Фнс отложила публикацию переставших быть налоговой тайной данных компаний :: экономика :: рбк
Планировавшееся на 25 июля начало публикации данных о компаниях, прежде составлявших налоговую тайну, отложено, подтвердила ФНС. В частности, сведения о годовых доходах и расходах появятся только после апреля 2018-го
Федеральный центр обработки данных ФНС России ( Петр Кассин / «Коммерсантъ»)
Федеральная налоговая служба (ФНС) обещала начать публиковать в минувший вторник, 25 июля, данные об организациях, на которые не распространяется режим налоговой тайны.
В частности, именно в этот день в соответствии с приказом ФНС, утвержденным еще в конце декабря 2016 года, на ее сайте в виде так называемых открытых данных должны были впервые появиться сведения о доходах и расходах компаний (по бухгалтерской отчетности) за прошлый год.
Этого не произошло, видно из соответствующего раздела на сайте ФНС. По состоянию на 00:30 мск четверга, 27 июля, там по-прежнему было размещено 57 наборов данных, среди которых нет тех, которые анонсировались.
Ранее в среду РБК написал, что также недоступен новый ресурс ФНС «Прозрачный бизнес» — на него можно было зайти на прошлой неделе по адресу pb.nalog.ru.
На странице говорилось, что «в сервисе содержится информация, на которую ранее распространялся режим налоговой тайны» (см.
снимок страницы в Google), включая сведения об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о среднесписочной численности работников, суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам и т.д.
Эти же сведения о компаниях налоговой службе предписывает начать размещать на своем сайте ее собственный приказ от декабря 2016 года, только в разные сроки.
Данные о недоимках и задолженностях, совершенных компанией налоговых правонарушениях, применяемых спецрежимах, участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков (ежемесячные) и данные о численности работников, суммах доходов и расходов (ежегодные) должны в первый раз быть опубликованы 25 июля 2017 года, данные об уплаченных налогах и страховых взносах — 25 февраля 2018 года (соответственно за 2017 год). В приказе ФНС ничего не говорится про специальный сайт — речь идет об открытых данных, которые определяются как информация о деятельности государственных органов, размещенная в интернете в машиночитаемом формате на условиях свободного использования.
Не раньше следующей весны
Приказ был разработан ФНС после того, как в июне 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые сняли режим налоговой тайны со сведений, имеющихся в распоряжении налоговиков, таких как среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и суммы доходов и расходов. На ФНС была возложена обязанность утвердить сроки и период размещения этих и других сведений (если только они не составляют гостайну), что она и сделала.
Как заявили РБК в ФНС России в среду, «информация о деятельности юридических лиц согласно действующему законодательству и договоренностям с парламентом будет опубликована по итогам подачи годовой финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиками».
Следующая финансовая отчетность (за 2017 год) должна быть сдана в ФНС до начала апреля 2018 года. Из этого, в частности, следует, что данные о бухгалтерских доходах и расходах будут размещены в открытом доступе только в следующем году.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (в 2015 году именно он был инициатором поправок о снятии режима налоговой тайны с данных бухучета) подтвердил РБК, что «реально эти данные могут появиться только на основании итоговых данных по 2017 году».
«Они технологически не могут появиться в другом варианте. Очевидно, что они могут появиться только после апреля 2018 года, когда все компании сдадут свою отчетность», — сказал Макаров.
По его словам, в те сроки, о которых идет речь в приказе ФНС, то есть 25 июля, налоговая служба «создала технологическую базу, которая сейчас проходит тестирование с представителями бизнес-объединений, с комитетом по бюджету».
По сообщению ФНС, «система полностью готова и работает». «Сейчас проходит стадия тестирования с бизнес-объединениями, конкретными отраслями и налогоплательщиками, а также аппаратом уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам предпринимателей (Борис Титов.
— РБК)», — сообщили РБК в пресс-службе ФНС. Из сообщения ФНС не ясно, почему было решено не публиковать первые наборы данных 25 июля, хотя за неделю до этого служба анонсировала публикацию в пресс-релизе.
«Все этапы работы в постоянном режиме обсуждаются с комитетом Госдумы по бюджету и налогам», — отметили в ФНС.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/27/07/2017/597908a49a79472fed5e9963
С 1 августа фнс начнет раскрывать секретную информацию о компаниях
Федеральная налоговая служба 1 августа начнет публиковать данные о компаниях, ранее составлявшие налоговую тайну.
Под «раскрытие» в этом году попадут большинство организаций. Однако структуры, которые входят в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса или относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, станут «прозрачными» лишь в 2020 году.
Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает фискальное ведомство, был снят поправками в Налоговый кодекс РФ в 2016 году. Федеральной налоговой службе предстояло утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.
Гражданам разрешили оплачивать имущественные налоги авансом
В общем доступе — на сайте ФНС в разделе «Открытые данные» — появятся сведения бухгалтерской и налоговой отчетности компаний.
Как пояснили «РГ» в налоговой службе, публикация этой информации позволит бизнесу проверять партнеров на добросовестность. Фискальное ведомство также рассчитывает на снижение числа организаций, уклоняющихся от налогообложения.
Полезными сведения могут оказаться и гражданам, ищущим работу. Они смогут оценить репутацию потенциального работодателя.
На первом этапе — 1 августа — будут обнародованы сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников.
Далее информация будет размещаться по следующему графику: с 1 октября 2018 года — данные об уплаченных налогах (сборах, взносах) и о суммах доходов и расходов по сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 1 декабря — информация о недоимках по налогам, пеням и штрафам, а также о правонарушениях и мерах ответственности за них.
Сложные вопросы налогообложения эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
Также 1 декабря 2018 года состоится первая публикация информации о налоговых нарушениях, решения о привлечении к ответственности за которые вступили в силу со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 года.
Публикация данных в открытом доступе позволит компаниям оценивать добросовестность своих партнеров
Первого декабря 2019 года появятся первые сведения о недоимках по страховым взносам.
Первоначально старт публикации данных в этом году был запланирован на 1 июля. Однако в итоге ее отложили на месяц. В налоговой службе это объяснили большим количеством обращений со стороны компаний. Они просили дать им дополнительное время для проведения сверки предназначенной для раскрытия информации с налоговыми органами, и такое решение было принято.
ФНС не будет ограничивать участие адвокатов в налоговом контроле
Эксперты в целом оценивают старт публикации сведений о компаниях в открытом доступе положительно.
«Информация, которую раскроет налоговая служба, позволит организациям делать обоснованные выводы о возможностях контрагентов исполнить обязательство по сделке.
Как следствие, это даст возможность безопасно производить налоговый вычет суммы НДС и учитывать в расходах суммы, уплаченные по такой сделке», — комментирует Антон Зыков, партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров «Делойт» СНГ.
Если контрагент по договору обязан осуществить масштабные строительно-монтажные работы, сведения о том, что в его штате числится лишь несколько человек, могут заставить разумно усомниться в возможности контрагента исполнить обязательство по сделке или, как минимум, поднять перед контрагентом вопрос о том, какими силами он планирует исполнить сделку, приводит пример Зыков.
Сопоставление суммы уплаченных налогов и доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности покажет масштаб деятельности контрагента, а также его финансовую и деловую состоятельность, уточняет партнер «Делойт» СНГ. «В целом, публикация сведений может помочь налогоплательщику принять обоснованное решение о заключении договора с контрагентом как с налоговой, так и с коммерческой точки зрения», — резюмирует Зыков.
Данные о стратегических компаниях и крупнейших налогоплательщиках откроют лишь в 2020 году
Компании смогут оперативно получать информацию об исполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.
Это облегчит принятие управленческих решений: работать с той или иной организацией или нет, согласен Евгений Панкратов, старший консультант налоговой практики О2 Consulting.
«При возникновении налогового спора налогоплательщик сможет в той или иной степени апеллировать к показателям, выгруженным с сайта налоговой службы, для доказывания того, что контрагент имел все ресурсы, необходимые для исполнения контракта», — добавляет Панкратов.
Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, однако, усматривает в публикации данных о компаниях определенные риски. «Тот объем информации, который был выведен за пределы защиты налоговой тайной и появится в открытом доступе, может стать губительным для многих добросовестных юрлиц, поскольку к ним могут проявить интерес криминальные и близкие к ним элементы», — отмечает Захаров.
Источник: https://rg.ru/2018/07/31/s-1-avgusta-fns-nachnet-raskryvat-sekretnuiu-informaciiu-o-kompaniiah.html
Что делать, если ФНС требует доплатить налоги, а вы не хотите
Предпринимателю всегда кажется, что налоговая проверка приходит внезапно. На самом деле налоговики просто так ничего не делают.
Внедрённая у них автоматическая система контроля мониторит плательщиков примерно по 300 признакам нарушений, в том числе сравнивает данные ваших отчётов с данными ваших контрагентов и покупателей. Если к вам пришли, то, скорее всего, что-то уже заметили, и заказ конкурентов тут ни при чём.
Предположим, вам не повезло и налоговая вынесла решение о доначислениях. Не паникуйте, значительное число налоговых претензий успешно оспариваются законным путём даже без судебного разбирательства.
Если уверены в себе — возражайте
Путь первый: после получения акта о проверке подать возражение в соответствующую комиссию территориальной инспекции.
Это ваше законное право, но мы советуем так поступать только в том случае, если вы уверены, что в вашей компании больше не к чему придраться.
Ведь комиссия может назначить дополнительную проверку и изучить другие эпизоды вашей бизнес-деятельности. Вам точно нечего бояться? Тогда смело пишите возражение.
Следующий вопрос: как его составить и чем подкрепить? Универсальных подходов тут нет, решения ищутся «точечно». Одному нашему клиенту удалось снизить сумму претензий в 5,5 раз.
Против него работали два фактора: показания ответственного сотрудника, которого неожиданно вызывали в инспекцию на допрос в самом начале налоговой проверки, и молчание контрагента, не отвечавшего на «встречку» (запрос о предоставлении документов по конкретным сделкам).
Казалось бы, обложили со всех сторон. Но при ближайшем рассмотрении всё оказалось не так уж страшно.
Согласно Налоговому кодексу (ст. 101 п. 2), «лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля».
Мы воспользовались этим правом, и выяснилось, что в протокол допроса вошла лишь часть ответов — те, в которых были заинтересованы налоговики.
Тогда мы попросили сотрудника компании записать свои объяснения, пошли с ним к нотариусу и заверили его показания, чтобы потом предъявить их на комиссии.
По поводу контрагента обнаружилось следующее. Это была госструктура, которая не отвечала на запросы не злонамеренно, а в силу организационных причин.
Она только что сменила юридический статус, а структура-правопреемник (тоже государственное предприятие) просто не успела ещё разобрать полученный архив.
Мы решили им помочь: сами создали копии нужных документов по оригиналам, имевшимся у клиента, принесли их контрагенту, заверили и даже получили доверенность на передачу в налоговую. Всё, этого нам хватило. На комиссии мы предъявили свои возражения, и результаты проверки были пересмотрены.
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке утверждён приказом МНС от 17.08.2001 № БГ-3-14/290, он достаточно жёстко регламентирует действия налоговиков, и при наличии хорошего специалиста вы сможете защитить свои позиции.
Если не уверены — отправляйтесь в суд или платите
Но если вы в своей кристальной чистоте не уверены и понимаете, что «прошерстили» вас слабее, чем могли бы, тогда лучше рубаху на себе не рвать. Разумнее действовать иначе. Пропустить десятидневный срок, отведённый на подачу возражения. А как только решение о доначислении вступит в силу, вы вправе написать апелляционную жалобу в суд.
Там уже будут рассматривать только те документы из вашей отчётности, по которым принято решение. Но тут есть другой риск. Пока вы ждёте вердикта и отказываетесь платить, налоговики могут передать материалы дела в полицию: у них есть на это право. И тогда вами начнут интересоваться люди в другой униформе и по совершенно другим правилам.
Даже если к вам нагрянули не налоговики, а сразу полицейские, и вас подозревают в намеренном уклонении от платежей на крупную сумму, шанс на спасение остаётся.
Пока подозрения не превратились в обвинение, нужно поскорее сдать уточнённую декларацию и заплатить то, что с вас, вероятно, потребуют.
Это одноразовый приём, после которого лучше отказаться от серых схем — налоговая теперь видит всех.
Практика
Повторяю: спорить, возражать, судиться стоит только тогда, когда вы уверены в своей правоте и готовы её доказать.
Мы разбирали довольно много случаев, когда индивидуальным предпринимателям начисляли НДС и НДФЛ, поскольку их реальный вид деятельности не совпадал с ОКВЭД (зарегистрировался по коду оптовой торговли, но вышло так, что открыл автомойку). После нашего вмешательства претензии снимались ещё в досудебном порядке.
Но бывают и неоперабельные случаи. Как правило, все они — результат того, что на протяжении долгого времени предприниматель игнорирует цивилизованные правила игры. Как-то раз мы консультировали клиента, которому доначислили налоги за три года — сумму с семью нулями. Изучив и взвесив все обстоятельства, мы посоветовали ему всё-таки заплатить.
Чтобы не вынимать деньги из оборота и не продавать имущество, этому бизнесмену пришлось набрать потребительских кредитов на себя, родственников, сотрудников своей компании. Но это действительно был лучший вариант из всех возможных.
Поэтому всем, у кого случаются проблемы с налоговыми проверками, я всегда говорю: приведите наконец-то свои дела в порядок — так, чтобы к вам не было повода прийти.
Однажды к нам обратился предприниматель, который был абсолютно уверен, что его «заказали». Бизнес у него был устроен хитро и сложно: более 20 различных юридических лиц в разных регионах России. И вот в эти компании — в одну за другой — с пугающей регулярностью стали приходить налоговики.
Действительно, волей-неволей задумаешься о том, что всё это не просто так. Но мы изучили историю проверок и обнаружили корень всех бед. Никто нашего клиента не заказывал. Просто два года тому назад одной из его компаний доначислили болезненную для неё сумму.
Владелец нанял умелого адвоката, тот написал возражение, и управление ФНС отменило это решение. Инспектор, делавший проверку, получил выговор от начальства. Но он успел понять, что у бизнесмена есть хитрая схема, доказательств только не смог собрать.
Получив по шапке, он сделал ответный ход: по всем территориальным инспекциям, к которым относились юрлица в этой схеме, разослал письма со своими подозрениями. Те обязаны были их отработать. В итоге нам потребовалось несколько лет, чтобы разобраться с последствиями этих проверок.
Сейчас этот предприниматель работает абсолютно вбелую. Он просто создал одну, но большую компанию, объединившую все прежние. Говорит, что доходность бизнеса несколько снизилась, зато нервы заметно укрепились.
Фотография на обложке: Tetra Images / Getty Images
Мы завели канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!
Источник: https://secretmag.ru/opinions/chto-delat-esli-fns-trebuet-doplatit-nalogi-a-vy-ne-khotite.htm
Налоговики запросили постоянный доступ к счетам россиян
Но им, вероятно, откажут на федеральном уровне.
В июне в социальных сетях разлетелся слух о том, что с 1 июля Федеральная налоговая служба сможет отслеживать все банковские операции россиян, чтобы выявлять незадекларированные доходы и доначислять по ним налоги.
Писали об этом и мы. Впрочем, опровержение не заставило себя ждать. Налоговая быстро открестилась от этих слухов и заявила, что никаких дополнительных сведений им не надо: хватает того, что уже есть.
Россияне же не на шутку испугались возможной необходимости платить НДФЛ за любые поступления на банковскую карту. И, как оказалось, не зря. Не прошло и месяца, как ФНС все-таки потребовала предоставить ей право на неограниченный мониторинг банковских транзакций россиян.
Федеральная налоговая служба направила в Минфин запрос с просьбой внести в Налоговый кодекс поправки, разрешающие налоговым органам запрашивать информацию о счетах физических лиц вне рамок камеральных проверок, передает Новая Газета. Если поправки примут, малейшего подозрения налоговой будет достаточно, чтобы банк раскрыл сведения о движении денежных средств своих клиентов.
Новый уровень финансовой прозрачности нужен для борьбы с «незаконным предпринимательством», заявил замглавы ФНС Даниил Егоров.
Формально ФНС и сейчас может получить доступ ко всей банковской информации, но только если есть решение о проведении налоговой проверки (не считая операций от 600 тысяч рублей и выше — о них банки уведомляют налоговую автоматически). Теперь же налоговая хочет этот процесс для себя упростить и автоматизировать.
Теоретически, это должно помочь выявить «самозанятых» граждан и заставить их как-то легализовать свой доход
Прецеденты доначисления налогов на базе выписки по банковскому счету уже были. ФНС сообщала 27 апреля, что в Твери налоговики путем контрольной закупки выявили нелегального торговца тортами собственного производства. Кондитер получала деньги на карту.
От нее потребовали задекларировать доход за последние два года, — сообщает Рамблер.
А чуть ранее ПУНКТ-А писал, что банк потребовал от астраханки отчитаться о движении средств на банковской карте, а также предоставить копию трудовой книжки и трудового договора.
Впрочем, федеральные эксперты не исключают варианта, что это только пиар-ход налоговиков, который должен замотивировать «самозанятых» граждан поскорее оформить ИП, не дожидаясь санкций. И что Минфин с большой долей вероятности налоговикам откажет, так как подобные меры навредят не только тем, кто печет торты на заказ и делает маникюр на дому, но и многим куда более влиятельным лицам, которые любят оформлять свои активы на близких родственников. Им эта инициатива, скорее всего, придется не по вкусу.
Источник: https://punkt-a.info/news/glavnoe/nalogoviki-zaprosili-postoyannyy-dostup-k-schetam-rossiyan
Мы предупреждали: Налоговая действительно получит прямой доступ к банковским счетам физлиц
Стало известно, что ФНС обратилась к Министерству финансов рассмотреть возможность предоставления им неограниченного доступа к банковским счетам физлиц в любое время. Об этом говорится в ответе замглавы ФНС Даниила Егорова, датированном 28 июнем, на письменный запрос частного лица, сообщает Коммерсант.
По данным издания, в письме идет речь о том, что информацию о счетах физлиц ФНС намерена использовать для улучшения показателей по выявлению и пресечению фактов незаконного ведения бизнеса, для чего должны одобрить поправки в НК.
Представитель ФНС рассказал, что письмо является ответом на обращение определенного лица, и его нельзя применять ни к каким иным ситуациям. При этом в Минфине получение обращения ФНС не отрицают.
Некоторые эксперты полагают, что в случае одобрения поправок, налоговики смогут мониторить счета физлиц, что позволит им доначислять налоги если будет доказан факт незадекларированной прибыли. На сегодняшний день данные по банковским счетам ФНС получает исключительно при налоговых проверках. В минувшем году налоговая служба подвергла проверке 20 тыс. предприятий, ИП, и 774 физических лиц.
Стоит обратить внимание на факт, что случаи доначисления налогов уже имели место быть на основании выписки по счету, о чем сообщает Telegram-канал «Банкста».
Так, по информации налоговой службы, 27 апреля в Твери используя контрольную закупку доблестные налоговики, которые в упор не видят укрывающихся от уплаты налогов и прячущих свое имущество чиновников и депутатов «разоблачили» злостную неплательщицу налогов – простую домохозяйку, которой, для того чтобы кормить детей приходилось заниматься выпечкой кондитерских изделий на дому, и которая занималась реализацией продукции минуя налоги. Кондитер за выполнение заказов получал оплату на карточку Сбера. В результате действий ФНС «уклонистку» обязали задекларировать прибыль за 2 года. Депутат Слуцкий смеется в своем пентхаузе за полмиллиарда рублей.
Отмечается, что в случае одобрения поправок под пристальный контроль налоговой могут попасть не только нелегальные бизнесмены, но и, например простые люди, которые что-то реализуют на торговых онлайн-площадках, или же просто кто-либо перечисляет им на карту средства. Тотальный контроль в России достиг уже критической отметки, и распространяется на большинство секторов, однако следить за движением средств россиян, это уже за гранью.
Стоит отметить, что об этом ранее предупреждал Русский Монитор.
А именно, сообщалось о том, что с 1 июля в России начнут активно применяться поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, принятые еще несколько лет назад, согласно которым, все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению средств на счетах физлиц по требованию. Так, все поступления на счета физлиц, в случае если не доказано что это не доход, ФНС будет расценивать как прибыль, которая будет облагаться налогом. И вот теперь эта информация все больше находит подтверждение.
Чтобы подсластить пилюлю власти рассказывают о том, что в программу уже вносятся данные из ЗАГСов, которые ФНС использует, чтобы исключать из выборки денежные переводы между родственниками.
Ситуацию прокомментировал сотрудник АКФ «Ком-Юнити» Павел Самсонов. С его слов, налоговая служба в случае принятия поправок получит возможность информацию о физлицах вносить в программу АСК НДС-3, что, мол, позволит выявлять тех, кто незаконно занимается бизнесом и не платит налоги.
Однако совершенно понятно, что дело здесь вовсе не в том, чтобы бороться с нелегальными предпринимателями, а в том, чтобы обойти закон о банковской тайне, и контролировать сбережения граждан.
Лозунг о то, что люди — это «новая нефть» для наших власть предержащих получает все большее подтверждение.
Кристина Шишкина
Новости партнёров
Источник: https://rusmonitor.com/my-preduprezhdali-nalogovaya-dejjstvitelno-poluchit-pryamojj-dostup-k-bankovskim-schetam-fizlic.html
Фнс получит полный контроль над счетами граждан россии
15 Июня 2018 09:30 / Экономика www.globallookpress.com
С 1 июля в нашей стране вступают в силу поправки к Налоговому кодексу, которые позволят Федеральной налоговой службе осуществлять полный контроль за поступлениями средств на банковские счета российских граждан.
В последние месяцы идут активные обсуждения повышения налоговой нагрузки как на физических, так и юридических лиц. Первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов обещал, что произойдет ее «донастройка».
Абстрагируясь от вышедшей в тренд новостных лент темы повышения НДС, а также других маневров Минфина, обратимся к категории, на первый взгляд, менее заметной, однако способной в обозримом будущем буквально перевернуть жизнь населения страны.
Эта мера осталась в тени из-за политической и экономической конъюнктуры последнего времени – роста цен на нефть и бензин, новых санкций США, падения рубля, роста и введения других налогов.
Однако «донастройка», как показывает практика, может производиться и по-тихому, в нынешнем фискальном поле, разве что другими методами.
«Под колпаком» у ФНС
Речь идет о введении тотального контроля со стороны ФНС за всеми денежными поступлениями на счета граждан. Норма именно с таким смыслом прописана в поправках к статье 86 Налогового кодекса России.
Согласно поправкам, банки должны предоставлять по требованию ФНС все данные по движению денежных средств физических лиц.
Таким образом, ФНС будет сама решать, считать ли доходом те или иные поступления и, соответственно, облагать ли их налогом.
www.globallookpress.com
В случае несогласия физического лица оно может оспорить необходимость уплаты налога с того или иного поступления на свой счет, если представит в ФНС документальное подтверждение, что полученная сумма не является доходом. Если же налоговый орган сочтет это недоказанным, то ФНС может взыскать как сам налог, так и пени, а также штраф в размере 20% от суммы этого неоплаченного налога.
В настоящее время также не являются редкими судебные дела по неуплате подоходного налога. Речь в таких делах идет о перечислении на карту физического лица средств от другого «физика», а в случае, если такие транзакции носят регулярный характер, ФНС начинает интересоваться поводом для получения средств.
Наиболее частым примером тут является сдача недвижимости в аренду, когда арендодатель ежемесячно получает на свой счет поступления и не платит с них налоги. Таким же примером является продажа каких-либо вещей «из рук в руки», когда покупателю сообщатся номер карты, на которую зачисляются средства.
В России обложат налогом собак, кошек и пчел
Ключевой момент: новые поправки наделяют ФНС полномочиями проводить проверки счетов физических лиц. При этом сохранить средства в полном объеме можно лишь доказав, что поступление не является объектом налогообложения. Как в случае, если вам вернули долг или передали денежные средства в дар.
Эксперты отмечают, что одним из способов избежать проблем с ФНС является обозначение цели платежа при переводе. Однако пока нет ясности, как заработает этот фактически новый налог. Ведь ФНС будет получать всю необходимую информацию от банков. Кроме этого, уведомления о транзакциях получает и Росфинмониторинг, а сумма значения не имеет.
Налоговые органы к тому же и так знают о налогооблагаемой недвижимости граждан, что позволит им, отталкиваясь от этой информации, выявлять на счетах населения «теневой» доход и взимать с него налог.
В этой связи следует вспомнить и о введении налога для самозанятых граждан, которые могут иметь официальную работу, но кроме этого самостоятельно зарабатывают, например, частными уроками на дому. Таких граждан, если они будут «пойманы» на получении теневого дохода на свой счет, будет ждать неприятный сюрприз.
www.globallookpress.com
Более того, пока нет ясности, как будут работать совместно налог для самозанятых и положение о расширении полномочий ФНС. Для самозанятых есть риск и вовсе попасть под двойное налогообложение – сначала как самозанятому, а затем, как лицу, получившему на карту перевод средств в качестве оплаты своего труда.
Скрытое введение нового налога?
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что предоставление ФНС полномочий по проверкам банковских счетов физических лиц может обернуться новыми поборами с населения, а кроме того, серьезно осложнит жизнь людей.
Если раньше можно было не опасаться, что в случае перевода вам каких-то средств, не являющихся доходами, они в целости и сохранности до вас дойдут, то теперь возникает риск, что федеральный орган попросту сочтет вас лицом, получающим прибыль и скрывающимся от уплаты налога.
В то же время при современном развитии информационного общества, когда все большую силу набирают технологии электронного банкинга, люди тотально переходят на цифровые переводы денег. А перенести эти транзакции в «офлайн» теперь становится все сложнее.
Однако на стражу населения в этом смысле становится уже сам бюрократический аппарат, да и масштабы переводов денежных средств на счета граждан просто зашкаливают.
В беседе с телеканалом «Царьград» начальник юридического отдела Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Павел Морозов отметил, что федеральные органы могут хотеть контролировать что угодно, однако между этим желанием и практической реализацией в данном вопросе огромная дистанция.
«Полагаю, что данная мера едва ли коснется счетов физических граждан. Речь, скорее, идет о юридических лицах и организациях, которые давно находятся на контроле, за ними будут следить в первую очередь. А для контроля операций физлиц у банков и ФНС просто не хватит возможностей», — уверен Морозов.
Он напомнил, что речь тут идет о сотнях миллионов счетов граждан, по которым идут миллиарды транзакций. Эти переводы сложно даже просто отследить, не то, что анализировать. Эксперт также отметил, что для контроля за всеми этими операциями не хватит и «необходимости», так как органам, скорее всего, будут интересны компании и предприятия.
Господин Морозов также обратил внимание, что никаких мер по изъятию средств со счетов физических лиц сейчас не производится в автоматическом режиме – для каких-то действий необходимо решение суда. Пока лишь к подозрительным операциям может быть применена блокировка как самих этих операций, так и счетов.
Таким образом, эксперты хоть и выражают опасения в связи с тотальным попаданием под контроль ФНС счетов граждан, но не имеют единого мнения об эффективности этих мер. Налицо, уверяют они, несколько неуклюжая попытка увеличения фискальных мер в той сфере, где это сделать крайне сложно, но, видимо, очень хочется.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи
Источник: https://tsargrad.tv/articles/fns-poluchit-polnyj-kontrol-nad-schetami-grazhdan-rossii_139304
Фнс будет публиковать данные, ранее считавшиеся налоговой тайной
Федеральная налоговая служба России (ФНС) 25 июля впервые разместит на своем официальном сайте в форме открытых данных значимые сведения обо всех 4,7 млн компаний, состоящих на учете в налоговых органах, сообщают Ведомости. Прежде они не только не подлежали публикации, но и считались налоговой тайной (информация о физических лицах, включая индивидуальных предпринимателей, по-прежнему раскрытию не подлежит).
В открытом доступе окажутся следующие сведения за предыдущий календарный год:
– суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности компании;
– среднесписочная численность работников организации;
– сумма уплаченных компанией налогов (по каждому налогу).
Ежемесячно будут публиковаться:
– суммы недоимки, пеней и штрафов, допущенные налоговые правонарушения и меры ответственности за них;
– специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиком, а также участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.
Поправками в статью 102 Налогового кодекса предлагалось также опубликование совокупной суммы выплат работникам за предыдущий год.
На основании этих данных и информации о численности сотрудников можно было бы судить о средней заработной плате в компании, но при утверждении законопроекта в окончательной редакции депутаты исключили это положение – видимо, во избежание роста социальной напряженности. 25 июля 2017 г.
будут опубликованы сведения за 2016 г. (в части правонарушений будет опубликована информация о решениях налоговых органов, вступивших в силу в июне 2017 г.).
Это событие может повлиять на состояние налоговой системы и даже произвести серьезные сдвиги в сложившихся общественных отношениях. Нет сомнений, что информация будет востребована не только журналистами, но и гражданами, организациями и государственными органами.
Наибольший интерес представляют сведения об уплаченных налогах, а также начисленных недоимках, пенях и штрафах, поскольку информация о численности работников, а также о доходах и расходах общедоступна в составе отчетности, предоставляемой компаниями органам государственной статистики.
На опубликовании данных об организациях долгое время настаивала сама ФНС. Вполне справедливо она полагает, что это позволит компаниям тщательнее проверять контрагентов и выбирать наиболее состоятельных, чтобы не оказаться случайно вовлеченными в схемы по уходу от налогов.
Опубликование поможет гражданам лучше оценить экономическое положение компаний при инвестировании в строительство жилья, а также в случаях привлечения средств населения финансовыми организациями.
С этой информацией компании будут более осознанно принимать решение о выборе деловых партнеров, о необходимости дополнительных гарантий оплаты, о перспективах взыскания долгов.
Данных об уплаченных налогах давно ждут региональные и местные власти для планирования своих бюджетов, а также для выстраивания отношений с компаниями, работающими на их территории. Это вполне может быть как режим наибольшего благоприятствования, так и наоборот.
Большая прозрачность может повлечь антикоррупционный эффект, особенно при госзакупках, так как нередко заказы получают специально созданные фиктивные (подставные) компании-пустышки.
Официальные сведения об уплаченных налогах позволят сформировать объективные рейтинги налогоплательщиков, а также поставить деловую репутацию компании в зависимость от ее доли в финансировании публичных потребностей. Наконец, новая информация может быть использована для оценки налоговой нагрузки компаний отрасли – здесь выявятся свои лидеры и аутсайдеры, что будет дополнительным источником оценки для инвесторов. Сопоставление налоговой нагрузки компаний поможет понять, соблюдается ли конкурентная среда в рамках отрасли.
Конечно же, чаще всего предприниматели будут использовать эти сведения для проверки налоговой благонадежности потенциального контрагента, а также контроля за его текущим состоянием.
Кроме того, новый информационный ресурс позволит выявлять случаи корпоративной неверности, когда менеджеры часть прибыли направляют в подконтрольные им компании, намеренно встраиваемые при закупках или продажах.
Новые возможности будут использованы и для совершенствования многочисленных коммерческих электронных сервисов по проверке и оценке контрагентов.
По нашему мнению, в дальнейшем можно было бы использовать накопленную сумму уплаченных налогов (своего рода налоговый капитал) в целях предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, привилегий и бюджетных субсидий.
Сегодня в одинаковом положении и компания, которая за многие годы работы заплатила в бюджет десятки и сотни миллионов, и бизнес, который постоянно переводит активы на новую компанию, чтобы не платить налоги. Это напоминает советскую уравниловку, когда независимо от трудового вклада люди получали примерно одинаковую зарплату.
Учет уплаченных в прежние годы налогов в отношениях с государством позволит перейти от формального равенства к равенству настоящему, соразмерному вкладу каждого в общее дело.
Закон предусматривает, что не публикуется информация о налогах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Исключение таможенных платежей оправдано лишь отсутствием информации о них у налоговой службы и должно быть устранено по мере интеграции налоговых и таможенных органов.
Новые стандарты открытости налоговой информации ставят новые вопросы о балансе публичных и частных интересов в информационной сфере – один из таких вопросов по жалобе компании из Финляндии недавно пришлось решать Европейскому суду по правам человека. Поэтому к определению объема и порядка публикации необходимо подходить очень осторожно.
Согласно приказу ФНС информация о правонарушениях, а также недоимках, пенях и штрафах публикуется после вступления в силу решения налогового органа по итогам проверки. Как правило, решение вступает в силу после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе.
Приказ не принимает во внимание, что в дальнейшем решение может быть обжаловано в суде и признано недействительным, как не предусматривает и публикации сведений о результатах судебного обжалования начисленных сумм. Это может нанести репутационный ущерб компании, поэтому приказ нуждается в доработке.
Наиболее комфортным решением была бы публикация не сразу после вступления решения в силу, а только после завершения судебного разбирательства или в том случае, если в законный срок решение не было обжаловано в суде.
Источник: https://www.magnat-group.ru/2017/06/16/fns-budet-publikovat/
Фнс запросила доступ к финансовым данным физлиц вне проверок
Свои предложения налоговики направили в Минфин. Речь, вероятно, идет о том, что ФНС сможет загрузить данные обо всех трансакциях россиян в свою программу, чтобы с ее помощью выявлять неплательщиков НДФЛ. Проверки в результате могут коснуться не только незаконных предпринимателей.
В ответе заместителя главы ФНС Даниила Егорова от 28 июня на запрос частного лица (“Ъ” ознакомился с документом) содержится информация о новой законодательной инициативе ведомства. Налоговики хотят получать информацию о счетах физических лиц вне рамок проверок с целью «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности».
Для этого нужно внести изменения в НК РФ. Обоснование идеи, говорится в документе, уже направлено в Минфин. В самой службе “Ъ” лишь уточнили, что «данное письмо ФНС России является ответом по обращению конкретного налогоплательщика исходя из заданных им вопросов и не может быть применено в иных ситуациях». В Минфине подтвердили, что предложение от ФНС поступило и будет рассмотрено.
Эксперты уверены, что изменения дадут налоговикам возможность контролировать все средства, поступающие на счета граждан, и доначислять налоги при выявлении незадекларированных доходов
Как пояснил Taxology Алексей Артюх, сейчас в ФНС могут получать информацию по счетам лишь в рамках налоговых проверок — выездной и камеральной.
Камеральная проверка проводится после подачи налоговой декларации (в данном случае 3-НДФЛ) и для подтверждения заявленных в декларации сведений.
Выездные проверки в отношении обычных граждан проводятся крайне редко, только по решению руководителя ИФНС.
https://www.youtube.com/watch?v=l5Of7eX6gCQ
За 2017 год проверено 20 тыс. компаний и ИП и только 774 физлица (средние начисления по итогам выездных проверок граждан составили более 2 млн руб.).
«Если ФНС добьется расширения полномочий, в любой момент любой налоговик сможет запросить информацию о движении средств по счетам любого гражданина»,— подчеркивает Алексей Артюх.
По словам управляющего партнера АКФ «Ком-Юнити» Павла Самсонова, ФНС может загрузить данные по счетам всех налогоплательщиков в программу АСК НДС-3, которая выявит лиц, возможно, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность.
«В АСК НДС-3 уже загружаются сведения из загсов, что позволит из общей выборки исключить переводы между близкими родственниками»,— уточнил он.
Прецеденты доначисления налогов на базе выписки по банковскому счету уже были. ФНС сообщала 27 апреля, что в Твери налоговики путем контрольной закупки выявили нелегального торговца тортами собственного производства.
Кондитер получала деньги на карту. От нее потребовали задекларировать доход за последние два года.
Так как нелегальный кондитер до этого подавала декларацию как физлицо, получить информацию о движении по ее счету инспекторы могли в рамках камеральной проверки.
Пострадать могут все граждане
Однако, признает Алексей Артюх, пострадать могут не только незаконные предприниматели, но и, например, граждане, которые часто продают что-то на «Авито» или просто получают деньги на карту от третьих лиц.
«Например, по тем же сделкам по продаже личного имущества могут потребоваться подтверждающие документы, свидетельские показания,— пояснил господин Артюх.— Причем по сделкам за три года, предшествующих проверке».
Между тем объем безналичных платежей, по данным ЦБ, стабильно растет. Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова отмечала, что если в 2016 году объем безналичных расчетов был около 32%, то в 2017 году — уже 39,6%, а по итогам 2018 года может достигнуть 47,4–50%.
Оборот наличных сохранится как минимум в теневой экономике. Но то, что нормальные люди в повседневной жизни практически полностью откажутся от наличных денег,— это точно.
Возврат к наличным
Ответа на вопрос, приведет ли инициатива ФНС к изменению тенденции и возвращению граждан к расчетам наличными, эксперты пока не дают.
«Населению точно не понравится подобное расширение полномочий налоговиков, однако массового возврата в нал, на мой взгляд, не будет»,— уверен глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Но, уточняет он, крайне важно сформулировать законодательство так, чтобы «не вызывать ненужного беспокойства у добросовестных банковских клиентов, не занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью».
Банкиры говорят, что при полной автоматизации процесса технических проблем с реализацией идеи ФНС возникнуть не должно, уже сейчас процесс передачи данных в рамках проверок автоматизирован. Во многом масштабы задачи будут зависеть от объема запрашиваемой информации — насколько общим налоговики захотят сделать отслеживание.
«Однако если будет необходимость работать в ручном режиме или же дублировать информацию на бумаге с печатями и подписями, от банков потребуются серьезные затраты»,— уточняет зампред правления «Ренессанс Кредита» Сергей Королев. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксаков, при поступлении проекта комитет обязательно обсудит инициативу с банковским сообществом, чтобы выбрать оптимальное решение.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3682555/
Источник: https://bhnews.ru/fns-zaprosila-dostup-k-finansovym-dannym-fizlits-vne-proverok/
Как грамотно отказаться предоставлять информацию в сфере налогового контроля цен
Напомним, что с 2012 года вступили в силу изменения в НК РФ в части порядка налогового контроля за ценами. Новые правила предполагают, что под налоговый контроль подпадает крайне ограниченное количество сделок. По крайней мере, большинство сделок компаний среднего и малого бизнеса внутри России из-под налогового контроля выводятся.
Однако на практике уже имеются случаи, когда «под соусом» соблюдения положений раздела V.1 НК РФ официальные органы требуют от компаний предоставления различных сведений и документов.
В основном, касающихся их взаимодействия с контрагентами. Причем зачастую эта информация носит конфиденциальный характер.
Кроме того, запрашиваемые объемы информации требуют значительного отвлечения сил бухгалтерских и юридических служб компании на их подготовку.
В сложившейся ситуации весьма актуальным является вопрос о том, какие органы, в какие сроки и какие документы вправе истребовать у компании в отношении контроля цен. И как защититься от неправомерных требований.
Полномочия по контролю цен возложены исключительно на центральный орган ФНС России
Несмотря на сокращение числа контролируемых сделок, сама процедура контроля стала строже. В частности, создается специализированный орган, отслеживающий подконтрольные сделки, вводится обязанность уведомления обо всех таких сделках. Вводятся новые правила определения рыночных цен на интервальной основе и повышенная ответственность за совершение нерыночных сделок.
При всем при этом ни органы внутренних дел, ни Следственный комитет, ни Прокуратура России не имеют права запрашивать у компании документы как в рамках процедуры контроля за трансфертным ценообразованием, так и в рамках налоговых правоотношений вообще. Это касается любых запросов, даже если в нем государственный орган ссылается не на Налоговый кодекс.
Запрашивать какие-либо документы о финансово-хозяйственной деятельности компании эти органы могут только в рамках возбужденного уголовного дела, на основании постановления следователя (ст. 182 и 183 УПК РФ).
К таким делам относятся, в частности, уголовные дела по уклонению от уплаты налогов в соответствии со статьей 199 УК РФ, по неисполнению обязанностей налогового агента согласно статье 199.
1 УК РФ, по мошенничеству – статья 159 УК РФ, по признакам фиктивного банкротства – статья 197 УК РФ.
Также следует внимательно контролировать полномочия различных налоговых органов в сфере контроля за ценами.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами проводится исключительно федеральным органом власти, уполномоченным по контролю в этой области (ст. 105.17 НК РФ).
Таким органом, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506, является ФНС России.
Таким образом, с 2012 года полномочия по проверке правильности уплаты налогов в сфере контролируемых сделок возлагаются исключительно на ФНС России. В том числе по истребованию каких-либо документов для проверки. Налоговые органы на местах полномочий в этой сфере лишаются.
Какие сделки попадают под контроль
Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами, офшорами и биржевыми товарами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Сделки между взаимозависимыми лицами на территории России, если выполняется одно из следующих условий:
– сумма доходов по всем сделкам между взаимосвязанными лицами за календарный год превышает 1 млрд рублей в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ, причем в 2012 году – 3 млрд рублей, а в 2013 году – 2 млрд рублей (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ);
– одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
– одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
– одна из сторон сделки освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль или применяет по нему ставку ноль процентов, кроме того сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Какая информация будет содержаться в уведомлении о контролируемых сделках
В связи с вступлением изменений в силу компания обязана представлять в инспекцию по месту своего учета уведомление о совершенных контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Законом установлен штраф за непредставление уведомления в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НК РФ).
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/2668-kak-gramotno-otkazatsya-predostavlyat-informatsiyu-v-sfere-nalogovogo-kontrolya-tsen