Порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах могут изменить
22 января 2015
Разработан новый порядок принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в НК РФ. Соответствующий законопроект1, подготовленный членом Совета Федерации Владимиром Петровым и депутатами Госдумы Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.
Предлагается установить единый срок принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Так, их принятие предусмотрено не позднее 1 сентября текущего года, а вступление в законную силу – с 1 января следующего года.
При этом планируется сохранить нормы о:
- вступлении в силу с 1 января года, следующего за годом принятия, федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также региональных и муниципальных законодательных актов о налогах и сборах, вводящих налоги;
- возможности вступления в силу в сроки, прямо указанные в актах (но не ранее даты официального опубликования), устраняющих или смягчающих налоговую ответственность, улучшающих положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Предлагаемые сроки принятия и вступления в действие законодательных актов о налогах и сборах обусловлены необходимостью предоставления налогоплательщикам времени на изучение принятых актов, учет их при планировании своей работы на следующий год, а также предоставлением им времени на обжалования принятых актов (срок обращения с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод). «Таким образом, остается возможность изменять налоговые условия в сторону облегчения и упрощения законодательства с 1 января следующего за принятием такой нормы года», – считают разработчики законопроекта.
Отмечается, что внесение указанных поправок позволит на целый год зафиксировать в неизменном виде условия и правила, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, что существенно облегчит работу предпринимателей. «Появится возможность использовать текст НК РФ, скажем, в редакции 2016 года, в редакции 2017 года и так далее», – подчеркивают авторы законодательной инициативы.
В случае одобрения документ вступит в силу с 1 января 2016 года.
ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/news/602367/#ixzz3PWx2ymtO
Федеральный закон от 31.12.2014 N 506-ФЗ
Система поддержки бизнеса будет ориентирована на клиента
Владельцы шикарных квартир и комнат в коммуналках будут платить за них разные налоги
Годовая инфляция в Петербурге по итогам 2014-го составила почти рекордные 13,3%
Налоговый кодекс дополнен новой статьей
У бизнеса — двойной праздник
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц начнет действовать в 28 регионах
Упрощенка стала сложнее
Указание Банка России от 01.12.2014 N 3465-У
Обвал российской национальной валюты серьезно угрожает экономикам девяти бывших советских республик
Проект Федерального закона N 694962-6
Проект Федерального закона N 700708-6
Приказ ФНС России от 08.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected]
Источник: https://bafra.spb.ru/news/poryadok-vstupleniya-v-silu-zakonodatelnyix-aktov-o-nalogax-i-sborax-mogut-izmenit.htm
Налоговые законы: вступление в силу
Это очень важно! До 1 января 2013 года приостановлено действие четырех норм Бюджетного кодекса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
О чем приостановленные нормы? Давайте посмотрим, это интересно:
«Статья 53. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов
2.
Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.»
«Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
2.
Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.»
«Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов
2.
Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.»
«Статья 174.1. Прогнозирование доходов бюджета
2.
Федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие внесение изменений в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.»
Таким образом, на период формирования бюджета 2013 года у наших законодателей различных уровней совершенно не обязательно возникает обязанности сначала принять налоговые законы, а потом принимать бюджет. Вероятно, это будут параллельные процессы…
Для нас с Вами это означает, что декабрь 2012 года будет полон разнообразных налоговых неожиданностей. Как показывает практика, это обычно не самые приятные неожиданности, увы.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2012/39/01
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сбора во времени достаточно актуален.
Содержание
Постоянных налогов и налоговых систем не существует. Законодательство меняется во времени из-за нехватки средств в бюджете, из-за новых товаров и несовершенства налогового законодательства.
Действие актов во времени – это законодательно закрепленные периоды вступления правовых норм в действие. Данный вопрос требует пристального внимания, поскольку права налогоплательщиков закреплены Налоговым Кодексом РФ с опорой на статью 57 Конституции РФ.
Так, к примеру, краевой закон был опубликован 29 ноября 2015 года. Один месяц со срока опубликования истекает 29 декабря 2015 года.
Налоговый период для данного закона установлен сроком в 1 год, а значит новый период начинается с 1 января 2016 года, следовательно, Закон может вступить в силу не ранее, чем с 1 января 2016 года.
При несоблюдении данного правила нарушаются конституционные права граждан.
Правила действия налоговой нормы в действии
Налоговая норма действует следующим образом. Согласно Конституции РФ, законно требование законодательства о форме, содержании, процедуре принятия и порядку введения в действие налоговых актов. Статья 57 требует от законодательства установления разумных сроков, после которых у граждан и организаций возникает необходимость платить налоги и сборы.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания должны вступить в силу через 10 дней после того, как были официально опубликованы. Такой порядок действует, если отдельными актами не предусмотрено иное.
Такие правила введения в действие актов о налогах и сборах применимы и к нормативно-правовым актам органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Официальная публикация источников права закреплена Конституцией РФ и невыполнение этого требования ограничивает применение конкретного налогового акта.
Модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах
Налоговым законодательством установлено 2 основные модели, по которым акт законодательства о налогах и сборах вводится в действие.
Первая модель предполагает введение в действие:
- Федеральных законов, устанавливающих поправки в налоговом законодательстве в рамках установления новых налогов;
- Актов законодательства о налогах и сборах в регионах РФ, вводящих региональные налоги;
- нормативных актов правительства муниципалитетов, которые вводят новые местные налоги.
Вторая модель временного введения в работу актов о налогах и сборах относится ко всем остальным актам, которые вносят дополнения в действующие законы о налогах и сборах. Здесь налоговый период – календарный год или другой отрезок времени (месяц, квартал, полугодие и т.д.), после которого определяют налоговую базу и начисляют налоговые платежи.
Время вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах
Время вступления в силу того или иного акта зависит от модели введения актов в действия. Так, в случае первой модели нормативные законодательные акты о налогах и сборах обретают силе после 1 января года, следующего за годом принятия, но не раньше 1 месяца после их публикации.
Акты второй модели вступают в действие не раньше, чем по прошествии 1 месяца после публикации и не ранее 1 числа соответствующего налогового периода. Другими словами, акты должны вступить в силу с 1 числа месяца, а которого начинается определенный налоговый период в рамках отдельного налога.
Официальное опубликование актов законодательства о налогах и сборах
Каждый источник права должен быть официально опубликован. Сегодня, Федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления правительства РФ публикуются в «российской газете» и собрании законодательства.
Подведомственные нормативные акты публикуются в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов.
Помимо вышеперечисленных источников, обязательно опубликование на официальном источнике в Интернете.
Отдельное средство массовой информации для конкретных законодательных актов устанавливается органами власти субъектов РФ. Источники и порядок опубликования в местном самоуправлении установлены в Уставе муниципалитета.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяет помимо порядка вступления актов в силу нормами, которые устанавливаются запрет обратной силы законодательных актов.
Акты налогового законодательства, имеющие обратную силу
Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за неуплату налогов и сборов, нарушение требований по срокам имеют обратную силу. К таким актам также относятся те, которые устанавливают дополнительную гарантию для налогоплательщиков.
Также обратную силу имеют акты, в которых предусмотрено снижение станок налогов и сборов, и акты, отменяющие обязанности плательщиков и каким-либо другим способом упрощающие положение налоговых агентов.
Акты налогового законодательства, не имеющие обратную силу
Обратную силу не имеют следующие группы законодательных актов:
- акты об установлении налогов и сборов, повышающих налоговые ставки;
- акты, способствующие отягощению ответственности за налоговые нарушения;
- акты, устанавливающие для налоговых агентов новые обязательства и ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов каким-либо другим способом.
Данное правило об обратной силе регулируется статьей 57 Конституции РФ. Для развития данного положения запрет на обратную силу актов налогового законодательства, ухудшающих положение плательщиков. установлен статьей 5 НК РФ. Запрет установлен для актов о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти.
Источник: https://Advokat-Malov.ru/obshhie-polozheniya/dejstvie-aktov-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah-vo-vremeni.html
Порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах могут изменить (Российская Федерация)
Порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах могут изменить
https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4
Разработан новый порядок принятия и вступления в законную силу изменений и дополнений в НК РФ. Соответствующий законопроект, подготовленный членом Совета Федерации Владимиром Петровым и депутатами Госдумы Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.
Предлагается установить единый срок принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Так, их принятие предусмотрено не позднее 1 сентября текущего года, а вступление в законную силу — с 1 января следующего года.
При этом планируется сохранить нормы о:
· вступлении в силу с 1 января года, следующего за годом принятия, федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также региональных и муниципальных законодательных актов о налогах и сборах, вводящих налоги;
· возможности вступления в силу в сроки, прямо указанные в актах (но не ранее даты официального опубликования), устраняющих или смягчающих налоговую ответственность, улучшающих положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Предлагаемые сроки принятия и вступления в действие законодательных актов о налогах и сборах обусловлены необходимостью предоставления налогоплательщикам времени на изучение принятых актов, учет их при планировании своей работы на следующий год, а также предоставлением им времени на обжалования принятых актов (срок обращения с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод). «Таким образом, остается возможность изменять налоговые условия в сторону облегчения и упрощения законодательства с 1 января следующего за принятием такой нормы года», — считают разработчики законопроекта.
Отмечается, что внесение указанных поправок позволит на целый год зафиксировать в неизменном виде условия и правила, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, что существенно облегчит работу предпринимателей. «Появится возможность использовать текст НК РФ, скажем, в редакции 2016 года, в редакции 2017 года и так далее», — подчеркивают авторы законодательной инициативы.
В случае одобрения документ вступит в силу с 1 января 2016 года.
С текстом законопроекта № 703551-6»О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации«и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник: https://www.zakon.kz/4683221-porjadok-vstuplenija-v-silu.html
О моратории на изменение ставок налогов и сборов в российской федерации, проект федерального закона от 22 марта 2000 года №90021163-3
О моратории на изменение ставок налогов и сборов в российской федерации
Проект N 90021163-3Вносится депутатамиГосударственной Думы
21 марта 2000 года
Статья 1.
Установить, что в течение двух лет с момента вступления настоящего Федерального закона (далее — Закона) в силу запрещается введение в действие правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, увеличивающих ставки федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, целевые бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации по сравнению со ставками, действующими на момент вступления настоящего Закона в силу.
Статья 2.
Установить, что в течение срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации не может быть предусмотрено введение федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, целевые бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации, дополнительно к федеральным налогам и сборам, действующим на момент вступления настоящего Закона в силу, за исключением федеральных налогов и сборов, переход плательщика к уплате которых является добровольным.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О моратории на изменения ставок налогов и сборов в Российской Федерации»
Целью настоящего Закона является создание в Российской Федерации в течение двух ближайших лет благоприятного налогового климата.
Для достижения данной цели предлагается установить двухлетний запрет на увеличение ставок федеральных налогов и сборов, а также на введение новых налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет Российской Федерации.
Единственным исключением из этого правила являются ситуации, когда переход к уплате дополнительных налогов и сборов является добровольным (примером является переход субъектов малого предпринимательства к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности).
На N 2.12-17/563 от 14 апреля 2000 г.
Заключение на проект федерального закона «О моратории на изменение ставок налогов и сборов в российской федерации», внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.Ю.Артемьевым и С.В.Иваненко
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается запретить в течение двух лет введение в действие правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, увеличивающих ставки федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации, а также запретить введение федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации, за исключением федеральных налогов и сборов, переход плательщика к уплате которых является добровольным.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Кодекса).
Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (в том числе порядок установления и изменения размеров ставок по федеральным налогам и сборам).
Положения представленного на рассмотрение законопроекта, в том числе предусматривающие уплату федеральных налогов и сборов в зависимости от волеизъявления плательщиков (статья 2 законопроекта) не соответствуют принципам налогообложения и сборов, закрепленным в части первой Кодекса (в частности, в пункте 1 статьи 3, пункте 2 статьи 12, подпункте 1 пункта 1 статьи 23). Федеральные налоги и сборы являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Обязательность каждого платить законно установленные налоги и сборы в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена основными принципами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт: изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом, разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом, а также иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
Позиция авторов рассматриваемого законопроекта о необходимости создания оптимального режима налогообложения и обеспечение его стабильности поддерживается.
При реформировании законодательства о налогах и сборах предполагается его упорядочение и совершенствование системы налогов и сборов.
Предполагаемые изменения налоговой системы повлекут снижение совокупной налоговой нагрузки, сложившейся в настоящее время.
Вместе с тем, установление двухлетнего запрета на введение в действие правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, увеличивающих ставки федеральных налогов и сборов и вводящих новые федеральные налоги и сборы, не позволит реализовать проводимые в настоящее время комплексные преобразования налоговой системы.
Учитывая изложенное, проект федерального закона «О моратории на изменение ставок налогов и сборов в российской федерации» Правительством Российской Федерации не поддерживается.
А.Кудрин
Текст документа сверен по:
рассылка
Источник: https://docs.cntd.ru/document/901929298
Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: (ст.5)
Принципы организации налогообложения
(самостоятельно еще посмотреть ст.3 НК)
1) принцип справедливости — всеобщностьналогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами.
2) принцип определенности — сумма налога, способ осуществления налогового платежа, время его совершения должны быть точно и заранее известны налогоплательщикам.
3) принцип удобности — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков.
4) принцип экономии — сумма собранного каждого конкретного налога должна превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Система принципов налогообложения классифицируется в четыре группы:
1. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность ( обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
2) эластичность (подвижность) обложения.
2. Народно-хозяйственные принципы:
3) правильный выбор источников налогообложения;
4) выявление способов избавления от уплаты налогов (нужно понимать законные пути снижения налогового бремени).
3. Этические принципы, принципы справедливости:
5) всеобщность обложения (охват всех слоев населения обложением налогами);
6) равномерность обложения, прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика).
4. Административно-технические принципы налогообложения:
7) определенность обложения;
8) удобство уплаты налогов;
9) максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов
Наиболее применяемые в настоящее время в налоговых системах экономически развитых стран принципы налогообложения можно классифицировать как экономические , юридические и организационные .
К группе экономических принципов относятся:
• хозяйственная независимость предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика;
• справедливость предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика;
• соразмерность основана на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.
К группе юридических принципов относятся:
• учет интересов основан на определенности налогового платежа ( метод налогообложения, размер ставки, время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога;
• экономичность основана на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание;
• нейтральность предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством;
• установление налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны;
• отрицание обратной силы налогового закона основано на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия;
• сочетание интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, оно проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.
К группе организационных принципов относятся:
• установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
• подвижность (эластичность) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены.
Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов, и изменение размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям;
• стабильность основана на том, что налоговая система должна быть эффективной , что, в свою очередь, является основанием , чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям;
• исчерпывающий перечень налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, изымаемых как с юридических , так и с физических лиц; как для федерального , так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы;
• гармонизация налогообложения основана на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.
Функции налогов
Функции налогов – это способ реализации сущности налога. Функции налога можно рассматривать как конкретную форму проявления или внешнего воздействия на экономику страны.
В число функций налога входят: экономическая (поскольку налогообложения по своей сути — это экономические отношения), фискальная, распределительная, контрольная, стимулирующая (реализуется через систему льгот), регулирующая.
Следует выделить Основные функции:
— фискальная – (fiscus – государственная корзина, казна) изъятие средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней – тем самым формируются финансовые ресурсы государства.
— регулирующая — достижение определенных целей, таких как развитие приоритетных отраслей экономики или ускоренное решение определенных социально-экономических проблем. – применяется в виде изменения ставки налога, предоставления/ прекращения льгот и т.д.- позволяет регулировать инвестиционную деятельность хоз.субъектов, предпринимательскую активность.
— контрольная – контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и контроль за использованием имущества и т.п. (контроль за деятельностью организаций, ИП, через обязание их представлять налоговую отчетность, платить налоги и вставать на налоговый учет – им присваивается ИНН, а для организаций еще и КПП)
ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ (ст.83-86)
ИНН – идентификационный номер налогоплательщика
КПП – код причины постановки (только!) организации на налоговый учет
ИНН присваивается:
— для организаций с момента их государственной регистрации на основании сведений поступивших в базу ЕГР(единый государственный реестр)
— для физ.лиц – постановка осуществляется на основании сведений, поступивших в ЕГР 1) из ЗАГСа –регистрация новорожденного и 2) из паспортного стола – по факту регистрации новорожденного по месту жительства
ИНН остается неизменным независимо от смены места нахождения организации (места жительства физ.лица)
4401012345 – (10 знаков – для организаций)
440101234567- (12 знаков – для физ.лиц)
ИНН показывает где зарегистрирован налогоплательщик:
44 – код региона
01 – административная территория региона (01 – гор.Кострома, 16 – гор. Волгореченск, 14 – Красносельский район и т.д.)
Последующие цифры – номер налогоплательщика
ВИДЫ НАЛОГОВ
Классификация налогов — группировка законодательно установленных налогов и сборов, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления.
В основу систематизации положены различные методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.
В настоящее время наиболее существенное значение для практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:
1) (по территориальному уровню)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ — налоги и сборы устанавливаются только Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ (все указаны в разделе YIII НК РФ)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ — налоги устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (все указаны в разделе IV НК РФ)
МЕСТНЫЕ — налоги устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (все указаны в разделе Х НК РФ)
В отдельную позицию выделяют СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ — (раздел VIII-1 НК РФ) устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах
2) (в зависимости от плательщика)
— налоги с организаций – взыскиваемые только с юридических лиц, а также с их филиалов и представительств (легко определить, так как содержат в своем названии указание на «организацию» — например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций)
—налоги с физических лиц— взыскиваемые с физических лиц (легко определить, так как содержат в своем названии указание на «физическое лицо» — например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)
— общие налогидля физических и юридических лиц – взыскивается при наличии объекта налогообложения у этих лиц (не содержат в своем названии указание ни на «организацию» ни на физическое лиц — например, транспортный налог, налог на добавленную стоимость)
3) (в зависимости от формы обложения)
—прямой налог(подоходно-поимущественные налоги) – уплачиваются самим налогоплательщиком за счет собственных средств (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог)
— косвенный налог(налог на потребление) — налог включается в цену товара, формальным плательщиком является продавец, фактическим плательщиком является покупатель товара. (НДС, акцизы)
4) (в зависимости от назначения)
— налоги общего значения– используются на общие цели
— целевые налоги— используются для финансирования конкретных расходов бюджета (земельный налог и водный налог – на восполнение природных ресурсов, транспортный налог – на строительство и поддержание дорог)
ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА(ст.8)
НАЛОГ | СБОР |
— обязательный (принудительный) платеж, — индивидуально безвозмездный платеж, — взимается только в форме денежных средств (вкл.электронные), — направляется на финансирование гос-ва и муниц. образований | — обязательный платеж, — уплата сбора является условием для совершения юридически значимых действий в отношении данного плательщика |
Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: (ст.5)
По общему правилу:
— акты законодательства о налогах –вступают в силу при одновременном соблюдении условий:
1) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и
2) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
— о сборах –вступают в силу:
не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст.9)
Источник: https://megalektsii.ru/s43894t6.html