (Приказ МВД России N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22 января 2004 г.; Постановления ФАС Уральского округа от 18 июля 2007 г.

м

N Ф09-5441/07-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 17 сентября 2007 г. по делу N А43-19169/2006-30-645 и ФАС Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5520/2007(37206-А46-42)).
Однако чаще всего происходит наоборот, и решения, принятые на основании данных, предоставленных налоговикам оперативниками, отменяются на первом же судебном заседании.

Арбитры считают, что допрос свидетелей должны проводить только сами налоговики. Если же объяснения будут получены сотрудниками милиции, то это будет прямое нарушение требований, установленных в ст. ст. 90 и 99 Налогового кодекса, регламентирующих процедуру опроса налоговых свидетелей. «Существует Определение Верховного Суда РФ от 4 февраля 1999 г.

N 19-О, — комментирует ситуацию Сергей Воронин. — В нем сказано, что милиция может лишь указать налоговикам, где можно получить сведения о налоговых нарушениях. А опрашивать людей и фиксировать сообщенную ими информацию должны налоговики. И большинство арбитражных судей поддерживают выводы своих «верховных» коллег» (см.

, например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 июля 2008 г. по делу N А26-6280/2007, ФАС Московского округа от 3 июля 2008 г. N КА-А40/5829-08, ФАС Северо-Западного округа от 23 июля 2008 г. по делу N А56-52847/2007 и от 15 января 2008 г. по делу N А56-2044/2007).

Записка не доказательство

Главный бухгалтер компании тоже может оказаться свидетелем при налоговом споре. Однако в плане процессуального оформления его показания не отличаются от любых других — они тоже должны быть отражены в протоколе допроса.

Никаким другим документом протокол заменить нельзя.

Правда, однажды налоговики представили во время судебного разбирательства объяснительную записку главного бухгалтера компании, написанную на имя инспектора во время налоговой проверки, в которой та изложила все известные ей факты по интересующему налоговиков делу.

Однако судьи пришли к выводу, что, если инспекция хотела включить пояснения бухгалтера в дело, их надо было оформить в соответствии с нормами законодательства как свидетельские показания (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2007 г. N А40-4518705-114-392).

Налоговые споры, Налоговые проверки

Источник: https://www.pnalog.ru/material/nalogovye-spory-svideteli-pokazaniya

Допрос свидетеля в рамках налоговой проверки: как проводится и оформляется

Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нет. То есть они могут допросить вас как свидетеля и в ходе выездной проверки, и в ходе камеральной, и в ходе встречной проверки вашего контрагента.

Таким образом, вполне может случиться так, что в один прекрасный день вас вызовут на допрос. Пугаться не стоит. Просто вам следует четко знать, как должен проходить допрос, как он оформляется и как лучше себя вести во время этой не очень приятной процедуры.

Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля

Свидетелем может стать любой человек, который, по мнению налоговиков, знает что-то, имеющее значение для проверки.

При этом налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор.

На допрос могут быть вызваны руководитель вашей организации, бухгалтер, сотрудники и даже руководитель, бухгалтер и сотрудники вашего контрагента, если в рамках проверки вашей организации у налоговиков возникли какие-то сомнения.

Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет (малолетние);
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор, нотариус).
  • Как правило, ни у бухгалтера, ни у руководителя нет времени (и желания) посещать допрос. Поэтому первый вопрос, который возникает, если вызвали на допрос, — можно ли не явиться и чем это грозит?

    Когда можно не явиться на допрос

    За неявку или уклонение от явки для дачи свидетельских показаний вам грозит штраф в размере 1000 руб. При условии что налоговики подтвердят документально, что вызывали вас на допрос, и при этом у вас не было уважительных причин не явиться.

    Конечно, размер штрафа не сильно устрашает, и многие предпочитают не являться на допрос без объяснения причин. Но следует учесть, что налоговики могут направить запрос в правоохранительные органы об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. Поэтому лучше не доводить до того, когда вас начнет разыскивать полиция, и явиться добровольно.

    Если вы не можете прийти на допрос, обязательно сообщите об этом в инспекцию. Если вам затруднительно добраться до ИФНС из-за болезни, старости или инвалидности, налоговики могут сами к вам прийти.

    Кроме того, по усмотрению налоговиков уважительными причинами неявки на допрос могут быть признаны и другие причины. Например, если вас вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе.

    В этом случае проверяющие могут пойти навстречу и разрешить вам дать показания в налоговом органе по месту пребывания (жительства). Однако они не обязаны этого делать.

    Поэтому может случиться так, что вам придется ехать на допрос в другой город.

    Но унывать не стоит. Вы имеете право на выплату суточных и на возмещение расходов, связанных с проездом до места допроса и проживанием (если нет возможности вернуться в тот же день).

    Эти расходы финансируются из федерального бюджета и оплачиваются после проведения допроса.

    Кроме того, за время отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы за вами сохраняется.

    В общем, если налоговики решили вас допросить, то они найдут способы это сделать. В ваших же интересах — явиться на допрос или хотя бы своевременно сообщить о причинах неявки.

    Когда можно отказаться от дачи показаний

    На допросе от дачи свидетельских показаний можно отказаться на вполне законных основаниях. Например, вы не обязаны свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки).

    Очень часто на право не свидетельствовать против самого себя ссылается руководитель организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля.

    Однако в такой ситуации налоговики проводят допрос в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не его самого. Поэтому это не основание для отказа.

    Другое дело, если свидетель — предприниматель и его вызвали в качестве свидетеля по проверке в отношении него же. Он может отказаться от дачи показаний.

    ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Если на допрос вызвали руководителя проверяемой организации, то он не сможет отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на то, что он не хочет свидетельствовать против самого себя.

    Отказаться от дачи свидетельских показаний, основываясь на том, что вам ничего не известно, тоже не получится. Налоговики сами определяют необходимость привлечения вас как свидетеля, и, если они посчитали, что вы можете им что-то сообщить, вам лучше явиться. В этом случае можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и так далее. Это уже не будет считаться отказом.

    При этом неправомерный отказ от дачи показаний приравнивается к даче заведомо ложных показаний и грозит штрафом в 3000 руб.

    СОВЕТ

    Если у вас нет оснований для неявки на допрос, но есть основания для отказа от дачи показаний — идите в ИФНС и там отказывайтесь. Однако, как видим, причин не так уж и много.

    Поэтому, скорее всего, свидетельствовать все же придется. В этом случае лучше заранее продумать свою позицию и подготовиться.

    Например, законспектировать информацию, которая может заинтересовать налоговиков, чтобы не запутаться.

    Как проходит допрос

    Допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только инспектор, который проводит проверку. Результаты допроса оформляются протоколом.

    Перед началом допроса инспектор:

    • проверяет документы, удостоверяющие личность свидетеля;
  • выясняет, владеет ли свидетель русским языком (если нет, решается вопрос о привлечении переводчика);
  • предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.
  • Инспектор также должен вас предупредить, будут ли использованы в процессе допроса, например, диктофон или видеокамера. Об этом в протоколе делается специальная отметка, и впоследствии запись прикладывается к протоколу и является способом закрепления доказательств.

    Оформлением протокола занимается инспектор. От вас требуется:

    Источник: https://ppt.ru/news/109941

    Журналы для бухгалтеров и ИП Республики Татарстан

    Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля¬

    Налоговые органы при выездных и камеральных проверках активно используют такие формы налогового контроля, как допрос работников, а также руководителей и учредителей организации, осмотр помещений и территорий налогоплательщика. Некоторым вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

    – Каким образом налоговый орган может затребовать информацию в отношении проверяемого налогоплательщика или сделки?

    – Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования информации.

    Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и последствия их неисполнения.

    Кроме того, указанные документы могут быть адресованы организации как налогоплательщику или носить адресный характер – касаться конкретных физических лиц.

    – Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?

    – Налоговый кодекс не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

    Налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) инспекции повесткой.

    Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки. При этом по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля. В форме протокола допроса свидетеля, помимо прочего, отражается адрес места проведения допроса.

    Тем самым в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей – физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.

    – Может ли генеральный директор быть допрошен в качестве свидетеля?

    – ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

    – Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе сотрудника организации?

    – По мнению Минфина России, Налоговый кодекс не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей. Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое участие не названо в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.

    Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженном в соответствующей доверенности).

    Следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц, по общему правилу, нотариально удостоверенной. Доверенность, выданная от имени организации, не является подтверждением полномочий представлять интересы ее работника.

    м

    – Какая ответственность пре-дусмотрена для свидетеля и за какие действия?

    – Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний). Физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством.

    Налоговым кодексом установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний: скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере 3 000 рублей.

    Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений.

    При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность: предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до
    1 000 рублей; на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 рублей.

    – Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?

    – В акте проверки указывают сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, а также наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты согласно приложению к акту.

    Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

    Иными словами, к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

    Рекомендуется внимательно
    изучить протоколы допроса свидетелей. Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

    Под сомнение также можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

    Подобные замечания можно включить в возражения к акту проверки.

    – Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?

    – Налоговый орган вправе проводить осмотр в рамках выездной, камеральной налоговой проверки и вне рамок проверки.

    Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений, а также:

    – решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;

    – мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

    Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

    – Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?

    – Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

    Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.

    Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.

    С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре Налоговым кодексом не установлен.

    Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 Налогового кодекса документы, запретить проведение осмотра не вправе.

    Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет административную ответственность в виде штрафа в 10 000 рублей. Законодательство дает в этом случае налоговому органу право исчислить налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.

    Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.

    – А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?

    – Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

    Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, если он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

    Отмена решения возможна, если руководитель налогового органа или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).

    – Может ли в ходе осмотра проверяющими проводиться фото- и видеосъемка?

    – Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 Налогового кодекса. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.

    – Должно ли при проведении осмотра приниматься во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?

    – По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводят в рабочее время.

    Проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено на другой день.

    Окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого по правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.

    Представители налогоплательщика могут возражать против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени, отразить замечания об этом обстоятельстве в протоколе осмотра.

    Если это ими сделано не было, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра в возражениях к акту должны быть приведены иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра.

    Например, отсутствие при проведении осмотра понятых.

    По материалам журнала
    «Актуальная бухгалтерия»

     Журнал «Налоговые известия» №20 (октябрь) 2017 года

    Источник: https://nalog-iz.ru/provedenie-doprosov

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]