Налоговая база: акцизы и НДС :
Акцизы и НДС — это одно из ключевых понятий как для экономистов, занимающихся особенностями налогообложения, так и для предпринимателей, старающихся выжить в условиях сильной рыночной конкуренции в нашей стране.
Многих эти слова пугают, у других вызывают бурю недовольства – «Снова государство отбирает последние деньги!».
Впрочем, сложно спорить, налогообложение в существующей форме, имея множество острых углов, все же эффективно – ставки не так высоки, как во многих державах, а отдача позволяет каждому ощущать социальную безопасность за счет государства и его «финансовой подушки».
Акцизы: что это и зачем?
Рассказывая об акцизах и НДС, для упрощения ситуации каждый из видов надбавок лучше рассматривать отдельно. Это позволяет избежать путаницы понятий. Впрочем, нужно также помнить, что общего у этих двух разновидностей немало.
Так, НДС, акцизы, налог на прибыль представляют собой косвенное налогообложение. Этот термин обозначает следующий факт: надбавка причисляется к стоимости товара, уплатить которую придется покупателю.
В этом категорическое отличие от прямых налогов, оплата которых более «прозрачна», очевидна и ложится на продавца, производителя, работодателя.
В то же время акцизы отличаются узкой сферой применения, чем и выделяются на фоне НДС.
Их можно наложить лишь на определенные группы продуктов, изготовленных за рубежом или в родной стране, но нельзя распространить на услуги, работы.
Обычно начисление акциза и НДС производится индивидуально для каждой группы подакцизных товаров. Такой подход обеспечивает максимально справедливый и экономически эффективный результат работы системы налогообложения.
Акциз: отличие от НДС
Несмотря на то что налоговая база НДС и акцизов довольно сходна по своей структуре, есть некоторые важные отличия. Акциз начисляют и взимают лишь один раз за весь цикл существования товара.
Начисление налога происходит на какой-то одной стадии продвижения продукта, чаще всего – начальной, то есть в тот момент, когда товар отпускается производителем первому (вероятно – оптовому) покупателю.
Когда товар перепродается, дополнительных отчислений по налоговой программе акциза не требуется, поскольку средства уже были направлены в бюджет. Производитель включает акцизы и НДС в отпускную стоимость, а значит, эти величины в будущем – лишь элемент цены.
При этом однократность отчисления этой суммы делает акцизы гораздо более дружелюбными для предприятий, покупателей, нежели НДС, раз за разом составляющий прибавку к цене товара и ложащийся в итоге на конечного потребителя. Насколько велик он будет при этом, определяется длительностью цепочки перекупщиков.
Во многом эта разница в логике начисления является основным отличием, важным для учета НДС и акцизов, который ведется бухгалтерией предприятия.
Акцизы: настоящее и будущее
Указанная специфика начисления акцизов и НДС делает очевидной взаимосвязь системы налогообложения и инфляции. Если увеличение объемов НДС с каждой операцией по товару лишь стимулирует инфляционный рост, то регулярность и одноразовость акцизов позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным.
В то же время нельзя полностью исключить акцизы, НДС, таможенную пошлину, даже если при идеалистичном воззрении на экономические науки кажется, что это лучший способ исключить инфляцию. Именно эти налоги позволяют наполнить бюджет государства, а также обеспечивают приток средств в бюджеты субъектов страны.
Стабильность: будет ли?
Ежегодно формируется аналитика, отражающая, как велика была за отчётный период уплата НДС и акциза в каждом отдельном субъекте и по государству в целом. Если поднять данные за последние несколько лет, можно заметить, что колебания показателей существенные.
Следовательно, сложно прогнозировать значимость акцизной надбавки для федерального, территориальных бюджетов на будущее.
Известны года, когда за счет акцизов в бюджет страны приходило лишь 3,6 % от общей величины, а в другие отчетные периоды эта цифра возрастала до 15 %.
Говоря о фискальной значимости этого элемента системы налогообложения, важно отметить, что без учета акцизов и НДС нельзя делать корректные выводы о значимости для бюджета страны реализации подакцизной продукции на фоне общих объемов всех торговых операций в государстве.
Корректный налоговый учет позволяет выявить процент акцизов из прочих налоговых отчислений, направленных в консолидированный государственный бюджет.
Эта величина зависит от установленных акцизных размеров и льготных программ, инфляции и особенностей объектов, на которые начисляются налоги.
Правильное использование информации, получаемой из такой аналитики, позволяет корректировать начисление НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ таким образом, чтобы при достаточно объемных отчислениях в бюджет предприятия могли работать с выгодой для себя.
Аналитика и взаимосвязи
Итак, цена на любой товар включает НДС и акцизы, которые показывают также потенциал системы налогообложения. Кроме того, можно делать выводы о необходимости расширения или уменьшения круга товаров, на которые необходимо ввести (или исключить) акцизы.
Подакцизные товары в настоящее время:
- этиловый спирт;
- продукты, в которых этиловый спирт присутствует в концентрации от 9 % и более;
- алкогольные товары;
- пиво;
- продукция с содержанием табака;
- персональные автомобили;
- мотоциклы, мощность двигателя которых составляет 150 лошадиных сил и больше;
- бензин для автомобилей;
- дизель;
- моторные масла;
- прямогонное топливо.
На все эти категории товаров акцизы и НДС достаточно существенные, чтобы гарантировать бюджету ежегодные поступления довольно большого объема средств.
Было – стало
Известно, что ранее папиросы и этиловый сырцовый спирт не входили в число подакцизных товаров. Корректировки по этому поводу в закон были внесены не так давно. Выручка, НДС, акцизы на эти категории продукции стали сходны с прочими алкогольными, автомобильными, содержащими табак товарами. Между прочим, мотоциклы тоже были введены в перечень подакцизных товаров не так давно.
Впрочем, не все так однозначно. Аналитика, оценивающая выручку, НДС и акцизы, позволила экономистам продвинуть идею об исключении некоторых категорий товаров из перечня подакцизных. Так, отсюда вывели ювелирные изделия и некоторые категории топлива, изготовленные из газа, нефти.
Эти изменения вызвали определенное недовольство со стороны местных чиновников, так как сократили поступления в бюджет. Если говорить о количественном выражении, то исключение указанных позиций из числа подакцизных только в Санкт-Петербурге уменьшило налоговые поступления на 7,5 %.
Для всей страны показатель упал в среднем на 2,5 %.
Частично эти потери возместили, включив в список подакцизных товары из категории бытовой химии, парфюмерии, а также продукты, содержащие спирт. Правила распространились на изделия, поставляемые на рынок в металлических упаковках, оснащенных аэрозолем.
Избежали внимания налоговиков
Некоторые виды продукции не облагаются акцизами, несмотря на наличие спирта среди компонентов. При этом акцизы не взимаются лишь при соблюдении определенных условий. Например, на таком особом положении оказались лекарственные препараты, произведенные на спиртовой основе.
Индивидуальный подход со стороны налоговых законов практикуется и к ветеринарным средствам, в составе которых содержится спирт. Также преимущественно не облагаются акцизами косметические и парфюмерные товары.
Все перечисленные категории избегают акцизного налогообложения только в том случае, если производитель позаботился о государственной регистрации продукта.
Кроме того, есть требования к упаковке: емкости должны удовлетворять принятым на государственном уровне стандартам.
Налоги и нормативы
Предполагается, что ежегодно только через программу акцизного налогообложения федеральный бюджет России должен получать около 130 миллиардов, из которых большая часть – это отчисления от товаров, изготовленных внутри государства. В процентном выражении это около 84 %. Из них более 40 % поступлений ожидается от нефти и продукции, изготовленной на ее основе, немногим меньше – от реализации содержащих табак товаров.
Чей кошелек страдает?
Кто должен заплатить акциз? По закону эта обязанность ложится на предприятия и предпринимателей, производящих товар либо перевозящих его через государственную границу России.
А вот обособленные подразделения и прочие подобные структурные формирования платить налоги самостоятельно не должны, они лишь берут на себя обязанность по перечислению денег из головного офиса в местное налоговое отделение.
Если некоторый предприниматель или предприятие были причислены к списку плательщиков акцизного налога, они должны сперва проанализировать хозяйственную деятельность.
Присутствует ли в ней такой объект, на который начисляются акцизы? Если таковой есть, налог придется заплатить в обязательном порядке.
При отсутствии продукции из перечня подакцизной платить ничего не нужно – пока не появится обосновывающий отчисления товар.
Нк и объект налогообложения
Из главного в России сборника налоговых законов следует, что объект акцизного налогообложения – это такие операции, в которых принимают участие товары, по закону облагаемые акцизами.
Указанные хозяйственные операции в экономических науках принято разделять на группы для упрощения составления аналитики. Существующее деление:
- операции с нефтью и продуктами ее переработки;
- операции с прочими товарами, облагаемыми акцизами.
Такое деление основано на введении специализированного порядка начисления налогов на нефть и изготовленные на ее основе продукты.
Операции: за что придется отчитаться?
Акцизы придется уплатить при совершении ряда операций с товарами, включенными в государственный перечень (основные категории, входящие в него, перечислены выше). К числу таких операций в первую очередь относят реализацию.
Рассматриваются сделки, заключаемые на территории России, причем одна из сторон – производитель подакцизной продукции. Закон трактует понятие «реализация» не только как продажу, но и сделки с безвозмездной основой, а также как передачу продукта, в ответ на что производитель получает отступные, инновации.
В качестве «оплаты» по реализации может выступать натуральная оплата труда.
Налогами будут обложены и операции, реализуемые в государственных границах России с подлежащими акцизному налогообложению товарами, если они были сделаны из давальческого сырья и затем переданы лицу, это сырье предоставившему. Если производитель некоторый процент произведенных продуктов оставляет себе в качестве вознаграждения за услуги по изготовлению, операция также подлежит акцизному налогообложению.
А что еще?
Налог придется заплатить, если организация передает изготовленные продукты, официально представляя их в качестве сырья для последующего производства товара, не подлежащего обложению акцизом.
Придется уплатить отчисление в бюджет и в случае, когда подакцизный продукт был изготовлен фирмой и передан потребителю без оплаты стоимости, но по договору потребитель обязан заплатить за переработку.
Если товары передаются для собственных нужд и внутреннего пользования, продукция также облагается акцизами, равно как и передача товара в качестве отчислений в уставной капитал третьего юридического лица.
НДС: рассмотрим внимательнее
Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.
НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны.
Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены.
В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.
НДС: базовые понятия
О том, что представляет собой налоговая база для расчёта НДС, рассказывает НК в статье под номером 40. Из нее следует, что для расчёта налогов берут стоимость продукта, услуги или работы, вычитая из нее величину акцизов. В качестве стоимости берут ту величину, которую в документах, сопровождающих операцию, указывают обе стороны сделки.
Если необходимо продать товар, в цену которого уже включен НДС, тогда для расчета налоговой базы выявляют рыночную цену товара и вычитают из нее остаточную стоимость, проводя в процессе бухгалтерских вычислений переоценку позиций.
Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovaya-baza-aktsizyi-i-nds.html
Косвенное налогообложение
Согласно распространенной классификации налоги в РФ делятся на прямые и косвенные. Тогда как суть прямого налога ясна – предприятие перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной.
Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги.
Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет налог государству.
Особенности косвенных налогов
Косвенные сборы имеют ряд следующих специфических черт:
- Оперативность. Косвенный налог должен быть перечислен государству в кратчайшие сроки (например, срок для НДС – от месяца до квартала).
- Высокая собираемость. Косвенные сборы перечисляются государству практически всегда, и причина тому – легкость мониторинга торговых операций. Нарушение выявить очень легко.
Виды косвенных налогов
Чаще всего косвенный налог принимает одну из следующих форм:
Самый важный косвенный налог – налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость – это сумма, которая и формирует прибыль продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным.
Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.
Ставка НДС зависит от вида товара. Большинство товаров и услуг облагается налогом в 18%, печатная продукция, лекарства и товары, которые потребляются детьми – в 10%. В ряде случаев платить НДС вообще не надо:
- Если товар экспортируется.
- Если фирма оказывает услуги пассажирских перевозок.
- Если фирма реализует продукцию собственного производства (это применимо к предприятиям общественного питания).
- Если предприятие оказывает услуги в сфере ЖКХ.
Перечень случаев освобождения от НДС определен государством – на региональном уровне изменять установленные правила нельзя.
Второй вид сбор – акциз – тоже включается в конечную стоимость, но применяется лишь в сфере производства. Иногда акциз фигурирует и в торговой деятельности – например, если товар импортируется с целью перепродажи с наценкой.
Такой косвенный налог, как таможенная пошлина, взимается на границе страны. Основание для этого налога – перемещение товара из одного государства в другое. В качестве целей существования пошлин выделяются следующие:
- Регулирование объемов импорта различных групп товаров.
- Установление баланса между импортом и экспортом.
- Стимулирование потребления отечественной продукции (либо продукции, произведенной в конкретной стране).
Таможенные пошлины также классифицируются на виды:
Адвалорные таможенные сборы начисляются в виде процента от стоимости перевозимого товара. Исчисление специфических происходит по товарным единицам. Комбинированный способ начисления включает в себя признаки обоих вышеописанных типов.
По целям таможенные пошлины делятся на антидемпинговые и компенсационные. Первые применяются к экспортируемым товарам, стоимость которых при ввозе ниже, чем у аналогичных товаров на национальном рынке.
Так государство защищает отечественных производителей.
Компенсационные пошлины снижают активность таких видов бизнеса, которые могут использовать субсидии, а значит, находятся в заведомо более выгодном положении.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/11431-kosvennoe-nalogooblozhenie
Косвенные налоги (НДС, акцизы, пошлины)
Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателем. Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров.
Акциз впервые был введен в Древней Греции в VII – V веках до н.э. и означает взимание сборов у ворот города.
Современный перечень подакцизных товаров включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо и масло для двигателей.
Порядок взимания акцизов регламентируется главой 22 Налогового кодекса РФ.
Элемент | Характеристика |
Общая характеристика | Косвенный федеральный налог на товары преимущественно массового потребления. Как и НДС, акциз включается в цену товара и поэтому оплачивается потребителем |
Налогоплательщики | — организации;- индивидуальные предприниматели;- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России |
Объект налогообложения | Операции с подакцизными товарами:- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта конъячного;- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие) с объемной долей этилового спирта более 9%;- алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов;- пиво;- табачная продукция;- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);- автомобильный бензин;- дизельное топливо;- моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;- прямогонный бензин |
Налоговая база | Определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара |
Налоговый период | Календарный месяц |
Налоговая ставка | Твердые (в абсолютной сумме на единицу измерения), адвалорные (в процентах) и комбинированные ставки по каждому виду подакцизных товаров |
Порядок исчисления | Общая сумма акциза по подакцизным товарам представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза |
Порядок и сроки уплаты | Уплата акциза производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) подакцизных товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.По прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. |
Налогоплательщики.
Выделяется три категории налогоплательщиков, если они совершают операции, облагаемые акцизами:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Налогоплательщики, совершающие операции с денатурированным этиловым спиртом и прямогонным бензином, обязаны получить в налоговом органе специальное свидетельство о регистрации.
Подакцизные товары.
Перечень подакцизных товаров включает:
— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта конъячного;
— спиртосодержащую продукцию (растворы, эмульсии, суспензии и другие) с объемной долей этилового спирта более 9%;
— алкогольную продукцию (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция) с содержанием этилового спирта более 1,5% (за исключением виноматериалов);
— пиво;
— табачную продукцию;
— автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
— автомобильный бензин;
— дизельное топливо;
— моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
— прямогонный бензин.
Не рассматриваются как подакцизные товары:
— лекарственные, лечебно-профилактические и диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в государственный реестр, а также лекарственные средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптеками по рецептам, разлитые в емкости согласно стандартам;
— препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию, разлитые в емкости не более 100 мл;
— парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
— реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (в том числе на безвозмездной основе и при использовании для натуральной оплаты);
— передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд, в уставный капитал организаций;
— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и другие.
К производству подакцизных товаров приравнивается розлив подакцизных товаров, а также смешивание товаров, в результате которого получается подакцизный товар.
Налоговые льготы.
Операции, освобождаемые от налогообложения:
— передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой организации для производства других подакцизных товаров;
— реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ и другие.
Налоговая база.
Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база исчисляется в зависимости от используемой специфической, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.
Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу измерения. При установлении специфических (твердых) ставок налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Так определяется налоговая база при реализации вин, этилового спирта, пива и т.д.
Адвалорные ставки устанавливаются в процентах. Налоговая база определяется как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза и НДС.
Налоговая база при передаче подакцизных товаров, реализации на безвозмездной основе, совершении бартерных операций определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавшем в предыдущем налоговом периоде. Если в предыдущем налоговом периоде не было реализации этих товаров, то их стоимость определяется исходя из рыночных цен без учета акциза и НДС.
Комбинированные налоговые ставки состоят из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок. Сумма акциза по комбинированным ставкам исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и твердым ставкам.
При применении комбинированных ставок налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при использовании специфической налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки.
В настоящее время комбинированные ставки установлены на табачные изделия. Например, в 2010 году на сигареты с фильтром применяется ставка акциза: 205 руб. 00 коп. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. за 1000 штук.
Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества пачек табачных изделий, реализованных в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию РФ:
RS = MRP x N,
где RS – расчетная стоимость, руб.;
MRP — максимальная розничная цена, указанная на пачке табачных изделий, руб.;
N — количество пачек табачных изделий, реализованных в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию РФ, штук.
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям организациями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на пачку табачных изделий отдельно по каждому наименованию.
Как и по другим налогам, при определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центробанка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.
В налоговую базу по акцизам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, включаются также суммы авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база по ввозимым товарам определяется в зависимости от применяемой налоговой ставки. Если в отношении ввозимых товаров применяются твердые (специфические) ставки, то налоговая база устанавливается в общем порядке: как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
При применении адвалорных (в процентах) ставок налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров и таможенной пошлины.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении специфической ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной ставки.
Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы товаров.
Налоговый период по акцизам – календарный месяц.
Налоговые ставки.
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях и копейках за единицу измерения) |
С 01.01 по 30.06.2012 |
Источник: https://referat911.ru/Nalogi/kosvennye-nalogi-nds-akcizy-poshliny/34709-1290352-place3.html
Прямые и косвенные налоги в составе цены
Введение
Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.
Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить реальностей социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.
Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества.
Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций.
Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.
В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения.
Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.
В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления.
Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.
Прямые налоги подразделяются на:
— налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
— налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)
Прямые налоги исторически предшествуют косвенным налогам, ибо они наиболее просты и очевидны, т.е. при их обложении каждый класс точно знает, какую долю расходов государства он несет. Прямые налоги делятся на реальные и личные:
Реальными называются прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты налогоплательщика. При этом не учитывается фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение субъекта.
Личными налогами называются налоги, объектом обложения которых является не имущество, а учтенный доход или часть дохода налогоплательщика.
Различия между личными и реальными налогами сводится к следующему:
1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактически приносимый доход, т.е.
лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными доходами учитывается личное положение плательщиков — уровень дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков и т.д.
2. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные — в прогрессивных. 3. Реальными налогами облагается валовой доход (нормативный, как правило), который приносит имущество. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.
4. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактическому доходу.
В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога — нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога — он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога. [10]
Классическими примерами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество:
1) Налог на прибыль.
— Налог федеральный.
— Регулируется главой 25 НК РФ. Общая налоговая ставка – 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
2) Налог на доходы физических лиц (подоходный налог).
— Налог федеральный.
— Регулируется главой 23 НК РФ.
— Общая ставка налога установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
3) Налог на имущество предприятий.
— Налог региональный.
— Регулируется законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
— Ставка не должна превышать 2%.
От реальных налогов личные налоги отличаются тем, что объекты обложения учитываются индивидуально, а не в среднем для каждого плательщика, принимаются во внимание конкретные особенности его имущества, финансового положения, учитывается состав семьи и т.п.
В большинстве стран основным видом личного налога остается подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений и поимущественный налог.
В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.
Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).
Они подразделяются на:
— косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
— косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.
К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины.
Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя.
Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.
Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж.
Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли.
В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1:
Таблица 1
Виды косвенных налогов
Классическими примерами косвенных налогов являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы:
1) Таможенные пошлины — налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
2) Налог на добавленную стоимость (НДС).
Регулируется главой 21 НК РФ. Является косвенным налогом.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (ст. 171 НК РФ).
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
Источник: https://MirZnanii.com/a/239346/pryamye-i-kosvennye-nalogi-v-sostave-tseny
Прямые и косвенные налоги в составе цены
Важное место в составе цены занимают налоги.
По своей организационно-экономической сути налог — это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента. Эквивалентом, правда, бывают те услуги, которые оказывает налогоплательщику государство.
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. В первую очередь, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета.
Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, напротив — сокращению. В-третьих, бывают фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение.
В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населœения.
В состав цены включаются социальные налоги,налог на добавленную стоимость, акцизы
Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.
Величина социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.
Социальные налоги имеют целœевое назначение, в связи с этим их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, земельный налог, лесной и т.д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелœец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Сегодня упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целœесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления.
Косвенные налоги — это налоги на потребителя. Οʜᴎ считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу.
Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.
По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы.
На каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость.
Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнение работ, услуᴦ.
На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.
Ставка налога на добавленную стоимость 18%.
Во всœех странах существуют льготные или нулевые ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуᴦ. Их отсутствие ведет к повышению цен на соответствующие товары, услуги, что во всœем мире считается нежелательным явлением по социальным соображениям (медикаменты, товары для инвалидов и т. д.).
На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены акцизы. Акциз — косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минœерального сырья.
Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: спирт этиловый из всœех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% от объёма единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в т.ч. ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минœерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минœерального сырья), в т.ч. ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всœей территории Российской Федерации и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме
Акцизы способствуют изъятию доходов, которые сегодня включены в цену товара. Подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению этих товаров: налогом облагается величина другого налога, то есть сумма акциза включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
Названные два вида налогов являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателœей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.
С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, увеличивают себестоимость изготовляемых товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.
Так как НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции, в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению. При падении объёмов производства НДС только углубляет инфляцию, впрямую влияет на рост цен.
Необходимо учитывать, что эластичность нашей экономики очень низкая по сравнению с США, Швецией и другими высокоразвитыми странами. Это значит, что рекомендации, которые дают нам зарубежные ученые, у нас не срабатывают.
Критерием целœесообразности снижения НДС, акциза в составе цены является наличие эластичного предложения, стремления и возможности предприятий заполнить образовавшуюся нишу реальными товарами.
В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без… [читать подробнее].
Источник: https://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/223221_pryamye_i_kosvennye_nalogi_v_sostave_ceny
Ценообразование — Прямые и косвенные налоги в составе цены
В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально—экономическую роль:
1) налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;
2) налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
3) налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
4) налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
В состав цены входят следующие виды налогов:
1) социальные налоги;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акциз;
4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).
Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.
НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.
Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.
Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
Источник: https://cribs.me/tsenoobrazovanie/pryamye-i-kosvennye-nalogi-v-sostave-tseny
2.2 Прямые и косвенные налоги в составе цены
В состав цены входят также налоги. Налог — это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:
1. налоги, реализуемые в цене, — это основной источник доходов государственного бюджета;
2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
3. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
4. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
В состав цены входят следующие виды налогов:
1. социальные налоги;
2. налог на добавленную стоимость;
3. акциз;
4. налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).
Социальные налоги — это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д. ценообразование налогообложение рыночный косвенный
Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками являются потребители, т. к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.
Косвенные налоги имеют большое социально-экономическое значение и играют важную роль в экономике страны.
Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.
Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется распределение и перераспределение доходов между различными социальными группами населения.
В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).
В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики.
Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых платежей.
Многие экономисты считают эти налоги самыми несправедливыми, поскольку они регрессивны по отношению к доходу потребителей — с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких — более низкий.
Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.
В настоящее время применяют 2 косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначение, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.
НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы для России и взят из практики налогообложения западных стран.
Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях во Франции в 50-х годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях.
По своей экономической сущности НДС представляет собой одну из форм изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ.
В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг.
В соответствии с экономическим смыслом объектом налогообложения является добавленная стоимость (ДС), которая рассчитывается:
ДС = Ц — Материальные затраты на его производство (2.1) или
ДС = Выручка от реализации — Сумма материальных затрат (2.2)
Традиционно считается, что добавленная стоимость состоит из затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и прибыли от продажи.
Для того чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособлена, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС. В сфере производства, оптовой торговле, строительстве, при оказании услуг и выполнении работ НДС включается в цену отдельным расчетом:
В сфере производства для неподакцизных товаров и продукции (2.3):
где Ст — ставка НДС,%;
для подакцизных товаров (2.4):
Подакцизные товары подвергаются двойному налогообложению — сумма акцизного налога включается в облагаемый оборот НДС.
В сфере оптовой торговли (2.5):
Ставки НДС установлены законодательно и являются едиными на территории страны.
Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
Акцизный налог включается в состав цены предприятия-изготовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции.
Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.
Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.
Акциз и НДС являются важными ценообразующими элементами, влияющими на рост уровня цены. Во-первых, способствуя увеличению цены, они ограничивают потребительский спрос и способствуют изъятию доходов населения в бюджет при одновременном сдерживании потребления.
Во-вторых, в условиях инфляции они автоматически индексируются темпами инфляции исходя из особенностей определения облагаемого оборота и тем самым еще больше усугубляют инфляционные процессы. Очевидно, что величина ставок косвенных налогов должна быть экономическим регулятором, что предполагает обоснование как их размера, так и методики исчисления.
Среди отечественных экономистов в течение последних лет идет дискуссия относительно целесообразности снижения ставок.
Сторонники этой идеи утверждают, что при снижении ставок произойдет рост производства и прирост налоговых поступлений будет больше, чем потери от снижения ставок, что происходит в странах с развитой рыночной экономикой.
Такая динамика налоговых поступлений, как показывает практика, возникает в том случае, если промышленность быстро и чутко реагирует на увеличение спроса ростом производства, что предполагает высокую эластичность предложения.
Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что при уменьшении ставок они не снижают цены или увеличивают производство, а довольствуются увеличением получаемой прибыли. Таким образом, при уменьшении ставок косвенных налогов необходимо параллельное внедрение комплекса мер по поддержке производства, в противном случае будет уменьшаться сумма поступлений и расти дефицит бюджета страны.
Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
Источник: https://fin.bobrodobro.ru/13910