Риск налогообложения
Риск налогообложения – это вероятность налогоплательщика понести потери финансового, а также иного характера в связи с процессом выплаты налогов и оптимизации налоговой системы.
Риск налогообложения может возникнуть ввиду целого ряда факторов. К основным из них относят:
- Потери, связанные с контролем налогообложения. Возникновение таких потерь возможно из-за негативно влияющих санкций, которые предусматриваются законодательством за совершение правонарушений, связанных с выплатой налоговых сборов. Налоговым кодексом предусмотрены штрафные санкции за различные действия налогоплательщика, которые противоречат законодательным нормам. Законопослушный налогоплательщик может быть подвержен возникновению такого рода рисков из-за случайной ошибки учета. Если налогоплательщик активно действует в целях минимизации размера налога, то риск получить взыскание в виде налогового штрафа существенно возрастает.
- Потери, связанные с увеличением размера налога. В зону риска попадают экономические проекты, которые реализуются в долгосрочной перспективе. К таким проектам можно отнести открытие нового предприятия, долгосрочные долговые обязательства, инвестиции в объекты недвижимости или оборудование. Предприниматель может потерять денежные средства в том случае, если в этот период появится новое налоговое бремя, возрастет ставка по существующим налогам или произойдет отмена налоговых льгот.
- Потери, связанные с уголовными последствиями за совершенные правонарушения в сфере налогообложения. Формальная возможность попасть под возбуждение уголовного дела при проверке для руководителя предприятия равна 100%. Критерий существенной неуплаты налоговых взносов составляет 100 тысяч рублей. Для масштабных предприятий эта сумма небольшая, мелкие компании менее подвержены возникновению такого рода риска.
Управление рисками налогообложения
Для минимизации вероятности возникновения финансовых и других потерь на предприятии ведется налоговое планирование. Оно позволяет организовать деятельность так, чтобы снизить объемы налоговых выплат, оставаясь в рамках закона.
Налоговое планирование – целенаправленная система действий налогоплательщика, которая призвана оптимизировать и максимально сократить налоговые расходы, производимые в виде налоговых сборов, пошлин и т.д.
Применение налогового планирования позволяет не только сократить расходы по совокупному и отдельному налогу, но также оптимизировать траты, увеличить оборотные средства организации, повысить рентабельность в целом.
Управление рисками налогообложения усложняется тем, что в законодательстве не всегда указаны четкие критерии, по которым определяется правомерность действий налогоплательщика по минимизации бремени.
Практика судебных разбирательств также противоречива. Одни и те же действия по уплате налогов в одном случае признаются правомерными, а в другом – являются правонарушением.
В этом и состоит характерный риск применения налогового планирования в рамках деятельности компаний.
Отсутствие четких формулировок в законодательных нормативных актах приводит к следующим негативным последствиям:
- Факт отсутствия рамок законной минимизации налогов сдерживает активную экономическую деятельность хозяйствующего предприятия.
- Предприятия утрачивают доверительное отношение к государственным органам из-за противоречивости законодательства. В глазах налогоплательщиков из-за отсутствия установленных границ налоговых действий теряется авторитет государственной власти.
- Российская экономика теряет привлекательность для зарубежных инвесторов в масштабах макроэкономики.
Тем не менее, если налоговое планирование применяется правильно, то это позволяет налогоплательщику использовать права и льготы на снижение возможных рисков.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/14607-risk-nalogooblozheniya
Налоговые риски
Налоговые риски являются обязательной составляющей любого бизнеса.
В современном мире бизнес немыслим без риска, так как успех в нем зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности и принятых решений, но и от учета вероятности критических ситуаций.
Возложенная государством на граждан и организации обязанность по уплате налогов сама по себе является фактором риска, поскольку наличие такой обязанности само по себе предполагает повышенное внимание к налогоплательщику со стороны налоговых и правоохранительных органов.
Малому и среднему бизнесу столкновение с подводными камнями налоговых рисков дается особенно болезненно. И еще более неприятно узнавать потом, задним числом, что столкновения могло и не быть.
Поэтому принимая решение заключить сделку, каждая компания должна проанализировать условия этой сделки, а также те юридические последствия, которые порождает данная сделка, с точки зрения рисков, связанных с налогами.
Налоговые риски — это вероятность наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.
Реализованный риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пеня), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться не только к организации, но и должностным лицам юридического лица.
Несмотря на то, что налоговый кодекс были принят относительно (по историческим меркам) недавно налоговыми и правоохранительными органами к настоящему времена разработаны специальные методики, позволяющие налоговикам практически безошибочно определять компании, находящиеся в зоне рисков по налогам.
Перечень налоговых рисков предприятия
К налоговым рискам предприятия могут относиться следующие:
1) налоговая нагрузка, существенно отличающаяся от средней по соответствующей отрасли;
2) отсутствие персонала и имущества при относительно высокой выручке; 3) наличие среди контрагентов налогоплательщика большого количества организаций-посредников;
4) заниженный (в сравнении со средними показателями по отрасли) фонд заработной платы и т.п.
https://www.youtube.com/watch?v=UaehSMLxBlE
Указанные факторы, зачастую провоцируют налоговые проверки, выезды трудовой инспекции, приглашение на налоговые комиссии, приостановку операций на банковских счетах, а иногда и вынужденную приостановку деятельности организации в целом.
Управленческий учет направлен прежде всего на оценку и снижение факторов, привлекающих повышенное внимание контролирующих органов. Поэтому рискованные операции нужно анализировать с учетом тенденций развития налогового законодательства.
Именно в этом Вам смогут помочь специалисты по налогам ГК Юринформ.
Наши налоговые юристы помогут определить размер налоговых обязательств, как по предполагаемой, так и по уже совершенной сделке, характер претензий, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, а также порекомендовать возможные варианты выхода из ситуации в целях минимизации налоговых рисков.
Наши налоговые специалисты также помогут понять причины возникновения налоговых рисков в конкретных ситуациях, их уровень и в определенной степени спрогнозировать вероятность налогового риска.
Для успешной деятельности и функционирования предприятия необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля, поэтому налоговые юристы ГК Юринформ помогут в создании такой системы с учетом всех пожеланий клиента, а так же особенностей его деятельности.
Мы будем рады видеть Вас и Вашу компанию в ряду наших клиентов. Юристы ЮРИНФОРМ подберут Вам оптимальный для Вашего бизнеса вариант юридического обслуживания и расчета налоговых рисков.
+7(495) 730 5561; +7(985)921-55-61 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Источник: https://www.urinform.ru/services/3/40/
Значение налоговых рисков в экономическом развитии
Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России.
В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени.
Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.
Понятие налоговых рисков
Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности.
Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей.
Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.
Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения.
Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований.
И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.
Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее.
Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки.
В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.
Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов.
Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие.
Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.
Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:
- отсутствие вероятности благоприятного исхода;
- значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
- высокий уровень субъективности оценки риска;
- состав вероятности факторов не стабилен во времени;
- возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
- фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.
Классификационные виды фискальных рисков
В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.
- Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
- Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
- Использование незаконных схем минимизации налогов.
Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:
- в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
- по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
- о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
- в ходе выполнения контрольных функций;
- в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.
Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.
Деление видов налоговых рисков по основным классификационным признакам
Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.
- Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
- Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
- Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.
Система управления налоговыми рисками на предприятии
Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.
Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.
Процесс реализуется в несколько этапов.
- Анализ существующей налоговой нагрузки.
- Внутренний и внешний аудит.
- Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
- Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
- Выявление и оценка основных факторов риска.
- Анализ налоговых рисков.
- Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
- Выполнение плана мероприятий.
- Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
- Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.
Схема факторов, определяющих фискальные риски
Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков.
Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше.
В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.
Состав критериев самооценки фискальных рисков. Источник: Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. за № ММ-3-06/333
Новейшая история развития экономики демонстрирует постепенное сужение гаммы средств, позволяющих снижать уровень фискальных рисков. Это связано с двумя причинами.
Первая из них обусловлена продуктивностью законодательства и контролирующих органов. Стоит признать, что профессиональный уровень ИФНС вырос.
Вторая причина вызвана большим числом трактовок учетных событий, имеющих двойственное толкование, рассматриваемое в судах в пользу бюджета.
К сожалению, налоговые риски, для их уменьшения до приемлемого уровня, требуют такой концентрации профессионализма в учете, налогообложении, судебной практике, что заниматься ими в малом и среднем бизнесе становится невыгодно. Наблюдая эту картину, я терпеливо жду, когда же придут лучшие времена, и государство вложится в изменение ситуации. Это непростая задача, но альтернатив нет.
Источник: https://projectimo.ru/upravlenie-riskami/nalogovye-riski.html
Что относится к налоговым рискам организации?
Отправить на почту
К налоговым рискам организации относятся те факты и обстоятельства, которые могут повысить ее затраты в части обязательных платежей. Каковы они? Расскажем об этом в нашей статье.
Виды налоговых рисков
В ходе своей деятельности организация может столкнуться со следующими налоговыми рисками:
- риск введения новых налогов, повышения действующих или изменения правил налогообложения, приводящего к росту налоговой нагрузки на бизнес;
- риск налоговой проверки;
- риск налоговых доначислений.
В отношении первого риска напомним о том, что наше налоговое законодательство недостаточно стабильно.
Так, мысли о повышении налоговых ставок часто обсуждаются в различных кругах, в том числе на уровне законодателей — взять хотя бы периодически возникающую идею о прогрессивной шкале НДФЛ.
А расширение НК РФ не далее как в 2015 году прочувствовали на себе продавцы в Москве, которых обязали платить торговый сбор.
Но с этим риском организация сделать ничего не может — ей остается принимать новые правила и подстраиваться под них. Чего не скажешь о втором и третьем рисках. Остановимся на них подробнее.
Риск налоговой проверки
Говоря о риске налоговой проверки, мы, конечно, имеем в виду проверку выездную. Ведь камеральные проверки сопровождают организацию на протяжении всей ее деятельности просто по факту представления деклараций.
Выездная проверка — процедура малоприятная. Несмотря на то что она не означает автоматического возникновения доначислений, пени и штрафов, прохождение через нее всегда требует как минимум трудовых затрат и нервного напряжения.
Может ли фирма сделать что-то для снижения риска попадания в план налоговых проверок? Не многое, но может.
В ее силах ознакомиться с перечнем общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения ВНП. Таких критериев 12, и они приведены в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Среди них низкая налоговая нагрузка и рентабельность, длительная убыточность, высокая доля НДС-вычетов и др.
И если справиться с ситуацией и выйти за рамки этих критериев получится не у всех, то оценить вероятность проверки и подготовиться к ней вполне реально для любой организации.
Риск налоговых доначислений
К налоговым рискам относится также риск налоговых доначислений и уплаты пеней и штрафов. Достаточно часто к этому приводит отказ в вычете НДС или снятие расходов по налогу на прибыль. Эти моменты составляют суть едва ли не большей части споров с инспекторами.
В то же время из всех указанных нами рисков этот в большей степени подконтролен организации. Достаточно проявлять должную осмотрительность, с особой тщательностью подходить к подтверждению расходов и вычетов, соблюдать иные правила налогообложения и не бояться отстаивать свою позицию в споре с проверяющими. И риск доначислений можно снизить или вовсе его избежать.
Материалы по любым вопросам налогообложения вы можете найти на нашем сайте. Например, о вычетах читайте в материале «Ст. 172 НК РФ (2017): вопросы и ответы», а о расходах — «Ст. 252 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Итоги
В ходе своей деятельности организация сталкивается с несколькими видами налоговых рисков, 2 из которых (риск неблагоприятных результатов выездной налоговой проверки и риск доначислений налогов к уплате) она может снизить самостоятельно.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Источник: https://nanalog.ru/chto-otnositsya-k-nalogovym-riskam-organizatsii/
Особенности анализа налоговых рисков как последствий хозяйственных операций
В последнее время анализ и оценка налоговых рисков, управление налоговыми рисками и их минимизация, безусловно, являются одними из важнейших приоритетов в деятельности, как государства, так и хозяйствующих субъектов. Это связано с тем, что налоговые органы продолжают ужесточать контроль над своевременностью и правильностью перечисления налоговых платежей.
Налоговые платежи — одна из значительных статей расходов для большинства компаний.
Создание эффективной системы управления налоговыми рисками дает возможность более осмысленно подойти к процессу принятия управленческих решений, идентифицировать и оценить, а затем ликвидировать или снизить сами риски.
Это косвенно способствует и увеличению стоимости компании, поскольку отсутствие негативных неожиданностей повышает доверие инвесторов.
Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения.
Разграничивают понятие «налогового риска» для государства в лице налоговых органов, налогоплательщиков, налоговых агентов. Например, для государства налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета.
Для налогоплательщиков рост налоговых издержек влечет за собой снижение имущественного потенциала, и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.
Для организации-налогоплательщика могут существовать как внешние, так и внутренние налоговые риски: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, двойственностью трактовки нормы налогового права, обусловленной недостатками в тексте законодательства, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.
По виду последствий можно выделить риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера.
К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.
При этом для организаций особенно значимым становится анализ налоговых последствия заключаемых договоров.
Договор — документ, составленный хозяйствующим субъектом в одно -, двух- или многостороннем порядке — создает юридическую основу разрешения и обоснования хозяйственной ситуации. Договоры принимаются к бухгалтерскому учету как документы, оправдывающие отражение операции в учете.
В современной организации бухгалтер, заботясь о рациональном использовании финансовых ресурсов, обязан анализировать налоговые последствия заключаемых договоров в целях минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет еще на этапе их составления. Рекомендуется анализировать налоговые последствия заключаемых договоров как минимум по следующим налогам:
- НДС;
- налогу на прибыль;
- по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.
Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, при заключении договоров необходимо учитывать, какую систему налогообложения применяет партнер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ при условии, что товары, работы, услуги приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения по НДС, либо для перепродажи.
Следовательно, чем больше у предприятия организаций-поставщиков, которые являются плательщиками НДС, тем больше сумма вычетов по НДС, и тем меньше общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Если поставщик применяет специальную систему налогообложения, например, упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, он не является плательщиком НДС, следовательно, он не предъявляет НДС, покупатель не платит поставщику НДС и не отражает в учете суммы НДС, которые можно предъявить к вычету и уменьшить таким образом, сумму НДС к уплате в бюджет.
В целях минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль, при заключении договоров, по которым организация производит какие-либо расходы, бухгалтеру следует проанализировать, могут ли быть признаны расходы, произведенные по таким договорам в целях налогообложения прибыли.
О расходах, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, говорится в статьях 253, 254, 255, 260, 261, 262, 263, 264 НК РФ.
Следует учитывать, что перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли не является закрытым (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Таким образом, если даже расходы, которые организация планирует совершить по договору, прямо не поименованы в НК РФ, их можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что они являются обоснованными и документально подтвержденными (статья 252 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Если расходы, которые предполагается произвести по договору, поименованы в НК РФ как расходы, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, бухгалтеру рекомендуется проследить за тем, чтобы формулировки заключаемого договора соответствовали требованиям НК РФ.
В случае если расходы, которые предполагается произвести по договору, прямо не поименованы в НК РФ как расходы, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, однако соответствуют критериям статьи 252 НК РФ, бухгалтеру рекомендуется проследить за тем, чтобы формулировки в тексте договора позволяли сделать однозначный вывод об их экономической оправданности и о том, что данные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В случае если организация применяет упрощенную систему налогообложения, при заключении договора бухгалтеру так же, как и по налогу на прибыль, необходимо проанализировать: можно ли учесть расходы, произведенные по договору в целях налогообложения.
Однако следует учитывать, что перечень расходов, уменьшающих доходы при упрощенной системе налогообложения, является закрытым. Таким образом, если расходы, производимые по договору, не поименованы в статье 346.
16 НК РФ, их нельзя учесть в целях налогообложения при упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, при заключении договоров, бухгалтеру следует анализировать договор на предмет соблюдения требований налогового законодательства.
При формировании цены по договору важно учитывать требования статьи 40 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
- между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В указанных случаях, если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Также бухгалтеру при заключении договора следует проверять наличие в договоре гражданско-правовых условий, необходимых для правильной организации в последующем бухгалтерского и налогового учета производимой операции.
Эффективность организации управления риском во многом определяется причинами возникновения неопределенности (категорий рисков): информационные риски, риски процесса, риски окружения и репутационные риски.
Во-первых, неопределенности, возникающие вследствие необходимости осуществления налоговых оценок (информационные риски).
Риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и налоговым органом (например, трансфертное образование). Это еще один типичный риск для России. Опыт показывает, что налоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены для того, чтобы добиться благоприятных налоговых последствий.
Нужно понимать: когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать необходимо крайне осмотрительно.
В ходе юридического и налогового анализа планируемых сделок выявляются ситуации, когда даже специалисту сложно однозначно ответить на вопрос «платить или не платить».
Степень риска можно оценить на основе сложившейся судебной практики, а в отсутствие таковой следует заранее инициировать судебный спор самостоятельно, чтобы создать нужный прецедент, однако прецедентное право в России официально не признано.
Во-вторых, группа рисков, связанных с неверным исполнением налоговых обязательств, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (риски процесса). Риски процесса условно можно разделить на несколько подгрупп:
Риски, связанные с проведением конкретной сделки. Они возникают в повседневной деятельности компании. К данной категории относятся риски возникновения технических или фактических ошибок в процессе исчисления налогов и (или) просрочки их уплаты.
Опасность таких рисков выражается и в том, что каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию.
В этой ситуации может помочь настройка системы документооборота, внутреннего контроля, тщательная аудиторская проверка внешними аудиторами.
Риски возникают из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений
Сделка плохо документирована. Документальное подтверждение экономической оправданности значительно снижает налоговые риски. Например, незначительное нарушение порядка оформления счета-фактуры служит основанием для отказа в возмещении НДС, ставясь выше реальных фактов хозяйственной деятельности.
В-третьих, риски, возникающие в результате правоприменения налогового законодательства налоговыми органами и судами (риски окружения).
Экономические риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, и риски возможного изменения налогового законодательства или практики, а также неожиданные судебные решения.
Международные рейтинговые агентства выражают мнение, что в числе прочих (политических, лицензионных и др.), налоговые риски снижают кредитоспособность российских компаний.
Уровень налоговых рисков зависит от стабильности фискального законодательства, которое является важнейшей составляющей общих институциональных условий в экономике. Налоговые риски связаны с ожиданием пересмотра ставок налогов, введения новых налогов или платежей, а также отмены существующих.
В-четвертых, репутационные риски — риски нанесения ущерба репутации компании.
Методы анализа, направленные на оптимизацию налоговых обязательств организации, возникающих в процессе налогообложения, могут быть представлены тремя направлениями:
- методы ретроспективного анализа — позволяют выявить тенденцию увеличения или уменьшения суммы налоговых баз и величины уплачиваемых налогов, а также ее взаимосвязь с объемами хозяйственной деятельности и ее эффективностью;
- методы оперативного анализа — направлены на снижение степени неопределенности информации, используемой при принятии решений о налоговой оптимизации, и являются инструментом повышения ее экономической эффективности;
- методы перспективного анализа — используются для построения оптимальной учетной налоговой политики организации, позволяющей законными способами избегать роста налоговых платежей, опережающего темпы развития фирмы.
Управление налоговыми рисками целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:
- выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального);
- оценка его реального или ожидаемого уровня;
- анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
- выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
- применение выбранных методов;
- оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.
Возможен и другой подход к детализации способов управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения, в соответствии с которым в их составе могут быть выделены четыре способа:
- избежание — уклонение от мероприятия, связанного с риском;
- удержание риска — оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;
- передача риска — налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;
- снижение степени риска — сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.
Фамилия автора: Куликова Е.С., Нечеухина Н.С
Источник: https://articlekz.com/article/4886
Налоговый риск
Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.
Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.
Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений.
В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.
Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.
Выделяют три основных группы налоговых рисков.
Группа | Расшифровка |
I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности | Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы. |
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм | Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение. |
III — риски субъективного плана | Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий. |
Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.
Можно выделить несколько видов налоговых рисков:
- риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
- риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
- риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.
Источник: https://discovered.com.ua/glossary/nalogovyj-risk/
Оценка налоговых рисков предприятия
Предпринимательская деятельность всегда тесно связана с рисками. Риск представляет собой вероятность возникновения убытков и потерь. К числу предпринимательских рисков относятся налоговые риски. Подробнее о том, что они собой представляют и как осуществляется их оценка, вы можете узнать из следующей статьи.
Налоговые риски предприятия
Налоговые риски представляют собой опасность возникновения финансовых потерь и неблагоприятных правовых последствий. Они подразделяются на несколько видов.
По характеру появления налоговые риски делятся на:
- Внешние, которые не зависят от деятельности фирмы. Они могут быть связаны с политическими изменениями и макроэкономическими факторами, приводящими к изменениям в системе обложения налогами.
- Внутренние, которые появляются в результате деятельности фирмы. К примеру, переход компании на другую систему обложения налогами, увеличение численности персонала и прочее.
По времени появления выделяют две группы рисков:
- Текущие. Например, срок предоставления декларации истекает в ближайшее время. Если фирма не успеет ее заполнить и сдать, появляется риск приостановления операций по счетам.
- Перспективные – действия компании в настоящее время могут привести к возникновению негативных последствий в будущем.
Также, существуют следующие основные группы налоговых рисков:
- Риск контроля со стороны налоговой инспекции – риск доначислений по итогам проведенных проверок;
- Риск увеличения обязательств по выплате налогов;
- Правовые риски – подразумевают неопределенность налогового законодательства. Она приводит к различным толкованиям правовых норм.
Оценка налоговых рисков
Оценка налоговых рисков представляет собой установление размера доп. начислений налогов и взносов и штрафных санкций по ним путем моделирования расчетов, осуществляемых при проверке.
При оценке риска осуществляют анализ двух его составляющих: вероятность наступления и возможный размер ущерба.
Критерии оценки налоговых рисков
Выделяют следующие критерии, при помощи которых фирма самостоятельно может провести оценку своих налоговых рисков:
- Налоговая нагрузка у плательщика налогов меньше, чем ее средний уровень по хоз. субъектам в определенной отрасли.
- На протяжении сразу нескольких периодов отчета в бух. и налоговых отчетов отображаются убытки.
- В налоговых отчетах отражены слишком большие суммы вычетов за конкретный период.
- Темп роста затрат превышает тем роста прибыли от реализации продукции или услуг.
- Размер среднемесячной з/п, приходящейся на одного сотрудника, меньше среднего уровня по определенному виду деятельности в субъекте РФ.
- Неоднократное приближение к предельному значению размера показателей, определенных НК РФ, позволяющих плательщикам налогов применять спец. режимы.
- Размеры затрат и доходов ИП почти одинаковы.
- Финансово-хозяйственная деятельность фирмы построена на основе подписании контрактов с посредниками или перекупщиками без наличия деловой цели.
- Плательщик налогов не предоставил пояснение на уведомление налоговой инспекции об обнаружении расхождений показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на него плательщика налогов по причине изменения места его расположения.
- Осуществление деятельности с высоким уровнем налогового риска.
- Размер рентабельности по сведениям бухучета сильно отличается от размера рентабельности для данной области деятельности по статистическим сведениям.
Источник: https://z-motiv.ru/otsenka-nalogovyh-riskov-predpriyatiya/
Оценка налоговых рисков предприятия
Оценка налоговых рисков предприятия – дело не простое. Представители налоговых органов власти сегодня решают одну из приоритетных задач — построение эффективной системы администрирования. Она должна быть понятной и открытой для всех специалистов.
Налоговые проверки выездного характера — важная процедура которая построена на отборе налогоплательщиков для осуществления контроля за деятельностью организаций. Существуют некоторые критерии оценки налоговых рисков, которые специально для физических и юридических лиц могут разъяснить наши консультанты по налогам.
В зоне риска обычно оказываются организации с минимальной налоговой нагрузкой, компании, которые выплачивают заработную плату сотрудникам ниже прожиточного минимума. Часто оптимизация налогообложения компании приводит к возникновению вопросов налогового органа.
Поэтому налоговый консультант Екатеринбурга нашей организации готов помочь Вам. Консультации по налогам у нас проходят ежедневно по предварительной записи.
Оценка налоговых рисков предприятия со стороны налогового консультанта:
Оценка налоговых рисков организации или ИП с позиции налогоплательщика представляют собой вероятность доначисления штрафов и дополнительных выплат.
Если рассматривать данное понятие с позиции государства, оно предусматривает недополучение денежных средств, постоянно поступающих в бюджет. Грамотная оценка риска выездной налоговой проверки должна проводиться квалифицированными налоговыми консультантами.
Наши юристы просматривают в ходе налогового консультирования ряд критерий. К ним можно отнести отображение в отчетных документах всех налоговых вычетов за установленный период времени, выплату среднемесячной заработной платы на одного, отображение всех расходов за определенный период.
В случае несогласия с выводами налоговых проводится оспаривание решений налоговой инспекции через жалобу в налоговый орган или в суде посредством решения налогового спора.
Защита прав налогоплательщика
Консультации по налогообложению помогут вам оперативно разобраться с налоговой системой рисков, чтобы не получить дополнительный штраф, наложенный на конкретное предприятие либо решение о доначислении налогов. Также к критериям самостоятельной оценки можно провести осуществление финансово-хозяйственной деятельности, отклонение уровня рентабельности, снятие с учета в налоговых органах власти.
Все указанные показатели применяются в современной налоговой системе без ограничений. Уже упоминалось, что они позволяют выбрать организации для осуществления незамедлительных выездных проверок. Поэтому организации должны соблюдать определенные правила и нормативы финансово-хозяйственной деятельности, чтобы не подвергаться подобным проверкам.
Полная оценка риска налоговой проверки проводится по Вашей заявке нашим налоговым консультантом, который проведет анализ и позволит создать условия работы организаций без рисков проверки налоговым органом.
Внимание: смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:
Читайте еще по вопросу налогообложение организаций:
Весь порядок реструктуризации налоговой задолженности по ссылке
Задайте вопросы по составлению деклараций нашему налоговому консультанту
P.S.: Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, уточните информацию через поиск по сайту или рубрикатор услуг. Кроме того, Вы можете обозначить проблему по телефону: +7 (343) 345-80-80 или заполнив форму:
ПОЛЕЗНО: подпишитесь на канал в YouTube, чтобы получать бесплатно советы адвоката и иметь возможность разобрать свой вопрос через комментарии к роликам
Источник: https://katsaylidi.ru/article/otsenka-nalogovyih-riskov-predpriyatiya