Всех плательщиков ндс налоговики разделят на группы риска и построят «дерево связей» — все о налогах

Налоговики распределят плательщиков НДС по группам риска с помощью нового ПО, дерево связей в аск ндс

В письме от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/[email protected] ФНС рассказала о том, как налоговые органы должны проверять распределение налогоплательщиков НДС по группам риска, определенным программой «СУР АСК НДС-2» в рамках пилотного проекта.

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» в автоматическом режиме распределяет юрлиц, представивших декларации по НДС, на основании имеющихся у налогового органа сведений на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Низкий налоговый риск возможен при реальной финансово-хозяйственной деятельности, своевременной и полной оплате налогов. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

Высоким налоговым риском характеризуется налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2».

Результаты оценки риска используются:

-при решении вопроса о возмещении НДС по декларациям, требующим своевременного полного налогового контроля с целью не допустить возмещение недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).

Если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2»; -при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью контроля для результативной камеральной проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога;

-при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Управления ФНС должны провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с 1 квартала 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.

Если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска налоговики должны представлять в адрес управления камерального контроля ФНС России.

И еще: Немного о Закрытии ООО. Схем закрытия ООО много, и мы вкратце опишем их.

Вариант закрытия ООО, который предлагает наш центр Вам — перевод предприятия на наших учредителей с заменой генерального директора на иностранную управляющую компанию, либо на иностранного директора.

Суть заключается в том, что права и обязанности учредителей ликвидируемой фирмы переходят новым учредителям, иностранцам, назначается новый генеральный директор и бухгалтер. Главный плюс такого закрытия ООО — небольшие сроки и стоимость.

Суть такого перевода заключается в том, что по законодательству РФ ответственность за деятельность организации несет Генеральный директор и бухгалтер (в финансовом плане), а в специально предусмотренных случаях и учредитель.

После осуществления сделки купли-продажи, или передачи доли Обществу вся ответственность переходит новому учредителю и ген. директору. Вы же получаете полный комплект документов, подтверждающих, что предприятие прошло перерегистрацию и перешло к новому собственнику, иностранцу.

Закрытие ООО влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ).

Предприятие может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Также может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

В добровольном порядке предприятие может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно создавалось, с достижением цели, ради которой оно создавалось.

Суд может принять решение о закрытие ООО в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, либо в случае осуществления компанией деятельности, запрещенной законом, или с иными неоднократными, либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Закрытие ООО может быть по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о закрытие ООО. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.

Большое число исков о закрытие ООО налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.

Особым случаем закрытия ООО является признание его банкротом. Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Закрытие ООО начинается с назначения судом ликвидационной комиссии, которая решает задачу выявления долгов компании и осуществления расчетов с его кредиторами.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о закрытие ООО, порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также письменно уведомить об этом кредиторов.

Статьей 64 ГК РФ установлен порядок очередности расчетов компании с кредиторами.

Согласно п.5 ст.

64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные по истечении срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Если же процедура закрытия ООО завершена, а кредитор не заявил о своих требованиях в срок, тогда обязательства предприятия считаются погашенными.

Существую и другие, более быстрые способы закрытия ООО. Одним из них является реорганизация предприятия (слияние, присоединение). В данном случае предприятие исключается из государственного реестра. При реорганизации все права и обязательства предприятия переходят другому, вновь образовавшемуся юридическому лицу. Налоговой проверки при реорганизации не избежать.

Следующим видом избавления от компании может быть перерегистрация со сменой состава учредителей и директора. Изменения регистрируются в ИМНС, уведомляются фонды. Сама компания существует, как и прежде. Если предприятие не имеет задолженностей перед ИМНС и фондами, тогда налоговой проверки можно избежать.

Такие варианты, как реорганизация и перерегистрация нельзя назвать ликвидацией в ее формальном смысле, однако решается главная задача, стоящая перед предпринимателями — избавление от фирмы и обязательств. Но самим бизнесменам довольно сложно провести такую процедуру, иногда невозможно. Здесь необходима помощь квалифицированного специалиста.

Источник: https://vashyuriskonsult.ru/buh32/nalogoviki-raspredelyat-platelshhikov-nds-po-gruppam-riska-s-pomoshhyu-novogo-po-derevo-svyazej-v-ask-nds/

Плательщиков НДС распределят на группы риска

ФНС России проверяет работу системы управления рисками «СУР АСК НДС-2» (письмо от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@). Она будет автоматически распределять компании — плательщиков НДС на группы по степени налогового риска: высокий, средний, низкий.

Критерии для оценки:

— реальность финансово-хозяйственной деятельности;

— исполнение налоговых обязательств;

— наличие достаточных для ведения деятельности и исполнения обязательств ресурсов (активов);

— возможность контроля со стороны налоговых органов путем выездных проверок.

Если ответ на все перечисленные пункты положительный, то компанию система отнесет к группе с низким налоговым риском. Отсутствие средств и неисполнение обязанностей — критерии для зачисления в группу с высоким налоговым риском. Остальных система зачислит в среднюю группу.

В программном комплексе «АСК НДС‑2» критерий налогового риска будет отображаться в виде цветовых индикаторов. В программном комплексе предусмотрены свои группы риска, но приоритетными будут те, которые присвоит система «СУР АСК НДС-2».

Примечательно, что такой критерий, как реальность хозяйственной деятельности, не имеет значения для распределения компании в высокорискованную. Так следует из буквального прочтения письма. В части, где речь идет об организациях, используемых для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, названы только два упомянутых признака.

Это очень расширяет возможности компаний для попадания в эту группу. Фактически в ней можно обнаружить большинство компаний мелкого бизнеса, особенно из числа вновь образованных.

Компания зарегистрирована с минимальным уставным капиталом. Основных средств на балансе нет: используются или арендованные, или же предоставленные собственниками бизнеса. Компания ведет реальную деятельность. Но в каком‑то периоде возникла задолженность по налогам. Компания попадает в группу с высоким налоговым риском.

Для минимизации таких рисков территориальные инспекции должны были до 30 июня сообщить о спорных случаях в Управление камерального контроля ФНС России.

Цель разделения — не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам. К ним ФНС относит таких, в отношении кого невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку из-за неплатежеспособности или ликвидации после получения возмещения.

Данные системы оценки риска налоговики будут использовать при планировании мероприятий налогового контроля. В частности, на особый контроль попадут налоговые декларации НДС таких плательщиков, если они заявили НДС к возмещению. Их участие в цепочке означает, что все контрагенты в ней попадут в отчет «Дерево связей».

Начисленный к уплате НДС не спасет от подозрений. При выявлении расхождений в представленных декларациях высокорискованная группа также имеет больше шансов стать объектом внимания. Среди бенефициаров таких компаний и взаимозависимых с ними лиц будут искать выгодоприобретателей с целью их проверки и взыскания доначисленных сумм налога.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/news/828-platelshchikov-nds-raspredelyat-na-gruppy-riska

Налоговики распределят плательщиков НДС по группам риска с помощью нового ПО

В письме от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ ФНС рассказала о том, как налоговые органы должны проверять распределение налогоплательщиков НДС по группам риска, определенным программой «СУР АСК НДС-2» в рамках пилотного проекта.

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» в автоматическом режиме распределяет юрлиц, представивших декларации по НДС, на основании имеющихся у налогового органа сведений на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Читайте также:  Проверить маркировку станет проще - все о налогах

Низкий налоговый риск возможен при реальной финансово-хозяйственной деятельности, своевременной и полной оплате налогов. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

Высоким налоговым риском характеризуется налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2».

Результаты оценки риска используются:

– при решении вопроса о возмещении НДС по декларациям, требующим своевременного полного налогового контроля с целью не допустить возмещение недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения). Если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2»; – при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью контроля для результативной камеральной проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога;

– при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Управления ФНС должны провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с 1 квартала 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.

Если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска налоговики должны представлять в адрес управления камерального контроля ФНС России.

Источник: Audit-it.ru

Источник: https://mbko.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=5672

Программа АСК НДС-2: поиск незаконных вычетов, разрывы, дерево связей

Для проверки налоговых деклараций по НДС у налоговиков есть специальная программа АСК НДС-2. Посмотрите, что это такое, что программа анализирует, как устранить разрыв и пройти успешно камеральную налоговую проверку.

Что такое АСК НДС-2

ФНС России еще в 2015 запустила программу АСК НДС-2, которая на тот момент была абсолютно новым сервисом для поиска незаконных вычетов НДС. Это уже вторая версия программы, первая была запущена в 2013 году.

Программа АСК НДС-2 осуществляет проверку налоговой декларации по НДС. После проверки инспекторы могут увидеть все расхождения деклараций между контрагентами. А дальше, вне зависимости от воли инспекторов программа автоматически формирует требование пояснений для компании и направляет его.

Именно эта программа, а не назойливые инспекторы, требует, чтобы у контрагентов сходилось все в счетах-фактурах, вплоть до запятых.

Виды расхождений, которые выявляется АСК НДС-2

Программа АСК НДС-2 анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и проверяет, чтобы данные были введены идентичные.

В случае обнаружения расхождения автоматически формируется требование о пояснениях к обоим контрагентам.

АСК НДС-2 устанавливает расхождение 2 видов:

  1. «НДС» — ситуация, когда оба налогоплательщика отразили сделки в декларациях, но суммы НДС указаны разные;
  2. «Разрыв» — ситуация, когда один из контрагентов не отчитался, сдал нулевую декларацию или его нет в ЕГРЮЛ.

Как уже указано выше при любом виде расхождения в адрес налогоплательщика будет направлено требование о пояснениях. Посмотрите ниже образец требования, которое вы должны получить от налоговой.

Важно! С 2017 года установлен штраф за не предоставление пояснений или несвоевременное представление – 5000 руб. А за повторное нарушение в течение календарного года штраф увеличивается до 20 000 руб.

        Программа АСК НДС-2 — это система по контролю за уплатой НДС и в случае установления расхождения любого вида в требовании она предлагает либо дать пояснения, либо подать уточненку. Но как понятно иногда расхождения бывают чисто техническими, поэтому не спешите подавать уточненку – чаще всего бывает достаточно пояснений.

        Скачайте образец пояснений в налоговую инспекцию.

Пояснения в ИФНС о расхождениях >>> 

Важно! С этого года все пояснения по НДС должны быть представлены в электронной форме через ТКС. Если подадите пояснения на бумаги, то они будут считаться не сданными.

Как устранить разрыв в АСК НДС-2

На практике налоговые инспекторы при обнаружении расхождения типа «разрыв» требуют уточненной налоговой декларации.

Если у компании большие обороты требования от налоговой будут приходить постоянно. Исключить их невозможно, налоговиков, как правило, устраивают пояснения или уточенная декларация. После этого они ставят в программе галочку о том, что ответ на требование получен и продолжают «камералить» декларацию дальше.

Есть несколько способов позволяющих, если не устранить разрывы, то хотя бы снизить их количество, выявляемое АСК НДС-2:

  1. Сверьте реквизиты в электронной декларации и оригиналов счетов-фактур;
  2. Проверьте коды операций. Избегайте перечня кодов для одной операции. АСК НДС-2 сразу формирует требование пояснений;
  3. Проверьте контрагентов по ЕГРЮЛ. Налоговики сделали удобный сервис по адресу egrul.nalog.ru;
  4. Сверьтесь с контрагентами с помощью электронных программ для сверки.

Классификация налогоплательщиков в АСК НДС-2

АСК НДС-2 автоматически делит всех налогоплательщиков на 3 группы:

  1. С низким налоговым риском (компания своевременно и в полном объеме платит налог, имеет соответствующие активы, ее деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем);
  2. Со средним налоговым риском (все компании, не попавшие в группу низкого или высокого налогового риска);
  3. С высоким налоговым риском (имеются признаки того, что компания используется для получения необоснованной налоговой выгоды, компания не имеет активов для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере, иными словами это однодневки).

Программа делит всех налогоплательщиков на основании имеющейся у налоговиков информации.

Налоговики, например, учитывают степень налогового риска при планировании проведения проверок деклараций, по которым могут быть получены необоснованные вычеты, а в дальнейшем проверить компания будет нельзя.

Кроме того, АСК НДС-2 позволяет формировать отчет «Дерево связей», в которой налоговики могут определит роль налогоплательщика при построение схема от поставщика до покупателя, что позволяет найти «финансовые прокладки» и определить компании, созданные для вывода дохода.

Источник: https://www.RNK.ru/article/215538-servis-proverki-ask-nds-2-chto-analiziruet-programma-kak-ustranit-razryvy

Что делать, если контрагента признали сомнительным?

Компания получила приглашение на комиссию или информационное письмо о признании контрагента недобропорядочным.

Основная причина такого интереса органов одна — если налоговики считают компанию выгодоприобретателем в цепочке с неблагонадежным контрагентом третьего, четвертого или даже пятого звена. Это значит, что «где-то там» установлен налоговый разрыв. Инспектор по месту установленного разрыва выстроил в программе АСК НДС-2 дерево связей со стрелкой в вашем направлении.

Итак, при проведении камеральной проверки НДС возможны 2 варианта:

1. Информационное письмо с прямым намеком уточнить свои налоговые обязательства, исключив из налогового вычета определенного контрагента. Вам в красках распишут несколько фактов его неблагонадежности и «порекомендуют» не пытаться получить по нему вычет. Как правило, это косвенные доказательства.

Стандартные аргументы: высокая налоговая нагрузка, отсутствие по адресу в ходе осмотра и/или адрес массовой регистрации, массовый директор, отсутствие численности, непредоставление отчетности или нулевая отчетность, непредоставление документов по требованию и, возможно, отказ от ФХД директора.

Эти или иные показатели «плохого качества» будут приписаны каждому контрагенту в построенной цепи, до выявленного налогового разрыва.

2. Уведомление с приглашением на комиссию. Цели те же. В уведомлении вам менее детально распишут схему из контрагентов, а на комиссии активно будут давить на то, что «нам все известно» и «будьте добры исключить это ООО из раздела 8 книги покупок, а в ином случае — мы включим вас в план выездных налоговых проверок».

Одни решительно идут на комиссию и проявляют свое красноречие. Другие затихают и «играют в молчанку». Но эти действия себя не оправдывают!

Что делать

В обоих случаях реагировать надо корректным письмом. В письме подробно расписать, что вы не отвечаете за действия фирм 2-3 звена, а ваш непосредственный контрагент исполнил свои обязательства в полном объеме.

Приложите акт сверки, обязательно укажите, что перед заключением договора убедились в его благонадежности, т.е. «проявили должную осмотрительность» и имеете весь перечень подтверждающих документов, а явка в указанный день нарушит ваш четко спланированный бизнес-план, что приведет к… негативным последствиям.

Никто не хочет схватить иск о возмещении упущенной выгоды от фирмы, вина которой не доказана (https://www.klerk.ru)

Источник: https://lawedication.com/blog/2018/03/02/chto-delat-esli-kontragenta-priznali-somnitelnym/

Борьба с фирмами-«однодневками» выходит на новый уровень (Орлова О.Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2016

Считается очевидным, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, так как это соответствует их интересам. В п. 5 ст. 10 ГК РФ прямо сказано: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В связи с массовыми случаями уклонения от налогов с использованием фирм-«однодневок» понятие «должная осмотрительность» обрело специфический смысловой оттенок.

В чем выражается должная осмотрительность с точки зрения налогового законодательства? Какие способы проявления осмотрительности суды и контролирующие органы признают должными? Где заинтересованным пользователям найти достоверную информацию о потенциальных контрагентах? Как эволюционирует проблема должной осмотрительности? Обо всем этом — в статье .

———————————

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей А.В. Мандрюкова «Негативные последствия заключения договора с фирмой-«однодневкой», N 5, 2016. 

Понятие должной осмотрительности 

Понятие должной осмотрительности в практику налоговых споров было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.

2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» при исследовании аспектов взаимодействия налогоплательщика с так называемыми фирмами-«однодневками».

Суд следующим образом сформулировал свою позицию: «Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей» (п. 10 Постановления N 53).

С тех пор финансовые органы выпустили заметное количество документов с рекомендациями по проявлению должной осмотрительности, главным из которых по сей день остается Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ N ММ-3-06/333@).

Читайте также:  Какие коды у налогового вычета на детей в 2017 году? - все о налогах

Признаком проблемности взаимоотношений с контрагентом, сформулированным в п. 12 Приложения 2 к Приказу N ММ-3-06/333@, является отсутствие:

— личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, подписании договоров;

— документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и/или производственных, и/или торговых площадей;

— информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).

При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах) о других участниках рынка (в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг)), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Все это свидетельствует о высоком риске квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных.

Приказ N ММ-3-06/333@ в дополнение к вышеуказанным признакам сомнительных контрагентов выделяет наиболее проблемные места в совершенных сделках и текущих договорах:

— контрагент, имеющий признаки фирмы-«однодневки», выступает в роли посредника;

— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями);

— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.

) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производятся физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукции, вторичного сырья (включая металлолом), продукции промысла и т.п.);

— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляется отсутствием условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроками погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления, и т.п.

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20955

Как инспекторы проверяют ваши декларации по НДС

 

Налоговики начали камеральные проверки деклараций по НДС за II квартал. Виталий Крицкий рассказал, как работает программа налоговых инспекторов и как они будут проверять отчетность.

Все декларации, которые подали налогоплательщики, попадают в общий программный комплекс АИС Налог-3. До 2015 года у каждой инспекции была своя база, доступ к которой был у самой ИФНС и регионального управления. Другие налоговые не могли ею пользоваться. Сейчас создана единая общефедеральная база АИС Налог-3, информацию из нее может получить любая инспекция.

АИС Налог-3 состоит из подсистем. Одной из первых появилась подсистема госрегистрации компаний и предпринимателей. Все документы, которые налогоплательщики представляют в регистрирующие органы, в нее заносят в отсканированном виде. Не важно, в каком регионе юридический адрес компании — регистрационное дело может посмотреть любой налоговый инспектор.

Еще одна часть АИС Налог-3 — подсистема АСК НДС‑2, программный комплекс для контроля за уплатой НДС. Ее дорабатывают, добавляют дополнительные возможности. Например, если программа выявляет расхождения по счетам-фактурам, она теперь сама без участия инспектора запрашивает банковскую выписку. Инспектору остается только ее посмотреть.

Недавно в АИС Налог-3 ввели новую подсистему контроля за расчетами. Доступ к банковским выпискам есть у всех налоговых инспекций на территории России, не важно по запросу какой инспекции банк ее представил. Эта подсистема неразрывно связана с АСК НДС-2.

Кроме того, некоторые операторы электронного документооборота предоставляют инспекциям свободный доступ к сведениям об IP-адресах. То есть налоговикам даже не требуется направлять им запрос. По IP-адресам инспекторы могут выявить взаимозависимость компаний и возможные схемы.

Подсистема АСК НДС-2 автоматически сопоставляет данные из деклараций о полученных и выставленных счетах-фактурах. Если программа обнаружит расхождения в данных документов, то налогоплательщик получит требование представить пояснения.

Подсистема выявляет налоговые разрывы НДС по цепочке контрагентов. Разрывов из-за однодневок становится все меньше. Чаще всего расхождения возникают из-за технических ошибок: неверного номера счета-фактуры, даты документа и т. д. Эти ошибки мешают системе автоматически сопоставить счета-фактуры партнеров.

АСК НДС-2 строит «дерево связей», то есть графически показывает отношения между компанией, ее поставщиками, контрагентами второго и последующих звеньев.

Каждому налогоплательщику программа присваивает категорию налогового риска — окрашивает компанию в красный, желтый или зеленый цвет. Красный означает высокий риск, желтый — средний, зеленый — низкий. Категория риска может меняться. То есть организация в одном квартале может быть желтой, а уже в следующем — зеленой.

Методику построения «дерева связи» и принципы, по которым назначают уровень риска, ФНС держит в секрете. Даже сами инспекторы не знают, каким образом программа строит схемы. На экране налоговики получают результат.

Если какие-то компании в цепочках контрагентов не заплатили НДС, инспекторы будут вычислять, кто получил необоснованную налоговую выгоду от схемы. Этой компании предложат сдать уточненку.

Инспекторы хотят перевести все налоговые проверки на базу АИС Налог-3. Пока все в разработке. Так, ФНС планирует внедрить программу, которая будет работать аналогично АСК НДС-2, только проверять налог на прибыль компаний. Подробностей пока нет.

Уже сейчас АИС Налог-3 администрирует не только налоги организаций. Комплекс занимается проверкой налогов «физиков»: транспортного, имущественного. В ближайшее время планируют администрировать НДФЛ, который не смогли удержать агенты.

В этом году «физики» получат сводное налоговое уведомление об уплате в том числе не удержанного налоговыми агентами НДФЛ. Это налог, который не смог удержать работодатель в течение года.

Налоговые инспекторы его определяют на основании справок 2-НДФЛ с признаком 2.

Лектор предупредил, что ФНС планирует уделять все больше внимания сделкам с иностранными структурами.

Если компания перечисляет деньги за границу, иностранный контрагент должен вести реальную деятельность, а не только получать дивиденды и переводить их кому-то под видом займов.

У контрагента должно быть право распоряжаться этими дивидендами. Иначе инспекторы установят, кто реально получает доходы через иностранную компанию, и доначислят ему налоги.

Суть: лектор рассказал, в каком случае на камералке компанию заподозрят в схемах.

Компании скоро начнут массово получать требования по декларациям за II квартал. Виталий Крицкий рассказал, когда опасно игнорировать запросы налоговиков.

Кодекс регламентирует случаи, когда инспекторы вправе требовать пояснений.

Во-первых, запрос придет, если контролеры найдут противоречия и несоответствия (п. 3 ст. 88 НК). Например, налоговики спрашивают, почему сведения в декларации не совпадают с данными контрагента.

Во-вторых, инспекторы потребуют пояснений, если не сойдутся контрольные соотношения (письмо ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@). Налоговики сообщат, какие соотношения нарушены, и предложат исправить отчет.

Компания получит автотребование, которое сформировала программа. Ответить на него надо в течение пяти рабочих дней по формату (утв. приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Ответить на письмо инспекторов нужно, даже если компания завысила налог. Одновременно с пояснениями можно отправить счета-фактуры, первичку, выписки из регистров и др. Это право, а не обязанность. Налоговики не вправе требовать документы. Если их не сдать, налоговики не оштрафуют. Но бумаги подтвердят добросовестность компании.

Налогоплательщик обязан представить уточненку, если он занизил налог (п. 1 ст. 81 НК). В остальных случаях хватит пояснений. Но инспекторы попросят уточнить отчетность, если АСК НДС-2 обнаружит налоговый разрыв, который компания не устранила пояснениями. В том числе когда контрагенты второго, третьего или других звеньев заявили налог, но не заплатили.

Инспекторы ищут компанию в цепочке, которая предположительно получила от схемы необоснованную налоговую выгоду. Как правило, это организация со штатом более 10 человек, которая ведет реальную деятельность. Руководителя такой организации вызовут на беседу и попросят устранить расхождения в цепочке. Можно этого не делать, если считаете, что вычеты законные.

Инспекторы не вправе снять вычет на камеральной проверке только из-за того, что контрагент компании не заплатил налог. Но, если компания не сдаст уточненку, по окончании камералки ревизоры передадут сведения в отдел предпроверочного анализа. Этот отдел запросит в банке выписки, досье, сравнит IP-адреса компании и контрагентов.

На этапе анализа ревизоры попытаются доказать, что с помощью цепочки других организаций компания получила необоснованную налоговую выгоду. После этого директора снова вызовут в налоговую и предложат сдать уточненку. В таком случае стоит оценить риски и решить, уточнять декларацию или нет.

Вероятнее всего, инспекторы назначат тематическую выездную проверку по НДС, если компания откажется сдавать уточненку. Переход в другую инспекцию не поможет — по внутренним правилам налоговики обязаны провести проверку, если отобрали компанию как кандидата. Документы передадут новой инспекции, и она начнет ревизию.

Если на тематической проверке налоговики докажут схему, то с большой вероятностью назначат уже комплексную проверку (см. схему). Она затронет те периоды, которые не вошли в тематическую проверку. В том числе будет ревизия налога на прибыль.

Источник: https://www.fin-experts.ru/pressa/kak-inspektory-proveryayut-vashi-deklaracii-po-nds/

Система управления рисками ФНС | Аспект-Плюс

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:  Как провести инструктаж по пожарной безопасности (нюансы)? - все о налогах

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@

ОБ ОЦЕНКЕ ПРИЗНАКОВ РИСКА СУР

Федеральная налоговая служба в рамках проведения пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-15/113@, сообщает следующее.

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков — юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

  1. Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  2. Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.

Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

  1. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:

  1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».

  1. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
  2. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба поручает провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам Вашего региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с налогового периода 1 квартал 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации необходимо отразить в таблице согласно приложению к настоящему письму, подробно указав причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска в графе «Причины несоответствия уровня риска».

Заключение по несоответствию присвоенных уровней риска «СУР АСК НДС-2» необходимо представить в срок не позднее 30.06.2016 в адрес Управления камерального контроля ФНС России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Приложение

Информация

о несоответствии присвоенного уровня риска «СУР АСК НДС-2»

N п/п ИНН КПП Наименование организации Рег. N декларации Признак риска «СУР АСК НДС-2» (высокий, низкий) Признак риска по мнению НО (высокий, средний, низкий) Причины несоответствия признака риска

Источник: https://aspectplus-nalog.ru/sistema-upravleniya-riskami-fns/

Фнс в роли большого брата: тотальный контроль плюс профилактика

01.06.2018

Газета «Экономика и жизнь»

Как автоматизация меняет налоговый контроль? 24 мая эта тема стала предметом дискуссии в рамках открытого заседания рабочей группы ТПП России по управлению налоговыми рисками.

В качестве организаторов мероприятия выступили ТПП России и АКГ «Градиент Альфа». В рамках заявленной темы обсуждались, в частности, такие вопросы, как контроль формирования добавленной стоимости в 2018 г.

, налоговый и банковский контроль НДС, минимизация рисков при автоматизации контроля НДС и ликвидация избыточного контроля.

За круглым столом в Малом зале ТПП России сошлись спикеры АКГ «Градиент Альфа», АО «НТЦ Энергия», ООО «КБ Универсал», АО «ДХЛ Интернешнл», ООО «Солар Секьюрити» и ФНС России.

Открывая заседание, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» и руководитель рабочей группы ТПП России по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин отметил, что ФНС России объявила о смене парадигмы, предусматривавшей массовые проверки бизнеса и обязательные доначисления налогов, на профилактический подход, основанный на цифровом налоговом контроле, аналитике и консультациях. «Скрыть доходы в эпоху всеобщей финансовой прозрачности становится все сложнее. Чем больше цифровизации, тем меньше конфиденциальности. И когда Большой Брат смотрит за тобой в онлайн-режиме постоянно, ты фактически живешь в режиме постоянной налоговой проверки», подчеркнул П. Гагарин.

Ключевым, безусловно, стало выступление начальника Управления камерального контроля ФНС России Александра Егоричева, посвященное контролю формирования добавленной стоимости в 2018 г., изменению законодательства и развитию автоматизированных бизнес-процессов ФНС России. Но и спикерам, которые представляли интересы бизнес-сообщества, тоже было что сказать.

Так, Татьяна Ильинова, руководитель департамента аудита АКГ «Градиент Альфа», и Роман Самилло, заместитель руководителя департамента аудита АКГ «Градиент Альфа», подготовили рекомендации для налогоплательщиков, у которых возникают споры с налоговыми органами по поводу НДС (подробнее об этом чуть позже).

Елена Рязанцева, директор по налогообложению по республикам СНГ «ДХЛ Интернешнл», обратила внимание на огромное количество бумаг, которые налоговики требуют для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС: «Нам рассказывают про цифровизацию, однако объем печатных документов не сокращается». Спикер привела в пример Казахстан, где уже давно все счета-фактуры регистрируются автоматически.

Марина Зайкова, генеральный директор АО «НТЦ Энергия», в своем выступлении констатировала, что в то время как налоговая служба превращается в сервисное учреждение, фискальными органами становятся банки. И привела поучительный пример из практики.

Ольга Вяхорева, генеральный директор «КБ Универсал», подготовила кейс с расчетом налоговой нагрузки по НДС при импорте, рассмотрев несколько вариантов (при переработке импортного сырья, при переработке внутреннего сырья, в том числе не облагаемого НДС).

Елена Иличкина, главный бухгалтер «Солар Секьюрити», рассказала о пяти типичных проблемах, с которыми сталкиваются налогоплательщики.

Одна из них — это применяемая ФНС России методика, когда приглашенным на налоговую комиссию налогоплательщикам демонстрируется дерево связей с красными, желтыми и зелеными маркерами на компаниях в зависимости от уровня риска.

По ее словам, на таких комиссиях инспекторы в частных беседах рекомендуют доплатить налоги во избежание накапливания проблем и повышения штрафов в будущем. По мнению спикера, сложившаяся практика ставит на грань рентабельности небольшие компании, а кроме того, после посещения комиссий часть контрагентов отказываются работать с «провинившейся» компанией.

Но вернемся к выступлению представителя ФНС России.

Сегодня система управления рисками ФНС России включает общий анализ организации, анализ ее регистрационных данных, налоговой истории, бенефициаров и иные критерии — общим числом 84. На их основе делается оценка каждого налогоплательщика.

Цифры, которые привел А. Егоричев, таковы: налогоплательщики с низким риском составляют 27% от числа всех налогоплательщиков, со средним риском — 68%, с высоким риском — 5%. Общее число плательщиков НДС — 1,8 млн, и они ежегодно подают 9 млн деклараций.

Проверяем собственные риски

По словам А. Егоричева, с сентября 2018 г. налогоплательщики получат возможность увидеть в «Личном кабинете налогоплательщика» риск вероятности блокировки счета за непредставление налоговой отчетности.

При оценке риска налоговики будут использовать такие показатели, как общее количество поданных деклараций за три года, количество деклараций, поданных с нарушением срока, за тот же период, а также число случаев нарушения срока, установленного подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Например, если всего было подано 25 деклараций и 18 из них — с нарушением срока, а также четырежды было нарушено последнее основание (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ), вероятность блокировки счета будет высокой.

Налогоплательщик также увидит в личном кабинете число дней, оставшихся до блокировки. Кроме того, ему будут предложены меры по минимизации риска.

Проверяем риски, связанные с контрагентами

Чтобы проверить контрагента, налогоплательщик может воспользоваться общедоступными данными на сайте ­ФНС России, напомнил А. Егоричев.

Три электронных сервиса ФНС России уже хорошо знакомы налогоплательщикам:

— «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — позволяет получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа;

— «Проверка корректности заполнения счета-фактуры» — позволяет проверить действительность ИНН/КПП налогоплательщика на дату сделки;

— «ЕАЭС. Заявление о ввозе товаров» — дает возможность получить информацию о поступлении электронной копии заявления;

— «Проверка сведений от ФТС России» — это новый сервис, который дает информацию о факте вывоза товара по декларации на товары.

Кроме того, с 1 июня 2018 г. на сайте ФНС России начнется ежегодное опубликование сведений о задолженности, о численности, об уплате налогов и сборов, о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Налоговый разрыв

Источник: https://www.gradient-alpha.ru/fns-v-roli-bolshogo-brata-totalnyy-ko/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]